Что такое принудительные меры воспитательного воздействия и чем они отличаются

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое принудительные меры воспитательного воздействия и чем они отличаются». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уголовное законодательство в нашей стране предусматривает более лояльное отношение к лицам, совершившим преступления, будучи несовершеннолетними. Указанное обусловлено тем, что в силу возраста и малого жизненного опыта подростки нуждаются, прежде всего, в воспитательной коррекции поведения, для чего не требуется их изоляция от общества.

Альтернативой уголовному наказанию являются предусмотренные статьей 90 Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные меры воспитательного воздействия. По сути, они относятся к испытательным мерам уголовно-правового характера и заключаются в возложении на несовершеннолетнего предписаний, выполнение которых позволяет в дальнейшем убедиться в его способности вести законопослушный образ жизни.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены к лицам, не достигшим возраста 18 лет, при наличии двух условий:

— если совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести,

— если данные о личности позволяют суду сделать вывод о том, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия закреплены в части 2 статьи 90 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Срок применения таких мер, как передача под надзор, ограничение досуга и установление особых требований к поведению, зависит от тяжести совершенного преступления и устанавливается от одного месяца до двух лет (за преступления небольшой тяжести) и от шести месяцев до трех лет (за преступления средней тяжести).

При этом суд вправе одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных уголовным законом. Эта мера рассчитана на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно сознательно соблюдать закрепленные в законодательстве нормы.

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа состоит в возложении на указанных субъектов обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Предполагается, что родители или лица, их замещающие, будут обеспечивать тщательный и систематический контроль за поведением подростка, устранение условий, способствующих его антиобщественному поведению. Однако эта мера целесообразна только тогда, когда родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Данная мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Это может быть денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом. При ее назначении необходимо убедиться, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок либо стипендию, а также обладает соответствующими трудовыми навыками.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Томской области

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Одним из самых лояльных мер, в тех случаях, когда ваш несовершеннолетний ребенок совершит поступок, который относится к уголовным преступлениям, является именно предупреждение несовершеннолетнего.

Суть его заключается в том, что представитель правоохранительных органов, который работает с несовершеннолетними подростками, проводит предупреждающую беседу. В своей беседе он доступным языком объясняет все неотвратимые последствия, которые ждут любого человека, вставшего на преступный путь. Применение этой самой легкой из мер воспитательного характера возможно, когда преступление по своим последствиям довольно незначительное и на лицо раскаяние в содеянном преступлении подростка.

После проведенной беседы, желательно, чтобы подросток написал собственноручно обязательство, в котором обязательно нужно отметить, что он хорошо понял смысл того, о чем его предупредили.

Подписывается этот документ, как подростком, так и лицом, проводившим с ним предупреждающую беседу.

Это откладывает свой отпечаток и несет дополнительную ответственность перед подростком уже в том, что необходимо соблюдать подписанный документ.

Передача несовершеннолетнего под надзор

Кроме предупреждения подростка, в тех случаях, когда преступил закон несовершеннолетний ребенок из довольно благополучной семьи, есть смысл отдать его под надзор родителей или людей, которые фактически его воспитывают или заменившими ему родных отца и мать. Это может принести положительный эффект лишь в тех случаях, когда между взрослыми членами семьи и подростком складываются дружелюбные, доверительные отношения и ребенок прислушивается к мнению родителей.

Чтобы вынести постановление о передаче подростка, совершившего преступление небольшой или средней тяжести под надзор родителей, суд должен собрать характеристики людей, которым будут отданы полномочия вести контроль над поведением подростка.

При передаче полномочий надзора родителям или лицам, их заменяющим, разъясняются все возложенные на них обязанности и права, после чего оформляется документально в письменном виде под роспись.
Как само собой разумеющееся, имеется в виду согласие родителей брать контроль над подростком.

В тех случаях, когда образ жизни взрослых членов семьи подростка, вставшего на скользкую дорожку преступлений, дает повод усомниться в том, что ними может быть осуществлен надзор несовершеннолетнего, эта функция возлагается на государственный орган, специализирующийся в этих вопросах, к примеру, инспекцию по делам несовершеннолетних.

Инспектор регулярно в таких случаях посещает, так сказать, «трудного» подростка дома, в школе, контролируют его поведение и провождение досуга, проводят профилактические беседы.

Срок, на который может быть вынесено постановление или определение суда о взятии подростка под надзор может составлять от двух месяцев до трех лет и вплоть до его совершеннолетия.

Важно помнить, что как говорится «От сумы и от тюрьмы – не зарекайся!»

В любой семье может случиться беда. И ваш ребенок то ли под влиянием своих друзей, то ли от недостатка вашего внимания, может попасть в жизненную переделку и совершить деяния, о которых, может быть, со временем, сильно пожалеет.

Именно, чтобы не сломать судьбу подростка, который осознал свою вину в содеянном преступлении, предусмотрены принудительные меры, способные повлиять на перевоспитание подростка.

Какую именно из мер определить в конкретном случае, принимая во внимание все нюансы: от вида преступления, до семьи, где воспитывался подросток, принимает суд, вынося определение или постановление о назначении таких мер.

В отдельных случаях могут применяться несколько мер по совокупности.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Статья 90 УК РФ предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»).

Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Часть 2 статьи 90 УК РФ предусматривает возможность назначения четырех видов принудительных мер воспитательного воздействия, к их числу относятся:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим. Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.

В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Эти меры не делятся на основные и дополнительные и могут назначаться в любом сочетании.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.

В случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа или ограничения досуга и установления особых требований к поведению в постановлении должен быть указан срок, в течение которого применяется избранная мера.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. п. «б» и «г» ч. 2 статьи 90 УК РФ, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.01.2018 N 11-АПУ18-1
Назначенное осужденным наказание нельзя признать чрезмерно суровым, оно является справедливым, и оснований для его смягчения либо применения положений ч. 6 ст. , ст. ст. , УК РФ, а Хасанову А.А. также ст. ст. , УК РФ не усматривается.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 42

1. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что имеется предусмотренное частью первой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации основание для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью третьей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.

Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 201-АПУ18-46

Адвокат Зайцев в апелляционной жалобе, поданной в защиту осужденного Давыдова, считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, судом нарушены нормы уголовно-процессуального закона и неправильно применен уголовный закон. В обоснование, ссылаясь на результаты психолого-лингвистических экспертиз, защитник утверждает, что размещенный Давыдовым 3 февраля 2020 г. в сети «Интернет» текст не содержит признаков оправдания терроризма, в нем не имеется указаний на насилие, устрашение населения, противоправные действия, практику воздействия на принятие решений органами власти, умысел на оправдание терроризма у Давыдова не установлен. Общественная опасность этого текста отсутствует, о чем свидетельствует его наличие в свободном доступе длительное время, в том числе после возбуждения уголовного дела. Факт проведения 29 декабря 2020 г. осмотра предметов (документов) вызывает сомнение, протокол этого следственного действия возможно сфальсифицирован. Ссылка в протоколе на смену пароля страницы » … » опровергается сведениями, полученными из ООО «ВКонтакте». Осмотр предметов (документов) проводился с участием Давыдова в качестве свидетеля в отсутствие защитника, право пользоваться услугами адвоката Давыдову не разъяснялось, что свидетельствует о недопустимости протокола осмотра предметов (документов) от 29 декабря 2020 г. как доказательства. Назначенное Давыдову наказание является несправедливым вследствие чрезмерной суровости. Суд не принял во внимание небольшую тяжесть содеянного, несовершеннолетний возраст Давыдова, его эмоциональное состояние в период совершения преступления, примерное поведение, осознание своих заблуждений до возбуждения уголовного дела. Суд имел возможность применить в отношении Давыдова положения ст. УК РФ либо ст. ст. , 76.2 УК РФ, что не сделано. Защитник просит отменить приговор в части осуждения Давыдова по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) и оправдать осужденного.

Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.

Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.

С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.

Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .

——————————— Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.

На родителей гражданина либо их заменяющих лиц или на специализированное госучреждение возлагаются обязанности по контролю над поведением и осуществлению воспитательного воздействия. Данный способ исправления предусматривает 90-я статья УК. Часть 3 указанной нормы допускает применение этой меры при совершении деяния:

  • небольшой тяжести – на 1-24 мес.;
  • средней тяжести – на 6-36 мес.

Надзор устанавливается в течение всего вмененного срока. Обязанности, которые предусматриваются для субъектов, осуществляющих контроль, должны быть обстоятельно, четко и доходчиво разъяснены, а также оформлены надлежащим образом. Перед назначением данной меры необходимо удостовериться в способности, готовности и возможности субъектов ее реализовать.

После того, как в отношении несовершеннолетнего нарушителя была установлена мера наказания в виде принудительных воспитательных мер воздействия на личность, он обязан полностью выполнять все законодательные предписания.

Установление принудительного воспитательного воздействия носит срочный характер, то есть, данная мера применима на протяжении строго установленного срока, который указывается в постановлении суда. При этом стоит отметить, что отмена данного наказания может происходить по следующим причинам:

  • Завершение срока действия принудительной меры;
  • Формирование личности несовершеннолетнего и признание им неправомерности содеянного ранее;
  • Злостное нарушение всех ограничений, установленных в соответствии с требованиями о принудительных мерах.

Специальными закрытыми учебно-воспитательными заведениями могут являться общеобразовательные школы, а также профтехучилища, в которых лица мужского и женского пола находятся отдельно. Помещение нарушителей в эти учреждения считается наиболее строгой принудительной воспитательной мерой. Пребывание в этих заведениях может быть окончено до истечения вмененного срока. Это допускается в случае, если будет признано, что несовершеннолетний субъект более не нуждается в воздействии. Вместе с тем в уголовном законодательстве предусмотрена возможность продления срока нахождения субъекта в учебно-исправительном учреждении. Оно допускается по ходатайству самого лица. Основанием для продления срока может выступать необходимость завершения профессиональной либо общеобразовательной подготовки.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

  • Понятие и значение наказания в виде лишения свободы
  • Особенности уголовной ответственности и наказания женщин
  • Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
  • Убийство в Русской Правде и УК РФ: сравнительный анализ
  • Последствия для потерпевших от преступлений, предусмотренных статьями 134 и 135 УК РФ

Проблемы преступности несовершеннолетних актуальны для любого общества, так как несовершеннолетние преступники всегда копируют преступления взрослых. Поиск новых способов воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступления, заставляет анализировать уже имеющиеся способы, выявляя их недостатки.

К несовершеннолетним преступникам может быть применено как наказание, так и принудительные меры воспитательного воздействия. Но статистика показывает, что наиболее распространённым видом наказания в судебной практике получило условное осуждение. Но почему, несмотря на большую гуманность, педагогичность, данные меры не являются основными и вообще крайне редко применяются. Возможно, дело состоит в несостоятельности законодательной базы.

Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия вызывает оживлённые дискуссии, так как законодатель полностью не раскрывает их уголовно-правовой сути. Со своей стороны я считаю, что принудительные меры воспитательного воздействия являются не карательными, социально-профилактическими мерами и являются альтернативой наказанию. Рассмотрим мнения учёных-правоведов.
Некоторые учёные считают, что ПМВВ по своей природе являются уголовно-правовыми мерами. А В Наумов считает, что «ПМВВ по своей природе являются уголовно-правовыми и их применение к несовершеннолетнему означает освобождение от уголовной ответственности». [1.,с.514]

Возможно, именно поэтому законодатель намеренно выделил меры воспитательного воздействия в УК среди других мер, пытаясь ярче показать диапазон их применения. По мнению А. А. Арямова принудительные меры воспитательного воздействия – «это условный факультативный вид освобождения от уголовной ответственности и наказания». Это мнение кажется небесспорным, так как непонятно в чём условность и необязательность освобождения от уголовной ответственности. Существенным в рассмотрении правовой природы ПМВВ является вопрос об общей структуре мер уголовно-правового характера. Эти меры можно разделить на 2 большие группы – наказание и иные меры уголовно-правового характера.

Так как законодатель в УК РФ не даёт определение ПМВВ, его формулировки могут существенно различаться (например, в определении их правовой природы). Сначала, попробуем выделить характерные признаки.

  1. Пмвв применяются только к несовершеннолетним, но в исключительных случаях могут распространяться и на лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования либо воспитательную колонию. (ст.96 УК)
  2. Данные меры могут назначаться несовершеннолетним, совершившим преступление. Они не назначаются, если в действиях лица нет признаков состава преступления. Так же очень важно то, что ПМВВ назначаются за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а мера, указанная в ч.2 ст. 92 УК РФ,- за преступления средней тяжести и тяжкие уголовно наказуемые преступления. Исключения представляют особо тяжкие преступления и ряд составов тяжких преступлений, указанные в ч.5 ст.92 УК РФ.
  3. Принудительные меры воспитательного воздействия назначаются, если в ходе судебного заседания будет признано, что для исправления несовершеннолетнего, достаточно их применения. У суда должно сложиться убеждение, что «исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путём применения к нему ПМВВ» . Следует отметить, что ч. 1 и 2 ст.92 УК РФ не предполагают в виде обязательного условия назначения исследуемых мер возможность исправления подростка при освобождении от наказания.
  4. Целями принудительных мер, по нашему мнению, являются развитие положительных качеств личности, её психологическая, социальная реабилитация, ресоциализация подростков. Часть исследователей считает, что цели ПМВВ во многом совпадают с целями наказания. Но акцент при их осуществлении делается на психолого-педагогическое воздействие, которое направлено на «сознание и волю несовершеннолетнего правонарушителя, корректировку его взглядов, привычек, на внушение и убеждение о необходимости изменения образа жизни» .
  5. Данные меры фактически выступают в качестве правового последствия нарушения лицом уголовно-правового запрета. Таким образом, подросток может претерпевать различного рода ограничения и лишения в его отношении.
  6. Данные меры применяются только в соответствии с уголовным законодательством. Процедура назначения мер регулируется нормами УПК РФ (ст. 427, 430-432 УПК РФ).
  7. Контроль за исполнением несовершеннолетним воспитательных мер возлагается на специализированный государственный орган, обеспечивающий его исправление .

Допускается освобождение от ответственности несовершеннолетнего гражданина, совершившего преступление средней/небольшой тяжести, если будет установлено, что исправления этого лица можно достичь применением воспитательных мер.

Субъекту могут назначаться такие меры, как:

  • Предупреждение.
  • Установление над ним надзора родителей или граждан, заменяющих их, или специализированного госоргана.
  • Возложение обязанности устранить (загладить) вред, причиненный деянием.
  • Ограничение досуга, определение особых требований к поведению.

Согласно норме, предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему гражданину ущерба, нанесенного его действиями, последствий повторного преступления, предусмотренных УК.

При передаче под надзор лицо помещается под контроль лиц, принимающих на себя обязанность провести с ним воспитательную работу.

При вменении несовершеннолетнему обязанности загладить возникший в связи с преступлением ущерб учитывается имущественное положение и наличие у него необходимых трудовых навыков и знаний.

Он предполагает индивидуальную профилактическую работу с подростком, направленную на его социально-психологическую реабилитацию и предотвращение совершения новых деяний.

Ни в ст. 91 УК, ни в иных уголовных нормах четко не определен специализированный госорган, уполномоченный контролировать поведение несовершеннолетнего. Представляется, что такой структурой может быть одно из учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности подростков.

Целью применения этой меры является выработка у несовершеннолетнего понимания недопустимости причинения ущерба неправомерными действиями. Подростка, к примеру, привлекают к восстановлению имущества, возмещению стоимости поврежденных вещей. При этом, несомненно, должны учитываться трудовые навыки несовершеннолетнего, его имущественное положение.

Если подросток работает, то часть заработка он может передать потерпевшему как компенсацию за вред. Если у несовершеннолетнего нет источника дохода, он может отремонтировать какую-то вещь, например, автомобиль или хозяйственную постройку. Если же он ничего не умеет делать, то суд выбирает иную меру, подлежащую применению.

Перечень, предусмотренный ст. 91 УК, не является закрытым.

Выбор той или иной формы ограничения либо конкретных требований к поведению необходимо увязывать с задачами социально-психологической реабилитации подростка.

Специальные предписания могут относиться к управлению механическим транспортом (автомобилем, мотоциклом и проч.), нахождению на улице после какого-то времени (к примеру, после 8 вечера), к поездкам и так далее.

Многие несовершеннолетние полагают, что, избежав уголовного наказания один раз, у них получится это и в следующий. Однако это далеко не так.

Суд назначает принудительные воспитательные меры только в том случае, когда есть все основания полагать, что лицо исправится и без применения более жестких санкций. Если же подросток не оправдывает ожиданий, значит, мягкие меры не достигают целей. Соответственно, будет применено уголовное наказание по соответствующей статье.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

Отличие наказания от принудительных мер воспитательного воздействия

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О защите конкуренции»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

    Эта мера направлена на лишение подростка конкретного права на определенный срок. Сюда могут входить:

    • установка комендантского часа;
    • запрет выезжать в определенную местность;
    • запрет на посещение конкретных мест;
    • ограничение на пользование транспортным средством;
    • требование вернуться в общеобразовательное учреждение или начать работу;
    • прочие меры на усмотрение уполномоченного лица.

    Продолжительность назначения тех или иных мер может варьироваться от 30 дней до 2 лет при небольших правонарушениях, от полугода до 3 лет при правонарушениях средней степени тяжести.

    В случае регулярных отклонений от требований, возникает понимание того, что профилактическая цель не достигнута. В этом случае происходит рассмотрение дела и к несовершеннолетнему применяется та или иная уголовная ответственность.

    Отличие наказания от принудительных мер медицинского характера

    После совершения правонарушения суд выносит лицу, не достигшему совершеннолетия, меры воспитания. Суд может применить как одну меру, так и все сразу. Нарушение предписания вынесенных мер, влечёт за собой уголовную ответственность без права послабления.

    Статья 90 УК РФ содержит в себе 4 вида принудительных воспитательных мер, назначаемых по отношению к несовершеннолетней лицу.

    Срок надзора зависит от степени тяжести преступления. Если преступление не тяжёлое, то срок надзора составляет до 2 лет. За преступления средней тяжести, назначается надзор сроком от 6 месяцев до 3 лет.

    Рассмотрев дело, суд передаёт ребёнка родителям, опекунам или специальным государственным органам под надзор. Но при этом, суд должен удостовериться в добропорядочности лиц, кому передан несовершеннолетний. Лица ведущие асоциальный образ жизни, отстраняются от надзора над несовершеннолетним.

    Данная воспитательная мера назначается только в случае материального благосостояния подростка или его трудовых способностей. Это связано с тем, что мера возмещения основывается на том, что совершивший преступление обязуется оплатить стоимость или ремонт сломанной вещи или предоставить взамен другую вещь.

    Данная мера воспитания назначается дополнением к другим мерам. Ограничение свободного времяпровождения выражается в следующих запретах:

    1. ограничение нахождения вне дома;
    2. комендантский час;
    3. запрет или ограничение покидать границы населённого пункта.

    Справка! Суд может применить и другие воспитательные меры, такие как трудоустройство несовершеннолетнего или восстановление в образовательном учреждении.

    Если ни одна воспитательная мера недостаточна для исправления правонарушителя, то его помещают в учреждение закрытого типа. Находиться в воспитательной учреждении, подросток может сроком до 3 лет.

    Если на время пребывания в учреждении, подростку исполняется 18 лет или его поведение изменилось в лучшую сторону, то нахождение в воспитательном учреждении отменяют досрочно. Также, по состоянию здоровья данная мера может быть отменена или заменена на другую.

    Принудительные меры воспитания несовершеннолетних не являются уголовным наказанием. Целью этих мер является исправление девиантного поведения подростка.

    Суд учитывает множество факторов, прежде чем мера будет назначена, в том числе и отношение правонарушителя к содеянному. Недопущение повторных правонарушений является главной целью назначения принудительных воспитательных мер.

    По своему юридическому характеру данные меры трактуются неоднозначно. Обычно они выступают одной из форм реализации уголовной ответственности, помимо наказания, однако в некоторых странах (страны СНГ, кроме Казахстана, Литва) они выступают также альтернативой уголовной ответственности: законодательство этих государств допускает освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Такое освобождение допускается при совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) или средней тяжести (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Россия), если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может произойти и без применения мер уголовной ответственности. В Албании, Алжире, Болгарии, Казахстане, Латвии, Монголии, Франции, Эстонии применение мер воспитательного характера допускается лишь в качестве альтернативы уголовному наказанию[1].

    Законодательство ряда государств предусматривает применение этих мер вместо наказания для определённых возрастных категорий преступников. Так, только воспитательные меры могут быть применены к лицам в возрасте от 14 до 16 лет в Македонии, Федерации Боснии и Герцеговины, Хорватии; в возрасте от 14 до 18 лет в Испании; от 7 до 15 лет — в Египте, Кувейте, Ливане, Сирии; от 7 до 14 лет — в Таиланде. В последнем государстве суд может применить следующие меры к данной возрастной категории лиц: предупреждение и передача под надзор родителя или опекуна на срок не более 3 лет[2].

    Законодательство Мали предусматривает применение данных мер в рамках процедуры посредничества при примирении несовершеннолетнего преступника и потерпевшего[2].

    Принудительные меры воспитательного воздействия имеют сходство с условным осуждением, так как зачастую при злостном их неисполнении они подлежат отмене с применением к осуждённому реальных мер ответственности (страны СНГ)[3].

    Институт принудительных мер воспитательного воздействия присутствует в уголовном законодательстве стран СНГ и Балтии, бывших республик Югославии, Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кирибати, Нидерландов, Румынии, Филиппин, Швеции, Эфиопии. В специальных законах о статусе несовершеннолетних данные меры регламентируется в Германии, Египте, Испании, Кении, Кувейте, Мали, Португалии, Франции, Швейцарии. И в специальном, и в уголовном законодательстве они предусмотрены в Болгарии, Сербии и Эстонии[1].

    Данные меры в различных странах носят различные наименования: «принудительные меры воспитательного воздействия» (страны СНГ, Латвия, Монголия), «принудительные меры» (Узбекистан), «меры воспитательного воздействия) (Литва), «воспитательные меры» (страны бывшей Югославии), «меры воспитания, лечения или исправления» (Польша), «меры защиты, помощи, надзора и воспитания» (Франция), «меры защиты» (Япония) и др. Законодательство Судана рассматривает данную категорию мер наряду с иными «мерами по надзору и исправлению», которые могут применяться также к престарелым и страдающим психическими расстройствами. В некоторых странах данные меры рассматриваются в более общем институте мер безопасности (Молдова, Турция и др.). УК Грузии рассматривает данные меры наряду с наказанием в рамках формулировки «меры уголовного воздействия в отношении несовершеннолетних»[1].

    Законодательством стран мира могут предусматриваться следующие меры воспитательного воздействия[2]:

    • предупреждение или выговор (страны СНГ, бывшие республики Югославии, Германия, Египет, Испания, Кувейт, Литва, Португалия, Румыния, Судан, Таиланд, Чили, Эстония);
    • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо соответствующего государственного органа (страны СНГ и Балтии, бывшие республики Югославии, Англия, Германия, Египет, Кувейт, Марокко, Монголия, Португалия, Сирия, Судан, Таиланд, Франция, Чили, Эстония);
    • наложение обязанности возместить ущерб, причинённый преступлением, или иным образом загладить причиненный вред (страны СНГ, Англия, Федерация Боснии и Герцеговины, Латвия, Литва, Мали, Монголия, Нидерланды, Швейцария);
    • наложение ограничений, связанных с проведением досуга, или установление иных требований к поведению несовершеннолетнего (страны СНГ, Англия, Египет, Испания, Македония, Марокко, Португалия, Швейцария); во Франции данная мера носит название «контролируемой свободы» (фр. la liberte surveillee);
    • передача в семью, подходящую для воспитания (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Македония, Португалия, Швейцария);
    • помещение в режим помощи (Португалия, Швейцария);
    • общественные работы (Федерация Боснии и Герцеговины, Испания, Литва, Мали, Нидерланды, Эстония);
    • возложение обязанности извиниться перед потерпевшим (публично или в иной форме на усмотрение суда) (Белоруссия, Федерация Боснии и Герцеговины, Мали).
    • помещение в учебно-воспитательное учреждение (страны СНГ и Балтии, бывшие югославские республики, Албания, Англия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Зимбабве, Испания, Кения, Кувейт, Марокко, Португалия, Румыния, Сирия, Судан, Франция, Чили, Швейцария, Швеция, Япония).

    Часть данных мер имеет лишь формальные отличия от уголовных наказаний (например, общественные работы).

    Понятие принудительных мер воспитательного воздействия и их виды

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7 (ред. от 29.11.2018)

        «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 29.11.2016)

        «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»

      Все документы >>>

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)

        «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

        «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

      Все документы >>>

      Статья 90 УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

      • Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478

        «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»

      • Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)

        «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

      • Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286

        «Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)

      Все документы >>>

      • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1506

        «Об утверждении Положения об официальных и о специальных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

      • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

        «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

      • Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1387

        «О внесении изменений в перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

      Все документы >>>

      Принудительные меры воспитательного воздействия — меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания.

      Виды принудительных мер воспитательного воздействия:

      1. Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК.

      2.Передача под надзор родителей – возложение на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

      3.Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

      4.Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга; ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного органа; требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться (перечень ограничений и требований не является исчерпывающим).

      Уровень подростковой преступности в нашей стране имеет довольно высокие показатели. Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах. Именно это зачастую толкает несовершеннолетних на совершение противозаконной деятельности.

      Учитывая тот факт, что права ребенка и его интересы должны быть учтены в обязательном порядке, государство предусматривает, что в некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]