Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности от 12.08.1995 n 144 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон об оперативно розыскной деятельности от 12.08.1995 n 144 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу. Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права — в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ — за непредставление сведений (информации). Данной нормой установлена ответственность — для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7. КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки — Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.

Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

Номер документа: 144-ФЗ
Дата принятия: 12/08/1995
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 14/08/1995
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 01/07/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 8 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 252-ФЗ от 01/07/2021
Вступила в силу с: 12/07/2021


Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения… № 515-ФЗ от 30/12/2020
Вступила в силу с: 10/01/2021


Редакция от 02/08/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 8 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 311-ФЗ от 02/08/2019
Вступила в силу с: 13/08/2019


Редакция от 06/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты… № 374-ФЗ от 06/07/2016
Вступила в силу с: 20/07/2016


Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием… № 305-ФЗ от 03/07/2016
Вступила в силу с: 04/07/2016


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 4 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 170-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения… № 173-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 21/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности… № 369-ФЗ от 21/12/2013
Вступила в силу с: 03/01/2014


Редакция от 02/11/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 302-ФЗ от 02/11/2013
Вступила в силу с: 14/11/2013


Редакция от 28/06/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия… № 134-ФЗ от 28/06/2013
Вступила в силу с: 30/06/2013


Редакция от 05/04/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и… № 53-ФЗ от 05/04/2013
Вступила в силу с: 19/04/2013


Редакция от 29/11/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодатальные акты Российской… № 207-ФЗ от 29/11/2012
Вступила в силу с: 10/12/2012


Редакция от 29/11/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодатальные акты Российской… № 207-ФЗ от 29/11/2012
Вступила в силу с: 10/12/2012


Редакция от 10/07/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации… № 114-ФЗ от 10/07/2012
Вступила в силу с: 23/07/2012


Редакция от 08/12/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О государственной охране и отдельные законодательные акты… № 424-ФЗ от 08/12/2011
Вступила в силу с: 20/12/2011

Одной из задач оперативно — розыскной деятельности является обнаружение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также определение лиц, готовящихся совершить преступление либо совершающих или совершивших преступление.

Так, с целью выявления лиц, готовящихся совершить преступление, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нередко применяют оперативное внедрение.

Оперативный сотрудник внедряется в преступное сообщество с целью выявить готовящееся преступление, а также установить лица, которые собираются его совершить.

Основными принципами осуществления ОРД являются принципы законности и соблюдения прав и свобод человека, а также сочетание гласных и негласных методов и средств конспирации.

Принцип законности означает, что уполномоченные лица и органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность, должны действовать исключительно в рамках закона.

Они осуществляют только те действия, которые указаны в законе и в случаях, предусмотренных законом.

Принцип соблюдения прав и свобод граждан означает, что при проведении мероприятий не должны нарушаться свободы и права как лиц, подозреваемых в совершении преступлений, так и иных посторонних физических и юридических лиц.

Закон «Об ОРД» гарантирует лицу, в отношении которого проводятся мероприятия, тайну личной жизни, переписки, прослушанных звонков.

Прослушивание телефонных переговоров – это нарушение тайны личной жизни.

Поэтому органы должны сделать все, чтобы данная информация не стала известной посторонним лицам.

Осуществляют оперативно — розыскную деятельность:

  • органы внутренних дел,
  • таможенные органы РФ,
  • Федеральная служба безопасности,
  • Служба внешней разведки,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба охраны,
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данные органы обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в соответствии с задачами и целями, закрепленными в законе «Об ОРД».

Полномочия данных органов определяется в законах, регулирующих деятельность конкретного органа.

01

Встреча с доверителем. Ознакомление с имеющимися материалами дела, консультация по вопросам применения уголовного права и заключение соглашения на оказание юридической помощи.

02

Выезд в правоохранительный орган, производящий предварительное расследование, ознакомление с делом, выработка линии защиты на стадии предварительного следствия. Сбор необходимых доказательств.

03

Активное участие в судебном заседании. Достижение приемлемого результата для доверителя. При недостижении положительного результата – обжалование приговора и участие в судах высшей инстанции.

Под правовой основой оперативно-разыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

В связи с тем, что правовая основа сложна по составу и представляет собой систему правовых норм , целесообразно провести определенную дифференциацию нормативных правовых актов в области ОРД. В зависимости от юридической силы и роли, которую нормативные акты оказывают на регулирование сыскной работы, выделяют следующие уровни правового регулирования: а) международный; б) федеральный; в) межведомственный и ведомственный.

Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.

В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:

  • принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
  • несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
  • принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
  • принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
  • принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
  • принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина.

В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы.

Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

  • Здоровью граждан;
  • Жизни;
  • Свобод гражданина;
  • Имущества;
  • Общества и государства.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц. Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

(часть первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

Федеральный закон «Об оперативно — розыскной деятельности»

  • Нормативно-правовая база
  • Оперативно-розыскная террология (открытый фонд)
  • Оперативно-розыскная деятельность (открытый фонд)
  • Криминалистика
  • Библиотека сыщика

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

Общие положения ФЗ 144:

  • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
  • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
  • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

Структура 144 Федерального Закона:

  • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
  • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
  • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
  • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
  • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
  • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

Внести в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 238; 2000, N 10, ст. 1067; 2001, N 26, ст.

2580; N 49, ст. 4566; 2002, N 50, ст. 4928; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2009, N 29, ст. 3601; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 50, ст. 7366; 2013, N 51, ст. 6697; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 7, ст. 1026; N 27, ст. 3945; 2019, N 40, ст.

Пункт 6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 52, ст. 6439; 2011, N 31, ст.

4701) дополнить словами «, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них».

Президент Российской Федерации В. Путин

Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД.
Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др.

должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор.

Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.

Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.

Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности. Это прямо указано в перечне органов, которые наделены компетенцией на проведение ОРД.

Так как деятельность ФСБ является довольно специфической, то проведение некоторых из оперативных розыскных мероприятий могут регулироваться отдельными законодательными актами, защищаемыми как государственная тайна.

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

  • Здоровью граждан;
  • Жизни;
  • Свобод гражданина;
  • Имущества;
  • Общества и государства.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Ознакомьтесь 119-ФЗ «Дальневосточный га»

Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

  • Гражданство;
  • Национальность;
  • Место пребывания;
  • Социальное положение;
  • Принадлежность к обществу;
  • Политические убеждения и отношение к религии.

Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

  • Разрешается анализировать тайную переписку;
  • Прослушивать телефоны;
  • Почтовые сообщения;
  • Телеграфные переговоры.

Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

  • Прослушивать телефонные переговоры;
  • Перехватывать переписку;
  • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

  • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
  • Органы внутренних дел РФ.

Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

  • Предметы;
  • Документы;
  • Материалы;
  • Письменные и электронные уведомления.

Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

Общие положения ФЗ 144:

  • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
  • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
  • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

Структура 144 Федерального Закона:

  • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
  • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
  • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
  • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
  • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
  • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

Бесконтрольные оперативно-розыскные мероприятия

  • Новые книги
  • Жанры
  • Авторы
  • Сериалы
  • Издательства
  • Города
  • Случайная книга
  • Фильтр книг
  • Библиотечное
    • Авторы на КулЛиб
    • Инструкция FTP
    • Коды языков
    • Софт
    • Теги книг
    • Карта сайта
    • Ссылки
    • Требуется OCR
    • Memory
  • Статьи
  • B534919 Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешёл в наступление на Запад
  • О ненависти 🙂
  • B534382 1918 год: Расстрелянное лето
  • Кто-нибудь пишет сам?
  • Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
  • Лингвистический анализ
  • Эльдорадо. Золото и кокаин (Кирилл Бенедиктов)
  • Полезные программы для работы с fb2
  • Спи, моя радость, усни! (Владимир Шебзухов)
  • А клёны на жёлтых ладонях приносят вечернюю грусть
  • Разноцветная ягода
  • Лысый папа
  • Любимый сосуд (Владимир Шебзухов)
  • В. Шебзухов Басня «Сова, лиса и ёж » мультстудия «Живая картинка»
  • #17 — Прошу
  • #3 — Рецензия ангеловеда на необычную книгу
  • #16 — Шеф-редактор начала статью о полиции с цитаты писателя Андрея Ангелова

Она выражается в налаживании связи органов с обществом, что должно привести к содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Это достигается путем проведения работы воспитательного характера с людьми, повышения уровня социальной ответственности и активности и воспитания непримиримости к совершаемым правонарушениям. Благодаря этой работе, граждане ориентируются на содействие аппаратам оперативного типа, на оказание помощи при проведении профилактических мероприятий.

Итогом такой работы становится повышение эффективности работы органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, расширение информационной базы. В сочетании с принципом оперативности связь с населением позволяет быстро и эффективно предотвращать и раскрывать преступления.

При осуществлении работы с населением важную роль играет применение правил конфиденциальности. В этом случае помощь людей используется при оперативном наблюдении за правонарушителями для выявления и фиксации фактов криминальной деятельности, задержании преступников, а также для выяснения и устранения причин и условий, которые способствовали совершению правонарушений.

Несмотря на различия в этих принципах, их можно объединить в одну группу по критерию властности.

Централизм выражается в построении отношений, основанных на подчиненности административно-служебного типа и разграничении работы по департаментам, управлениям и так далее. Оценивание общественностью работы правоохранительных органов позволяет улучшить работу всех подразделений.

Единоначалие как принцип заключается в том, что в каждом оперативном подразделении существует руководитель, обладающий компетенцией на принятие юридически правомочных решений и распределение обязанностей.

Таким образом, каждый сотрудник обязан беспрекословно подчиняться изданным приказам и вместе с тем вправе принимать оперативные решения в свой работе. Это позволяет распределять обязанности и ответственность между работниками, что позволяет более эффективно контролировать работу органа в целом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]