Налог на доходы физических лиц акцизы транспортный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на доходы физических лиц акцизы транспортный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вы имеете право воспользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Вместе с тем, налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, ранее уплаченного в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты).Подробнее…

Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ. В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы. При этом, некоторые налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

НДФЛ с купонов по облигациям. С 2021 года брокер будет автоматически удерживать 13% с купонов по всем облигациям. Ранее от налога освобождался доход, например, получаемый от облигаций федерального займа. Так, если в 2021 году по облигациям вам начислят купонов на 20 000 ₽, то брокер автоматически удержит 2600 ₽.

НДФЛ с дохода, превышающего 5 миллионов ₽ в год. Если в течение года совокупный доход человека от зарплаты, инвестиций, сдачи недвижимости в аренду и т. д. превысит 5 миллионов ₽, то с суммы превышения будет браться 15% налога. Например, человек заработал 8 миллионов ₽ за год. С суммы до 5 миллионов ₽ он заплатит налог по ставке 13% — 650 000 ₽, а с оставшихся 3 миллионов — по ставке 15% — 450 000 ₽. То есть всего 1,1 миллиона ₽. При этом есть исключения. Ставка в размере 13% вне зависимости от суммы дохода будет применяться, например, при продаже дорогой квартиры или дорогой машины.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог

Когда оплатить

НДФЛ

До 15 июля 2021 года (декларацию нужно подать до 30 апреля)

Транспортный налог

До 1 декабря 2021 года

Налог на имущество

До 1 декабря 2021 года

Налог на землю

До 1 декабря 2021 года

Оплатить налог можно в личном кабинете на сайте ФНС, через Госуслуги или свой банк.

Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.

Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.

Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:

  1. виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
  2. основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов.

Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.

Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.

Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.

«Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6

«Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговая ставка;
  4. налоговый период;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты».7

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.

Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Декларацию о доходах в налоговый орган предоставляют:

  1. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
  2. нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
  3. физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  4. физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
  5. физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
  6. физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов;
  7. физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, – исходя из сумм таких выигрышей.

«Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди плательщиков НДФЛ, поскольку, с одной стороны, являются самостоятельными плательщиками данного налога, а с другой – налоговыми агентами, то есть, уплачивают налог как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и со своих доходов».9

Транспортный налог уплачивают физические лица, которые владеют транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Налоговой базой для расчета налога на автомобили служит мощность двигателя.

Земельный налог уплачивают физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности без трудового договора с работодателем. Такими доходами Налоговый кодекс РФ признает:

  1. доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
  2. доходы, полученные частнопрактикующими лицами (нотариусы, адвокаты и т. п.);
  3. доходы, полученные от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера;
  4. авторские вознаграждения, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
  5. Чтобы реализовать право на профессиональный налоговый вычет, физическое лицо может подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога. Также можно подать заявление налоговому агенту – источнику дохода, который при исчислении НДФЛ уменьшит налоговую базу на сумму понесенных расходов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме, потраченной налогоплательщиком на благотворительность, образование и медицинские услуги – себе и своим детям. Эти вычеты предоставляются по факту расходов налогоплательщика с определенными ограничениями по сумме.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в двух случаях:

  1. при продаже имущества – недвижимости, транспортных средств, долей в предприятии;
  2. при покупке жилья – в размере фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, или для индивидуального жилищного строительства.

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Налоги для физических лиц 2021

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

На сайте налоговой службы нельзя узнать размер транспортного налога по номеру машины, хотя такие данные есть в базе. Также не получится это сделать и на сторонних интернет-ресурсах, которые предоставляют подобные услуги. Это небезопасно, потому что данные паспорта, ИНН, необходимые для этой процедуры, могут попасть в руки злоумышленников.

Федеральные, региональные и местные налоги

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);

Подробнее см. в этой статье.

  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.

Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

Прямые налоги позволяют управлять экономикой страны. Они избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направлениям деятельности, требующих поддержки государства. Они же могут создать и неблагоприятные условия для областей экономики, развитие которых для государства неприемлемо.

К прямым налогам относятся:

  • для физических лиц:
    • НДФЛ;
    • на имущество;
    • на автотранспорт;
    • на земельный участок;
  • для юридических лиц:
    • НДФЛ с сотрудников;
    • на прибыль;
    • на имущество;
    • на транспорт;
    • на участок земли;
    • на добычу полезных ископаемых;
    • на игорный бизнес;
    • на водные ресурсы.

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Вид налога

Наименование налога

Бюджеты

федеральный

региональный

местный

Прямые налоги

Для физических лиц

НДФЛ

v

Налог на имущество

v

Транспортный налог

v

Земельный налог

v

Водный налог

v

Для юридических лиц

Налог на прибыль

v

НДФЛ с работников

v

Налог на имущество

v

Транспортный налог

v

Земельный налог

v

НДПИ

v

Налог на игорный бизнес

v

Водный налог

v

Торговый сбор

v

Косвенные налоги

НДС

v

Акциз

v

В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

  • субъектом и объектом;
  • ставкой;
  • учетным налоговым периодом;
  • способом начисления;
  • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
  • возможными льготами.

Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

  • доходы, поступления, прибыль;
  • стоимость проданных товаров;
  • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
  • совокупность дохода физического лица;
  • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
  • наследственная масса;
  • транспортные средства и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.

Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.

Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:

  1. твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
  2. процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.

Коды бюджетной классификации на 2021 год. Налог на доходы физических лиц

В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

  • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
  • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
  • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
    • индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • налоговые агенты.
  6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

  1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
  2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Название налога (объект налогообложения) Налоговая база

Федеральные налоги

1. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ Доход минус налоговые вычеты
По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
  • доход от продажи имущества;
  • доход от аренды;
  • различные выигрыши;
  • доход от имущества за рубежом и др.
2. Налог на прибыль организаций – НПО Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли.
3. Налог на добавленную стоимость (НДС) Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет.
4. Акцизы Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки).
5. Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа).
6. Водный налог Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
  • 1000 куб.м. воды – для забора воды;
  • 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
  • 1000 куб.м леса – для лесосплава;
  • 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.

Региональные налоги

1. Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость.
2. Налог на игорный бизнес Количество объектов.
3. Транспортный налог
  • мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
  • статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
  • вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
  • количество средств – для транспорта без двигателей.

Местные налоги

1. Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка.
2. Налог на имущество физлиц Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.

Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. К объектам налогообложения по налогу на имущество относятся:

  • жилой дом;
  • квартира, комната;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговой базой в общем случае является кадастровая стоимость всех объектов, принадлежащих налогоплательщику. Если местные власти не приняли решение о переходе на «кадастровый» способ расчета, то до 01.01.2020 налог на имущество можно исчислять на основе инвентаризационной стоимости. Рассмотрим отличия в исчислении налога для кадастровой и инвентаризационной стоимости.

Инвентаризационный способ производит оценку объектов на основании себестоимости материалов, из которых они построены, а также учитывая их износ. Таким образом, инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную цену недвижимости за вычетом износа. Этот метод был разработан в 60-е годы прошлого века и сейчас считается устаревшим. Эта система особенно выгодна для владельцев старой недвижимости, потому что её износ вместе с устаревшими материалами значительно уменьшает базу налогообложения. Кроме того, стоимость такого имущества может быть до 10 раз ниже его рыночной цены.

В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровую стоимость любой недвижимости формирует множество различных параметров. К ним относятся: количество этажей здания или сооружения, удобство, местоположение, категория объекта, срок эксплуатации, инфраструктура, наличие парковки, охраны и т.д. Этот способ оценки увеличивает базу налогообложения и, как следствие, имущественный налог, т.к. кадастровая стоимость более приближена к рыночной, хотя и остается ниже её в 1,5 – 2 раза.

Налоговая ставка устанавливается на местном уровне в диапазоне от 0,1% до 2% (ст. 406 НК РФ). Размер ставки зависит от вида, способа расчета и стоимости недвижимости.

  1. Кадастровый способ

Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами каждого региона в отдельности, при этом они не должны превышать:

  • 0,1% (практически все виды недвижимости: дома, квартиры, гаражи, хозяйственные постройки и т.д.),
  • 2% (в отношении объектов налогообложения, предусмотренных п. 7 и 10 Ст. 378.2 Налогового Кодекса, а также для недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн. руб.),
  • 0,5% (для прочих объектов налогообложения).

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований или городов федерального значения, то налогообложение производится по указанным в Налоговом кодексе налоговым ставкам.

  1. Инвентаризационный способ

При расчете налога с его инвентаризационной стоимости, учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов):

  • До 300 тыс. руб. включительно – не более 0,1%,
  • От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – от 0,1% до 0,3%,
  • Свыше 500 тыс. руб. – от 0,3% до 2%.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговой ставке – 0,1% (при суммарной инвентаризационной стоимости до 500 тыс. руб.) и 0,3% во всех остальных случаях.

Каждый регион имеет право на установление дифференцированных ставок в зависимости от суммарной кадастровой или инвентаризационной стоимости, вида объекта налогообложения и места его нахождения. Налог на имущество физических лиц рассчитывается за год и подлежит уплате до 1 декабря следующего года (ст. 409 НК РФ).

Льготами при уплате этого вида налога имеют право пользоваться некоторые категории граждан, среди них: герои СССР и герои России; инвалиды I, II групп и дети-инвалиды; пенсионеры; военные, принимавшие участие в боевых действиях или испытаниях ядерного оружия; ближайшие родственники военнослужащих, погибших при выполнении боевого задания и др. Местные органы власти могут установить дополнительные льготы граждан, не указанных в списке федеральных льгот.

В случае применения на территории субъекта Российской Федерации расчёта налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, применяются следующие налоговые вычеты, предусмотренные Налоговым кодексом:

  • для квартиры или части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров, а для комнаты – 10 квадратных метров общей площади;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров площади (при этом, дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом кадастровая стоимость уменьшается на один миллион рублей;
  • при наличии трёх и более несовершеннолетних детей, кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта недвижимости уменьшается на 5 квадратных метров площади квартиры и на 7 квадратных метров площади дома в расчете на каждого несове��шеннолетнего ребенка.

Глава 23. Налог на доходы физических лиц

Следующим налогом, которым также облагается ваше имущество, является земельный налог. Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них в безвозмездном пользовании, в том числе в безвозмездном срочном пользовании или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются участки, расположенные на территории муниципальных образований, на территории которых введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного и археологического наследия, заповедниками, музеями или объектами всемирного наследия,
  2. Земельные участки из состава лесного и водного фонда,
  3. Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома,
  4. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 НК РФ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет. Налоговым периодом по земельному налогу является год, заплатить налог нужно до 1 декабря следующего года.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и городов федерального значения и не могут превышать:

  • 0,3% кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения, земель, приобретенных для личного подсобного хозяйства, не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель жилищного фонда и их инфраструктуры,
  • 1,5% кадастровой стоимости прочих земельных участков.

Обратим внимание на некоторые особенности расчета земельного налога, описанных в ст. 396 НК РФ. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (бессрочного пользования, наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности или пользования произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права или пользования произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Аналогично рассчитывается срок владения и по другим имущественным налогам.

Список категорий граждан, которые имеют право на получение льгот по земельному налогу аналогичен льготным категориям по налогу на имущество. Для них налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков.

Также к этому списку добавляются коренные малочисленные народы России (отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов), которые освобождаются от уплаты земельного налога.

Транспортный налог является региональным налогом. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили и другие самоходные машины и механизмы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Другими словами, если на вас зарегистрировано транспортное средство, которое ездит, летает или плавает, то вы автоматически становитесь плательщиком этого налога.

Освобождаются от уплаты налога следующие виды ТС: автомобили, оборудованные для использования инвалидами; промысловые суда; водные или воздушные суда, осуществляющие пассажирские или грузовые перевозки; транспортные средства, зарегистрированные на с/х товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.

Акциз – это косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, алкоголь и т.д.) внутри страны (в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран).

Акциз включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акцизы служат важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Подакцизными товарами в РФ являются: спиртосодержащая продукция, лекарственные средства, автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла, табак, виноград (используемый для изготовления вина) и другие. Сбор может устанавливаться за 1 литр, кг, тонну, штуку и т.д., в зависимости от вида товара. Более подробно про акцизные товары, расчёт налоговой базы и ставок акцизов можно прочитать в Ст. 181 – 191 НК РФ.

Далее поговорим о других видах налогов, существующих в России. Некоторые из этих налогов относятся только к организациям, другие могут относиться и к физическим лицам. Скорее всего вы не столкнётесь с этими налогами, если не будете заниматься предпринимательской или специализированной деятельностью. Но, на мой взгляд, вам будет полезно знать о них.

Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является разница между доходами и расходами организации. Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка 0% предусмотрена для организаций в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

Налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются организации, владеющие недвижимым имуществом, которое учитывается на балансе как основные средства. Не признаётся объектом налогообложения: движимое имущество, земельные участки и др. Стоимость имущества может рассчитываться как среднегодовая (остаточная) или кадастровая. Ставки этого налога не может превышать 2,2% при использовании среднегодовой стоимости имущества или 2% при кадастровой.

Торговый сбор. Ещё одним налогом для организаций является торговый сбор. Он устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества. К ним относятся: стационарные торговые объекты (с торговым залом или без него); нестационарные торговые объекты; складские помещения. Плательщиками торгового сбора являются только организации на УСН и ОСН, расположенные в Москве. Другие регионы также имеют право ввести этот налог, но пока им не воспользовались. Подробнее о торговом сборе можно прочитать в Главе 33 НК РФ.

Водный налог. Плательщиками водного налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые используют водные объекты, подлежащие лицензированию. Как правило, к плательщикам налога относятся компании, осуществляющие забор воды или использование акваторий водных объектов. Налог рассчитывается за 1 тыс. куб. воды, в зависимости от вида водного объекта.

Налог за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами. Этот налог платят граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые получили специальное разрешение на добычу определенных видов животных. Налогоплательщик обязан платить налог за каждый добытый объект животного мира или тонну объектов водного мира. Сумма сбора может варьироваться от 10 до 30 000 рублей.

Налог на добычу полезных ископаемых. Как понятно из названия, компании платят этот налог, если добывают полезные ископаемые на территории России. Ставки варьируются от 0 до 8%, в зависимости от вида добываемого сырья. Для нефти, газа и угля устанавливаются отдельные сборы за тонну (кубический метр – для газа).

Налог на игорный бизнес. Если организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса, то становится плательщиком этого налога. Ставки налога рассчитываются за каждый объект, с которого компания может получать доход. Например, игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок букмекерской конторы и т.д. Ставки налога, как правило, варьируются от 5000 до 125 000 рублей, налоговым периодом является календарный месяц.

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Лекция «Налогообложение физических лиц»

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

  • острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

  • вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

  • инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

  • предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

  • упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

  • усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

  • для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

  • для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

  • для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

  • расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);

  • формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;

  • повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;

  • создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

  • повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

  • повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

  • снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.

В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:

  • снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

  • расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;

  • продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);

  • исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.

Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

  • введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

  • переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

  • уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

  • повышение эффективности деятельности институтов развития;

  • реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Налоги и сборы являются основной составляющей доходов бюджетов различных уровней. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Он взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и его муниципальных образований.

Сбор также относится к обязательным взносам. Его уплата является одним из условий совершения государственными органами или иными уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) в отношении плательщиков сборов (организаций и физических лиц).

Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает особое место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Налогоплательщиками НДС являются: организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от налога, если за три предшествующих календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета этого налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Это положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);
  2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

При налогообложении НДС местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Местом реализации работ (услуг) при налогообложении НДС признается территория РФ, если:

  1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
  2. работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
  3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

а) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
б) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

В Налоговом кодексе выделены операции, не подлежащие налогообложению.

Налоговая база определяется как стоимость товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки с учетом акцизов и без включения в них НДС. Цена сделки должна соответствовать уровню рыночных цен.

Рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся на рынке идентичных (или однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических и коммерческих условиях. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о

рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевые котировки.

Существуют особые подходы к определению налоговой базы при осуществлении договоров финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии), договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи; при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса; при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Этот налог связан с операциями с подакцизным товарами, в том числе при их перемещении через таможенную границу. Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели. Состав подакцизных товаров приведен в Налоговом кодексе. В этом перечне находятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция и пиво, табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
  • автомобильный бензин, дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
  • прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья).

При этом уточним, что многие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, которые прошли государственную регистрацию, не рассматриваются как подакцизные товары.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация на территории страны произведенных подакцизных товаров, в том числе предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  2. передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основах;
  3. передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;
  4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;
  5. передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  6. передача произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
  7. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на дав альческой основе;
  8. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию;
  9. получение денатурированного этилового спирта, прямогонного бензина организацией.

При этом ряд операций освобождается от налогообложения, например передача подакцизных товаров одним структурным подразделением для производства других подакцизных товаров другому структурному подразделению этой организации или реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Налоговая база определяется несколькими способами. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, в качестве налоговой базы используют объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, учитывают стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без учета акциза и налога на добавленную стоимость).

Применяется и расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров исходя из максимальных розничных цен, например для исчисления акциза по табачным изделиям. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

  1. по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
  2. по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости, с которой платится таможенная пошлина.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц. Можно вьщелить два варианта налоговых ставок: твердые (специфические в денежном выражении) ставки и адвалорные (в процентах). Примеры налоговых ставок приведены в табл. 3.1.

Объектом налогообложения признается доход, полученный физическими лицами в стране и за пределами РФ, которые являются налоговыми резидентами. Налоговая база учитывает все доходы в денежной и натуральной формах. Доход в виде материальной выгоды, право на распоряжение доходом — это тоже объекты налоговой базы. Если из дохода налогоплательщика производятся удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговым периодом признается календарный год. Базовая налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Другая ставка — в размере 35% — применяется в отношении следующих доходов:

  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения нормативных размеров (в 2008 г.-4000 руб.);
  • процентных доходов по вкладам в банках, превышающих ставку рефинансирования Центрального банка РФ, действующую в течение периода, за который начислены проценты, и увеличенную на 5 процентных пунктов, а также в части превышения 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • экономии в процентах за пользование заемными средствами, которая определяется как положительная разность между величиной, равной 2/3 от ставки Банка России, установленной на дату фактического получения дохода, и фактической ставкой по условиям договора.

Ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Доходы, полученные физическими лицами от долевого участия в деятельности организации и в виде дивидендов, и в вице процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием облагаются по ставке, равной 9%.

Каждый налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты, в том числе стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Стандартные налоговые вычеты составляют:

а) 3000 руб. за каждый месяц налогового периода у лиц с лучевой болезнью и другими заболеваниями, связанными с радиационным воздействием, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, лиц, участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, в ликвидации радиационных аварий, у инвалидов из числа военнослужащих вследствие ранений, контузий, увечий, полученных при выполнении обязанностей воинской службы, и т.п.;
б) 500 руб. за каждый месяц налогового периода у Героев СССР, РФ и награжденных орденом Славы трех степеней, участников Великой Отечественной войны, инвалидов с детства, инвалидов 1 и 2 групп и других лиц;
в) 400 руб. за каждый месяц налогового периода при условии, что годовой доход физических лиц, не относящихся к перечисленным выше группам, не превысил 40 000 руб.;
г) 1000 руб. на каждого ребенка (в возрасте до 18 лет или учащегося по дневной форме обучения до 24 лет) у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок. Вычет проводится в каждом месяце налогового периода при условии, что годовой доход родителей не превысил 280 000 руб. Вдовым или одиноким родителям этот вычет удваивается.

Приведем пример расчета подоходного налога у рабочего в январе и феврале 2009 г. В январе за выполненную работу ему начислена сумма заработной платы, равная 22 000 руб., а в феврале — 18 500 руб. У рабочего двое детей. Один учится в институте на дневном отделении, ему 19 лет, а второму — 10 лет.

Налогооблагаемая база за январь составляет сумму, равную 22 000 — 400 — 1000 х 2 = 19 600 руб. Налог определяется по ставке, равной 13%. Он составляет 2548 руб., так как совокупный доход не превысил 40 000 руб.

В феврале совокупный доход нарастающим итогом равен 40 500 руб. Поэтому налогооблагаемая база за февраль уменьшается на сумму, равную 2000 руб. от 18 500 руб. Подоходный налог равен 13% от 16 500 руб., т.е. 2145 руб., так как его доход не превысил 40 000 руб.

Социальные налоговые вычеты также уменьшают базу для подоходного налога. Право на эти вычеты имеют лица, если они оплачивают обучение в образовательных учреждениях, в том числе детей в возрасте до 24 лет. Размер вычета равен фактическим затратам, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка (с 2007 г.). К этой группе относятся вычеты, равные оплате лечения в медицинских учреждениях, в том числе супругов, родителей и детей в возрасте до 18 лет, в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению, а также в размере стоимости медикаментов, но с учетом ограничений. По дорогостоящим вицам лечения правительство разрешает проводить вычеты по фактическим затратам

Если налогоплательщик переводит денежные средства на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и другим организациям, частично или полностью финансируемым из бюджетных средств, то эти фактические расходы уменьшают базу для под ох одного налога, но не более чем на 25% от дохода в налоговом периоде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]