ГОСТ по пожарной безопасности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОСТ по пожарной безопасности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Область применения ГОСТ Р 58716-2019:

  • распространяется на пожарные фильтрующие респираторы, предназначенные и специально разработанные для подразделений пожарной охраны и для подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного характера и применяемые при тушении природных пожаров на открытом воздухе.
  • устанавливает общие технические требования к пожарным фильтрующим респираторам (далее — респиратор) для защиты органов дыхания и зрения и методам их испытаний.
  • может быть рекомендован для целей подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.

Перечень пожарных ГОСТов и СП по приказу 1190 и 234 от 4.03.2021

Область применения ГОСТ Р 58715-2019:

  • распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые специальные пожарные автомобили (далее — ПА) (за исключением пожарных автолестниц и автоподъемников), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.
  • устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на шасси грузовых автомобилей, а также на базе автобусов.

Область применения ГОСТ Р 52283-2019:

  • устанавливает требования к техническим характеристикам и методам испытаний центробежных пожарных насосов.
  • распространяется на центробежные пожарные насосы (нормального давления, высокого давления, комбинированные) (далее — насосы), предназначенные для подачи воды и водных растворов пенообразователей температурой до 303 К (30°C) с водородным показателем от 7 до 10,5 pH плотностью до 1100 кг-м -3 и массовой концентрацией твёрдых частиц до 0,5% при их максимальном размере 3 мм.
  • насосы используются для установки в закрытых отсеках пожарных автомобилей, пожарных катеров, передвижных пожарных установок, в которых во время работы обеспечивается положительная температура.

Пожарная безопасность: изменения в 2021 году

Область применения ГОСТ Р 53332-2019:

  • распространяется на пожарные мотопомпы с приводом от двигателя внутреннего сгорания, предназначеные для подачи воды, водных растворов пенообразователей плотностью до 1100 кг-м -3, с водородным показателем от 7 до 10,5 рН, температурой до 303 К (30°С), содержащих не более 0,5% частиц конденсированной фазы размером не более 3 мм.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее — объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», применяются требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:

критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;

критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;

критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;

критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.

4. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения.

5. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:

а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);

б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 — 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;

г) лестничные клетки;

д) тамбуры и тамбур-шлюзы.

6. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.

Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 — 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации.

7. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.

8. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.

Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.

9. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа.

10. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений.

11. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.

Объект защиты Нормативный показатель
автоматические установки пожаротушения система пожарной сигнализации
1. Кабельные сооружения электростанций (за исключением частично закрытых кабельных галерей, прокладываемых снаружи зданий и сооружений) независимо от площади сооружения
2. Кабельные сооружения подстанций:
2.1. напряжением 500 киловольт и выше независимо от площади сооружения
2.2. напряжением менее 500 киловольт независимо от площади сооружения
3. Кабельные сооружения подстанций глубокого ввода напряжением 110 — 220 киловольт с трансформаторами:
3.1. мощностью 63 мегавольт-ампер и выше независимо от площади сооружения
3.2. мощностью менее 63 мегавольт-ампер независимо от площади сооружения
4. Кабельные сооружения промышленных и общественных зданий объемом сооружения более 100 куб. метров объемом сооружения менее 100 куб. метров
5. Комбинированные тоннели производственных и общественных зданий при прокладке в них кабелей и проводов напряжением 220 вольт и выше:
5.1. объемом сооружения более 100 куб. метров 12 и более кабелей от 5 до 12 кабелей
5.2. объемом сооружения менее 100 куб. метров 5 и более кабелей
6. Кабельные тоннели и полностью закрытые галереи (в том числе комбинированные), прокладываемые между промышленными зданиями объем сооружения 50 куб. метров и более
7. Городские кабельные коллекторы и тоннели (в том числе комбинированные) независимо от площади и объема сооружения
8. Кабельные сооружения при прокладке в них маслонаполненных кабелей независимо от площади сооружения
9. Закрытые галереи, эстакады для транспортирования лесоматериалов независимо от длины сооружения
10. Пространства за подвесными потолками при прокладке в них воздуховодов, трубопроводов с изоляцией, выполненной из материалов группы горючести Г2 — Г4, а также кабелей (проводов), не распространяющих горение, и с показателями пожарной опасности по пределу распространения горения кабельного изделия при групповой прокладке П1а, П1б, П2, П3 и П4, в том числе при их совместной прокладке:
10.1. воздуховодов, трубопроводов или кабелей (проводов), в том числе при их совместной прокладке, с объемом горючей массы кабелей (проводов) 7 и более литров на 1 метр кабельной линии
10.2. кабелей (проводов), не распространяющих горение, с общим объемом горючей массы от 1,5 литра до 7 литров на 1 метр кабельной линии
11. Емкостные сооружения (резервуары) для наземного хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом 5000 куб. метров и более
Характеристика системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
1 2 3 4 5
Способы оповещения людей о пожаре:
звуковой способ оповещения людей о пожаре, реализуемый:
звуковыми оповещателями пожарной тревоги, воспроизводящими специальный звуковой сигнал (сирену, тонированный сигнал и др.); + + * * *
речевыми пожарными оповещателями (громкоговорителями), транслирующими специальный текст; + + +
световой способ оповещения людей о пожаре, реализуемый:
световыми пожарными оповещателями, подающими специальный мигающий световой сигнал; * * * * *
световыми пожарными оповещателями с эвакуационным знаком «Выход»; * + + + +
световыми пожарными оповещателями, указывающими направление движения людей к эвакуационному выходу; * * + *
световыми пожарными оповещателями с эвакуационным знаком, указывающим направление движения людей к эвакуационному выходу, позволяющими при необходимости менять цветографическое изображение (смысловое значение) знака о направлении движения людей в процессе их эвакуации * +
Разделение здания на зоны оповещения людей о пожаре * + +
Обратная связь зон оповещения людей о пожаре с помещением пожарного поста (диспетчерской) * + +
Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации людей из каждой зоны оповещения людей о пожаре * +
Возможность управления из одного пожарного поста (диспетчерской) всеми системами противопожарной защиты здания, предназначенными для обеспечения безопасности людей при пожаре +

Правительство обновило требования к оснащению зданий, сооружений, помещений и оборудования системами противопожарной защиты. Они распространяются на объекты, которые введены в эксплуатацию или проектная документация на которые направлена на экспертизу до вступления в силу техрегламента о требованиях пожарной безопасности.

Приведены критерии оснащения объектов пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.

Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.

Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. Этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:

  • вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
  • средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
  • электромонтажная продукция погонажной группы;
  • огнетушители;
  • автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
  • пожарные краны и шкафы;
  • средства для тушения пожаров мобильного типа;
  • технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
  • технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
  • роботизированная техника для тушения возгораний;
  • специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
  • защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
  • устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
  • инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
  • дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
  • пожарная техника и оборудование;
  • вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
  • технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.

Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.

По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:

  • сертификация;
  • декларирование.

Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.

Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года

В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.

Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.

Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.

До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.

В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.

Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.

2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.

Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:

  • торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
  • для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
  • необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
  • запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
  • необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
  • согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.

Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.

В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:

  • расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
  • введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
  • описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
  • уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
  • введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
  • объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
  • описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
  • дополнительные нововведения.

Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году

В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.

Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.

В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.

Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.

Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.

Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.

  1. Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
  • об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
  • о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
  • Если в вашем распоряжении есть подвальные и цокольные этажи, в них запрещено:
    • хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
    • размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
    • проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
  • Проверьте размещение огнетушителей. Высота, на которую крепится огнетушитель не должна превышать 1,5 метра до верха его корпуса. Либо огнетушитель надо расположить на специальной подставке.
  • Чтобы проводить массовые мероприятия, нужно иметь достаточные для этого площади: не менее 1 метра на 1 человека.
  • Когда МЧС проводит учения, отрабатывать план эвакуации должны не только работники, но и посетители, оказавшиеся в компании.
  • Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.

    Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.

    Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.

    Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.

    • Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
    • Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
    • Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
    • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
    • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
    • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.

    Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу

    • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
    • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
    • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.

    Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.

    При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.

    Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.

    Статистика по динамике пожаров, и правда, не очень обнадеживающая. В 2008 году её попробовали исправить с использованием методики «следите за руками» — изменили критерии, кого считать погибшим при пожаре (перестали считать погибшими при пожаре тех, кто не погиб на месте возгорания, а, например, скончался позже в больнице). В 2019 году, правда, вернулись к более справедливому сбору данных: «Погибшим на пожаре признается лицо, смерть которого наступила на месте пожара или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток».

    Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.

    Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.

    Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.

    Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.

    Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.

    А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.

    Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.

    Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.

    Приведу конкретные примеры:

    1. Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.

    2. По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.

      Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave).

      Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.

      По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.

    3. В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).

    Интересно, что в перечень зданий, которые должны быть обязательно оборудованы пожарной сигнализацией, попали частные жилые дома — см.п.6.2 Таблицы-1 СП486, где сказано: «Оборудуются автономными дымовыми пожарными извещателями независимо от площади». Напомню, что автономные ПИ не только обнаруживают признаки возгорания, но и имеют средства оповещения о сработке.

    • 1 Область применения

    • 2 Нормативные ссылки

    • 3 Термины и определения

    • 4 Сокращения

    • 5 Общие требования

    • 6 Требования пожарной безопасности к генеральному плану

    • 7 Требования пожарной безопасности к объемно-планировочным решениям

    • 8 Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям

    • 9 Требования пожарной безопасности по обеспечению эвакуации людей при пожаре

    • 10 Требования пожарной безопасности к инженерным системам

    Библиография

    ж W

    ж

    Анализ изменений в Правилах противопожарного режима с 2021 года

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Дороги автомобильные общего пользования

    ТОННЕЛИ

    Требования к пожарной безопасности

    AutomoMe roads of general use. Tunnels. Fire safety requirements

    Дата введения — 2021—05—01

    Настоящий стандарт устанавливает требования к пожарной безопасности тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования (далее — тоннелей) и распространяется на вновь проектируемые. строящиеся, эксплуатируемые и реконструируемые тоннели.

    Настоящий стандарт не распространяется на пешеходные тоннели и путепроводы тоннельного типа.

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

    ГОСТ 12.1.033 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения

    ГОСТ 12.4.026—2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки без* опасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

    ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

    ГОСТ 26342 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры

    ГОСТ 31565 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

    ГОСТ 32959 Дороги автомобильные общего пользования. Габариты приближения

    ГОСТ 33152 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей

    ГОСТ 33153—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

    ГОСТ 34350 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

    ГОСТ 51844 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

    ГОСТ Р 12.2.143 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

    ГОСТ Р 50571.29 Электрические установки зданий. Часть 5-55. выбор и монтаж электрооборудования. Прочее оборудование

    ГОСТ Р 51057 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний

    Издание официальное

    ГОСТ Р 53279 Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

    ГОСТ Р 53316 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод ис* пытания

    ГОСТ Р 53325 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний

    ГОСТ Р 53331 Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний

    ГОСТ Р 53961 Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний

    ГОСТ Р 55843—2013 Освещение аварийное автодорожных тоннелей. Нормы

    ГОСТ Р 56334 Тоннели автодорожные. Освещение искусственное. Нормы и методы расчета

    ГОСТ Р 56521—2015 Тоннели автомобильные. Требования безопасности

    ГОСТ Р 59203 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проектированию системы вентиляции тоннелей

    ГОСТ Р 59207 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к системам водоснабжения и водоотведения автодорожных тоннелей

    ГОСТ Р МЭК 62305-1 Менеджмент риска. Защита от молнии. Часть 1. Общие принципы

    ГОСТ Р МЭК 62305-4 Защита от молнии. Часть 4. Защита электрических и электронных систем внутри зданий и сооружений

    При мечение — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана осыпка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.033. ГОСТ 33152, ГОСТ 33153 и ГОСТ Р 56521. а также следующие термины с соответствующими определениями:

    • 3.1 безопасная эвакуация людей из объема тоннеля: Интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей по эвакуационным путям через эвакуационные выходы е безопасную зону.

    • 3.2 максимальная проектная авария: Авария в тоннеле, сопровождаемая пожаром, при котором реализуются наихудшие условия для обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей и исходя из которого проектируется система противопожарной защиты объекта. При выборе проектной аварии не учитываются аварийные ситуации, при которых обеспечение пожарной безопасности заведомо невозможно (запроектные аварии).

    • 3.3 межтоннельный переход: Объемно-планировочный элемент, через который осуществляется переход из одной транспортной эоны тоннеля в другую транспортную зону (смежный тоннель) или сервисный тоннель.

    • 3.4 огнестойкость конструкции: Способность конструкции сопротивляться воздействию пожара и распространению его опасных факторов, характеризуется временем достижения одного из предельных состояний конструкции (R. Е. I) в условиях пожара, полученным при стандартных испытаниях конструкции.

    • 3.5 опасный фактор пожара: Фактор пожара, воздействие которого может привести к травме, отравлению или гибели человека и/или к материальному ущербу.

    • 3.6 пожарная опасность конструкции: Степень участия строительной конструкции в развитии пожара и ее способность к образованию опасных факторов пожара.

    • 3.7 пожарная безопасность тоннеля: Состояние защищенности тоннеля от возникновения и развития пожара, а также от воздействия опасных факторов пожара и сопутствующих их проявлений.

    • 3.8 установки пожаротушения: Совокупность стационарных технических средств тушения пожара путем выпуска огнетушащего вещества.

    8 настоящем стандарте применены следующие сокращения:

    АВР — автоматический ввод резерва;

    АПС — автоматическая система пожарной сигнализации.

    АУПТ — автоматическая установка пожаротушения;

    ПУЭ — правила устройства электроустановок;

    СОУЭ — система оповещения и управления эвакуацией;

    ЦДП — центральный диспетчерский пункт.

    • Национальные стандарты Российской Федерации

      • 6.1 Генеральный план тоннеля должен обеспечивать:

    а) размещение тоннеля и рядом расположенных объектов на безопасных расстояниях друг от друга. Взаимное расположение подземных и наземных объектов и тоннелей при их пересечении или соединении не должно увеличивать пожарную опасность каждого из них в отдельности;

    б) пожарную безопасность транспортного процесса в тоннеле;

    в) пожаробезопасные условия эксплуатации тоннеля;

    г) функционирование системы пожарной безопасности;

    д) возможность безопасной эвакуации людей из тоннеля при возникновении пожара и/или пожароопасной аварии.

    • 6.2 В генеральном плане должны быть предусмотрены следующие решения по пожарной без* опасности:

    а) противопожарные расстояния от наземных сооружений тоннеля I. II. Ill степеней огнестойкости с классом пожарной опасности СО. в том числе от порталов и портальных стен до рядом расположен* ных с ними зданий и сооружений, принимать:

    • — не менее 6 м до эдани I. II. Ill степеней огнестойкости с классом пожарной опасности СО;

    • — не менее 8 м до зданий III. IV степеней огнестойкости с классом пожарной опасности С1;

    • — не менее 10 м до зданий IV. V степеней огнестойкости с классом пожарной опасности С2. СЗ.

    Противопожарные расстояния от тоннеля и его наземных сооружений до зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов:

    • — не менее 75 м при I категории склада;

    • — не менее 50 м при II категории склада;

    • — не менее 45 м при III a. Ill б. Ill в категориях склада, противопожарные расстояния до других типов складов принимаются по таблицам приложения (1):

    б) габариты приближения автомобильных дорог, подходящих к каждому из порталов тоннелей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32959 и быть, не менее:

    • • по ширине — 3.5 м;

    • — по высоте — 4.5 м;

    в) подъезды шириной не менее 3.5 м к источникам для забора воды пожарными автомобилями и к площадкам для размещения и разворота пожарной и аварийно-спасательной техники;

    г) площадки для размещения и разворота пожарной и аварийно-спасательной техники размером не менее 15×15 м;

    • — вблизи порталов;

    • • у эвакуационных выходов из тоннеля, лифтов, предназначенных для перевозки подразделений пожарно-спасательных служб;

    • — на подъездах к рекам и водоемам;

    • • у мест установки соединительных головок для подключения передвижной пожарной техники к сухотрубам.

    • 6.3 Подъезды и проезды к площадкам должны быть предусмотрены по дорогам с твердым покрытием и в ночное время должны освещаться. Допускается использование для подъезда спланированных поверхностей.

    • 6.4 Для возможности въезда пожарной и аварийно-спасательной техники в тоннель во встречном направлении, а также для разворота автомобилей и дальнейшего их движения в обратном направлении в разделительной полосе дороги на подходах к тоннелю (тоннелям) должны быть предусмотрены технологические разрывы в соответствии с ГОСТ 33153—2014 (пункт 8.1.6).

    • 6.5 Минимальные противопожарные расстояния между наземными вспомогательными зданиями и сооружениями, притоннельными сооружениями, включающими помещения с непостоянным пребыва-4

    нием людей, расположенными у порталов, следует соблюдать для зданий I, II. Ill степеней огнестойкости с классом пожарной опасности СО. до рядом расположенных с ними зданий и сооружений:

    • ■ не менее 6 м до зданий I, II. Ill степеней огнестойкости с классом пожарной опасности СО;

    — не менее 8 м до зданий II, HI. IV степеней огнестойкости с классом пожарной опасности С1;

    • ■ не менее 10 м до зданий IV. V степеней огнестойкости с классом пожарной опасности С2. СЗ.

    При других показателях степеней огнестойкости зданий и классов их пожарной опасности противопожарные расстояния между зданиями принимаются от 8 до 15 м (в зависимости от характеристики здания).

    • 6.6 При пересечении в плане тоннеля газопроводов среднего и высокого давления, нефте- и про-дуктолроводов должны разрабатываться специальные технические условия пожарной безопасности согласно [2].

    • 6.7 Размещение рекламных конструкций на порталах тоннеля и в тоннеле не допускается.

    Обновленные правила дополнили разделами:

    • применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения;
    • применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;
    • порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населённых пунктов.

    С 1 января вешать огнетушители теперь необходимо на высоте не более 1,5 метров до верха корпуса огнетушителя. В помещениях категорий А, Б, В1 — В4, где может развиться пожар класса Е, необходимо установить устройства с рангом тушения 55В, С, Е. А вот здания категории D теперь не требуется оснащать передвижными огнетушителями.

    Что касается средств пожаротушения, то теперь, после окончания срока эксплуатации можно провести испытания или обосновать расчетно-аналитическими методами, что обработанные конструкции отвечают требованиям пожарной безопасности.

    Изменения коснутся и указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения: теперь они должны быть с светоотражающей поверхностью или же светиться в темное время суток.

    С 1 января запрещено использовать подвальные и цокольные этажи для:

    • размещения производственных участков и мастерских;
    • хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
    • организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий). Исключение — случай, когда такое размещение предусмотрено проектной документацией.

    Если в подвальном или цокольном помещении не находятся люди на постоянной основе, то оно должно быть закрыто на замок, а на двери необходимо повесить табличку с информацией о местонахождении ключей. Эти правила также касаются чердачных и технических помещений.

    С 2021 ГОДА МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

    Согласно постановлению № 1479 о противопожарном режиме, было утверждено, что открытый огонь можно:

    • разжигать только в специальных местах;
    • находиться в 50 м от постройки, 30 м – от лиственных деревьев, 100 м – от хвойных деревьев;
    • яма должна быть 1 м в диаметре или в виде площадки с металлическим мангалом из негорючего металла;
    • местность вокруг костра должна быть расчищена от сухой травы и древесины в радиусе 10 м;
    • бак для сжигания материала должен закрываться сверху металлическим листом.

    Согласно новым требованиям правил противопожарного режима, от начала горения костра до его затухания необходим надзор за нераспространением огня за пределы зоны из расчета два субъекта на каждый очаг возгорания.

    • Профессиональная переподготовка специалистов по противопожарной профилактике (256 часов)
    • Программа обучения лиц пожарно-техническому минимуму (ПТМ) — курс 28 часов
    • Пожарно-технический минимум для рабочих организаций осуществляющих пожароопасные работы — курс обучения 16 часов
    • Обучение пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания (16 часов)
    • Пожарно-технический минимум для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) курс 16 часов
    • Постановление правительства № 1445 о лицензировании технического обслуживания медицинской техники от 15.09.2020
    • Новые правила по охране труда на высоте в 2021 году, приказ № 782н
    • Проверка дипломов на подлинность в госреестре ФИС ФРДО
    • Внеочередная проверка знаний по охране труда в 2021 году
    • Налоговый вычет за обучение в 2021 году: список документов для возврата НДФЛ за обучение
    • ГОСТ Р 56069-2018

    Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности…» под действие «регуляторной гильотины» не попал. Он действует до 1 сентября 2021 года (ПП от 31.12.2020 г. № 2467).

    Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России разъяснил в письмах от 13.02.2020 г. № 19-16-260, от 24.02.2021 № ИГ-19-533, как применять приказ № 645:

    1. В связи с выходом ППР № 1479 НПБ действуют в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности.

    2. Подготовку по программам ДПО обязательно проходят категории работников из п. 36 приказа № 645. Это лица, которые изначально осваивали ПТМ во внешних образовательных организациях.

    3. Руководитель организации приказом определяет порядок и сроки обучения персонала требованиям пожарной безопасности. В связи с выходом ППР № 1479 организация должна провести внеплановый инструктаж в соответствии с п. 27 НПБ № 645.

    МЧС России не разъяснило, как обучать работников, которые ранее проходили ПТМ без отрыва от производства:

    • начальники структурных подразделений и лица, ответственные за ПБ в структурных подразделениях;

    • педагоги ДОУ;

    • сотрудники круглосуточной охраны;

    • главные специалисты взрывопожароопасных производств;

    • участники добровольных противопожарных формирований.

    Мы считаем, что работодатель имеет право направлять указанных лиц на подготовку по программам ДПО, с учетом ст. 196 ТК РФ.

    Исключение «пожарно-технического минимума» из Закона № 69-ФЗ не отменяет обязанности работодателей проводить дополнительное обучение в сфере пожарной безопасности, кроме инструктажей. Тем более, ГПН продолжает проверять соблюдение требований НПБ № 645 до 1 сентября 2021 года.

    Мы рекомендуем с 1 июля 2021 года и до выхода нового приказа МЧС России об обучении направлять в учебные центры всех работников, которые указаны в разделе III приказа № 645. При условии, что их удостоверения ПТМ утрачивают силу в этот период. Так вы обезопасите себя от штрафов по ст. 20.4 КоАП РФ и повысите компетентность сотрудников.

    Утверждены новые ГОСТы по пожарной безопасности

    С 1 августа 2021 года вступают в силу новые стандарты, в которых определяются требования пожарной безопасности стройматериалов.

    Нижеперечисленные принятые новые стандарты имеют общепринятую в мировом сообществе классификацию и методы испытаний характеристик строительных материалов:

    • ГОСТ Р 59121-2020 Классификация пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Часть 5. Классификация по результатам испытаний кровельных материалов с использованием внешнего источника зажигания.
    • ГОСТ Р ИСО 5660-1-2020 Испытаний по определению реакции на огонь. Интенсивности тепловыделения, дымообразования и потери массы. Часть 1. Определение интенсивности тепловыделения методом конического калориментра и интенсивности дымообразования измерениями в динамическом режиме.
    • ГОСТ Р 59154-2020 Материалы строительные. Метод испытаний на пожарную опасность при термическом воздействии одиночного источника зажигания на строительные материалы, за исключением напольных покрытий.
    • ГОСТ Р 59137-2020 Классификация пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Часть 1. Классификация на основе результатов испытаний по определению реакции на огонь.

    • Актуализация перечня стандартов на парфюмерно-косметическую продукцию.
    • В составе американских БАДов нашли антидепрессанты.
    • Отмена кода ОКП с 1 января 2017 года
    • Для изготовителей продуктов питания!

    Рассмотрим изменения в структуре новых ППР от 2021 года. Действовавшие до 2021 года Правила противопожарного режима и содержащие 22 раздела, постановлением Правительства дополнены двумя новыми разделами: раздел XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения»; раздел XXIV «Применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях». В перечисленных новых разделах наряду с требованиями пожарной безопасности, перешедшими из других разделов предыдущих ППР в РФ, изложены и абсолютно новые требования.

    Другим существенным изменением в структуре ППР является исключение Приложения №4 к Правилам противопожарного режима в РФ, в котором установлены требования к форме наряда-допуска на выполнение огневых работ. В новых Правилах противопожарного режима эти требования изложены в пункте 372. Вместо исключенных требований к форме наряда-допуска приложении №4 в новых ППР содержит требования к Порядку использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов. Эти требования без изменений перетекли из действующего в 2020 году приказа МЧС России от 26 января 2016 г. № 26. Однако, этот приказ, наряду с другими нормами, в рамках регуляторной гильотины прекращает свое действие с 01.01.2021 и с этого дня Порядок использования открытого огня на сельхоз землях излагается в приложении №4 новых ППР.

    Еще одним новым приложением в ППР от 2021 года является Форма паспорта территории организации отдыха детей и их оздоровления, подверженной угрозе лесных пожаров, территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, подверженной угрозе лесных пожаров (Приложение №9). О том, как разрабатывать Паспорт на перечисленные выше объекты указано в разделе XX «Порядок оформления паспорта населенного пункта, паспорта территории». При этом отметим, что если детский лагерь, садовые участки или огороды расположены в городе или деревне, которые подвержены угрозе природных пожаров, то в соответствии с административно-территориальным делением паспорт составляется только на населенный пункт.

    Одно из первых изменений в ППР РФ 2021 года от мы встречаем уже в 3 статье, в которые установлены требования к обучению мерам пожарной безопасности. В ней исключен термин пожарно-технический минимум и указано, что обучение мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Однако, стоит отметить, что после вступления в силу новых ППР в 2021 году всё еще действует Приказ МЧС от 12 декабря 2007 года N 645, согласно которому основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

    Исключена статья 6 из старых ППР, требующая наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных, общественных и других помещениях.

    В пункте «в» статьи 9 предусмотрено послабление для зданий организаций отдыха детей. Теперь допускается размещение не более 10 детей на этаже с одним эвакуационным выходом, тогда как согласно предыдущей норме, на этаже с одним эвакуационным выходом было запрещено размещение любого количества детей. С другой стороны, ужесточены требования к размещению организаций детского досуга (так называемые «развивашки» для детей, развлекательные центры, залы для праздников и спортивных мероприятий и тому подобное). По новым правилам такие организации могут размещаться в подвале или цокольном этаже, только если это предусмотрено проектной документацией здания.

    Согласно новым требованиям в тренировках по эвакуации теперь наряду с персоналом и работниками должны участвовать все посетители, покупатели магазинов, торговых центров и других зданий. Периодичность таких тренировок такая же, как и прежде – не реже 1 раз в год.

    В различных статьях общих положений ППР от 2021 года, а также в других разделах прямо указаны сведения, которые необходимо вносить в Журналы эксплуатации систем противопожарной защиты. В соответствующие журналы должна заноситься следующая информация:

    • результаты проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах;
    • результаты проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности;
    • результаты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре;
    • сведения о работах по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений;
    • результаты проверки наружных водопроводов противопожарного водоснабжения и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части их водоотдачи;
    • сведения о работах по перекатке пожарных рукавов;
    • результаты проверки работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов;
    • сведения о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения;
    • учет наличия, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей;
    • сведения о работах по обработке деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами;
    • сведения о работах по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений;
    • результаты проверки покрывала для изоляции очага возгорания на предмет отсутствия механических повреждений и его целостности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]