Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ от права оперативного управления федеральным имуществом образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.
Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.
Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.
Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.
Отказ от оперативного управления
О ПЕРЕДАЧЕ (ИЗЪЯТИИ) В (ИЗ) ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ
ИЛИ ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
ЯКОВЛЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Прошу передать (изъять) в (из) хозяйственное ведение или оперативное управление _____________________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть)
муниципальное имущество:___________________________________________________________________
(наименование, адрес объекта недвижимости / перечень движимого имущества)
Площадью (протяженностью) ___________ кв.м. (м),
год постройки (введения в эксплуатацию) ________________
технические характеристики: _________________________________________________________
Анкета заявителя:
N |
Заявитель: |
1 |
Полное наименование юридического лица, Ф.И.О. руководителя |
2 |
Документы о регистрации юридического лица, ИНН, ОКПО |
3 |
Юридический и фактический адрес |
4 |
Ф.И.О. уполномоченного представителя, ИНН или реквизиты |
5 |
Документ, подтверждающий полномочия доверенного лица |
6 |
Контактный телефон |
/______________/_________________/
Подпись заявителя
М.П.
Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.
Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.
Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.
Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.
Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).
Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.
[1] «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
[2] В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.
[3] Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.
[4] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Статья 12. Прекращение права хозяйственного ведения, оперативного управления
1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Глава города или начальник Департамента по имуществу, в соответствии с Уставом, вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество у муниципального учреждения по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. При наличии письменного обращения муниципального предприятия об отказе от права хозяйственного ведения Главой города или начальником Департамента по имуществу в соответствии с Уставом, в случае согласия с таким отказом, принимается правовой акт, подготовленный Департаментом по имуществу.
ТУ по Иркутской области и Республике БурятияТУ по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия — АланияТУ по Калининградской областиТУ по Калужской областиТУ по Камчатскому краю и Чукотскому АОТУ по Кировской области и Удмуртской РеспубликеТУ по Костромской и Ивановской областямТУ по Краснодарскому краю и Республике АдыгеяТУ по Красноярскому краюТУ по Курганской областиТУ по Липецкой областиТУ по Магаданской областиТУ по Мурманской областиТУ по Нижегородской области и Республике Марий ЭлТУ по Новгородской и Вологодской областямТУ по Новосибирской областиТУ по Омской областиТУ по Оренбургской областиТУ по Орловской и Курской областямТУ по Пермскому краюТУ по Приморскому краю и Сахалинской областиТУ по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской областиТУ по Республике БашкортостанТУ по Республике ДагестанТУ по Республике ИнгушетияТУ по Республике Карелия, Архангельской обл.
Форма заявления о государственной регистрации права собственности в МФЦ Названное заявление, представляемое в Росреестр через многофункциональный центр, подается в соответствии с формой, утвержденной приказом № 920. Специальных форм для каждого способа подачи заявления не разработано. Вместе с тем при его заполнении имеются некоторые особенности:
- заполнение реквизита 2 должно быть осуществлено сотрудником МФЦ;
- способ получения документов «Лично в МФЦ по месту представления документов» может быть выбран только в случае представления заявления и прилагаемых к нему документов в такой МФЦ (п. 16 приказа № 920);
- реквизит «Отметка специалиста, принявшего заявление, и приложенные к нему документы» заполняется сотрудником МФЦ, принявшим документацию (п. 26 приказа № 920).
Установленные формы обращений, заявлений и иных документов
В отношении объектов учета, предусмотренных пунктом 1.
4 , утвержденного (далее — Положение), балансодержатель и потенциальный балансодержатель:1) в течение 10 рабочих дней после издания приказа департамента о прекращении права на движимое государственное имущество Краснодарского края и закреплении имущества представляют в департамент документы, предусмотренные требованиями Положения для внесения сведений в Реестр государственной собственности Краснодарского края;2) в течение 10 рабочих дней после издания приказа департамента о прекращении права на недвижимое государственное имущество Краснодарского края и закреплении имущества обращаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с ;(в ред.
)в течение 10 рабочих дней после внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости представляют в департамент документы, предусмотренные требованиями Положения для внесения сведений в Реестр государственной собственности Краснодарского края.(в ред. )1.
Для принятия департаментом решения о прекращении права на государственное имущество Краснодарского края с одновременным закреплением имущества потенциальный балансодержатель представляет в департамент следующие документы:1) совместное заявление согласно прилагаемой форме (приложение N 1);2) перечень имущества согласно прилагаемым формам (приложения N 7, 8, 9, 10, 11);3) копии инвентарных карточек, заверенные печатью балансодержателя (для инвентарных объектов основных средств);(в ред.
Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края, )4) при прекращении права на транспортные средства, тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины дополнительно представляются следующие копии документов, заверенные печатью балансодержателя:паспорта транспортных средств;свидетельства о государственной регистрации транспортных средств;паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины;5) при прекращении права на недвижимое имущество дополнительно представляются:выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, выданные не ранее чем за 30 календарных дней до дня их представления в департамент;(в ред. )копии документов, заверенные печатью балансодержателя:технические и кадастровые паспорта на объекты недвижимости (при их наличии);(в ред.
)документы, подтверждающие возникновение права собственности Краснодарского края и вещного права балансодержателя на недвижимое имущество в установленном законодательством порядке (в случае, если право собственности Краснодарского края либо вещное право балансодержателя возникли до вступления в силу );(в ред. )абзац исключен. — ;правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости.2.
9.
Заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства (выписку из технического паспорта БТИ, поэтажный план и экспликацию на объект недвижимого имущества), а также техническое заключение о состоянии объекта недвижимости, предлагаемого к закреплению (изъятию), выданное проектной организацией, имеющей разрешение на проведение обследований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.
Справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия.
124 Д, с кадастровым номером 02:64:010201:343.Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, представила возражения на дополнения к отзыву.
Представитель ответчика требования не признал по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, просил применить срок исковой давности.
Исследовав представленный документы, выслушав представителей сторон, судУСТАНОВИЛ:Из материалов дела следует, что Российская Федерация является собственником комплекса зданий, общей площадью 3392 кв.м, инв.
№ 5564, литеры А,А1, с кадастровым (или условным) номером 02:64:01201:156:16 и земельного участка, разрешенное использование: для размещения и обслуживания учебного корпуса, общей площадью 5186 кв.м., с кадастровым номером 02:64:010201:343, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г.
РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва
Р Е Ш Е Н И Е
21 ноября 2013 г. № 195
г. Тарко-Сале
О Положении о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления и признании утратившим силу решения Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31 мая 2007 года № 182
В соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Пуровский район, Районная Дума муниципального образования Пуровский район
Р Е Ш И Л А:
1. Утвердить прилагаемое Положение о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31 мая 2007 года № 182 «О Положении о закреплении имущества муниципального образования Пуровский район на правах хозяйственного ведения и оперативного управления».
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную планово-бюджетную комиссию Районной Думы муниципального образования Пуровский район (А.Г. Полонский).
Председатель Районной Думы | А.Э. Мерзляков |
Глава муниципального образования Пуровский район | Е.В. Скрябин |
Приложение
к решению Районной Думы муниципального образования Пуровский район
от 21 ноября 2013 года № 195
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
ВС решил, можно ли отказаться от права оперативного управления
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О теплоснабжении»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
-
Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515
«О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514
«О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»
-
Распоряжение Президента РФ от 08.09.2021 N 241-рп
«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств»
-
Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496
«О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»
-
Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р
«Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»
-
Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р
«О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»
Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:
- Непрерывность для достижения результатов;
- Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
- Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
- Лежит в основе долгосрочных планов.
Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.
Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.
Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:
- Рост финансовых показателей;
- Производительности труда;
- Снижение риска и травматизма на предприятии;
- Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.
Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.
Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.
Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».
На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.
Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.
Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.
Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов.
Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается.
Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.
В начале 60-х годов советская правовая система была расширена, и появилось множество новых систем и понятий. И одним из таких понятий стало право оперативного управления, которое относится к категории вещных прав и применяется государственными учреждениями и прочими казенными структурами, которые не являются собственниками материальных ценностей, а осуществляют контроль за рациональным и эффективным пользованием материальными ресурсами.
Многие эксперты считают, что право оперативного управления помогает создать более систему, для которой характерно рациональное использование имущественных интересов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, к примеру, в ст.120 ГК РФ указано, что при необходимости правительственные структуры нашей страны могут создавать казенные учреждения, на которых будет возложена обязанность осуществлять контроль и управление имущественными ценностями.Вместе с тем, стоит обратить внимание, что субъект оперативного управления может быть создан не только государственными и муниципальными структурами, а и по желанию собственников какого-либо имущества.
Оперативное управление – это право ведения хозяйства, является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.
Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.
Процедура здесь такова – все имущество, находящееся на хозяйственном ведении у государственного или муниципального учреждения, может быть по необходимости использовано. Таким образом передается возможность владеть и распоряжаться имуществом.
Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.
Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.
Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:
- Продавать имущество;
- Сдавать его в аренду;
- Использовать в качестве закладных средств капитал.
Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.
Одна из особенностей хозяйственного ведения в том, что созданные субъекты, подпадающие под статьи этого закона, не могут быть поделены на различные части или паи. То есть, возможность передавать подобные права от собственника к исполнителю, доступна только для унитарных предприятий.
1. Собственник имущества вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением, не являющимся автономным, а также приобретенное предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
2. Собственник имущества, установив, что предприятие или учреждение не использует или использует не по назначению имущество, указанное в пункте 1 настоящей статьи, должен предупредить предприятие или учреждение о возможности изъятия этого имущества и предоставить разумный срок для устранения нарушения.
3. Изъятие имущества у предприятия или учреждения допускается по решению собственника при условии, что предприятие или учреждение не устранило недостатки, послужившие основанием для соответствующего предупреждения.
Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:
- Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
- Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
- Координация заказов, которые поступают на предприятие.
- Выдача заданий для работы.
- Установление адекватных сроков для выполнения.
- Контроль над соблюдением правил, сроков.
- Обеспечение наибольшей эффективности работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия его собственника.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное ими за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Написать комментарий
Этот документ подтверждает тот факт, что администрация передает во временное управление имущество учреждению на какой-то временный срок. В договоре обязательно должны прописываться основные особенности имущества. Если объектом, которое передается в управление, является нежилое помещение или здание, то описываются следующие особенности:
- площадь сооружения в квадратных метрах;
- местонахождение объекта;
- основное предназначение в дальнейшем использовании;
- общие особенности и характеристики помещения, указанные в техпаспорте.
В документе указывается продолжительность его действия, порядок передачи управления имущества, обязанности сторон и условия их сделки. Также описываются пункты, по которым может быть осуществлено преждевременное расторжение. Договор заключается на основании двух экземпляров, каждый участник получает свой документ. Документ обязательно должен содержать подписи действующих лиц.
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
- Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
- Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
- Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
- Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.
- Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.
- Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.
- Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.
Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.
Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.
Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:
- Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
- Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
- Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
- Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
- Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.
Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.
Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:
- Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
- Назначать руководство государственной компании.
- Осуществлять реорганизацию предприятия.
- Использовать часть прибыли от применения активов.
В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.
Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.
Когда принято решение о передачи недвижимого имущества в оперативное управление, необходимо следовать определенным правилам, чтобы все было оформлено по закону. Рассмотрим пошаговую инструкцию такой передачи.
- Первое это достижение предварительной договоренности о передаче и принятии недвижимого имущества в оперативное управление. Она достигается между двумя юридическими лицами (муниципалитетом), ИП. По желанию объект может быть осмотрен, проведена его предварительная оценка.
- После того, как такая договоренность достигнута, стороны проверяют наличие арестов и других запретов на действия с имуществом, и, если таковых нет, готовят договор. О его обязательных реквизитах будет рассказано ниже.
- Следующий шаг — это подписание соглашения. Оно должно быть письменным, нотариальная регистрация не обязательна. В нем прописываются все права и обязанности сторон, порядок расторжения договора.
- После подписания соглашения, сторона передавшая имущество в оперативное управление, снимает его со своего баланса, а принявшая ставит на свой учет. Именно с этого момента нужно уведомить налоговую инспекцию, чтобы тому лицу, кто передал, не насчитывались налоги.
- Последний шаг состоит в том, что сторона принявшая объект в оперативное управление, обязана взять оригинал договора и отвезти его в специальную регистрационную службу, чтобы соглашение попало в специальный государственный реестр.
Договор об оперативном управлении имуществом, должен иметь обязательные реквизиты, о которых и пойдет речь.
- Предмет соглашения. Это конкретный объект недвижимого имущества, который имеет индивидуальные признаки (материал, из которого он сооружен, квадратуру, а также находящиеся в нем пристройки, подсобные помещения и оборудование). Это в обязательном порядке нужно описать, и приложить техническую документацию.
- Цена договора. Как было указано выше, это безвозмездная передача имущества, поэтому никакой цены указано не будет.
- Права лица, которое передает имущество. В этих пунктах нужно четко прописать что, без его разрешения управителю запрещается передавать имущество в аренду, продавать, дарить, а также совершать с ним иные действия, кроме использования по назначению в своей хозяйственной деятельности. Также следует указать, что представители владельца имеют право доступа к имуществу в любое время, без каких-либо ограничений, для проверки технического состояния. Последнее, это пункты, содержащие возможность ремонта, и улучшения помещения.
- Права управителя. Эти пункты предусматривают использование помещения по назначению, проведение некоторого ремонта, в случае необходимости, а также иные действия по согласованию с владельцем.
- Обязанности собственника. Он обязан передать помещение на условиях договора, а также в том техническом состоянии, которое выявлено при проведении предварительного осмотра. Кроме этого он не должен препятствовать хозяйственной деятельности в этом помещении.
- Обязанности управителя. Такой субъект хозяйственной деятельности обязан содержать объект недвижимого имущества в надлежащем состоянии, умышленно не портить его товарную стоимость, уплачивать все обязательные налоги и взносы. Без разрешения собственника не передавать его в пользование и собственность третьих лиц.
- Форс мажорные обстоятельства. В принципе во всех договорах они стандартные, это отсутствие вины в случае повреждения имущества при стихийных бедствиях, а также иных непредвиденных обстоятельствах.
Как правильно расторгнуть договор купли-продажи, узнаете по ссылке.
Важно запомнить, что по всем возникшим разногласиям, стороны должны подписывать дополнительные соглашения.
Указанный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см. постановление от 18.12.2002 NА56-21117/02) в связи с отказом в регистрации права оперативного управления за учреждением. Свой отказ регистрирующий орган мотивировал тем, что запись о таком праве вносится в соответствии с п.6 ст.12 и п.2 ст.13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в подразд. III ЕГРП в качестве записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, а в конкретном случае право собственности на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано.
1. Государственные или муниципальные предприятия, а также учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Имущество считается принадлежащим предприятию или учреждению, если оно закреплено за ним собственником (пункт 1 статьи 120), приобретено за счет средств, выделенных собственником для его приобретения, а также получено за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо по иным основаниям, не противоречащим закону или уставу предприятия или учреждения.
1.
1.1. Целью настоящего Договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности __________________________ района.
1.2. Комитет согласно постановлению главы ___________района (о создании Учреждения) от «__» _______ _____ г. закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, определяет источники формирования данного имущества.
Имущество, закрепляемое за Учреждением, указано в перечне объектов, переданных в оперативное управление (приложение 1), отражается в балансе Учреждения по состоянию на «___» __________ 200_ г.
Похожие записи:
-