Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли восстановить учет авто после утилизации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Многих интересует, можно ли вытащить авто из утиля и что для этого нужно. Чтобы процедура восстановления утилизированного ранее автомобиля была проведена, на руках у владельца ТС должны находиться следующие документы:
- Заявление, написанное официальным владельцем авто.
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины на выдачу государственных регистрационных знаков в размере 2000 рублей.
- Паспорт заявителя.
- Технический паспорт автомобиля.
- Страховой полис ОСАГО, выданный после прохождения технического осмотра.
- Свидетельство о постановке на регистрационный учет (при его наличии).
Восстановить утилизированный автомобиль можно, обратившись в то отделение ГИБДД, где транспортное средство было снято с учета. Обращение в другие отделения автомобильной инспекции не принесёт результата, а отказ госоргана в проведении процедуры будет невозможно оспорить в судебном порядке.
Основанием для отказа в восстановлении автомобиля могут стать:
- Наличие недостоверной информации в предоставленных документах или в тех случаях, когда предоставленные бумаги не соответствуют требованиям, определенным законодательством РФ.
- В конструкцию ТС были внесены нерегламентированные изменения.
- В процессе осмотра автомобиля были обнаружены признаки подделки номерных знаков или их сокрытия.
- ТС невозможно идентифицировать из-за замены его составляющих, в том числе рамы, кузова и т.д.
- В базе ГИБДД были обнаружены данные о смерти владельца ТС.
- Не была уплачена госпошлина.
- Паспорт автомобиля был признан недействительным.
Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.
Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.
О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.
Происходит это по двум причинам:
- Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
- Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.
Пробить машину на утилизацию в режиме онлайн по гос. номеру или VIN!
Для подачи заявления на регистрацию транспортного средства необходимо обратиться в ГИБДД, имея на руках следующие документы:
- справку об утилизации;
- доверенность от хозяина в письменной форме (к нотариусу ходить необязательно);
- ксерокопии паспортов (своего и продавца);
- страховку;
- талон ТО.
После проверки представленных бумаг, вам выдадут заявления (его естественно нужно заполнить) и платежку на 3,3 тыс. руб. Далее необходимо оплатить госпошлину и, приложив полученную в банке квитанцию к остальным документам, вновь посетить ГИБДД для получения ПТС и свидетельства о регистрации. При удачном стечении обстоятельств можно уложиться в 1-2 дня. Затем составляется стандартный ДКП (договор купли-продажи), и вы – полноценный хозяин законно зарегистрированного авто.
Отыскать владельца и потребовать от него восстановить регистрацию. Недостаток времени у бывшего владельца – не аргумент. Пусть выписывает на вас генеральную доверенность. А далее порядок действий такой же, как было описано в предыдущем разделе статьи.
Применим в том случае, когда хозяин машины заявит, мол, я не я, и хата не моя, и откажется что-либо делать для восстановления регистрации машины. При наличии договора купли-продажи на продавца можно смело подавать в суд. Статья 451 ГК РФ предусматривает, что грубое нарушение правил ДКП может служить основанием для расторжения сделки и возврата денежных средств. Ваш иск скорее всего будет удовлетворен, однако судебные разбирательства могут занять немало времени.
Восстановить учет авто после утилизации можно до тех пор, пока существует предмет восстановления. То есть, ТС физически не уничтожено, сохранились агрегаты, на которых читаются идентификационные номера: шасси, двигатель и прочие.
Раньше по Приказу МВД России от 07.08.2013 N 605 владелец транспортного средства (авто, мотоцикла, другого), которое надо было утилизировать, сначала снимал его с учета в ГИБДД, потом вез на свалку. Причем между прекращением государственной регистрации и сдачей в утиль могло пройти несколько лет.
Подать документы, чтобы восстановить госномер на неутилизированное авто, можно лично или в электронном виде. Процедура личного обращения:
- Собрать нужные бумаги, заполнить заявление.
- Приехать в автоинспекцию, взять в терминале талончик и подать бумаги.
- Предоставить транспортное средство для стандартного осмотра.
Тонкий момент: если данные о машине сохранились в базе дорожной службы, то изменить статус можно через любое отделение инспекции. Если нет (сведения существуют лишь в бумажном варианте), то восстановить учет можно только в том подразделении, которое делало списание.
Приказ №950 четко определяет сроки, в которые списывают автомобиль или восстанавливают его не учете:
- при личном обращении заявление обязаны зарегистрировать в течение 5 минут;
- при обращении через «Госуслуги» заявление регистрируют в течение рабочего дня, следующего за днем отправки бумаг.
Поставить транспортное средство на учет инспекторы должны в течение часа от момента личного обращения или от времени, назначенного для визита (при подаче заявления через сайт).
Согласно действующему законодательству, поставить на учет утилизированный автомобиль в отделении ГИБДД, вправе исключительно владелец ТС. Поэтому, при покупке утилизированной машины, следует договориться с прежним владельцем ТС о совместном посещении отделения Госавтоинспекции либо подписании нотариально заверенной генеральной доверенности на право восстановления учета.
Ранее процесс утилизации запускала подача заявления от собственника автомобиля, и органы ГИБДД снимали машину с учета, аннулируя при этом государственные регистрационные знаки. Согласно письму ГУОБДД МВД России № 13/5-229 от 18.10.2011 года и новому Административному регламенту МВД № 605 от 07.08.2013 года, прекращение регистрации ТС по причине утилизации возможно исключительно при наличии документа, подтверждающего факт уничтожения.
Если собственник утилизированного автомобиля неизвестен, с ним ничего нельзя сделать. Брошенные машины не редкость на улицах городов, но произвольно забрать их и восстановить документы через ГИБДД нельзя. Если автомобиль с ранее аннулированным учетом был неофициально продан или подарен другому лицу, поставить его на новый госучет без собственника тоже не получится.
Согласно действующему законодательству, поставить на учет утилизированный автомобиль в отделении ГИБДД, вправе исключительно владелец ТС. Поэтому, при покупке утилизированной машины, следует договориться с прежним владельцем ТС о совместном посещении отделения Госавтоинспекции либо подписании нотариально заверенной генеральной доверенности на право восстановления учета.
Ранее процесс утилизации запускала подача заявления от собственника автомобиля, и органы ГИБДД снимали машину с учета, аннулируя при этом государственные регистрационные знаки. Согласно письму ГУОБДД МВД России № 13/5-229 от 18.10.2011 года и новому Административному регламенту МВД № 605 от 07.08.2013 года, прекращение регистрации ТС по причине утилизации возможно исключительно при наличии документа, подтверждающего факт уничтожения.
Нередко в распоряжении гражданина оказывается утилизированный автомобиль в соответствии с договором купли-продажи, дарения либо другими причинами, снятый с регистрационного учета в органах ГИБДД. Для восстановления его на учете необходимо присутствие настоящего собственника ТС, вписанного в паспорт ТС.
Для восстановления регистрации автомобиля возможно предоставление в органы ГИБДД нотариально заверенной доверенности с правом восстановления учета (регистрации) транспортного средства. Если подобного документа не имеется, а местонахождение владельца неизвестно, то восстановить и поставить на учет списанный автомобиль не получится.
Для восстановления регистрационных документов на утилизированный автомобиль следует отыскать бывшего владельца, чье имя было внесено в паспорт ТС последним. Без этого машина останется лишь грудой металлолома. Если найти собственника самостоятельно не представляется возможным, существует два сценария развития событий:
1 Обратиться в органы ГИБДД, написав заявление с просьбой о розыске владельца ТС. После завершения поисковых мероприятий, старый хозяин поможет восстановить машину, если она списана в утиль.
2 При существующем предположении, что органам ГИБДД не удастся найти собственника авто, после письменного обращения в ГАИ, следует подать заявление в суд. Иск должен содержать просьбу о признании права собственности на указанное ТС заявителя.
На поиск предыдущего владельца автомобиля отводится шесть месяцев. Если в течение указанного времени он не увенчался успехом, судебные органы вправе признать заявителя новым собственником.
В первую очередь необходимо отметить, что при утилизации машину далеко не всегда физически уничтожают. Сейчас процесс утилизации чаще всего начинается именно в связи с необходимостью снять транспортное средство с учета.
Таким образом можно не платить налог. Но фактически автомобиль не утилизируют.
Можно ли восстановить машину после утилизации официально, учитывая, что физически она сохранена? Здесь важно хорошо ориентироваться в законодательстве, а также знать хронологию правовых актов. Рассмотрим их подробнее.
В законодательстве об учёте транспортных средств и нашего с вами вопроса обсуждения произошли 2 важных изменения, которые полностью обновили и ответ на главный вопрос.
- В середине 2017 года изменился Приказ №605 о предоставлении соответствующей госуслуги, в результате теперь требуется справка об утилизации. Таким образом, если до изменений автомобиль, мотоцикл или иной вид транспортного средства можно было утилизировать постфактум: сначала снять с учёта ГИБДД, а затем уничтожить, то по новому закону, машину сначала необходимо сдать в металлолом, получив справку об утилизации, и только на основании этого документа её снимут с регистрации. И восстановить по закону такой утилизированный автомобиль нельзя по той простой причине, что фактически из него уже сделано что-то иное как из вторсырья металла.
- В конце 2018 года вступил в законную силу Приказ №399 о порядке регистрации автомобилей, который по-новому предписывает порядок восстановления и постановки на учёт таких машин. И, именно он даёт ответ на вопрос, можно ли восстановить документы автомобиля после утилизации вместе с его госномерами, в том числе без хозяина.
Да. Можно. Как мы указали выше, новый Приказ №399 даёт возможность восстановить учёт машины, если она снята с регистрации на основании утилизации, но фактически так и осталась целёхонькой и функционирующей.
Речь идёт о пункте 18 нового закона, который говорит следующее:
18. Регистрация транспортного средства после её прекращения производится:
- .
- в отношении фактически не утилизированного транспортного средства, регистрация которого прекращена в связи с утилизацией, на основании подтверждения учётных данных по месту последней регистрации транспортного средства (при наличии сведений о ранее выданном ПТС, электронного паспорта);
Зачем же ввели этот пункт после изменений, если предполагается, что машина фактически выброшена в металлолом?! А затем, что законодатели предусмотрели тонкость в том, что у автолюбителя на учёт может появиться желание поставить автомобиль, который был снят до вступления в силу обязательности справки об утилизации.
То есть машину могли снять с регистрации как утиль, но фактически хранят в гараже. И вот в ГИБДД приняли решение, что такие транспортные средства имеют право на дальнейшую жизнь на дорогах России.
Кратко можно сказать, что регистрация прекращается в тех случаях, если сотрудники ГИБДД выяснили для себя, что в конструкцию транспортного средства были внесены изменения без определенного на то разрешения. Таким образом фаркопы, незарегистрированное ГБО, несанкционированный тюнинг могут привести к аннулированию регистрации автомобиля.
Пункт 51 закона гласит, что
«В случае устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрации транспортного средства, его регистрация производится по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей новых регистрационных документов, новых государственных регистрационных знаков (при отсутствии принятых на хранение в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил) и паспорта транспортного средства (при отсутствии электронного паспорта)».
Как восстановить и поставить на учет утилизированный автомобиль
1. Заявление установленного образца.
2. Паспорт гражданина РФ.
3. Документ на право владения автомобилем (договор купли-продажи).
4. Страховой полис ОСАГО.
Потребуется также и оплата госпошлины за выдачу свидетельства о регистрации – сумма 500 рублей за бумажное свидетельство, 1.500 тыс. рублей за пластиковый вариант СТС, который выдается с 3 августа 2018 года, а еще сумма за внесение изменений в ПТС в размере 350 рублей и за выдачу номерных знаков- 2 000 рублей, если только таковые не были сданы на хранение в подразделение ГИБДД и с момента их сдачи не прошло более 360 дней.
Восстановить регистрацию авто также можно и в судебном порядке при условии, что аннулирование регистрации было незаконным. Об этом говорится в Пункте 52 Приказа №399 «Об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», а именно:
«В случае признания действий по аннулированию регистрации транспортного средства неправомерными (незаконными) восстановление регистрации транспортного средства производится по месту ее аннулирования на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации или начальника Центра специального назначения безопасности дорожного движения МВД России, либо на основании решения суда».
— представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
— представлены транспортные средства изготовленные в Российской Федерации в том числе и из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и их принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
— представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенных в конструкцию изменений не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
— обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации;
— в отношении транспортного средства на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации наложены запреты и (или) ограничения на совершение регистрационных действий;
— в паспорте транспортного средства отсутствуют отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией-изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций-изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями- изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
— в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства имеются отметки о принятии обязательства организацией-изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций- изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями- изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
— при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов (кузова, рамы, кабины), представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией-изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года;
— невозможно идентифицировать транспортное средство вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение;
— имеются сведения о смерти физического лица либо сведения о прекращении деятельности юридического лица или физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками транспортных средств;
— не уплачена государственная пошлина либо отсутствуют сведения об ее уплате;
— паспорт транспортного средства признан недействительным.
Материал был написан до утрачивания законной силы старого приказа.
Восстановление начинается с воссоздания регистрационных документов. Это может сделать только бывший собственник. Без документов автомобиль останется только грудой металлолома. Найдите прежнего владельца – того, чье имя последним было вписано в паспорт транспортного средства (ПТС).
Он вряд ли сразу согласится заняться восстановлением, тем более бесплатно. Скорее всего, вам придется поторговаться. Стоит быть готовым и к тому, что бывший хозяин будет поднимать цену на свою утилизированную собственность.
Люди обычно не горят желанием тратить свое личное время на посещение кабинетов ГИБД для переоформления авто на другого человека. Чтобы не вступать в долгие и неприятные споры или торги, попробуйте пригласить владельца к нотариусу для написания доверенности. Она даст вам право собственными силами заниматься восстановлением и переоформлением ТС.
Конечно, вам все равно придется потратить много времени на необходимые процедуры, но зато все будет зависеть только от вас, вы сможете быть уверенными в конечном результате. У нотариуса позже можно будет заверить и договор купли-продажи автомобиля.
Как восстановить машину, если она в утиле
Если вы владеете утилизированным автомобилем, но найти его хозяина для переоформления самостоятельно не получается, то у вас есть один выход.
Напишите в ГИБДД телеграмму или письмо (можно написать заявление при личном посещении) о розыске владельца автомобиля. Сообщите те данные, которые помогут инспекторам разыскать хозяина – номер ПТС и двигателя, регистрационные номера и прочее.
По указанным в заявлении данным найдут прежнего хозяина, с которым вы сможете встретиться лично для переоформления ТС. Если собственника не могут отыскать даже государственные органы, то следует подать исковое заявление в суд, в котором будет изложена суть дела и просьба о признании вас новым владельцем машины.
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения, поставить автомобиль на регистрационный учет может лицо, которое имеет на это транспортное средство права, установленные законом или соответствующими документами. К таким лицам относятся:
- Граждане Российской Федерации и резиденты.
- Граждане и резиденты зарубежных стран.
- Физические лица, не имеющие гражданства.
Помимо этого, в российском законодательстве предусмотрена возможность поставить автомобиль на временный регистрационный учет (в случае, если машина имеет постоянную регистрацию в другом государстве). В такой ситуации срок временного ввоза автомобиля не превышает полугода.
В соответствии с нормами российского законодательства, собственник транспортного средства может обратиться в ГИБДД для снятия своего автомобиля с регистрационного учета. Причин для принятия такого решения может быть несколько. Несмотря на то, что снятие автомобиля с учета проводит только ГИБДД, инициировать проведение этой процедуры может и сам автовладелец, а также иные уполномоченные лица (суды, прокуратура).
Так как утрата свидетельства не серьезна, то все, что требуется сделать автовладельцу для восстановления этого документа, заключается в выполнении нескольких этапов:
- Сбор всех необходимых документов: паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт технического средства, водительские права, договор купли-продажи автомобиля, действующий полис ОСАГО.
- Следующий шаг – написать заявление на восстановление свидетельства о регистрации авто в любом подразделении ГИБДД, на месте оплатить государственную пошлину за выдачу дубликата.
- Передать сотруднику ГИБДД собранный пакет документов.
- Далее автовладельцу необходимо дождаться обработки документов, изготовления нового свидетельства.
Как правило, выполнение всех этих процедур занимает у автомобилиста не более пары часов.
Стоит помнить о том, что передвижение по дорогам без наличия СТС запрещено (за исключением отведенных законом 10 дней на оформление автомобиля после покупки).
Как восстановить документы на утилизированный автомобиль?
Устранение причин, для которых потребовалось снятие автомобиля с регистрационного учета, – это самый хлопотный этап, с которым придется столкнуться автовладельцу. Степень трудности его выполнения напрямую зависит от того, по какой именно причине собственник или уполномоченное лицо приняло решение о необходимости приостановить регистрацию транспортного средства.
После сбора всей необходимых документов, собственник авто должен подать этот пакет на предварительную проверку сотруднику ГИБДД, а также написать заявление, оплатить государственную пошлину и штраф (если новый собственник авто не поставил машину на учет вовремя).
Далее автомобиль направляется на осмотр, после чего проставляется запись техника-эксперта в соответствующем поле заявления. Окончательная подача всех документов возможна только при наличии такой отметки в окно приема, после чего собственнику необходимо дождаться решения, принятого сотрудником ГИБДД.
Если при проверке полученных бумаг инспекторами не будет обнаружено никаких несоответствий, то автовладельцу будет выдано новое свидетельство о регистрации автомобиля, а в паспорт технического средства будет внесена отметка, свидетельствующая о возобновлении регистрации.
Если за приостановку или прекращение регистрации автомобиля собственнику не придется ничего платить, то при восстановлении авто на учете, автовладельцу придется заплатить государственную пошлину. В частности, собственник транспортного средства должен оплатить:
- Получение дубликата свидетельства и внесение изменений в паспорт технического средства – 850 рублей.
- Восстановление приостановленной регистрации – 850 рублей и штраф, при необходимости.
- Восстановление транспортного средства из утилизации – 2850 рублей (так как необходимо получить новые номерные знаки).
Но помимо этого, автовладельцу может потребоваться уплатить другие расходы (эвакуатор, проведение независимой технической экспертизы, благодарность бывшему хозяину авто).
Без хозяина восстановить документы на машину, которая была утилизирована, не получится. Ему потребуется посетить отделение ГИБДД, куда представить определенный пакет документов. Обращаться нужно именно в то отделение, где машина была списана в утиль. После того, как указанная процедура реализована, покупатель может спокойно зарегистрировать авто на себя. Сделать это можно в том же отделении.
Перед тем, как инициировать процесс восстановления автомобиля из утилизированных требуется проверить все ли необходимые документы для этого имеются. Покупателю это требуется для того, чтобы удостовериться в наличии у продавца прав собственности на машину. В противном случае сотрудники отделения ГИБДД откажут в проведении восстановительной процедуры.
Также покупателю нужно оценить общее состояние авто до посещения государственного органа, в частности обратить внимание как на внешний вид, так и на то «на ходу» ли ТС. Если автомобиль не функционирует, то восстанавливать регистрацию откажутся. Когда с момента снятия машины с учета прошел большой промежуток времени, то найти собственника достаточно сложно. В таком случае покупатель задается вопросом, связанным с тем, можно ли получить документацию.
Решить вопрос можно так: связаться с последнем обладателем машины, с которым можно составить договор купли-продажи. Если отыскать такого человека не удалось, то для новой постановки на учет новому владельцу отводиться полугодовой период. Обратиться нужно в суд. При соблюдении всех установленных правил новому владельцу выдаются документы на автомобиль.
Перед восстановлением регистрации следует определить, что значит термин «автомобиль утилизирован». По закону он считается таковым, когда тому есть письменное подтверждение и:
- заявление собственника о прекращении регистрации в связи с необходимостью списания ТС;
- документ от организации, принимающей подлежащие утилизации машины;
- свидетельство, оформленное по программе, позволяющей в обмен на старое авто получить новое.
А две последних из списка бумаги с 2017 г. можно получить только после уничтожения транспорта. До этого времени справка из утилизирующей компании не означала, что ТС пущено под пресс. Просто оно исчезало из регистрационной базы ГИБДД, лишалось обычных для используемой техники документов. Но и тогда, и сейчас машина в утиле не может участвовать в дорожном движении, даже если полностью исправна.
Рекомендуем прочитать об
утилизации автомобиля в ГИБДД
. Из статьи вы узнаете о причинах и порядке утилизации авто, как списать авто без документов, сдать с помощью дилера.
А здесь подробнее о программе по утилизации автомобилей.
Законодательная база, регламентирующая утилизацию и восстановление учета, состоит из следующих правовых документов:
- Постановление Правительства РФ №1291 от 26.12.2013 г.;
- Постановление №81 от 6.02.2016 г.;
- Федеральный закон №128 от 2012 г.;
- Приказ МВД №139 от 20.03.2017 г.
В них расписаны порядок прекращения регистрации из-за процедуры, размер утилизационного сбора и другие нюансы.
Чтобы восстановить списанную машину, необходимо:
- привести ее в нормальное состояние, то есть исправить имеющиеся повреждения, дефекты;
- отправиться в тот же офис ГИБДД, где списанный автомобиль был зарегистрирован прежде;
- написать на имя руководителя заявление о восстановлении учета, приложив к нему копию паспорта владельца, технический паспорт авто (если есть), бумагу о снятии с учета, квитанцию о перечислении пошлин за госномера, СТС и ПТС;
- предъявить утилизированный автомобиль на экспертизу, которая установит его исправность и возможность эксплуатации;
- получить ПТС, купить ОСАГО;
- забрать регистрационный знак и СТС.
Так будет выглядеть процедура, если ее инициировал владелец техники, который когда-то и потребовал списания. Для всех прочих желающих восстановить регистрацию понадобится подтвержденная нотариусом доверенность от собственника.
Восстановить документы на ранее списанную машину тоже реально и даже необходимо, ведь это – один из промежуточных этапов на пути к новой постановке на учет. Главное, что нужно, это ПТС. Его получают через ГИБДД, так как прежний документ сдают в процессе оформления утилизации. Необходимо написать заявление, приложив к нему копию своего паспорта, свидетельство о снятии с регистрации, техпаспорт авто. Потребуется и заплатить пошлину в 1650 р.
Иногда владелец не сдает ПТС, хотя по закону должен. В этом случае надо вернуть силу документу, что делается тоже через ГИБДД. Единственное отличие здесь в сумме госпошлины, она составит 350 р. Ведь нужно будет не менять ПТС, а обновить записи в нем.
Восстановление документов, свидетельствующих о технической исправности транспорта, потребует обращения к аккредитованному оператору ТО. Он после процедуры техосмотра выдаст диагностическую карту. Но это возможно, когда на утилизированный автомобиль уже получен паспорт.
Дальше владелец занимается оформлением ОСАГО, который он купит в любой компании на основании ПТС и диагностической карты. Таким образом у него в руках окажутся все бумаги, нужные для получения СТС. Это полный набор документов, обязательный при эксплуатации машины.
Восстановить утилизированный автомобиль
Восстановить найденный утилизированный автомобиль без хозяина можно одним из способов:
- Найти владельца и взять у него нотариальную доверенность на восстановление всех бумаг ТС и новую регистрацию. В ГИБДД транспорт будет изначально оформлен на этого человека. Но потом нашедшему ее придется договариваться с хозяином о составлении ДКП и еще раз перерегистрировать технику в инспекции уже на себя, вносить обновленную информацию в ПТС, покупать страховку. Здесь есть опасность зря потратить деньги.
Если предыдущий хозяин утилизировал авто, он все равно имеет на него права и может отказаться переоформлять имущество или потребует за это плату.
- Подать в суд с тем, чтобы он признал собственником ТС того, кто его подобрал. Последнему сначала нужно отправиться в полицию с заявлением о находке и потребовать в нем найти владельца. На это отводится полгода. Если нужный человек не найден, пора подавать в суд. После его решения в пользу заявителя можно поставить машину на учёт без хозяина, являвшегося таковым прежде.
Процедура та же, что приведена выше. Но в числе документов нужно предъявлять постановление суда о признании собственником.
Прежний госномер присвоить авто, восстановленному после утилизации, не удастся. Его перед этой процедурой следует вернуть в ГИБДД. Значит, этот госномер на момент восстановления уже могли выдать другому автовладельцу. Если же хозяин утилизированной машины его не сдал, регистрационный знак объявляют в розыск. А при восстановлении учета все равно выдадут новый.
Сразу я вкратце остановлюсь на понятии регистрационного учета (РУ) автомототранспортного средства (ТС) в ГИБДД.
Постановка на учет ТС дает право передвижения на нем по дорогам общего пользования. Регистрационные действия (как постановку, так и снятие) осуществляет Госавтоинспекция по единому для всей РФ порядку.
Цели РУ ТС (согласно п. 2 Приказа № 1001) заключаются в следующем:
- Госучет автомобилей, как транспортных единиц, имеющих доступ к передвижению по дорогам общего пользования;
- Учетный надзор по конструктивному и техническому соответствию ТС установленным безопасным нормам;
- Возможность текущего и оперативного реагирования на преступления и правонарушения (в которых участвуют ТС) – их выявление, пресечение, раскрытие, квалификация, наложение некоторых видов взысканий.
Регистрацию ТС допускается производить лицам, имеющим на них установленные законом и подтвержденные соответствующими документами права.
Это могут быть физические и юридические лица:
- Граждане или резиденты РФ;
- Граждане или резиденты зарубежных стран;
- Физлица, не имеющие гражданства.
Также предусмотрена возможность временной регистрации – для ТС, зарегистрированных в других государствах (если срок их временного ввоза превышает 6 мес.).
Регистрационные действия в отношении авто могут производить:
- Собственники – имеющие документ права собственности на ТС;
- Владельцы – имеются в виду основные владельцы ТС, не имеющие права собственности на машину;
- Уполномоченные собственниками или основными владельцами лица.
Основными регистрационными документами являются:
- ПТС – Паспорта транспортных средств;
- СТС – Свидетельство о регистрации.
Еще вы должны уяснить два важных момента:
- Собственность на авто может быть коллективной.
- Регистрация ТС не может быть коллективной – она допускается только для одного лица (физического или юридического).
Внимание! Регистрация машин не является процедурой утверждения сделок по их купле-продаже, как это практикуется в сфере недвижимости. Купленные машины могут полноправно использоваться их владельцами без РУ, вне дорог общего назначения, если это не противоречит иным законам РФ.
Как прекращение, так и восстановление РУ транспорта в ГИБДД имеет несколько вариантов.
В среде автомобилистов, да и в источниках, посвященных автомобильным темам, используются разные термины, характеризующие регистрацию и ее восстановление. Это привносит некоторую путаницу, с которой мы сейчас разберемся.
Обычно в речевых оборотах применяются следующие обозначения, касающиеся РУ:
- Прекращение;
- Аннулирование;
- Снятие;
- Утилизация;
- Запрет.