Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению включает в себя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 172-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Правоведение Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) определение государственной политики в отношении инвалидов;
2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 116-ФЗ)
3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
7-8) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
12(1)) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
15) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 110-ФЗ)
17-18) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Как получить компенсацию за слуховой аппарат
Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
2-3. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
«РГ» публикует законы, подписанные накануне
Принят Государственной Думой 18 ноября 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года
Внести в часть четырнадцатую статьи 111 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2003, N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 49, ст. 7033; 2014, N 49, ст. 6928; 2016, N 52, ст. 7493) изменение, дополнив ее после слов «по месту их жительства» словами «(месту пребывания, фактического проживания)».
Президент Российской Федерации В. Путин
Валерий Иванович Иванов, мы записали Вас на 17 апреля, 12:35.
Мы будем ждать Вас по адресу: г. Москва, улица Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 2
Информация о записи была отправлена вам на указанный адрес электронной почты.
Если Вы опоздаете или по какой-либо причине не сможете приехать в назначенный день, просим Вас уведомить нас заранее, позвонив по номеру +7 (495) 988-38-61.
Хорошего Вам дня и до встречи на консультации!
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
Критерии установления группы инвалидности по зрению и слуху
В республике почти 58 тыс. граждан с ограниченными возможностями, среди них более 6 тыс. детей. Органами прокуратуры республики по заявлениям данной категории граждан и их законных представителей проводится работа по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.
Прокурорами в судебном порядке защищаются нарушенные права инвалидов на социальную защиту, предоставление жилья, доступную среду, охрану здоровья, лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, устраняются нарушения прав граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты.
Так, например, комиссией по вопросам предоставления социальных выплат на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принято решение об исключении гр. К., являющегося инвалидом 3 группы, из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. В обоснование решения комиссии указано — обеспеченность жилым помещением в размере, равном учётной норме жилой площади, непризнание жилого помещения не пригодным для проживания. Вместе с тем, в ходе проверки прокуратурой Ленского района установлено, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, в 2014 году признан аварийным, подлежащим сносу в связи с последствиями стихийных бедствий — наводнений произошедших в 1998 и 2001 гг., что привело к ухудшению эксплуатационных характеристик, снижению уровня надежности здания и увеличению его износа. Таким образом, у комиссии не было правовых оснований для принятия решения об исключении инвалида из республиканского реестра, нарушено право гражданина на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренное ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокуратурой района в суд направлен иск о восстановлении гр. К в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. Решением суда исковые требования прокуратуры Ленского района удовлетворены.
Значительное число исков предъявлено прокурорами по вопросам обеспечения инфраструктуры доступа инвалидов к социальным учреждениям.
Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 14.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Вопреки указанным требованиям не во всех социальных учреждениях созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (медицинским, фармацевтическим, образовательным организациям, учреждениям культуры, медико-социальной экспертизы и др.).
Так, например, по аналогичным требованиям прокурора Усть-Алданского района суд удовлетворил административные исковые заявления и обязал Центральную районную больницу и центры культурного досуга района создать условия маломобильным гражданам — обеспечить беспрепятственный доступ в их здания.
Имели место иски прокуроров об обеспечении доступа к информации лицам с ограниченными возможностями по зрению.
Согласно пункту 5.2.3 ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов», психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида. Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.
Психологическая коррекция необходима при нарушении (недоразвитии, несформированности, искажении) высших психических функций различной степени выраженности.
Целью психологической коррекции является максимально возможная компенсация имеющихся нарушений и предотвращение последующих негативных изменений психических процессов.
В зависимости от структуры и степени нарушения могут быть использованы различные коррекционные подходы, в том числе патопсихологические и нейропсихологические.
Психологическая коррекция не всегда ограничивается работой с инвалидом (ребенком-инвалидом) и может включать в процесс все социальное окружение подопечного.
Психологическая коррекция может подразделяться на симптоматическую (направленную на симптомы отклонений в развитии) и устраняющую причины (устраняющую источник отклонений в развитии).
Мероприятия психологической коррекции могут быть направлены на сенсорно-перцептивную и интеллектуальную деятельности, эмоциональную сферу, поведение, личность.
Цели психологической коррекции могут быть связаны с оптимизацией социальной ситуации развития, развитием отдельных сторон деятельности подопечного, формированием психологических новообразований.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов», психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
Методическим и теоретическим фундаментом психотерапии являются такие направления, как: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое, гештальт-терапия и др.
Согласно пункту 5.2.6 ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов», социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
В рамках проведения социально-психологического тренинга осуществляется работа с переживаниями инвалида (ребенка-инвалида), производится активное психологическое обучение (результатом которого является повышение психологической, коммуникативной компетентности), формирование новых копинг-стратегий.
Групповая форма работы в виде психологического тренинга может быть эффективным средством помощи инвалидам (детям-инвалидам) вне зависимости от возраста и имеющейся патологии. Включение психологического тренинга наряду с другими формами социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) рекомендуется в тех многочисленных случаях, когда имеются специфические личностные реакции на ситуацию боления и новый социальный статус «инвалид» и/или когда стоит задача формирования отдельных социальных навыков, умений, повышения социальной активности и т.д.
Cоциально-психологическая реабилитация у детей-инвалидов, как правило, включена в педагогический процесс и реализуется соразмерно с целями и задачами этого процесса.
Тяжелое заболевание в детском возрасте создает предпосылки, затрудняющие психическое развитие ребенка.
Особенности социально-психологической реабилитации или абилитации детей инвалидов заключаются в специфичной системе средств достижения целей реабилитации.
Целью социально-психологической реабилитации становится создание условий для планомерного развития ребенка, в том числе путем формирования умственных действий и компенсации дефицитарных сторон психической деятельности.
Церебрально-органическое поражение центральной нервной системы в детском возрасте — одна из наиболее частых причин задержки психического развития. Структура и степень нарушения психических функций при данном виде патологии зависит от нозологической принадлежности, стадии заболевания, вида и степени выраженности нарушений психических процессов (по органическому или астеническому типам — психоорганический и астенический синдромы соответственно), наличия и степени выраженности синдромов личностного регистра (неврозоподобных, психопатоподобных расстройств) и сопутствующей симптоматики (психотической, аффективной, пароксизмальной и иных видов симптоматики), наличия и степени снижения интеллекта, нарушений языковых и речевых функций, а также уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейно-бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения).
Выделяют следующие формы задержки психического развития церебрально-органического генеза:
- легкая форма задержки психического развития церебрально-органического генеза, при которой на первый план выходит неравномерность проявлений познавательной активности и продуктивности;
- задержка психического развития церебрально-органического генеза, характеризующаяся парциальным выраженным дефицитом отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса праксиса) с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью;
- тяжелая форма задержки психического развития церебрально-органического генеза, для которой типична первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и др., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, с характерным сочетанием низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активностью.
Степень недоразвития предпосылок интеллектуальной деятельности у детей с церебрально-органической задержкой психического развития (памяти, внимания, умственной работоспособности и др.) определяет основную стратегию психокоррекционной работы, которая заключается в формировании сложных форм психической деятельности с учетом дефицитарных сторон. Особое внимание специалисты уделяют формированию навыков самоконтроля и регуляции психической деятельности.
Форма занятий с детьми данной группы предполагает использование групповых и индивидуальных занятий.
Особое внимание заслуживает проведение социально-психологической реабилитации при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ). Дефицитарность психического развития при данном синдроме носит парциальный и неустойчивый характер.
В структуре психологических отклонений при СДВГ в наибольшей степени выделяется нарушение умственной работоспособности, обусловленное слабостью регуляторной функции, а также патологические эмоциональные состояния (повышенная тревожность, раздражительность). Влияние этих отклонений на образовательный процесс даже при отсутствии основного инвалидизирующего заболевания проявляется в повышенной утомляемости и истощаемости с быстрой потерей цели деятельности, трудностями в межличностных взаимодействиях и др.
Социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов с сопутствующим заболеванием СДВГ предполагает использование психокоррекционных техник, направленных на стимуляцию ослабленных психических процессов, формирование отдельных высших психических функций (внимание). При поступлении в школу, когда впервые предъявляются особые требования к произвольности ребенка, необходима помощь такому ребенку в освоении социальных ориентиров, поддержании самооценки и т.п.
Таким образом, использование методов социально-психологической реабилитации или абилитации в комплексе реабилитационных или абилитационных мероприятий у детей-инвалидов с сопутствующим заболеванием СДВГ позволяет повысить шансы на гармоничное развитие ребенка и избежать невротизации, которая часто осложняет школьный период развития ребенка.
Заболевания внутренних органов и систем, способные привести к значительным функциональным нарушениям и инвалидизации ребенка, оказывают влияние на состояние его психической деятельности. Функциональные нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции способны оказать влияние на познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферы ребенка-инвалида.
Наиболее частым последствием является астеническое состояние. Астенические состояния у детей могут встречаться при различных заболеваниях, в том числе соматических, при которых могут наблюдаться массивные интоксикации (например, при заболевании почек, печени) а также онкологических заболеваниях и явлениях гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые заболевания).
При необратимых клинико-функциональных изменениях организма психологический статус ребенка является значимой переменной при формировании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, которая включает мероприятия по социально-психологической реабилитации или абилитации.
В соответствии с основными формами астенических состояний (гиперстения, синдром раздражительной слабости, синдром истощения) конкретизируются основные задачи социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе задачи профилактики влияния хронического заболевания на психику ребенка-инвалида.
Признаки астенического состояния ярко проявляются у младших школьников, что связано со значительным увеличением нагрузки.
Экспериментально-психологическое исследование способно предоставить объективные данные о динамических характеристиках психической деятельности, которые, в свою очередь, конкретизируют условия жизнедеятельности ребенка, в том числе в сфере обучения.
В отсутствие данных экспериментально-психологического исследования, школьная характеристика частично отражает психологические проблемы ребенка и, как правило, содержит указания на пассивность, повышенную утомляемость, крайне низкую мотивацию к учебной деятельности, что может проявляться в вялости ребенка при освоении учебных программ, отсутствие интереса к изучаемым предметам.
Подобное состояние может осложняться частыми госпитализациями, ранней социальной депривацией в связи с болезнью. Вторичные нарушения могут быть обусловлены неправильным взаимоотношением ребенка-инвалида и его окружения.
Восприятие собственной болезни у детей зависит от характера и течения заболевания, болевых ощущений, реакции родителей на их болезнь и/или отдельные симптомы и др.
Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов с заболеваниями внутренних органов и систем предполагает использование широкого круга методов, которые подбираются в зависимости от ведущей деятельности ребенка. Важное значение приобретают техники, направленные на формирование отдельных высших психических функций (памяти, внимания), нейропсихологические методы коррекции, проектные формы сопровождения, телесно-ориентированные техники и др.
Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей с признаками астенизации психических процессов осуществляется с опорой на сохранную мотивационную составляющую деятельности и направлена на формирование регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Даже короткий перерыв в привычной повседневной активности (плановая или внеплановая госпитализации, инфекционные заболевание и т.п.) способен привести к регрессу познавательных возможностей ребенка, состоянию динамических сторон психической деятельности. Психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов с подобной картиной заболевания, пусть и осуществляемое только в критические периоды их развития, является значимым средством реабилитации или абилитации.
Одним из частных следствий хронической соматической патологии у детей является задержка психического развития, которая характеризуется общим инфантилизмом и требует расширения средств социально-психологической реабилитации или абилитации с включением психокоррекционных мероприятий.
Обращаем внимание, что иногда развитие таких детей идет вопреки сложившимся условиям, что отражает высокая траектория их развития (хорошие отметки в школе, посещение дополнительных кружков, секции и т.п.). Высокая учебная мотивация в подобных случаях компенсирует дефицит динамического компонента психической деятельно.
При этом следует отметить, что успехи таких детей связаны с их кропотливой работой по освоению учебных дисциплин.
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Алгоритм оформления инвалидности
Бессрочная инвалидность может быть установлена в некоторых случаях, описанных в приложении к правилам признания лиц инвалидами (пункт 9):
Полная двусторонняя слепота, если проводимое лечение не эффективно, а максимальное зрение не превышает 0,03 с учетом коррекции. Или же имеется концентрическое сужение остроты зрения до 10 градусов (при стойких и необратимых повреждениях).
Чтобы определить группу инвалидности, нужно учитывать степень нарушения зрительной функции. Согласно МКБ оценка функции зрительного анализатора включает:
- остроту зрения и поля зрения;
- основные электрофизиологические характеристики;
- зрительную работоспособность.
Первая группа инвалидности
Для присвоения первой группы инвалидности требуется 4 степень нарушения зрения. При этом имеется абсолютная или практическая слепота, а также снижение основных категорий жизнедеятельности до третьей степени, то есть пациент нуждается в социально защите.
Четвертая степень нарушения зрения характеризуется:
- слепотой (когда зрение равно 0 на оба глаза);
- низкой остротой зрения, не превышающей 0,04 на оба глаза;
- двустороннее концентрическое повреждение поля зрения (сужение границ до 0-10 градусов) от точки фиксации (без учета остроты центрального зрения).
Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.
Основные критерии, позволяющие присвоить вторую группу инвалидности, включают следующие характеристики:
- острота зрения лучшего глаза составляет от 0,05 до 0,1;
- имеется двустороннее сужение границ поля зрения концентрической формы до 10-20 градусов от точки фиксации. При этом трудовая деятельность становится возможной только при определенных условиях.
Эту группу инвалидности можно присвоить при умеренном нарушении функции зрения и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Также требуется социальная защита.
Критериями для третьей группы инвалидности являются:
- снижение остроты зрения (лучше видящего глаза) до 0,1-0,3;
- концентрическое сужение поля зрения с одной стороны до 20-40 градусов от точки фиксации.
Группу инвалидности по зрению определяют на основании степени выраженности нарушений функций зрительного аппарата, которые нашли свое отражение в своде Международной классификации болезней (десятый пересмотр, том 1, часть первая). Они включают оценку зрительных функций (в т.ч. остроты и полей зрения); основных электрофизиологических коэффициентов; зрительной работоспособности.
I группа инвалидности должна быть установлена, если выявлена IV степень нарушений функций зрительного аппарата (см. таблицу). со значительно выраженными поражениями функций (абсолютной или практической слепотой), а также при снижении категории жизнедеятельности до III степени и необходимости социальной защиты.
Главными критериями нарушений функций зрительного аппарата IV степени являются:
- необратимая слепота обоих глаз(зрение равно 0);
- острота зрения, не превышающая 0,04, при коррекции лучшего глаза;
- концентрическое двустороннее сужение границ полей зрения от точки фиксации до 10-0° вне зависимости от остроты центрального зрения человека.
II группа инвалидности должна быть установлена , если выявлена III степень нарушений функций зрительного аппарата, с выраженными поражениями функций (слабовидением высокой степени), а также при снижении категории жизнедеятельности до II степени и необходимости социальной защиты.
Главными критериями нарушений функций зрительного аппарата III степени являются:
- показатель остроты зрения лучшего глаза составляет 0,05 — 0,1;
- концентрическое двустороннее сужение границ полей зрения от точки фиксации до 10-20°, при возможности осуществления трудовой деятельности только в специально обеспеченных условиях и обстановке.
III группа инвалидности должна быть установлена при II степени тяжести нарушений в зрительном аппарате — умеренных поражениях функций (средней степени слабовидение), а также снижении категории жизнедеятельности до II степени и необходимости социальной защиты.
Главными критериями нарушений функций зрительного аппарата III степени являются:
- показатель остроты зрения лучшего глаза составляет 0,1 — 0,3;
- концентрическое сужение поля зрения с одной стороны от точки фиксации больше 20°, но меньше 40°;
Вопрос № 1. Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению
Снижение остроты слуха – это нарушение слухового восприятия, когда люди не могут воспринимать окружающие сигналы. Такое состояние обычно разделяют на две категории: слух теряется частично, либо же человек ничего не слышит вовсе. Стоит отметить, что некоторые случаи глухоты необратимы, и не подлежат лечению. Однако при своевременном обращении в медицинское учреждение можно справиться с болезнью, причем без особых усилий.
Люди с нарушением слуха плохо распознают звуки и сигналы, как следствие, на признаки недуга могут указывать следующие факторы:
- ✔ наблюдаются трудности в восприятии речи собеседника, особенно если диалог происходит в шумной обстановке;
- ✔ часто следуют просьбы повторить ту или иную фразу;
- ✔ присутствуют сложности при телефонном разговоре;
- ✔ постоянное увеличение громкости телевизора, радио или иных приборов;
- ✔ ощущение, что окружающие люди говорят невнятно и тихо;
- ✔ для восприятия речи собеседника необходимо считывать информацию по губам;
- ✔ в ушах присутствуют посторонние шумы и звуки;
- ✔ для поддержания беседы требуется напрягать органы слуха.
С возрастом у многих людей снижается чувствительность к звукам, что приводит к ухудшению качества жизни. Человек начинает теряться в пространстве, наблюдаются проблемы с общением и коммуникацией с обществом. Люди с нарушением слуха часто теряют работу, поскольку не могут в полной мере справляться со своими обязанностями. Более того, в дальнейшем это может привести к социальной изоляции, а отсутствие общения отразится на психике пациента.
С медицинской точки зрения люди, страдающие нарушением слуха, утрачивают также когнитивные способности – они становятся невнимательными, существенно ухудшается память и т.д. Подобная тенденция чревата повышенными рисками развития болезни Альцгеймера – на сегодняшний день полностью вылечить это заболевание не представляется возможным. Нарушение слуха можно обнаружить на первых этапах развития недуга – своевременное принятие эффективных мер позволит избежать проявления неприятных последствий.
Анализ и обобщение современных медико-правовых документов, регламентирующих реабилитационные воздействия, необходимые для использования при различных нарушениях слуха от шума, которые включают медицинские и социальные аспекты и могут осуществляться как в амбулаторно-поликлинических, так и санаторных условиях.
Проанализированы и обобщены реабилитационные воздействия, необходимые для использования при различных нарушениях слуха от шума, которые включают медицинские и социальные аспекты и могут осуществляться как в амбулаторно-поликлинических, так и санаторных условиях.
Задачами реабилитационных мероприятий при нарушениях слуха от шума являются своевременная ликвидация, остановка или существенное замедление патологических изменений на как можно более ранних этапах патологического процесса с целью нормализации функционального состояния слухового анализатора.
Только в случае максимально раннего применения реабилитационных мероприятий можно добиться сохранения трудоспособности работника. Исходя из этого, приоритетное внимание в проведении реабилитационной работы должно быть уделено работникам с признаками неблагоприятного воздействия производственного шума на орган слуха (Z57.0).
Реабилитационные меры включают медицинскую и социальную реабилитацию.
Медицинская реабилитация состоит из медикаментозных и физических методов воздействия.
В работах [11, 15, 16] определена базовая терапия хронических сенсоневральных нарушений, являющаяся также основополагающей и при потерях слуха от шума [17]. Медикаментозная реабилитация включает лекарственные препараты, оказывающие стимулирующее влияние на допаминергические и серотонинергические рецепторы ЦНС, уменьшающие агрегацию тромбоцитов и эритроцитов, снижающие проницаемость сосудистой стенки, улучшающие кровообращение и процессы метаболизма в головном мозге, повышающие устойчивость тканей мозга к гипоксии, повышающие концентрацию АТФ в головном мозге, благоприятно влияющие на биоэлектрическую деятельность ЦНС. Для восстановления и улучшения синаптической передачи и проведения импульсов по проводящим путям слухового анализатора показано использование антихолинэстеразных средств, облегчающих проведение нервных импульсов в области образования синапсов между мышцами и нервными окончаниями, хорошо проникающих сквозь гематоэнцефалический барьер, усиливающих процессы возбуждения в рефлексогенных зонах головного и спинного мозга. Рекомендовано использование комплекса витаминов группы В и фолиевой кислоты, традиционно используемых при патологии сенсорной нервной системы.
Немедикаментозная реабилитационная терапия включает физические (нелекарственные) методы, значительно повышающие эффективность медикаментозных воздействий: рефлексотерапия, транскраниальная электростимуляция, магнитотерапия, физиопроцедуры с использованием ультразвука, электрофореза, плазмафереза, грязелечения и пр. [18, 19].
Перечисленные воздействия стабилизируют вегетативную регуляцию, усиливают седативное воздействие на ЦНС, нормализируют деятельность рецепторных структур внутреннего уха (улучшают микроциркуляцию и метаболизм), уменьшают субъективный шум, улучшают общее самочувствие пациента.
Хороший эффект оказывает применение массажа (классического, точечного, вакуумного, гидроджета и пр.) [11, 18]. Массаж оказывает благотворное действие на организм в целом и орган слуха в частности, уменьшая психоэмоциональное напряжение и выраженность психоэмоциональных расстройств, улучшая трофику тканей, активизируя обмен веществ, кровоток и лимфообращение.
При ранних признаках негативного действия шума на орган слуха рекомендовано применение гипербарической оксигенации, восстанавливающей метаболизм в клетках внутреннего уха, доставляющей кислород и биологически активные вещества, необходимые для нормального функционирования волосковых клеток улитки внутреннего уха [18, 19].
В начальных стадиях высокочастотных слуховых нарушений от шума частой жалобой работников является наличие шума в ушах, или голове. В этом случае хороший эффект оказывает применение заушных блокад с лидокаином, никотиновой кислотой, галантамином и другими препаратами (внутрикожно и поднадкостнично, парамеатально и меатотимпанально). Блокады позволяют депонировать лекарственное вещество в непосредственной близости от структур внутреннего уха, которые действуют на клеточный и тканевый метаболизм, тонизируют и улучшают проводимость нервных импульсов в рецепторном аппарате внутреннего уха [20, 21].
Согласно регламентам профпригодности2 , работники с диагнозом «Неблагоприятное воздействие производственного шума» или «Потеря слуха от шума I степени» остаются трудоспособными в своей профессии, и медицинские реабилитационные мероприятия должны им проводиться 2 раза в год. При наличии заключительного диагноза профессиональной ХСНТ «Потеря слуха от шума II или III степени» (устанавливается учреждением профпатологического профиля, имеющего лицензию на право проведения работ по экспертизе связи заболевания с профессией и экспертизе профпригодности) работник направляется на медико-социальную экспертизу (МСЭ).
Учреждение здравоохранения составляет экстренное извещение о заключительном диагнозе профессиональной ХСНТ, его уточнении или отмене, осуществляемое в рамках регламентирующих документов Правительства Р.Ф. и МЗ СР РФ3 .
На основании этого извещения работодатель составляет акт о случае профессионального заболевания по форме Н-1, являющийся юридическим документом для проведения МСЭ.
Работа врача-эксперта по МСЭ с пострадавшими на производстве и получившими профессиональное заболевание органа слуха — профессиональную ХСНТ — направлена на установление степени утраты профессиональной трудоспособности (УПТ) в процентах, оформление справки и выписки по результатам освидетельствования и разработку программы реабилитации пострадавшего на производстве в результате несчастного случая или профессиона��ьного заболевания.
Датой установления УПТ при первичном освидетельствовании пострадавшего является дата подачи документов в учреждение МСЭ, окончанием — первое число следующего месяца следующего года от даты установления степени УПТ.
Льготный слуховой аппарат – «условно бесплатный», говоря проще, вы не платите за него здесь и сейчас. Но техническое средство коррекции слуха все равно стоит денег. Только их выделяет из бюджета государство.
Получать слуховой аппарат по льготе или воспользоваться другими вариантами решения проблемы со слухом – решать в конечном итоге вам. Но имейте в виду, что положение с льготным обеспечением слуховыми аппаратами очень сильно разнится от региона к региону. И если, к примеру, в Ростовской области или Москве пациенту с инвалидностью предложат выбор из 2–3 моделей, то где-нибудь за Уралом, как вариант, вы получите один льготный аппарат. Тот, который выбрало за пациента государство. И в 90 % случаев он вряд ли «попадет» в ваши особенности и восприятие звука.
Мы рекомендуем сделать по-другому: пройдите диагностику слуха и проконсультируйтесь с врачом-сурдологом. Пройдите полноценную процедуру подбора слухового аппарата вместе со специалистом по коррекции слуха, подберите тот аппарат, который обеспечит «эталонную» разборчивость речи в конкретно вашем случае. Убедитесь, что это именно тот звук и те возможности, которые нужны. Возьмете его в реальную жизнь, на пробное ношение, а потом – приобретайте.
После этого подайте документы на компенсацию. Фонд социального страхования вернет часть потраченной суммы или, возможно, даже полную стоимость. ФСС возместит вам сумму, равную стоимости льготного слухового аппарата, рекомендованного в вашем регионе к выдаче. Если модель, которую вы приобрели, стоит дешевле – вернут все средства на покупку. Если дороже, то – часть.
Фонд имеет право отказать в выплате по известным только ему мотивам. Однако за более чем 10-летнюю практику нашей работы о таких случаях нам неизвестно.
Если вы согласились получить льготный слуховой аппарат, знайте, что раз в 4 года имеете право заменить его на новый.
Чтобы получить возврат, обратитесь в местный Фонд социального страхования или государственный орган, который имеет право оказывать социальные услуги в вашем регионе (для небольших поселений и деревень).
Принесите документы:
- паспорт (или свидетельство о рождении ребенка, если аппарат для него);
- заключение от сурдолога;
- справку об инвалидности;
- индивидуальную программу реабилитации с указанным ТСР, то есть слуховым аппаратом;
- СНИЛС;
- лицензию от поставщика слухового аппарата, декларацию о соответствии качества, чеки, реквизиты банковской карты.
Решение по компенсации Фонд принимает в течение 30 дней.
В заключение хотим сказать: получайте слуховой аппарат по льготе, если он соответствует вашим слуховым потребностям. В противном случае выберите компенсацию и возможность комфортной жизни с хорошим слухом. Здоровья вам!
Людям с серьезными нарушениями слуха чаще всего дают 3-ю группу инвалидности (крайне редко – 2-ю). По правилам, человек обязан пройти реабилитацию и научиться альтернативным способам общения. 1–2 года – достаточный срок, чтобы изучить язык жестов или освоить чтение по губам.
Чтобы оформите удостоверение, нужно сделать следующее:
Пакет документов для оформления инвалидности типовой:
- паспорт;
- медицинская карта;
- заключение врача сурдолога-оториноларинголога, подтверждающее тугоухость или глухоту;
- направление на экспертизу.
В России фонд бесплатных слуховых аппаратов обновляется медленно: рассчитывать на получение модели последнего технологического поколения не стоит, если только вы не житель Москвы. В регионах, скорее всего, предложат модель, одобренную Фондом социального страхования (ФСС). Личные слуховые ощущения, комфорт пациента и ощущение «подходит – не подходит» учитывать не будут. Но даже если вы и льготный слуховой аппарат «сошлись характерами», имейте в виду: вместе вам существовать до следующего срока замены – 4 года. Поэтому, если аппарат приказал «долго жить» значительно раньше, выкручиваться придется самостоятельно.
Впрочем, это не повод не оформлять инвалидность. Есть и другие варианты решения – например, отказаться от слухового аппарата и написать заявление на возмещение денежных средств в Фонд социального страхования. В поселках за возмещением обратитесь в государственный орган, оказывающий социальные услуги. В таком случае после консультации с врачом сурдологом-оториноларингологом прибор вы подбираете исключительно по собственным потребностям и ощущениям, выбирая между несколькими моделями. Затем специалист настраивает его под вас. Такой слуховой аппарат пациент покупает самостоятельно, а затем возмещает часть стоимости через ФСС.
С возмещением есть нюансы: Фонд социального страхования ограничивает сумму, которую пациент может потратить на слуховой аппарат. Если модель аппарата, которая вам подошла, стоит дороже, деньги, потраченные сверх фиксированной суммы, не возместят. Разницу в цене за более дешевый прибор тоже не отдадут: расчет строго по чеку.
Фонд имеет право отказать в компенсации. Хотя за более чем 10-летнюю историю работы таких случаев мы не припоминаем.
Категории по видам доступности среды
- Условия получения инвалидности по зрению
- Зависимость инвалидности от стадии нарушения зрительных функций
- Группы инвалидности при близорукости
- Оформление группы инвалидности
- Статус инвалида по зрению
- Отказ в присвоении группы
- Инвалидность при астигматизме
- Инвалидность при близорукости у детей
- Оформление инвалидности при высокой степени близорукости
Сразу отметим, что дают инвалидность по зрению достаточно редко. Сама по себе высокая близорукость не становится поводом для присвоения инвалидности. Вопрос о присвоении инвалидности при близорукости ставится на рассмотрение, когда длительное лечение не приводит к улучшению. Со временем зрение только ухудшается. При этом причины, которые привели к заболеванию, не важны.
Обычное офтальмологическое обследование не становится поводом к присвоению инвалидности по зрению. Присвоить такой статус имеет право только медико-социальная экспертиза (МСЭ). Специальная медкомиссия должна подтвердить, какой диагноз у претендента — «частичная» или «полная потеря зрения».
Присвоение степени инвалидности при близорукости затруднено тем, что заболевание подвержено лечению. Проблемы исправляются оптическими средствами, такими как очки и контактные линзы. Устранить нарушение способны операции и медикаментозное лечение. Таким образом зрительные функции могут восстановиться, а значит, инвалидность исключена.
Компенсационные возможности восстановления зрения при близорукости составляют до -10 диоптрий.
Современная офтальмология предлагает методы, способные исправить и такую патологию. Поэтому получение инвалидности по зрению напрямую не связано с диоптриями. Об установлении нетрудоспособности может идти речь в случае, если:
- качество зрения постоянно ухудшается;
- лечение не дает результатов;
- хирургическая операция невозможна или противопоказана.
Направить пациента на МСЭ могут только при высокой близорукости, когда показатели нарушения составляют от -10 диоптрий. После проведения освидетельствования комиссия вынесет вердикт о том, какая степень нетрудоспособности присвоена, или откажет в оформлении.
Группы инвалидности по зрению дают в зависимости от степени близорукости в обратной пропорциональности. Миопия бывает трех степеней. Первая степень — слабая, когда зрение -3 диоптрии. Следующая, вторая степень, считается средней, зрение при ней от -3,25 до -6 диоптрий. Третья высокая степень, или сильная, когда показатель свыше -6,25 диоптрий. Соответственно, с третьей степенью близорукости положена инвалидность первой группы, со второй — второй группы, при первой степени — третьей группы. Рассмотрим каждую группу в отдельности и условия, которые должны быть соблюдены в случае ее оформления.
Полученный статус инвалида по зрению необходимо подтверждать каждый год на протяжении десяти лет. После 11-й, последней экспертизы, проходить освидетельствование больше не нужно. Статус инвалида присваивается до конца жизни.
Каждый год подтверждать инвалидность не нужно пациентам, у которых острота зрения менее 0,03 единицы. С таким нарушением сразу присваивается пожизненная недееспособность.
Добавим, что на комиссию пациента с близорукостью может направить не только офтальмолог, но и пенсионный фонд или служба соцзащиты. Это происходит в тех случаях, когда человек нуждается в помощи государства.
Решение комиссии о присвоении статуса инвалида по зрению может быть отрицательным. Такое решение кандидат вправе оспорить, также как и группу инвалидности. Например, МСЭ установила третью, а пациент считает, что положена вторая. Для обжалования заключения, следует направить заявление в главное бюро. Когда освидетельствование первоначально проводилось в главном бюро, обращение направляется в федеральное.
Как уже говорилось выше, на решение комиссии о присвоении группы влияет не форма заболевания, а способность человека самостоятельно о себе позаботиться и восстановить зрение. Варианты диагноза могут быть самыми разными, например, глаукома, возрастная дистрофия, катаракта, в том числе рефракции глаза — гиперметропия, астигматизм. Иногда близорукость с астигматизмом сочетаются. Все зависит от того, поддается ли зрение коррекции.
Чаще всего при астигматизме группа не присваивается. Но совсем другое дело, если патология приобрела серьезные формы, болезнь прогрессирует, а вмешательство противопоказано или не дает результатов. При таких обстоятельствах следует обратиться за направлением к врачу.
Цель настоящей статьи осветить с нестандартной точки зрения давнюю проблему инвалидности; будет дан обзор вопросов, возникающих у специалистов смежных областей — педагогов специальных дисциплин, тьюторов, руководства учебных учреждений, ведущих образовательный процесс в специальных группах, и, зачастую до этого, не сталкивавшихся в своей практике с инвалидами по слуху.
За рамками статьи намеренно оставлены острые специфические темы, волнующие специалистов-предметников (переводчиков жестового языка, сурдопедагогов).
Актуальность выбора темы обусловлена большим количеством инвалидов по слуху в России и необходимостью улучшения социализации данной группы населения.
Среди лиц с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают люди с нарушениями слуха.
Особенность заключается в том, что в общественном сознании глухие не воспринимаются как инвалиды: у человека отсутствуют внешние дефекты. На обывательском уровне неизменно возникает сравнение с другими группами инвалидов, и «ближайшей» из них на рассмотрение попадают слепые. Если на сцену поставить слепого с тростью и глухого со слуховым аппаратом и предложить залу назвать, кто из них инвалид, результат предугадать не трудно: инвалидом назовут слепого; глухого же сочтут здоровым.
Во многом «родственность» этих групп обоснована, так как и глухота и слепота связаны с нарушением восприятия информации, допуская, что через зрение и слух человек получает 100% оной. С сожалением следует отметить, что даже во многих научных трудах встречается такая пропорция распределения потоков информации:
зрение — 80%;
слух — 20%.
Данная пропорция представляется ошибочной в принципе.
Вся социальная информация, все абстрактные понятия (любовь, мир, мораль, мысль, слово, и т. д.) передаются через слух. Именно через слух идёт воспитание человека с рождения.
Для оценки пропорциональности потока информации каждый может провести мысленный эксперимент, перенеся себя в Китай: иная языковая среда, в которой наш мозг не может на слух даже разделить отдельные слова, делает невозможной получение какой-либо информации по этому каналу восприятия, что равняется его полному отсутствию.
Представляется более верным, перевернуть пропорцию:
зрение — 20%;
слух — 80%.
Ещё одна житейская ситуация позволит предположить верность именно такой пропорции; для этого нам помогут, как ни странно, именно слепые.
Кто пересекался со слепыми, тот слышал абсолютно адекватную речь этих людей; более того, если вы имеете только телефонное знакомство со слепым человеком (например — по работе), вы никогда не узнаете, что он слепой, только если он сам вам об этом не скажет. Речь этих людей, их интеллектуальное развитие абсолютно идентичны полностью зрячим: они к месту и ко времени употребляют даже понятия цветов и различной светлости времён суток.
С глухими же ситуация прямо противоположная.
Нам приходилось слышать из уст обывателей практически только одну оценку глухих — умственно отсталые: машут руками, мычат, а если и говорят или пишут, то ни пойми что.
Глухие — не умственно отсталые; глухие — интеллектуально полноценные люди. Вся их проблема заключается в тотальной многолетней информационной блокаде.
В чём заключается информационная блокада. В первые годы жизни у человека формируется речь и базовый понятийный аппарат. При отсутствии слуха этих процессов нет. В школах глухих, в основном, используется верботональная система без применения родного для глухих языка — жестового. Когда глухие поступают в средние и высшие учебные заведения, они, в большинстве своём оказываются между-языковыми личностями, не владеющие ни русским языком, ни родным жестовым.
Все прекрасно знают, что не зная собственного языка, изучить в совершенстве иностранный невозможно, потому что нужны понятия. Без базовых понятий, без фундамента, объяснение нового материала упирается в тупик непонимания: написали — не понял; жестами объяснили — не понял — он жестов не знает. Что в итоге получается? — вакуум. Несчастный человек в камере-одиночке — это самое страшное наказание; люди с ума сходят.
Преодолев информационную блокаду мы получим грамотного человека. Не будем говорить: глухого, слабослышащего, инвалида — нет; мы получим полноценную личность. А так мы получаем человека, не могущего осмыслить информацию, которую он должен получить; ну радио молчит — понятно, но газеты, интернет и прочие письменные источники так же остаются заблокированными — глухой не может принять правильное решение только потому что он не может осмыслить эту информацию, которую получил; всё. И вот тогда наступает инвалидность. И инвалидность не потому что он не слышит, а потому что информации нет; а та, что доступна, не может быть воспринята и обработана. А сейчас мир информации [2].
Особо здесь следует выделить один момент: сами глухие считают, что они понимают текст. Тотальные аномалии выявляются только при встречном опросе со стороны грамотного переводчика: обнаруживается, что восприняты несвязанные между собой обрывки, так как глухие, из-за недостаточного владения русским языком, воспринимают только номинальное значение слова и не могут выявить его переносного смысла, зависящего от контекста.
Исходя из изложенного мы можем ответственно заявить: глухота — инвалидность не медицинская, а социальная.
Модели общественного поведения закладываются в человека также с детства, формируясь через язык; вспомнить, хотя бы классическое «Что такое хорошо; что такое плохо» и бесконечные детские «почему?».
Что мы имеем на практике. Глухой ребёнок не может ни задать вопрос «почему?», ни получить на него ответ. Глухие студенты-первокурсники приходят в колледжи в 18-20 лет, а иногда и старше. При этом у них часто отсутствуют понятия об обращении на «вы» и по имени-отчеству к педагогическому персоналу, и к старшим вообще; об общественной иерархии, как таковой; о дисциплине: для них нет разницы, с кем они разговаривают — с завучем, преподавателем или приятелем.
И это не потому что они так захотели, а потому что не имеют понятия об общественном устройстве и не в состоянии оценить своё место в социуме, в следствие чего их поведение бывает неадекватным и вызывает отторжение. В то время, как у слышащих того же возраста, за предыдущие полтора десятка лет жизни, понятие социума и самоидентификации себя в нём сформировано.
При этом, по факту, у многих глухих к такому возрасту уже формируется устойчивое гиперпотребительское отношение к обществу: мне все должны.