Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общий трудовой стаж это ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Общий трудовой стаж, включающий в себя все периоды трудовой, а также общественно-полезной деятельности гражданина, играет особую роль для учета в расчете пенсии периодов работы до 01.01.2002. После этой даты в связи с началом действия закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ это понятие заменяется определением «страховой стаж», сведения о котором начинают аккумулироваться уже непосредственно в ПФР.
О том, как в ПФР попадает информация о страховом стаже и доходах каждого человека, читайте в статье «С какого года введен персонифицированный учет?».
Принципиально эти 2 вида стажа различает то, что в общем трудовом стаже учитываются периоды трудовой и общественно-полезной деятельности, осуществлявшейся гражданином, а в страховом — периоды уплаты взносов с его доходов в ПФР. С введением закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер пенсии начал зависеть от разных величин в зависимости от периода осуществления трудовой деятельности:
- для периода до 01.01.2002 — от продолжительности общего трудового стажа и объема среднемесячного заработка;
- для периода с 01.01.2002 — от суммы уплаченных в ПФР взносов и наличия минимального страхового стажа.
Новый и старый алгоритмы расчета пенсии оказались несопоставимы. Права на пенсию, заработанные гражданином до 01.01.2002, при применении новых правил нельзя было учесть без соответствующей увязки данных. Для этого п. 1 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрел возможность пересчета этих прав в сопоставимую с новыми правилами сумму: расчетный пенсионный капитал, накопленный на дату изменения законодательства. В формулу расчета этого капитала входит величина расчетного размера трудовой пенсии, которая может быть определена по одному из 2 алгоритмов, приведенных, соответственно, в п. 3 или п. 4 ст. 30 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Общий трудовой стаж — что входит и как подсчитать?
В качестве основного документа, подтверждающего общий трудовой стаж, используется трудовая книжка. При ее утрате, наличии в ней дефектных записей или при их отсутствии стаж может быть подтвержден:
- справками;
- выписками из учетных документов работодателя;
- трудовыми договорами;
- архивными документами;
- показаниями свидетелей.
О правилах оформления записей в трудовой книжке подробнее читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».
Определение общего трудового стажа приобретает особую значимость для учета в расчете суммы пенсии прав на нее, приобретенных до вступления в силу закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, установившего новый порядок ее начисления. Существуют варианты учета этого стажа, в выборе которых вправе участвовать само застрахованное лицо. Стаж должен иметь документальное подтверждение.
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555
1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
6. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к трудовой пенсии по старости, в равной степени применяются к частям трудовой пенсии по старости, доле страховой части трудовой пенсии по старости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 359-ФЗ)
Статья 20. Трудовой стаж
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
расчетный пенсионный капитал — учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;
установление трудовой пенсии — назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой; (в ред. Федерального закона от 30.06.2009 N 142-ФЗ)
индивидуальный лицевой счет — совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
специальная часть индивидуального лицевого счета — раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений; (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ)
Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.
1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
1. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
2. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
4. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
5. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Пенсия представляет собой социальную гарантию для обеспечения граждан. При достижении выхода на пенсию каждый из граждан, который официально трудился на российской территории, обладает правом на соответствующие выплаты.
На размер положенной пенсии влияет стаж работы. Например, более 40 лет труда гарантируют прибавку денежных средств. Лицам, у которых стаж составляет 50 лет, положена доплата денежных средств к начисляемой пенсии в виде суммы, составляющей на 2017 год 1063 рубля.
Накопительная пенсия включает фиксированную сумму денежных средств, которую устанавливает пенсионный фонд, плюс сумму всех заработанных и учтенных баллов, умножаемую на стоимость одного балла. Последние должны быть начислены гражданам в точном соответствии с размерами взносов, которые ежегодно поступают от них на счет пенсионного фонда при осуществлении деятельности.
Также дополнительные баллы начисляют гражданам за длительный рабочий стаж. В 2017 году 1 балл достиг 78,58 рублей. Ожидается его рост в будущем в соответствии с уровнем инфляции.
Баллы начисляются таким образом:
- Женщины с трудовым стажем 30 лет, а также мужчины со стажем 35 лет обязательно получают в дополнение 1 коэффициент.
- Женщинам со стажем деятельности 40 лет и мужчинам – 45 лет положено начисление доплаты в 5 коэффициентов.
Главными факторами, оказывающими влияние на сумму положенных доплат за наработанный стаж, являются:
- отрасль осуществления деятельности;
- регион проживания и ведения деятельности;
- наличие выплачиваемых премий.
Индивидуальный предприниматель обеспечивает себе необходимый трудовой стаж с помощью оплаты положенных страховых взносов. Такой стаж является важнейшим фактором при формировании положенной пенсии.
ИП признается застрахованным лицом при внесении за себя всех положенных платежей на счета пенсионного фонда. С части таких средств формируется пенсия, по этой причине периоды деятельности, за которые начисляются и уплачиваются взносы, должны быть зачислены в трудовой наработанный стаж.
Имейте в виду! Перечень необходимых документов, позволяющих подтвердить выработку ИП, присутствует в Правительственном Постановлении №555.
В соответствии с новыми разработанными правилами общая выслуга по труду и начисление положенного пособия ИП рассчитываются таким же образом, как и у работающих по найму сотрудников. В результате проведенной реформы положенная пенсия стала страховой, а также накопительной, причем последняя формируется из страховых платежей и прибыли, полученной от их выполненного вложения. Такую пенсию получат граждане в 49 лет, которые подали заявление о перечислении некоторой части уплаченных страховых платежей в различные НПФ. Начисление выполняется по ранее действующим правилам.
Процесс формирования пенсионных начислений страхового типа существенно изменился, поэтому на ее размер оказывают влияние следующие факторы:
- величина дохода ИП за годовой период;
- трудовой стаж;
- возраст гражданина при обращении в ПФР для быстрого оформления положенного пособия;
- вид необходимого пенсионного обеспечения;
- наличие временных периодов, не засчитанных страховым стажем.
Формирование положенной пенсии бизнесмена осуществляется из фиксированных сумм платежей, а также стоимости начисляемого балла. Такая стоимость умножается на индивидуальный рассчитанный коэффициент с учетом не входящих в рассчитываемый страховой стаж периодов.
Сегодня ИП вместе с наемными сотрудниками могут получать более высокую пенсию, тогда как ранее выполняемый расчет на основе МРОТ и без учета страхового стажа ИП не предоставлял такой возможности.
Непрерывный рабочий стаж был очень важен в советские времена. Сегодня (начиная с 2002 года) он уже утратил свое основополагающее значение при начислении пенсии. Приоритет отдается не непрерывной работе, а отчислениям в Пенсионный фонд, то есть страховым периодам стажа.
Для чего же нужно понятие непрерывности стажа сегодня? Оно применяется в определении льготных периодов труда с сохранением профессии – в особых условиях, в специфической местности. Так, например, за работу определенной продолжительности в климатических условиях Крайнего Севера положены льготные надбавки к пенсии. Также некоторую надбавку получают сотрудники медучреждений, проработавшие в них непрерывно в течение определенного периода.
Итак, основная функция непрерывного стажа – пенсионные надбавки и льготные выплаты. На размер самой пенсии такой стаж влияния не оказывает.
Если в семье воспитывается ребенок из детского дома, то время взятой над ним опеки по оформленному договору, который заключили органы опеки с приемной семьей, подлежит внесению в страховой положенный стаж. Он требуется для назначения пенсионных начислений.
В том случае, если выполняется уход за ближайшим престарелым немощным родственником, в точном соответствии с п. 2 ч. 1 действующих «Правил по подсчету и выполнению подтверждения имеющегося страхового пенсионного стажа» в него будет включено время ухода взрослого трудоспособного человека за:
- человеком с I группой инвалидности;
- ребенком с инвалидностью;
- за престарелым лицом от 80 лет.
Если подопечный по возрасту не достиг 80 лет, но ему требуется полная опека, соответствующий период в стаж не входит.
В настоящее время многодетным матерям, как и остальным российским гражданам, для получения положенной трудовой пенсии требуется стаж, даже несмотря на отсутствие посещения работы из-за воспитания своих детей.
К многодетным относятся женщины, родившие и воспитывающие трех и более детей. Но сегодня в их страховой стаж может быть засчитано только то время, которое было проведено в декрете по воспитанию только двоих детей. Положенный отпуск при появлении на свет третьего ребенка не может быть включен в стаж. Только в страховой пенсионный стаж должно быть засчитано время по уходу за маленьким ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста.
Поэтому при рождении третьего ребенка такой многодетной маме положены лишь три года общего стажа, несмотря на то что фактическое проведенное время с детьми составляет 4,5 года.
В такой сложившейся ситуации женщина, которая воспитывает трех и более детей, потеряет в будущей пенсии, ведь в соответствии с действующей формулой по расчету ее размера учитываемому стажу отводится достаточно важная роль.
Разбираемся в видах стажа: общий трудовой, страховой, специальный, непрерывный.
СНИЛС является номером пенсионного лицевого счета какого-либо лица, являющегося застрахованным в системе пенсионного обязательного страхования. Такой счет содержит всю информацию о трудовом накопленном стаже, а также важные сведения о выполненных непосредственным работодателем перечислениях.
Узнать собственный стаж при помощи использования СНИЛС сегодня можно разными способами. Например, найти такие данные в открытом онлайн-доступе невозможно из-за того, что такая информация является конфиденциальной и доступной лишь сотрудникам ПФР. Гражданин может получить сведения после заказа специальной подробной выписки.
Третьи лица не обладают доступом к такой важнейшей информации, ведь ПФР может выдать справки лишь при предоставлении документа, при помощи которого определяется личность владельца предъявленного пенсионного удостоверения
- По паспорту в отделении ПФР.
- По фамилии через портал государственных услуг и специальный раздел пенсионных накоплений.
- По специальному подаваемому запросу.
- По ИНН и заявлению.
Самым простым методом проверки СНИЛС является выполнение регистрации физического лица на портале государственных услуг. Сначала выполняется регистрация физического лица с введением его паспортных данных, электронной почты, а также номера мобильного телефона.
После завершения процесса регистрации выполняется переход в личный кабинет, в котором вводится номер СНИЛС. Если сведения являются недействительными, представленный номер тоже будет неактуален.
Периоды занятости, которые связаны с выполнением особых видов труда или работой в особых условиях, определяются как специальный стаж: северный, педагогический, медицинский. Особое значение длительность такой трудовой деятельности имеет при назначении пенсии по выслуге лет. При наличии достаточного времени работы на определенных должностях гражданин имеет право на досрочный выход на пенсию.
В некоторых случаях для досрочного выхода на пенсию достаточно иметь только специальный стаж, а в других случаях необходимо иметь еще и общий. Например, водитель рейсового автобуса, отработавший 20 лет, может досрочно выйти на пенсию, если суммарно он отработает 25 лет. Период спецстажа входит в общий стаж работы. А учитель получит пенсию по выслуге лет после 25 лет педагогической деятельности.
Отвечают за правильное исчисление общего трудового стажа сотрудники ПФР. Но не стоит надеяться только на их расторопность и внимательность. Очень часто возникают проблемы с учетом времени занятости до 2002 года, периодами ухода за ребенком, инвалидом и т. д. Перед обращением в ПФР за начислением пенсии самостоятельно произведите расчеты. Если после начисления пенсии вы обнаружили «недостачу», обращайтесь в ПФР с документами, подтверждающими правильность ваших расчетов: с трудовой книжкой, справками с мест работы и из центра занятости.
Вопросы присвоения звания «Ветеран труда» оговорены в п. 4 ст. 7 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ. В этой норме содержатся основные критерии, определяющие порядок получения этого почетного звания. Получить его могут две категории граждан:
- Лица, начавшие трудиться в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и отработавшие минимум 40 лет — для мужчин и 35 — для женщин.
- Лица, награжденные орденами и медалями СССР и РФ, почетными грамотами, благодарственными письмами Президента, ведомственными знаками отличия и отработавшие не менее 25 лет — для мужчин и 20 — для женщин.
Принадлежность к одной из этих двух категорий граждан дает возможность получить звание «Ветерана труда». Подробнее ознакомиться с перечнем ведомственных знаков отличия, дающих право на получение почетного звания, нужно в соответствующих законодательных актах (региональных), в зависимости от подведомственности организации-работодателя.
Если вам повезло оказаться в числе почетных граждан, обращайтесь в МФЦ с необходимым пакетом документов и в течение 10 дней получите решение о присвоении или отказе в присвоении звания.
Что такое трудовой стаж и каковы его виды
Общий трудовой стаж — это понятие, которое использовалось для назначения пенсии гражданам, имеющим периоды работы до 2002 года, то есть до введения понятия страхового стажа. От продолжительности трудового стажа зависел размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, после этой даты пенсия зависит только от страхового стажа.
Пенсионные права граждан сейчас определяет Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ. В статье 3 этого закона дается определение страхового стажа, приводятся учитываемые в него периоды, порядок исчисления и правила подсчета.
Итак, страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В календарном порядке. При этом бывают жизненные ситуации, когда два и более периода совпадают по времени: например, вы ухаживаете за новорожденным ребенком и за бабушкой-инвалидом одновременно. В этом случае вы сами выбираете, какой из периодов засчитать в стаж.
Длительность страхового стажа — одна из величин, которая влияет на размер вашей будущей пенсии. Во-первых, для назначения пенсии необходимо за свою жизнь набрать минимальный страховой стаж. В 2019 году он составляет 10 лет, а к 2025 году постепенно поднимется до 15 лет.
Во-вторых, важна не только длительность страхового стажа, но и размер страховых взносов: он влияет на то, сколько пенсионных баллов вы заработаете за один год. При этом сумма баллов за все годы работы напрямую влияет на размер будущей пенсии. Каким образом это происходит, мы подробно рассказывали в статье «Что такое пенсионные баллы» (см. врезку ниже).
Таким образом государство мотивирует работать официально у работодателей, которые исправно уплачивают за своих работников взносы в ПФР.
Трудовая пенсия по старости в России состоит из нескольких частей. Первая и основная ее часть — страховая. Она выплачивается Пенсионным фондом России и рассчитывается с помощью индивидуального пенсионного коэффициента — то есть суммы пенсионных баллов.
Что входит в общий трудовой стаж
Согласно Федеральному закону, понятие трудового стажа регулируется 20 статьей от 21 июля 2014 г. под номером 216 ФЗ. Это понятие также участвует в законе о пенсионных выплатах от 17 декабря 2001 г. под номером N 173 ФЗ.
Виды трудового стажа
Существует несколько разновидностей трудового времени. Рассмотрим каждый из них подробнее и увидим отличия.
В этот вид стажа включают то время, которое человек являлся сотрудником и работал по договору до начала 2002 года. Для работ после этой даты понятие не используется.
Не имеют значения перерывы в работе и виды деятельности.
В понятие включают:
- служба по договору с работодателем. Учитывают работу в Российской Федерации и СССР;
- служба в военном органе;
- общественная работы с оплатой;
- индивидуальное предпринимательство;
- любая деятельность, в период которой производились отчисления в ПФ.
Понятие не включает:
- обучение на очном, очно-заочном и заочном отделениях вузов, средне специальных учреждениях;
- уход за взрослым человеком или ребенком с инвалидностью.
Стаж относится к людям, работающим в определенных условиях или организациях со специфическими условиями труда:
- северная работа с суровыми условиями климата и низкой температурой;
- работа на вредном для здоровья производстве;
- государственная специальная служба.
За данный вид службы гражданам положена одна или несколько льгот:
- перерасчет стажа с увеличивающим коэффициентом;
- возможность претендовать на дополнительные специальные отчисления;
- надбавка к зарплате за выслугу лет.
Понятие минимального стажа касается некоторых категорий граждан:
- для получения денег за больничный в полном объеме человеку необходимо суммарно проработать 8 лет;
- для получения пенсии необходим срок 10 лет. К 2024 году он будет постепенно увеличиваться и достигнет отметки в 15 лет. Также будут учитывать размер пенсионного балла. На данный момент он равен 13.
Вопрос: почему не зачли трехлетний отпуск по уходу за ребенком.
Ответ: в стаж засчитываются первые 1,5 года, но не более 4,5 суммарно.
Вопрос: почему могут разниться данные из личного кабинета с самостоятельно рассчитанными.
Ответ: система ПФ основывается на данных трудовой книжки, а вручную есть риск ошибиться в подсчетах.
Вопрос: при вычитании вручную и подсчете на калькуляторе образуется недостача дней.
Ответ: скорее всего, при вычитании общих сроков дат приема на работу с дат увольнения, вы не учли последние дни работы. Следует прибавить по одному дню за каждую смену службы.
Вопрос: если работа в школе проходила с перерывом более 3 месяцев, положена ли надбавка.
Ответ: для получения добавочной части пенсии необходим стаж работы в учебном учреждении более 25 лет, непрерывность не учитывается.
Правовые последствия, связанные с трудовым стажем как одним из юридических фактов, предусмотрены нормами различных отраслей права. В трудовом праве, например, с его продолжительностью связано право: на реализацию, как основного, так и дополнительного ежегодного отпуска за первый год работы у данного работодателя, на надбавку к заработной плате за выслугу лет и другие выплаты. Стаж работы по юридической специальности необходим для получения статуса адвоката, для занятия должности судьи. В то же время в российском законодательстве не дано определения трудового стажа ни как межотраслевой категории, ни как отраслевого понятия1.
Институт трудового стажа прошел длительную эволюцию в рамках отдельных отраслей советского права, особенно в трудовом праве, где он получил теоретическое обоснование.
Специальный страховой стаж — это учитываемая при определении права на досрочную страховую пенсию (статьи 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона о СП) суммарная продолжительность периодов определенной работы, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы (а для ряда работ также дополнительные «профессиональные» страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.
В отличие от общего страхового стажа в специальный страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах. Иная деятельность и «иные периоды», о которых говорилось выше, в специальный страховой стаж не включаются.
Правовые последствия, связанные с данным видом, стажа заключаются в том, что это один из юридических фактов, которым обусловлено право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.
Правила определения специального страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях». В соответствии с указанными статьями в него включаются периоды работы:
подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;
в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.
Указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж па основании списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).
Перечень списков содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (фактически продлено действие ранее применявшихся соответствующих списков).
К числу таких списков относятся — Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781); Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) и др.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2015 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Как указывалось выше, в ряде случаев для включения какого-либо периода работы в специальный страховой стаж, влекущий возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости, необходимо за эти периоды иметь уплаченные дополнительные страховые взносы.
Закон «О страховых пенсиях» установил, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пепсиоппый фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фопд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 — 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 — 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — это учитываемая при определении размера указанных пособий продолжительность периодов работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периодов иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данный вид стажа представляет собой разновидность специального страхового стажа, однако в отличие от специального страхового стажа как продолжительности только определенной работы, указанной в законе, в данный стаж включается любая работа, в период которой лицо подлежало данному виду обязательного социального страхования. Он введен с 1 января 2007 года Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Данный вид стажа как юридический факт, с которым связано право на определенный размер пособия по временной нетрудоспособности, по существу заменил непрерывный трудовой стаж.
В зависимости от продолжительности данного вида специального страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255 — ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» может составить 100%, 80% или 60% от среднедневного заработка работника. Следует учесть, что продолжительность такого стажа может привести и к резкому снижению стандартных размеров пособия. Закон установил, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (а равно и по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
В виде исключения, в данный вид специального страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 указанного закона, засчитываются также периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правила исчисления данного вида страхового стажа установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 февраля 2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». В этот стаж включаются:
а) периоды работы по трудовому договору;
б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:
- периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
- периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;
- периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;
- периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
- периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
- периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года.
По общему правилу все виды трудового стажа исчисляются в календарном порядке, иными словами по фактической продолжительности соответствующих периодов. Минимальной единицей измерения трудового стажа является один день. То есть, если гражданин проработал 1 год 4 месяца и 12 дней, то в стаж включат именно этот период, без какого либо округления в ту или иную сторону. Начало и окончание соответствующего периода указывается в документах — трудовой книжке, справке и т.д. В случае, если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.
Тем не менее, для всех видов трудового стажа существуют исключения, устанавливающие особый, как правило, льготный порядок исчисления стажа.
Для общего страхового стажа ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» установлены следующие особенности его исчисления: в случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. Если, например, гражданин одновременно осуществлял уход за своим малолетним ребенком и за отцом — инвалидом I группы, то в страховой стаж включается лишь один из этих периодов.
В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год, утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498. ). В этом акте, в частности, указаны следующие отрасли:
- торфяная промышленность (болотно — подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях);
- лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда);
- лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы);
- маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в др.);
- мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и др.);.
- рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке);
- плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов) и т.д.
Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. Однако данное правило применяется при условии, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней).
В него могут входить определенные периоды, в течение которых гражданин выполнял обязанности, связанные со своей трудовой деятельностью. Кроме этого, сюда следует отнести и иные отрезки времени, когда работник, будучи трудоустроенным, не занимался исполнением должностных обязанностей, однако они засчитывались ему в счет стажа.
В ОТС засчитывались все «рабочие» периоды в хронологическом периоде. Если у гражданина прерывался стаж, то не происходило никакого обнуления, поскольку с момента нового трудоустройства ОТС продолжал течь дальше.
Любая официальная работа, вне зависимости от ее характера, входит в ОТС. Следует отметить, что имеет значение место осуществления соответствующей деятельности. Это должна быть территория РФ.
Однако в некоторых случаях ПФР может принять во внимание и время работы заграницей, например, в представительствах российских государственных органов зарубежом или при наличии соответствующего международного (двустороннего) соглашения между нашей страной и иностранным государством.
Положения пунктов 1 и 2 данной статьи во взаимосвязи с положениями подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Закона в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения положения подпунктов 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 данного Закона не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с указанными подпунктами пункта 1 ст. 28, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами, указанными в пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, в результате длительной профессиональной деятельности отсутствует, признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы учреждениях, не являвшихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П).
Страховой стаж: как посчитать, на что влияет, как подтвердить
Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.
Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.
При подсчете этого вида могут исключить:
- прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
- период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
- если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
- периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
- периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
- для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.
Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.
Основные разновидности стажа:
Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.
Чтобы они были зафиксированы должны иметься:
- записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
- у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
- также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.
Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.
Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.
Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.
С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:
- при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
- проживании на селе
- и отсутствии оплачиваемой работы.
Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.
В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:
- Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.
С 6 октября действуют новые правила подсчета страхового стажа
Регулярные изменения пенсионного законодательства приводят в замешательство многих людей, особенно, перед выходом на заслуженный отдых. Часто вопросы затрагивают тему учёта периода службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций.
Понятие «общий трудовой стаж» подразумевает суммарную продолжительность профессиональной и прочей социально-полезной деятельности оплачиваемой и неоплачиваемой. Он имеет как качественную, так и количественную характеристику. Периоды общего трудового стажа включают в себя непосредственно время, в течение которого сотрудник исполнял свои обязанности, а также повышал свою квалификацию.
При этом работа может быть надомной, сезонной, временной, постоянной и так далее. Включается в общий трудовой стаж учеба по направлению от предприятия. Целью ее может являться аттестация сотрудника, повышение разряда, переподготовка и так далее. Под «прочей деятельностью» следует понимать оказание услуг либо осуществление каких-то работ по условиям гражданско-правовых договоров, создание произведений в соответствии с авторским соглашением, индивидуальная коммерческая деятельность.
Право на получение выплат по старости ряда категорий граждан устанавливается на основании трудового стажа. Данное положение предусмотрено в нормах ст. 10, п. 2 Закона, регулирующего пенсионное гособеспечение. В общий трудовой стаж засчитывается работа и прочая деятельность, установленная в ст. 10 и 11 указанного выше Закона. В данном нормативном акте не определен порядок подтверждения продолжительности профессиональной и прочей деятельности. Не установлены и правила ее подсчета. Однако в соответствии со смыслом положений ст. 10 подтверждение и исчисление общего трудового стажа осуществляется аналогично порядку и нормам ст. 13.
Страховой и общий трудовой стаж определяются в календарном порядке. Если имеют место совпадения какой-либо деятельности (к примеру, рабочей и по уходу за родственником) включается один из ее видов. Правила подтверждения и подсчета устанавливаются в ст. 13, п. 4 Закона, регулирующего пенсионное государственное обеспечение. Данный порядок утвержден Постановлением Правительства №555.
Общий трудовой стаж выступает ключевой категорией при конвертации пенсионного права в соответствующий капитал на 1 янв. 2002-го года. Непосредственно юридическое значение этой категории определяется в ст. 30, п. 4 Закона, регулирующего трудовые пенсии. Согласно этой норме, в общий трудовой стаж должна быть включена только та деятельность, которая прямо предусмотрена в пунктах 1-6 указанной статьи. При этом все они суммируются в календарном порядке.