Что лучше повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что лучше повышение квалификации или профессиональная переподготовка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

  • Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

  • Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

  • Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Что лучше: переподготовка или повышение квалификации?

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, — диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:

  • медицинские работники и фармацевты;

  • сотрудники органов внутренних дел;

  • госслужащие;

  • адвокаты и судьи;

  • аудиторы;

  • бухгалтеры;

  • педагоги;

  • водители городского и железнодорожного транспорта;

  • пилоты.

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Что выбрать: повышение квалификации или профессиональная переподготовка?

В любом сравнении полезно начинать с общих качеств. И их достаточно много. Прежде всего, оба вида программ они отнесены к одной группе курсов дополнительного профессионального образования. Это закреплено в 273-ФЗ, который, собственно, и устанавливает цели такого обучения в ст. 76 (п. 1):

  • удовлетворение потребностей — профессиональных и образовательных;
  • развитие на профессиональном поле;
  • обеспечение соответствия умений сотрудника тому месту в штате, которое он занимает, в текущих условиях рынка и социальной среды (или займет после выпуска).

Та же 76 статья закона устанавливает и возможность получения дополнительного профобразования по 1 из 2 программ (повышение квалификации или переподготовка). При этом перечень профессий, по которым могут учиться слушатели любой из них, утверждается одним ведомством — Минобразования РФ.

Требования к тем, кто может пройти обучение, тоже общие: сотрудник должен иметь среднее специальное или высшее образование либо находиться в процессе его получения. Другими словами, обе программы доступны студентам вузов и СПО, а также дипломированным специалистам (бакалаврам, магистрам).

Еще одно общее качество касается удостоверения того, что обучение было пройдено. Во-первых, слушатели получают соответствующий документ (а вот он как раз отличается). Во-вторых, информация об окончании курсов вносится в трудовую книжку.

Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они — в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) — это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.

Необходимость такого переобучения может возникать как на уровне работодателя (открытие нового производства, внедрение других технологий), так и на уровне самого специалиста (внутренняя мотивация). Соответственно, инициировать поступление на обучение может наниматель или работник.

Что двигает первым, понятно (потребности бизнеса). А в каких случаях ратовать за ускоренный курс освоения новой специализации может сотрудник? Здесь все просто:

  • он хочет сменить род деятельности;
  • ему изначально не нравится имеющаяся профессия;
  • есть желание расширить компетенции, освоив смежный профиль (например, из-за опасений, что скоро его знания и навыки потеряют в спросе на рынке труда).

Саму программу можно рассматривать, как ускоренную альтернативу второму высшему образованию. Получить новую квалификацию можно не за 2−3 года, а за 6−12 месяцев. Разница в сроках объясняется тем, кто курс переобучения включает только профильные дисциплины. Потому что база — высшее или среднее профессиональное образование — для выбранного профиля у учащегося уже имеется.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле — осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6−12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций — освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa — на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

В обоих случаях выпускники курсов получают диплом государственного образца, который подтверждает достаточный уровень их подготовки для работы в выбранной сфере.

Цели, которые устанавливает закон 273-ФЗ (ст. 73, п. 3) для программ повышения квалификации:

  • совершенствование навыков в профессии;
  • обновление информации в своей нише;
  • освоение актуальных технологий в сфере, в которой уже занят сотрудник.

Если переобучение может быть обусловлено (или не обусловлено) частными факторами (изменениями в компании работодателя, желанием учащегося), то программа, призванная повысить квалификационный уровень, уже обязательна. Это регламентировано Трудовым кодексом.

Плюс, переобучение, как правило, проходится сотрудником 1, максимум 2−3 раза в жизни. А повышение квалификационного уровня — это непрерывный процесс.

Факт прохождения квалификационных курсов тоже подтверждается документально. Только выдается слушателям не диплом, а удостоверение, в котором указывается, что человек успешно освоил новые знания и соответствует действующим требованиям.

Такие курсы для специалистов проводятся регулярно с заданной частотой, которая может отличаться:

  • общий для всех срок между двумя программами — 5 лет;
  • для описанных в законе категорий обязательное прохождение обучения установлено каждые 3 года (сюда относятся педагоги, государственные гражданские служащие, бухгалтера, оценщики, судьи и некоторые другие направления);
  • аудиторы должны повышать свой квалификационный уровень ежегодно.

Точнее периодичность определяется конкретными обстоятельствами. Регламентируют эти обстоятельства профессиональные стандарты, недавно разработанные для отдельных сфер деятельности, Трудовой кодекс, распоряжения соответствующих ведомств.

Если работник (его должность и специализация) не подпадает под государственные и муниципальные нормативные документы (кроме ТК, понятное дело), то периодичность его обучения остается на усмотрение работодателя и устанавливается в трудовом или коллективном договоре. Закрепляется программа развития сотрудников и в локальных актах самого нанимателя (внутренние приказы, утвержденные планы и т. д.).

Кстати, такой вид дополнительного профобразования «показан» не только рядовым или ключевым сотрудникам компаний или государственных ведомств, но и руководителям. И проходится он не только в установленные сроки, но и при наступлении определенных событий. Например, для вступления в саморегулируемую организацию обязательно проведение аттестации и повышение квалификационного уровня работников компании (будущего члена СРО).

Что до сроков, то занимает курс значительно меньше времени, чем проф. подготовка. Минимальная длительность учебы — 16 часов. Это совсем короткий вариант. Чаще учиться нужно не менее 1−2 месяцев.

Выбор конкретного направления курсов на том или ином этапе становления сотрудника зависит:

  • от его уровня образования;
  • качества подготовки;
  • опыта;
  • наличия специальных знаний (если работа, в которой он задействован/будет задействован, требует их).

Так, с высоты описанной выше информации уже можно вывести 5 главных отличительных качеств между двумя видами дополнительного последипломного образования:

  • длительность;
  • документ, удостоверяющий окончание курсов;
  • цели обучения;
  • результат учебы;
  • источник финансирования профессиональной подготовки специалиста.

Так, переобучение всегда занимает больше времени — от 6 месяцев до 2 лет. Причем дольше длится не только сам курс, но и каждое занятие (потому что человек осваивает новый для себя профиль, что требует более глубокого погружения).

Квалификационные курсы проходят за 1−2 месяца, а конкретные занятия длятся не больше часа. С этим, кстати, связан еще один отличительный момент — цена. Профподготовка обойдется дороже.

Выпускники курсов повышения квалификации получают удостоверение — подтверждение факта, что они информацию усвоили и готовы применять на практике. Результат переподготовки — диплом государственного образца.

Цели учебы тоже разные: в первом случае человек обновляет и актуализирует знания в имеющейся сфере, во втором — осваивает новую специальность. Соответственно, после квалификационного курса можно подняться по карьерной лестнице, не меняя профиля, но нельзя перейти работать в другую нишу. А переобучение дает возможность сменить и направление, и место работы.

В связи с чем, кстати, во втором случае учебу часто оплачивает сам учащийся. Или работодатель, но с закреплением гарантий того, что его сотрудник отработает потраченные средства. А за повышение квалификационного уровня обычно платит наниматель. Он же обязан следить за периодичностью такого обучения своих кадров.

Помимо обучающих курсов, вам поможет подтянуть свои знания и стажировка в хорошей компании. Такой способ тоже имеет ряд весомых плюсов.

1. Простота доступа

Большинство компаний заинтересовано в выращивании профессиональных рабочих кадров. В связи с этим стажеры имеют возможность на бесплатной основе пройти обучение и получить ценный опыт. Стоит отметить, что зачастую компании не оплачивают их труд, но зато сокращают продолжительность рабочего дня.

2. Получение реального опыта

Прохождение стажировки позволяет получить опыт работы с реальными проектами, а не только теоретические знания. Вы сможете ознакомиться с внутренней кухней вашей профессиональной области. Например, в нашей компании мы на постоянной основе предлагаем стажерам расширить свои знания и включаем их в работу над проектами наших клиентов.

3. Возможность трудоустройства

Не стоит забывать и о том, что стажеры, которые хорошо проявили свои профессиональные качества во время работы, имеют перспективу быть зачисленными в штат компании. Таким образом, вам даже не придется ходить на другие собеседования.

✔ Если вы хотите получить и развить новые навыки или усовершенствовать уже имеющиеся, то более логичным выбором станут курсы повышения квалификации.

✔ Если же вам захотелось полностью сменить сферу своей деятельности, то лучше рассмотрите вариант со стажировками.

Независимо от того, какой выбор вы сделаете, внимательно читайте отзывы о компаниях. Хорошо изучите рынок и организацию, чтобы не стать стажером, перекладывающим бумажки без перспектив на развитие, и не связаться с дилетантами. Цените себя и свое время!

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: в чём разница

Повышение квалификации – разработанная программа, позволяющая действующим работникам освежить забытую информацию или улучшить уровень знаний в рамках определенной специализации. В отличие от переподготовки, такое обучение не подразумевает смены профессии, а лишь делает сотрудника более компетентным в выполняемых задачах и решаемых вопросах. На данный момент повышение квалификации сотрудников компаний строго регламентируется государством. Поэтому раз в 3-5 лет руководящему составу следует отправлять подчиненных на курсы и посещать их самим. Вопрос также актуален при вступлении в СРО (саморегулируемую организацию).

В соответствии с законодательством, обучение длится минимум 16 часов. Краткосрочные программы нацелены на решение конкретной проблемы. Тематические занятия улучшают профессиональные навыки по определенному узкому направлению. Длительные же курсы с углубленным обучением включают совокупность дисциплин, полноценно восполняющих пробелы в знаниях с учетом последних изменений и инноваций. Факт прослушивания информации подтверждается удостоверением о повышении квалификации.

Посмотреть список всех доступных курсов повышения квалификации

Итак, чем отличается повышение квалификации от профессиональной переподготовки?

  1. Реализацией поставленных целей. Программы повышения квалификации благоприятствуют обретению более высокого разряда или категории на «старой» работе. Принципиальное же отличие переподготовки состоит в том, что она помогает получить дополнительную специальность.
  2. Статусом выпускных документов. Курсы переподготовки оканчиваются получением диплома, тогда как в результате успешного повышения квалификации выдается подтверждающее удостоверение.
  3. Продолжительностью обучения, величиной оплаты за него. Профессиональная переподготовка – более длительный и дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.

Активно развивающийся рынок труда и высокая конкуренция требуют от работников универсальности и гибкости. Дополнительное образование – благоприятная возможность для успешного карьерного роста и эффективного профессионального развития.

Вам также могут понадобиться:

  • Допуск СРО
  • Сертификат ИСО 9001
  • Удостоверение по пожарной безопасности
  • Удостоверение по охране труда

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 25 л.

Директор департамента Н.М. Золотарева

Что выбрать — переподготовку или второе высшее образование?

ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.

Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.

Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.

Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.

Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

Обучение проходит дистанционно.

  • Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
  • Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
  • Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Чем отличается повышение квалификации от профессиональной переподготовки

Скидки и другие меры для повышения лояльности заказчиков образовательных услуг Институтом предусмотрены. О них можно узнать у куратора (менеджера по работе с клиентами).

7. Предоставляет ли ваш Институт трудоустройство?

На данном этапе такая услуга не предусмотрена.

8. Обязательно ли приезжать за дипломом/удостоверением?

Если слушатель не может приехать за документом о дополнительном образовании (дипломом, удостоверением, сертификатом), то Институт отправит их слушателю курьерской службой. Курьер доставит пакет и выдаст документы лично в руки под роспись. Доставка документов бесплатная.

За пересдачу теста платить не нужно. После успешной сдачи итогового контроля будет выдан диплом. Задания теста охватывают лишь те темы, которые рассматривались в ходе обучения. Еще не было таких случаев, чтобы слушатели не могли вообще сдать итоговый тест.

10. Если я не сдам тест?

Успешной сдачи теста даётся 3 попытки. Тестовые задания сформированы по темам, которые освещены в программе. Если слушатель подходит к обучению ответственно, то обычно справляется с тестом за одну попытку. Ситуаций, когда слушатель проваливал все 3 попытки прохождения теста, не случалось.

  • Из каких профессий чаще всего уходят
  • Нужно ли менять профессию
  • Причины для смены профессии
  • Можно ли сменить профессию в 30, 40 или 50 лет
  • Страхи перед сменой профессии
  • Чему легче научиться в зрелом возрасте
  • Чем отличается второе высшее от курсов переподготовки
  • Получение второго высшего образования
  • Сколько стоит смена профессии
  • Как минимизировать потери
  • Что делать, если нет возможности сменить профессию

Подойдут документы:

  • Диплом ВУЗа, ССУЗа, техникума, училища, колледжа и пр.
    Достаточно только диплома. Приложение к диплому не нужно. Приложение без диплома недействительно.
  • Справка из ВУЗа, ССУЗа, техникума, училища, колледжа о прохождении обучения — предоставляют слушатели, которые еще учатся.
    Договоры на обучение, документы о зачислении, отчислении, справки-вызовы, расписки, студенческие билеты, копии зачетной книжки не принимаются и не заменяют диплом или справку.

Нужен дубликат диплома — это документ с такой же юридической силой, что и оригинал. За дубликатом обратитесь в образовательное учреждение, где получали документ. Если теперь учебное заведение не существует, обратитесь в учебное заведение, которое является его правопреемником. Срок хранения таких документов в России 75 лет.

Что лучше — повышение квалификации или профессиональная переподготовка?

Ниже приведена таблица, наглядно отображающая сходства и различия профессиональной переподготовки и повышения квалификации по основным критериям.

Критерии сравнения Повышение квалификации Профпереподготовка
Цель обучения Усовершенствование в своей профессии Освоение новой профессии
Объем курсов (ак. часов) Не менее 16-ти часов Не менее 250-ти часов
Периодичность Один раз в 5 лет По мере необходимости
Требования к поступающим Наличие ВПО или СПО / обучение в ВУЗе или ССУЗе Наличие ВПО или СПО / обучение в ВУЗе или ССУЗе
Итоговая аттестация По решению учреждения ДПО По решению учреждения ДПО
Выдаваемые документы Удостоверение Диплом
Кто оплачивает обучение Работодатель Работодатель / сотрудник

На сегодняшний день учащиеся могут выбрать две разновидности профпереподготовки:

  1. Освоение новой специальности за счет совершенствования знаний по узкому перечню профильных дисциплин.
  2. Получение дополнительной профессии.

Таким образом, в случае успешного окончания обучения учащиеся получают еще одну специальность в дополнение к уже существующей.

Курсы повышения квалификации, наоборот, углубляют знания и навыки в одной конкретной области, давая возможность расширить перечень компетенций в рамках возрастающих требований к профессионализму сотрудников конкретной организации.

Повышение квалификации может быть следующих видов:

  1. Экспресс-курсы, в рамках которых вместе с аудиторными занятиями проходят мастер-классы от специалистов той же компании.
  2. Долгосрочные курсы с углубленным изучением отдельных аспектов; позволяют расширить привычный перечень обязанностей, овладеть новыми навыками в рамках одной и той же специализации.
  3. Семинары и тренинги для оттачивания отдельных навыков.

Сравнивая переподготовку и повышение квалификации, можно выделить несколько отличий:

  • количество учебных часов — переподготовка предполагает больший объем занятий;
  • сроки обучения;
  • документы, выдаваемые по результатам обучения — в случае переподготовки учащиеся получают дипломы, а после повышения квалификации — только удостоверения или свидетельства;
  • статус: переподготовка открывает доступ к новым должностям, тогда как повышение квалификации расширяет возможности и перечень трудовых обязанностей;
  • повышение квалификации обходится дешевле переподготовки.

Как альтернатива традиционному второму высшему образованию, переподготовка кадров имеет ряд преимуществ:

  • относительно короткий срок обучения — от 4 до 12 месяцев против 3 лет, необходимых для второй «вышки»;
  • возможность подобрать удобный формат занятий с отрывом или без отрыва от производства;
  • минимальный перечень общих дисциплин;
  • гарантированные практические занятия и стажировки, производственные практики;
  • выгодная стоимость по сравнению с ценами на второе высшее образование;
  • получение диплома государственного образца, дающего право на ведение профессиональной деятельности в той или иной сфере;
  • минимальный срок адаптации к новому месту работу или новой профессии.

Организация учебного процесса

Согласно нормативам, при переподготовке кадров каждый учащийся должен прослушать более 250 часов лекционного материала (аудиторных занятий). Все программы обязательно учитывают потребности заказчика, поэтому обучение включает в себя наиболее актуальный перечень профильных дисциплин и практических занятий.

Традиционно весь процесс строится с учетом компетенций и предусматривает возможность модульного обучения. Поэтому окончательные сроки и формы профессиональной переподготовки определяются в соответствии с пожеланиями заказчика на основе требований и условий, прописанных в договоре.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы профессиональной переподготовки по различным направлениям.

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

[3]

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Интерес к перспективным направлениям деятельности, желание получить руководящую должность или обещанное повышение заработной платы побуждают специалистов, уже обладающих определенной профессией, к дальнейшему обучению. Виды последипломного образования – профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Каждый из них направлен на развитие работников и предоставление им ценных знаний. При этом обучающие программы принципиально отличаются между собой.

Повышение квалификации – разработанная программа, позволяющая действующим работникам освежить забытую информацию или улучшить уровень знаний в рамках определенной специализации. В отличие от переподготовки, такое обучение не подразумевает смены профессии, а лишь делает сотрудника более компетентным в выполняемых задачах и решаемых вопросах. На данный момент повышение квалификации сотрудников компаний строго регламентируется государством. Поэтому раз в 3-5 лет руководящему составу следует отправлять подчиненных на курсы и посещать их самим. Вопрос также актуален при вступлении в СРО (саморегулируемую организацию).

Итак, чем отличается повышение квалификации от профессиональной переподготовки?

  1. Реализацией поставленных целей. Программы повышения квалификации благоприятствуют обретению более высокого разряда или категории на «старой» работе. Принципиальное же отличие переподготовки состоит в том, что она помогает получить дополнительную специальность.
  2. Статусом выпускных документов. Курсы переподготовки оканчиваются получением диплома, тогда как в результате успешного повышения квалификации выдается подтверждающее удостоверение.
  3. Продолжительностью обучения, величиной оплаты за него. Профессиональная переподготовка – более длительный и дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.

Активно развивающийся рынок труда и высокая конкуренция требуют от работников универсальности и гибкости. Дополнительное образование – благоприятная возможность для успешного карьерного роста и эффективного профессионального развития.

Профессиональная переподготовка

– это формирование новых компетенций и получение специальных знаний для получения дополнительной квалификации или профессиональной деятельности в определенной сфере.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в т. ч. с учетом международных требований и стандартов.

Форму профессиональной переподготовки (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная) устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы.

Для многих не секрет, что профессиональная переподготовка лучше повышения квалификации уже тем, что по итогам обучения выдаётся диплом, а не удостоверение. Однако многих смущают обстоятельства, некоторые из которых на самом деле — суеверия и мифы:

  1. «профессиональная переподготовка — звучит как-то сурово. Туда берут далеко не всех, а меня точно не возьмут»,
  2. «обучение по программе профессиональной переподготовке намного сложнее, чем по программе повышения квалификации»,
  3. «профессиональная переподготовка – звучит круто, а по факту то же самое, что повышение квалификации»,
  4. профессиональная переподготовка дольше и дороже в 1,5-2 раза, чем повышение квалификации.

Разберём эти мифы и заблуждения подробнее.

1. На курсы по профессиональной переподготовке принимаются те же слушатели. Что и на курсы по повышению квалификации. Требования единые — наличие

  • либо высшего образования,
  • либо средне-специального образования.

Причём, что важно отметить, по любой специальности. К примеру, Вы могли окончить ПТУ по кулинарному искусству, а теперь вправе пройти профессиональную переподготовку по программе «Контрактная система».

2. Во многих учебных заведениях программа профессиональной переподготовки отличается от программы повышения квалификации всего лишь на стажировку, которую Вы можете пройти по месту своей работы. То есть по сути, ничем, дополнительными часами.

3. «Профессиональная переподготовка» — не просто звучит круче, чем «повышение квалификации». Во-первых, вы получите диплом, а не удостоверение. Во-вторых, на дипломе будет красоваться гораздо большее число изученных академических часов, чем на удостоверении, то есть, к примеру, 260 вместо 108 часов. А значит, при отборе среди пяти кандидатов, имеющих удостоверения на 108-144 часов, шансы отобранным на должность начальника отдела будут у счастливого обладателя 260 часов. Количество часов на документе об образовании особенно огромное значение имеют в государственных и муниципальных учреждениях, которые предъявляют высокие требования к образовательному уровню своих сотрудников и тем более руководителей. В качестве примера 260-часового курса «Контрактная система в сфере закупок» можно привести курс подготовки контрактных управляющих от Межрегиональной академии повышения квалификации.

4. Профессиональная переподготовка, действительно, обойдётся дороже в 1,5-2 раза, чем повышение квалификации. Но зато дешевле, чем второе высшее образование в 5 раз. И быстрее в 10 раз. А на выходе – диплом государственного образца, а не просто удостоверение, которое можно получить на 2-дневных курсах.

Программы обучения при профпереподготовке сильно разнятся в зависимости от осваиваемой специальности. При этом предусматривается три варианта освоения новой профессии:

  • очное;

  • очно-заочное (самостоятельная подготовка и очная сдача экзамена в образовательном учреждении);

  • дистанционное.

Последняя форма сейчас является наиболее востребованной, поскольку многие специальности можно освоить, не посещая никаких лекций, а практические занятия выполняя из дома.

По закону о дополнительном профессиональном образовании (ДПО) документы, которые выдаются учащемуся после успешной сдачи экзаменов, могут делиться на два вида:

  • диплом;

  • удостоверение.

Диплом как раз касается профессиональной переподготовки. Студенты, которые прослушали лекции (до 100 часов), получают удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Свидетельство о повышении квалификации выдается тем, кто отучился более 100 часов.

При этом диплом о профессиональной переподготовке – бессрочный, а вот удостоверение о повышении квалификации необходимо обновлять. Для педагогов и медработников – не менее чем один раз в пять лет.

Все документы – установленного образца. Они выдаются после прохождения аттестации и подтверждают квалификацию и специальность.

Система профессиональной переподготовки представляет собой обучающий комплекс, позволяющий приобрести новые знания, которые могут потребоваться для другой профессии. Существует две разновидности профессиональной переподготовки:

  • овладение другой профессией – приобретение узконаправленных знаний в определенной области, необходимых для той или иной специальности. Срок подготовки подобного рода – не меньше полугода. Само обучение занимает от 250 до 500 учебных часов. По окончании курсов проводится государственная аттестация и выдается диплом государственного образца, свидетельствующий о профессиональной переподготовке;
  • получение дополнительной квалификации – освоение дисциплин, общих с основной профессией. В конце обучения проводятся перезачеты, по результатам которых выдается диплом государственного образца. Этот процесс предполагает около тысячи занятий. Основное отличие от второго высшего образования заключается в появлении возможности приобрести дополнительную квалификацию.

Главной целью этого вида обучения является получение возможности для работы по новой профессии или на новой должности.

Таким образом, в профессиональной переподготовке заинтересованы люди, желающие получить другую специальность, отличную от той, что у них уже имеется.

Поскольку рабочие процессы и их технологии не стоят на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь, у сотрудников возникает необходимость в совершенствовании собственных знаний и навыков. Этой потребности отвечает другая разновидность обучения – повышение квалификации. Она включает в себя три типа:

  • Краткосрочные курсы – состоят из 72 занятий, охватывающих определенные тематические разделы. Особенность таких курсов в том, что они проводятся квалифицированными сотрудниками той же самой организации, в которой работают желающие повысить квалификацию. По окончании обучения персонал проверяется на экзамене, после чего выдается удостоверение;
  • Долгосрочные курсы включают в себя значительно большее количество занятий – до пятисот, а также предполагают более углубленное изучение отдельных тем. Курсы подобного рода необходимы, в первую очередь, тем, кто желает усовершенствовать свои знания для выполнения более широкого круга деловых обязанностей;
  • Тематические семинары, посвященные конкретному предмету или проблеме. Данный тип обучения обычно включает в себя около сотни занятий, позволяющих приобрести необходимые навыки в ускоренном темпе. Подобная разновидность также может использоваться на производстве в качестве тренинга для решения конкретных проблем в той или иной отрасли.

Главной целью этих курсов является совершенствование и дополнение уже имеющихся знаний, и повышение качества и уровня навыков, которыми обладают сотрудники.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Интерес к перспективным направлениям деятельности, желание получить хорошую должность или перспективы повышения заработной платы побуждают специалистов, уже обладающих определенной профессией, к дальнейшему обучению. В рамках дополнительного образования существует два типа обучения: профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Университет «Синергия» рассказывает, когда уместен тот или иной курс.

Карьера спортсмена – удел избранных и тяжелый путь, который начинается с ранних лет и может завершиться в любом возрасте. Тренировки с детства и выступления на соревнованиях часто становятся определяющими факторами при выборе профессии. Поступление на профильную специальность в вуз дает возможность после завершения спортивной карьеры работать тренерами или учителями физкультуры. Но успешно трудоустроиться в этой сфере могут не только профессиональные спортсмены. Для всех любителей тренировок, физкультуры и просто сторонников активного образа жизни Университет «Синергия» подготовил список профессий, востребованных в спорте.

Спортивный тренер

Спортивный тренер решает задачи по максимальному развитию необходимых функций и качеств спортсмена для того, чтобы он достиг максимальных результатов. Он планирует нагрузку и режим тренировок, готовит к соревнованиям, поддерживает своих подопечных эмоционально и психологически. Спортивный тренер может работать с профессиональными спортсменами, воспитывать детей в спортшколах или работать со взрослыми в любительском спорте. Свои команды по футболу и хоккею престижно иметь и крупным корпорациям, поэтому тренеры остаются всегда востребованными.

3 июля по всей России стартовала сдача единого государственного экзамена. В этот день выпускники сдают географию, литературу и информатику. От того, насколько успешны будут результаты ЕГЭ, во многом зависит зачисление в университет. Однако зачастую одних знаний предмета недостаточно – многое зависит и от психологического настроя школьника. Университет «Синергия» подготовил список советов, как справиться с внутренним волнением и правильно подготовиться к экзаменам.

Волнение перед экзаменом – норма. Исследователи установили, что небольшая тревога даже помогает достичь успеха. Главное, держаться на оптимальном уровне волнения – не поддаваться панике, но и не расслабляться. Если человек совсем не испытывает напряжения, ему труднее сосредоточиться и применить свои способности в полную силу.

Волнение – признак того, что мы делаем нечто важное для нас. Вы волнуетесь, поскольку хотите показать высокие результаты, от которых зависит поступление в вуз и жизнь, как минимум, в ближайшие 4-5 лет.

Обязательно выспитесь. Мозг, который «недополучил» сна, будет работать хуже обычного. Начните спать нормально хотя бы за три дня до экзамена. Не тратьте много времени в эти дни на подготовку – вряд ли вы выучите что-то новое, если не усвоили это за целый год. Лучше посвятите это время качеству работы вашего разума.

Позавтракайте. Не приходите на экзамен голодными. Умственный труд не менее утомителен, чем физический, поэтому для мобилизации всех сил организма следует сбалансированно питаться. Лучше употреблять продукты, в которых содержится натуральный крахмал и сахара: картофель, бобовые, рис, чёрный хлеб, орехи. Эта пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит заряда энергии на несколько часов.

Не программируйте себя на неудачу. Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания. Поможет настроиться на нужный лад воспоминание ситуации, когда у вас все получилось и вы чувствовали себя счастливым от этого – например, успешная сдача экзаменов в предыдущие учебные годы. При этом относитесь терпеливо к накладкам и возможным неожиданностям. Если вы не будете ждать идеального экзамена, то не разочаруетесь.

Если хотите сделать много – не спешите. Из-за избыточного волнения человек отказывает себе в возможности проверить работу, потому что тревожно увидеть ошибку и страшно, что не будет времени на исправление.

Отвечайте в первую очередь на те вопросы, в которых уверены. Пройдите весь тест до конца, минуя трудные задания, затем вернитесь к пропущенным заданиям. Теперь уже не торопясь, не подгоняя себя, спокойно и внимательно вдумайтесь в заданный вопрос. Вполне вероятно, что к концу отпущенного времени останется несколько невыполненных заданий. Если не смогли с ними справиться, придется призвать на помощь интуицию. В оставшиеся 10-15 минут еще раз вчитаться в смысл задания, отметить тот вариант, который кажется наиболее правильным. Не оставляйте незаполненными позиции теста. Главное – помнить, что неправильный ответ и отсутствие ответа в равной мере принесут 0 баллов. В любом случае учащиеся ничем не рискуют.

Как бы вы ни готовились к ЕГЭ, постарайтесь превратить этот процесс в увлекательное приключение. Материал запоминается лучше из любопытства и азарта, а не от страха и напряжения. Университет «Синергия» желает вам преодолеть это важное в жизни испытание настолько хорошо, насколько позволят подготовка и удача. Мы ждем вас в рядах наших абитуриентов!

Российские вузы начинают приемные кампании. В приоритете у вчерашних выпускников те профессии, которые подарят быстрый заработок, – рассказывает Людмила Желтухина, коммерческий директор факультета управления Университета «Синергия».

Амбициозность абитуриентов подкрепляется частыми появлениями в СМИ юных дарований – 18-летних миллионеров. Каждая такая публикация дает молодым людям надежду, что после получения диплома жизнь закипит, а любую бизнес-идею подхватят инвесторы. Не слишком ли самонадеянны студенты? Или времена изменились, а молодые и амбициозные – на пике?

Без опыта работы выпускников этого года готовы забрать работодатели из сферы образования и ритейла, в том числе продуктового. Именно эти сферы пострадали от кризиса меньше всего.

Из подразделений внутри компании самыми лояльными к молодым специалистам остаются продажи, финансовые отделы и IT-департаменты. К примеру, в продажах в течение года можно вырасти до руководящей позиции, а в IT за ближайший год перейти на следующую ступень.

При этом российские работодатели пошли по американскому пути и все чаще «бронируют» студентов на старших курсах во время практики или на карьерных марафонах. Также они обращаются непосредственно в вузы для проведения массового подбора с целью выбрать потенциально лучших специалистов необходимого профиля.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]