Налогообложение для ИП в 2021 году без сотрудников грузоперевозки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение для ИП в 2021 году без сотрудников грузоперевозки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.

Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.

Патент для грузоперевозок: сколько стоит и как оформить

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

Налог Взносы Всего
Организация
УСН Доходы 540 000 550 000 1 090 000
УСН Доходы-расходы 975 000 550 000 1 525 000
ИП
УСН Доходы 540 000 655 874 1 307 874
УСН Доходы-расходы 975 000 652 874 1 627 874
Патент 120 000 627 874 747 874

Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.

Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.

По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.

Налоги ИП на УСН без работников в 2021 году

Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:

  • лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
  • работать можно строго без сотрудников;
  • нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.

Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.

С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.

При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:

  • выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
  • в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
  • остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.

При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:

  • выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
  • не более 15 сотрудников, занятых по патенту.

Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.

Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:

  • с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
  • раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.

Здесь налоговая ставка определяется так:

  • Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
  • Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.

Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.

Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:

15 000 000 — 7 000 000 = 8 000 000 рублей.

Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):

8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.

Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:

  1. Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
  2. Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
  3. При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.
  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Если ИП нанимает работников по трудовым договорам, он переводит за них:

  • НДФЛ — 13% от заработной платы каждого;
  • взносы: это 22% в Пенсионный фонд, 5,1% — в фонд медицинского страхования, 2,9% в фонд социального страхования.

Например, если сотрудник получает 50 000 ₽ на руки, дополнительно ИП-работодатель заплатит НДФЛ 7471 ₽ и на взносы — 17 195 ₽.

Эти выплаты нужно перечислять каждый месяц до 15 числа.

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021

Для ИП доступно пять налоговых систем:

  • основная — ОСНО;
  • упрощенка — УСН. Бывает с разными объектами налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы»;
  • патент — ПСН;
  • единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН;
  • для самозанятых — НПД.

Дальше разберем каждый режим подробно и объясним, для кого они подходят.

Что это. Основная система по умолчанию применяется для всех ИП, если не подать заявление на другой режим.

Какие ограничения. Никаких.

Сколько налогов ИП платит в 2021 году. ИП на ОСНО платит три основных налога:

  • НДФЛ — 13% или 15% с дохода, превышающего 5 млн ₽ в год.
  • НДС — от 0% до 20% в зависимости от типа бизнеса;
  • налог на имущество физических лиц — до 2%.

Когда платить. НДФЛ платят авансовыми платежами за каждый квартал, не позднее 25-го числа каждого месяца, который следует за этим кварталом. Только последний четвертый платеж можно отсрочить до 15 июля следующего года.

НДС нужно перечислять каждый месяц до 25 числа, налог на собственность — до 1 марта последующего года.

Какая отчетность. Обычно документооборот ИП на основной системе ведет бухгалтер, потому что у этого режима самая большая отчетность. Нужно представлять налоговую декларацию по НДФЛ один раз в год — до 30 апреля последующего года, по НДС — раз в три месяца, до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.

Кому подходит. ИП, которые сотрудничают с корпорациями — они применяют вычет по НДС. Тем, у кого доходы больше 200 млн ₽ в год или больше 130 сотрудников. Также бизнесу, для которого нельзя применять спецрежимы, например нотариусу.

Что это. Специальный режим для самозанятых граждан. То есть тех, кто самостоятельно выполняет работы, оказывает услуги или продает товары собственного производства.

Какие ограничения. Доход до 2,4 млн ₽ в год, нельзя нанимать работников по трудовым договорам. Нельзя совмещать с другими системами. Подходит для типов деятельности, которые позволяют перейти на НПД — в основном, это услуги, которые ИП оказывает без чужой помощи.

Сколько налогов платить. С дохода от физических лиц — 4%, от компаний и ИП — 6%.

Когда платить. Раз в месяц, до 25-го числа последующего месяца. Если доходов не было, переводить налог не нужно.

Какая отчетность. Налоговую декларацию сдавать не нужно. Доходы необходимо указывать в мобильном приложении «Мой налог». Оно автоматически рассчитывает налог к оплате.

Кому подходит. Тем, кто самостоятельно оказывает услуги.

  1. ИП платят фиксированные страховые взносы, чтобы пользоваться медициной и в будущем получать пенсию. Сумма взносов в 2021 году — 40 874 ₽.
  2. Также есть дополнительные взносы — это 1% от дохода, превышающего 300 000 ₽.
  3. Если у ИП есть сотрудники, за них нужно платить налог 13% и взносы.
  4. ИП по умолчанию работает на основной системе налогообложения, она самая дорогая. Может выбрать один из спецрежимов: упрощенка, патент, ЕСХН или самозанятость.
  5. Патент подходит для временного бизнеса, самозанятость — для самостоятельного оказания услуг, ЕСХН — для ИП в сельском хозяйстве.
  6. Если ни один из этих вариантов не подходит, лучше выбрать упрощенку, если работаете с корпорациями — основную систему.

Налогообложение для ИП: какие системы бывают и как выбрать

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:

  • не более 15 сотрудников
  • доход не более 60 млн рублей в год.

Организации не могут применять патент.

\n\n

В 2021 году предприниматели (как, впрочем, и организации) лишились возможности использовать специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход. Положения Налогового кодекса, посвященные «вмененке», утратили силу с 1 января.

\n\n

Таким образом, в 2021 году ИП может выбирать из пяти вариантов налогообложения: общая система, упрощенная система, патент, налог для самозанятых и единый сельхозналог. При этом правила применения ОСНО, «упрощенки» и патента значительно переработаны: по НДФЛ и единому налогу в рамках УСН изменены налоговые ставки, а патентную систему законодатели попытались сблизить с отмененным ЕНВД.

\n\n

Предприниматели, имеющие наемных работников, в дополнение к личным налогам и страховым взносам «за себя» должны платить страховые взносы с заработной платы и иных вознаграждений в пользу сотрудников. Суммы взносов «за работников» могут уменьшать (полностью или с ограничениями — в зависимости от применяемой системы налогообложения) налоги самого ИП.

Переход с ЕНВД для автоперевозчиков

В 2021 году предприниматели (как, впрочем, и организации) лишились возможности использовать специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход. Положения Налогового кодекса, посвященные «вмененке», утратили силу с 1 января.

Таким образом, в 2021 году ИП может выбирать из пяти вариантов налогообложения: общая система, упрощенная система, патент, налог для самозанятых и единый сельхозналог. При этом правила применения ОСНО, «упрощенки» и патента значительно переработаны: по НДФЛ и единому налогу в рамках УСН изменены налоговые ставки, а патентную систему законодатели попытались сблизить с отмененным ЕНВД.

Предприниматели, имеющие наемных работников, в дополнение к личным налогам и страховым взносам «за себя» должны платить страховые взносы с заработной платы и иных вознаграждений в пользу сотрудников. Суммы взносов «за работников» могут уменьшать (полностью или с ограничениями — в зависимости от применяемой системы налогообложения) налоги самого ИП.

Выбирать систему налогообложения нужно на основе экономического анализа планируемой деятельности. В расчет следует принимать сферу бизнеса, поскольку от этого зависит возможность применения таких спецрежимов, как ПСН и ЕСХН. Также необходимо учитывать следующие факторы: величину годового дохода; наличие или отсутствие работников; размеры и виды расходов, а также возможность подтверждения их необходимыми документами; состав контрагентов и их готовность работать с ИП, которые не платят НДС и т.д.

Патент — это право вести бизнес на ограниченной территории. На один вид деятельности выдают один патент.

Получить патент можно на любой срок от 1 до 12 месяцев в рамках календарного года.

Перейти на патент имеют право только ИП. Среднее количество сотрудников занятых в патентной деятельности не должно превышать 15 человек, а общие доходы — 60 млн рублей в год.

На патенте не сдают декларацию. Из обязательного — вовремя платить налог и вести Книгу учёта доходов (КУД), но отправляют её только по запросу налоговой.

Какие налоги платит ИП в 2021 году?

C 1 января 2021 года в Налоговом кодексе появится перечень видов деятельности, по которым применять патент запрещено. Регионы обязаны соблюдать эти ограничения.

  1. Розничная торговля и общепит с площадью зала более 150 квадратных метров.
  2. Оптовая торговля и работа по договорам поставки.
  3. Грузовые и пассажирские перевозки, если ИП владеет или арендует автопарк размером более 20 машин.
  4. Сделки с ценными бумагами, кредитные и финансовые услуги.
  5. Производство подакцизных товаров, добыча и продажа полезных ископаемых.
  6. Деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Ещё на патенте запрещено продавать маркированные лекарства, меха и обувь. Это ограничение продолжает действовать в 2021 году.

Условимся, что:

  • ИП живет в Москве;
  • патент покупается на 3 месяца;
  • ИП использует 4 машины, каждая из которых имеет грузоподъемность 2 тонны.

ВНИМАНИЕ! Налоговики допускают оформление патента в одном регионе, а перевозку грузов в разных субъектах РФ. Главное, чтобы договоры с заказчиками перевозок были заключены в регионе, в котором оформлен патент. Тогда у ИП-грузоперевозчика не возникает необходимости оформлять патент в каждом из регионов, куда он везет грузы. Достаточно оформления одного патента. Подробности см. здесь.

Сначала вычисляем годовую стоимость патента. Для этого:

  1. Определяем потенциальный доход по грузоперевозкам.

Соответствующий показатель определяется исходя из норм, присутствующих в строке под порядковым номером 10 таблицы в ст. 1 закона города Москвы «О патентной системе» от 31.10.2012 № 53.

Потенциальный доход столичного ИП, занимающегося грузоперевозками, будет равен 600 000 руб. с 1 машины, если ее грузоподъемность составляет менее 3,5 тонны. Всего у предпринимателя, как мы условились выше, 4 таких транспортных средства. Следовательно, его суммарный потенциальный доход составляет 2 400 000 руб.

  1. Исчисляем годовую стоимость патента.

Для этого мы используем ставку в размере 6% — ту, что установлена НК РФ (п. 1 ст. 346.50), поскольку законодательством Москвы не определено иных ставок для ПСН. Получается, что годовая стоимость патента для ИП с 4 машинами грузоподъемностью по 2 тонны составит 144 000 руб.

Затем вычисляем фактическую стоимость патента с учетом того, что он покупается на 3 месяца. Для этого:

  • делим 144 000 на 12, получается 12 000 руб.;
  • умножаем результат на 3, получается 36 000 руб.

Для расчета стоимости патента при любом виде деятельности ИП нужно знать величину потенциального дохода, установленного региональным НПА для соответствующего вида деятельности, размер ставки, а также срок действия патента. Помимо расходов на уплату налога по ПСН предприниматель также должен перечислять во внебюджетные фонды фиксированные взносы за те месяцы, в течение которых он занимается бизнесом.

Узнать больше о ПСН и законодательном регулировании вы можете из рубрики «ПСН».

Выбирают один из вариантов налогообложения:

  • по доходам со ставкой налога 6%;
  • по разнице доходов и расходов со ставкой 15%.

Сменить режим разрешается со следующего года. Налогоплательщик подаёт годовую декларацию, ведёт КУДиР (книгу, в которой записывает доходы и расходы).

Для расчёта налога доходы нужно умножить на 6%. Затраты для налогообложения не учитывают.

Налоги уменьшают на уплаченные страховые взносы:

  • организации, ИП с работниками — на 50%;
  • ИП без работников — в полной сумме.

Налоги для ИП с работниками и без работников в 2021 году

Для перевозчика патентный режим выгоднее упрощённого. Налогообложение не зависит от фактической выручки. Налоговые декларации подавать не нужно.

Патенты выдают налоговые инспекции по месту регистрации или деятельности. Если все договоры с грузоотправителями заключены по месту выдачи патента, другие патенты не нужны. Место заключения договора указано на первой странице напротив даты.

При патентном режиме заполняют КУДиР. При превышении лимитов по выручке, средней численности право на ПСН теряется. Предпринимателю начислят налоги по основной системе. При риске превышения лимитов ИП совмещают патенты на грузоперевозки с УСН.

Изменения ПСН в 2021 году для ИП

ПСН: страховые взносы 2021

Стоимость патента для ИП на 2021 год

Можно ли с «упрощенки» перейти на патент

КБК для оплаты патента в 2021 году для ИП

Одним из самых выгодных налоговых режимов для грузоперевозок до 2021 года считался ЕНВД. В связи с его отменой предприниматели вынуждены рассматривать иные варианты налогообложения. Альтернативным вариантом для ИП выступает УСН или приобретение патента. Важным фактором, влияющим на окончательный выбор, становится стоимость патента на грузоперевозки.

ИП, проживающий во Владимирской области, занимается грузоперевозками, имея 1 транспортное средство. В 2021 г. он решил приобрести патент сроком на 2 месяца, с 01.02.2021 по 31.03.2021 г. (на 59 дней). Потенциальный годовой доход, утвержденный законом Владимирской области № 126 на 2021 год, составляет 170 000 руб.

В бюджет за патент ИП заплатит:

170 000 руб. х 6% х 1 ед. ТС /365 дн. х 59 дн. = 1649 руб.

Местное законодательство может ограничивать возможность применения ПСН по количеству автотранспорта (п. 2.1 ч. 8 ст. 346.43 НК РФ). Например, во Владимирской области патент можно приобрести ИП, у которых в распоряжении не более 10 единиц автотранспорта, в Кировской области допускается не более 15 ТС.

Решением местных властей величина годового дохода может быть привязана и к другому физическому показателю (пп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК), например, к грузоподъемности транспортного средства. В этом случае в формулу добавится значение утвержденного показателя.

ИП занимается грузоперевозками автомобильным транспортом на территории Камчатского края. Используемый а/м — КАМАЗ 6520, грузоподъемность которого 20 т. Потенциальный годовой доход, согласно закону Камчатского края от 05.10.2012 г. № 121 (в ред. закона от 03.12.2020 № 529), составляет 49 900 руб. на 1 т грузоподъемности. Патент ИП решил взять на 3 месяца, с 01.04.2021 по 30.06.2021 (91 день).

В бюджет ИП должен заплатить:

49 900 руб. х 6% х 20 т / 365 х 91 дн. = 14 929 руб.

Если ИП берет патент сразу на несколько ТС, сначала рассчитывается стоимость по каждому а/м отдельно, затем полученные суммы складываются.

Новая формулировка ст. 346.51 НК РФ позволяет снижать сумму, уплачиваемую за патент для грузоперевозок ИП. Стоимость в 2021 г. уменьшается:

  • на страховые взносы за себя и за работников (в ПФР, ФФОМС, ФСС, в т.ч. от несчастных случаев и профзаболеваний), уплаченные в периоде действия патента в пределах начисленных сумм;
  • на величину пособий по нетрудоспособности, выплаченных предпринимателем из собственных средств (за исключением по несчастным случаям и профзаболеваниям);
  • платежей за работников по добровольному личному страхованию.

ИП-работодателям разрешено снижать платеж до 50%, ИП без сотрудников вправе заявить об уменьшении налога до 100%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]