Изъятие земельного участка для муниципальных нужд у собственника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка для муниципальных нужд у собственника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Как вернуть долг?
  • Изъятие дома не состоялось
  • Уволили и не выплатили заработную плату?
  • Долг по расписке – страхуем свои риски!

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

  • Физическим лицам
  • Юридическим лицам
  • Консультации и поддержка

3 января 2019 4534

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26.12.2018

Дело № 87-28/2018/1148А/1633К
г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Минского городского исполнительного комитета на решение экономического суда города Минска от 08.06.2018 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 25.10.2018 № 87-28/2018/1148А по заявлению открытого акционерного общества «10 У» об обжаловании бездействия государственного органа, заинтересованное лицо Минский городской исполнительный комитет,

с участием представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда города Минска от 08.06.2018 по делу № 87-28/2018 требования ОАО «10 У» удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Минского городского исполнительного комитета (далее – Минского горисполкома), выразившееся в непринятии решения о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества в отношении земельного участка площадью 0,8914 гектара, расположенного в квартале, ограниченном ул.К-ул.С-ул.У-ул.Б, и являвшегося предметом аукциона с условиями №08-У-14 на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) от 04.12 2014. Суд обязал Минский горисполком устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО «10 У».

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 25.10.2018 по делу №87-28/2018/1148А решение экономического суда первой инстанции 08.06.2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Мингорисполкома – без удовлетворения.

Минский горисполком обратился с кассационной жалобой на указанные судебные постановления, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления ОАО «10 У» отказать, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального права.

Заявитель кассационной жалобы указал, что положения Указа Президента Республики Беларусь №667 от 27.12.2007 (далее – Указ №667) регулируют непосредственно правоотношения сторон при изъятии и предоставлении земельных участков, при этом сроки для принятия местным исполнительным комитетом решения о предстоящем изъятии земельного участка пунктом 12-1 Указа №667 не регламентированы. Поскольку законодательство в сфере земельных правоотношений не содержит норм, регламентирующих основания для отказа в принятии решения о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд, а проект решения Мингорисполкома №755/15 о предстоящем изъятии земельного участка не был согласован администрацией Октябрьского района города Минска, и в данном проекте решения отсутствуют ссылки на Указ №58 от 02.02.2009 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (далее – Указ №58), то, по мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно применена аналогия закона в части установления срока принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка.

Технической ошибкой заявитель кассационной жалобы находит сведения, содержащиеся в справке-обосновании к проекту решения №755/15 о соответствии их Указу №58, так как в самом проекте решения №755/15 отсутствует ссылка на Указ №58.

Заявитель кассационной жалобы указал, что проект решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества №755/15 снят с рассмотрения и возвращен на доработку в рамках процедуры, предусмотренной Регламентом, в связи с чем обжалуемое бездействие Мингорисполкома, выразившееся в непринятии решения о предстоящем изъятии земельного участка, осуществлено с соблюдением норм Регламента и положения пункта 12-1 Указа №667 и не повлекло нарушений прав и интересов заявителя по проектированию и строительству объекта.

В судебном заседании кассационной инстанции представители Мингорисполкома кассационную жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

Представители ОАО «10 У» полагают, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поскольку экономическим судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных постановлений.

Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к следующему выводу.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений экономического суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

  • Правительства Беларуси и России одобрили 28 союзных программ
  • Работники МЧС спасли женщину на пожаре в Петковичах
  • Дорогу — в Малые Новоселки, станцию обезжелезивания — в Невеличи. Что нового в Дзержинском сельсовете?
  • Правительства Беларуси и России одобрили 28 союзных программ
  • Работники МЧС спасли женщину на пожаре в Петковичах
  • Дорогу — в Малые Новоселки, станцию обезжелезивания — в Невеличи. Что нового в Дзержинском сельсовете?
  • Следствие ведут… Самая молодая правоохранительная структура страны празднует юбилей
  • 15 сентября в облисполкоме пройдет прямая линия по вопросам водоснабжения населения Минской области

— Предусмотрены ли какие-либо гарантии для собственников в случае изъятия?

— Статья 73 КоЗ предусматривает возмещение убытков, также в данном случае осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме возмещения убытков, государственными органами в зависимости от местных условий, особенностей и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.

-Какими нормативно-правовыми актами регулируются эти вопросы?

— Кроме Кодекса Республики Беларусь о земле, можно упомянуть:

  • ˜ Указ президента Республики Беларусь от 27.12.2007 г.
    №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»;
  • ˜ Указ президента Республики Беларусь от 02.02.2009 г.
    №58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд»;
  • ˜ Указ президента Республики Беларусь от 05.05.2009 г.
    №231 «О дополнительных мерах по защите имущественных прав при изъятии в г. Минске земельных участков для государственных нужд»;
  • Положение о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости;
  • Положение о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, утвержденное Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 26.03.2008 г. №462 «О некоторых мерах по реализации Указа президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №667», и т.д.

Максим СЕРГЕЕНКО

  • Недвижимость. Земля. Строительство
  • Инфраструктура и объекты недвижимости

Первоначально при намерении реализовать проект по строительству объекта недвижимости заказчику, застройщику, инвестору необходимо обратиться в соответствующие государственные органы за предоставлением ему земельного участка.

Порядок обращения заказчика, застройщика, инвестора за изъятием и предоставлением земельного участка для строительства зависит от будущего объекта строительства, самого заказчика, застройщика, инвестора, важности объекта строительства в масштабах государства, отдельного региона страны.

Земельные участки под строительство согласно действующему законодательству Республики Беларусь предоставляются путем проведения аукциона либо без его проведения.

Основания для изъятия земельного участка

  • ПТП «Промтехприбор» — подготовка жалобы на процедуру государственной закупки «электронный аукцион» в связи с нарушением заказчиком требования законодательства о государственных закупках в части описания предмета закупки и установления необоснованных технических требований;
  • ООО «Бонус Трэвел» — подготовка заключения о возможности обжалования трех процедур государственных закупок в области туризма в части нарушения заказчика по установлению требований в конкурных документах, ограничивающих конкуренцию;
  • ООО «Золото скифов» — подготовка жалобы на результаты государственной закупки «закрытый конкурс» в области музейного дела в части допущенных заказчиком нарушений при подведении итогов (результатов) закрытого конкурса;
  • УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь «— организация и проведение с подготовкой полного пакета документов подрядных торгов по выбору инженерной организации на оказание инженерных услуг при строительстве полигона. Подготовка ответа на жалобу участника при проведении указанной процедуры, в том числе участие в заседании конкурсной комиссии по ее рассмотрению.
  • РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» — организация и внедрение системы государственных закупок, закупок в строительстве;
  • ГУ «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь — организация и внедрение системы государственных закупок, закупок в строительстве.

Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г. выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Соблюдение прав собственника при изъятии земельного участка.

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

  • для выполнения обязательств по международному праву;
  • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
  • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
  • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
  • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

  • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
  • международным договором;
  • решением об обнаружении аварийности дома;
  • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
  • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
  • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления. В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу. При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

2. Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

Кому нужнее? Когда и как собственность могут забрать

Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

  1. От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
  2. Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
  3. Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.
    +1
  • Судебные иски и споры
  • Индивидуальное Жилое Строительство
  • Земли сельскохозяйственного назначения
  • Аренда земельного участка для дома (13)
  • Аренда земельного участка под бизнес (19)
  • Земельные участки по госпрограмме (12)
  • Земельные участки по льготе (9)
  • Земли сельскохозяйственного назначения (13)
  • Индивидуальное Жилое Строительство (25)
  • Кадастровые работы (16)
  • Отказ в аренде земельного участка (22)
  • Отказ в переводе в собственность (6)
  • Отказ в регистрации дома (5)
  • Покупка земельного участка (26)
  • Продажа земельного участка (15)
  • Судебные иски и споры (10)

Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.

Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:

  1. наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
  2. кадастровый либо условный номера земельного участка;
  3. цель изъятия участка;
  4. реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
  5. перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
  6. срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
  7. размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
  8. перечень размещенных на участке строений и сооружений;
  9. перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.

Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.

В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.

Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:

  • информацию о заявителе;
  • данные об участке;
  • цель изъятия.

Данный вид документа служит основанием для принятия судом дальнейшего решения по изъятию заявленного земельного участка. Совместно с иском заявителем должна быть представлена техническая документация на землю.

Основаниями для признания изъятия земельного участка незаконным являются:

  1. нарушение принципов гласности, открытости и прозрачности совершаемой сделки, предусмотренных действующими нормами гражданского права;
  2. наличие одного или нескольких альтернативных вариантов, которые позволяют сохранить земельный участок в собственности правообладателя;
  3. изъятие преследует коммерческие цели узкого круга лиц;
  4. изъятие происходит в объемах, не соответствующих нуждам муниципальных либо государственных органов власти;
  5. усматривается злоупотребление правом и нарушение прав собственника земельного участка;
  6. процедурные нарушения.

При наличии вышеперечисленных фактов правообладатель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании принятого решения незаконным. Наш адвокат Вам в этом поможет. Звоните уже сегодня!!!

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Что касается вопроса об изъятии для государственных нужд, то основные правила проведения процедуры и основания, её проведения установлены в статьях 31,32 ЗК РФ. Следует ориентироваться и на новые Правила, установленные для проведения процедуры с апреля 2015 года. Они установили единый механизм изъятия для правообладателей различных форм собственности, с определением границ имущественных притязаний для арендаторов и собственников. Итак, когда наступает принудительное изъятие земельного участка и в каких случаях?

Под нуждами федерального и регионального значения, допускающими изъятие, понимаются юридически обоснованные причины из числа следующих:

  • строительство объектов федерального и регионального назначения, на территории расположения используемых гражданами участков.
  • Проведение дорог, трасс или строительство аэропортов на территории, используемой гражданами.
  • Проведение нефтепроводов, газопроводов и других линейных объектов по заселённым землям.
  • Геологические разработки в местах проживания или нахождения промышленных предприятий.

Перечень могут продолжить любые прецеденты, требующие использования заселённой территории по распоряжению государственной власти. Такие действия производятся резолютивно. К их числу относятся так же те, которые не зависят от непосредственно выполняемых государством задач, но отражают его политику в области природоохранных ресурсов.

На этом основании изъятие допускается:

  1. при использовании ЗУ не в соответствии с установленным целевым назначением.
  2. В связи с его не использованием в течение определённого законодательством срока. (это называется изъятие неиспользуемых земельных участков)

Такое вмешательства государства в имущественные права недобросовестных земледельцев продиктовано тем, что земли относятся к важному экономическому ресурсу, допускающему повышение благосостояние граждан. Те из них, кто ориентируется лишь на инвестирование в землю, с целью дальнейшего накопления капитала за счёт повышения стоимости земли, поступает незаконно, нарушая возможности других граждан, желающих распоряжаться землёй по-хозяйски.

Получение указания на изъятие ЗУ в соответствии целям и задачам проводимых или планируемых государством работ, определяется на федеральном уровне. Распоряжение носит резолютивный характер и передаётся в сторону региональных властей, которые обязаны:

  • ответить согласием;
  • принять к рассмотрению;
  • организовать работы по изъятию участков.

В число видов организационной деятельности входит нижеследующее:

  • согласование процедуры с правообладателем;
  • оценка частных владений;
  • установление выкупной стоимости;
  • процедура купли-продажи ЗУ (выкупа).

Решение об изъятии земельного участка принимается органом местной власти на основании федеральной резолюции. Муниципалитет подготавливает постановление об изъятии и знакомит с ним граждан, попавших под программу расселения путём предоставления аналогичных условий или выкупа.

В Постановлении требуется указать:

  1. причины, на основании которых допускается прекращение права пользования;
  2. сроки, определённые для проведения работ;
  3. федеральная резолюция, регламентирующая изъятие;
  4. примерный план работ.

Постановление утверждается главой городского или областного исполкома, в зависимости от территории участков, подлежащих расселению. Если затрагиваются сельскохозяйственные земли или населённые пункты сельской администрации, копия документа отсылается в местный исполком. Так же в адрес районных центров выдаётся резолюция по привлечению уполномоченных лиц к исполнению распоряжений и организации работ.

Собственник земельного участка извещается о его изъятии трижды. В первом случае оно высылается после получения муниципалитетом федеральной резолюции, где формулируются причины проведения процесса, с опорой на составленное Постановление. Во втором случае граждане извещаются по окончании организационных работ, когда определяются основные их виды и выявлены участки, подлежащие изъятию. Третье извещение направляется в виде резолюции, требующей освобождения указанной территории.

Сроки изъятия регламентируются в отношении последнего уведомления, которое должно предоставляться заинтересованным лицам не позднее чем за 1 год до начала производства работ по расселению обозначенного массива. В течение указанного срока, граждане попавшие под программу изъятия земель обязаны составить соглашение с муниципалитетом или попытаться оспорить принятое исполкомом решение. По завершении указанного срока сопротивление принятому решению недопустимо, так как оно может нанести существенный вред проводимым работам, с вытекающими правовыми последствиями.

Соглашение об изъятии – оптимальный вариант действий в данной ситуации. Однако граждане могут контролировать принцип соразмерности предоставления компенсации и предъявлять уместные требования и претензии, что не противоречит процедуре.

Соглашение об изъятии земельного участка, образец которого доступен здесь и в конце статьи, составляется в свободной форме, бланки разрабатывает администрация. Для каждого собственника вносятся соответствующие его недвижимому имуществу параметры из числа следующих:

  • наименование уполномоченного органа;
  • сведения о собственнике;
  • технические и кадастровые характеристики ЗУ;
  • сведения о правоустанавливающей документации (например, акт приема-передачи ЗУ);
  • серия и номер свидетельства о собственности;
  • сведения о наличии (отсутствии) капитального строения;
  • технические и кадастровые характеристики строения;
  • стоимость недвижимости.

Далее следует сделать ссылку на Постановление, санкционирующее выкуп недвижимости при изымании, и указываются обязанности сторон. В частности:

  1. Собственник обязуется освободить территории к указанному органом власти сроку.
  2. Администрация обязуется предоставить соразмерную компенсацию. Условия компенсации прописываются подробно.

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд -одно из оснований прекращения прав на земельные участки

И.В. Кочнева

консультант Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области

При рассмотрении вопросов изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд как одного из оснований прекращения прав на земельные участки хотелось бы уделить внимание существующим проблемам, связанным с таким явлением, как изъятие земельных участков, а также рассмотреть общую процедуру изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время на территории субъектов Российской Федерации в рамках программы ипотечного строительства ведется массовое жилищное строительство. Как оказалось, на территории российских городов, в том числе столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, не так уж и много свободных от объектов недвижимости земельных участков, которые более или менее могли бы быть использованы для жилищного строительства. Во многих случаях строительство приходится планировать на земельных участках, в том числе находящихся в частной собственности, на которых располагаются ветхие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности юридическим и физическим лицам. И здесь органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления сталкиваются с такими проблемами, как отказ собственников продать свое ветхое жилье, обменять его на квартиру, либо с требованием оплаты сверх завышенной цены за объект недвижимости.

Нормы земельного и гражданского законодательства Российской Федерации пре-

дусматривают возможность изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в судебном порядке.

Но могут ли органы государственной власти и местного самоуправления использовать указанные меры в случае необходимости ипотечного строительства жилья?

Нормами статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых возможно изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Изъятие возможно в исключительных случаях, связанных:

1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

• объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;

• объектов использования атомной энергии;

• объектов обороны и безопасности;

• объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

• объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

• объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

• линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

• объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию — в том числе путем выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, субъект Российской Федерации своим законом может дополнительно установить перечень случаев для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе для ипотечного жилищного строительства. Но проблема состоит в том, что изъять в целях, установленных законом субъекта Российской Федерации, возможно только те земельные участки, которые находятся в собственности либо того же субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования.

Ранее, в период действия Федерального закона от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», федеральный законодатель предполагал, что в процессе разграничения государственной собственности на землю вся территория Российской Федерации будет поделена по следующим уровням собственности:

• государственная (федеральная, субъектов Российской Федерации);

• муниципальная;

• частная.

Согласно ч. 1 статьи 32 Кодекса жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с принудительным отчуждением земельного участка:

1) что понимается под государственными и муниципальными нуждами, где определяется их перечень; 2) на каком праве может принадлежать соответствующий земельный участок собственнику жилого помещения; 3) порядок принятия решения об изъятии земельного участка; 4) какие гарантии предусматривает действующее законодательство землеобладателю – собственнику жилого помещения в подобных ситуациях.

1) Для ответа на первый вопрос необходимо обратиться к ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В указанной статье говорится, что изъятие жилого помещения происходит не произвольно, а по причине изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно расположено.

К ним относятся три основания изъятия, исчерпывающим образом определенные в ЗК РФ: а) выполнение международных обязательств Российской Федерации; б) размещение объектов государственного или муниципального значения, исчерпывающим образом перечисленных в указанной статье, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; в) иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, – в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 55 ЗК РФ определяет порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Следует сказать, что в соответствии с подпунктом «в» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (ст. ст. 49, 55 ЗК РФ, п. 1 ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10–11 ст. 32 Кодекса),возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

2) Что касается ответа на второй вопрос: на каком праве должен принадлежать земельный участок, то в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации четко сказано, что правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) в целях изъятия значения не имеет.

3) В соответствии с п. 2 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается тем же органом, который принял решение об изъятии соответствующего земельного участка, то есть федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления. Конкретные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяются федеральным земельным законодательством.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения, как и решение об изъятии земли, подлежит государственной регистрации. Государственную регистрацию решения об изъятии жилого помещения производит орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06. 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Государственная служба кадастра и картографии и ее территориальные органы.

В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 32 Кодекса собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с ч. 3 ст. 32 Кодекса государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]