Отсрочка уплаты госпошлины в арбитражный суд АПК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсрочка уплаты госпошлины в арбитражный суд АПК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.

Возможность получения отсрочки госпошлины при обращении в арбитражный суд установлена ст. 102 АПК РФ, которая отсылает нас к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ), устанавливающему порядок предоставления отсрочки уплаты госпошлины. К слову, данный порядок практически одинаков при обращении в любые суды на территории Российской Федерации.

Право арбитражного суда уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату, исходя из имущественного положения плательщика, предусмотрено ч. 2 ст. 333.22 НК РФ.

Порядок получения отсрочки оплаты госпошлины, на который ссылается ст. 102 АПК РФ, предусмотрен ст. 333.41 НК РФ – для получения отсрочки оплаты госпошлины необходимо, чтобы заинтересованное лицо предоставило в суд соответствующее ходатайство.

На этом законодательное регулирование предоставления отсрочки по уплате государственной пошлины при обращении в арбитраж заканчивается.

Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

3. По смыслу подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление (жалоба) может быть подано в арбитражный суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его (ее) подачу.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Получите консультацию прямо сейчас!

Публичное акционерное общество «Наименование предприятия» (далее – ПАО «НП») обратилось с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Наименование общества» о взыскании задолженности в сумме 2 000 000 рублей.
Согласно ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд, должен прилагаться «документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины».
Пунктом 2 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ установлено, что «арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ».
В силу п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.
При этом п. 1 ст. 64 НК РФ устанавливает, что «отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной главой НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности».
В отношении ПАО «НП» в Арбитражном суде Новосибирской области возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и введена процедура наблюдения (Дело А45-65432/2015).
У ПАО «НП» открыт один расчетный счет, при этом в соответствии со справкой из банка об остатках денежных средств на расчетном счете, денежных средств на счете недостаточно для того что бы уплатить государственную пошлину в размере 33 000 рублей.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 102 АПК РФ, пунктом 1 статьи 64 НК РФ, пунктом 1 статьи 333.41 НК РФ, руководствуясь пунктом 2 статьи 126 АПК РФ,

ПРОСИМ:

отсрочить уплату государственной пошлины до момента вынесения решения по делу.

Приложения:
1. Копия Сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях;
2. Копия Справки из банка об остатках денежных средств на расчетном счете;
3. Копия доверенности представителя ПАО «НП».

Представитель ПАО «НП»
по доверенности _____________/И. И. Петров/

«01» февраля 2016 г.

В силу п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

При решении вопроса о предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате государственной пошлины следует учитывать положения статья 64 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты пошлины должно быть подтверждено документально (пункт 5 статьи 64 НК Российской Федерации). В связи с этим к заявлению прилагаются документы, подтверждающие имущественное положение плательщика, которое исключает возможность единовременной уплаты пошлины.

Из приведенных выше норм следует, что отсрочка от уплаты государственной пошлины допускается исходя из имущественного положения заявителя. Имущественное положение заявителя характеризуется комплексом показателей, при наличии которых судья может сделать вывод, что в силу трудного имущественного положения заявитель действительно в настоящее время не в состоянии уплатить государственную пошлину в требуемом законом размере.

Положения части 2 статьи 333.20 НК Российской Федерации устанавливают право, а не обязанность суда по предоставлению той или иной льготы по уплате государственной пошлины (отсрочки, рассрочки) исходя из имущественного положения плательщика. При этом освобождение от уплаты госпошлины является целесообразным лишь в том случае, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.

Как было сказано выше, для получения отсрочки уплаты госпошлины необходимо предоставить суду достоверные и убедительные доказательства в подтверждение доводов о нахождении в тяжелом материальном положении. Это могут быть письменные доказательства. К ним относятся:

  • справка 2 НДФЛ;
  • справка о получаемых пенсиях на детей, пособиях;
  • сведения об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, главы крестьянско-фермерского хозяйства;
  • сведения о нахождении на учете в центре занятости;
  • справка органа социальной защиты о признании семьи малоимущей;
  • о наличии или отсутствии подсобного хозяйства;
  • справка о наличии средств на банковских вкладах, кредитных обязательствах и других платежах;
  • документ, подтверждающий наличие или отсутствие движимого и недвижимого имущества;
  • сведения об отсутствии доходов у других членов семьи.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ, пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины , подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины производится по письменному заявлению заинтересованной стороны. В ходатайстве должны быть приведены мотивы, по которым сторона просит предоставить ей отсрочку уплаты пошлины, с приложением соответствующих документов. Прилагаемые документы должны указывать на то, что имущественное положение не позволяет уплатить госпошлину в установленном размере на дату соответствующего процессуального обращения.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. Как подать, что приложить

Статьей 63 НК РФ обозначен круг лиц, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Так, органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Поскольку на территории Омской области органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), НК РФ возложил именно на Управление Росреестра обязанность принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на территории Омской области.

В свою очередь, Положением об Управлении Росреестра по Омской области, утвержденным приказом Росреестра от 27.01.2016 № П/0027 в редакции от 23.01.2017, которым четко очерчен круг предоставленных полномочий, такие полномочия, как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав Управлению Росреестра по Омской области не предоставлены.

Законом о регистрации установлена специальная норма, регулирующая порядок действий регистрирующего органа в случае неуплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Статьей 25 Закона о регистрации установлено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Таким образом, Закон о регистрации предусматривает отсрочку оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав только на срок пять дней с момента представления заявления о государственной регистрации.

Однако такую отсрочку вряд ли можно считать тем изменением сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, о котором говорит НК РФ.

Отсутствие в Положении об Управлении Росреестра по Омской области таких полномочий как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав порождает правовую неопределенность по вопросу наличия возможности изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав как таковой.

Судебная практика разрешения изложенной в настоящей статье проблемы отсутствует, равно как и отсутствуют разъяснения уполномоченных органов о порядке применения положений статьи 63 НК РФ в части изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Екатерина Джурмий,

главный специалист-эксперт

отдела правового обеспечения, по контролю (надзору)

в сфере саморегулируемых организаций

Перенос сроков платежа регламентируется:

  • Гражданским Процессуальным Кодексом Российской Федерации (ст. 90);
  • Налоговым кодексом РФ (ст. 333.41; 333.20 — для гражданских процессов и 333.22 — для арбитражных);
  • АПК РФ (ст.102).

Получить разрешение на оплату в несколько этапов или перенести дату внесения нужной суммы может не каждый. Воспользоваться правом на рассрочку и отсрочку возможно только при наличии особых оснований.

Претендовать на отсрочку в уплате госпошлины в суд общей юрисдикции, мировой суд и иные судебные органы можно, если (ст. 64 НК РФ):

  1. Заявитель стал жертвой техногенной катастрофы, стихийного бедствия, то есть его материальное положение пострадало из-за обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Внесение пошлины оставит гражданина без средств к существованию, и он станет банкротом.
  3. Заявитель не получил пособие, пенсию или другую социальную выплату, за счёт которой мог совершить платёж.
  4. В результате налоговой проверки выявлена несостоятельность.
  5. Заявитель получает доход только в определённое время года, выполняя сезонные работы.

Суд удовлетворит ходатайство, только если заявитель документально подтвердит наличие основания для отсрочки. Доказательством тяжёлого материального положения судья посчитает следующие справки:

  • из банка о кредитных обязательствах и отсутствии денег на счетах;
  • о получаемых доходах минимум за 3 последних месяца;
  • о подтверждении семьёй статуса малоимущей;
  • об отсутствии работы и постановке на учёт ЦЗН.

Отсрочить платёж получится максимум на 1 год (ст. 64 НК РФ).

Об отсрочке и рассрочке смотреть с 15:40.

ФНС разработала примерный бланк заявления и утвердила его в Приказе от 16.12.16 № ММВ-7-8/[email protected] Но он не является строгой формой. Заявитель при желании может отходить от образца и корректировать его в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Однако в любом случае указываются следующие данные:

  • полное название и адрес суда, которому направляется запрос;
  • реквизиты составителя — Ф.И.О, место прописки;
  • контактная информация — телефонный номер;
  • краткое описание дела, в рамках которого требуется оплачивать пошлину;
  • реквизиты ответчика;
  • цена иска и рассчитанный на его основании размер пошлины;
  • факт тяжёлого материального положения, из-за которого не получается оплатить пошлину в назначенные сроки;
  • просьба отсрочить платёж или разбить его на части;
  • срок, на который нужно перенести оплату;
  • список документов, подтверждающих право на льготные условия расчёта — рассрочку или отсрочку.

В конце обязательно проставляется дата. Заявитель заверяет документ своей подписью.

Чтобы увеличить шансы на удовлетворение запроса по корректировке сроков уплаты госпошлины в суде общей юрисдикции, рекомендуется прикладывать к заявлению пояснительную записку. В документе указать статьи кодексов, которые дают право отсрочить платёж.

Ходатайство о рассрочке уплаты госпошлины предоставляется в городской, районный или иной суд, рассматривающий дело.

Время подачи заявления:

  1. Вместе с иском, на который назначается пошлина. Разрешается включать его в тело искового заявления, либо оформлять на отдельном листе.
  2. В процессе рассмотрения дела.
  3. Одновременно с подачей апелляционной или кассационной жалобы.

Если требуется отсрочка уплаты госпошлины, действуют эти же правила.

При вынесении положительного решения по заявлению суд утверждает срок исполнения обязанности по внесению пошлины. А в случае рассрочки дополнительно разрабатывается график совершения платежей и фиксируется их сумма.

Образец Ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 (ред. от 01.07.2014)

      «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 (ред. от 09.07.1997)

      «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 17.09.1992 N 15 (ред. от 20.04.1993)

      «Об утверждении Регламента Арбитражного Суда»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 18.05.2021 N 293

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 11.05.2021 N 269

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 05.03.2021 N 136

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 731 (ред. от 02.09.2021)

      «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р

      «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 — 2025 годы»

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    Все документы >>>

    Процедура регламентируется ст. 333.41 НК РФ. Иногда сумма обязательной выплаты может быть неподъемной для заявителя. В такой ситуации вы можете выполнить обязательство несколькими платежами или получить определенное время для поиска денег (отсрочку).

    Отличительная черта привилегии – на неоплаченную часть не будут начисляться проценты.

    Документ не имеет строгой обязательной формы, его можно заполнять в произвольном порядке, однако обязательные данные должны быть указаны. Заявление включает в себя:

    1. Название суда без сокращений.
    2. Ф. И. О. заявителя, его контактные данные, место проживания.
    3. Наименование документации (заявление об отсрочке платежа) по центру страницы.
    4. Указание, что вы обратились в судебную инстанцию с исковым заявлением, также стоит привести данные ответчика.
    5. Ссылка на статью НК, которая предписывает оплату обязательной пошлины.
    6. Отметка, что вы не в состоянии оплатить всю сумму с объяснением причины (тяжелая болезнь, отсутствие денег, действие обстоятельств с непреодолимой силой).
    7. Слово «Прошу» посередине листа, после чего вы выражаете свое ходатайство. Укажите ссылку на основание отсрочки и срок, на который вы хотели бы ее получить.
    8. Далее – список приложений, являющихся доказательствами. Ксерокопии подаются в суд вместе с заявлением, в противном случае судья оставит документ без движения. Доказательствами могут выступать справки с биржи труда, подтверждающие отсутствие работы, наличие задолженности со стороны государственных органов. Вы можете приложить выписки с банковских счетов, которые подтверждают движение средств, а также налоговые официальные бумаги. Если у вас нет денег на выплату пошлины, вы можете приложить справки с Росреестра, подтверждающие отсутствие собственности, на которую можно обратить взыскание (материальных ценностей, автомобиля).
    9. В конце ставится дата и подпись.

    Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

    Если судья счел ваши основания недостаточно убедительными для предоставления отсрочки или рассрочки, он вернет заявление без удовлетворения. В этом случае вы можете оспорить его решения подав жалобу в течение 10 дней после вынесения вердикта.

    В этом документе необязательно указывать ссылки на нормативные акты, достаточно обозначить свою позицию и привести доказательства. Постарайтесь представить соответствующие документы, которые будут убедительными.

    Если вам был предоставлена льгота, но вы нарушили сроки оплаты пошлины, обязательно взыскивается в принудительном порядке. Для этого налоговая инспекция получает исполнительный лист, который передается судебным приставам. Далее возбуждается исполнительное производство соответствующим постановлением в трехдневный срок. Вы получаете ксерокопию документа заказным письмом. Основная задача пристава – найти у должника материальные средства или имущество, на которое можно обратить взыскание. После этого проводится опись собственности, она изымается в пользу налоговых органов. Поэтому не рекомендуется нарушать свою обязанность, если суд уже пошел вам навстречу.

    Ходатайство о предоставлении отсрочки на уплату госпошлины при подаче иска или жалобы подается одновременно с юридическим действием, облагаемым пошлиной – при подаче иска, жалобы.

    Ходатайство о рассрочке можно подать в одной из двух форм на выбор заявителя, закон не устанавливает жестких требований в этой части:

    Включить отдельной строкой в «просительную» часть заявления или жалобы, а непосредственно в самом иске или жалобе кратко обосновать причины невозможности уплатить пошлину при подаче иска;

    Подать отдельное ходатайство, указав его в приложении к иску или жалобе. В отдельном документе можно более полно и обстоятельно обосновать причины, мешающие заявителю сразу исполнить обязанность по уплате пошлины.

    При подаче иска лучше всего подготовить отдельное ходатайство на предоставление рассрочки. Так вы сможете более детально изложить все обстоятельства.

    В прошении об отсрочке уплаты пошлины при обращении в арбитражный суд указываются:

    Наименование суда, а также сторон и их адреса;

    Обстоятельства подаваемого иска;

    Сумма пошлины, подлежащей уплате;

    Обстоятельства, препятствующие своевременной оплате пошлины;

    Требование об отсрочке пошлины с указанием срока (суд может избрать срок по своему усмотрению);

    Перечень приложений, подтверждающих изложенное;

    Подпись представителя, дата.

    Обратите внимание: Самое главное в ходатайстве – это доказательства невозможности уплаты пошлины при подаче иска. Формально поданное ходатайство без объективных доказательств гарантированно будет отклонено судом, а иск – возвращен в связи с неуплатой пошлины.

    Главной причиной, по которой заявитель при обращении в арбитраж не может уплатить пошлину является отсутствие средств на счетах и общее тяжелое материальное положение.

    Подтверждать, что материальное положение компании исключает уплату пошлины в срок, придется документально. Обычных голословных утверждений в ходатайстве недостаточно. В качестве доказательств отсутствия средств можно представить вместе с ходатайством:

    Справку из ФНС обо всех открытых счетах заявителя, а также справки из каждого банка, отраженного в этом списке, об остатке средств на счете. Это подтвердит, что у компании нет денег на счету, достаточных для оплаты пошлины;

    Сведения об исполнительных производствах, долгах, арестованных счетах, иных платежных обязательствах – для подтверждения плачевного материального положения заявителя.

    Если доказательства будут признаны судом объективными, то об удовлетворении ходатайства будет сделана соответствующая отметка в определении о принятии иска или жалобы судом.

    Можно. Суд выносит определение о возвращении иска, в котором одновременно отказывает в удовлетворении прошения о предоставлении отсрочки для уплаты пошлины. Определение о возвращении иска или жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке.

    Вышестоящий суд проверить судебный акт и даст оценку обстоятельствам, указанным в качестве уважительных причин для отсрочки пошлины.

    Если будет установлена их объективность, от отказ в предоставлении отсрочки будет признан незаконным, определение отменено и иск заявителя будет подлежать безусловному принятию судом первой инстанции.

    Нововведения при уплате госпошлины

    Удовлетворяя ходатайство о предоставлении отсрочки, суд обычно крайней датой для оплаты указывает день первого судебного заседания по делу.

    Но если заявитель так и не уплатит пошлину в отведенный ему срок, суд не вправе отказать ему в рассмотрении иска. Вопрос об уплате пошлины будет решен одновременно с принятием итогового решения по делу:

    Если иск будет удовлетворен – пошлина будет взыскана с ответчика в пользу бюджета. Если пошлина была частично уплачена истцом – то уплаченная им часть будет компенсирована за счет ответчика, а недоплаченная – взыскана с ответчика напрямую в бюджет;

    При отказе в иске – пошлина взыскивается с заявителя;

    При любом исходе дела по рассмотрению апелляционной или кассационной жалобы – пошлина будет взыскана с заявителя. При отмене решения суда ранее уплаченная в суде первой инстанции пошлина не возвращается.

    Если вы испытываете сложности с самостоятельной подготовкой ходатайства об отсрочке уплаты пошлины в арбитраж или же не можете верно определить все обстоятельства – обращайтесь за квалифицированной юридической помощью юриста-арбитражника.

    Мы поможем подготовить ходатайство и добиться от суда его удовлетворения, обеспечив подачу иска или жалобы без оплаты пошлины на момент их предъявления.

    1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу — частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.

    Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.

    На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой «Государственная пошлина». С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.

    В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.

    Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.

    При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.

    Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.

    По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.

    Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций — 2000 руб.

    Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.

    Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).

    30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок». Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.

    Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций — в размере 4000 руб.

    Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.

    При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.

    Аналогичный размер государственной пошлины установлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)

      «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 33

      «О признании не подлежащим применению абзаца третьего пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 295-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»

    • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О несостоятельности (банкротстве)»

    • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018)

      «Об образовании в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об исполнительном производстве»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 291-ФЗ

      «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»

    • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018)

      «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)

    • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

      «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

      «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Что такое рассрочка и отсрочка?

    Рассрочка по уплате госпошлины — изменение срока ее уплаты с поэтапной уплатой (по частям).

    Отсрочка по уплате госпошлины – изменение срока ее уплаты с единовременной уплатой (т.е. вся сумма госпошлины уплачивается в более поздний срок)

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности (п. 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ).

    Основания предоставления отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины установлены п. 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    • 1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    • 2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
    • 3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
    • 4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
    • 5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
    • 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
    • 7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.

    Образцы ходатайств об отсрочке и рассрочке уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции:

    Налоговый кодекс РФ (часть вторая),
    Глава 25.3 Государственная пошлина
    (текст по состоянию на 22.03.2021 г.)

    Основания для отсрочки по уплате госпошлины

    В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.

    Рассматривая этот вопрос, необходимо понимать, что судья не может принять решение просто на основании вашего заявления. Поэтому, больше всего внимания, нужно уделить доказанности условий, которые излагаются в качестве аргументов, для получения отсрочки.

    Другими словами, заявитель должен приложить документы, подтверждающие отсутствие материальных ресурсов.

    Таковыми закон признаёт:

    • Справка от налоговиков, имеющая в своём составе сведения обо всех банках, в которых у организации открыты расчётные счета
    • Подтверждающие отсутствие денег банковские выписки с расчётных счетов
    • Другие документы, допустимые законом в таких случаях (договора поставок, выполнения услуг и так далее)

    Вообще вопросы, имеющие отношение к доказыванию, всегда сопряжены с великим множеством элементов права. Поэтому, в данном случае, целесообразнее воспользоваться услугами арбитражного юриста. Он поможет осуществить грамотный и качественный подход к разрешению этой проблемы.

    Одной из проблем, с которой неизбежно приходиться столкнуться, является срок, на который должна устанавливаться отсрочка. Так какое же время нужно просить у суда?

    Чтобы внести ясность, необходимо рассмотреть критерии, опираясь на которые можно принимать решение.

    От того в каком порядке будет рассматриваться ваше дело, зависит продолжительность процесса. Здесь нужно учитывать тот факт, что если отсрочка будет предоставлена до принятия решения суда, то платёж необходимо будет оплачивать заявителю.

    В первую очередь необходимо обобщить, все напрашивающиеся из нашей статьи выводы:

    • Начинать надо с оценки сложившейся ситуации
    • Перед составлением заявления на отсрочку уплаты госпошлины, необходимо определить наличие обстоятельств, которые дают право на реализацию такого действия
    • Очень важно собрать доказательную базу. Другими словами сформировать пакет документов, необходимых для безоговорочного подтверждения определённых обстоятельств
    • Правильно определить срок, на который будет предоставлена отсрочка
    • Исходя, из всего вышеизложенного, не допустить ошибок при оформлении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд

    Кроме того, важно решить, необходима ли отсрочка или рассрочка, платежа. Возможно, есть основания для постановки вопроса об уменьшении суммы госпошлины или об освобождении от уплаты вообще.

    Например, если заявителем является общество инвалидов, то государство предоставляет им определённые льготы.

    Право граждан на отсрочку уплаты госпошлины регламентируется ст. 90 ГПК РФ и ст. 102 АПК, а также ст. 333.20 ч. 2 НК РФ и ст. 333.22 ч. 2 НК РФ для гражданских и арбитражных процессов соответственно. В ст. 333.41 ч. 1 НК РФ указывается, что отложить уплату пошлины можно только по ходатайству заинтересованного лица. Срок уплаты госпошлины установлен ст. 64 ч. 1 НК РФ и не может превышать двенадцати месяцев с момента подачи искового заявления. Процентного увеличения суммы не положено в течение всего периода отсрочки.

    ВНИМАНИЕ! В ч. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 6 значится, что ходатайствовать об отсрочке допускается в тексте самого искового заявления, либо в кассационной или апелляционной жалобе.

    Этот вид налогового отчисления не является оплатой судебных услуг, а выступает федеральным сбором. Право на отсрочку предоставляется лицам, для которых уплата налога полностью или частично окажется тяжелым бременем для их семейного бюджета, или же если они стали жертвами обстоятельств непреодолимой силы, вроде стихийного бедствия или техногенной катастрофы. Разрешить отсрочку уплаты госпошлины может только суд – это его право, а не обязанность, так что судья будет исходить из имущественного положения заявителя и из тех доказательств, которые ему предоставят.

    По ст. 64 ч. 5 НК РФ все факты, препятствующие уплате госпошлины, должны подтверждаться документальными доказательствами.

    Отсрочить оплату государственной пошлины можно по следующим основаниям:

    • Гражданин стал жертвой стихийного бедствия, техногенной катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;
    • Он не получил положенное ему социальное обеспечение, которое помогло бы ему оплатить налог;
    • Заявитель рискует остаться банкротом и лишиться средств к существованию;
    • Его неплатежеспособность подтвердила прошедшая налоговая проверка.

    Гражданин, рассчитывающий на отсрочку госпошлины, должен подготовить ходатайство и доказательства своего материального положения. В их число входят:

    • Справка из центра занятности с информацией, что заявитель состоит там на учете;
    • Справка из органа социальной защиты о том, что семья признана малоимущей и получает пособие;
    • Подтверждение, что другие члены семьи не имеют доходов;
    • Сведения о пенсиях и пособиях на детей;
    • Справка 2 НДФЛ;
    • Документ о владении движимым или недвижимым имуществом;
    • Сведения об отсутствии статуса ИП и главы фермерского хозяйства;
    • Информация о наличии или отсутствии подсобного хозяйственного участка;
    • Подтвержденная налоговыми органами справка из банка о вкладах или кредитных обязательствах и об отсутствии на них денежных средств в размере достаточном для оплаты госпошлины.

    Ходатайство по отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, а также уменьшении размера государственной пошлины предоставляется в суд заинтересованной стороной, причем оно должно быть представлено в письменной форме. Данное ходатайство может быть изложено как в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе, так и в отдельном заявлении, которое прилагается к соответствующему заявлению, либо жалобе. Если ходатайство подано до обращения в суд с исковым заявлением, либо жалобой, то суд возвращает его без рассмотрения (ст. 333.22 НК РФ, ст. 65 АПК РФ).

    В ходатайстве об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, а также уменьшении ее размера должны быть указаны обоснования и приложения документов, которые свидетельствуют, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления, либо апелляционной или кассационной жалобы (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.03.97 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»):

    1. Перечень расчетных и других счетов, который подтвержден налоговым органом, а также названия и адреса банков и кредитных учреждений, где размещены эти счета ( в том числе филиалы и представительства данного заинтересованного юридического лица);
    2. Данные, подтвержденные банком, о том, что на соответствующем счете (счетах) нет денежных средств, необходимых для уплаты государственной пошлины в нужном размере, данные, свидетельствующие о задолженности владельца счета (счетов) по платежным документам и исполнительным листам, а также данные о наличии денежных средств на этом счете (счетах).

    Воспользоваться правом на получение отсрочки по уплате госпошлины, не так-то просто. Начинать следует с изучения условий, наличие которых, может стать основанием для принятия судом положительного решения.

    И так, вы должны знать, что заявить о просьбе, связанной с отсрочкой уплаты госпошлины, можно уже в исковом заявлении.

    Так же, закон допускает обращение в суд и посредством отдельного документа – заявление об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд.

    Кроме того, законодательством предусмотрена возможность, не только отсрочить уплату госпошлины, но и уменьшить её размер. Вместе с тем, вы можете воспользоваться и таким инструментом, как рассрочка.

    Одним из основных обстоятельств, служащих для обоснования необходимости отсрочки, это – тяжёлое материальное положение. Как правило, оно имеет временный характер.

    Тогда нужно постараться убедить суд в скором изменении ситуации в лучшую сторону.

    Например, хорошим аргументом, будет наличие подписанного договора, из которого следует, что деньги будут получены после его выполнения.

    Судебная практика подтверждает, что ходатайство об отсрочке оплаты государственной пошлины не будет удовлетворено без серьезных оснований. При рассмотрении заявления в первую очередь оценивается достаточность указанных причин, а не правильность оформления – какие из них являются объективными, а какие – нет

    Важно! Для получения рассрочки или отсрочки уплаты госпошлины заявителю необходимо сообщить о наличии одной их перечисленных ниже причин:

    • сложное материальное положение гражданина, не позволяющее заплатить всю сумму сразу,
    • возможность начала процедуры банкротства организации или гражданина в результате оплаты госпошлины единовременным платежом,
    • причиненный заявителю ущерб в результате действий непреодолимой силы (природные, техногенные катастрофы и пр.).

    Бюджет субъекта РФ или страны не осуществляет перевод денег истцу по какой-либо причине, несмотря на имеющиеся основания для их получения.

    Судья оценит все указанные в ходатайстве обстоятельства и вынесет одно из двух решений в отношении него: предоставить рассрочку или отсрочку платежа или отказать в ней.

    Заявление об уточнении исковых требований в арбитраж.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]