Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заработная плата в январе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Доплата до минимальной заработной платы – когда нужна, а когда нет?
Если работник получает меньше, чем МЗП, то должна быть осуществлена доплата. Доплата действует только в том случае, если трудовые обязанности выполнены в полной мере.
При определении доплаты в сумму зарплаты включаются выплаты стимулирующего характера (премии) и основная зарплата за отработанное время. Не включаются выплаты компенсирующего характера и другие, перечисленные в постановлении Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68.
Размер минимальной заработной платы в 2021 году
С 1 января 2021 году минимальная зарплата в Беларуси – 400 рублей.
Как рассчитывается часовая МЗП?
Понятие часовой минимальной зарплаты регулируется тем же законом, что и месячная минимальная зарплата. Согласно Закону РБ часовая минимальная зарплата – это результат деления суммы минимальной месячной зарплаты на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года и количества месяцев календарного года.
Какая минимальная заработная плата действует в других странах?
Минимальная зарплата в Казахстане – 98 долларов, в Испании – 1163 долларов, в Австралии – 1923 доллара, Молдова – 125 долларов, Россия – 166 долларов, Чехия – 525 долларов.
Может ли работодатель изменить минимальную заработную плату в РБ?
Да, в коллективном договоре может быть указана другая минимальная зарплата для сотрудников. Но при этом она не может быть ниже государственного стандарта.
С 1 января 2021 г. в Беларуси повысится месячная минимальная заработная плата
- Минимальная заработная плата – законодательно закрепленная сумма, которая определяет нижнюю границу оплаты труда. Начисление зарплаты, ниже установленной суммы, являются незаконным действием.
- Минимальная заработная плата в 2021 году – 400 рублей.
- Изменение минимальной зарплаты происходит 1 января каждого года. В течение года сумма может быть индексирована.
- Инициирует ежегодное повышение минимальной заработной платы Совет министров РБ.
- От минимальной заработной платы не зависят другие выплаты – налоги, штрафы, пособия.
Выплата зарплаты производится не реже, чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), но не позднее 15 дней со дня завершения периода, за который она полагается. При этом точная дата регламентируется внутренними документами компании. Чаще всего датами выплаты устанавливают 5 и 20, 10 и 25 числа каждого месяца, самые крайние сроки — 15 и 30 числа.
У большинства организаций и предприятий выплата зарплаты за декабрь в январе не производится. Это связано с тем, что установленные в компании сроки выплаты выпадают на нерабочие праздничные дни (в 2021 году они длятся с 1 по 10 января). В таком случае работодатель производит выплату заработной платы своим сотрудникам до наступления праздников, то есть 31 декабря 2020. При этом НДФЛ можно перечислить в ближайший после нерабочего праздника рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ), то есть 11 января 2021.
В случае выдачи декабрьской зарплаты до 31 декабря удерживать НДФЛ не надо, т. к. до конца месяца она не признается фактически полученным доходом (ст. 223 НК РФ). НДФЛ исчислите на последнее число месяца — 31.12.2020, а удержите из ближайших выплат — аванс за январь (Письмо Минфина от 05.05.2017 № 03-04-06/28037).
Несмотря на то, что январь – короткий месяц с точки зрения рабочего времени, заработная плата за январь начисляется и выплачивается в полном объеме (конечно если сотрудник отработал все рабочие дни). Снижение зарплаты за январь по причине малого количества рабочего времени — нарушение законодательства.
Заработную плату за первую половину месяца рассчитайте по числу отработанных дней в период с 1 по 15 января. С аванса за январь НДФЛ не удерживайте.
Пример
В компании 5-дневная рабочая неделя. Должностной оклад бухгалтера Комаровой А. С. — 60 тыс. руб. Аванс за первую половину января будет равен: 20 тыс. руб. (60 тыс. руб. / 15 рабочих дней * 5 отработанных дней).
Минтруда разъяснило порядок применения нормативов месячной и часовой МЗП
- Если срок выплаты декабрьской зарплаты выпадает на рабочие дни января, оснований для переноса нет, при этом работодатель вправе разбить эту выплату на части.
- Если срок выплаты декабрьской зарплаты выпадает на нерабочие праздничные дни января, выплата производится в декабре.
- Январь 2021 года — короткий месяц, на 15 рабочих дней приходится 16 нерабочих праздничных и выходных.
- При полностью выработанной временной норме за январь доход выплачивается полностью без снижения.
Производственным календарем на 2021 год в январе установлено 15 рабочих дней и:
- 120 рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе,
- 108 – при 36-часовой,
- 72 – при 24-часовой.
Для сотрудников, привлекавшихся к труду в нерабочие праздничные дни (с 1 по 8 января), а также в выходные (9 и 10 января), зарплату в январе 2021 года расчитайте в соответствии со ст. 153 ТК РФ:
- сдельщикам — не меньше двойных сдельных расценок;
- тем, чей труд оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — не ниже двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- «окладникам»:
- не ниже одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени;
- в размере не ниже двойной дневной или часовой ставки сверх оклада — при работе сверх месячной нормы рабочего времени.
Работу сотрудника, который трудился в эти дни, и решил взять отгул, оплачивают в одинарном размере.
В зарплате за новогодние каникулы потерять никто не должен. В январе зарплата меньше не будет ни у тех, кто работает за повременную оплату, ни у тех, кто получает сдельно. Рассчитывается она в таком порядке:
- при окладной системе выплачивается полная январская зарплата без уменьшения на дни, приходящиеся на период с 01.01.21 по 10.01.21;
- сколько получит сотрудник за период работы с 1 января по 15 января при сдельной или почасовой зарплате — ему полагаются дополнительные суммы за все дни, приходящиеся на нерабочие январские дни, размер таких выплат устанавливается внутренними актами, трудовым или коллективным договором.
Для «окладников», которые отработали весь месяц, итоговая заработная плата за январь не изменится по сравнению с другими расчетными периодами. Бухгалтерия начислит оклад полностью. Если он 35 000 рублей, человек их и получит. Среднедневной заработок окажется выше, так как в первом месяце года всего 15 рабочих дней. Для тех сотрудников на окладе, которые болели или ушли в отпуск в январе, заработок окажется существенно меньше — за каждый пропущенный день они будут терять больше.
«Почасовики» тоже не теряют в зарплате в коротком месяце, если отработали его полностью. Для них высчитывается не среднедневной заработок, а почасовая ставка. Но она имеет значение только в том случае, если месяц отработан не полностью. Тогда заработок существенно уменьшится, ведь при небольшом количестве рабочих часов (всего 120) почасовая ставка выше, чем обычно.
В первую очередь определим ситуации, из-за которых сотрудники отсутствуют на рабочем месте:
- болезнь;
- отпуск;
- командировка;
- учеба;
- отпуск без сохранения заработной платы;
- неуважительные причины (прогул);
- простой.
Формула, как считается зарплата по окладу в январе 2021 года в случае отклонения:
Зарплата = месячный должностной оклад / количество рабочих дней × количество отработанных дней.
Секретарь ушла в отпуск с 10.01 и отсутствовала на рабочем месте 11–18 (вышла на работу 19), следовательно, рабочих дней 9. Вот как будет насчитываться зарплата «бюджетнику» если он пойдет в отпуск с 10 января 2021:
1. Определяем месячный должностной оклад: 20 000 руб.
2. Высчитываем размер отпускных: 5000 руб.
3. Рассчитываем, как производится оплата по среднему в январе 2021 года: 20 000 / 15 дн. × 9 дн. = 12 000 руб.
Общий январский доход Ивановой составит: 12 000 + 5000 = 17 000 руб.
Если заработная плата работника исчисляется исходя из часовой ставки, то расчет производят по формуле:
Зарплата = должностной оклад / норма часов в месяце × количество отработанных часов
Как рассчитать, если сотрудник работал в праздники
Январские праздники продлятся с 1 по 8 число, к ним прибавятся два выходных — 9 и 10 января — для тех, кто на пятидневке. Трудящиеся на шестидневке выходят на работу в субботу, 09.01.2021. Если работнику пришлось трудиться в праздники, то наниматель обязан оплатить труд в повышенном размере либо предоставить дополнительный день отдыха.
По ст. 153 Трудового кодекса РФ оплата работы в выходные и праздники производится не менее чем в двойном размере.
Если работник выбрал дополнительный день отдыха, рассчитывать доплату за труд в праздники все равно придется.
Бухгалтер трудилась в январские праздники, с 4 по 6 число. Отгулы не предоставлялись, отработан весь месяц. Вот как считать зарплату за январь 2021 года с учетом праздников:
1. Определить оклад бухгалтера: 45 000 руб.
2. Узнать стоимость одного праздничного дня: 45 000 / 15 дн. × 2 = 6000 руб.
3. Рассчитать доплату за праздники: 6000 × 3 дн. = 18 000 руб.
Общий доход составит 45 000 + 18 000 = 63 000 руб.
Если сотрудник отработал только половину праздничного дня, то рассчитывайте доплату исходя из фактически отработанного времени.
Изменим условия примера и сделаем расчет для бухгалтера, если бы он взял три отгула. Рассмотрим, как начисляется зарплата за январь с учетом праздничных дней по окладу:
1. Вычисляем доплату за труд в новогодние каникулы: 18 000.
2. Производим расчет оклада: 45 000 / 15 дн. × 16 дн. = 48 000.
3. Определяем общий январский доход: 18 000 + 48 000 = 66 000.
Если сотрудник отработал в праздник только полдня, ему положен полный день отдыха. Такие разъяснения содержатся в письме Роструда №731-6-1 от 17.03.2010.
- «Ты самая лучшая…» Что нужно и чего нельзя говорить маме
- С минчанки взыщут 5000 руб. за пособие по уходу за ребенком
- «Всё по правилам». Гражданин Турции рассказал, чем ему запомнилась Беларусь
- Такая вот «Ы»стория. Как создавалась любимая советская комедия
- Женщины с какими именами зарабатывают больше других?
Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.
Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.
В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.
Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.
Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:
-
Увеличить доклад.
Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.
-
Обозначить доплату в отдельном акте.
Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.
Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.
Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.
Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.
Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу. Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии.
В январе 2021 года в десяти странах, расположенных на востоке ЕС, минимальная заработная плата (до вычета налогов) была ниже 700 евро в месяц: Болгария (332 евро), Венгрия (442 евро), Румыния (458 евро), Латвия (500 евро), Хорватия (563 евро), Чехия (579 евро), Эстония (584 евро), Польша (614 евро), Словакия (623 евро) и Литва (642 евро).
Минимальная заработная плата в Беларуси
Покажем размеры МРОТ по отдельным регионам России по состоянию на 15.04.2021 в таблице.
Регион | МРОТ, руб. |
---|---|
Москва | 20 589 |
Московская область | 15 000 |
Санкт-Петербург | 19 000 |
Ленинградская область | 13 000 |
Калининградская область | 14 000 |
Кемеровская область — Кузбасс | 17 031 |
Ростовская область | 15 350 |
В большинстве других субъектов РФ региональная минимальная зарплата равна федеральному МРОТ, в том числе по той причине, что предусмотренный региональным соглашением МРОТ ниже федерального.
Имейте в виду, важно внимательно прочитать соглашение по своему субъекту РФ, поскольку в нем будут установлены особенности применения региональной минимальной зарплаты.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.
Месячную минимальную зарплату привяжут к средней зарплате
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек. Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника. То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
Трудовая сфера: последние изменения и предстоящие
В 2020 году на территории Российской Федерации действовал МРОТ в размере 12 130 рублей, он рассчитывался от величины прожиточного минимума трудоспособного населения по итогам II квартала 2019 года.
Если бы МРОТ рассчитывался по старой методике, то его размер в 2021 году составлял бы 12 392 рубля, именно такой прожиточный минимум был установлен по итогам II квартала текущего года.
В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).
Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.
Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.
Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.
Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.
Конституционный суд РФ внес коррективы в понимание данного вопроса, и конкретно указал на выплаты, которые не входят в МРОТ, а назначаются в виде дополнительных сумм.
Согласно решениям Конституционного Суда (которые работодатели обязаны неукоснительно выполнять) к сверхнормативным выплатам относятся:
- Компенсационные доплаты за переработку, труд в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в ночные часы.
- Доплаты за выполнение работы вместо временно отсутствующего сотрудника, труд по совместительству или по обслуживанию сверхнормативных единиц производственного оборудования.
- Надбавки с учётом региональных коэффициентов при работе в условиях Крайнего Севера.
В Постановлении Верховного Совета РФ, касающемся стимулирующих выплат (премий), говорится о том, что их также не следует вносить в сумму минимального заработка (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).
Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ при определении фонда оплаты труда персонала необходимо придерживаться того значения МРОТ, который установлен в регионе, где работник фактически исполняет свои трудовые обязанности.
Но! Данная норма не распространяется на учреждения, деятельность которых обеспечивается за счёт федерального бюджета.
Следовательно, при определении фонда оплаты труда работников филиала необходимо придерживаться регионального МРОТ, установленного по месту нахождения филиала.
Минимальная зарплата в Беларуси за январь 2021 г индексироваться не будет
Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.
Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).
Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.
Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.
При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).
По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.
МРОТ в Москве установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города 20 589 руб.
Основание: «Московское трехстороннее соглашение на 2019 — 2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (Заключено в г. Москве 01.10.2018 N 77-1094).
Напомним, с чего все началось. С 1 января 2020 года был выпущен Указ №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Год назад он наделал много шума — если вы бюджетник, то сами прекрасно это помните. Мы тогда много писали по этой теме, но для удобства напомним основное:
- На место 27-разрядной единой тарифной сетки работников пришла 18-разрядная.
- Основа для расчета теперь не тарифная ставка первого разряда, а базовая. Для сравнения, до 1 января 2020 года тарифная ставка составляла 41 рубль, а базовая — 185 рублей. Кстати, в 2021 году ее повысили до 195 рублей.
- Раньше система расчета зарплаты состояла из оклада, большого числа доплат и поощрений. Сейчас зарплату складывает оклад + стимулирующие + компенсирующие.
- В централизованном порядке установили надбавку за стаж работы: до 5 лет — 10%, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, 15 лет и выше — 30%.
- Единовременная выплата на оздоровление установилась в размере 0,5 оклада, а матпомощь, связанная с непредвиденными материальными затруднениями, — 0,3 оклада.
- Премия стала занимать 5% от суммы оклада, а неиспользованные средства — конечно, из количества тех, что отводятся на оплату труда, — могли направляться на установление стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат.
Особый интерес для нас представляет последний, шестой пункт, который касается премий. По факту, они перестали исполнять свою основную — стимулирующую — функцию. Ведь теперь они составляют всего 5 процентов от окладов. Остальные неиспользованные средства,предусмотренные на оплату труда, направляются на установление выплат: компенсирующих, стимулирующих — но не премиальных.
На самом деле, изменений в основном тексте указа не так уж и много. Во-первых, повышается размер премий: с 5 до 20 процентов от суммы окладов. В рамках, предусмотренных бюджетом.
Также увеличится единовременная выплата на оздоровление. Правда, придется подождать: до конца 2021 года она еще будет рассчитываться как 0,5 оклада. А уже с начала 2022 году будет соответствовать полной сумме оклада.
Стало ясно, что будет с неиспользованными деньгами, предусмотренными для оплаты труда. Они пойдут на премии, в том числе и те, что не были использованы за первые шесть месяцев 2021 года.
Маленький объект республиканского масштаба. В Слуцке открыли новую котельную на местных видах топлива Узнали, как вырастут пенсии на Минщине в сентябре Яйца с черным перцем и чесноком. Что еще повезут предприятия Минской области на выставку в Сербию Как отсрочка по кредитам поможет рыбхозам — рассказал директор предприятия в Минской области В Беларусь за северным шелком – как страна вошла в мировой топ по производству льна
- «Мисс Беларусь-2021» стала модель и преподавательница дефиле Дарья Гончаревич
- За свои же сапоги отдала почти 1 400 рублей. Интернет-мошенники жестоко обманули борисовчанку
- Заслуженным медиком страны стала врач из Минской области
- Фоторепортаж: как Минский район отметил «Дожинки»
- В Службе безопасности Президента новый замначальника. Им стал Николай Шкред
- Так была ли операция с вагнеровцами? Об одной неукраинской афере
- «Белорусский хоккей не должен пострадать» — Дмитрий Басков ушел из Федерации хоккея
- «Белавиа» с 21 сентября увеличивает число рейсов в города России
- Дежавю финала – на старте чемпионата страны по хоккею на траве «Виктория» сыграет с «Минском»
- Илья Бегун и Дмитрий Высоцкий обсуждают литовские протесты
- Технологии
- Хобби и стиль
- Происшествия
- Общество
- Образование
- Новости партнеров
- Недвижимость
- Мультимедиа МЛЫН.BY
- Люди
- Это интересно
- Здоровье
- Еда
- Диалог с властью
- Дела житейские
- В мире
- Афиша
В случае отсутствия работника на рабочем месте оплата в январе по тарифу производится только за отработанное время. В этом случае величину месячного оклада следует разделить на 15 (количество рабочих дней) и умножить на число фактически отработанных дней.
А вот как начисляется зарплата при почасовой оплате труда за январь в 2021 году: часовая ставка умножается на число отработанных часов. Следует помнить, что из-за того, что в этом месяце в 2021 году только 15 рабочих дней, оплата труда за один день намного выше, чем в остальные. Отсутствие на рабочем месте для сотрудника крайне невыгодно и приведет к снижению уровня оплаты труда.
Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов
Базовая информация о средней зарплате по регионам впоследствии обобщается для статистики по России. Сведения о зарплатах по каждому субъекту РФ публикуют региональные подразделения Росстата.
Расшифровка средней зарплаты делается по отдельным категориям работников социальной сферы, науки, здравоохранения, других отраслей. Также отдельная статистика ведется по работникам ИП, юридических и физических лиц, бюджетных организаций.
В большинстве случаев статистика по средней зарплате используется в информационно-справочных целях. Она косвенно влияет на принятие решений о дополнительных мерах поддержки, об индексации зарплат бюджетникам, о введении мер поддержки.
Единственным случаем, когда данные о средней зарплате будут применяться официально, является взыскание алиментов. Если у родителя нет постоянного места работы и стабильного источника доходов, с него могут взыскать задолженность за последние 3 года по показателю средней зарплаты по региону или стране.
Власти определились с новым МРОТ
МРОТ / 11:00 20 августа 2020
Наравне с медиками в государстве обращают внимание на непростой труд учителей. В 2021 году, по данным пресс-центра Министерства образования и науки РК, проведено повышение на 25% зарплат педагогов.
Рост выплат происходит в рамках запланированного Президентом РК повышения оплаты труда учителя в два раза за четыре года. В своем выступлении 1 сентября 2020 года Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что для достижения этой цели в течение трех ближайших лет выделят 1,2 триллиона тенге.
Стоит отметить тот факт, что начисление зарплаты учителю производится с учетом его профессиональной категории, категории диплома о высшем образовании и видов выполняемых работ, а именно:
- квалификационная категория обеспечивает надбавку от 30% до 50%;
- педагоги с дипломом магистра получают ежемесячную доплату 27 тыс. тенге;
- прибавка к окладу положена тем, кто преподает на английском, проверяет тетради, выполняет обязанности классного руководителя.