Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о митингах шествиях и пикетированиях 2021 консультант плюс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
- План работы администрации района на сентябрь 2021 года (23 Просмотры)
- Распоряжение №125-р от 21.12.2020 «Об утверждении Плана работы администрации района на 2021 год» (557 Просмотры)
- Решение №49 от 29.12.2020 «О перспективном плане работы районного Совета депутатов на 2021 год» (541 Просмотры)
- Рассмотрение в установленном порядке уведомления о проведении в Санкт-Петербурге митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирований
Традиционный способ получения услуги - Регистрация и рассмотрение уведомлений о проведении на территории района публичных мероприятий
Традиционный способ получения услуги
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ,
ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ
Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ
1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеет право:
1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:
1) присутствовать на публичном мероприятии;
2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;
3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;
3) неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков; погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Москва, Кремль
19 июня 2004 года
N 54-ФЗ
Роскомнадзор получил право блокировать интернет-ресурсы, если они допускают цензуру против российских СМИ. Авторы законопроекта заявили, что цензуре со стороны Twitter, Facebook и Youtube подверглись RT, «РИА Новости» и «Крым 24».
Роскомнадзор сможет полностью или частично блокировать ресурсы, которые «ограничивают значимую информацию» на территории России по признакам национальности, языка, происхождения или другим. Также блокировать соцсети и сайты власти смогут за дискриминацию российских СМИ.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Указ Президента РФ от 03.11.2004 N 1392
«О признании утратившими силу актов Президента Российской Федерации по вопросам организации и проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»
-
Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515
«О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514
«О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»
-
Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496
«О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»
-
Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р
«Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»
-
Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р
«О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2021 N 19-П
«По делу о проверке конституционности части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой»
-
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций
(утв. Минюстом России)
-
Информация Банка России
«Типовые ошибки при раскрытии информации о квалификации и опыте работы руководителей кредитной организации»
Доклад посвящен тому, как в московских судах разбирают дела по статье 20.2 КоАП о нарушении порядка проведения публичных мероприятий. Приводится статистика с начала 2009 по 2014 год, а также подробный анализ дел, заведенных по итогам массовых задержаний в феврале—марте 2014 года: отслеживаются этапы судебного процесса, с которыми могут столкнуться участники митингов и акций в России.
Доклад посвящен внесудебным преследованиям, которым подвергались гражданские и политические активисты в России с 2011 по 2014 годы. Это третья часть исследования ОВД-Инфо о современных российских политических репрессиях, задача которого в первом приближении описать, как они устроены, насколько масштабны и против кого направлены.
Закон о митингах снова ужесточают
В докладе анализируются случаи преследования по политическим мотивам, осуществляемые в уголовном порядке в 2011-2014 годах в России. Этот доклад — составная часть линейки докладов ОВД-Инфо о современных российских политических репрессиях, задача которых в первом приближении описать как устроены, насколько масштабны и против кого направлены современные российские политические репрессии.
В докладе представлены собранные за 2012 год статистические данные о количестве политических задержаний, а также проанализированы форматы политических мероприятий, их тематика и организаторы. Значительная часть доклада посвящена выявленным нарушениям при задержаниях, в отделениях полиции, а также ходу судебных разбирательств над задержанными.
свобода собранийenglish
-
- Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
- Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
- Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
- Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
- Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
- Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
- Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
- Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
- Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
- Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.
Во-первых, нужно констатировать факт, что данная акция протеста официально разрешена. Конституция РФ (ст. 31) дает россиянам право на осуществление разных форм пикетирования. При этом отмечается, что выступления должны иметь мирную направленность и проводиться без применения оружия. Существует также ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором подтверждаются эти пункты.
При проведении акции необходимо учитывать следующие ключевые моменты:
- Обеспечить соблюдение законности (место, где устраивается мероприятие, и выражаемые воззрения не могут идти в разрез с законодательством).
- Должно отсутствовать принуждение (то есть добровольное участие в акции).
- Необходимо знать пункты закона, на основании которых можно приостановить или прекратить одиночный пикет.
Основные предписания следующие:
- являться гражданином РФ;
- быть совершеннолетним (18 лет);
- средства наглядной агитации должны соответствовать нормам закона РФ.
При этом можно сидеть или стоять, но нельзя передвигаться, пользоваться плакатами и транспарантами, распространять среди интересующихся листовки, отвечать на вопросы граждан, представителей прессы и других СМИ с тем, чтобы пояснить мотивы своих действий и своих убеждений по указанной проблеме. Законом не запрещается выкрикивать лозунги, но только используя свой голос без усилителей. Однако делать это не рекомендуется, так как такие звуки могут расцениваться уже как митинг.
К ним относятся: публичный призыв к осуществлению террористических актов, экстремистской деятельности или оправдание терроризма. В понимание «экстремистская деятельность» входит:
- распространение и демонстрирование атрибутов нацизма;
- фабрикация экстремистских лозунгов и их распространение;
- общественные воззвания к осуществлению вышеописанных действий;
- преднамеренно ложное обвинение представителя, который занимает государственную должность в РФ, в совершении вышеперечисленных деяний.
Кроме перечисленного, нельзя использовать музыкальное оформление, аудиозаписи, танцевать, петь, издавать стучащие звуки, устраивать акробатические номера, произносить агитационные призывы, создавать помехи для прохожих и транспорта, распивать алкоголь, вредить чужому имуществу. Когда пикет будет закончен, необходимо убрать все атрибуты и оставленный мусор.
Полицейские могут задержать пикетчика, если, по их мнению, во время акции со стороны несогласных с позицией протестанта нарастает агрессия и появляется угроза для его жизни. Некоторые пикетчики не согласны с такой позицией и уже обращались с жалобами по этому поводу в Конституционный суд России, который дал разъяснения, что действия полиции действительно должны соответствовать степени угрозы. В таких случаях опасность для протестующего должна быть не надуманной, а настоящей.
Касательно выбора мест для этой акции в законодательстве говорится, что пикет можно проводить в любой локации, если его осуществление не несет угрозы обрушения зданий и не создает каких-либо дополнительных нарушений безопасности граждан. Но здесь также имеется существенная оговорка о том, что законодательные органы могут конкретизировать условия, ограничивающие или запрещающие устраивать пикет в некоторых местах.
К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:
- местности, находящиеся в близости от опасных объектов производства;
- ж/д магистрали, нефте-, газопроводы, участки, где расположены высоковольтные линии передач;
- территории, которые прилегают к резиденциям президента, зданиям судов или к учреждениям лишения свободы;
- пограничные зоны (исключение — наличие специального разрешения).
Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.
Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии «Яблоко» Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.
1. Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Комментируемая статья вводит административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных публичных мероприятий, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.).
2. В данной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений: а) нарушение установленного порядка организации массовых акций; б) нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций; в) нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками; г) составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.
3. Правонарушения первой группы составов выражаются в осуществлении действий по организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в нарушение установленного порядка, в частности в местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещено упомянутым Законом (ст. 8).
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:
- оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;
- проведение предварительной агитации;
- изготовление и распространение средств наглядной агитации;
- другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. К организаторам публичных мероприятий следует также отнести и тех лиц, которые, не вступая в официальные отношения с государственными органами, занимаются созданием необходимых условий для проведения массовых акций или решением организационных вопросов.
Организатор публичного мероприятия обязан:
- подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, необходимо представить информацию об использовании этих средств;
- не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
- обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;
- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
- приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
- обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
- довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
- иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
Организатор публичного мероприятия не вправе пров��дить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ) 2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; 3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; 4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; (в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 61-ФЗ) 5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; (в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 61-ФЗ) 7) уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка; 8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств; (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ) 9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
- Пресс-релизы
- Новости
- Служение
- Год для Иисуса
- Молитва
- Публикации
- Юридический отдел
- Политика конфиденциальности
- Политика в отношении обработки персональных данных
- Соглашение на обработку персональных данных
- Правила использования материалов
- Требования к материалам
- +16
Фз о митингах демонстрациях шествиях и пикетированиях
поводом к рассмотрению дела послужила жалоба общественного активиста Валерия Тетерина, который осенью прошлого года намеревался провести два общественных мероприятия в Иркутске. Заявитель заблаговременно уведомил администрацию города о том, что запланированный им митинг предполагал участие 350 человек, а демонстрация – 100 человек.
Иркутская городская администрация отказалась рассматривать уведомления активиста о проведении мероприятий, ссылаясь на их несоответствие законодательству. В частности, орган власти указал организатору митинга на то, что тот не определил формы и методы обеспечения общественного порядка и организации оказания медицинской помощи.
Заявитель безуспешно пытался обжаловать отказ в судебном порядке. Суды сочли, что предполагавшееся информирование участников митинга о телефонных номерах полиции и скорой помощи не представляет собой конкретных мер по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи и не может служить надлежащей гарантией безопасности жизни и здоровья людей.
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ заявитель указал, что п. 5 ч. 4 ст. 5 и п. 6 ч. 3 ст. 7 Закона о митингах противоречат Основному Закону государства. Указанные положения в силу своей правовой неопределенности позволяют органам власти произвольно решать, соответствует ли уведомление о проведении публичного мероприятия требованиям, предъявляемым законом.
Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд РФ со ссылкой на практику ЕСПЧ отметил, что публичные власти должны проявлять определенную толерантность к мирным собраниям, даже когда они могут вызвать некоторые нарушения обыденной жизни, включая помехи уличному движению, иначе свобода собраний лишилась бы своего существа.
«Реагирование со стороны публичной власти на организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и во всяком случае, независимо от политических, культурных и иных взглядов их инициаторов и участников, нацелено на обеспечение условий как на уровне законодательного регулирования, так и правоприменительной деятельности для правомерного осуществления гражданами, их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки недопустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве», – пояснил Конституционный Суд.
Также КС РФ подчеркнул недопустимость чрезмерного госконтроля над свободой проведения публичных мероприятий и необоснованного ограничения последних. В то же время Суд отметил, что организатор публичного мероприятия, подающий уведомление с указанием форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, в определенной степени вовлекается в поддержание общественного порядка и безопасности граждан в пределах имеющихся у него возможностей.
Тем не менее основная ответственность за правопорядок и безопасность возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления либо их уполномоченных представителей, а также сотрудников ОВД. «Следовательно, при рассмотрении органом власти субъекта РФ или органом местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия должны быть исключены любые попытки возложения на организатора заявленного публичного мероприятия таких обязанностей по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи при его проведении, которые надлежит выполнять органам государственной и муниципальной власти», – отметил Суд. Аналогичного подхода к балансу ответственности организатора публичного мероприятия и уполномоченных органов власти в указанных вопросах придерживается и Европейский Суд.
Указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия форм и методов обеспечения порядка, не отвечающих, по мнению уполномоченного исполнительного органа власти, законным требованиям, ни при каких обстоятельствах не может освобождать соответствующий орган от его рассмотрения. По результатам данного рассмотрения орган власти должен направить организатору мотивированные предложения об изменении (дополнении, уточнении) таких форм и методов, и в случае принятия им этих предложений – не препятствовать проведению заявленного общественного мероприятия.
При недостижении согласия между организатором публичного мероприятия и органом госвласти относительно форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медпомощи организатор может обратиться в суд, который должен объективно и всесторонне исследовать суть его обращений. Рассмотрение судами соответствующих споров должно происходить в максимально короткий срок до даты проведения мероприятия, иначе судебная защита во многом теряет свой смысл.
Иное понимание, как отметил КС РФ, расходилось бы с его правовой позицией о том, что в отсутствие оснований для отказа в проведении публичного мероприятия органы власти должны предпринять все усилия для его проведения в избранном месте и в запланированное время, а не пытаться под любым предлогом препятствовать ему.
С учетом изложенного Конституционный Суд РФ отказался признавать спорные нормы неконституционными в той мере, в какой они по своему конституционно-правовому смыслу не допускают возложения на организатора публичного мероприятия таких обязанностей по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи, которые надлежит выполнять органам государственной и муниципальной власти и их уполномоченными представителями, обладающими соответствующими публично-властными полномочиями. При этом Суд распорядился о пересмотре судебных решений, вынесенных в отношении заявителя жалобы.
- рекомендации для судов по вопросам арбитражного процесса от
- Взыскивать фискальную задолженность ИП можно только со счета для ведения предпринимательской деятельности
- ВС запретил делать в приговоре имеющие преюдициальное значение выводы
- особенности раздела совместно нажитого имущества, если часть его находится за рубежом
- оценка добросовестности сторон при оспаривании сделок по продаже имущества должника
Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Путин подписал изменения в закон о митингах, шествиях и пикетированиях
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
К организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
- Реализация свободы собраний: теоретические и практические аспекты 2013 / Вышкварцев Виталий Владиславович
- Проблемы законодательства субъектов Российской Федерации об обеспечении условий проведения публичных мероприятий 2006 / Ушаков Александр Владимирович
- Законодательная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования публичных мероприятий и вопросы реализации ими отдельных полномочий в данной области (на примере Уральского федерального округа) 2015 / Крысанов Антон Вячеславович
- Массовые мероприятия политических партий в предвыборной кампании (конституционно-правовой анализ) 2001 / Неровная Н.Н.
- О некоторых правовых аспектах проведения публичных мероприятий 2018 / Малышенко Виктор Анатольевич
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 19 ИЮНЯ 2004 ГОДА № 54-ФЗ «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ» НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье сопоставляются положения федерального закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях и соответствующего закона Челябинской области, определяются основные проблемные стороны реализации конституционного права граждан на публичные мероприятия в Челябинской области и формулируются конкретные меры по совершенствованию законодательства Челябинской области.
Федеративное устройство российского государства порождает в области защиты прав и свобод человека и гражданина совместное участие Российской Федерации и каждого из ее субъектов, что обусловлено пунктом «б» част 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Категорию «защита», которая является ключевой в предмете совместного ведения, можно представить как «комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав…»1. Конституция Российской Федерации в статье 31 закрепила право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Хотя в самой норме конституции не содержится указания и не обозначается обязательность принятия соответствующего закона, который бы установил механизм реализации и обеспечения этого права, тем не менее это подразумевается необходимостью наличия вполне конкретного стандарта, единой правовой базы порядка реализации конституционного права на публичные мероприятия на всей территории Российской Федерации.
Президент Российской Федерации 19 июня 2004 года подписал новый, ожидаемый не столько государственными органами и органами местного самоуправления, сколько гражданами и общественными объединениями Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон)2, Названный Закон в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации призван обеспечивать реализацию права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Девятнадцать статей Закона вступили в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, то есть с 4 июля 2004 года. За более чем трехлетнее действие этого акта накопился достаточный опыт, позволяющий проанализировать и осознать ряд результатов его реализации как в целом на территории России, так и в частности на территории Челябинской области. Одной из важных характерных особенностей Закона, порожденной федеративным устройством государства, является его рамочность и отсутствие исчерпывающего регулирования, как следствие, наличие целого ряда четких и однозначных положений, которые формулируют обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власш субъектов Российской Федерации, а также орга-
нов местного самоуправления по созданию полного современного и совершенного механизма реализации конституционного права граждан, предусмотренного статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Проанализировав положения указанного Закона, можно прийти к выводу, что федеральный законодатель при его принятии попытался обозначить определенную последовательность и важность правовых действий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в части достройки в полном объеме указанного механизма.
Процесс реализации вступивших в силу положений Закона условно можно разделить на ряд следующих последовательных этапов, при этом существенным его упущением является отсутствие каких-либо процессуальных сроков и конкретных процедур.
Первоначально реализация основного объема работы возложена на органы государственной власти каждого из субъектов Российской Федерации в виде решения двух принципиальных вопросов.
Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать». Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику. Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).
Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».
Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.
На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.
Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.
Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.
В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
В частности, нельзя:
- скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
- иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
- находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
- выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
- соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
- соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичного мероприятия имеют право:
- участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
- использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
- принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.
Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.
Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.
То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.
Номер документа: | 54-ФЗ |
Дата принятия: | 19/06/2004 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 04/07/2004 |
Органы эмитенты: | Парламент |