Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданин Белоруссии резидент или нерезидент в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Применяются следующие ставки:
- 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
- 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).
В качестве исключения по ставке 13% облагаются доходы (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 224 НК РФ):
- граждан государств-членов ЕАЭС;
- высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
- беженцев и лиц, получивших временное убежище;
- временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
- участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
- членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.
Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Важно!
Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.
Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2021 году
Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.
Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.
Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.
Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:
- Для резидентов вводится обязанность регистрировать валютные договоры и представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по ним в порядке, установленном Национальным банком. Таким образом, порядок проведения валютных операций меняется с разрешительного на регистрационный.
-
- переводить белорусские рубли и иностранную валюту на свои счета, открытые в иностранных банках, со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь или в иностранных банках, и наоборот,
- получать на счета, открытые в иностранных банках, белорусские рубли и иностранную валюту (в определенных случаях).
Закон от 30 июня 2020 г. № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (далее – «Закон») вносит изменения в некоторые правила валютного регулирования и контроля. Закон предусматривает меры, направленные на либерализацию валютных отношений и девалютизацию экономики.
- Будет упразднена функция Национального банка по выдаче разрешений для целей валютного регулирования и валютного контроля, но будет добавлено, например, полномочие по установлению порядка совершения операций с электронными деньгами, полномочие по введению Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь «валютных ограничений» на срок не более 1 года в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.
- Юридические лица–резиденты будут вправе без ограничений (с соблюдением правил по зачислению валютной выручки) проводить валютные операции с использованием белорусских рублей и (или) иностранной валюты, зачисленных на счета, открытые в иностранных банках, за исключением запрещенных валютных операций.
Для резидентов и нерезидентов ставки налога и перечни облагаемых доходов различаются. Нерезидент не вправе рассчитывать на налоговые вычеты, в отличие от резидента. Такие выводы следуют из анализа нескольких статей НК РФ (ст. 210 п. 3-4, ст. 220 п. 1 пп. 1, ст. 224 п. 1, 3, ст. 209). Основная налоговая ставка для резидента — 13%, для нерезидента — 30%. Нюансы применения налоговых ставок подробно описаны в ст. 224 НК РФ.
Обратим внимание на следующее: ФЗ от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил ст. 207 пунктом 2.2 (п. 2 ст. 1 ФЗ). Дополнение касается только периода с 1 января по 31 декабря 2020 года. Если в этот период физическое лицо находилось в России 90-182 календарных дня (т.е. срок меньше, чем по умолчанию) и хочет получить статус налогового резидента за указанный период, необходимо заявить письменно об этом в налоговую. Заявление должно быть подано не позднее 30/04/2021 года. Порядок действует только при признании налоговым резидентом РФ в 2020 году.
Первый будет озабочен получением разрешения на привлечение иностранных работников. Второго ждёт оформление патента или разрешения на работу. И тот, и другой документы дают право трудиться на территории РФ, но отличаются получателями. Разрешение на работу выдаётся иностранцам, прибывшим в Россию на основании визы. Патент предусмотрен для «безвизовых» иностранцев.
Иностранный работник находится на территории России в течение 80 дней. Этого недостаточно, чтобы получить статус резидента в 2021 году. Однако иностранец имеет собственное жилье в нашей стране, постоянную работу, а также перевез сюда семью. Всех этих факторов будет достаточно, чтобы признать его резидентом по совокупности факторов.
- Место осуществления деятельности. Ели гражданин РБ осуществляет деятельность, даже по интернету, и даже оказывая услуги лицам находящимся в Беларуси, место осуществления деятельности иностранное государство и по открытию ИП, по получению лицензии на оказание помощи психолога надо руководствоваться законодательством иностранного государства. В том числе если карта белорусского банка.
- Статус налогового резидента. Если гражданин (по общему правилу) находится более 183 дней на территории иностранного государства в календарном году, то он не обязан платить налог в РБ от доходов полученных в этом иностранном государстве.
В настоящее время некоторые сотрудники достаточно часто направляются в заграничные командировки. В связи с этим налоговый статус таких сотрудников в течение года может меняться. Это относится и к сотрудникам-иностранцам. Данные сотрудники могут становиться то резидентами, то нерезидентами в зависимости от количества дней, проведенных на территории РФ. В статье подробно расскажем обо всех нюансах, связанных с определением налогового статуса работника для исчисления с его доходов НДФЛ.
В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.
Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13%. Доход же гражданина-нерезидента при этом в общем случае облагается по ставке 30%.
Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2021 г.
До 2021 года граждане, находящиеся за границей России больше года, признавались валютными нерезидентами. Но при въезде в РФ даже на день, они становились валютными резидентами. С 1 января 2021 года согласно законодательству все российские граждане, не зависимо от периода пребывания в другой стране являются валютными резидентами.
Налоговый статус гражданина определяет порядок обложения НДФЛ его доходов. По общему правилу налоговыми резидентами РФ по НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом окончательный налоговый статус физлица определяется по итогам налогового периода (календарного года). Подробнее см. здесь.
Также специалисты финансового ведомства в комментируемом письме напомнили о порядке возврата физлицу НДФЛ в связи с перерасчетом налога за налоговый период в случае приобретения им статуса налогового резидента РФ. Такой возврат осуществляется налоговым органом, в котором гражданин состоит на налоговом учете. Для получения переплаты физлицо должно подать декларацию по НДФЛ за соответствующий год (в данном случае – за 2020 г.) и приложить к ней документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).
Закон № 265-ФЗ снизил порог в 183 дня для налогового периода 2020 г. Так, в п. 2.2 ст. 207 НК РФ сказано, что гражданин может быть признан налоговым резидентом РФ за 2020 г., если срок его фактического пребывания в России в этом году составляет от 90 до 182 дней (включительно). Для этого он должен не позднее 30.04.2021 самостоятельно представить в налоговую инспекцию (в которой состоит на учете) заявление в свободной форме.
Обратим внимание на следующее: ФЗ от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил ст. 207 пунктом 2.2 (п. 2 ст. 1 ФЗ). Дополнение касается только периода с 1 января по 31 декабря 2020 года. Если в этот период физическое лицо находилось в России 90-182 календарных дня (т.е. срок меньше, чем по умолчанию) и хочет получить статус налогового резидента за указанный период, необходимо заявить письменно об этом в налоговую. Заявление должно быть подано не позднее 30/04/2021 года. Порядок действует только при признании налоговым резидентом РФ в 2020 году.
Важный нюанс содержит письмо Минфина № 03-04-06/6-123 от 26/05/11 г. Если иностранный работник выезжает за рубеж в связи с окончанием срока разрешения на работу, а затем при получении нового разрешения трудоустраивается (1 раз в год), статус резидента он не теряет; и срок 12 месяцев, как и в случае с выездом на учебу, лечение, не прерывает. Однако время, проведенное вне пределов РФ, вычитается из общей суммы дней пребывания в стране.
Таким образом, налоговый резидент – это лицо, находящееся на территории страны как минимум 183 календарных дня на протяжении 12 месяцев подряд (в 2020 году срок меньше), военные и чиновники, работающие фактически за границей. Из сказанного вытекает, что налоговый нерезидент – это лицо, находящееся в России меньше указанного срока.
Если НДФЛ облагается доход, по которому налогоплательщик сам уплачивает налог, 12-месячный период – это год получения дохода, отсчитывать по календарю обратным порядком придется от 1 января следующего года (ст. 216, 228 НК РФ, письмо Минфина № 03-04-05/6-293 от 25/04/11 г.).
Важно! Международными соглашениями с отдельными странами может устанавливаться иной порядок определения статуса. В целях устранения двойного налогообложения они подписаны с Великобританией, Германией, Израилем, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Республикой Беларусь и целым рядом других стран.
Власти вводят изменения по валютным регулированию и контролю. Среди прочего разрешат открывать счета в иностранных банках, покупать акции и недвижимость за рубежом без согласования с Нацбанком, а также введут обязательную регистрацию некоторых валютных договоров. Еще прописали, в каких случаях чиновники могут вводить валютные ограничения при угрозе экономической безопасности страны. Последнее уточнение вызвало немало вопросов у белорусов, рассказывает TUT.BY.
- запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
- ввести лимиты на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
- ввести требование на получение спецразрешения у Нацбанка на валютные операции;
- ввести обязательную продажу полученной юрлицами-резидентами иностранной валюты;
- ввести ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
В Нацбанке уточняют, что 154-й указ, которым отменили действие двух других, приняли для того, чтобы «привести законодательство в области валютного регулирования в соответствие с требованиями нормотворчества, а также исключения из него норм, не соответствующих новой парадигме осуществления операций с иностранной валютой в Беларуси, закрепленной положениями новой редакции Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Документ начнет работать с 9 июля, он предусматривает отмену ряда существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами, уточняет регулятор.
Могли — и делали это при необходимости. В последний раз — в 2014 году, когда возникла надобность «по недопущению развития негативных тенденций на финансовом рынке». Тогда вводили 30%-ный сбор на покупку валюты и для предприятий, и для граждан, покупающих валюту в банках. Кроме того, поднимали для субъектов хозяйствования до 50% норматив обязательной продажи валютной выручки. Нацбанк также вводил ограничение в 2% по курсам валюты в обменниках, а банки — на безналичную конвертацию и снятие валюты с карточек.
И еще важный момент: изменения, которые вводят с 9 июля, не сводятся только к прописыванию валютных регулирования и контроля. Кроме всего прочего ими также вводят возможность открывать счета в иностранных банках, покупать акции и недвижимость за рубежом без согласования с Нацбанком. То есть говорить о том, что документ предполагает только ограничения и ужесточения по валютному рынку, нельзя.
при проведении расчетов по валютному договору, заключенному физическим лицом — резидентом, с использованием наличных денежных средств либо счета, открытого в банке, — общая сумма полученных, уплаченных наличных денежных средств, общая сумма денежных средств, поступивших на счет, открытый в банке;
10. Датой регистрации валютного договора на веб-портале считается дата присвоения валютному договору регистрационного номера с использованием программно-аппаратных средств и технологий. В личном кабинете резидента предоставляется возможность просмотра и вывода на печать свидетельства о регистрации валютного договора, содержащего регистрационный номер и иные сведения о валютном договоре.
15. Резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня определения резидентом с учетом требований части второй настоящего пункта даты исполнения валютного договора в полном объеме.
перечисление (перевод) резидентом (нерезидентом) денежных средств в целях инициирования (совершения) сделок по приобретению ценных бумаг, в том числе при их первичном размещении, производных финансовых инструментов с использованием услуг брокера, а также сделок, связанных с инвестированием в акционерный капитал создаваемых компаний (венчурное финансирование), приобретением цифровых знаков (токенов);
4. В целях определения необходимости регистрации валютного договора при пересчете суммы обязательств по нему, выраженной в иностранной валюте, используется официальный курс белорусского рубля, установленный Национальным банком по отношению к иностранным валютам на дату заключения валютного договора.
В 2020 году из-за пандемии, чтобы стать налоговым резидентом, нужно было провести в России минимум 90 дней и подать заявление в налоговую. Заявление на резидентство можно представить до 30 апреля 2021 года. Если его не подать, резидентство будет определяться по общему правилу.
Также вы не обязаны уведомлять налоговую, что покинули страну. Но если раньше вы сдавали отчет, а потом перестали, то этот факт может заинтересовать инспекцию. Налоговая может запросить у вас документы, которые подтверждают выезд из России и пребывание за ее пределами. Вы сможете доказать это, например, отметками в загранпаспорте, ВНЖ в другой стране и т. п.
Предположим, что, когда вы определяли свой статус налогового нерезидента, исходили из специального порядка, предусмотренного на 2020 год. То есть находились в России меньше 90 дней. Допустим, вы находились в России максимум, возможный в 2020 году для налогового нерезидента, — 89 дней. В этом случае срок вашего пребывания за пределами России составит:
С налоговым резидентством мне все ясно. Но как обстоят дела с валютным? Я находил разную информацию, начиная с того, что каждый гражданин РФ — валютный резидент, если провел в России хотя бы день в календарном году, до того, что валютное резидентство с недавних пор аналогично налоговому.
Валютное резидентство не аналогично налоговому. Будучи гражданином РФ, вы признаетесь валютным резидентом. В то же время если в 2020 году вы провели за границей в совокупности более 183 дней, то есть стали налоговым нерезидентом, то не должны представлять отчет о движении средств на зарубежном счете.
Если иностранный гражданин имеет в собственности транспортное средство или недвижимое имущество, ему придётся платить соответствующие налоги. Впрочем, налогообложение нерезидентов РФ не предусматривает особых условий и повышенных ставок: налоги рассчитываются и уплачиваются в общем порядке.
Зато работодатель не ранжирует сотрудников по национальному признаку. Ведь наличие паспорта другой страны – ещё не повод делать выводы о человеке как о работнике. Поэтому иностранец, которого приняли на работу, – такой же сотрудник предприятия, как и россиянин. И справедливости ради стоит заметить, что иногда карьера мигрантов может быть даже успешнее, чем у наших соотечественников.
Однако это не значит, что работник-иностранец подарит лишние деньги российской казне. Всё, что нужно сделать в такой ситуации, – обратиться в бухгалтерию с заявлением о перерасчёте. Тогда будет проведена сверка сумм авансовых платежей и НДФЛ, и в случае выявления переплаты сотруднику вернут разницу.
Налогообложению подлежит недвижимость, которая находится в собственности у иностранного гражданина. Регистрационная палата передаёт в ФНС сведения о свершившейся сделке, в дальнейшем налоговые органы рассчитывают суммы налоговых платежей и контролируют поступление денежных средств.
Устроить свою жизнь в другой стране непросто: везде свои правила и нормы, в том числе и в вопросах налогообложения. В некоторых государствах налоговые ставки пугающе высоки, а где-то доходят до абсурда и вводят фантастические виды налогов. Однако нас интересует вполне конкретная территория – Россия, особенности налогообложения мигрантов, а именно – какие предусмотрены налоги с иностранцев в 2021 году.
Инструкцией определено, что регистрации подлежат заключенные между резидентами и нерезидентами валютные договоры, если сумма денежных обязательств по ним на дату заключения не определена либо равна или превышает в эквиваленте 2 000 базовых величин (для физических лиц) и 4 000 базовых величин (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Новые правила валютного регулирования и контроля вступают в силу с 9 июля 2021 г. В основе них будет лежать система регистрации и мониторинга валютных договоров. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в комитете экономики Мингорисполкома.
— В связи с принятием новой редакции закона от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» постановлением правления Нацбанка от 12 февраля 2021 г. № 37 «О регистрации резидентами валютных договоров» утверждена и вступает в силу Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, — напомнили в комитете экономики Мингорисполкома.
В соответствии с законом резиденты обязаны регистрировать договоры (контракты, соглашения) и иные документы, на основании которых совершаются валютные операции. Кроме того, они должны представить документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам в порядке, определенном Нацбанком.
Валютный договор подлежит регистрации до исполнения резидентом обязательств по нему. Либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денег по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше. Такими действиями могут быть, например, проведение резидентом платежей, передача или получение валютных ценностей, отгрузка или поступление товаров, передача или получение нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, в том числе в финансовую (лизинг). Кроме того, выполнение или приемка работ, оказание или получение услуг, внесение денежного вклада в уставный фонд юрлица — резидента или нерезидента, привлечение или предоставление кредита, займа, приобретение или продажа ценных бумаг, недвижимого имущества, создание объекта долевого строительства, размещение денег во вклады (депо��иты), дарение или пожертвование денег и др.
Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.
Если речь идет о зарплате, то применяются следующие ставки:
- 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
- 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
- 30 % – для нерезидентов РФ.
Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.
Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.
Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:
- граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
- иностранные граждане, работающие по патенту;
- иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).
Страховые взносы и налоги для нерезидентов (2021)
Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.
Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне — налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран — нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected] ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).
Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору. |
При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).
В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ вознаграждение за исполнение трудовых функций считается полученным работником, в том числе нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает количество дней нахождения нерезидента в России (письмо Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534). Расчет налога при несоблюдении правила 183 дней производится отдельно по каждой выплате без применения стандартного налогового вычета (п. 4 ст. 210 НК РФ) по ставке 30%.
При подтверждении периода пребывания в стране не менее 183 календарных дней работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по ставке 13% с учетом удержанного налога в предыдущие месяцы по ставке 30% (п. 3 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30).
Пример перерасчета НДФЛ со сменой статуса см. здесь.
По окончании налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ осуществляет ФНС после представления декларации 3-НДФЛ и документов, подтверждающих статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231, ст. 78 НК РФ), в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.
Получить представление о декларации 3-НДФЛ вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.
Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Важно
При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.
В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).
Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.
Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.
Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.
Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Опасный момент
Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.
Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.
Особые правила
Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).
Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».
А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).
Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант
Статус получателя дохода определяют по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый резидент – это человек, который находился в России 183 дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев.
Тот, кто был в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, обладает статусом «налоговый нерезидент».
Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК.
Исключение предусмотрено только для российских военных, которые служат за границей, и тех сотрудников органов госвласти и местного самоуправления, кто командирован на работу за пределы России. Таких граждан признают резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 НК.
Соглашения об устранении двойного налогообложения России с другими государствами могут устанавливать другой порядок, как установить резидентство.
Важно: резидента иностранного государства могут не признать резидентом РФ в целях НДФЛ независимо от срока нахождения в России. Это случаи, когда иностранные государства приняли ограничительные меры в отношении этих физлиц. Перечень мер определит Правительство РФ. Чтобы такого человека не признали налоговым резидентом, ему нужно подать в ФНС заявление по форме из приказа ФНС от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318. К заявлению нужно приложить документ, который подтверждает резидентство иностранного государства (п. 4 ст. 207 НК).
Нет, сотрудник не утрачивает статус резидента.
Но при условии, если он исполняет свои обязанности на российских месторождениях углеводородного сырья, а не зарубежных. Компания должна отслеживать статус сотрудников, которые по ее заданию выезжают за рубеж.
– резидент – 13 процентов;
– нерезидент – 30 процентов.
Резидентами считают физлиц, которые за последние 12 месяцев находились в России минимум 183 календарных дня.
Период в 183 дня не должен прерываться (письма Минфина от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, от 04.08.2016 № 03-04-05/45898).
Если сотрудник часто выезжал за границу либо был там длительное время, его статус – нерезидент. С его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК).
Период пребывания сотрудника в России не прерывается, если он исполняет трудовые или иные обязанности на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК). Его статус – резидент, поэтому с доходов сотрудника удерживайте НДФЛ по ставке 13 процентов.
Но учтите, что правило действует только при работе сотрудника на российских месторождениях в границах внутренних морских вод, территориального моря или континентального шельфа России, российской части или сектора дна Каспийского моря. Так предусмотрено пунктом 2 статьи 207, подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.1 НК (письмо УФНС по Москве от 29.06.2018 № 20-15/[email protected]).
В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране.
- в загранпаспорте;
- в дипломатическом паспорте;
- в служебном паспорте;
- в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
- в миграционной карте;
- в проездном документе беженца и т. д.
Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы.
Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.
Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения. Это следует из писем Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС от 25.05.2011 № АС-3-3/1855.
Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина либо лица без гражданства на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны.
Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Вид на жительство подтверждает право гражданина жить в России и удостоверяет его личность, но не является документом о том, сколько фактически человек находится на территории страны. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина от 24.06.2019 № 03-04-05/46120, от 25.12.2014 № 03-04-05/67311, от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176 и пр.
Валютные договоры с 9 июля 2021 года
К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:
• при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.
Пример договорного условия
«Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;
• при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).
Пример договорного условия
«Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».
При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.
В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.
Исключения
Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
• заключены до 9 июля 2021 г.;
• предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;
• срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).
Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:
1) условие о предмете договора;
2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).
Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.
Валютный договор подлежит регистрации в следующие сроки в зависимости от того, какое из нижеуказанных событий наступает раньше:
• до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора;
• не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке (ч.1 п.6 Инструкции № 37).
Исключение
В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми:
• сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы, предусмотренной ч.1 п.3 Инструкции № 37 (4 000 БВ — для юридического лица — резидента и ИП-резидента, 2 000 БВ — для физического лица — резидента)
или
• становится неопределенной, —
такой валютный договор подлежит регистрации не позднее 7 рабочих дней с даты внесения указанных изменений (ч.2 п.6 Инструкции № 37).
Стать резидентом можно по заявлению через 90 дней жизни в России. Что это даст?
Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).
При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.
Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.
Регистрация валютного договора
Резиденты могут регистрировать валютные договоры (ч.1 п.5 Инструкции № 37) | ||||||
| |
|||||
Самостоятельно на веб-портале Нацбанка | С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору | |||||
|
||||||
Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37) |
Определение тому, кто такой резидент и нерезидент, содержится в Законе Республики Беларусь от 22 июля 2003 года N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ним резедентами являются:
- физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Нерезидентами являются:
- физические лица — иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в абзаце втором пункта 7 настоящей статьи;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в иностранных государствах;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
международные организации, их филиалы и представительства; - иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Когда можно использовать иностранную валюту между резидентами?
- Cтатьи
- Лучшее
- Автоматизация учета
- Аудит
- Бухучет
- Консалтинг
- Оценка
- Управление персоналом
- Юриспруденция
Понятие «резидент» и «нерезидент»
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Налоговый резидент
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/[email protected]).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/[email protected]
13.08.2021 Итоги семинара «Средний заработок. Пособия за счет ФСС. Расчеты с подотчетными лицами»
18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «
Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета
До середины лета Россия хранила молчание по этому вопросу, а представители власти высказывались, что изменения в правила определения налогового резидентства вводить не планируется.
Напомним: человек считается налоговым резидентом РФ с правом применения ставки НДФЛ 13% с полученного дохода, если проводит на российской территории более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если же в период пандемии человек не смог вернуться в Россию и более полугода находился за рубежом, то он автоматически становится налоговым нерезидентом и его доходы от источников в России облагаются по ставке 30% вместо 13%. Последствия ощутимые, поэтому многие ожидали реакции от российских властей в поддержку налогоплательщиков.
Реакция последовала в конце июля. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ все же были внесены1. Что предложено? Если человек находился в России в 2020 г. от 90 до 182 дней включительно, то он может стать налоговым резидентом РФ. Но это происходит не автоматически. Необходимо выразить свою волю и намерение считаться российским налоговым резидентом: человек должен подать заявление в произвольной форме в налоговый орган по месту своего жительства (пребывания). К заявлению пока только одно требование – в нем обязательно должны быть указаны Ф.И.О. заявителя и его ИНН. Представить его нужно не позднее 30 апреля 2021 г.
Поправки представляют собой всего один дополнительный абзац в ст. 207 НК РФ. Регламентов, разъясняющих писем Минфина или ФНС России, которые бы детализировали порядок использования нововведений, – нет.
Для тех, кто планирует воспользоваться нововведением, с учетом вышесказанного рекомендуем:
- отслеживайте разъяснения контролирующих органов по данному вопросу и развитие практики применения ст. 207 НК РФ;
- по возможности позаботьтесь о наличии подтверждения вынужденности пребывания за рубежом и намерения въехать в Россию (отмененные авиабилеты, сообщения авиаслужб, переписка об отмене встреч в России и т.п.);
- подавайте заявление о признании резидентом, только будучи убежденными в безопасности такой опции применительно к вашей ситуации.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Зачем вообще платить налоги в стране проживания, если вы работаете только на Россию? Помимо очевидного соблюдения закона, есть еще, например, необходимость взять кредит, для которых потребуется продемонстрировать доходы и их легальность. В некоторых странах такие документы могут попросить даже при открытии банковского счета.
Между Россией и целым списком стран существует соглашение об избежании двойного налогообложения, но в него включены не все налоги, а конкретный их перечень, в котором есть, например, НДФЛ, но нет специальных налоговых режимов (ИП, самозанятость).
То есть, если вы хотите предоставить справку о налогах из России для получения ипотеки, это можно сделать: 1) если у вас в России есть постоянный работодатель, который платит за вас НДФЛ как за нерезидента или 2) если вы работаете с клиентами из России и платите НДФЛ как физическое лицо (тоже как нерезидент). Но стоит уточнить на месте, действует ли соглашение между конкретными странами.
Для всех остальных действует правило: отчетность о доходах и уплата налогов происходит в месте постоянного проживания (не важно, откуда эти доходы, из России или вообще со всего мира). И здесь есть противоречие: с одной стороны, нерезиденты вообще не должны платить ничего в России, но поскольку деятельность все же осуществляется на территории РФ, ИП и самозанятые платят и в России, и в стране проживания.
Статус налогового и валютного нерезидента при сделках с недвижимостью.
Если у вас ИП и вы планируете переезжать, проще его закрыть или перейти на режим налога на профессиональный доход (самозанятый), чтобы избежать уплаты налогов на территории России и на случай, который может потребовать вашего личного присутствия в налоговой. Продолжать работать как ИП можно, но стоит внимательно изучить ваш налоговый режим.
«Основное различие налогового резидента/нерезидента заметно для ИП на основной системе налогообложения. Для ИП-нерезидентов ставки НДФЛ выше (30%), чем для резидентов (13%), а право применения вычетов не предусмотрено. При этом для ИП на упрощенке ставка не меняется», — поясняет Мария Гавшина, юрист частной практики.
При этом статус резидент/нерезидент самозанятого не влияет на налоговую ставку. Если хотя бы один из ваших контрагентов находится в России, то вы можете применять этот налоговый режим, независимо от вашей страны проживания. Но двойных налогов все равно не избежать. Невозможно объявить себя самозанятым или открыть ИП, получать оплату на российский счет и при этом не платить налог в РФ. Так что сначала придется заплатить все налоги в России, а затем подать на этот же доход декларацию в стране проживания и заплатить еще раз, уже по местным ставкам. Конечно, если вы используете исключительно карты российских банков и никаким образом не показываете свои доходы в месте налоговой резиденции, подача декларации остается исключительно на вашей совести.
Есть еще нюанс в работе самозанятого с зарубежными клиентами. Если вы нерезидент в России, то самый выгодный вариант – разделить доходы из России и из-за рубежа. В стране проживания работать как физическое лицо или как местный аналог российского ИП и декларировать зарубежные доходы на месте, игнорируя статус самозанятого в России. При этом схема работы с российскими компаниями остается той же: оплата-чек-налог, а затем подача второй декларации на всю сумму в конце финансового года в стране проживания. Таким образом платить дважды придется только за то, что вы получили от российских контрагентов.
Если же ваших дней пребывания в России достаточно для того, чтобы оставаться резидентом, то не имеет значения, откуда ваши заказчики. Просто доход в иностранной валюте при выписке чека необходимо перевести в рубли по курсу ЦБ на день поступления денег на счет. При этом, как отмечает юрист и налоговый консультант Марина Суховская, «даже если заказчику, российскому или иностранному, не нужен чек от самозанятого исполнителя, тот, по закону, все равно обязан его сформировать. Если этого не сделать или сделать с опозданием, то возможен штраф от налоговой. На первый раз это будет 20% от суммы неправильно проведенного расчета. При повторном нарушении в течение полугода штраф составит уже полную сумму неверного расчета (ст. 129.13 НК РФ)».
Единственный вариант, при котором специалист-фрилансер может избежать двойных налогов, это открыть аналог ИП в стране налоговой резиденции. Но в таком случае, работа с российскими контрагентами будет ограничена – далеко не все захотят иметь дело с иностранными исполнителями. При этом ситуация в каждой конкретной стране может отличаться, так что без местного налогового консультанта не обойтись.
На процентную ставку подоходного налога (НДФЛ) влияет не гражданство, а то, является ли человек налоговым резидентом РФ или нет. Для резидентов НДФЛ установлен в размере 13%, для нерезидентов — 30%.
Резидентом считается человек, находящийся в России не менее 183 дней в течение года. То есть, нанимая иностранного гражданина, работодатель в течение первого полугодия выплачивает за него НДФЛ 30%. Если по истечении налогового периода этот работник приобретает статус резидента, производится перерасчет и далее ставка снижается до 13%.
Однако есть большой блок исключений. Так, граждане стран ЕАЭС, ВКС, беженцы, иностранцы с патентом на работу и участники программы переселения отчисляют 13% подоходного налога начиная с первого дня работы в России, вне зависимости от их налогового статуса.
Размер земельного налога не зависит от гражданства его владельца. Налогоплательщиками признаются все, кто обладает землей на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Арендаторы земли такой сбор не вносят.
Оплата происходит один раз в год, в срок до 31 декабря. В качестве исходной базы берется кадастровая стоимость участка, а ставка устанавливается местными муниципальными органами. Однако, она не может превышать:
- 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, участков, занятых жилищным фондом и инфраструктурой;
- 1,5% в отношении иных земель.
«Сейчас работаю и проживаю в России, сам из Беларуси. В ближайшее время возвращаться домой не планирую. Встал вопрос о покупке автомобиля. Могу ли я взять кредит на покупку новой машины в России? Антон Б».
Автокредитование для белорусов имеет свои особенности. Оно не ограничено государством, а зависит лишь от индивидуальных правил в каждом банке. Дело в том, что кредит на автомобиль считается крупным кредитованием, как и ипотека. Но ипотеку банки кредитуют охотнее. И квартира, и машина до окончания выплаты кредита находятся в собственности у банка, но с автомобилем больше рисков. Квартира, в отличие от машины, не может покинуть территорию России. Поэтому, например, для покупки автомобиля в кредит недостаточно временной регистрации, необходимо иметь либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. Вам потребуется доказать свою платежеспособность. Важным условием является наличие стажа не менее года, отсутствие действующих кредитов, а также возраст от 21 года до 65 лет. Как правило, при выдаче кредита на покупку машины у белорусов просят поручителей — граждан РФ. В банке скорее всего вам установят максимальный процент и потребуют обязательный взнос не менее 40 процентов от стоимости авто. Необходимо оформить полис КАСКО, застраховать свою жизнь, здоровье и риски неуплаты по долгам.
- Правовой статус исполнителя
- Особенности привлечения к труду гражданина Казахстана
- Миграционный учет граждан Казахстана
- Уведомительная обязанность заказчика услуг
- НДФЛ
- О налогообложении НДФЛ вознаграждения, полученного гражданином Казахстана за работу в РФ
- О функциях налогового агента у организации — Заказчика
- Налог на добавленную стоимость (НДС)
- Страховые взносы
К таким организациям обычно относят международные представительства, филиалы иностранных фирм.Резидентами и нерезидентами становятся в ходе выполнения физическим, или юридическим лицом определенного рода условий:
- регулярное присутствие в стране (безвыездно, или же с кратковременными выездами);
- выполнения иных указанных в законодательстве пунктов.
- присутствия на территории страны определенное время;
- приобретения документа, дающего право жить и работать на территории иностранного государства (вид на жительство, рабочая, учебная виза);
Указанные термины присутствуют в законодательстве большинства государств мира, потому умение их отличать и использовать себе на благо, в значительной мере скрасит пребывание иностранца на территории чужого ему государства.Это же касается и граждан, не владеющих информацией о законодательных нормах собственной страны и
Необходимо учитывать, что гражданин Казахстана, которого российская организация намерена привлечь к работе, имеет статус индивидуальных предпринимателей (далее по тексту — ИП) по законодательству Казахстана.
В то же время, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон № 115-ФЗ) иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве ИП — это иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве ИП, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус ИП по законодательству своей страны, то он не может рассматриваться в качестве индивидуального предпринимателя в РФ.
В связи с чем гражданина Казахстана в своем ответе мы рассматриваем как физическое лицо, а не как ИП. Исключение составляет раздел, в котором рассматривается уплата НДС.
Если гражданин Казахстана намерен осуществлять в РФ предпринимательскую деятельность на территории РФ, ему следует зарегистрироваться в качестве ИП в РФ (такая возможность законом предусмотрена).