Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об некоммерческих организациях Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2.1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
2.2. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 278-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. (в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.11.2015 N 341-ФЗ)
4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 — 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
2.2. Под некоммерческой организацией-исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований: (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)
1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества; (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)
2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг). (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. (в ред. от Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)
4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.
Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ
1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Уставом фонда, имеющего статус международного фонда, может быть предусмотрено создание иных органов фонда. Наличие попечительского совета международного фонда не является обязательным. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)
4. Особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)
1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
3. Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ
Как я уже писала выше, ФЗ №7 «Об НКО» — важная основа для регулирования процесса создания и деятельности НКО. Все лица участвующие и вовлеченные в социальную жизнь так или иначе сталкиваются с некоммерческими организациями либо напрямую, либо косвенно, и ФЗ №7 «Об НКО» нам дан как инструмент, регулирующий их.
Конечно, одного ФЗ №7 «Об НКО» нам недостаточно, поскольку социальную сферу деятельности и деятельность отдельных форм некоммерческой организации регулируют множество отдельных специальных и дополнительных Федеральных законов, например таких как:
- Федеральный закон «Об общественных объединениях»
- Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральный закон «О национально-культурной автономии»
- Федеральный закон «О государственной службе российского казачества»
- Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РФ «О защите прав потребителей»
- Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О ветеранах»
- и многие другие федеральные законы, которые необходимы для урегулирования деятельности конкретной формы НКО или отдельной сферы социальной жизни общества.
Всего в ФЗ №7 «Об НКО» 5 глав. Для понимания я перечислю главы, содержащиеся в ФЗ №7 «Об НКО» и чуть ниже я дам короткие комментарии по статьям и главам, позволяющие Вам ориентироваться при создании и составлении документов для НКО:
Глава I. Общие положения
Глава II. Формы некоммерческих организаций
Глава III. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
Глава IV. Деятельность некоммерческой организации
Глава V. Управление некоммерческой организацией
Глава VI. Поддержка некоммерческих организаций. Контроль за деятельностью некоммерческих организаций
Как и обещала, я дам краткое описание по главам, которое позволит Вам быстро найти именно ту информацию, за которой вы обратились к данному закону.
Глава I. Общие положения
В общих положения во всех федеральных законах мы сможем найти короткие определения и основные положения, в нашем случае мы увидим — что же такое некоммерческая организация, зачем она создается, в каких сферах она может работать, какие у нее есть права и обязанности.
Информацию, необходимую для создания некоммерческих организациях, я постараюсь разбить и описать ниже постатейно.
Глава II. Формы некоммерческих организаций
В данной главе описаны большинство видов НКО, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, коротко описаны их основное предназначение и порядок деятельности. Надо выделить, что в данном разделе указаны не все формы НКО, некоторые из них так и остались вынесенными в отдельные специальные федеральные законы.
Глава IV. Деятельность некоммерческой организации
В главе о деятельности некоммерческой организации раскрыто — какие виды деятельности она может осуществлять, в каком виде организация определенной формы может осуществлять предпринимательскую или иную деятельность приносящую доход, в каких организациях НКО может участвовать, как и кем формируется имущество некоммерческой организации, какие могут быть источники формирования имущества у нее, каким образом решается конфликт интересов в НКО и какой орган имеет право одобрять сделки с заинтересованностью и многие другие нюансы, касающиеся деятельности НКО вы сможете здесь найти.
Глава V. Управление некоммерческой организацией
В главе V описаны по каждой из форм некоммерческой организации органы управления, определена их исключительная компетенция, указаны ограничения для некоторых органов НКО, предусмотрен порядок заочного голосования и какие вопросы могут решаться на заочном голосовании, какие органы должны быть обязательно, а какие мы имеем право формировать дополнительно и по желанию.
Глава VI. Поддержка некоммерческих организаций. Контроль за деятельностью некоммерческих организаций
Данная глава предназначена для некоммерческих организаций, которые хотели бы иметь поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, в ней раскрываются виды деятельности, в осуществлении которых НКО могут претендовать на поддержку, описано каким образом можно ее получить, что для этого должны делать государственные органы и органы местного самоуправления, какие реестры они должны вести, как отчитываются НКО за осуществляемую деятельность, как и кто имеет право контролировать деятельность НКО.
Глава VII. Заключительные положения
В заключительных положениях мы увидим, когда закон вступает в силу, и какую НКО несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) разработка и реализация федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
3) мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
4) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
5) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
6) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
7) содействие региональным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
8) организация официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за их деятельностью в Российской Федерации;
9) подготовка и опубликование в средствах массовой информации ежегодного доклада о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации, который должен содержать информацию об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценку эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;
10) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
11) установление порядка ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами;
12) формирование инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
4) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;
5) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;
6) содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;
8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.
- Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
- Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
- Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
- Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.
- Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.
Наверх
- Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
1.1 Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
- Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
- Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
- Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами).
- Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях:
1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;
2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) общероссийских общественных объединений;
4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;
6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.
- Право на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, прекращается в связи с:
1) отзывом разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации;
2) прекращением юридического лица — единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи;
3) прекращением права юридического лица — единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, на использование в своем наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.
- В случае прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Наверх
- Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
- Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
- Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
- Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
- Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
Наверх
- Общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами, если иное не установлено федеральными законами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов).
- Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющиеся их филиалами или представительствами, создаются соответственно в организационно-правовой форме общественных организаций и ассоциаций (союзов). Деятельность территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющихся их филиалами или представительствами, регулируется уставами указанных территориальных подразделений в соответствии с положениями о территориальных подразделениях, принятыми общественной организацией и ассоциацией (союзом).
Наверх
Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
- Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов).
- Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
- Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
Наверх
- Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
- Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
- Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации. Порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.
- Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.
Наверх
Номер документа: | 7-ФЗ |
Дата принятия: | 12/01/1996 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 24/01/1996 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 02/07/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 351-ФЗ от 02/07/2021
Вступила в силу с: 02/07/2021
Редакция от 11/06/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 4 Федерального закона О некоммерческих организациях и статью… № 169-ФЗ от 11/06/2021
Вступила в силу с: 22/06/2021
Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления… № 481-ФЗ от 30/12/2020
Вступила в силу с: 30/12/2020
Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования… № 529-ФЗ от 30/12/2020
Вступила в силу с: 30/12/2020
Редакция от 18/03/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона О некоммерческих организациях № 60-ФЗ от 18/03/2020
Вступила в силу с: 15/09/2020
Редакция от 08/06/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер… № 166-ФЗ от 08/06/2020
Вступила в силу с: 08/06/2020
Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 394-ФЗ от 02/12/2019
Вступила в силу с: 13/12/2019
Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета… № 407-ФЗ от 02/12/2019
Вступила в силу с: 13/12/2019
Редакция от 26/11/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О международных компаниях и отдельные законодательные акты… № 378-ФЗ от 26/11/2019
Вступила в силу с: 26/11/2019
Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные… № 217-ФЗ от 29/07/2017
Вступила в силу с: 01/01/2019
Редакция от 29/07/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 13.2 и 32 Федерального закона О некоммерческих организациях в части… № 260-ФЗ от 29/07/2018
Вступила в силу с: 10/08/2018
Редакция от 27/06/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения… № 164-ФЗ от 27/06/2018
Вступила в силу с: 08/07/2018
Редакция от 05/02/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества… № 15-ФЗ от 05/02/2018
Вступила в силу с: 01/05/2018
Редакция от 31/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О содействии развитию жилищного строительства и отдельные… № 506-ФЗ от 31/12/2017
Вступила в силу с: 11/01/2018
Редакция от 07/06/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 32 Федерального закона О некоммерческих организациях и признании… № 113-ФЗ от 07/06/2017
Вступила в силу с: 01/01/2018
К иностранным агентам отнесены в том числе некоммерческие организации, которые получают денежные средства или иное имущество от российских юридических лиц, бенефициарами (бенефициарными владельцами) которых являются иностранные граждане. Термин «бенефициарный владелец» раскрывается в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) компанией либо имеет возможность контролировать ее действия.
Изменения коснулись места нахождения иностранных НКО. В частности, устанавливается запрет на использование жилого помещения в качестве места нахождения структурного подразделения иностранной НКО, созданной или создаваемой на территории Российской Федерации. Данный запрет касается исключительно иностранных НКО; для отечественных некоммерческих организаций такого запрета не предусмотрено.
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Закон вводит дополнительное основание для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации Министерством юстиции Российской Федерации: поступление информации в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Для иностранных агентов и структурных подразделений иностранных НКО вводится обязанность представлять в Министерство юстиции Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или их неисполнении. Такие отчеты должны направляться в Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно.
Основания для ликвидации иностранного агента и иностранной НКО были уточнены и дополнены.
Теперь иностранный агент, а также иностранная НКО, получившие решение Министерства юстиции Российской Федерации о запрете осуществления программы (ее части), не вправе приступать к осуществлению этой программы (ее части), обязаны прекратить деятельность, связанную с осуществлением этой программы (ее части). Невыполнение указанного решения влечет за собой ликвидацию иностранного агента, ликвидацию иностранной НКО по решению суда по иску Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа либо исключение филиала или представительства иностранной НКО из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению Министерства юстиции Российской Федерации.
В целом указанные выше изменения, внесенные в Закон об НКО, можно охарактеризовать как ужесточение требований к иностранным агентам и иностранным НКО.
Источник:
- Поручения Президента
- Нормотворческие инициативы
- Заявления
- Заявления Совета
- Заявления Председателя Совета
- Заявления членов Совета
- Экспертные заключения
- Обращения и ответы
- Рекомендации
- Реестр протоколов
Хорошая новость для НКО в том, что теперь за использование помещения на безвозмездной основе некоммерческим организациям не нужно платить налоги. Раньше, когда бизнес предоставлял свое нежилое помещение НКО, например, для организации офиса, помещение не освобождалось от налогообложения и считалось внереализационным доходом НКО. С 1 января 2021 года соответствующие изменения вступили в силу в Налоговом кодексе.
Теперь для того чтобы НКО смогла использовать такое помещение, и оно не облагалось налогом, важен только один критерий: помещение должно использоваться для осуществления уставной деятельности.
А размещение офиса как раз подходит под уставную деятельность.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» 2021, 2020
Деятельность НКО тесно связана с реализацией общественно значимых проектов. Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными. Для их реализации иногда требуется привлекать в НКО дополнительных специалистов.
При трудоустройстве, как правило, предпочтение отдается работодателю, который предлагает заключить трудовой договор, поскольку наличие трудового договора предполагает предоставление социальных гарантий, отчисления на будущую пенсию и иные бонусы. Такой вариант подходит для НКО с долгосрочными проектами.
Но что делать, если проект краткосрочный и нужно привлечь специалиста на определенное время? Ранее работодатели заключали с такими работниками договоры ГПХ, чтобы исключить возможные трудовые споры о сроках трудового договора и штрафы за нарушение трудового законодательства. Для самого работника это означало отсутствие ряда прав. Например, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, фиксированное рабочее время, оплату больничного. А у НКО, в свою очередь, всегда существовал риск переквалификации договора ГПХ в трудовой с последующим наложением санкций.
Теперь, если численность работников некоммерческой организации составляет не более 35 человек, она вправе вправе заключить с работником срочный трудовой договор без каких-либо рисков получить штраф за нарушение трудового законодательства.
С 1 января 2021 года в Трудовой кодекс внесены изменения. Теперь у НКО есть право не составлять внутренние локальные нормативные акты (ЛНА), обязательные в силу закона.
Например, можно не составлять правило внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и положение о премировании.
Данное правило введено по аналогии с субъектами малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.
Трудовым кодексом предусмотрено, что НКО для реализации нового права должна соответствовать критериям по годовому доходу и среднесписочной численности работников. Лимиты доходов устанавливаются Правительством РФ путем издания соответствующего постановления. Пока выпущен проект постановления правительства, где указано, что среднесписочная численность работников может быть не более 15 человек, а объем дохода за предшествующий календарный год не должен превышать 120 млн рублей. Документ прошел финальные обсуждения и должен вступить в силу в ближайшее время.
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Закон об аудиторской деятельности.
Ранее Законом об аудите было установлено, что все НКО, созданные в организационно-правовой форме фонда, должны ежегодно проводить аудиторскую проверку своей отчетности, независимо от размера доходов. Для небольших региональных фондов расходы на проведение аудита являются весьма существенной тратой.
Теперь закон предусматривает, что если поступление имущества, в том числе денежных средств, фонда за год, предшествующий отчетному, составили не более 3 млн рублей, то аудит проводить не нужно.
Кроме того, законодатель исключил специализированные фонды управления целевым капиталом из перечня фондов, которые подлежат ежегодному аудиту, но следует учитывать, что, согласно Закону о целевом капитале, вышеуказанные фонды обязаны проводить ежегодный аудит в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 млн рублей.
С 1 марта 2021 года вступила в силу редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая штрафы за нарушение законодательства об иноагентах. Ниже рассмотрим, в каких случаях некоммерческие организации и незарегистрированные общественные объединения, включенные в реестр иностранных агентов, должны будут выплатить штраф.
Например, при распространении информации о некоммерческих организациях и незарегистрированных общественных объединениях, включенных в реестр иностранных агентов, а также при распространении их материалов необходимо указать статус иноагента. Правило касается, в том числе сообщений в СМИ и публикаций в интернете. В ином случае будет наложен штраф:
— от 2 тыс. до 2 тыс. 500 рублей для физических лиц;
— от 4 тыс. до 5 тыс. рублей для должностных лиц;
— от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для юридических лиц.
Главное, что нужно знать о ФЗ «Об НКО», зачем он нужен и что он регулирует
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 05.07.2021)
«Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 22.04.2021 N 155
«О внесении изменений в приказ Управления делами Президента Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 431 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации полномочий Управления делами Президента Российской Федерации по исполнению публичных обязательств» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2021 N 64212)
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 13.04.2021 N 143
«Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2021 N 64073)
-
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р
«Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»
-
Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496
«О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»
-
Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р
«Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»
-
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 456 (ред. от 31.08.2021)
«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению N 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми»
-
Приказ Росстата от 31.08.2021 N 533
«О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения N 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми», утвержденную приказом Росстата от 30 июля 2021 г. N 456″
-
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»
Главное, что нужно знать про ФЗ об НКО, зачем он нужен и что он регулирует
Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).
В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).
Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.
Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:
- получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.
Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).
Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.
По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.
При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.
Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.
При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).
Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:
- осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
- такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
- такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.
В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).
По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.
Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.
В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.
Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.
Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:
- созданы на основе членства;
- объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.
Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).
Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).
Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.
Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.
Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.
Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).
Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.
Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:
- имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
- имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
- имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
О некоммерческих организациях (с изменениями на 8 июня 2020 года)
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.
-