Правовое положение лиц без гражданства в РФ конституционное право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение лиц без гражданства в РФ конституционное право». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Правовой статус иностранных граждан

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 507-ФЗ, от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ, от 18.07.2019 N 188-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.07.2019 N 236-ФЗ, от 18.03.2020 N 58-ФЗ, от 18.03.2020 N 63-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лица без гражданства: закон и права.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Задаваясь вопросом, как стать лицом без гражданства, гражданин России должен понимать, что у него мало возможностей осуществить такой переход.

Теоретически можно выделить лишь четыре основания, допускающих приобретение статуса апатрида:

  1. Рождение от родителей, не имеющих гражданства, при условии, что законодательство страны рождения (например, Мьянмы, Сирии и Ирака) не предусматривает на этот случай предоставления собственного гражданства.
  2. Принудительное лишение гражданства.
  3. Прекращение существования государства.
  4. Добровольный выход из гражданства и получение статуса ЛБГ (расшифровка – лицо без гражданства).

Однако все эти варианты не подразумеваются российским законодательством, а потому не могут быть применимы в отношении россиян.

Изучите детальнее информацию о том почему, нельзя выйти из-под российского протектората и стать апатридом и как происходит процедура прекращения гражданства РФ.

Несмотря на определенный законодательством статус, лицам без гражданства ежедневно приходится сталкиваться с трудностями, когда дело непосредственно касается того, как жить в России без гражданства. Основная причина возникающих проблем кроется в полном отсутствии документов, удостоверяющих личность. Апатридов, которые перебрались на территорию России с уже готовыми разрешительными бумагами, единицы. Большинство же стали ЛБГ после распада СССР или просто не смогли оформить удостоверительный документ ни в России, ни ранее за границей.

В теории ответ на вопрос, могут ли лица без гражданства получить образование или медицинскую помощь, очевиден: они имеют такое право. Но на практике бывает обратное.

Для людей без документов закрыты школы и больницы, они не могут претендовать на легальное трудоустройство и оформление пенсии, заключать нотариальные сделки и получать водительские права.

Более того, для них недоступны даже временная регистрация, ночевка в гостинице, регистрация брака или же поездка на транспорте дальнего следования, билеты на который приобретаются по паспорту. Таким образом, жизнь без гражданства в России налагает множество ограничений.

Причина таких затруднений для ЛБГ заключается в том, что РФ так и не присоединилась ни к Конвенции о статусе апатридов, ни к Конвенции о сокращении безгражданства. В результате законодательство России не выделяет их в отдельную группу лиц с собственными правами и обязанностями. А так как лица без гражданства и иностранцы для российского законодателя равны, апатриды без документов приравниваются к нелегальным мигрантам.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Совокупность всех указанных прав и обязанностей, а также особенности конституционного регулирования положения иностранцев и апатридов вместе составляют правовой режим, который характеризует правовой статус лица в стране в целом. Именно от установленного в стране правового режима зависит объем правомочий, предоставляемых негражданам. Правовой режим обычно определяется национальным законодательством и международными договорами.

Доктринально различают:

  1. Национальный режим – предоставление негражданам такого же объема прав и обязанностей, которые гарантированы гражданам.
  2. Преференциальный режим – особый льготный режим, распространяющийся по международному договору на две договорившиеся страны и не распространяющийся на все остальные.
  3. Режим наибольшего благоприятствования – установленный международным договором режим, при котором стороны гарантируют гражданам договаривающихся стран особый благоприятный режим, которым уже пользуются граждане иной страны.
  4. Режим реторсий – те страны, в которых установлен режим реторсий по отношению к некоторым странам, в определенной степени ограничивают права и обязанности граждан этих стран на своей территории.
  5. Режим привилегий – когда иностранцы из определенной страны пользуются большим объемом прав, чем собственные граждане.

Учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, можно смело говорить, что в России для иностранцев действует национальный режим, который, впрочем, и предусматривает некоторые ограничения.

Отдельно стоит разобраться, какой правовой режим распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства в области наследования.

Так, согласно ст. 2 ГК, Гражданский кодекс применяется и к отношениям, в которых участвуют иностранцы и апатриды, это значит, что указанные лица могут наравне с россиянами оставлять наследство, завещать его, а также наследовать имущество.

Принцип равенства отражен и в ряде международных договоров РФ, включая Минскую конвенцию 1993 года. Таким образом, в области наследования для неграждан действует также национальный правовой режим.

Далее попробуем выяснить, может ли апатрид быть участником гражданских правоотношений. Таким правоотношением являются любые отношения между субъектами гражданского права, если они регулируются Гражданским кодексом. Как правило, они касаются имущества и нематериальных благ, а также возникновения по отношению к ним прав и обязанностей у субъектов. Чтобы было понятнее: гражданские правоотношения – это отношения, касающиеся приобретения и прекращения прав на вещи и объекты интеллектуальной собственности, исполнения определенных видов услуг и т.д.

Так, все та же ст. 2 (абз. 4 п. 1) ГК позволяет применять к отношениям, возникающим с иностранцами или апатридами, гражданское законодательство. А это значит, что указанным лицам разрешено участвовать в гражданских правоотношениях.

В зависимости от статуса и сроков нахождения в РФ, законодательство различает следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • временно пребывающие;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Каждая из них имеет свои особенности правового статуса, поэтому их целесообразно рассмотреть подробнее.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в России действует национальный режим национального пребывания иностранцев и апатридов. Это значит, что неграждане пользуются всеми теми же правами и обязанностями, за некоторыми исключениями. Так, иностранцы в полной мере могут претендовать на медицинскую и социальную помощь, судебную защиту, осуществление трудовой и хозяйственной деятельности, свободу передвижения и выезда за пределы РФ и иные гарантированные Конституцией РФ права. Однако в зависимости от категории, к которой они относятся, для них могут быть предусмотрены некоторые ограничения.

Уточнено правовое положение иностранных студентов в России.

Иностранцы, обучающиеся по очной форме в российских колледжах и вузах по аккредитованной основной образовательной профпрограмме, теперь могут работать в свободное от учебы время без соответствующих разрешений. Трудовой или гражданско-правовой договор будет расторгаться при завершении (прекращении) обучения.

Закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования.

Россия – это одна из самых передовых стран, которая привлекает гостей со всего мира и позволяет им расширить спектр своих возможностей. Чтобы пребывание иностранцев в государстве было комфортным, им следует ознакомиться с нормативно-правовой базой. Среди самых важных правовых актов можно выделить:

  • Конституцию России;
  • Трудовой Кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан.

Все перечисленные документы содержат информацию о правилах пребывания иностранцев на территории России и о мерах за их нарушение. Стоит обратить особое внимание на закон о правовом положении иностранных граждан в РФ.

Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно . Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.

Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:

  • Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
  • Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
  • Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
  • На отдельные должности иностранцев не принимают.

Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:

  • Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
  • Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
  • Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
  • Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
  • Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
  • Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.
  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2020 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:

https://youtu.be/s2Pn2OFD9mA
Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

https://youtu.be/T7_2_pEGUFo
Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Главном управлении по вопросам миграции МВД, диппредставительствах или консульствах.

Все действия представителей уполномоченных органов и иммигрантов, въезжающих в нашу страну для реализации трудового потенциала, регламентируются ФЗ № 115. В статье 6 правового документа содержится информация, посвященная разрешению на временное проживание в России.

Она содержит следующую информацию: перечень заявителей, период действия статуса, квоты, лимитирующие число выдаваемых разрешений на временное проживание, и перечень иностранных граждан, получающих этот статус в льготном порядке, также зафиксированы причины, которые приводят к прекращению действия документа.

Новый текст Конституции РФ с поправками 2020

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

https://youtu.be/aeTmv8ig0So
Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:

  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание должно заполняться печатными русскими буквами или с помощью технических средств. Аббревиатуры, сокращения, исправления в бланке не допустимы.

Вся информация, которую вписывает иностранец в бланк, должна быть правдивая и исчерпывающая. Ведь все сведения об иностранном гражданине поверяются очень тщательно, в том числе и по линии ФСБ. Если будут найдены несоответствия вписанных данных и реальных сведений, то это также станет причиной отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Важно! Анкета и пакет документов на РВП подается лично иностранным гражданином.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

  • Хранение вещей в местах общего пользования
  • Пять ошибок при покупке квартиры в новостройке
  • Ипотека в Сбербанке для семей с детьми: условия
  • Ипотека на частный дом в Сбербанке: условия и особенности оформления

45

См.: Чиркин В. Е. Конституционное право России. М., 2008. С. 20, 21.

46

См.: Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 24.

47

Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ: учеб. — практ. пособие. М., 2010. С. 13.

48

В этом смысле, например, А. В. Мелехин, рассуждая о разновидностях юридических фактов, справедливо отмечает, что правовое состояние не в полной мере зависит от воли и желания субъектов правоотношения. См.: Мелехин А. В. Теория государства и права. М., 2009. С. 298.

49

В части приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62–ФЗ (п. 1 ст. 44).

50

См.: Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ. С. 35.

51

См.: Чердакова Л. А. Теоретико — правовые основы права муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23. С. 33; Туганов Ю. Н. Некоторые аспекты определения места военного права в правовой системе России // Российский судья. 2006. № 4. С. 47.

52

См.: Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М., 2010. С. 72.

53

Отметим, что в настоящее время лишение гражданства упоминается исключительно в Законе Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761–1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в соответствии со ст. 1 которого термин «лишение гражданства» применяется при трактовке понятия политических репрессий — мер принуждения, применяемых государством по политическим мотивам и осуществлявшихся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, обладавшими административными полномочиями. Таким образом, согласно действующему законодательству такая мера является незаконной и необоснованной, а лицо, подвергшееся ей, подлежит восстановлению в утраченных им правах.

54

См.: Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2010. С. 13.

55

См.: Лучин В. О. Конституционные институты // Современный конституционализм (по материалам советско — британского симпозиума). М., 1990. С. 30.

56

Международное публичное право: сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460–464.

57

См.: Права человека: сб. междунар. договоров. Т. I (ч. 1). Универсальные договоры. Нью — Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 1994. С. 193–221.

58

См.: Принцип свободного изменения гражданства является одним из основных принципов международного права, нашедших свое отражение в ряде международно — правовых актов, регулирующих права человека: во Всеобщей декларации прав человека (1948); в Конвенции о правах ребенка (1989); в Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (1930), в Европейской конвенции о гражданстве (1997) и других.

59

См.: СПС «КонсультантПлюс».

60

См.: Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 223–230.

61

Там же. С. 243–247.

62

В настоящее время действуют в отношениях с Монголией (1975), Словакией (1980), Румынией (1978).

Сочетание прав и обязанностей, предусмотренных законодательными актами всевозможных областей права, представляет собой правовой статус (положение) личности, человека, гражданина, который рассматривают в качестве субъекта правоотношений, складывающихся в ходе исполнения законов разных сфер права, и в полной мере наделен всеми положенными ему своих прав, свобод и обязанностей.

Определение 1

Основы правового статуса граждан зкреплены Конституцией России, а конституционное право играет большую роль в координации общественных вопросов.

К основам правового статуса относят:

  • иметь гражданство;
  • общую правоспособность;
  • нормы правового статуса человека и гражданина;
  • наличие главных прав и свобод (экономических, гражданских, социально-культурных, политических)
  • наличие гарантий соблюдения главных прав и свобод человека и гражданина;
  • выполнение человеком и гражданином своих обязанностей.

Выше перечисленные основы являются центром правового статуса личности, обуславливают основное место индивидума в социуме. Они законодательно прописаны в главе 2 Конституции Российской Федерации. Многозначимо провозглашение всего объема прав и свобод граждан, их правовое равенство. К примеру, каждый гражданин на территории РФ имеет все права и свободы, а также несет равнозначные обязанности, исходя из принципов Конституции (п. 2 ст. 6 Конституции РФ).

Принципы правового статуса личности регламентируют основные права и обязанности личности перед другими людьми, сообществами, социумом, страной, они являются юридическими, находятся под государственной и правовой охраной. Данные принципы определяют подробную регламентацию правового статуса личности.

В ряде принципов конституционно-правового статуса личности в РФ рассматривают:

  • комплекс прав и обязанностей человека, который обладает правами и имеет обязанности относительно других личностей, сообществ, страны и социума;
  • неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предписанных Конституцией РФ, в одностороннем порядке;
  • равенство прав и обязанностей человека и гражданина;
  • гарантия реализации прав и выполнения обязанностей.

Сочетание прав и обязанностей подразумевает для каждого конституционного права человека возникновение обязанности у другого человека, государства или социума. (К примеру, каждый человек имеет право на заработанную пенсию по старости, а на соответствующие государственные структуры возлагается обязанность по выплате заработанной пенсии, используя накопленные обществом активы). Но не в каждой ситуации право соответствует появлению обязанности. (К примеру, по ч.1 ст.37 Конституции РФ каждый может реализовать свое право на труд, однако, ни у кого нет обязанности каждого трудоустраивать и прочее).

Замечание 3

Неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, в одностороннем порядке отражена в конституционном запрете на принятие законодательных норм, лишающих или ущемляющих людей и граждан в их правах и свободах (ч.2 ст. 55 Конституции РФ). Конституционный запрет обеспечивается охраной и защитой судебной власти – Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и прочими.

Равенство прав и обязанностей человека и гражданина подразумевает не допустить ущемление прав и выполнение обязанностей из-за естественных особенностей человека или его положения в обществе. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится, что равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иное.

Гарантия реализации прав и выполнения обязанностей – совокупность условий (социально-экономических, политических, юридических, культурных и прочих), дающих возможность обеспечить выполнение гарантированных Конституцией России прав и свобод личности. Юридические (правовые) гарантии возлагают на государство обязанность по защите прав и свобод человека, регламентированных законодательством страны.

Самое большое определение в Конституции России дано личным правам человека, которыми он обладает с момента своего рождения, и они не связаны с гражданством человека. Личные прав признают свободу личной жизни индивида, гарантию охраны и защиты его жизни, свободы, достоинства, дают юридическую защищенность и автономию личности.

К личным правам относят право на:

  • жизнь;
  • свободу и личную неприкосновенность;
  • неприкосновенность частной жизни, жилища;
  • неограниченное перемещение и подбор жилья;
  • свободу совести;
  • свободу выражать мысли и слова;
  • судебную защиту своих прав;
  • юридическую защиту;
  • процессуальные права в случае привлечения к суду и т.д.

Главным личным правом считается право па жизнь, которое в первый раз было закреплено в Конституции Российской Федерации после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Право на жизнь в Конституции России не рассматривается обзорно, оно считается естественным. Гарантия, защита и охрана права на жизнь включает в себя большую совокупность энергичной работы подразделений государства и общества, а также каждой отдельной личности по организации и обеспечению благоприятных и безопасных факторов для существования. Здесь можно рассмотреть мирную политическую деятельность государства, воздерживающегося от участия в военных конфликтах, борьбу с преступностью и прочее.

Каждый человек обладает правом на достоинство личности, которое относиться к личным правам, отдельно прописано в законодательных нормах и особенно значимо в уголовном праве. Уголовно-процессуальный кодекс России содержит большое количество положений и норм, обеспечивающих право человека на достоинство, в частности, право на защиту от клеветы и нанесения оскорбления. Гарантом охраны и защиты права личности на достоинство выступает государство. Это право эквивалентно праву человека на уважение к своей личности и обязанности проявлять уважение к другим людям.

Замечание 4

Гражданский кодекс российской Федерации также содержит большое количество статей и положений, защищающих право человека на достоинство, в частности при причинении вреда деловой репутации, нарушение авторских прав, нарушение личной или семейной тайны и прочее. Если гражданин считает, что его права были нарушены, то он может обратиться в суд, а также истребовать компенсацию понесенных им морально-нравственных страданий.

К личным правам и свободам человека также относится неприкосновенность личности и право личности на свободу, которое гарантирует гражданину право осуществлять любые действия, не нарушающие законодательство. Человек самостоятельно выбирает собственную дорогу в жизни. Право на неприкосновенность личности затрагивает понимания о здоровье, чести, достоинстве и жизни гражданина, гарантирует ему защиту от принудительного ограничения его свободы, включая свободное перемещение и свободную реализацию выбранных им действий, не противоречащих законодательству.

Замечание 5

Также это право запрещает подвергать людей насильственному обращению, пытать, издеваться, подвергать жестокому обращению или наказанию с унижением человеческого достоинства, подвергать различным опытам без получения разрешения у человека (на это законодательное положение, обозначенное в Конституции России, оказали влияние нормативные акты международного права).

Конституция Российской Федерации в статье 22 части 2 содержит положения о защите граждан от необоснованного задержания. Взятие под стражу без судебного решения не должно превышать двух суток, иное принудительное лишение свободы осуществляется только при наличии судебного решения.

Правовое положение лиц без гражданства в России

Политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) отличаются от личных. Это отличие определено Конституцией РФ. Личными правами и свободами каждый человек обладает с момента рождения и они неотчуждаемы, в то время, как политические права и свободы обусловлены наличием гражданства в стране, поэтому ими может обладать только гражданин государства. Данные права и свободы дают народу возможность выражать свое мнение и реализовывать свою власть путем всеобщего объединения.

Замечание 8

Каждый гражданин вправе принимать участие в управлении делами страны и общества самолично либо через посредников. Данное право носит сложносоставной характер, а его выполнение осуществляется через определенные, более конкретные права.

К ним относится избирательное право, которое бывает активным и пассивным. В первом случае, право выбора принадлежит непосредственно гражданину, во втором случае – гражданин может баллотироваться на определенную должность для участия в государственном управлении и быть выбранным кандидатом. Избирательное право осуществляется через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы власти – выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ).

Граждане участвуют в управлении делами государства через исполнительные органы: все в одинаковой степени имеют возможность поступить на государственную службу и имеют право принимать участие в судебных делах(ч. 4,5 ст. 32 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации регламентирует право всех граждан государства участвовать в деятельности судебной, исполнительной и законодательной властей.

К политическим правам и свободам граждан относится право людей подавать в государственные структуры прошения, жалобы, заявления и иное. Их может подавать как каждый гражданин отдельно, так и граждане коллективно, озадаченные решением общей проблемы. Наиболее эффективным гражданским рычагом воздействия на власть для решения интересующих народ вопросов в определенном регионе или коллективе являются собранные голоса и подписи под петициями в период проведения забастовок или митингов, исходящие от группы людей.

Замечание 9

Граждане Российской Федерации обладают правом объединения, могут создавать различные сообщества, свободно вступать в них и покидать, свободно выражать свою волю.

Конституция РФ реализует право граждан на свободу слова и средств массовой информации, за нарушение или ограничение данного права предусмотрено наказание. Каждый гражданин вправе без ограничений и цензуры высказывать свои мысли, взгляды и мнение, но запрещено агитировать к разжиганию межнациональной, межрасовой, антирелигиозной, социальной или языковой вражды с целью выразит доминирование той или иной расы, нации или языка над остальными.

Все граждане Российской Федерации наделены правом на информацию, ее распространение, поиск и получение, включая информацию о себе. В тех случаях, когда законодательные материалы не являются государственной тайной, граждане могут получить к ним доступ путем размещения этих материалов в различных информационных источниках.

Неотъемлемую часть общественной жизни составляют экономические, социальные и культурные права и свободы личности, затрагивающие трудовые отношения людей, отдых, здоровье, образование, собственность и иное. Каждый человек может заниматься экономической деятельностью, свободно используя свои способности, потенциал и имущество – это регламентируется правом граждан на свободную экономическую деятельность.

Право частной собственности позволяет гражданам страны владеть определенным имуществом на правах собственника, использовать это имущество и распоряжаться им самолично или вместе с другими. Конфисковать имущество гражданина можно только после вынесения соответствующего судебного приговора, а принудительная конфискация имущества в пользу государства осуществляется только после выплаты компенсации, сумма которой соответствует стоимости конфискуемого имущества. Конституция РФ регламентирует наследное право любого гражданина.

Замечание 10

Общественные организации и люди могут обладать частной собственностью на землю (статья 36 Конституции). Нормы использования земли в собственности регламентируются федеральными законами.

Любой гражданин России имеет право на свободный труд (статья 37 Конституции), реализацию своих способностей, выбор сферы занятий и профессии. Никто не имеет прав принуждать человека к труду.

Конституция РФ регламентирует право каждого официально трудоустроенного, работающего человека на отдых с выплатой денежной компенсации за отпуск раз в год. Законодательные нормы регулируют также длительность трудового дня, наличие выходных и праздничных дней.

Социально-экономические нормы включают в себя право граждан на социальное обеспечение при достижении определенного возраста, по инвалидности, по болезни, при потере кормильца, на детское пособие и другое, предусмотренное законодательством государства. Статья 37 Конституции обеспечивает защиту материнства и детства, содержит положения о статусе семьи.

Каждый человек имеет право получать бесплатную медицинскую помощь в бюджетных медицинских учреждениях, финансируемых государством из различных источников. Реализация права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи регламентировано статьей 41 Конституции России.

Конституция Российской Федерации обеспечивает право народа страны на благоприятную окружающую среду. Люди имеют право получать точные данные об экологической обстановке и состоянии окружающей среды.

Замечание 11

В случае нарушения экологических норм человек имеет право выдвинуть требование о компенсации вреда, причиненного его здоровью и собственности.

В Российской Федерации любой гражданин имеет право получить бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях, которое должно быть доступно для всех.

Замечание 12

Также в России есть платные образовательные организации частного характера. Любой человек по собственному желанию может получить платное образование, внеся требуемую стоимость в учреждение, частное или государственное, которое берет на себя ответственность по оказанию платных образовательных услуг с привлечением различных учебных модулей и удовлетворения требований обучаемых в получении необходимой им образовательной информации.

Граждане России, вне зависимости от места их проживания, имеют право на доступ к достижениям русской и мировой культуры, которыми располагают фонды страны. Государство реализует это право путем равномерного распределения культурно-просветительных организаций на территории РФ, общедоступностью радио, телевидения, книг и другой печатной литературы, информационных порталов, развитием обмена ценностями культуры с другими государствами.

Конституция регламентирует право людей на осуществление различных видов творческой деятельности согласно их желанию, как в профессиональной, так и в непрофессиональной сферах. Граждане получают возможность организовывать творческие объединения (например, ассоциации, кружки, гильдии, союзы и другие), разрешенные законодательными нормами с целью осуществления творческой деятельности по основным видам творчества: художественному, литературному, техническому и научному.

Замечание 13

В сфере культуры права государства и его подразделений, различных движений и партий, религиозных объединений и других организаций имеют меньшую значимость, чем права человека.

Как отмечалось ранее, обязанности личности неотъемлемы от ее правового положения и взаимосвязаны с ее правами и свободами. Наличие прав и свобод влечет обязательное появление обязанностей для поддержания равновесия и порядка в обществе. Обязанности граждан РФ регламентированы главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Главные и основные обязанности гражданина и человека, предписанные Конституцией Российской Федерации:

  • не допускать нарушение законов и Конституции;
  • проявлять уважение к правам и свободам окружающих;
  • оплачивать все установленные налоги и пошлины;
  • беречь природу и ее богатства;
  • защита Родины;
  • бережное отношение к культурным и историческим памятникам, мемориалам, строениям;
  • получить основное общее образование;
  • заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Соблюдать основные конституционные обязанности, должен как каждый гражданин, так коллективы и объединения. К примеру, отдельные народности в составе РФ обладают правом на самоопределение в пределах государства и обязаны сохранять территориальную целостность страны; обязанностью общественных организаций в процессе осуществления их деятельности является отсутствие призывов к превосходству отдельно взятой расы, нации или веры.

  • Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6 П
  • Предвыборная агитация как основная стадия избирательной кампании
  • Проблемы организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково»
  • Перспективы защиты прав российских спортсменов, не допущенных к Олимпиаде-2018, в Европейском суде по правам человека
  • Соотношение конституционного и международного права: актуальные вопросы теории и практики

Правовой статус иностранцев и апатридов в РФ

Гражданство это не только наличие прав, но и обязанностей, поэтому страны редко разрешают легко от него отказаться — проще сменить на другое, либо получить второе, хотя юридический статус бипатрида тоже вызывает достаточно много споров.

В частности мы уже ранее писали о статусе бипатридов и двойном гражданстве в России.

Для простого человека, не имеющего проблем с ФМС, законом или гражданством, его отсутствие может показаться экзотической ситуацией или чем-то из ряда вон выходящим. На самом же деле по подсчетам ООН во всем мире находится около 15 миллионов людей, не имеющих гражданства, что примерно равно небольшой стране или крупной области России. Человек может не иметь гражданства, если:

  • Родители являются апатридами. Существует мало государств, в которых человек может стать гражданином, родившись на определённой территории. Преимущественно это страны американского континента, такие как Америка, Канада.
  • Добровольный отказ. Такая ситуация наиболее характерна для смены человеком одного гражданства на другое. Ряд стран требует прекращения отношений с предыдущим государством, перед тем как обеспечить получение паспорта. До этого момента человек является временным апатридом. Законодательство Российской Федерации старается не допускать таких ситуаций. Для полного отказа от гражданства требуется подтверждение о получении паспорта другой страны. Этот пункт соответствует Конвенции 1954 года, направленной на снижение количества людей без гражданства.
  • Лишение гражданства. Чаще всего причиной становится признание брака фиктивным. После того как будет доказано подобное правонарушение, все приобретённые статусы и проведённые после заключения брака манипуляции считаются недействительными, в том числе и получение гражданства.
  • Прекращение существования государства. После распада, завоевания страны, её разделения, вхождения в состав другого государства, её граждане перестают быть таковыми. Такая ситуация произошла с Советским Союзом в 1991 году, Чехословакией.
  • Целенаправленное лишение гражданина. В некоторых странах предусмотрено лишение гражданства как одной из форм наказания за особые категории преступлений. В РФ не прията такая практика, она применяется в исключительных случаях, президент имеет право лишить человека гражданства, подписав особый указ.
  • Отказ от принятия гражданства.

ЛБГ в Российской Федерации, согласно 109-ФЗ РФ, имеют те же права, что и иностранцы:

  • Равенство перед законами РФ.
  • Трудоустройство оформления вида на жительство.
  • Здравозранение, пособия, пенсия, образование и т. д.
  • Защита профсоюзов, общественных организаций.
  • Свобода совести, неприкосновенность личности, собственности, жилья.
  • Возможность передвижения по территории РФ, выбор места проживания, кроме въезда в особые зоны, такие как военные городки и поселения.

У апатрида отсутствуют:

  • Право избирать и быть избранным.
  • Разрешение занимать государственные посты и должности.
  • Право (или обязанность) служить в армии, силовых структурах.
  • Право иметь доступ к государственной тайне.

Если рассматривать человека без гражданства и иностранца на территории России, то можно увидеть как сходные, так и отличительные черты в правовом поле. Обе эти категории людей не имеют удостоверения, подтверждающего принадлежность к Российской Федерации, но при этом иностранцы защищены правовым полем своего государства, а апатридам защиту представляет Россия. Но если говорить о правах и обязанностях, то для людей без гражданства они отличаются. Апатриды не имеют следующих прав:

  • Голосовать на выборах.
  • Участвовать в выборах как кандидат.
  • Состоять в политической партии.
  • Занимать государственные управляющие должности.
  • Управлять воздушным и морским транспортом.
  • Посещать ряд зон без специального разрешения: военные гарнизоны и части, пограничные зоны, территории, на которых в данный момент действует режим ЧП.

В отличие от прав, обязанности распространяются на всех людей, находящихся на территории РФ. Апатриды обязаны уважительно относиться к конституции, уплачивать налоги, не нарушать законы.

За преступления и проступки лицо без гражданства несёт ответственность наравне с гражданином. Кроме видов наказаний применимых для граждан, к апатриду может быть применена особая мера — выдворение с лишением права въезда в течение 5 лет.

Обязанности и права лица без гражданства в России упоминаются практически во всех федеральных законах, но подробнее и основательнее остальных в законах об иммиграционном учете (№ 109-ФЗ от 18.07.2006), о гражданстве (№ 62-ФЗ от 31.05.2002), о положении иностранцев (ФЗ № 115 от 25.07.2002) и, конечно, в Конституции РФ. Законы России не ущемляют в правах лица без гражданства, и даже наоборот, представляют им более широкий диапазон прав, чем в других странах. Апатрид вправе:

  • подать прошение о вступлении в гражданство (ст. 13, 14 ФЗ-62);
  • получить медицинскую помощь, не оплачивая ее, если прошел процедуру страхования. А застраховаться он может, если у него есть вид на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП);
  • выбирать место, где он будет жить (правда, для нахождения на определенных территориях ему следует иметь разрешение);
  • работать и зарабатывать (для трудоустройства апатрид должен обязательно пройти дактилоскопическую регистрацию);
  • исповедовать свою веру и придерживаться своих взглядов;
  • получать образование (бесплатно или платно), согласно № 273-ФЗ от 29.12.2012 ст. 78, и государственную стипендию.

Главные обязанности апатрида: он должен уважать и соблюдать Конституцию и законодательство России. Апатрид не вправе голосовать на выборах и создавать свои политические партии, замещать государственные должности, служить в армии России.

Апатрид должен выплачивать налоги. Они такие же, как действующие налоги для граждан РФ, кроме того, апатриды имеют право на налоговые вычеты. Уплачивается налог 3 равными долями до 15 мая, до 15 августа, до 15 ноября. Работодателем за такое лицо уплачиваются страховые взносы в размере 1,8 %. Если они выплачивались не меньше полугода до наступления страхового случая, то апатрид вправе получить пособие по временной нетрудоспособности.

Поэтому ответ на вопрос, касающийся того, можно ли жить без гражданства, вполне утвердительный. Правда, сложностей из-за отсутствия гражданской принадлежности к конкретной стране тоже вполне предостаточно. Так как у апатрида нет внутреннего паспорта, могут возникнуть проблемы при получении различных услуг в госучреждениях. Работать он должен тоже легально – за нарушение миграционных и трудовых законов его могут выдворить из страны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]