Образовательная лицензия для ИП
224 0
Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.
Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.
Какая альтернатива есть?
Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.
VIDEO
У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.
Работа в таксопарке
По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.
Сотрудничество напрямую с агрегатором
При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.
При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.
Поиск заказов самостоятельно
Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.
К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:
Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.
Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.
Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.
3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.
Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.
Доступ к автокредиту от банков-партнеров.
Работа самозанятым в такси
Если поговорить с водителями среднестатистических городов России (не Москва), то мы получим примерно один ответ — в среднем водитель зарабатывает около 2700 рублей в смену. Вычитаем из этой суммы стоимость топлива, амортизацию автомобиля и другие обязательные выплаты, то остается не более 1200 руб. в день.
В месяц выходит не более 30 тыс. В городах — миллионниках сумма может увеличиться до 45 тыс. в месяц, в Москве и Петербурге — заработок таксиста ИП составит примерно 60-70 тыс. рублей.
Конечно, гораздо выгоднее не крутить баранку самому, а организовать собственную службу такси. Здесь есть 2 пути: открыть таксопарк или агрегатор. Агрегатор — служба, не имеющая собственных автомобилей, а выступающая посредником между пассажиром и водителем.
Лидерами среди агрегаторов являются — Яндекс такси, Gett и Uber. Самыми крупными таксопарками являются «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Эти службы являются крупными федеральными сетями. Этот фактор позволяет сделать вывод о том, что инвестиции в небольшой таксопарк будут просто не выгоды, поскольку конкурировать уже с имеющимися игроками на рынке будет просто невозможно.
Преимущества работы с агрегаторами:
Агрегатор может осуществлять контроль качества работы водителей.
У владельца таксопарка не необходимости открывать собственную диспетчерскую службу.
Если агрегатор — крупный игрок на рынке, его имя привлечет клиентов владельцам таксопаркам.
Недостатки договора с агрегаторами:
Ответственность за недостатки водителей будет лежать на таксопарке, даже если посредник сработал плохо (неверно указал адрес, например).
Часть выручки уходит агрегатору по договору о сотрудничестве.
Агрегатор работает с нескольким таксопарками, а значит это может усилить конкурентную борьбу между парками.
У каждого агрегатора есть рейтинг каждого водителя. Низкий рейтинг может привести к тому, что начинающий водитель может не получать заказы от агрегатора.
Конечно, первое, что приходит на ум, это утверждение, что чем дешевле автомобиль, тем быстрее он окупится. Но недорогие автомобили имеют более короткий ресурс использования. С учётом роста цен на запчасти, в итоге недорогой автомобиль обойдется владельцу таксопарка дороже в обслуживании.
Свои требования к автомобилям предъявляют и агрегаторы. Поэтому лидерами по использованию в такси являются автомобили среднего класса такие, как Volkswagen Polo и Hyundai Solaris. Они занимают примерно по 13% на рынке такси. Далее следуют Skoda Rapid с 11%, KIA Rio с 10,7%, Skoda Octavia 6,4%, Ford Focus 6,1%, Renault Logan — 5,6%, Volkswagen Jetta — 2,8%, Renault Kaptur — 2,5%, завершает десятку Nissan Almera — 2,3%. (данные Госкомстата) Решающими факторами являются первоначальная стоимость, расход топлива, стоимость обслуживания и удобство для водителя и пассажиров.
Подержанные автомобили приобретают для работы в такси гораздо реже, ведь при современных технологиях определить реальный пробег подержанного автомобиля очень сложно.
Сколько зарабатывает таксопарк — выгодно ли открывать таксопарк в 2021 году
Итак, мы уже подсчитывали, сколько может заработать таксист-одиночка в среднем городе России — ок. 30 тыс. рублей. В городе миллионнике — примерно 45 тыс. рублей, в Москве, Петербурге — до 70 тыс. рублей.
Если исходит из этих цифр, то владелец таксопарка в 20 машин в среднем городе будет получать примерно 15 тыс. от одной машины в месяц, значит 300 тыс. от всего своего парка, в большом городе — 450 тыс. в месяц со всего автопарка, в Москве примерно 700 тыс. рублей.
Конечно, владельцы бизнеса находят возможности увеличивать свои доходы за счет рекламы и рекламных контрактов, сокращать расходы на топливо, переоборудовав автомобили на использование газа вместо бензина и тд. Но это индивидуальное решение для каждого владельца бизнеса.
Разрешения выдают региональные органы исполнительной власти, в каждом субъекте свои. Например, в Москве лицензии выдает Дептранс, в Московской области — Минтранс Московской области. При этом с обоими разрешениями можно ездить как Москве, так и в Подмосковье.
Независимо от региона, лицензия на такси действует 5 лет.
Собрать документы:
документ, удостоверяющий личность;
СТС;
договор лизинга, аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством;
доверенность, если обращается не сам заявитель, а его представитель.
Обратиться с заявлением в региональный контролирующий орган — например, Минтранс субъекта, в котором автомобиль будет работать. Форма заявления у каждого региона своя.
Дождаться проверки документов и выдачи лицензии. Средний срок рассмотрения документов в регионах — до 1 месяца, в Москве — 10 рабочих дней.
Такси и перевозки автотранспортом попадают под патент. Этот вариант подойдет только для ИП, если они соблюдают ограничения патента:
не более 60 млн рублей в год в качестве выручки;
не более 15 сотрудников;
своевременная уплата патентных платежей.
Если нарушить эти ограничения, придется перейти на ОСНО с начала действия патента, во время действия которого произошли нарушения.
Возить пассажиров между регионами и не покупать несколько патентов можно. Будет достаточно одного патента, купленного в регионе, где вы чаще всего работаете. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Например, вы перевозите пассажиров из Свердловской области в Челябинскую и Курганскую, тогда достаточно, чтобы г. Екатеринбург значился как место заключения договоров.
Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:
срок патента (месяц, полгода, год);
число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.
Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:
срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.
Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:
придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
надо работать одному, без сотрудников;
режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.
Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.
Теперь надо передать документы на регистрацию. В базовый комплект входит заявление по форме Р21001, копия паспорта и квитанция об уплате госпошлины. Если же привлекается представитель, также понадобится его паспорт, нотариальная доверенность и её копия.
Если перед тем как оформить ИП для деятельности такси, гражданин получил электронную подпись, всё ещё проще. Заявитель формирует документы в электронной форме, подписывает их ЭЦП и отправляет в налоговую через специальный сервис ФНС.
Индивидуальный предприниматель может выбрать один из следующих налоговых режимов:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) : применяется для ограниченного круга видов деятельности, привязан к физическому показателю и базовой доходности, которую устанавливает государство;
Патентная система налогообложения (ПСН) : предусмотрена для определенных видов деятельности, в основном — услуг, оплачивается на период от месяца до года;
Упрощенная система налогообложения (УСН) : не зависит от вида деятельности, налоги общего режима заменяются единым налогом, рассчитываемым от дохода;
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) : разрешен только для производителей сельхозпродукции, зависит от доходов;
Общая система налогообложения (ОСНО) : режим, применяемый по умолчанию всеми предпринимателями и организациями, заключается в уплате НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество и ведении полной налоговой и бухгалтерской отчетности. Дает право на вычет НДС.
Какое налогообложение выбрать для такси
ПСН — Патентная система налогообложения. Патентная система налогообложения предусмотрена исключительно для предпринимателей с относительно небольшим оборотом, штатом до 15 человек и применяется только в отношении определённых видов деятельности. Предполагает собой получение патента, заменяющего собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определённый срок, но не более 12 месяцев.
Стоимость патента не зависит от реально полученного дохода, но выручку все же нужно подсчитывать, чтобы проконтролировать, не превышен ли у вас лимит доходов. Налог, уплачиваемый на патенте, называют профессиональным. Он рассчитывается от базовой доходности по вашему виду деятельности. ПСН можно комбинировать с другими режимами налогообложения.
Кому подходит :
бытовые услуги;
парикмахерские;
фотографы;
мелкое производство;
сезонный бизнес;
краткосрочные проекты;
новые направления деятельности, вызывающие сомнения в рентабельности.
В каких случаях нельзя применять :
Наемных работников более 15;
Годовой доход более 60 млн.;
В вашем регионе не предусмотрен патент для нужного вида деятельности.
Как рассчитывается :
Для расчета используется следующая формула: БД (базовая доходность) / (12 * К1 * 6%)
Базовая доходность: для каждого вида деятельности устанавливается устанавливается правительством и региональными властями
12: количество месяцев в году
К1: количество месяцев, на которые вы приобретаете патент
Ставка профессионального налога: 6%
Кроме профессионального налога индивидуальный предприниматель платит обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФОМС за себя и всех своих нанятых работников.
Пример:
Рассмотрим расчет ПСН для небольшой студии
Базовая доходность: 100 000 рублей
Патент покупается на 12 месяцев
Сумма налога: 100000/12х12х6%=11574 руб.
Как перейти :
Подайте заявление по форме N 26.5-1 о переходе на ПСН за 10 дней до начала деятельности, по которой планируете применять этот режим. Учтите, что патент будет действовать только по тем показателям, которые вы указали в заявлении. То есть, если вы, например, открыли парикмахерскую и приобрели патент на год, а через три месяца открыли еще один салон, на него патент уже не будет распространяться. В таком случае либо вторая и все последующие единицы (новые работники, офисы и т.п.) работают на другом режиме, либо нужно оплатить для них отдельный патент. Патентов может быть несколько как по одному виду деятельности, так и по разным.
Если вы утратили право на применение ПСН (превысили лимит доходов, например), перейти на этот режим можно будет только с начала следующего года.
УСН — Упрощённая система налогообложения. Иногда называют «упрощёнкой».
Поскольку УСН не привязана ни к региону, ни к виду деятельности, ее называют наиболее универсальным режимом для ИП. Суть этой системы в том, что вместо налогов общей системы (НДС, налог на имущество, НДФЛ и пр.) вы платите единый налог. Есть два варианта объектов налогообложения: доходы или доходы минус расходы.
Упрощёнку нельзя совмещать с общим режимом или ЕСХН, но можно применять одновременно с ЕНВД или патентом (по разным видам деятельности).
Кому подходит :
Для тех, у кого не стабильный доход;
Для тех кому нельзя применять ЕНВД и патент;
Для тех, кому не запрещено применение упрощенки (ограничение по доходам, количеству сотрудников и т.д.).
В каких случаях нельзя применять :
Работа в банковской сфере и на рынке ценных бумаг;
Для страховых компаний;
Для пенсионных и инвестиционных фондов;
В работе ломбардов;
При выпуске подакцизных товаров;
Для работы в сфере добычи полезных ископаемых;
Для игорного бизнеса;
Частнопрактикующим нотариусам;
При количестве наемного персонала более 100;
При стоимости основных средств более 150 000 000 руб.;
Для предпринимателей с годовым доходом более 150 000 000 руб.
Как рассчитывается :
Есть два вариант расчета единого налога на УСН, в зависимости от объекта налогообложения.
«Доходы» : ставка налога составит 6% от всей суммы доходов. Его имеет смысл выбирать, если у вас немного расходов или их сложно подтвердить документально. Чтобы рассчитать сумму единого налога нужно увеличить всю сумму выручки на 6% и из получившегося результата вычесть сумму страховых взносов за себя (100%) и за работников (50%). Налоговую отчетность подавать не нужно, достаточно вести учет, чтобы отслеживать, соблюдайте ли вы лимит выручки.
«Доходы минус расходы» : ставка единого налога будет 15%. Вам подойдет такой объект, если расходов много и вы можете их обосновать. Для расчета суммы налога нужно от всей полученной выручки отнять сумму документально подтвержденных расходов, умножить полученный результат на 15% и отнять от него сумму всех уплаченных страховых взносов (за себя и за работников). Если по итогам года вы остались в убытке, то при этом объекте налогообложения достаточно заплатить минимальный налог — 1% от валовой выручки. Его сумма уменьшается на уплаченные за год авансовые платежи.
Пример:
Рассмотрим расчет УСН для небольшого предприятия
Доходы: 5 000 000 рублей
Расходы: 2 730 000
Сумма взносов за себя — 36238 руб.
Сумма взносов за работников — 172476 руб.
Сумма налога «Доходы» (6%): 5000000х6% — 36238 — (172476х50%) = 177 524 руб.
Сумма налога «Доходы минус расходы» (15%): (5000000 — 2730000)х15% — 36238 — (172476х50%) = 218 024 руб.
Кроме единого налога на упрощенке нужно платить все обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФОМС за себя и своих работников.
Подайте уведомление при регистрации ИП или в течение 30 дней после нее. Если этот срок пропущен, можно перейти на упрощенку с начала следующего года.
Вне зависимости от выбранного режима налогообложения и полученного дохода, каждый ИП должен платить за себя обязательные взносы. К обязательным относятся взносы в ПФР и на обязательное медицинское страхование. Уплачивать их нужно в фиксированном размере, который государство устанавливает каждый год.
В 2021 году индивидуальныепредприниматели уплачивают:
в ПФР: 32 448 руб.
в ФОМС: 8426 руб.
Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?
По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.
Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!). Получается, что услуг по перевозке не оказывает вообще никто? Чудесным образом пассажиры получают услугу по перевозке от неустановленных лиц? Контролерам это однозначно не понравится.
Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.
Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.
Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать? То какой расход тогда показывать? Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.
Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.
В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.
ИП проще. ИП может выбрать систему УСН 6%, заплатить этот налог и остальными 94% выручки распоряжаться по собственному усмотрению. Можно нигде не документировать дальнейшее использование этих средств, закон этого не обязывает.
В случае использования ООО, после уплаты такого же налога, оставшиеся 94% являются собственностью ООО. ООО может использовать их любым законным образом, но обязано документировать любое последующее движение этих средств, т.е. вести бухгалтерский учет.
Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ. В таком случае от предпринимателя попросят предоставить подтверждающие документы, на которых основаны проводимые платежи, и это еще полбеды. Нередки случаи блокировки счетов со стороны банка.
Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.
Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).
Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.
Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.
О рисках бизнеса партнеров агрегаторов такси
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
VIDEO
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Как стать таксистом: нужны ли ИП, лицензия и «шашечка»
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН) . Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Существует и разделение транспорта на бюджетный, средний и люксовый классы. И услуги варьируются также исходя из этого фактора. Помимо стандартного извоза можно встретить специализированные варианты, например, такси для инвалидов. В таком случае такси дополнительно оснащается или укомплектовывается необходимыми средствами.
Есть те, кто работают с координаторами-диспетчерами, а также те, кто пользуются только GPS-навигаторами и ПО фирмы, которое автоматически рассчитывает стоимость поездки по километражу и простоям. У каждого предпринимателя свой подход.
Но посмотрим, какие основные достоинства и недостатки этого вида бизнеса можно выделить.
Такси не имеет ограничения по географическому принципу. Если пассажир готов платить за дальнюю перевозку, значит, такую услугу ему можно предоставить и дополнительно заработать.
Предприниматель, который является организатором фирмы, может получать прибыль до 70 процентов с каждого перевоза.
Спрос на такси постоянен, сезонности не подвержен. А плохие метеоусловия наоборот приводят к росту заказов.
Для человека со средним достатком в нашей стране, такси не всегда удобное средство в первую очередь, потому что этот вид перевозок значительно дороже общественного транспорта.
Работа с клиентами сложна. Всегда будут недовольные, пишущие негативные отзывы и даже подающие жалобы на ваших водителей. При этом не обязательно, что водитель действительно виноват.
Уровень конкуренции действительно высок. Особенно это заметно на тех рынках, куда пришли гиганты, типа Убера или Яндекс-такси, работающий на посреднической схеме. Помимо этого есть множество водителей, которые не получили лицензии, но всё равно вклиниваются в рынок.
Минусов много, но при грамотном анализе конкурентной среды, уровня спроса, платёжеспособности целевой аудитории и её количества, а также при составлении качественного бизнес-плана, положительные стороны перевесят, и бизнес станет прибыльным.
Главное — начать. А начало, это не только бизнес-идея и её реализация на бумаге. Это ещё и правильное оформление всех документов.
Чтобы было понимание, для ИП не обязательно создавать крупный автопарк, чтобы открыть этот вид бизнеса. С помощью документов можно даже работать через чужую диспетчерскую службу.
Похожие записи: