Государственный кадастровый учет и регистрация права собственности 1 объект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный кадастровый учет и регистрация права собственности 1 объект». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений и состоит из кадастра недвижимости и реестр прав на недвижимость.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

вид объекта недвижимости;

кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

описание местоположения объекта недвижимости;

описание основных характеристик объекта недвижимости (площадь, протяженность, материал стен, год ввода в эксплуатацию и другие);

сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Закрепление характеристик объекта недвижимости в ЕГРН позволит вам защитить свои интересы в различных спорах, например, о расположении земельных участков, назначении или конфигурации объектов недвижимости и т.д. На данные ЕГРН вы сможете ссылаться и в суде, и при проведении различных проверок, и в спорах с соседями.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости.

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права;

сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях

сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости;

вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации;

сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости;

основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество. Именно с этого момента вы можете распоряжаться объектом недвижимости – совершать любые сделки (продавать, дарить, обменивать, передавать в аренду, в залог и т.д.).

Напомним, что сейчас в большинстве случаев кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость проводятся одновременно, в рамках одной процедуры. Указанную услугу в Тульской области выполняет Управление Росреестра по Тульской области. Заявление и необходимые документы можно подать через многофункциональные центры либо в электронном виде с помощью портала Росреестра (в этом случае потребуется электронная подпись). После прохождения процедур кадастрового учета и регистрации прав выдается выписка из ЕГРН.

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

В ЕГРН вошли:
  • Реестр сведений о границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд;
  • Перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием.

Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)

Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН.

Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.

С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.

ВОПРОС/СИТУАЦИЯ

НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ

Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра
В какой форме запрашивать сведения Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.

Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра.

До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки.

Получение сведений ЕГРН через МФЦ МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).

Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ).

Получение акта согласования местоположения границ земельных участков Копию акта из межевого плана могут получить:
  • правообладатели, чьи личные подписи стоят в акте, и их представители;
  • лица, которым участок перешел в порядке универсального правопреемства.
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.

Сведения можно бесплатно получить:

  • об объектах, которые сейчас принадлежат должнику;
  • о ранее принадлежавшей ему недвижимости.
Запрет продажи выписок из ЕГРН Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.

Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:

  • по форме и объему не копирует официальную выписку из ЕГРН;
  • не подписана должностным лицом Росреестра или ФКП при нем.

С 2021 года закон более чётко регламентирует отказ органа регистрации исправлять техническую ошибку: он должен направить уведомление об этом. Срок — не позднее 4 рабочих дней с момента получения заявления об исправлении ошибки.

Такое уведомление можно обжаловать через суд.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

В договоре участия в долевом строительстве с 2021 года должен быть указан условный номер объекта стройки согласно проектной декларации застройщика.

В пакет документов, которые должен представить застройщик для госрегистрации первого ДДУ, включено согласие залогодержателя. Это нужно, если землю, на которой идет строительство, или права на нее застройщик передал в залог банку для обеспечения целевого кредита.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

С 30.04.2021 лимит максимальной площади машино-места отменили. А вот требование о минимальной площади оставили.

Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).

Таким образом, в ЕГРН сведения о машино-месте указывают на основании техплана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания, сооружения.

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА

Когда не нужен нотариус При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).

Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Регистрация изменения долей Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
  • если есть решение суда — один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверил нотариус — один из участников или нотариус;
  • в остальных случаях — все участники, чьи доли меняются.
Регистрация продажи доли третьему лицу Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.

Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки.

До 30.04.2021 Росреестр мог отказать в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. В итоге покупателям приходилось обращаться в суды. Теперь же порядок подачи документов установлен в законе.

Так, к заявлению нужно приложить:

  • выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца или его исключение из этого реестра;
  • документы об исполнении сторонами обязательств по договору (об оплате, акт приема-передачи и т. п.).

Данный порядок госрегистрации работает, если в ЕГРН была ранее включена запись о праве собственности продавца на объект.

Осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости

Размер пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость составляет 2 тыс. руб.

Однако этим расходы будущего владельца квартиры зачастую не ограничиваются. При регистрации права владения бывшей муниципальной квартирой требуется оформление кадастрового паспорта, которое оплачивается отдельно. Дополнительные суммы могут быть потрачены на оформление нотариальной доверенности, если собственник не может передать документы лично.

Для граждан регистрация права собственности на квартиру обойдется в 2 тыс. руб.

Законодательство дает Росреестру 3 месяца на регистрацию права собственности. Но в ряде случаев этот срок может быть продлен. Причиной может стать статус здания как объекта культурного наследия или другие факторы, осложняющие проверку документов.

В случае судебного разбирательства при отказе в регистрации владения жильем решение вопроса может быть отложено на несколько месяцев. Запишитесь на консультацию к нашим юристам и задайте все вопросы по процедуре регистрации права собственности.

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

(в ред. Приказа Росреестра от 30.11.2020 N П/0449)

В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость.

2. Признать утратившими силу приказы Росреестра:

от 24 июля 2014 г. N П/349 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (зарегистрирован Минюстом России 1 августа 2014 г., регистрационный N 33401);

от 22 сентября 2014 г. N П/439 «Об утверждении Порядка и сроков хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (зарегистрирован Минюстом России 18 ноября 2014 г., регистрационный N 34757).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
И.В. ВАСИЛЬЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра
и картографии
от 23 декабря 2015 г. N п/666

1. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон) устанавливают:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

единые для Российской Федерации правила ведения книг учета документов;

единые для Российской Федерации правила ведения реестровых дел, в том числе состав подлежащих хранению в них документов;

порядок и сроки хранения реестровых дел и книг учета документов.

2. Ведение и хранение реестровых дел и книг учета документов осуществляют:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — орган регистрации прав);

территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — территориальные органы Росреестра, органы регистрации прав).

На основании решений Росреестра ведение и хранение реестровых дел и книг учета документов осуществляет также подведомственное Росреестру федеральное государственное бюджетное учреждение (его территориальные подразделения) (далее — федеральное государственное бюджетное учреждение, орган регистрации прав).

3. Реестровые дела и книги учета документов являются частью Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) (часть 2 статьи 7 Закона).

4. Книги учета документов ведутся в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее — ФГИС ЕГРН).

5. Реестровые дела ведутся в электронной форме с использованием ФГИС ЕГРН.

Реестровые дела ведутся также на бумажном носителе, если заявления и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.

Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

6. ФГИС ЕГРН обеспечивает взаимосвязь:

разделов ЕГРН, содержащих сведения об объектах недвижимого имущества, реестровых дел, открытых на соответствующие объекты недвижимости, а также записей книг учета документов в отношении таких объектов недвижимости;

записей об объектах реестра границ, реестровых дел, открытых на соответствующие объекты реестра границ, а также записей книг учета документов в отношении таких объектов реестра границ.

7. Книги учета документов содержат данные о документах, принятых (поступивших) для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений в реестр границ.

8. Органы регистрации прав ведут следующие книги учета документов:

книгу учета входящих документов (далее — КУВД);

книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества (далее — КУА).

9. Книга учета документов идентифицируется следующими данными:

наименованием книги учета документов;

номером книги учета документов;

датами начала и окончания работы с книгой учета документов.

При этом дата окончания работы с книгой учета документов указывается в ней при закрытии, иные названные в настоящем пункте данные — при открытии книги учета документов.

10. Номер книги учета документов формируется следующим образом:

сокращенное наименование книги учета документов (КУВД, КУА);

порядковый номер книги учета документов, ведущейся органом регистрации прав;

год, в котором осуществляется ведение книги учета документов .

Например: КУВД-001/2017 (где КУВД — сокращенное наименование книги учета входящих документов, 001 — порядковый номер книги учета документов, 2017 — год, в котором осуществляется ведение книги учета документов).

Записи в каждой книге учета документов нумеруются порядковыми номерами, начиная с единицы.

11. Книги учета документов открываются Росреестром.

По окончании календарного года все текущие книги учета документов закрываются для новых записей.

С наступлением нового календарного года порядковая нумерация книг начинается с единицы.

При закрытии книги учета документов в записи о закрытии книги дополнительно указывается последний порядковый номер записи. Если при ведении книги учета документов порядковая нумерация записей была нарушена, об этом также указывается в записи о закрытии книги.

Записи о закрытии книги учета документов удостоверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП) Росреестра.

Датой закрытия книги учета документов (датой окончания работы с книгой) является дата внесения в нее последней записи. В закрытых книгах допускается только дополнение уже существующих записей.

Закрытым книгам учета документов, в которых заполнены все записи, присваивается статус «архивная». При наличии в закрытой книге учета документов записей, в которые не внесены сведения о результате рассмотрения представленных документов, до внесения таких сведений такой книге учета документов присваивается статус «закрыта».

Книги учета документов со статусами «закрыта» и «архивная» должны быть доступны для работы с ними только в целях просмотра содержащихся в них сведений, анализа и составления статистической и иной отчетности и аналитической информации, предоставления в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, содержащихся в них сведений, в том числе по запросам (обращениям) судов, правоохранительных органов, и в иных подобных целях, а книга учета документов со статусом «закрыта» — также для дополнения ее соответствующих записей сведениями о результатах рассмотрения представленных документов.

12. Внесенные в книгу учета документов сведения заверяются УКЭП работника органа регистрации прав, внесшего в книгу учета документов такие сведения, либо УКЭП Росреестра, если такие сведения вносятся в книгу учета документов в автоматизированном режиме при поступлении документов с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, официального сайта Росреестра, единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

13. При внесении изменений (исправлений) в записи книги учета документов ранее внесенные в них сведения сохраняются.

Изменения (исправления) в записи книги учета документов, а также дополнительные сведения, вносимые в предусмотренных Порядком случаях в записи книги учета документов, заверяются простой электронной подписью внесшего их работника органа регистрации прав.

14. КУВД предназначена для внесения записей о документах, принятых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок, внесения сведений в реестр границ, а также внесения в ЕГРН изменений и иных записей в соответствии с Законом.

15. В КУВД производятся записи по следующим заявлениям и документам:

заявлениям о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объекта недвижимости, сделок с прилагаемыми документами (статьи 15, 19 Закона);

требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» случаях (статья 15 Закона);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 23, ст. 2761; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4539, 4540; N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2312; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4573, 4574; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7014, 7041, 7061, 7067; N 50, ст. 7343, 7347, 7352, 7357; 2012, N 31, ст. 4322; N 31, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1641; N 14, ст. 1657; N 30, ст. 4039; N 51, ст. 6678; N 52, ст. 6948, 7006; 2014, N 11, ст. 1099; N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4217; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1393, 1410, 1411, 1427; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3945, 3977,4001; N 48, ст. 6706.

заявлениям о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 30 Закона);

заявлениям о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (статья 31 Закона);

заявлениям о погашении регистрационной записи об ипотеке (статьи 53 Закона, статья 25 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке);

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3400; 2001, N 46, ст. 4308; 2002, N 7, ст. 629; N 52, ст. 5135; 2004, N 6, ст. 406; N 27, ст. 2711; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 40, 42; 2006, N 50, ст. 5279; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 29, ст. 3603; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 27, ст. 3879, 3880; N 50, ст. 7347; 2013, N 19 ст. 2328; N 51, ст. 6683; 2014, N 26, ст. 3375, 3377; N 30, ст. 4218; 2015, N 1, ст. 29, ст. 52; N 14, ст. 2022; N 41, ст. 5640.

заявлениям о государственной регистрации законного владельца закладной, выдаче закладной (статья 16 Закона об ипотеке);

заявлениям об отказе от права собственности на земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее — земельная доля) (статья 56 Закона);

заявлениям о внесении изменений в ЕГРН (статьи 33, 39, 40, 41, 43, 47, 53 Закона);

заявлениям о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости (статья 35 Закона);

28. Реестровое дело открывается на каждый объект недвижимого имущества и каждый объект реестра границ.

29. Реестровое дело состоит из томов, в каждый из которых помещаются документы, относящиеся к одному учетно-регистрационному действию (включая внесение изменений в ЕГРН, в том числе исправление технической ошибки, внесение записи о наличии возражения в отношении зарегистрированного права, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя) или действию, связанному с внесением сведений в реестр границ, для совершения которого приняты документы.

В один том дела помещаются документы, представленные для совершения более одного учетно-регистрационного действия в отношении одного объекта недвижимости, если заявления и документы на их совершение были представлены одновременно, рассмотрены одновременно и решения по ним (либо об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав) также были приняты одновременно, например при представлении заявлений и документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, или для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости, возникающего не с момента государственной регистрации (например, если такое право возникло в порядке наследования), или для осуществления государственной регистрации возникновения, перехода права на объект недвижимости и ипотеки в силу закона (например, в связи с заключением договора купли- продажи с условием о рассрочке платежа).

Тома дела хранятся в хронологическом порядке поступления документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений в реестр границ и нумеруются порядковыми номерами, записываемыми арабскими цифрами, начиная с единицы.

30. Реестровое дело (том дела) формируется при принятии решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, о внесении сведений в реестр границ, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесении сведений в реестр границ, о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, совершении иного действия, указанного в пункте 29 Порядка (отказе или прекращении совершения такого действия), а также в случаях, предусмотренных пунктами 45 и 46 Порядка.

31. Том дела формируется в электронном виде.

32. Том дела формируется также в бумажном виде, если заявления и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.

Указанные документы для включения их в реестровые дела переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа, подписанного УКЭП уполномоченного должностного лица органа регистрации прав (часть 3 статьи 11 Закона).

Такой том дела (в который помещены документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и сформированные в процессе их осуществления в форме бумажных документов) является дополнительным к основному тому дела, в который помещены документы, созданные в соответствии с часть 3 статьи 11 Закона.

33. Для каждого тома дела формируется титульный лист (приложение N 1), на котором указываются:

номер дела;

наименование органа регистрации прав, открывшего соответствующий том дела;

дата открытия и дата закрытия тома дела;

номер тома и количество томов в деле.

Титульный лист реестрового дела, ведение которого осуществляется в электронном виде (сведения, вносимые в него), заверяется (заверяются) простой электронной подписью работника органа регистрации прав, сформировавшего титульный лист (внесшего сведения).

Если том дела ведется одновременно в бумажном и электронном виде, номер тома дополняется буквами русского алфавита «б» (для тома дела, формируемого в бумажном виде) или «э» (для тома, формируемого в электронном виде), например 5э — номер тома дела в электронном виде, 5б — номер тома в бумажном виде.

39. Реестровое дело объекта недвижимости идентифицируется кадастровым номером соответствующего объекта недвижимости.

40. В реестровое дело объекта недвижимости помещаются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (в том числе поступившие в ходе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке внутриведомственного и межведомственного взаимодействия), а также иные документы, указанные в Законе, в том числе: копия уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 29 Закона); копия уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 3 статьи 31 Закона); копия уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 5 статьи 29 Закона); копия письменного сообщения об исправлении технической ошибки, направленного заявителю (статья 61 Закона).

Представленные заявителем документы, не относящиеся к заявленному учетно-регистрационному действию, в том числе не являющиеся основанием для принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, совершении иного действия, указанного в пункте 29 Порядка, в дело не помещаются. Если указанные документы были представлены в бумажной форме, после завершения осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав такие документы возвращаются заявителю.

41. Если документы на государственную регистрацию прав были представлены в форме бумажных документов, в том дела, формируемый в бумажном виде, помещаются следующие документы:

заявления о государственной регистрации прав;

правоустанавливающие документы — документы-основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничения (обременения) прав, если такие документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах (например, договор, справка о полном внесении паевого взноса);

иные документы, составляемые заявителем (представляемым им лицом, если заявителем является представитель правообладателя, стороны (сторон) сделки) и (или) заверяемые (подписываемые) его личной подписью (которые отсутствуют в распоряжении иных уполномоченных органов или должностных лиц (нотариусов).

В том дела, формируемый в бумажном виде, также помещается копия расписки в получении документов на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в которую вносится запись о документах, подлежащих возврату заявителю после завершения осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также о документах, указанных в абзаце втором пункта 40 Порядка, с указанием даты выдачи, фамилии и инициалов работника органа регистрации прав, выдавшего документы, и лица, получившего документы, скрепляемая подписями работника органа регистрации прав и получателя документов. В случае если документы были представлены на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в том дела, формируемый в электронном виде, также помещается электронный образ выданной таким многофункциональным центром заявителю описи (иного документа) принятых от него для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. (в ред. Приказа Росреестра от 30.11.2020 N П/0449)

42. Не подлежат помещению в реестровое дело следующие документы:

копии документов об уплате государственной пошлины (за исключением случаев отсутствия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате государственной пошлины);

копии документов, удостоверяющих личность заявителей (за исключением случаев представления документов посредством почтового отправления);

копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;

копии свидетельств о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;

копии документов, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния (за исключением копии свидетельства о смерти).

48. Реестровые дела объектов реестра границ (Государственной границы Российской Федерации, границ административно-территориального деления, зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, береговых линий (границ водных объектов) идентифицируются реестровым номером границы.

Реестровые дела проектов межевания территории идентифицируются учетным номером.

49. В реестровые дела объектов реестра границ включаются документы, принятые органом регистрации прав или поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении ЕГРН в соответствии со статьей 32 Закона.

50. Реестровое дело объекта реестра границ закрывается при исключении из ЕГРН сведений о соответствующем объекте реестра границ.

51. При невозможности внесения в ЕГРН сведений об объекте реестра границ по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 34 Закона, если записи о таком объекте реестра границ в ЕГРН отсутствуют, реестровое дело объекта реестра границ идентифицируется номером КУВД и номером записи в этой КУВД, под которым были зарегистрированы документы, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При невозможности внесения в ЕГРН сведений об объекте реестра границ, записи о котором содержатся в ЕГРН, документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия, формируются в отдельный том дела в соответствии с Порядком.

Указанным в настоящем пункте Порядка реестровым делам (томам дела) присваивается статус «временное», который изменяется на статус «архивное», по истечении установленного в пункте 56 Порядка срока хранения документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

  1. Что входит в понятие кадастровый учет
  2. Объекты, подлежащие ГКУ
  3. Основные виды процедур по учету
    1. 1) Постановка на учет
    2. 2) Снятие с учета
    3. 3) Внесение изменений
  4. Список документов, необходимый для ГКУ
  5. Куда подаются документы
  6. Длительность постановки
  7. Стоимость услуги
  8. Причины приостановки и отказа
  9. Основания для отказа
  10. Процедура обжалования отказа
  11. Оформляем справку на портале за 15 минут
  12. Найти объект онлайн на публичной кадастровой карте

Законно провести сделку с объектом недвижимости невозможно, если свидетельство о праве отсутствует. Чтобы его получить, предварительно нужно провести кадастровый учет.

Требуется, если недвижимость полностью разрушена, что часто бывает при стихийных бедствиях или владелец провел снос старого строения.

По закону срок постановки на учет либо снятия с него — до 10 суток. При обращении через МФЦ отсчитывается не с дня подачи заявления, а с дня передачи пакета документов в Росреестр.

В некоторых ситуациях изменения в Росреестр вносятся не самим владельцем участка, а на основании обращения других заинтересованных лиц. Срок рассмотрения заявления в этом случае — месяц.

На практики иногда рассмотрение заявления может быть по объективным причинам приостановлено, что соответственно увеличивает и оформление кадастрового учета.

Отказать в регистрации могут:

  • Гражданину, не имеющему по закону на это права;
  • Если рассматриваемый объект не относится к недвижимости;
  • В межевом или техническом плане отсутствует подпись кадастрового инженера;
  • Не соблюдено правило о максимальной или минимальной площади земельного надела;
  • Строение от других объектов не обособлено так, как полагается по закону.
  • Приостановление доходит до 3-х и больше месяцев.

Если дело гражданина приостановлено, то для его возобновления необходимо в срок до 3-х месяцев оспорить решение. За это время нужно пополнить пакет документов нужными справками. В противном случае выносится отказ.

При получении отказа в срок до 30 дней нужно обратиться в апелляционную комиссию. Состоит она из кадастровых инженеров и уполномоченных должностных лиц. Если и эта комиссия решит, что отказ правомерен, то можно обратиться в суд. Для обжалования требуется составить исковое заявление в 3-х экземплярах, оплатить госпошлину и собрать все подтверждающие право постановки на учет справки.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

В кадастровый учет входят несколько основных процедур:

  • Постановка на учет.
  • Внесение изменений.
  • Снятие с учета.

Постановка на учет – это лишь начало на пути обретения права пользования своим имуществом. Но без соответствующего свидетельства невозможно проводить любые сделки с недвижимостью.

А чтобы его получить, необходим кадастровый паспорт, который выдается только после соответствующей процедуры.

Если же такого свидетельства нет, то пройти кадастровый учет дома или любого иного имущества необходимо в любом случае.

Если гражданин обращается в какой-либо государственный орган с целью поставить объект недвижимости на кадастровый учет, ему необходимо написать заявление. Но это лишь начало. Ко всему прочему для постановки на кадастровый учет необходимо предоставить пакет документов, который должен содержать:

  • Удостоверение личности хозяина квартиры, дома, земли либо его паспорт.
  • Любой документ, подтверждающий право собственности на недвижимость.
  • Технический план помещения или сооружения.
  • Квитанция об оплате госпошлины в установленном размере.

После сдачи пакета документов и учета, заявителю вручается кадастровый паспорт при предъявлении удостоверения личности или гражданского документа. Также ему выдается специальная выписка, в которой содержатся сведения касательно всех изменений, произошедших с момента последней учетной записи.

Естественно, чтобы снять какой-либо объект недвижимости с кадастрового учета, необходимо, чтобы он уже находился в Едином государственном реестре. Вся процедура проводится аналогично. Здесь также следует для начала подать заявление согласно установленному образцу в государственный орган. При этом необходимо обязательно указать причину и индивидуальный номер объекта.

Помимо этого, для постановки на кадастровый учет заявление должно быть дополнительно подкреплено копиями паспорта (удостоверения личности), свидетельства собственности на недвижимость, кадастрового документа, акта обследования объекта.

Процедура снятия с учета совершается таким же образом, как постановка и занимает определенный промежуток времени. По окончании срока нужный документ выдается на руки при предъявлении паспорта или удостоверения личности.

Выше было описано, какие объекты подлежат обязательному постановлению на кадастровый учет. Теперь коснемся того, что не подлежит обязательной регистрации. На сегодня, если у гражданина перечисленные ниже объекты находятся в собственности, то вносить их в кадастр не нужно:

  • Участки недр.
  • Воздушные либо морские суда.
  • Корабли дальнего плавания.
  • Предприятия.

Помимо этого, сюда же можно отнести и объекты космоса.

На кого же возлагаются обязанности по постановке на кадастровый учет имущества? Это еще один вопрос, который может волновать многих собственников разного вида имущества. Заявление о постановке на учет могут оформить лишь уполномоченные на то лица, поскольку не у всех есть такое право.

Согласно законодательству регистрация кадастрового учета может быть реализована следующими гражданами:

  • Лица, имеющие право собственности тем или иным объектом недвижимости.
  • Те, кто арендуют жилплощадь.
  • Граждане с пожизненным правом наследовать имущество.
  • Те лица, которые пользуются недвижимостью бессрочно.

Кроме того, представитель тоже может содействовать процессу.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

После проведения процедуры постановки на учет гражданам выдается особый документ, называемый кадастровым паспортом. Что это такое и самое главное – для чего он нужен? В нем хранится вся информация объекта недвижимости, направляемая в единый государственный реестр.

Важность документа кадастрового учета очень высока, поскольку его наличие требуется при проведении некоторых операций с объектами недвижимости. К таковым могут относиться:

  • Переоформления прав собственности на вторичное жилье.
  • При первичном оформлении права собственности на недвижимое имущество.
  • Проведение перепланировки на законных основаниях.
  • Вероятные судебные разбирательства.
  • При необходимости доказывать свое право собственности на недвижимость.
  • В ходе проверки насколько законно собственник владеет вверенным ему имуществом.

Исходя из этого, сразу можно понять, насколько важен кадастровый паспорт, и каких возможных неприятностей можно избежать в будущем.

Статья обновлена 20. 04.2021 года

  • Какие кадастровые документы нужны?
  • Где их оформить?
  • Сроки оформления.
  • Госпошлина за оформление.

Ответим на эти вопросы.

Учетом объектов недвижимости и прав на них занимается Росреестр — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

  • Документы, подтверждающие кадастровый учет объекта недвижимости.
  • Документы подтверждающие регистрацию прав на объект недвижимости.

Разберемся подробнее:

  • Росреестр, а именно Кадастровая палата, ведет учет всех объектов недвижимости в государственном кадастре -Государственный кадастр недвижимости — ГКН.

    С 02.01.2017 г. — Государственный кадастр недвижимости объединен с реестром прав на нее в Единый государственный реестр недвижимости -ЕГРН

    02.01.2017 года ГКН и ЕГРП объединены в Единый государственный реестр недвижимости — ЕГРН

  • Каждый владелец обязан предоставить в Росреестр информацию об объекте недвижимости и поставить его на кадастровый учет.
  • Регистрация прав на объект — вторична! И осуществляется отделом регистрации прав,опираясь на данные о кадастровом учете, внесенные в ЕГРН
    Нет данных о кадастровом учете — нет регистрации прав собственности.

Созданный объект недвижимости – это построенное здание (сооружение, строение), в том числе и на месте снесенного объекта. Это следует из п. 13 ст. 1 ГрК РФ.

Зарегистрировать право собственности на такой объект вы можете в случае, если являетесь ( п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости):

  • собственником земельного участка, на котором построен объект недвижимости;
  • лицом, которому участок предоставлен для строительства на ином праве.

Обратите внимание, что формулировка “вновь созданный” не используется для земельных участков. Для них применяется термин “вновь образованный”. Регистрация прав на такие участки проходит со своими особенностями.

Чтобы зарегистрировать право собственности на вновь созданный объект, нужно поставить его на кадастровый учет. Он может проводиться:

  • отдельно от госрегистрации прав на созданный объект. По общему правилу после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдавший его орган должен сам направить в Росреестр заявление и необходимые документы для постановки объекта на кадастровый учет. В таком случае вам необходимо обратиться только за госрегистрацией прав на объект (п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 14 , ч. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости);
  • одновременно с госрегистрацией прав, если объект на кадастровый учет не поставлен ( п. 1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).

Кроме того, если ваше право на земельный участок, на котором построен объект недвижимости, не зарегистрировано, то одновременно будут проводиться ( ч. 1 ст. 40 указанного Закона):

  • кадастровый учет и (или) госрегистрация прав на земельный участок;
  • кадастровый учет и регистрация прав на созданную недвижимость.

Это правило не распространяется на те объекты, которые размещены на публичных земельных участках без их предоставления или установления сервитута (ч. 1 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ). В этом случае право на созданный объект будет зарегистрировано без регистрации прав на земельный участок.

Для госрегистрации прав на недвижимость используется утвержденная форма заявления. Независимо от того, как проводится регистрация права собственности на созданную недвижимость, одновременно с кадастровым учетом или отдельно, вам нужно подготовить одно заявление. Если собственников несколько, то каждый должен подать отдельное заявление.

Заявление заполняется по общим правилам. При этом особенностями при его заполнении являются следующие:

  • в реквизите 3 проставьте знак “V”:
  • в графе 3.1, если кадастровый учет и госрегистрация проводятся одновременно;
  • в графе 3.3, если проводится только госрегистрация прав;
  • в реквизите 4 отметьте знаком вид созданного объекта – “Здание” или “Сооружение”;
  • в реквизите 5 заявления проставьте знак “V” в графе “постановку на учет”, если госрегистрация проводится одновременно с кадастровым учетом;
  • в реквизите 6 знак проставьте в графе “Права:” и укажите вид права – “собственности”, а также размер доли в праве.

Напомним, что если право на земельный участок, на котором создан объект недвижимости, не зарегистрировано, то одновременно будут проводиться:

  • кадастровый учет такого участка, если он не учтен в кадастре;
  • госрегистрация прав на него.

В этом случае нужно заполнить еще одно заявление на земельный участок.

Размер госпошлины за госрегистрацию права собственности на вновь созданный объект недвижимости составляет для организаций 22 000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если правообладателей такого объекта несколько, то госпошлина распределяется между ними. Срок уплаты госпошлины зависит от того, каким способом вы будете подавать документы на госрегистрацию.

Реквизиты для уплаты госпошлины будут различаться в зависимости от того, какое территориальное отделение Росреестра будет проводить госрегистрацию и куда вы подаете документы, в Росреестр или МФЦ.

Госрегистрация права собственности на созданный объект недвижимости проводится в следующие сроки (п. п. 1 – 2, 5 – 6 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации недвижимости):

Ситуация Срок проведения регистрации, если документы представлены
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палаты через МФЦ
Регистрация прав 7 рабочих дней 9 рабочих дней
Одновременное проведение кадастрового учета и госрегистрации прав 10 рабочих дней 12 рабочих дней

Госрегистрация права собственности на созданный объект недвижимости подтверждается выпиской из ЕГРН. Ее выдадут только в случае, если вы указали это в заявлении ( ч. 1 ст. 28 названного Закона).

Подтверждающие документы вам выдадут в общем порядке, предусмотренном для выдачи документов после госрегистрации прав на недвижимость.

Проект межевания территории или схема расположения земельного участка на КПТ

Государственный кадастровый учет – это внесение информации в Росреестр (единую базу объектов недвижимости и имущественных прав, привязанных к ним). Внесением сведений уполномочены заниматься:

  • Территориальные отделения Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости;
  • Многофункциональные центры (МФЦ) – универсальная структура, которая обслуживает большинство сделок с недвижимостью.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества может быть произведен:

  • При личном обращении в любой из выше указанных органов с письменным заявлением;
  • При обращении через доверителя, который предоставит удостоверяющие личность документы, а также заверенную нотариусом доверенность;
  • При обращении в Росреестр через почту (с уведомлением о получении);
  • При заполнении формы на сайте Росреестра или Единый государственный портал.

Процедура, пакет документов, и требования к объектам недвижимого имущества не зависят от выбранного вами способа проведения кадастрового учета. Также для осуществления кадастрового учета вы можете обратиться в Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис», в котором вам предоставят полный комплекс юридических услуг для быстрого получения в собственность недвижимости.

Согласно Закону о госрегистрации, обязательным требованием для регистрации права собственности является получение кадастрового паспорта объекта недвижимости.

Владельцам объектов для кадастрового учета необходимо пройти 3 этапа:

  • Собрать все необходимые документы перед подачей в территориальное отделение Росреестра;
  • Пройти кадастровый учет;
  • Получить свидетельство о регистрации, кадастровый паспорт или свидетельство о праве собственности (в зависимости от частного случая).

Производить постановку объекта недвижимости на кадастровый учет могут лишь люди, достигшие совершеннолетия, те, кто являются владельцами земли, арендаторами или землепользователями. Также допускается привлечение к процессу доверителей полноправных владельцев.

На кадастровый учет ставятся объекты, которые:

  • Принадлежат на основе права собственности по свидетельству;
  • Арендуются;
  • Выданы в бессрочное пользование;
  • Образованы путем раздела или объединения земельных наделов.

Следовательно, постановка на кадастровый учет квартиры или другой недвижимости требует необходимо оригиналов и копии правоустанавливающих документов для подачи в МФЦ, или Росреестр.

Достаточно часто возникают вопросы по наследству. Закон предусматривает переход права собственности и полноправного владения без повторной постановки на кадастровый учет. Кадастровый паспорт, а также сведения об объекте недвижимости в Росреестре остаются неизменными после вступления в право наследования.

Чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет необходимо:

  • Свидетельство о праве собственности (оригинал и копия). Если вы владеете недвижимостью на основе договора аренды, бессрочного пользования, купли-продажи, то требуется предоставление этих документов.
  • Предоставление заранее полученного геодезического плана участка в компании с соответствующей лицензией.
  • Предоставление плана, который также выполняет геодезическая компания, с межеванием объекта недвижимого имущества.
  • Получение разрешение от органов опеки, в случаях, когда могут быть ущемлены или нарушены права несовершеннолетних, которые являются владельцами недвижимости.
  • Заполнение заявления в любом удобном органе госрегистрации и подача всех вышеперечисленных документов. Необходимо обязательно взять расписку у сотрудника МФЦ или Росреестра с тщательным перечнем переданных документов.

На сайте Росреестра указано, что государственная пошлина при кадастровом учете не изымается ни с юридических, ни с физических лиц. Однако, территориальные органы госрегистрации могут потребовать уплату пошлины по единому согласованному тарифу. Удобным моментом также может стать то, что подача документов на кадастровый учет и регистрацию права собственности проходит одновременно.

Законом предусмотрена постановка на кадастровый учет в течение до 10 рабочих дней, однако это не является гарантией соблюдения данного срока, иногда постановка на кадастровый учет занимает 3-6 месяцев. Все зависит от полноты предоставленных документов, отсутствия ошибок или неточностей, юридической чистоты и полноты правовых полномочий.

Чтобы сэкономить свое время, вы можете заказать услугу постановки на кадастровый учет в «Стар-Сервис». Наши сотрудники проведут экспертную экспертизу всех документов и подадут их в Росреестр оперативно и с гарантией результата.

Получение кадастрового паспорта в Росреестре или МФЦ происходит в назначенный сотрудником день. При себе вы должны иметь расписку о принятых документах, паспорт. Если получить документ необходимо третьему лицу, то потребуется также доверенность.

  • Неправильно оформлено заявление по месту предъявления;
  • Недостаточный пакет собранных документов;
  • Заявитель обращается для регистрации объекта, который не является недвижимостью;
  • Обращение ненадлежащего лица (не владельца, несовершеннолетнего);
  • Объект недвижимости не может быть поставлен на кадастровый учет (собственность СБ РФ, заповедники, земли ВС РФ и т.д.);
  • Наличие опечаток, технических ошибок или неточностей;
  • Если сведения в Росреестре об объекте недвижимости имеют временный характер;
  • Истек срок возможной постановки на кадастровый учет по конкретному объекту;
  • Если при объединении участков получается площадь больше, чем предусмотренная ФЗ;
  • Если границы участка не согласованы.

Получая отказ от Кадастровой палаты в постановке на кадастровый учет, вы имеете право обратиться в суд для защиты своих интересов.

Вид услуги Сроки Цены
Постановка на кадастровый учет 10 рабочих дней от 15 000

Подать заявку на услугу

Каждый правообладатель объекта недвижимости должен понимать, что для полноценного распоряжения своим объектом недвижимости сведения о его объекте недвижимости должны быть внесены в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости осуществляется путем проведения государственного кадастрового учета органом регистрации прав.

Государственный кадастровый учет – это заявительная процедура и производится он соответственно на основании заявления заинтересованного лица.

Помимо заявления для проведения государственного кадастрового учета в каждом конкретном случае требуется определенный комплект документов, которые являются основанием для его проведения. Общий перечень документов-оснований содержится в части 2 статьи 14 Федерального законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кадастровый инженер из приведенного перечня в ч.2 ст. 14 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ для возможности осуществления государственного кадастрового учета подготавливает все виды документов, перечисленные в пункте 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, а именно: межевой план, технический план, акт обследования и карта-план территории.

Таким образом, к заявлению о государственном кадастровом учете для проведения органом регистрации прав государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества прилагаются в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального законе от 13.07.2015 №218-ФЗ следующие документы:

  1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
  2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ);
  3. иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Следует иметь ввиду, что в некоторых случаях государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ осуществляются одновременно. Такие случаи изложены в части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ. Государственная регистрация прав при этом сопровождается уплатой госпошлины (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).

  • в многофункциональных центрах
  • выездное обслуживание
  • в электронном виде
  • почтовым отправлением
  • в офисах Росреестра и кадастровой палаты

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина:

  • с физических лиц — 2000 руб.
  • с юридических лиц — 22000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]