Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой акт регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Понятие коллективного договора как правового акта по регулированию социально-трудовых отношений у данного работодателя, заключаемого работниками и работодателями в лице их представителей, в основном соответствует положениям Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951 г.).
2. Устанавливая максимальный трехмесячный срок для ведения переговоров с целью заключения коллективного договора, ТК обязывает стороны подписать согласованные условия коллективного договора с одновременным составлением протокола разногласий, которые должны быть разрешены в соответствии с законом.
3. При заключении коллективного договора в обособленных структурных подразделениях организации применяются правила, аналогичные тем процедурам коллективных переговоров, которые установлены для организации (см. комментарий к ст. ст. 33, 37 ТК).
Статья 40. Коллективный договор
Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2008 N 5-Г07-113
Правом представлять интересы работников обособленного структурного подразделения в соответствии с ч. 5 ст. 40 Трудового кодекса РФ наделяется представитель, определяемый в соответствии с теми же правилами, установленными ст. 37 Трудового кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании, в ОАО «РЖД» работают свыше 1,3 миллиона человек, в числе которых более 117000 работников локомотивных бригад, а количество членов РПЛБЖ согласно представленной им справке составляет 2640 человек, что значительно меньше половины всех работников.
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2010 N 1-В10-1
Главой 61 Трудового кодекса РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, причем правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст. ст. 29 — 31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 Трудового кодекса РФ наделены не конкретные работники, а их представители.
Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2008 N 3-Г08-18
Согласно ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, и заключаемым работниками и работодателем в лице их представителей.
В силу ч. ч. 3 и 4 ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха, и утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Определение ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5016/13 по делу N А50-8983/2012
Признавая недействительным решение фонда, суды руководствовались статьями 40, 41, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в спорный период), статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действующей в спорный период) и исходили из того, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, поскольку произведены обществом в рамках трудовых отношений с работниками и на основании коллективного договора, в связи с чем подлежат включению в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. При этом судами также учтено, что суммы стоимости проезда на железнодорожном транспорте на основании заявлений работников включены в их доход, отражены в их расчетных листках в качестве дохода в натуральной форме, полученного в рамках трудовых отношений.
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Информация ФСС РФ «С 1 сентября начал действовать новый порядок расчета больничного по уходу за ребенком до 7 лет включительно»
- Распоряжение Президента РФ от 30.08.2021 N 239-рп «О проведении Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»
- Указ Президента РФ от 30.08.2021 N 502 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям военнослужащих»
- Указ Президента РФ от 30.08.2021 N 503 «О единовременной денежной выплате лицам, проходящим службу в некоторых федеральных государственных органах»
- Приказ ФАС России от 30.08.2021 N 907/21 «Об организации работы по уведомлению федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России и ее территориальных органов представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу»
- Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1430 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 893»
- Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 N 1286 (ред. от 28.08.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2017 N 822 (ред. от 28.08.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 08.10.2013 N 893 (ред. от 28.08.2021) «О порядке предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами)»
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2021 N 2362-р «О разрешении погребения на Федеральном военном мемориальном кладбище»
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.
После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.
1. Данное в комментируемой статье определение коллективного договора соответствует положениям международных документов в сфере труда, в частности Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951).
2. Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права.
3. В определении, данном в ч. 1 ст. 40, подчеркивается нормативный характер этого правового акта. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений.
Под социально-трудовыми отношениями в контексте рассматриваемой нормы понимаются общественные отношения, входящие в предмет трудового права (ст. 1 ТК), а также связанные с социальным обслуживанием работников в широком смысле (дополнительное социальное страхование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем и т.п.).
4. Наряду с нормативными положениями коллективный договор содержит обязательственную часть — конкретные обязательства работодателя по обеспечению нормальных условий труда (см. коммент. к ст. 41).
5. Коллективный договор заключается работодателем — организацией либо индивидуальным предпринимателем. Работодатели — физические лица, не являющиеся предпринимателями, коллективных договоров не заключают.
6. Трудовой кодекс закрепляет модель единого коллективного договора: в организации (у индивидуального предпринимателя) независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данного работодателя. Такой подход полностью соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников.
7. При недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев с момента начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, фиксирующий положения, по которым стороны не смогли прийти к согласию.
Очевидно, это правило установлено для того, чтобы четко разграничить согласованные и несогласованные условия коллективного договора и не задерживать его подписание (а следовательно, и предоставление работникам предусмотренных им льгот, преимуществ, норм, устанавливающих условия труда).
8. Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо коллективного трудового спора.
Вопрос о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться по соглашению сторон. Если стороны не достигли соглашения либо работодатель (его представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к проведению примирительных процедур.
9. Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. При этом необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель, т.е. организация.
На практике возможны три варианта сочетания коллективных договоров, заключенных с одним работодателем:
— заключается один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации (ст. 43 ТК), в т.ч. работников обособленных структурных подразделений;
— заключаются один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации, и коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях;
— коллективные договоры заключаются в обособленных структурных подразделениях.
Заключение коллективного договора отдельно для центрального аппарата организации невозможно, поскольку он не обладает признаками обособленного подразделения.
10. Необходимость заключения коллективного договора в обособленном структурном подразделении возникает в силу того, что оно находится вне места нахождения юридического лица, имеет особенности в организации труда и т.п.
Подобными подразделениями признаются филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ); иных обособленных структурных подразделений гражданское законодательство не указывает. Трудовой кодекс также не содержит признаков такого подразделения. В связи с этим нередко считают, что в сфере трудовых отношений применимо определение обособленного подразделения, данное в ст. 11 НК РФ (любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места).
Использование в трудовом праве критериев, выработанных налоговым законодательством, представляется ошибочным, поскольку ст. 11 НК РФ подчеркивает, что понятия и термины, используемые в НК РФ, имеют отраслевое значение и применяются «для целей настоящего Кодекса».
Трудовое законодательство должно либо выработать собственное представление об обособленном структурном подразделении (его признаках), которое учитывало бы специфику регулирования трудового и иных непосредственно связанных с ним отношений, либо базироваться на цивилистических представлениях, т.к. нормы гражданского законодательства о правовом положении юридических лиц имеют межотраслевое значение (в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, в т.ч. юридических л��ц).
|
Версия для печати |
Труд представляет собой целенаправленную деятельность человека, связанную с реализацией его физических и умственных способностей, для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда. Нормы трудового права регламентируют труд только в общественной кооперации, которая имеет две стороны: техническую (технологические процессы производства определенного продукта, работу техники, машин) и социальную (общественные отношения по труду на производстве).
Правоотношения в сфере трудового права делятся на две группы отношений:
- трудовые правоотношения;
- иные, непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями.
Трудовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу применения труда, урегулированные нормами трудового права.
Основанием для возникновения трудовых отношений являются:
- Трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с ТК РФ.
- В случаях и порядке, которые установлены, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
- избрания на должность;
- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
- назначения на должность или утверждения в должности;
- направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
- судебного решения о заключении трудового договора;
- Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Трудовые отношения между сотрудниками и работодателем
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник – это всегда физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работники – это дееспособные граждане, достигшие 16 лет, в исключительных случаях с 15 лет, учащиеся с 14 лет. Работник вправе самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и реализовывать их. Трудовые обязанности невозможно осуществлять через представителей, т. к. их необходимо выполнять лично. Физическая и психическая способность к труду является трудоспособностью. Полная трудовая праводееспособность возникает с 18 лет, а ограниченная с 14 лет, иностранные граждане на территории России реализуют свои способности к труду с учетом ограничений, установленных федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 18), а также в соответствии с Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941.
Основные статутные трудовые права граждан закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.:
Таблица 6 |
Труд свободен, принудительный труд запрещен |
ч.1, 2 ст. 37 |
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию |
ч. 3, ст.37 |
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены |
ч. 3 ст. 37 |
Каждый имеет право на оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера |
ч. 3, ст.37 |
Каждый имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов, включая право на забастовку |
ч. 5, ст.37 |
Работающему по трудовому договору гарантирована продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, ежегодный отпуск |
ч. 5, ст. 37 |
Гарантии права на объединение, в том числе права создавать профсоюзы для защиты своих интересов |
ст.30 |
Каждый имеет равный доступ к государственной службе |
ст.32 |
Гарантируется социальное обеспечение по достижении установленного законом возраста, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей |
ст.39 |
Гарантируется судебная защита прав и свобод (в том числе трудовых) человека и гражданина |
с т.46 |
Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 21 ТК РФ содержит основные права и обязанности.
Таблица 7 |
Работник имеет право на: Вторым субъектом большинства трудовых отношений является работодатель. Это физическое лицо, юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствующих статьях (ст. 22, 23, гл. 48 ТК РФ), содержит основные права и обязанности. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст. 23, 48, 51 ГК РФ). По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
Важным правовым инструментом регулирования социально-трудовых отношений на предприятии выступают коллективные договоры и соглашения. В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса (ТК) РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор заключается по соглашению. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений. Под социально-трудовыми отношениями в данном случае понимаются общественные отношения в сфере:
Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансахЗаключение коллективного договора начинается с коллективных переговоров с участием представителей работников и работодателя. Трудовое законодательство не принуждает заключать такой договор, но если одна из сторон обратилась к другой с предложением начать коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению, другая сторона обязана начать переговоры. Итак, инициатор направляет письменное предложение о начале переговоров второй стороне, которая в течение семи календарных дней со дня получения предложения должна дать ответ. Затем стороны выбирают своих представителей и определяют порядок, место и сроки проведения переговоров. Не позднее двух недель со дня получения запроса стороны должны предоставить друг другу информацию, необходимую для ведения переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ). В ходе переговоров разрабатывается и обсуждается проект коллективного договора. Если стороны достигли согласия по всем пунктам, готовится окончательная редакция коллективного договора в трех экземплярах, которая подписывается обеими сторонами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным вопросам проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (ч. 2, 3 ст. 40 ТК РФ). Разногласия урегулируются в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ. Что касается порядка разработки проекта соглашения, к нему применяются общие положения о порядке проведения коллективных переговоров, при этом отдельные требования устанавливаются к разработке тех положений соглашения, которые требуют финансирования на любом уровне (ст. 47 ТК РФ). В данном случае необходимо учитывать общие принципы бюджетного процесса. Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции. Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм. Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями. В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником. Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США. Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу. В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений. Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику. Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы. Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8). В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом. Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса. В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)). Прикрепленные файлы
Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это: — Закон РФ от И марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллективных договоров; — Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991, № 18. ст. 565; 1992, № 34, ст. 1974. Новая редакция от 20 апреля 1996 г.— Российская газета, 1996, 6 мая), определивший государственную политику по обеспечению занятости и гарантии безработным; — Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их полномочий; — Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.). Нормативное предписание, принятое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего распорядка). Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом). Локальный нормативный акт устанавливает правила поведения, свойственные данной организации. Кроме того, в локальных актах могут закрепляться обычаи делового оборота (например, требование заполнять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкновения (проведение «планерок», выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (поздравления с праздниками и вручение подарков), этические нормы (приветствовать каждого клиента), эстетические нормы (фирменная одежда). Также одной из главных особенностей локального нормативного акта является сочетание интересов работников и работодателя посредством внедрения системы «сдержек» и «противовесов» сторон, которая содержится во внутренних актах. Взаимные обязательства и ответственность способствуют построению в коллективах более прочных и цивилизованных отношений. 5. Трудовые правоотношения. Система отрасли трудового права — это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), а также последовательность их расположения внутри структуры отрасли. Предметом и целью системы отрасли является построение самого здания трудового законодательства, создание логической структуры расположения внутри отрасли его норм. Система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную. В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам. Особенная часть строится по институтам отрасли (однородным группам правовых норм) и касается регулирования правоотношений в сфере труда. Нередко структуру Кодекса соотносят со структурой отрасли, определяя отдельные разделы как институты права. Конечно, во многом они совпадают, но есть и некоторые отличия. Так, не представляют самостоятельных институтов нормы, выделенные в Кодексе в отдельные разделы, о рабочем времени (раздел 4), о времени отдыха (раздел 5), об оплате труда (раздел 6), о гарантиях и компенсациях (раздел 7), о дисциплине труда (раздел 8) и др. Если исходить из понятия института права, под которыми принято понимать однородные группы норм, регулирующие определенные общественные отношения, то основные отношения, регулируемые трудовым правом России, обозначены в ст. 1 ТК РФ, из чего, по нашему мнению, следует вывод, что основные институты должны соответствовать перечню отношений, входящих в предмет трудового права. Остальные разделы Трудового кодекса РФ, как определенные группы норм, представляют собой лишь подынституты, которые не являются самостоятельными отношениями, а связаны с основными институтами трудового права. Так, разделы ТК РФ о рабочем времени, времени отдыха, дисциплине труда следует считать подынститутами трудового договора, определяющего регулирование базовых, трудовых отношений. Необходимо различать систему отрасли трудового права, систему трудового законодательства, систему науки, учебного курса трудового права. Это взаимосвязанные, но различные понятия. Цели и предметы данных систем различны. Система науки трудового права имеет предмет, который выходит за рамки российского законодательства. Наука изучает как российское, так и зарубежное законодательство, историю развития норм. В предмет науки также входит развитие методов регулирования, источников, субъектов, системы правоотношений трудового права и перспективы развития. Статья 40 ТК РФ. Коллективный договор (действующая редакция)Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться. Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ. Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме. И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников. К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников. Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров. К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. На определенном предприятии, самим этим предприятием могут быть приняты документы, регулирующие трудовые отношения, которые именуются локальными актами. Акты локального характера имеют свою власть только над сотрудниками этого предприятия. Такие акты рассчитаны на долгий период времени. Работодатель может принимать самостоятельно такие акты, как:
Начальник предприятия должен считаться с мнением представителей работников при принятии некоторого актов предприятия, например, правила поведения работников, внутри организации. Потом в него могут быть внесены корректировки. Документы, регулирующие трудовые отношения также появляются при принятии на работу, такие как, трудовой договор, или трудовое соглашение. Они также не могут содержать нормы, которые не согласованы с нормами Трудового Кодекса РФ. Если вдруг в нормах локальных актов, каким-то образом нарушаются права работника, и такие нормы не соответствуют Трудовому Кодексу РФ, или другому закону федерального уровня, то такие акты не подлежат применению. Если, по Вашему мнению, в локальных нормативных актах вашей организации закреплены положения, противоречащие Трудовому Кодексу Российской Федерации, либо вы подозреваете, что Вас ущемляют в правах, то лучше обратиться за консультацией к юристу. Он подскажет Вам, куда следует обратиться с жалобой, или пояснит, что возможно нарушения и нет. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Остановимся на основных документах, которым немало отводится места В ТК РФ. Это один из основополагающих правовых актов регулирующих социально-трудовые отношения в организации, определяющих организационно-правовую структуру, цели и задачи организации, ее положение на рынке и т.д. Данный документ утверждается, как документ первостепенной важности, руководителем организации и действует до момента его замены новым, переработанным вариантом или до реорганизации учреждения. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙТрудовые отношения – это только такие отношения работодателя и работника, которые имеют признаки, указанные в статье 15 ТК РФ:
Но кроме трудовых отношений на основе трудового договора, взаимодействие с работником можно оформить и в рамках гражданско-правовых отношений, когда работодатель и работник выступают в роли заказчика и исполнителя. Такие отношения не подчиняются трудовому законодательству и снимают с заказчика значительную долю ответственности за условия труда исполнителя. При этом в статье 15 ТК РФ подчеркивается, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Самые частые претензии со стороны контролирующих органов вызывает как раз попытка выставить реальные трудовые отношения под видом гражданско-правовых. Что выигрывает работодатель в этом случае? Он не только имеет возможность не платить за работника в ФСС страховые взносы по травматизму и профзаболеваниям, но и не должен предоставлять отпуск, больничный, декретные выплаты и пособия по увольнению. Но если работодатель здесь выигрывает, то работник проигрывает, поэтому с 1 января 2014 года у него есть право потребовать признать гражданско-правовые отношения трудовыми (статья 19.1. ТК РФ), если на то есть реальные основания. Предлагаем подробнее рассмотреть, как строится взаимодействие работодателя и работника в рамках собственно трудовых отношений и в рамках гражданско-правовых, среди которых есть и вариант заемного труда (аренды персонала). По трудовому договору работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка данного работодателя (ст. 56 ТК РФ). Трудовой договор максимально защищает права работника и, в то же время, возлагает на работодателя максимальную ответственность из всех возможных вариантов оформления трудовых отношений. О том, как заключить трудовой договор и какие условия надо в нем предусмотреть, мы рассмотрели в отдельной статье, потому что при заключении такого договора надо учесть немало нюансов. Что такое трудовые отношения? Трудовые отношения – это такие правоотношения, базисом которых служит соглашение, заключаемое между работником и его работодателем, и в полном соответствии с которым, упомянутый работник, за соответствующего размера плату выполняет ту или иную функцию, обладающую непосредственным трудовым характером. Кроме того, соглашение предусматривает, что работник обязан подчиняться действующим в организации правилам ВТР, специально разработанным и установленным соответствующим нормативно-локальным актам. Данные положения выполняются работником исключительно при условии, что работодателем будут обеспечены все установленные положениями трудового законодательства условия, требующиеся для нормального осуществления трудовой деятельности. Договор гражданско-правового характера (ГПХ) – это хорошая возможность для работодателя заказать стороннему исполнителю услугу (работу), которую не могут выполнить его штатные работники. Такой договор подойдет и в случае, когда объем работ является небольшим, и привлечение работника в штат будет необоснованным. Это может быть ремонт чего-либо, выполнение перевода, привлечение определенного числа клиентов, разработка технической документации и т.д. Оформляется такой договор не как трудовой, а в виде договора подряда или оказания услуг. Кроме того, к гражданско-правовым договорам, на основании которых можно привлечь к исполнению физическое лицо, относятся договора перевозки, транспортной экспедиции, поручения, агентирования, комиссии. Предметом договора ГПХ будет выполнение конкретного задания, имеющего измеримый результат. Именно этот результат и будет оплачен работодателем, который в данном случае выступает как заказчик. На лиц, выполняющих работу или оказывающих услуги на основе договоров ГПХ, трудовое законодательство не распространяется. Записей в трудовой книжке исполнителя при таком варианте работы заказчик не делает, но период работы по гражданско-правовому договору включается в трудовой стаж исполнителя. Почему? Дело в том, что хоть договор ГПХ не является трудовым, но заказчик должен за свой счет перечислять за исполнителя страховые взносы в Пенсионный фонд, исходя из выплаченных сумм вознаграждения. Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются обязательными и могут быть предусмотрены в добровольном порядке. Кроме того, заказчик по гражданско-правовому договору с исполнителем – физическим лицом должен исполнить обязанность налогового агента, то есть удержать и перечислить НДФЛ из суммы вознаграждения. Сравним особенности двух видов договоров с работником: трудового и гражданско-правового. Если исполнитель по договору ГПХ является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги или выполняет работы в рамках своей предпринимательской деятельности, то это обычные отношения двух хозяйствующих субъектов. В этом случае заказчик не должен платить за ИП страховые взносы и удерживать с него НДФЛ. Индивидуальный предприниматель сам выплачивает налог с суммы вознаграждения и сам платит за себя страховые взносы. Такая форма отношений выгода и заказчику, и исполнителю: первый экономит на суммах взносов в ПФР, а второй имеет право облагать полученный доход не по обычной ставке НДФЛ в 13%, а, к примеру, по ставке 6%, если он работает на УСН Доходы. Тем не менее, этот вариант всегда особенно контролируется налоговиками, т.к., по их мнению, представляет собой схему, созданную для ухода от налогов. При заключении гражданско-правового договора с ИП, так же, как при заключении договора ГПХ с обычным физическим лицом, надо следить, чтобы в нем не были прописаны признаки, характерные для трудовых отношений.
Удаленная или дистанционная работа — это вариант, прекрасно подходящий для выполнения тех работ или услуг, которые не требуют постоянного присутствия в офисе работодателя: IT-специалисты, дизайнеры, аналитики, переводчики, специалисты колл-центра, маркетологи, менеджеры по продажам и др. Удаленная работа на сегодня возможна в рамках как трудового, так и гражданско-правового договора, но так было не всегда. Узаконили дистанционную работу по трудовому договору только в прошлом году, законом 05.04.2013 № 60-ФЗ, который добавил в Трудовой кодекс главу 49.1. Согласно ей дистанционной работой считается выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, при условии взаимодействия с работодателем через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сети Интернет. До вступления в силу этой главы ТК РФ удаленная работа по факту уже осуществлялась множеством работников, но оформлялась она или как надомная (что неправильно, т.к. надомный труд предполагает производство определенной продукции), или как договор ГПХ, или работник числился по договору в офисе, но не находился там. Теперь все эти вопросы сняты, и если работодатель и дистанционный работник хотят заключить именно трудовой договор, то это возможно. На такого работника распространяются все гарантии трудового законодательства. Мы рассмотрели все варианты возможного оформления трудовых отношений:
Вопросы, касающиеся права выбора работника между заключением трудового договора или договора ГПХ, не раз становились предметом споров: налоговых, с участием внебюджетных фондов, Государственной инспекцией труда и судебных инстанций. Кто имеет право на выбор варианта трудовых отношений, удовлетворяющих интересам и работника, и работодателя? Нам представляется, что это, прежде всего, сами стороны трудовых отношений. На самом деле – где проходит граница, за которой благие желания надзорных органов защитить интересы работника нарушают его право на свободный выбор варианта оформления трудовых отношений? Ведь часто договор ГПХ, который проверяющие необоснованно считают незаконным, как раз отвечает интересам самого работника. Может быть, ему проще и выгоднее работать как исполнителю, чем быть штатным работником? На свободу права выбора гражданином договорно-правовой формы взаимодействия с лицом, предоставляющим работу, указал Конституционный суд в Определении от 19 мая 2009 г. N 597-О-О: «Таким образом, договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов — сторон будущего договора». Было бы замечательно, если государственные органы, призванные защищать трудовые интересы гражданина, учитывали бы его личное мнение и оставляли право выбора за ним, без того, чтобы необоснованно, в некоторых случаях, обвинять работодателя в попытке нарушить законодательство о труде.
в различных государствах между собой?: А — Макроэкономический уровень. Б — Мезоэкономический уровень. В — Микроэкономический уровень. Г — Уровень персонификации. Основная цель правового регулирования трудовых отношений — это создание правовых условий, позволяющих оптимально согласовать интересы сторон, которые вступают в трудовые отношения, и государства. … Нормы права зачастую игнорируются или трактуются весьма вольно. Что входит в трудовое законодательство?В структуру общей части трудового законодательства входит следующая совокупность трудовых норм: регулирующие предмет и метод трудового права; определяющие цели законодательного регулирования трудовых правоотношений; структуру источников трудового права. Заключение коллективного договора начинается с коллективных переговоров с участием представителей работников и работодателя. Трудовое законодательство не принуждает заключать такой договор, но если одна из сторон обратилась к другой с предложением начать коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению, другая сторона обязана начать переговоры. Итак, инициатор направляет письменное предложение о начале переговоров второй стороне, которая в течение семи календарных дней со дня получения предложения должна дать ответ. Затем стороны выбирают своих представителей и определяют порядок, место и сроки проведения переговоров. Не позднее двух недель со дня получения запроса стороны должны предоставить друг другу информацию, необходимую для ведения переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ). В ходе переговоров разрабатывается и обсуждается проект коллективного договора. Если стороны достигли согласия по всем пунктам, готовится окончательная редакция коллективного договора в трех экземплярах, которая подписывается обеими сторонами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным вопросам проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (ч. 2, 3 ст. 40 ТК РФ). Разногласия урегулируются в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ. Что касается порядка разработки проекта соглашения, к нему применяются общие положения о порядке проведения коллективных переговоров, при этом отдельные требования устанавливаются к разработке тех положений соглашения, которые требуют финансирования на любом уровне (ст. 47 ТК РФ). В данном случае необходимо учитывать общие принципы бюджетного процесса. Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр. После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме. 1. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие коллективного договора. Согласно приводимому определению коллективный договор — это, прежде всего, правовой акт, из чего следует, что это документ (оформленный в письменном виде), который содержит нормы права. Понятие коллективного договора содержится и в международном праве. Так, в Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (принята в г.Женеве 1 июля 1949 года на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ) указано, что там, где это необходимо, должны быть приняты меры, соответствующие национальным условиям, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию аппарата для переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров. Положения коллективного договора регулируют социально-трудовые отношения работников и работодателей, которыми могут быть организации или индивидуальные предприниматели (о понятии организации и индивидуального предпринимателя см. комментарий к ч.3 ст.37 ТК РФ). Социально-трудовые отношения — это отношения, связанные с установлением условий труда работникам и предоставлением им гарантий в соответствии с трудовым законодательством. Заключается данный правовой акт в соответствии с ч.1 комментируемой статьи между работниками и работодателем в лице их представителей (о понятии представителей работников и работодателей см. комментарий к главе 4 ТК РФ). 2. Часть 2 комментируемой статьи содержит положения, которые конкретизируют нормы ст.38 ТК РФ (см. комментарий к ст.38) о возможных разногласиях в ходе ведения коллективных переговоров. Согласно ч.2 комментируемой статьи в случае, если по разногласиям (различным (несогласующимся) точкам зрения по отдельным положениям коллективного договора) не достигнута договоренность, то в этом случае коллективный договор должен быть подписан обеими сторонами по тем положениям, по которым стороны не имеют каких-либо возражений и замечаний, а по отдельным вопросам, по которым согласия не достигнуто, составляется протокол разногласий. При этом ч.2 комментируемой статьи определяет срок подписания коллективного договора в этом случае — три месяца, которые исчисляются со дня начала введения коллективных переговоров. Это означает, что срок ведения коллективных переговоров также должен составлять не более трех месяцев. Однако ч.2 комментируемой статьи не регулирует вопрос о том, какими должны быть действия представителей сторон в том случае, если ни по одному положению коллективного договора не будет достигнуто согласие (договоренность). Полагаем, что в этом случае сторонами может быть составлен только протокол разногласий, срок составления которого также не должен превышать трех месяцев. 3. Часть 3 комментируемой статьи определяет «дальнейшую судьбу» разногласий, возникших в ходе ведения коллективных переговоров. Имеется два варианта дальнейшего разрешения этих разногласий: Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии. Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов — источников трудовых взаимоотношений в России. Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений. Модель регионального регулирования системы социально-трудовых отношений происходит в форме издания нормативно-правовых и подзаконных актов, являющихся источником права в сфере труда. Метод программного и отраслевого регулирования основывается на нормативных актах и осуществляется в процессе реализации тех или иных программ. К примеру, существуют госпрограммы, направленные на развитие соцполитики России, устранение проблем в сфере труда и так далее. Модель регулирования отношений на уровне предприятий и организаций предусматривает локальное регулирование трудовых отношений и заключение коллективных договоров, которые также являются источником права. Статьей 2 ТК предусмотрены принципы регулирования правоотношений в сфере труда. Общие принципы также закреплены в других источниках: в Конституции, федеральных законах. Так, статья 37 Конституции предусматривает свободу выбора права на труд, выбора профессии и рода занятий. Основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются:
Необходимо отметить, что реализация и соблюдение указанных прав работников возложены на работодателей в установленном порядке, поэтому некоторые из моделей трансформируются в обязанности в области социально-трудовых взаимоотношений. К основным правам работодателей относят право объединиться с целью эффективного отстаивания своих интересов, право требовать от работников надлежащего исполнения обязанностей, сохранности имущества и так далее. Особенности правового регулирования трудовых отношений Законодательством предусмотрено специальное регулирование социальных трудовых отношений для определенных категорий сотрудников. Следует отметить, что особенности трудовых взаимоотношений установлены не только трудовым законодательством, но и иными законами, нормативными актами, коллективными соглашениями и уставами предприятий. К примеру, регулирование трудовых взаимоотношений в сфере образования установлено также Законом «Об образовании», в сельскохозяйственной сфере – Законом «О сельскохозяйственной кооперации». Раздел 12 ТК предусматривает порядок регулирования труда:
Законодательство отводит значительную роль трудовым соглашениям, которые признаются полноценным источником трудовых отношений. Так как коллективное соглашение является не только источником права в сфере труда, но и формой социального партнерства, как это предусмотрено ст. 27 ТК, перед его заключением проводятся взаимные консультации между субъектами и коллективные переговоры на предприятии. Согласно ст. 9 ТК, регулирование правоотношений в договорном порядке осуществляется при заключении, изменении и дополнении трудовых соглашений. Это и является коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в организации. А поскольку соглашения, как форма социального партнерства, относятся к одному из источников трудового права, регулирование правоотношений с их помощью называют «нормативным регулированием». Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы. Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ). Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В теории государства и права принято классифицировать нормативно-правовые акты по юридической силе. В трудовом праве можно разделить их на следующие группы:
Важным правовым инструментом регулирования социально-трудовых отношений на предприятии выступают коллективные договоры и соглашения. В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса (ТК) РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор заключается по соглашению. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений. Под социально-трудовыми отношениями в данном случае понимаются общественные отношения в сфере:
Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику. Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы. Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8). В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом. Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса. В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)). Прикрепленные файлы
Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это: — Закон РФ от И марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллективных договоров; — Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991, № 18. ст. 565; 1992, № 34, ст. 1974. Новая редакция от 20 апреля 1996 г.— Российская газета, 1996, 6 мая), определивший государственную политику по обеспечению занятости и гарантии безработным; — Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их полномочий; — Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.). Рассмотрим основные положения, касающиеся трудовых отношений, которые предусмотрены главным Законом страны – Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Конституция гарантирует охрану труда и установление МРОТ (ч. 2 ст. 7 Конституции). Кроме того, Конституция РФ предусматривает следующие положения, регулирующие трудовые отношения:
Действенность социального партнерства в большинстве случаев напрямую зависит от равноправия работодателей и сотрудников предприятий, соцзащиты наемного труда и свободы предпринимательства. Это зависит и от решения возникающих споров переговорным методом, участия сотрудников в управлении и согласия при разрешении совместных задач, направленных на развитие производства и повышение эффективности труда. В создавшейся практике соцпартнерства отсутствует равноправие сторон. Общеизвестен тот факт, что условием для возникновения и регулирования социально-трудовых отношений в рамках рыночной экономики есть юридическая независимость всех сторон данных отношений. Проводимая реформа восстановила право собственности сотрудника на использование своей рабочей силы. Но все же в условиях создавшегося глубокого кризиса социально-экономической системы он не в состоянии выступать как активная, самостоятельная личность и быть равноправным партнером. Все его усилия нацелены на выживание, обеспечение нужд своей семьи и сохранение своего рабочего места. Читать дальше: Куда обратиться если штраф гибдд выписан ошибочно Возможность изменения сложившейся ситуации ограничена также тем, что ситуация в экономике требует от предпринимателей ущемления интересов и прав наемного персонала, чтобы не допустить банкротства, при этом допуская грубейшие нарушения действующих норм в законодательстве. Профессиональные союзы стремятся преодолеть отстранение работника от результатов своей рабочей силы, добиваются, чтобы он был равноправным партнером, а также привести стоимость рабочей силы к соответствию стандартам всего цивилизованного мира. Рыночная схема труда допускает:
Кроме вышеописанных законов, система охраны труда регламентируется следующими формами нормативно-правовых актов:
Закон представляет собой акт представительного высшего органа, который обладает юридической силой. Он устанавливает необходимые нормы, регулирующие самые важные общественные взаимоотношения. Также важными документами в охранной деятельности являются ГОСТы и СНиПы. Они входят в перечень правовых нормативных актов. ГОСТы подразумевают под собой установленные государственные стандарты системы. Они утверждаются Минстроем и Госстандартом РФ. Все ГОСТы объединены в один класс, имеющий номер 12. Это класс разбит на определенные группы:
Трудовые отношения в Российской Федерации регулируются весьма разветвленной системой нормативных актов. Можно отнести следующие большие группы:
В теории государства и права принято классифицировать нормативно-правовые акты по юридической силе. В трудовом праве можно разделить их на следующие группы:
Естественно, особняком стоит Конституция России и Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ведь, как известно, данные источники являются фундаментальными для всех отраслей права, и в них предусмотрены основные права и свободы человека и гражданина в о��ласти трудовых отношений. 22 Июля, 2014 «Бухгалтерские вести» №10/2014 Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику. Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы. Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8). В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом. Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса. В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)). Прикрепленные файлы
Современный период развития локального регулирования трудовых отношений характеризуется тем, что роль и значение локальных нормативных актов как источников трудового права возрастает. Однако ввиду отсутствия четкого определения локальных нормативных актов, разработанных компетентными органами государства, их место в системе источников трудового права вызывает неоднозначные толкования. В данной статье будут рассмотрены локальные нормативные акты и коллективный договор как локальный акт регулирования трудовых правоотношений с целью определения их значения как источников трудового права. Термин «локальный» означает «местный, не выходящий за определенные пределы»; «местный, свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы» . Одним из первых понятие «локальный нормативный акт» использовал Н.Г. Александров в 1948 г. в монографии «Трудовые правоотношения» . Именно этим автором в 1966 году было введено в научный оборот понятие «локальный нормативный акт» . Однако введение в научный оборот термина «локальный нормативный акт» не решило проблему однозначности его толкования. В силу ст. 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Участниками соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Инициатива заключить соглашение, в силу принципа равноправия сторон, также может исходить от любой стороны. Примечание. Сторонами социального партнерства являются работники, работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей и органы государственной власти и местного самоуправления в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ). Что касается предмета таких соглашений, им обычно является какой-либо вопрос регулирования социально-трудовых отношений. В качестве примера можно привести Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 02.12.2010, заключенное в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, которая предусматривает установление минимальной заработной платы в субъекте РФ региональным соглашением. Итак, сторонами соглашения могут быть:
В договорном порядке регулируются значимые для работника предприятия условия, путем внесения изменений в коллективный и индивидуальный трудовой договор, подписания дополнительных соглашений. Действующее трудовое законодательство обязывает предприятия и организации – юридические лица, устанавливать внутреннее правовое регулирование взаимодействия всех структур, работников и предприятия. При оформлении на государственную службу ( в органы местного самоуправления, ведомственные учреждения), договора составляются с сотрудниками индивидуально, но по разработанному и утвержденному Правительством, типовому шаблону. В нем уже зафиксированы основные права и обязанности для конкретной должности, размер оклада, надбавок и компенсаций. При осуществлении трудовых функций постоянным работником, на него заводится личное дело предприятием ⏤ ведется табель учета рабочего времени. Прикрепляются приказы о приеме на работу, о премировании и т.п. Для временных работников, работающих по договору гражданско-правового характера, договору подряда, оказания услуг ⏤ табель учета не ведется. Договорным регулированием считаются условия, которые стороны имеют право устанавливать в договоре по своему усмотрению, по взаимному согласию. При существенном изменении условий труда, организация не имеет права в одностороннем порядке вводить новшества, не удостоверившись в том, что работник не возражает против изменений. Письменное согласие работника на изменение условий труда (оплата, график и др. условия), подшивается в материалы его личного дела. Одним из обязательных локальных нормативов для предпринимателя ⏤ внутренний приказ о приеме сотрудника на работу. Если предприниматель в своей деятельности будет использовать наемный труд, необходимо наличие у него разработанного и утвержденного штатного расписания. Нормальная продолжительность рабочего времени — 8 часов. Иногда 12, зависит от самой работы. В соответствии с ним будут заполняться вакантные места, подаваться сведения в службу занятости. Особенностью взаимодействия с таким работодателем является отсутствие обязательства с его стороны, заключать коллективный трудовой договор (законодатель отнес это на усмотрение самого предпринимателя). Локальное регулирование трудовых отношений происходит на основании коллективного трудового договора на предприятии. В соответствии с ним, устанавливаются взаимные права и обязанности работодателя и сотрудников организации. В нем прописываются все важные составляющие взаимодействия предприятия и работников. Заключается коллективный трудовой договор уполномоченными представителями сторон: представитель от коллектива, представитель от работодателя. Трудовой договор с сотрудником призван урегулировать те взаимоотношения и договоренности, которые возникают между работодателем и работником. Трудовой контракт имеет индивидуальное действие и распространяется на того сотрудника, с которым это соглашение подписано. Коллективный трудовой договор – распространяется на всех работников предприятия. Похожие записи: |