Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за строительство без разрешения на строительство КОАП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Под «правовым режимом строительства объектов» понимается совокупность правил, закрепленных в нормативных правовых актах различного уровня, порядок регулирования общественных отношений в сфере строительства, основанный на действии общих принципов градостроительной деятельности, выражающийся в способах и гарантиях его реализации, ответственности за нарушения его требований.
Отношения в сфере строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), являющимся основой всей системы законодательства в сфере строительства объектов. На основе положений ГрК РФ разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовые акты муниципальных образований, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, а также по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по эксплуатации зданий, сооружений.
К отношениям в сфере строительства применяется не только градостроительное законодательство, но и гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Разрешение на строительство представляет собой основной документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.
Основанием выдачи разрешения на строительство является строительство объектов капитального строительства.
Выдача разрешений осуществляется:
на территориях городских округов — органами местного самоуправления городских округов; на соответствующих межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципальных районов;
территориях поселений — органами местного самоуправления. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства.
Застройщик должен направить соответствующее заявление непосредственно в уполномоченные органы местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство.
Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения может осуществляться:
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; по средствам единой информационной системы жилищного строительства (застройщики, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик»). Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся:
правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, проект организации строительства объекта); положительное заключение экспертизы проектной документации (подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории ( в случае если строительство планируется в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято соответствующее решение о комплексном развитии территории). Градостроительным кодексом Российской Федерации определен четкий перечень документов для получения разрешения на строительство, в связи с чем, не допускается требование иных документов, за исключением указанных.
По общему правилу выдача разрешения производится в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства без соответствующего разрешения, когда его получение является обязательным.
Поскольку, например, для строительства объектов вспомогательного назначения такого разрешения не требуется. Вместе с тем, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Виновное лицо может быть привлечено к административ��ой ответственности в течении одного года со дня совершения административного правонарушения.
1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.
2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.
3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).
4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.
5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.
6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.
7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.
9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.
Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.
10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.
11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.
12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.
13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
Администрация Московского района г.Минска
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
29 июля 2019 принят Федеральный закон от 26.07.2019 N 222-ФЗ «О внесении изменений в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. Принятым Федеральным законом ужесточена ответственность для виновных лиц, санкция части 5 статьи изложена в новой редакции. С учетом внесенных поправок совершение такого характера административно-наказуемых деяний может повлечь для виновных лиц наложение административного штрафа на граждан до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – до 1 млн. рублей. Изменения вступят в силу 05.08.2019.
Прокурор Суворовского района
советник юстиции Е.А. Цурбанов
Разрешение на строительство является обязательным элементом установленного от имени и по поручению государства порядка осуществления строительства, оно выдается на основании Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря).
Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся:
— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Непосредственно основы и порядок выдачи разрешений на строительство урегулированы статьей 51 ГрК РФ N 190-ФЗ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
С 1 января 2010 года на основании ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ не будет допускаться выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.
Для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Относительно объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Не допускается требование иных документов для получения разрешения на строительство.
В течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводится проверка наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводится проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и т.д.;
3) выдается разрешение на строительство или отказывается в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 305-АД18-22695 по делу N А41-15163/2018
общество с ограниченной ответственностью «Нефтетранс» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2017 N 06-35-000900-052 Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее — административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2019 N 309-ЭС19-17606 по делу N А60-66231/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Омега-93» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2019 по делу N А60-66231/2018, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.07.2019 по тому же делу по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Омега-93» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2019 N 307-ЭС19-17496 по делу N А21-7334/2018
заместитель военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона (далее — прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее — предприятие) к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2019 N 309-ЭС19-17625 по делу N А60-66232/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КРОСС Инжиниринг» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2019 по делу N А60-66232/2018, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.07.2019 по тому же делу по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КРОСС Инжиниринг» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2019 N 301-ЭС19-21471 по делу N А29-18697/2018
государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее — учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Инспекции Госстройнадзора по городам Инте и Воркуте (далее — служба, административный орган) от 17.12.2018 N 44/18 о привлечении учреждения к административной ответственности на основании части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Административная ответственность в строительстве
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) для наступления административной ответственности в строительстве необходимо наличие системы норм административного права, регулирующих ответственность. Представляется, что в эту систему должны входить нормы Особенной части КоАП, предусматривающие административную ответственность за конкретные деяния, нарушающие требования нормативных правовых актов в области строительства, а также нормы ПИКоАП, устанавливающие административно-правовой статус субъектов административной юрисдикции, права и обязанности участников административного процесса, процессуальные нормы, определяющие порядок осуществления административного процесса. В этой совокупности норм выделяются общие, единые для административного процесса по всем делам об административных правонарушениях, и специальные, относящиеся непосредственно к административной ответственности в строительстве;
2) составы административных правонарушений в строительстве предусмотрены статьями нескольких глав КоАП. Наряду с нормами главы 21 КоАП, в которой предпринята попытка сгруппировать эти нормы, сфера строительства так или иначе затронута в 12, 15, 18, 20, 22, 23 главах;
3) нормы КоАП, устанавливающие административную ответственность за нарушения обязательных требований в сфере строительства, зачастую конкурируют друг с другом, что создает значительные проблемы квалификации административных правонарушений.
Шаг 4. Начало процедуры — образование земельного участка под гаражом |
Шаг 3. С чего начать |
Шаг 2. Какие документы нужны |
Шаг 1. Как понять, можно ли оформить гараж по новому закону |
Как оформить гараж |
Об ограничениях использования объектов недвижимости, расположенных в границах приаэродромной территории аэродрома Барнаул (Михайловка) |
Порядок сноса самовольных построек и приведения их в соответствие с установленными требованиями на территории города Барнаула |
Как приобрести земельный участок для строительства |
Нормы при строительстве жилого дома |
Дача: с 1 января 2019 года садовый или жилой дом? |
Адресное хозяйство города Барнаула (с переводом) |
Как осуществить строительство линейного объекта без получения разрешения на строительство, предоставления земельных участков и установления сервитутов |
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год
Комментируемая ст. 9.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.
Объектом правонарушения по ст. 9.5 КоАП РФ являются охраняемые законом отношения в сфере порядка осуществления строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов капитального строительства.
Объективную сторону правонарушения по ст. 9.5 КоАП РФ составляют:
1) строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
Для квалификации действий по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ необходима совокупность 2 составляющих: установление факта осуществления обществом строительных работ объекта капитального строительства и отсутствие у общества разрешения на строительство (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 N 18АП-15694/2017, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 N 07АП-1980/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2016 N Ф03-2321/2016).
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение установленного порядка строительства объектов капитального строительства, возложенное на нарушителя законом, то есть является длящимся.
При этом лицо, осуществляющее строительство без соответствующего разрешения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока осуществляемая с нарушением закона деятельность не будет прекращена или нарушение не будет устранено (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2016 N Ф06-5900/2016).
При этом лицо, осуществляющее строительство без соответствующего разрешения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока осуществляемая с нарушением закона деятельность не будет прекращена или нарушение не будет устранено (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.07.2017 N Ф10-2447/2017).
Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство представляет собой создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 04.03.2021)
«О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013)
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13
«О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)
«О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 26.07.2019 N 222-ФЗ
«О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 18.07.2011 N 243-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Все документы >>>
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 9] [Статья 9.5]
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Какой штраф за строительство без разрешения на строительство?
Обзор: «Изменения в КоАП за 2019 — 2021 годы» (КонсультантПлюс)
«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)
«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)
«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая» (том 1) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)
«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая» (том 2) (под общ. ред. Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)
«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях» (под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) («ГроссМедиа», «РОСБУХ»)
«Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) (Панкова О.В.) («Статут»)
Статья: К вопросу о составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ (незаконное предпринимательство) (Попов А.В.) («Вестник Омской юридической академии», 2018, N 2)
Статья: Особенности состава правонарушений, предусмотренных статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Косырев Е.В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2019, N 11)
Важнейшая практика по ст. 5.27.1 КоАП РФ
Важнейшая практика по ст. 5.27 КоАП РФ
Важнейшая практика по ст. 5.59 КоАП РФ
Законодатель предусмотрел штрафные санкции за наличие самостроя, как незаконного объекта недвижимости.
- Физическое лицо подвергается штрафу в размере 2000-5000 рублей.
- Должностное лицо, имеющее или осуществляющее самовольную постройку – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.
- Юридическое лицо – штраф от 500 тысяч до 1 млн. рублей.
Очень сложным вариантом наказания по штрафам является строительство частного дома, но и здесь имеются основания наложения штрафных санкций в соответствии со статьями 40, а также 42 действующего Земельного кодекса России. Главное условие – нецелевое использование земельного участка для ведения строительных работ. В КоАП статья 8.8 указывает суммы штрафов:
- Граждане – физические лица – штрафные санкции в размере 1 тысяча- 1500 рублей.
- Должностные лица – 2 тысячи – 3 тысячи рублей.
- Юридическое лицо, в том числе ИП – от 40000 до 50 тысяч рублей.
Если на стадии строительства уже возникла проблема, и вы подозреваете, что вам штрафа не избежать, обратитесь за помощью к юристу, который поможет правильно аргументировать ведения строительства из-за несоответствия целевого предназначения. Возможно потребуется обращение в местные органы власти о переводе статуса ЗУ из одной категории в другую.
Суть дела: Компания-заказчик, которая до этого самостоятельно не занималась строительством и приобретала только готовые объекты, с уже оформленными земельными участками, захотела обзавестись спортивным комплексом. Поскольку собственники компании люди смелые и решительные, было дано указание нижестоящим сотрудникам приступить к постройке объекта — спортивного комплекса. Напомню, что это был их первый опыт строительства в роли Застройщика, в связи с чем сроки реализации проекта, в т.ч. начала работы комплекса и поставки необходимого оборудования/инвентаря был установлены весьма оптимистичные.
Для целей строительства был получен в аренду земельный участок. Однако недостаточная аналитическая работа на стадии формирования участка, привела к ряду проблем, связанных с границами участка, в результате чего договор аренды земельного участка не был оформлен еще спустя 6 месяцев, после предоставления земельного участка через Инвестиционный совет.
Между тем, планируемое строительство было необходимо начать как можно раньше, так как уже были заключены контракты на поставку оборудования из-за границы, которое требовало дополнительных вложений по хранению. Кроме того, был озвучен срок открытия, к которому исполнители очевидно не успевали.
Ответственность за строительство без разрешения на строительство
Сложение двух факторов — необходимость соблюдения сроков открытия комплекса и затягивание сроков оформления документов, и стало причиной проблем нашего заказчика. Ситуация осложнялась тем, что на неопределенный срок растягивался процесс оформления договора аренды, то есть, согласно изложенному выше порядку, самый первый этап, от сроков реализации которого, зависели все последующие.
Между действием и бездействием наши заказчики решительно выбрали действие и начали строительство не дожидаясь подписания договора аренды. Когда постройки будущего спортивного комплекса стали возвышаться почти на полтора метра в высоту, стройплощадкой заинтересовались контролирующие органы. В результате строителям (как единственным представителям Заказчика на территории строительной площадки) было вручено уведомление об обнаружении административных нарушений в области строительства и необходимости участия в разбирательстве дела об административном нарушении, назначенном на вполне конкретную дату.
Статья 9.5. КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительства. Санкция по данной статье КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена в размере в размере от 500 000 рублей до 1 000 000 миллиона рублей.
В целом ситуация выглядела для нашего заказчика даже еще хуже, чем просто риск потери полумиллиона-миллиона рублей. Ведь по закону незаконное строительство или строительство без оформления соответствующих разрешений может повлечь за собой серьезные сложности: от крупных штрафов до полного приостановления деятельности компании до 3-х месяцев и даже невозможности дальнейшего строительства на выделенном участке в целом.
Остановка строительства была не приемлема для нашего заказчика, что и послужило поводом к поиску нетривиального решения.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
1) избежать или уменьшить сумму штрафа за строительство без необходимого комплекта разрешений;
2) получить возможность продолжить строительство; надлежащим образом оформить все необходимые документы, подтверждающие права Заказчика на земельный участок, а также документы, разрешающие строительные работы.
Наш опыт подсказывал несколько возможных вариантов решения первоочередной проблемы Заказчика, связанной с уменьшением последствий, привлечения его к административной ответственности.
— Вариант 1 – оспаривание возможностей такого привлечения к ответственности в целом, в связи с тем, что права Заказчика на земельный участок не оформлены, соответственно, довольно затруднительно документально подтвердить, кто именно осуществляет строительные действия на земельном участке.
— Вариант 2 – оспорить возможность привлечения к административной ответственности в связи с тем, что организация, рассматривающая данное дело, не имеет функций в области контроля и надзора за такого рода строительством.
— Вариант 3 — оспорить возможность привлечения к административной ответственности в связи с тем, что строящийся объект не подлежит государственному строительному надзору в силу его специфических характеристик.
Исходя из специфики конкретной ситуации, мы посчитали необходимым действовать по Варианту 3.
В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит госэкспертизе;
2) реконструкция/строительство объектов культурного наследия.
Согласно ст. 49 ГрК РФ Экспертизе не подлежат проекты таких объектов как — отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м.кв., которые при этом не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальными объектов.
Строительство без уведомления о начале (разрешения) – штрафы и последствия
Строительство в Российской Федерации регулируется Гражданским Кодексом. Отметим, что любой человек может самостоятельно без разрешений построить такие строения — объект без фундамента, не капитальные строения, а также дом на участке, который предоставляется для ведения сельскохозяйственной деятельности; также разрешается проводить капитальные ремонты с любимыми объектами недвижимого имущества, если при этом не сносятся несущие стены или внутренние перегородки. Любая другая постройка может быть признана возведенной незаконно, если она соответствует хотя бы одной из следующих формулировок:
- Строение было построено на территории, которая не была заблаговременно зарегистрирована в установленном порядке.
- Специфика использования земельного участка такова, что на нем нельзя строить объекты недвижимого имущества такого типа.
- Постройка была возведена без получения необходимых разрешений на строительство
- Были нарушены градостроительные нормы и правила при возведении строения.
Юридические последствия будут следующими:
- Самовольное строение не может быть признано недвижимым имуществом, поэтому его нельзя зарегистрировать.
- Из-за отсутствия регистрации все сделки с этим имуществом не имеют законной силы. Такое имущество нельзя продать, обменять, подарить, передать в наследство, использовать в качестве залога и так далее.
- При обнаружении самовольного строения правоохранительные органы могут возбудить дело об административном правонарушении.
Незаконно возведенная постройка считается самостроем. Квалифицировать объект как «самоволку» можно в соответствии с Гражданским кодексом.
Закон четко выделяет следующие признаки самостроя:
- застройка на земле не под строительство (например, участок под личное подсобное хозяйство – ЛПХ);
- строительство на чужом земельном участке;
- отсутствует оформление разрешений/уведомлений;
- нарушены требования СНИП и прочие нормы.
Совокупность таких признаков дает основания признать строение – самостроем. Застройщику, который его возвел, угрожают юридические санкции.
По общему правилу, любая постройка без необходимых на то разрешений и на земле, не отведенной под эти цели, считается самоволкой. Она может состоять из нескольких этажей, быть любого размера.
Чтобы построить такое сооружение, необходимо получить разрешение представителя муниципального органа. гаражи; навесы, что используются для защиты от солнца (такая пристройка не обязательно оформляется); крыльцо (не полноценная пристройка); жилое помещение, требующее оформления в соответствии с законодательством; кухня; балкон; терасса; баня и т.
Если постройка уже встроена, чтобы оформить ее, понадобится собрать следующие документы: Образец того, как оформлять документы не сложно найти в сети. Что же делать, чтобы пристройка стала законной?
Порядок оформления пристройки к собственному дому указан в законе о госрегистрации.
Это может быть как весь дом целиком, так и отдельная пристроечка к нему. Все в общем это называется «созданный объект».
- Документы на землю. Это может быть аренда, продажа участка вместе с домом. Акты и свидетельства, выданные уполномоченными органами, до издания ЗК РФ, т.е. до 2001 года. Если права на землю уже зарегистрированы по указанным бумагам, то их предоставление в Росреестр повторно не требуется. Узаконить к частному дому можно вне зависимости от года ее возведения – главное, чтобы была надлежащая земля;
- Документы, подтверждающие создание объекта и содержащие его описание. Если объект уже завершен, необходимо разрешение на ввод, если пристройка не окончена (незавершенка) – разрешение на строительство. Указанные разрешения выдаются муниципалитетом.
В случае с квартирами, документы желательно оформить заранее, т.е.
до начала стройки, так как не все потом можно получить.
Советы экспертов и юристов Процесс узаконивания самовольной пристройки к дому является довольно Для его составления следует обратиться к профессиональному юристу, иначе вы можете только потерять свое время и некоторые средства.
После этого исковое заявление передается в судебный орган вместе со всеми собранными документами. Причем для того, чтобы делу дать ход, согласно действующему законодательству необходимо произвести оплату госпошлины, обозначенную для любого заявления с имущественными претензиями.
Владельцу, который возвел на земельном участке в собственности объект самостроя, грозит наказание в соответствии с п. 1 ст. 9.5. КоАП РФ:
Это важно знать: Является ли навес капитальным строением
- Отсутствие разрешения/уведомления о строительстве капитальных объектов, когда такие разрешения нужны по закону, наказывается:
- на незаконных предпринимателей – аналогично штрафу для должностных лиц, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
- для юридических лиц (компаний) – от полумиллиона до 1 млн рублей, либо приостановление деятельности на аналогичный для незаконных предпринимателей срок.
- Несоблюдение сроков уведомления администрации о начале и завершении строительных работ на участке, наказывается:
- Непрерывность работ, когда были составлены акты об устранении недостатков при строительстве, наказывается:
- Нарушение правил по эксплуатации объекта капитального строительства наказывается:
- юридическим лицам – от пятисот тысяч до 1 млн рублей.
Вторая разновидность наказаний в РФ за нецелевое использование земельных ресурсов. Если собственник застроил участок под ЛПХ, ему грозит административная ответственность по ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Типичная ситуация в России – гражданин затевает стройку на своем участке, но при этом объект мешает его соседям. Или человек открывает торговую точку, но не имеет лицензии и разрешений. Могут ли соседи повлиять на ситуацию, кому и куда жаловаться?
Чтобы защитить свои права, нужно обратиться с жалобой в местную администрацию. Иногда уместно жаловаться напрямую в надзорный орган, например – по охране природопользования. По факту обращения проведут проверку, а нарушение будет установлено.
Также можно подать иск о принудительном сносе самостроя. Дела рассматриваются в городских (районных) судах по месту нахождения объекта.
Если дело имеет уголовный оттенок, например, по ст. 159 УК РФ, жалоба в администрацию не поможет. Соседям нужно подавать заявление в районную прокуратуру или к дознавателю. Если есть состав преступления, заявление оформляют на имя следователя отдела полиции. Адреса ОВД можно посмотреть на карте или на сайте МВД.
Кодекс об административных правонарушениях ( ст 9.5 КоАП РФ 2021 )
Отныне самовольные постройки могут быть узаконены даже при отсутствии документации о праве собственности на территорию земли.
Допустим, объект соорудили на государственной или муниципальной земле. В наши дни такая постройка может быть узаконена, а вы можете стать её владельцем. Но здесь очень важно, чтобы объект отвечал всем требованиям, а договор на применение участка был без ограничений.
Если возводил постройку один человек, а её владельцем стал другой?
Тот, кто стал хозяином самовольной постройки, возмещает расходы на её сооружение. Это условие было и до того, как был принят новый закон.
К примеру, если на чужой земле построили дом, а потом хозяин участка его узаконил и сделал своей собственностью, то можно доказать, что на самом деле строительство оплачивал не он. Поэтому пусть этот человек вернёт потраченные расходы.
На сей счёт было введено дополнение: расходы возмещаются за вычетом тех денег, которые были потрачены на узаконивание постройки.
Самовольные, незаконные постройки в нашей стране – явление вполне привычное и очень распространённое. Масштабы у таких сооружений могут быть разными – от коттеджа до многоэтажки.
Причины появления огромного количества «самоволок» тоже различны – от банального незнания до прямого мошенничества. Второй случай – когда недобросовестный застройщик возводит дома без разрешения, а покупатели незаконных квартир потом теряют средства, часто безвозвратно.
Однако любой горе-строитель однажды может быть оштрафован. Это только одна из мер ответственности, о которой очень важно знать. Поэтому сегодня мы расскажем, какой размер штрафа за самовольное строительство (самострой) предусмотрен в России с 2015 года.
Строительство, которое кто-либо выполнил самовольно, – весьма широкое понятие. Ответственность за это зависит от серьёзности нарушения. Например, если «самоволка» противоречит градостроительному кодексу, то порядок наказания может быть:
- административным;
- имущественным;
- дисциплинарным;
- уголовным.
Во многих случаях нельзя начинать стройку без специального разрешения. Если имеет место возведение дома без проекта, и строительство всё-таки идёт, то виновник может получить штраф за самовольную постройку (самострой).
- Физлицо при этом выложит не менее двух и не более пяти тысяч рублей. ИП – в десятикратных пределах.
- Юрлица поплатятся в размере от полумиллиона до миллиона рублей.
Однократным штрафом можно и не отделаться. Если есть предписание о приостановлении строительства, а оно продолжается, штрафы последуют снова.
- Для физлиц сумма будет, как и в первом случае.
- Отдельных сотрудников организаций «накажут» в пределах от десяти до тридцати тысяч рублей.
- Для ИП верхняя планка подскочит до сорока.
- Юрлицам могут назначить от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Всё это – КоАП РФ, статья 9.5.
В видеосюжете ниже вы узнаете о случаях из судебной практики по вопросам наказания за самовольное строительство:
- Абезин Д.А. Принцип системности в организации государственной службы Российской Федерации / Д.А. Абезин, А.П. Алексеев // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. N 3.
- Анисимов А.П. Новый вид юридической ответственности? / А.П. Анисимов, Ю.Ю. Ветютнев // Актуальные проблемы гражданского права и гражданского процесса: Сборник научных статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград — Волжский, 20 — 21 апреля 2007 г. / Под ред. В.М. Мелихова, А.А. Мохова, П.М. Филиппова, И.Н. Житникова. Волгоград, 2007. С. 25 — 32.
- Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2005.
- Болтанова Е.С. Административная ответственность за нарушения градостроительного законодательства в нормотворческой деятельности субъектов РФ // Административное право и процесс. 2013. N 5. С. 40 — 43.
- Бутаева Е.М. Проблемы и перспективы развития законодательства об административной ответственности в области строительства // Административное право. 2009. N 2.
- Федосеева С.В. Понятие «должностное лицо»: неоднозначность в толковании // Администратор суда. 2009. N 1. С. 34 — 36.
Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство
Незаконно возведенная постройка считается самостроем. Квалифицировать объект как «самоволку» можно в соответствии с Гражданским кодексом.
Закон четко выделяет следующие признаки самостроя:
- застройка на земле не под строительство (например, участок за городом под огородничество);
- строительство на чужом земельном участке;
- отсутствует оформление разрешений/уведомлений;
- нарушены требования СНИП и прочие нормы.
Совокупность таких признаков дает основания признать строение – самостроем. Застройщику, который его возвел, угрожают юридические санкции.
Чем грозит возведение самостроя:
- Административная ответственность – применяется в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ. Инициатор застройки не имеет право распоряжаться объектом: продать, подарить, обменять, заложить, сдать в аренду и прочее. Самовольные постройки подлежат сносу или приведению в благопристойный вид по всем параметрам. Затраты на снос ложатся на нарушителя. Вместе с тем владельцу грозит административный штраф в рамках КоАП РФ.
- Уголовная ответственность – в силу ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Наказанием является штраф, арест, обязательные или принудительные работы, вплоть до тюремного заключения. Однако деяния нужно доказать. Обычно наказывают предпринимателей, которые строят на ИЖС объекты под ведение бизнеса, но не регистрируют их в Росреестре.
Чаще всего встречаются административные санкции – и ярким примером является штраф от Налоговой.
Владельцу, который возвел на земельном участке в собственности объект самостроя, грозит наказание в соответствии с п. 1 ст. 9.5. КоАП РФ:
- Отсутствие разрешения/уведомления о строительстве капитальных объектов, когда такие разрешения нужны по закону, наказывается:
- для физических лиц (граждан) – штраф от 2 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
- на незаконных предпринимателей – аналогично штрафу для должностных лиц, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
- для юридических лиц (компаний) – от полумиллиона до 1 млн рублей, либо приостановление деятельности на аналогичный для незаконных предпринимателей срок.
- Несоблюдение сроков уведомления администрации о начале и завершении строительных работ на участке, наказывается:
- для граждан – от 500 рублей до 1 000 рублей;
- для представителей власти – от 10 000 до 30 000 рублей;
- для незаконных предпринимателей – от 10 000 до 40 000 рублей;
- для компаний – от 100 000 до 300 000 рублей.
- Непрерывность работ, когда были составлены акты об устранении недостатков при строительстве, наказывается:
- для физических лиц – 2 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
- для незаконных предпринимателей – штраф от 10 000 до 40 000 рублей, либо приостановление хозяйственной деятельности на срок до 3 месяцев;
- для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей, либо запрет на коммерческую деятельность на срок до 90 суток.
- Нарушение правил по эксплуатации объекта капитального строительства наказывается:
- для граждан – от 2 000 рублей до 5 000 рублей;
- для представителей власти – от 20 000 до 50 000 рублей;
- юридическим лицам – от пятисот тысяч до 1 млн рублей.
Подробнее о последствиях в статье «Штраф за строительство без разрешения на строительство«.
Вторая разновидность наказаний в РФ за нецелевое использование земельных ресурсов. Если собственник строит дом на участке под огородничество, ему грозит административная ответственность по ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Статья 8.8 КоАП отмечает санкции за подобные нарушения в виде штрафов:
- для физических лиц – от 0,5 до 1% кадастровой цены земельного участка (если она определена), но не менее 10 000 рублей;
- для должностных лиц – кадастровая ставка поднимается от 1 до 1,5%, а штраф увеличивается до 20 000 рублей;
- юридическим лицам грозит штраф до 100 000 рублей, а если определена кадастровая стоимость – от 1,5 до 2%.
Если кадастровая цена не определена, применяются штрафные санкции. Физическим лицам – от 10 до 20 тысяч, представителям власти – от 20 до 50 тысяч, а компаниям – от 100 до 200 тысяч рублей. Неуплата чревата долгами и начислением пени.
Типичная ситуация в России – гражданин затевает стройку на своем участке, но при этом объект мешает его соседям. Или человек открывает торговую точку, но не имеет лицензии и разрешений. Могут ли соседи повлиять на ситуацию, кому и куда жаловаться?
Чтобы защитить свои права, нужно обратиться с жалобой в местную администрацию. Иногда уместно жаловаться напрямую в надзорный орган, например – по охране природопользования. По факту обращения проведут проверку, а нарушение будет установлено.
Также можно подать иск о принудительном сносе самостроя. Дела рассматриваются в городских (районных) судах по месту нахождения объекта.
Если дело имеет уголовный оттенок, например, по ст. 159 УК РФ, жалоба в администрацию не поможет. Соседям нужно подавать заявление в районную прокуратуру или к дознавателю. Если есть состав преступления, заявление оформляют на имя следователя отдела полиции. Адреса ОВД можно посмотреть на карте или на сайте МВД.
Казалось бы, вопрос простой и ответ будет однозначным – сообщить в органы надзора о правонарушениях. Но стоит учесть тот факт, что заявитель может оказаться как пострадавшим от незаконного строительства, так и виновником, поэтому одним решением не обойтись.
Совершенно не важно, что представляет собой постройка: магазин посреди сквера или соседский гараж под окнами дома, если эта постройка каким-либо образом мешает процессу жизнедеятельности, угрожает безопасности и здоровью, нарушает каким-либо образом гражданские права, то можно смело требовать, через уполномоченные органы (муниципалитет, суд), чтобы это сооружение снесли.
Если будет доказано, что постройка действительно является незаконной, тогда ее собственника обяжут ее снести и вернуть территорию в прежнее ее состояние, а также заплатить штраф.
Конечно, обычно процедура расследования, судебные разбирательства и принятие решения может занимать много времени, и все это время незаконная стройка будет причинять серьезные неудобства гражданам.
Тем не менее, действовать в таких ситуациях нужно жестко, так как добровольно ни один хозяин незаконного строения не согласится снести его по своей доброй воле.
Основной причиной массового появления самостроя стало отсутствие полноценной законодательной базы в 90-х годах.
Тогда людям предлагали брать участки и осваивать их по своим нуждам, им обещали, что получить права собственности можно будет уже на готовые сооружения через суд.
На самом же деле, после принятия Градостроительного кодекса, где четко прописываются нормы разрешенного строительства, у граждан, которые ранее построили дома, гаражи и дачи, есть некоторые проблемы с получением права собственности на них.
Если вы собственник такой незаконной постройки, нужно как можно быстрее постараться получить на нее официальные документы, пока она не стала кому-то мешать и вас не «попросили» ее снести как можно быстрее. Тем более, что другие могут получить право собственности на участок, где обосновалась ваша постройка, и тогда будут уже обвинения в незаконном присвоении чужой территории.
Первое, чем следует заняться – это получить право на землю, где осуществилось ранее строительство, а затем узаконить постройку, которая на ней возведена.
Обратите внимание! Если ваше сооружение в действительности никому не мешает, но некоторые соседи инициируют его снос, нужно попробовать урегулировать конфликт мирным путем, и в максимально короткие сроки постараться узаконить уже построенное сооружение.
Градостроительный кодекс РФ (статья 51) указывает на несколько случаев, когда застройщик может не получать разрешение на строительство:
- в случае постройки гаража на собственном участке, который не предназначен для ведения предпринимательской деятельности;
- возведение построек на участках, предназначенных для дачного или садоводческого хозяйства;
- установка сооружений и конструкций, не подпадающих под классификацию капитального строительства (киоск, палатка, навес);
- возведение вспомогательных сооружений.
Кроме того, существуют региональные программы, которые разрешают осуществлять определенное строительство без получения на то разрешительной документации.
9.00-18.00, кроме воскресенья
Спецы для СРОПри незаконной предпринимательской деятельности
в сфере строительства и проектирования
Административная ответственность юридического лица и предпринимателя.Статья 9.5.1 КоАП РФ гласит:
1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье — работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, — влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, — влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, — влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Уголовная ответственность руководителей.В статье 171 УК РФ говорится:
207 компаний доверили защиту нам за 11 лет 47 дел за 2020 год 0% дел разрешено в пользу клиентов более 710 млн рублей взыскано или сэкономлено для клиентов
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Похожие записи:
-