Лицензия на осуществление страховой деятельности может должна быть отозвана в случаях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на осуществление страховой деятельности может должна быть отозвана в случаях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предписание является письменным указанием органов по страховому надзору, которое обязывает страховщика в учрежденный срок устранять выявленные нарушения. Оно выдается при нарушении страховщиками законодательных требований. Основаниями для выдачи предписаний являются следующие разновидности нарушений:

  1. Осуществление разновидностей страхования, которые не предусмотрены лицензией, а также приложением к ней, либо на территории, в ней не заявляемой.

  2. Осуществление разновидностей деятельности, которые запрещены законодательством для страховых компаний, а именно:

    • торгово-посреднической,
    • производственной,
    • банковской.
  3. Нарушения финансового плана:

    • нарушение учрежденного порядка по формированию и размещению страховых резервов;
    • несоблюдение страховщиками нормативного отношения между обязательствами и активами;
    • неисполнение страховщиком обязанностей, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»;
    • непредставление статистической и бухгалтерской отчетности или ее представление при нарушении учрежденного порядка и сроков ее представления;
    • непредоставление (не полное предоставление) в срок документации, требуемой органом по страховому надзору либо его территориальными органами;
    • учреждение факта по представлению недостоверной информации в документации, явившейся основанием для выдачи лицензионного документа, а также в отчетах по деятельности страховщика;
    • несообщение в месячный срок в надзорные органы о дополнениях и изменения, которые внесены в учредительную документацию, структуру тарифных ставок и правила страхования;
    • иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

ЦБ отозвал лицензию ОМС у страховщика «Спасские ворота-М»

Ограничение действия лицензии является запретом (до устранения нарушений, которые установлены в деятельности страховщика) на заключение новых страховых договоров и продление действующих по отдельным разновидностям страховой деятельности либо на некой определенной территории.

Приостановление действия лицензии является запретом до устранения нарушений, которые были установлены в деятельности страховщика, заключать новые страховые договоры, а также продлевать действующие по всем разновидностям страховой деятельности, на которые выдавалась лицензия.

При приостановлении и ограничении действия лицензии страховщик исполняет принятые обязательства по заключенным ранее страховым договорам до истечения их срока действия. Решение по ограничению либо приостановлению действия лицензии должно приниматься коллегией надзорного органа, оно сообщается страховщику, соответственному налоговому органу и публикуется в печатном издании. Решение по возобновлению лицензии может приниматься лишь после устранения нарушений, оно также публикуется в печатном издании.

Отзыв лицензии является запретом на реализацию страховой деятельности, исключая исполнение обязательств, которые приняты по действующим страховым договорам. Притом средства резервов страхования могут использоваться страховщиком только для исполнения обязательств по страховым договорам.

Основаниями для отзыва лицензии являются:

  1. Неоднократное (свыше одного раза) принятие решения по ограничению либо приостановлению действия лицензионного документа;
  2. Неустранение в установленный срок нарушения, явившегося основанием по принятию решения по ограничению либо приостановлению действия лицензионного документа, либо непредоставление отчетности по устранению таких нарушении;
  3. Судебное решение, которое подтверждает факт осуществления страховщиком противозаконной деятельности;
  4. Представление федерального антимонопольного органа и его территориальных подразделений по установлению фактов нарушения страховщиком требований к деятельности рекламного характера;
  5. Иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

Решение по отзыву лицензии сообщается страховщику, органам страхового надзора на местах, соответственному налоговому органу, а также должно быть опубликовано в печати. Отозванную лицензию страховщик должен вернуть в федеральный надзорный орган в срок, не превышающий десяти дней, со дня получения (публикации) решения.

Решение по приостановлению либо прекращению действия лицензии медицинской страховой организации принимается органами надзора в таких случаях:

  • Систематическое неисполнение обязательств по договорам медицинского обязательного страхования;
  • Отказ представления затребованных органами надзора документов, связанных с произведением медицинского обязательного страхования;
  • Установление фактов по предоставлению недостоверных сведений в документации, послужившей основанием для выдачи лицензионной документации;
  • Систематическое несвоевременное сообщение о внесении дополнений и изменений в учредительную документацию и др.

Последствия отзыва лицензии у страховой компании могут негативно сказаться на выполнении обязательств юридического лица. Не факт, что в период принудительного банкротства, который будет предшествовать полной ликвидации фирмы на рынке, все выгодоприобретатели получат выплаты, а страхователи – часть уплаченной премии.

ЭТО ВАЖНО! В целях соблюдениях прав застрахованных лиц в РФ защиту интересов клиентов страховщиков исполняет АСВ – Агентство по страхованию вкладов, и РСА – Российский Союз Автостраховщиков. Если у страхователя появились проблемы с возвратом денег после отзыва лицензии у фирмы, он может рассчитывать на поддержку этих организаций.

Если у клиента компании с отозванной лицензией произошел страховой случай, следует как можно быстрее направить заявление на выплату. В процессе ликвидации страховщика по причине отзыва лицензии в первую очередь выплаты осуществляются тем кредиторам, которые обратились с заявлением самостоятельно, а не через государственные организации – АСВ или РСА.

Выплата по страховому случаю может производиться дольше, так как фирма испытывает трудности. Возможно 2 варианта развития событий:

  1. Страховщик исполнит свои обязательства в полном объеме.
  2. Выгодоприобретатель получит отказ в получении средств. Если отказ связан с обращением в якобы несуществующую организацию, заявитель может написать жалобу на сайте Центробанка. Надзорный орган проверит обоснованность отказа и осуществит меры по принудительному взысканию средств в случае необоснованного принятия решения по конкретному вопросу.

Но иногда отказ в получении возмещения связан с отсутствием денежных средств на счете ликвидируемой организации. Что делать в таком случае:

  1. Подать заявление в РСА, если страховка связана с защитой интересов водителей и владельцев транспортных средств.
  2. Обратиться в АСВ по любым другим видам страховых услуг.

Срок получения выплат составит от 2 недель до нескольких лет, так как денежные средства клиентам будут возмещаться по суду, после продажи имущества компании. В таком случае получатели могут рассчитывать хотя бы на часть возмещения.

Если у компании отозвали лицензию, владельцы полисов могут сразу обратиться в АСВ за выплатой части неизрасходованной премии или возмещения при наступлении страхового случая.

Обращаться в АСВ следует как можно раньше, так как выплаты осуществляются в порядке очередности предъявленных заявлений. Владельцы полисов должны направить заявление в АСВ не позднее 2 месяцев с момента публикации сведений об отзыве лицензии.

При обращении в АСВ следует представить документы, подтверждающие право кредитора в адрес страховой компании:

  • Полис, договор, правила страхования.
  • Чеки об оплате.
  • Заявление.
  • Справку о наступившем страховом случае (если требуется компенсация), информацию от оценщика, фото.
  • Исполнительный лист. Если заявитель ранее обращался в суд, он обязан представить решение судебного органа.
  • Иные справки, подтверждающие финансовые и иные интересы кредитора.

У страховой компании отозвали лицензию: что делать клиентам в 2021 году

Если у страховщика отозвали лицензию, с учетом того, что это за страховщик, обращаться следует в следующие организации:

  1. Российский Союз Автостраховщиков (РСА). РСА является организацией, которая объединяет все страховые компании, выдающие полисы ОСАГО. РСА является своего рода гарантом того, что пострадавшему будет выплачена компенсация, в том числе, если у страховщика отозвали лицензию
  2. Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). НССО – это организация, которая объединяет страховщиков ответственности владельца опасного объекта. Одной из целей деятельности такой организации является осуществление компенсационных выплат потерпевшим, получившим вред в результате аварии на опасном объекте
  3. Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса — Национальный союз агростраховщиков» (НСА). НСА – это организация, которая объединяет страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование. НСА также производит компенсационные выплаты, возмещая ущерб, который нанесен страхователям, в связи с утратой (гибелью) сельскохозяйственного урожая, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, при условии заключенности соответствующих договоров страхования

Если банкрот страховая компания по ОСАГО, то беспокоиться не стоит, поскольку при наступлении страхового случая, компенсационные выплаты осуществит РСА. Есть один нюанс – страховой полис должен быть оформлен до того, как у страховщика отозвали лицензию.

В случае банкротства страховщика по КАСКО, скорее всего, понадобиться готовить иск в суд и включаться в реестр требований кредиторов, чтобы получить хоть какие-то деньги.

В соответствии со ст. 184.5 Закона о банкротстве, если судом страховщик признан банкротом и открыто конкурсное производство, тогда страхователи имеют право в одностороннем порядке отказаться от договора страхования. При этом отказ должен быть осуществлен в течение месяца после получения уведомления конкурсного управляющего о том, что страховщик признан банкротом. При прекращении договора страхователь имеет право на возврат части страховой премии с учетом срока договора, который не истек.

ВНИМАНИЕ: в отдельных случаях, надлежащим уведомлением страховщиков будет являться опубликование сведений о банкротстве страхователя в установленном порядке. Поскольку страховщикам затруднительно отслеживать информацию о банкротстве юрлиц, можно периодически просматривать информацию на сайте ЕФРСБ, вводя данные страхователя. В случае банкротства страхователя информация об этом будет отражена на сайте ЕФРСБ.

В ст. 185.10 Закона о банкротстве прописано, в какой очереди и в каком порядке удовлетворяются требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей. В порядке первой очереди удовлетворяются только требования застрахованных лиц, если наступила обязанность страховщика выплатить страховое возмещение по договорам страхования жизни, которое предусматривает дожитие лица до определенного возраста или срока. Иные требования удовлетворяются в третьей очереди.

Если у страховщика отозвали лицензию, то он все равно обязан производить в течение 6 месяцев выплаты при наступлении страховых случаев, если договор заключен до отзыва лицензии. В случае отказа страховой компании производить выплаты, в том числе, в связи с отсутствием денег, лицо может обратиться в суд и взыскать положенные выплаты по решению суда. Однако, вынесение решения суда – это еще не гарантия получения выплат. Кроме того, пока решение суда будет вынесено и вступит в силу, может пройти более 6 месяцев после отзыва лицензии. В то же время, если страховщик будет банкротиться, то при включении в реестр можно будет предоставить решение суда.

Когда лицо не может получить выплаты со своего страховщика, то оно вправе в определенных случаях обратиться к страхователю страховщика, т.е. к специальным объединениям страховщиков, которые при определенных обстоятельствах обязаны производить компенсационные выплаты. Если объединение страховщиков отказывается производить выплату компенсации, тогда следует обращаться с иском в суд.

Верховный суд при рассмотрении одного из дел указал, что если у страховщика отозвали лицензию, то потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику противной стороны.

Обращаясь в суд, следует помнить, что страховая выплата осуществляется во исполнение договора страхования, а компенсационная выплата производится в силу закона, когда невозможно исполнить договор страхования.

Если у страховой отозвали лицензию, а Вы являлись страхователем в этой компании, не знаете, как быть и что делать, тогда обращайтесь к нашим адвокатам за помощью, которые:

  • проконсультируют о положениях страхового законодательства
  • изучат Ваши документы и расскажут о Ваших дальнейших перспективах, о плане действий
  • подготовят требование в страховую, в объединение страховщиков о выплатах в пользу доверителя
  • подготовят иск в суд о взыскании страховых выплат, компенсации
  • будут представлять интересы доверителя в страховой компании, в суде
  • окажут иную юридическую помощь, которая потребуется при защите доверителя

Отзыв лицензии у страховых компаний

Приостановленные лицензии страховых компаний означают запрет на заключение договоров по ряду видов страховой деятельности, но без запрета деятельности по действующим сделкам. Временное ограничение может быть снято при условии устранения выявленных нарушений в указанные сроки. В противном случае компанию ожидает отзыв лицензии и банкротство, так как, лишившись источников доходов, СК становится неплатежеспособной.

При отзыве лицензии вводится запрет осуществления организацией всех видов страхования (без права возобновления действия документа).

Лицензия отзывается в случаях, когда:

  • ранее более 1 раза принимались решения об ограничении или приостановлении лицензии;
  • в установленный срок компанией не устранены нарушения, ставшие основанием для ограничительных мер в отношении СК, или не предоставлен отчет об устранении замечаний;
  • судом признана незаконность деятельности организации;
  • установлены нарушения требований, касающиеся рекламной деятельности.

Приостановленное действие лицензии подлежит возобновлению после устранения недостатков и замечаний, действие отозванного документа не возобновляется. Требуется получение новой лицензии по определенному виду страхования, что допускается спустя установленный законом период времени.

Отзыв лицензии у страховой компании выполняется одним из способов:

  • в принудительном порядке со стороны органа, осуществляющего контролирующие функции;
  • в добровольном порядке по собственной инициативе СК.

После вступления в силу решения об отзыве лицензии страховой организацией не могут вноситься изменения в текущие договора или оформляться новые договорные отношения.

Перед прекращением собственной деятельности (в период до 6 мес.) страховщик должен выполнить некоторые обязательства:

  • принять решение уполномоченного органа о прекращении страховой деятельности;
  • исполнить обязательства по действующим страховым соглашениям;
  • при необходимости произвести перевод обязательств (в иную СК с согласия клиентов) или расторжение сделки в одностороннем порядке (с выплатой клиентам части неосвоенной страховой премии).

В организацию страхового надзора передается оригинал лицензии, бухгалтерская отчетность и иная письменная документация.

Государственная служба страхового надзора (ФССН) на своем официальном сайте размещает в открытом доступе постоянно обновляемый список страховых компаний лишенных лицензий, который не будет лишним периодически просматривать клиентам страховых компаний.

При приостановлении деятельности СК по оказанию определенных видов страховых услуг компания обязана продолжать исполнять обязательствам по оформленным ранее договорам. Поэтому держателям полисов следует ждать дальнейшего развития событий (возобновления деятельности в полном объеме, аннулирования разрешения на оказание услуг) или же досрочно расторгнуть сделку (с потерей части премии) и перезаключить договор с другой компанией. Второй вариант действий более уместен при добровольном виде страхования, так как заключившие договор обязательного страхования более защищены в законодательном порядке.

Если у страховщика отозвана лицензия на право ведения деятельности, а у клиента произошел страховой случай по договору обязательного страхования, то для получения покрытия ущерба необходимо обратиться в РСА и предоставить необходимый пакет документов.

Закон РФ «Об ОСАГО» возлагает ответственность проведению выплат компенсации на Союз автостраховщиков при банкротстве или отзыве лицензии у СК в случаях:

  • причинения вреда жизни\здоровью потерпевшего гражданина;
  • причинения ущерба имуществу держателя полиса ОСАГО.

Если имела место страховая ситуация по соглашению о добровольном страховании, то клиенту придется через суд добиваться выплаты возмещения по ущербу. Чтобы повысить шансы на успех дела следует соблюсти некоторые бюрократические тонкости, а также не упустить срока исковой давности.

Отсутствие лицензии не освобождает клиента от необходимости соблюдения срока уведомления СК о наступлении страхового события, оформленного надлежащим образом. По указанному в полисе адресу СК следует направить заказное уведомление о страховом происшествии с соблюдением периода, определенного договором (обычно до 3 дней).

При отсутствии ответа от СК в установленный соглашением период клиент должен самостоятельно произвести оценку ущерба, обратившись к независимому эксперту.

Следующим шагом будет подача искового заявления в суд. Заявление должно содержать четкое и аргументированное изложение проблемы с приложением всех документов, касающихся взаимоотношений клиента со страховщиком, страхового случая, заключения эксперта по оценке ущерба.

Ограничения возможности заключения договоров негативно влияют на финансовое положение страховщика. Такая ситуация далеко не всегда поддается исправлению, что создает проблемы и для клиентов. Поэтому на этапе принятия решения об оформлении страхового соглашения важно поинтересоваться состоянием дел у выбранного круга страховщиков, какие страховые компании лишены лицензии или близки к подобному развитию событий. В случае малейшего сомнения лучше изменить выбор, чтобы не пришлось при наступлении страхового случая остаться один на один с проблемами.

УДК 368.9

К ВОПРОСУ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТА СТРАХОВОГО ДЕЛА TO THE QUESTION OF SUSPENSION AND RESTRICTIONS THE LICENSE OF THE SUBJECT OF INSURANCE BUSINESS

Сухомлинова Н.В., магистрант ФГБОУ ВПО Российской академии правосудия

Sukhomlinova N.V., master student Russian

Academy of Justice

В данной статье автор проводит правовой анализ вопросов, касающихся приостановления и ограничения действия лицензии субъекта страхового дела, порядка оспаривании приказов о приостановлении или ограничении действия лицензии, приводит примеры судебной практики, формулирует возможные уточнения действующего законодательства.

Ключевые слова: страхование, страховая деятельность, субъект страхового дела, лицензия, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, судебный приказ, орган страхового надзора.

In this article the author carries out a legal analysis of issues related to the suspension and restrictions of the license of the subject of the insurance business, the order of appealing decrees on suspension or restriction of validity of the license, gives examples of judicial practice, formulates possible clarification of the current legislation.

Keywords: insurance, insurance activities, the subject of insurance business, license, restriction of validity of the license, the license suspension, court order, the insurance Supervisory authority.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Рассматривая ситуацию неисполнения предписания, важно обратить внимание на то, что последствия неисполнения предписания практически не диверсифицированы. За любое нарушение следует ограничение или приостановление действия лицензии. Никаких штрафов, иных мер воздействия не предусмотрено. Разумеется, встает проблема соразмерности. Получается, что за любое нарушение останавливается деятельность компании — сбор премии полностью или частично. Ясно, что это очень болезненная для компании мера.

Конечно, применяя такую суровую меру, следует думать о соразмерности, но вариантов для выбора Закон о страховом деле не предоставляет. КоАП РФ не регулирует эти отношения, и орган страхового надзора в нем вообще не поименован как орган, уполномоченный применять меры административной ответственности. Не исполнил предписание -остановка поступления в компанию премии при любом нарушении.

Казалось бы, нет и не может быть никакого произвола — все точно определено законом. Однако в действительности именно это и является прямым путем к произволу как органа страхового надзора, так и судов. Каждый правоприменитель стоит перед выбором наказания исходя из требования его соразмерности выявленному правонарушению. Ну а когда выбора между наказаниями нет, то возникает выбор не между наказаниями разной степени суровости, а между наказанием и ненаказанием. Возможности для произвола в такой ситуации у надзорного органа очень велики.

Ю.Б. Фогельсон на основе анализа обширной судебной практики приходит к выводу, что в делах об оспаривании приказов о приостановлении

или ограничении действия лицензии невозможно установить какой-то системы. Первоначально началась складываться практика в пользу учета степени и характера нарушений и при явных несоразмерностях приказы о приостановлении действия лицензии признавались недействительными, несмотря на то, что не все нарушения были устранены [3]. Затем суды стали склоняться к формальной трактовке законодательства [4]. После этого опять появились дела, в которых учитывается характер нарушения [5]. Причем из текстов судебных актов невозможно понять, что движет судьями, когда они выбирают тот или иной подход. Это значит, что движут ими, к сожалению, причины, лежащие за пределами материалов дел [10, С. 34].

Упоминает Ю.Б. Фогельсон и о другом интересном факте — об обжаловании норм ст.32.6 ЗоСД в Конституционном Суде РФ, который не нашел никакой неопределенности в вопросе о том, соответствуют они Конституции РФ или нет, и не стал рассматривать жалобу [1]. По всей видимости, не захотел разбираться, так как норма, предписывающая существенно ограничить деятельность компании (лишить ее поступления денег), которая не в полном соответствии с приказом Минфина России разлиновала журналы учета договоров страхования, при том, что вся необходимая информация в этих журналах имелась, явно неконституционна [10, С. 38].

Последствия отзыва у страховщика лицензии

  • Каждому свое: как поделить наследство с враждующими родственниками
  • Могут ли жильцы самостоятельно облагородить участок возле многоквартирного дома?
  • Как инвалиду получить квартиру

Страховые компании могут получить лицензию на следующие виды страхования: добровольное (страхование имущества, жизни и личное страхование), обязательное (обязательное страхование гражданской ответственности и др.), перестрахование.

Перестраховочные организации, соответственно, получают лицензию на перестрахование.

Общества взаимного страхования могут рассчитывать на получение лицензии на взаимное страхование в добровольной или обязательной форме.

Страховой брокер – на осуществление посреднической деятельности в страховании.

Первое требование, которое мы рассмотрим, это требование к уставному капиталу страховой организации.

Величина минимального уставного капитала для получения лицензии зависит от вида страхования, по которому страховая компания желает получить лицензию.

Базовый размер уставного капитала для страховой организации равен 120 млн рублей, такой капитал позволит получить лицензию на осуществление личного страхования (без страхования жизни), имущества, предпринимательских рисков и гражданской ответственности.

Отзыв лицензии в связи с неисполнением предписания

Если в срок, установленный в приказе об ограничении или приостановлении действия лицензии, нарушение, указанное в предписании, все еще не устранено, лицензия у субъекта страхового дела отзывается. Порядок отзыва, так же как и порядок приостановления, в законе не отрегулирован, сказано только, что решение подлежит опубликованию и вступает в силу с момента опубликования. Тот же Административный регламент уточняет этот порядок, но никаких средств защиты для субъекта страхового дела не предоставляет. Кодекс РФ об административных правонарушениях, конечно, и в данном случае не применяется.

В вопросе об отзыве лицензии проблема соразмерности стоит еще более остро, чем в вопросе об ограничении или приостановлении. Ведь ограниченную или приостановленную лицензию можно возобновить, а отозванную вернуть нельзя. Можно только попытаться оспорить приказ об отзыве лицензии, но это удается нечасто, так как лицензию можно отозвать за любое неустраненное нарушение.

Приведу цитату из судебного решения: «…данное положение закона (об отзыве лицензии) не означает, что оно может применяться по одному лишь формальному основанию. Норма права подлежит применению с учетом того, что нарушение закона должно быть существенно, чтобы позволить с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, принять решение об отзыве лицензии в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П)» (Решение АС г. Москвы от 1 марта 2005 г. по делу N А40-69607/04-144-123). Здесь суд ссылается на позицию Конституционного Суда РФ по вопросу о ликвидации юридических лиц и совершенно верно распространяет эту позицию на отзыв лицензии. Отзыв лицензии — это ликвидация, юридическая смерть субъекта страхового дела. И, конечно, ненормальной является ситуация, когда за любое, самое незначительное и несущественное нарушение страховая компания может быть «убита».

Рассматривая вопрос об ограничении и приостановлении действия лицензии, я показал, что именно такая позиция первоначально преобладала в судах. Но потом появилось разъяснение кассационной инстанции о формальном применении ст. 32.6 Закона, и Конституционный Суд РФ не захотел разбираться в этой проблеме.

Понятно, что Конституционный Суд РФ сильно загружен жалобами и не в состоянии быстро исправить все, что есть несправедливого в отечественной правовой системе. Однако загруженностью Конституционного Суда РФ не может быть оправдано его очевидное нежелание вмешиваться в ситуацию с приостановлением и отзывом страховых лицензий, подобной ситуации нет ни на одном рынке. В банковском секторе ЦБ РФ имеет куда больший спектр возможностей воздействовать на банк-нарушитель. На рынке ценных бумаг надзорный орган во многих случаях действует на основании КоАП РФ, а помимо этого, имеет спектр специальных мер воздействия. Только субъекты страхового дела за любые нарушения платят лицензией, однако очевидно, что страховая деятельность не так потенциально опасна для оборота, что ее за любое нарушение надо прекращать.

Невмешательство Конституционного Суда РФ в очевидные неравенство, несоразмерность и несправедливость в регулировании приостановления и отзыва страховых лицензий, на мой взгляд, достаточно ярко свидетельствуют о том, что конституционный контроль у нас находится примерно в таком же состоянии, как и вся судебная система.

Отзыв лицензии без предписания

Возможен и отзыв лицензии без многоступенчатой процедуры, описанной выше, т.е. без направления предписания, ограничения или приостановления действия лицензии. Это возможно в трех случаях:

1) если имеется заявление самого субъекта страхового дела;

2) если лицензия была получена, но субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

3) когда это специально предусмотрено законом. Такой «оперативный» отзыв лицензии предусматривается при повышении минимальных уставных капиталов к определенному сроку, то же самое имело место при разделении страховых организаций по специализациям.

Я рассмотрю здесь только последний случай, так как первые два не представляют интереса. Зато споров, связанных с увеличением минимального уставного капитала, было довольно много.

Регулярное увеличение минимального уставного капитала — это важная и вполне оправданная в условиях инфляции мера. Оно осуществляется, как правило, поэтапно. Для этого дается достаточное время: год или два. Страховые организации вполне могут успеть к сроку увеличить уставный капитал. Поэтому «оперативный» отзыв лицензии в случае, если уставный капитал к сроку не увеличен, вполне оправдан и соразмерен нарушению.

Между тем возникает вопрос: когда в подобных случаях уставный капитал считается увеличенным? Известны ситуации, в которых деньги на увеличение уставного капитала в организацию поступили к сроку, но она не успела к этому сроку завершить все регистрационные процедуры. Но в силу п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в устав, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а для увеличения уставного капитала АО до внесения изменений в устав необходима еще и регистрация отчета о размещении дополнительно выпущенных акций (п. 6 ст. 12 Федеральног�� закона «Об акционерных обществах»). Поскольку регистрационные действия не были совершены в срок, лицензии были у таких организаций отозваны.

  • Страхование жизни
  • Медицинское страхование
  • Страхование от несчастного случая
  • Страхование туристов

Лицензия на страховую деятельность

  • Страхование имущества юридических лиц
  • Страхование имущества граждан
  • Страхование финансовых рисков
  • Страхование профессиональной ответственности
  • Страхование гражданской ответственности

Но пока АСВ окончательно не взяло на себя обязанности регулирования процесса банкротства страховых фирм, клиенты должны своими силами решать проблемы по выплатам со страховщиками. Расскажем, как правильно прекратить договор со своей страховой компанией и вернуть средства, если ее подвергли процедуре банкротства или лишили лицензии.

Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Для страховых и перестраховочных организаций:

    • заявление на лицензирование;
    • устав организации;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
    • протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
    • данные об акционерах;
    • документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
    • положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
    • документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
    • документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
  • Для обществ взаимного страхования:

    • заявление на лицензирование;
    • устав общества;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
    • положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
    • сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
  • Для страховых брокеров:

    • заявление на лицензирование;
    • устав организации (если брокер является юридическим лицом);
    • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).

Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.

Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:

  • территория проведения субъектом страховых операций;
  • наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
  • название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
  • номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
  • дата выдачи и номер лицензии;
  • гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.

Отозвали лицензию у страховщика. Что делать с ОСАГО/КАСКО?

  1. Гражданский кодекс РФ (ч. II ), гл.48 «Страхование».
  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1 с учетом изменений и дополнений от 21.07.2005 г. № 104-ФЗ.
  3. Бурроу К. Основы страховой статистики. М.: Анкил, 1992.
  4. Журавлев Ю. М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. М.: Анкил, 1992.
  5. Сухов В. А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.: Анкил, 1995.

Перейти к версии для печати

Название работы Аннотация

Название практикума Аннотация


Название презентации Аннотация

Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

Если появились сомнения по поводу честности страховщика, рекомендуется проверить выданное ему Банком России разрешение. Это можно сделать следующим образом:

Страховые компании обязаны оповещать клиентов о том, что у них появились финансовые трудности, в связи с чем надзорный орган имеет право наложить запрет на проведение ряда операций, или отозвать разрешение.

Но на практике страховщики предпочитают умалчивать о негативной ситуации до момента, пока об этом не узнает большая часть страхователей, или информация не будет обнародована в СМИ. Поэтому не следует считать сведения, размещенные на официальном портале страховщика, всегда достоверными.

Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:

  • сдача неполного пакета требуемой документации;
  • несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
  • наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
  • несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
  • несоответствие устава законодательным требованиям;
  • отсутствие факта оплаты госпошлины;
  • несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.

Порядок лицензирования страховой деятельности в России

Поскольку страховая компания является финансовой организацией, контроль деятельности осуществляется Центробанком. В случае выявления нарушений, лицензию у страховой компании могут отозвать (на время или насовсем). Причины отзыва лицензии:

  • Центробанк обнаружил, что сведения для получения лицензии компании недостоверны;
  • если отчетность по работе компании не представляется вовремя;
  • если организация осуществляет финансовые операции, не предусмотренные лицензией;
  • страховая компания не представляет в Центробанк данные об уставном капитале и движении средств.

Есть еще несколько причин отзыва лицензии, но все они связаны либо с нарушениями финансовых операций, либо с сокрытием реального положения дел в страховой компании.

Перед заключением договора страхования обязательно нужно узнать, владеет ли страховая компания лицензией, не отзывалась ли она ранее. Будет нелишним поискать отзывы клиентов о работе страховой компании. Кстати, обилие положительных отзывов должно насторожить, люди неохотно распространяются о своих неприятностях, даже если они компенсированы.

Убедитесь, что в данном перечне отсутствует страховая компания, чей полис КАСКО или ОСАГО Вы собираетесь приобретать. Страховые компании, у которых произошел отзыв лицензии, не имеют права продавать полисы страхования. Лишение лицензии страховой компании фактически означает прекращение деятельности страховщика. В соответствии с законодательством такая компания может исполнить свои обязательства, а затем закрыться.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру
  • основные понятия в области лицензирования страховой деятельности в РФ;
  • основания и порядок выдачи лицензий;
  • права и обязанности субъектов страхового рынка и органов страхового надзора;
  • основания и порядок приостановления и ограничения действия лицензии;
  • основания и порядок отзыва лицензии у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые занимаются страховой деятельностью.
  1. Выдаются лицензии на право осуществлять данную деятельность Банком России, который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.
  2. Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.
  3. Выдаются лицензии страховым организациям, перестраховщикам, обществам взаимного страхования, а также страховым брокерам.
  4. Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Требования также предъявляются и к организационно-правовой форме соискателей лицензии.

Лицензирование субъектов страхового дела и контроль

Документ, разрешающий страховую деятельность (СД) в России выдается узкому кругу юридических лиц. Основные требования к соискателю лицензии:

  • юридическая форма организации;
  • наличие образования в области страхования;
  • опыт работы более 3 лет;
  • Уставной капитал не менее 120 млн. руб.;
  • для возможности страховать жизни граждан Уставной капитал должен составлять не меньше 480 млн. руб.;
  • для организации компании по узкопрофильному страхованию (например, медицинскому) достаточно 60 млн. руб. Как открыть страховую компанию с нуля вы узнаете в публикации по ссылке.

Специфика этой отрасли заключается в том, что организация должна создать страховой фонд и иметь очень крупную сумму на своем счете. Многомиллионный оборот фиксированных страховых взносов контролируется ЦБ РФ, чтобы избежать коррупции и крупномасштабных хищений, доверенных клиентами страховых взносов.

Именно поэтому получить лицензию СД на возможность страховать, из десяти соискателей может только один. Но, на рынке страхования существуют определенные страховые формы, при которых необходимо иметь официальное разрешение (ст 32 ФЗ №234 от 23.07.2017).

Лицензию на СД должны получить:

  1. Страховые компании – на страхование (личное, жизни, имущества).
  2. Перестраховочные организации.
  3. Общества взаимного страхования.
  4. Страховые брокеры.
  5. организации медстраха.
  6. НПО.
  7. компании, занимающиеся страхованием грузоперевозок.
  8. организации, которые занимаются страховкой в сфере сельского хозяйства.
  9. конторы специализирующиеся на страховании рисков (финансовая сфера).

Все виды СД в Федеральном законе № 234 от 23.07.2013 ст 32.9.

Требования к руководящему аппарату этой финансовой организации очень строгие:

  1. Гендиректор должен иметь соответствующее высшее образование и более 2 лет стажа работы на руководящей должности страховой организации.
  2. Главбух – должен иметь, кроме образования, стаж работы более лет, 2 из которых в данной сфере.
  3. У руководящего состава не должно быть моментов, при которых отзывалась лицензия у организаций, где они до этого работали.
  4. Ни у кого из работников не должно быть и намека на судимость.

Намерение юр. лица оформить лицензию на СД для отмывания денег, вывода капитала из страны, фальсифицирования банкротства или других махинаций, уголовно наказуемо.

Поэтому тщательная проверка биографии каждого учредителя и его финансового положения, цели создания страховой компании входит в подготовительные работы ЦБ при рассмотрении соискателей.

Лицензия представляет собой гербовый бланк, на котором указываются:

  • порядковый номер;
  • выдавший орган;
  • дата выдачи;
  • вид разрешенной СД;
  • название организации (полное и сокращенное);
  • почтовый адрес;
  • ОГРН и ИНН;
  • срок действия;
  • подпись зампредседателя;
  • печать;
  • реестровый номер.

Если нарушения незначительные и их можно исправить, то, как в случае с Росгосстрахом, после устранения недочетов, лицензию возобновляют.

ЦБ России, относительно лицензии, имеет право:

  • отозвать;
  • приостановить;
  • ограничить ее действие.

Центробанк полностью контролирует и проверяет деятельность каждой страховой компании на каждом этапе ее существования.

Если страховую компанию лишили лицензии

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также – лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Закон подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.

Органом лицензирования выступает Федеральная служба страхового надзора.

Лицензирование добровольного и (или) обязательного страхования.

Законом о страховании в п. 2 статьи 32 определен исчерпывающий перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Поэтому нельзя требовать иные документы, не включенные в перечень.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1. заявление о предоставлении лицензии;
  • 2. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • 3. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • 4. положение о формировании страховых резервов;
  • 5. экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Говоря о правилах страхования, следует также учитывать, что в соответствии с Законом об организации страхового дела страховая организация для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности должна предъявить органу страхового надзора те правила страхования, которые данная страховая организация предполагает использовать в своей деятельности.

В случае если страховщик примет решение об изменении используемых им правил страхования, то он обязан довести об этом до сведения органа страхового надзора.

Лицензирование деятельности на осуществление перестрахования.

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется предоставление следующих документов:

  • – сведения о страховом актуарии;
  • – правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  • – расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок.

Все остальные документы предоставляются согласно исчерпывающему перечню установленного п. 2 ст. 32 Закона об организации страхового дела.

Лицензирование деятельности на осуществление взаимного страхования.

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии;
  • 2) устав общества взаимного страхования;
  • 3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
  • 4) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;
  • 5) положение о формировании страховых резервов;
  • 6) правила страхования по видам страхования, установленным настоящим Законом и внесенным в устав общества взаимного страхования, за исключением некоторых видов страхования.

Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование.

Лицензирование на осуществление брокерской деятельности.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии;
  • 2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • 3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
  • 4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • 5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Страховые организации защищают права физических и юридических лиц при наступлении всевозможных страховых случаев. Лицензии выдаются по решению лицензирующего органа:

Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа – Банка России, который занимается также:

  • ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
  • ведением реестра страховых брокеров;
  • разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.

Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.

Банк России вправе действие лицензии:

  • приостановить – наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
  • ограничить – наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.

Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.

Соискатель лицензии на ведение страховой деятельности для ее получения должен соответствовать всем требованиям, установленным Законом № 4015-I, обходится минимальным участием иностранных инвесторов. Юридические лица, желающие заниматься страховой деятельностью, соискатели лицензии, должны иметь:

  • определенный минимальный объем уставного капитала – зависит от вида страхования;
  • установленную законом организационно-правовую форму;
  • высокий уровень подготовки кадров в сфере страхования;
  • не более 49% участия иностранных инвесторов в уставном капитале.

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.

В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:

  • наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
  • территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
  • наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
  • регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
  • подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
  • номер, дата выдачи лицензии.

Обратите внимание!

Срок действия лицензии не ограничен, если иное не установлено при выдаче. Ее действие прекращается вместе с существованием субъекта страхового дела.

Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет ведение Реестра лицензий и публикует информацию о выдаче, прекращении, приостановке лицензий на официальном сайте ЦБ РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]