Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Добыча полезных ископаемых в России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ситуация на добывающем рынке нашей страны нестатична. Сергей Аксёнов отмечает тенденцию последних лет: интерес компаний к родным недрам растёт, что наглядно подтверждает ежегодный рост количества действующих лицензий.
«Положительная динамика достигнута благодаря внедрению в практику в 2014 году заявительного принципа лицензирования. Более половины действующих на сегодняшний день лицензий выданы именно по данной упрощённой системе», — уточняет Сергей Алексеевич.
Эксперт сообщает от 9172 действующих лицензий (данные на апрель 2021 года) — против 4359 в 2015 году. 4162 из названных девяти «с копейками» тысяч лицензий выданы по заявительному принципу. Неудивительно, что большая часть проектов связана с добычей благородных металлов — 76% лицензий выданы именно на этот тип полезных ископаемых. В материале, опубликованном в №3 (27) 2021, мы приводили комментарии экспертов на этот счёт. Представители золотодобывающих компаний отмечали, что интерес к жёлтому металлу связан, во-первых, с очень хорошей ценой на золото, а во-вторых, с рядом мер поддержки добывающих компаний. Как бы то ни было, закономерно, что именно востребованный, высокомаржинальный продукт больше всего привлекает недропользователей.
На втором месте по количеству действующих лицензий отказались цветные и редкие металлы (10%), на третьем — угли (7%), на лицензии на неметаллические ПИ в сумме приходится 3%. Оставшиеся 4% — это прочие виды полезных ископаемых.
Как прошла конференция «Недра-2021». Недропользование глазами Роснедр
Кроме того, вот уже три года, как идёт реализация Стратегии развития МСБ. Документ утверждён правительством, рассчитана Стратегия до 2035 года. То есть, развитие МСБ — это сфера интересов не только недропользователей, инвесторов, но и государства — собственника недр.
«Риски и вызовы связаны с результатом геологоразведочных работ, конъюнктурой рынка, отсутствием инфраструктуры, а также состоянием технологий разведки и добычи. Мы планируем снизить риски за счёт активизации регионального геологического изучения, формирования минерально-сырьевых центров, использования современных технологий и экономических моделей, концентрации бюджетных средств, кадрового и технологического потенциала на значимых для отечественной экономики видах полезных ископаемых», — приводит Минприроды РФ слова главы ведомства Дмитрия Кобылкина, которые довольно ёмко описывают ключевые пункты Стратегии.
К этому Сергей Аксёнов добавляет, что развитие МСБ является ещё и инструментом достижения целей, которые обозначены в других программах и стратегиях. Это, например, Стратегия пространственного развития РФ, Стратегия экономической безопасности, Стратегия развития субъектов России и ряд других.
С точки зрения территориальных приоритетов, ставку Россия делает на Арктику и Дальний Восток. Для того чтобы стимулировать развитие недропользования в этих регионах, правительство запустило здесь особый правовой и налоговый режим — он действует для резидентов ТОР, СПВ и Арктической зоны.
На приоритетных территориях действие «заявительного принципа» расширено на участки недр, по которым отсутствуют сведения о запасах полезных ископаемых и имеются прогнозные ресурсы высоких категорий P1 и P2.
«Уже сегодня на территории Дальнего Востока создано 32 ТОР, на восьми из которых предусмотрена деятельность по добыче полезных ископаемых. 31 компания-недропользователь получила статус резидентов ТОР и пользуется льготами и преференциями. В ряде субъектов созданы территории, на которых инвесторы пользуются особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования. Например, Свободный Порт Владивосток, где в качестве резидентов зарегистрировано 10 компаний-недропользователей», — пояснил Сергей Аксёнов.
В частности, резиденты ТОР не платят в первые пять лет налог на прибыль, землю и имущество, что касается налога на добычу полезных ископаемых, то на него действует пониженный коэффициент (от 0 до 1%) на 10 лет с момента получения первой прибыли. В Арктической зоне действуют несколько иные условия: нулевой налог на прибыль в течение 10 лет, налог на добычу — 0,5% действующей ставки (для новых месторождений ТПИ), кроме того, субсидируются 75% страховых взносов.
«Стоит отметить, что действующий здесь режим распространяется не только в пределах установленных сухопутных границ Арктики, но и на отдельные районы, прилегающие к Арктической зоне. Для резидентов Арктической зоны предусмотрены налоговые, административные и иные льготы, на них распространяется особый режим земельных правоотношений, градостроительной деятельности, контроля и надзора», — добавляет эксперт.
Но тут ведь есть и ещё один момент. Увеличение масштабов месторождений, рост их числа — это, конечно, хорошо. Но принципиально, чтобы добытые полезные ископаемые были ещё и востребованы на рынке. С золотом, допустим, проблем нет. А вот уголь в зоне риска: по данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году экспорт чёрного алмаза снизился: в натуральном выражении на 3%, а в денежном — на 22,5%. Однако Роснедра настроены оптимистично: Сергей Аксёнов отмечает, что спад был совсем небольшой для пандемийного 2020 года.
«Поставки угля Россия осуществляет как в западном, так и восточном направлениях. Крупнейшими импортёрами нашего угля традиционно являются Южная Корея, Япония и Китай. В будущем ожидается трансформация экспортного направления с акцентом на азиатско-тихоокеанский регион, который характеризуется бурными темпами развития и перспективами для расширения поставок.
Сдерживают поставки недостаточная пропускная способность БАМа и Транссиба и достаточно малые мощностями угольных терминалов морских портов Дальнего Востока. Если же говорить о поставках в западном направлении, то, по нашим прогнозам, объёмы будут снижаться под давлением экологических факторов — развивается тренд безуглеродной энергетики», — прокомментировал Сергей Алексеевич, добавив, что по объёмам экспортных поставок угля Россия уже многие годы находится в списке стран-лидеров.
По данным ведомства, спрос на уголь в ближайшие годы будет планомерно расти: если сейчас это 1450 млн тонн, то к 2010 году будет уже 1520 млн тонн. Объём экспорта из России увеличится соответственно с 217 до 259 млн тонн.
Также Россия сильна в экспорте минеральных удобрений — главным образом калийных и комплексных. И здесь объёмы только растут: как сообщил Сергей Аксёнов, с 2009 года объём экспортных поставок по калийным удобрениям вырос в три раза, а по комплексным — на 64%. В перспективе до 2030 года ожидается и рост спроса в мире (с 84,5 млн т в 2020 году до 97,9 млн т в 2030-ом), и рост российского экспорта (с 18 до 23 млн т).
«С учётом тенденции развития мирового сельского хозяйства и решение проблемы глобальной продовольственной безопасности есть все условия для наращивания экспортных поставок удобрений из России», — считает г-н Аксёнов.
Но есть и противоположные примеры. Россия остаётся зависимой от импорта целого ряда сырьевых продуктов твёрдых полезных ископаемых, среди которых литий, хром, титан, редкие, в том числе редкоземельные металлы, плавиковый шпат. О ситуации с РЗМ мы подробно рассказывали в №3 (27) 2021 журнала — здесь освоение Арктики как раз может сыграть решающую роль.
«Причиной сложившейся импортозависимости является целый комплекс проблем. Это и специфика руд — для их переработки либо вовсе отсутствуют промышленно апробированные технологии, либо в текущих условиях они становятся нерентабельными или низкорентабельными. В то же время в составе МСБ России есть месторождения, освоение которых поможет полностью закрыть внутренние потребности страны в дефицитном сырье», — подчеркнул Сергей Аксёнов.
Так, эксперт отметил целых девять перспективных для освоения российских месторождений титана, однако далеко не все эти проекты сопровождаются действующими или хотя бы строящимися перерабатывающими мощностями. Из предполагаемых к проектированию специалист выделил Пигментное производство в Северске (Томская область). Предприятие, кстати, является резидентом ТОР «Северск». О начале проектно-изыскательских работ оно заявило в прошлом году, также представители компании сообщили, что будут работать по уникальной «не только для России, но и в глобальном масштабе» технологии.
Что касается РЗМ, то, помимо широко обсуждаемого Томторского месторождения (с его рудами, по проекту, будет работать строящийся Краснокаменский ГМК), Сергей Аксёнов напомнил ещё и о Зашихинском, что в Иркутской области. Запуск последнего, правда, был отложен — пока на 2023 год.
«Решение этих проблем, безусловно, требует определённых мер государственной поддержки. Так, например, для стимулирования геологоразведочных и добычных работ стратегически важных редкоземельных металлов уже приняли ряд преференций, закреплённых в налоговом кодексе РФ и приказе Минприроды России, снижена налоговая ставка на добычу полезных ископаемых с 8% до 4,8%, применяется понижающий коэффициент, равный 0,1, применяемый в течение 10 лет с начала разработки», — прокомментировал Сергей Аксёнов.
Вообще, говорит Сергей Алексеевич, государственные органы ведут активную нормотворческую работу в сфере недропользования. Ключевыми направлениями он назвал упрощение доступа к геологической информации и внедрение цифровых сервисов; совершенствование системы лицензирования; экономическое стимулирование.
«Я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что развитие минерально-сырьевой базы является одной из ключевых стратегических целей России. Федеральные и региональные правительства активно стимулируют недропользование на законодательном уровне, обеспечивается и продолжает развиваться правовая основа, необходимая для недропользования», — заключил Сергей Аксёнов.
«Честно говоря, я не очень люблю слово «стимулирование» применительно к добыче полезных ископаемых. С какой стати стимулировать то, что априори должно приносить прибыль? Это же масло масляное», — привнёс свой комментарий экс-глава Роснедр Евгений Киселёв.
Специалист обратил внимание на событие, которое, по его мнению, требует пристального внимания ведомства, хотя реакции со стороны недропользователей пока не было. Речь идет о прошлогодних поправках в Налоговый кодекс, которые, по словам Евгения Аркадьевича, «сыграют с нами злую шутку и нивелируют все наши усилия, в том числе по заявительному принципу».
«Эти поправки в значительной мере увеличили платежи, что существенно исказит экономику отработки ряда месторождений. Я считаю, что проблема есть — сейчас она начинает решаться точечно, и это не очень правильный подход. Поэтому в интересах отрасли Роснедра должны осуществлять мониторинг ситуации. Он должен быть не истеричным или ангажированным, но базироваться исключительно на экономике, на цифрах», — добавил Евгений Киселёв.
Евгений Киселёв отправлен в отставку распоряжением правительства от 25 июня. При этом уже в апреле упразднили совмещённую должность «замглавы Минприроды — руководитель Роснедр», которую и занимал Евгений Аркадьевич с 2016 года. Этот факт и называется официальной причиной отставки чиновника.
Есть и неофициальная, которую сегодня активно обсуждают пользователи интернета. Несколько месяцев назад теперь уже экс-глава Роснедр во всеуслышание заявил, что запасы нефти в российских недрах подходят к концу. При сегодняшнем уровне развитии технологий, сказал чиновник, извлекаемых запасов нефти в России хватит на 58 лет.
«Рентабельных из них, в соответствии с данными инвентаризации запасов, хватит на 19 лет. Но это условные, индикативные показатели. С развитием технологий этот рубеж будет постоянно отодвигаться», — цитирует слова г-на Киселёва «Российская газета».
Впрочем, все те годы, что Киселёв занимал пост министра, специалист акцентировал внимание на том, что мы «проедаем» свою МСБ: месторождения отрабатываются, а новых открытий не хватает, чтобы удерживать взятую планку.
Как бы то ни было, ведомство потеряло высококлассного специалиста. Профессиональный инженер-геолог, Евгений Киселёв в отрасли почти 30 лет. За плечами у него опыт работы в геолого-съёмочных экспедициях — в СССР и в современной России. Комментируя ситуацию в отрасли, нововведения и тенденции, чиновник опирался на свои профильные знания и личный опыт.
Врио главы Минприроды назначен Евгений Петров — до недавнего времени он был замглавы Роснедр.
Текст: Кира Истратова
На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:
1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;
2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;
3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;
4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;
5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;
6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.
Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст.340 НК РФ:
- Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
- Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
- При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст.339 НК РФ).
- При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.
Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:
НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.
Закон «О недрах» (в редакции от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
Принят Государственной Думой 22 апреля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года
Признать утратившими силу:
1) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-I «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1917);
2) статью 7 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3213);
3) статью 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 331-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6732);
4) статью 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6973);
5) статью 2 Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2066).
Налог на добычу полезных ископаемых. Ставки и расчет НДПИ в 2021 году
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
2. Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья по совмещенной лицензии, выданной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе обратиться в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы для получения права на геологическое изучение частей недр, являющихся сопредельными с нижней границей участка недр, предоставленного таким пользователям недр, без ограничения по глубине. В случае получения такого права пользователи недр вправе внести изменения в лицензию на пользование недрами в части исключения ограничения границ участка недр по глубине без взимания платы, предусмотренной частью третьей статьи 40 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах» (в редакции настоящего Федерального закона).
Президент Российской Федерации В. Путин
Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.
Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2020 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.
показатель |
значение |
от с/х |
424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США |
от строительства |
709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США |
от производства |
2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США |
от горнодобывающей промышленности |
1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США |
от гос сектора |
1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США |
от транспорта |
1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США |
от коммунальных услуг |
624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США |
Каждый год Федеральная служба государственной статистики (Росстат) открыто публикует отчет о структуре валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности.
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год |
|
Добыча полезных ископаемых |
0,11 |
0,18 |
0,39 |
0,62 |
0,34 |
Обрабатывающие производства |
0,33 |
0,30 |
0,15 |
0,03 |
0,20 |
Строительство |
0,10 |
0,16 |
0,35 |
0,40 |
0,26 |
Оптовая торговля, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
0,05 |
0,30 |
0,18 |
0,14 |
0,17 |
Транспортировка и хранение |
0,17 |
0,20 |
0,21 |
0,19 |
0,19 |
Деятельность финансовая и страховая |
0,15 |
0,24 |
0,26 |
0,28 |
0,24 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
0,26 |
0,25 |
0,23 |
0,22 |
0,24 |
Чистые налоги на продукты и импорт |
0,25 |
0,23 |
0,22 |
0,26 |
0,24 |
Чтобы понять, как меняется структура валового внутреннего продукта, стоит посмотреть, как идет производство по отраслям. Тогда становится понятно, какие сферы развиваются, а какие терпят кризис в последнее время. Данные за 2020 год появятся после его завершения, так как в середине года снять отчетность и проверить информацию довольно сложно, а в некоторых отраслях это вообще невозможно сделать в середине года.
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 102,9 | 101,8 | 101,5 | 100,9 | 100,6 |
Добыча полезных ископаемых | 101,0 | 101,9 | 101,6 | 102,3 | 102,0 |
Обрабатывающие производства | 99,1 | 101,1 | 104,4 | 101,9 | 101,3 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 98,7 | 102,6 | 98,5 | 102,3 | 98,7 |
Строительство | 98,0 | 101,6 | 98,6 | 102,5 | 100,0 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 93,2 | 96,1 | 101,1 | 102,1 | 101,4 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 97,4 | 95,6 | 102,2 | 104,7 | 102,2 |
Транспортировка и хранение | 99,3 | 102,4 | 100,0 | 102,0 | 100,4 |
Финансовая и страховая деятельность | 93,6 | 108,4 | 100,6 | 109,1 | 109,4 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 100,3 | 100,5 | 103,2 | 102,6 | 99,8 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 111,7 | 103,2 | 103,1 | 103,9 | 93,7 |
Образование | 101,0 | 99,1 | 101,3 | 101,3 | 101,3 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 99,4 | 99,7 | 100,3 | 100,9 | 100,6 |
Предоставление прочих видов услуг | 106,8 | 110,2 | 104,8 | 103,8 | 98,1 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления | 99,0 | 98,0 | 98,0 | 98,0 | 98,0 |
Чистые налоги на продукты | 94,6 | 99,1 | 101,7 | 103,1 | 100,8 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 88,0 | 109,0 | 98,6 | 100,3 | 95,7 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 95,8 | 94,4 | 102,8 | 102,2 | 104,6 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 99,5 | 101,2 | 103,4 | 101,2 | 101,0 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 106,4 | 97,7 | 104,2 | 108,6 | 105,4 |
Деятельность в области информации и связи | 99,9 | 96,7 | 103,6 | 104,7 | 103,4 |
Глава Минприроды оценил доходы бюджета от вложений в геологоразведку
На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.
По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.
Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.
Как мы уже говорили выше, это оказалось еще одним серьезным ударом для экономики страны. Если до этого он был профицитным, то теперь стал дефицитным. Правительству пришлось отложить огромную масштабную программу по инвестициям в экономику.
Падение цены привело к падению рубля и продолжает угрожать серьезными темпами инфляции. Это крупнейший нефтяной кризис с 1991 года.
Все зависит от того, как будут развиваться события дальше. Если ситуация будет оставаться на этом уровне до конца года, а нефть не вернется к цене выше 42 долларов за баррель, то ущерб для экономики будет огромным. Вырастет инфляция, а значит – цены на продукты. При этом многим компаниям, особенно, нефтедобывающим, придется ужимать свои расходы и пересматривать бюджеты.
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.
Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Часть исключена. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Россия сокращает добычу нефти: на сколько лет нам хватит ее запасов
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ)
3.1) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых. (в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)
Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых. Правительством Российской Федерации устанавливаются виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 408-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением. (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
С 2021 года будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Седьмое место в мире занимает наша страна по количеству разведанных нефтяных запасов. Месторождения, оцениваемые в 14,1 млрд. т располагаются в 9 нефтегазоносных провинциях:
- Волго-Уральской,
- Енисейско-Анабарской,
- Западно-Сибирской,
- Лено-Вилюйской,
- Лено-Тунгусской,
- Охотской,
- Прикаспийской,
- Северо-Кавказско-Мангышлакской,
- Тимано-Печорской,
и в 3 нефтегазоносных областях:
- Анадырской,
- Восточно-Камчатской,
- Балтийской.
Лидером среди отечественных нефтяных месторождений считается Самотлорское – 7,1 млрд. т. Продуктивный период использования запасов этого жидкого вида углеводородного топлива на территории нашего государства оценивается в 22 года.
Россия является безусловным общемировым лидером по запасам голубого топлива, общий объём которого оценивается в 40 млрд. т. с перспективой добычи, составляющей более 80 лет.
Наибольшая его часть (свыше 75%) приходится на месторождения Сибири. Самыми крупными среди них являются: Уренгойское – 10 трлн. м3 и Ямбургское – 8,9 трлн. м3.
По запасам этого природного ископаемого, оцениваемого в 2,23 трлн. т, Россия находится на третьем месте. Причём значительную часть залежей – 69%, составляет бурый уголь. Большая часть запасов, составляющая 63% этого ценнейшего энергоресурса, расположена в восточной части страны:
- Кузнецкий угольный бассейн – один из самых крупный в мире, располагающий гигантскими запасами каменного и коксующегося угля.
- Канско-Ачинский (бурый уголь).
- Печерский.
- Южно-Якутский.
Большая часть отечественной угледобычи – 75% ведётся закрытым шахтным способом, что значительно повышает его себестоимость.
Большая часть месторождений горючих сланцев располагается в Европейской части России, на территории Ленинградской и Самарской областей. Также имеются крупные месторождения на севере страны и в Сибири.
Однако активной разработке они не подвергаются, вследствие конкуренции со стороны более распространённых видов топлива, таких как нефть и газ. Возможно, к ней приступят после исчерпания основных углеводородных запасов.
Кабмин понизил прогноз по добыче нефти, газа и угля в России в 2021 году
К чёрным металлам относятся железо и его сплавы: сталь, чугун и ферросплавы. Их руды подразделяются на группы, носящие название основного минерала:
- Красные железняки или гематиты – это оксиды железа (Fe2O3), наиболее употребляемые в чёрной металлургии; а также применяемые в качестве красителя, известного под названием «сурик».
- Магнитные железняки или магнетиты, представляющие собой закиси и окиси железа (FeOи Fe2O) отличаются своими магнитными свойствами.
- Бурые железняки или гетиты, называемые также лимонитом или болотной рудой, являются водной окисью железа. Их ценность заключается в том, что они могут непосредственно использоваться в процессе выплавки чугуна в домнах. Наиболее ценится металлургами лимонит Керченского месторождения, имеющий в своём составе ванадий, марганец и фосфаты.
- Шпатовые железняки или сидериты – минералы серого цвета, содержащие в своём составе углекислое железо (FeCO3). Россия является мировым лидером по месторождениям железняка: подтверждённые запасы оцениваются в 264 млрд. т.
Федеральный отраслевой интернет-портал
и журнал в горнодобывающей промышленности
Новости отрасли, каталог карьеров, инвестиции, покупка и продажа карьеров, нерудные материалы,
покупка и продажа горного оборудования, практика недропользования
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.
Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.
Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.
Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.
В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.
Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.
Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.
Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.
Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.
НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.
Они учитываются согласно:
- ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
- правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.
В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.
Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.
Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.
Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.
При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).
НДПИ на отдельные виды полезных ископаемых вырастет в 3,5 раза
Сфера недропользования объединяет в себе частноправовые и публично-правовые отношения. В связи с чем договор подряда на добычу полезного ископаемого должен соответствовать не только нормам ГК, но и другим законам: в том числе, положениям Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и НК.
Добыча полезного ископаемого невозможна без утвержденного проекта добычи и соблюдения требований промышленной безопасности, применяемых при создании, строительстве горно-технического сооружения, которое является опасным производственным объектом и одновременно одним из результатов добычных работ. В связи с этим, к отношениям по добыче полезных ископаемых должны применяться не просто общие нормы ГК о подряде, а специальные положения строительного подряда, Закона № 116-ФЗ и градостроительного законодательства, что еще раз подтверждает мультиотраслевую правовую природу рассматриваемого договора.
По закону, недра в границах России и содержащиеся в них полезные ископаемые являются госсобственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной госсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (абз. 3 ст. 1.2 Закона № 2395-1). Для добычи полезных ископаемых и их передачи недропользователю владельцами лицензий могут привлекаться третьи лица на подрядных условиях [1].
Таким образом, находящиеся в недрах и принадлежащие государству полезные ископаемые после их добычи переходят в собственность лиц, владеющих лицензией. Те не обязаны самостоятельно добывать полезные ископаемые, а вправе привлекать для этих целей другие организации на подрядных условиях. Подрядчик, не имеющий специального разрешения на пользование недрами, не вправе претендовать на собственность недропользователя – добытое из недр полезное ископаемое, в том числе в качестве оплаты по договору. В результате добычных работ право собственности на полезное ископаемое прекращается у государства и может возникнуть только у недропользователя.
В связи с этим, заключая договор, стороны в целях соблюдения юридической чистоты сделки должны соблюдать определенную последовательность:
- если для добычи полезного ископаемого недропользователь привлек подрядчика, договор должен предусматривать обязанность последнего добыть полезное ископаемое и передать его недропользователю по соответствующему акту;
- если стороны договорились, что подрядчик в качестве оплаты по договору получает добытое полезное ископаемое, то соглашение должно включать следующее условие: недропользователь обязан принять от подрядчика это ископаемое, а потом вернуть обратно, оформив все документально, чтобы прописать наименование товара, его количество, качество и цену.
Нельзя заключать договор, по условиям которого у подрядчика возникает и сохраняется право собственности на добытое полезное ископаемое, а участие недропользователя ограничивается обеспечением доступа на лицензионный участок недр. Это может расцениваться как передача недропользователем всех или большей части функций подрядчику, которая является основанием для вывода о недействительности сделки.
При этом действующее законодательство содержит минимум четыре основания для признания сделки недействительной в той части, которая предусматривает, что первоначальное право собственности на добытое полезное ископаемое возникает у подрядчика:
- передача приобретенного права пользования участками недр третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав – в силу ст. 17.1 Закона № 2395-1, п. 16.1 Постановления № 3314-1, п. 1, 2 ст. 168 ГК [2];
- передача участка недр в пользование (аренду) лица, не обладающего лицензией, – по смыслу ст. 1.2, абз. 1 ст. 11 Закона № 2395-1, п. 1, 2 ст. 168 ГК;
- передача подрядчику всех или большей части функций (прав и обязанностей) недропользователя в рамках предоставленной лицензии (передача договора) в отсутствие согласия собственника недр – в силу положений ст. 392.3, п. 2 ст. 391 ГК, п. 1, 2 ст. 168 ГК [3];
- обход установленного законом порядка получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами – по ст. 169 ГК.
Оплата заказчиком выполненных подрядных работ может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме (передача добытого полезного ископаемого). Договор, по которому подрядчик в качестве оплаты по договору получает в собственность добытое полезное ископаемое, является смешанным, в связи с чем должен учитывать, что у подрядчика, как покупателя, есть обязанность по оплате приобретаемого полезного ископаемого, а у недропользователя, как заказчика, – по оплате выполненных работ.
Сделка, по условиям которой подрядчик/заказчик добывает полезное ископаемое или продает его безвозмездно либо с явным ущербом для себя, является недействительной в соответствующей части – недопустимое с позиции ст. 575 ГК дарение в отношениях между коммерческими организациями (ст. 168 ГК) [4].
Однако тот факт, что подрядчик в течение определенного времени добывал уголь, а недропользователь принимал его по соответствующему акту, свидетельствует о потребительской ценности актива. Даже если договор подряда признают недействительным в указанной части, недропользователю придется исполнить ликвидационную обязанность – оплатить выполненные работы [5]. До этого момента сбереженное заказчиком полезное ископаемое будет расцениваться судами как неосновательное обогащение [6].
Сторона, из поведения которой явствовала воля сохранить силу сделки, не сможет ее оспорить по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (абз. 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ). Однако это не означает, что сделка не будет оспорена, поскольку закон наделяет таким правом не только стороны, но и кредиторов одной из сторон, арбитражного управляющего, а в определенных случаях прокурора и иные органы публичной власти.
Требование подрядчика о передаче ему полезного ископаемого, заявленное в рамках смешанного договора, по условиям которого подрядчик получает право собственности на них в счет оплаты по договору, является претензией покупателя к продавцу о передаче товара, определенного количества и качества.
Однако подрядчик не вправе требовать от недропользователя (продавца) исполнения данного обязательства, если юридически оно не возникло. Возникновению такого обязательства по передаче товара должна предшествовать процедура согласования существенных условий, к числу которых закон относит наименование и количество товара [7].
Учитывая специфику правоотношений в сфере добычи полезных ископаемых, приступая к выполнению работ, стороны не всегда могут заранее определить, полезное ископаемое какого количества и качества ими будут добыты, в том числе исходя из планов развития горных работ, геологических отчетов и другой технической документации. В то же время, предмет договора может быть определен фактическими действиями сторон договора, например:
– в договоре стороны определяют абстрактное количество и качество полезного ископаемого, которое будет добыто в ходе исполнения договора;
– стороны сочли возможным приступить к исполнению договора;
– в ходе исполнения договора у сторон отсутствовали разногласия по фактически определенному предмету договора;
– недропользователь принял результат выполненных подрядчиком работ по акту [8].
В таком случае договор будет считаться заключенным, а обязательство недропользователя по передаче подрядчику добытого полезного ископаемого в качестве оплаты выполненных работ возникшим.
Неопределенность результата работ (количества, качества добываемого полезного ископаемого) является риском сторон, но в большей части риском подрядчика, который отвечает перед недропользователем за результат добычных работ и как подрядчик, и как будущий покупатель (ст. 413 ГК РФ). В связи с этим, неотъемлемой частью договора должны стать следующие условия:
– порядок определения качественных характеристик добытого полезного ископаемого путем отбора проб с привлечением независимой лаборатории;
– стоимость работ в денежном эквиваленте в случае, если в качестве оплаты по договору подрядчик получает добытое полезное ископаемое;
– порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого (в том числе в зависимости от их качественных характеристик);
– порядок определения фактического количества добытого полезного ископаемого.
Согласование данных условий позволит сторонам заранее обеспечить возмездность и равенство сторон в правоотношениях. В таком случае недропользователь не сможет отказаться от исполнения своей обязанности по передаче полезного ископаемого, так как:
- если полезное ископаемое добыто и соответствует кондициям заключенного договора, такие действия будут являться ненадлежащим исполнением обязательства;
- если полезное ископаемое не добыто (не в полном в объеме, с нарушением плана), и договор не содержит необходимых кондиций, то на стороне недропользователя возникает неосновательное обогащение.
Структура ВВП России 2021 по отраслям
— Евгений Аркадьевич, традиционный первый вопрос: каковы на сегодня запасы нефти и газа в России? И на сколько их хватит?
— Текущие извлекаемые запасы России сегодня по сумме всех категорий составляют 31 миллиард тонн нефти и 73 триллиона кубометров природного газа. При существующей добыче обеспеченность всех запасов нефти составляет 59 лет, а природного газа — 103 года.
— Окажет ли влияние на ежегодные объемы добычи активно развивающийся в последнее время во всем мире тренд на декарбонизацию энергетики, отказ от углеводородов?
— Идея декарбонизации связана с полной перестройкой экономики и энергетических систем с целью резкого уменьшения выбросов СО₂. В перспективе это должно обеспечить снижение нагрузки на окружающую среду. Международная группа экспертов по изменению климата создала сценарии сокращения выбросов СО₂ и достижения этого показателя до нуля к 2050 году. Полная декарбонизация энергосистем — единственное решение для стабилизации климата. На практике для достижения нуля чистых выбросов необходимо перейти на альтернативные источники энергии и полностью отказаться от ископаемого топлива. Но дело в том, что нынешний уровень технологий не позволяет уйти от использования традиционных энергоносителей: угля, нефти, природного газа.
— Тогда как быть с проблемой глобального потепления?
— Повысить эффективность использования все тех же нефти, газа, угля с целью снижения выбросов можно уже сейчас. Например, на Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (УВС) мы уделяем особое внимание повышению утилизации попутного нефтяного газа до максимальных показателей. Недропользователями взят курс на снижение количества факельных установок по сжиганию попутного нефтяного газа.
— Насколько активно сегодня ведутся геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых в Арктике?
— Если говорить об углеводородном сырье, геологоразведочные работы в Арктической зоне России за счет средств федерального бюджета в 2020 году велись на 11 объектах: проводилось изучение геологического строения перспективных территорий нераспределенного фонда недр, локализации прогнозных ресурсов УВС, готовились на основе этих данных участки для лицензирования.
В России на сегодняшний день имеются следующие важнейшие основные месторождения полезных ископаемых, перечень которых выглядит следующим образом в процентном соотношении от мировых запасов:
- Нефти – около 11%.
- Газа – 32%.
- Свинца около – 10%.
- Железо – почти четверть от всего в мире.
- Калийных солей – 30%.
- Угля и сланцев – почти 24%.
- Нефтяных месторождений – около 16%.
- Молибдена – почти 32%.
- Запасы титана на территории РФ – около 1%.
- Платины и платановидных руд – около 11%.
- Общее количество золотых руд в России оценивается более 25.000 тонн. Что позволяет стране занять 2 место в мире после ЮАР.
- В отношении серебра Россия занимает первое место по запасам.
- Нефелиновых руд – 56%.
Конечно, присутствует и добыча нерудного индустриального сырья, например, магнезита, графита, талька, слюды, каолина. Существует также добыча драгоценных и поделочных камней. Так, например, по добыче алмазов РФ занимает 1 место в мире, обгоняя Ботсвану, Канаду, Анголу, ЮАР и Австралию.
По способу добычи полезных ископаемых Россия не находится на лидирующих позициях. Связанно это с некоторым простоем технологического и технического развития в период после 80-х и 90-х годов. В связи с этим, ко многим проектам привлекаются иностранные компании, связанные с обслуживанием, разработкой и техническим доведением добычи тех или иных ископаемых материалов. Наиболее распространенными способами являются:
- Открытый или так называемый карьерный метод.
- Закрытый, он же шахтный.
- Комбинированный, сочетающий в себе особенности первых двух.
- Дражный.
- Геотехнологический.
- Скважинный.
Далее приведена специфическая карта, которая отражает регионы, где более всего добывают тех или иных ископаемых:
- Основными нефтегазоносными провинциями являются – Енисейская, Анабарская, Западно-Сибирская, Прикаспийская и Волго-Уральская. Как видно из названий, больше всего этого сырья добывают в Омской, Томской, Новосибирской, Саратовская, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Кировской области, а также в республиках Удмуртия, Татарстан, Башкортостан. Ещё можно отметить районы Азовского и Каспийского морей.
- Что касается добычи каменного угля, то наиболее богатыми являются Тува, Урал, Забайкалье, Сахалин, Прибайкальский район.
- По горючим сланцем лидируют Ленинградская область, Волжский регион, а также Сибирь.
- По запасам торфа выделяются регионы Западной Сибири и Северного Урала.
- По железным рудам самый большой бассейн в России и один из крупнейших в мире – это Курская магнитная аномалия. Помимо этого, большие запасы наблюдаются в Карелии, Урале, Горном Алтае, Забайкалье, Восточных Саянах.
- По марганцевым рудам богатыми являются месторождения Урала, Сибири, Дальнего Востока, Кемеровской области.
- Титановые руды залегают в Западной и Восточной Сибири, Карелии, Забайкалье, Урале.
- Запасы хрома разрабатываются на полярном Урале, а также в Ключевском месторождение на Урале.
- Алюминий добывают на Кольском полуострове, Забайкалье, Бурятии.
- Запасы вольфрама также располагаются в Бурятии, на Дальнем Востоке, в республиках Северного Кавказа, а именно в Баксанском ущелье, а также в Карелии, Свердловской, Челябинской, Мурманской областях.
- Самые богатые месторождения золота – это Урал, Забайкалье, Восточная Сибирь, республика Саха.
- Серебра добывают больше всего на Урале, в Якутии, Алтайском крае.
- Алмазы, а точнее, кимберлитовые месторождения залегают в районе сибирской платформы. Именно здесь кимберлитовые трубки начали разрабатываться и проводиться добыча алмазов. Самые большие рудники в Сибири (пермский край), Урал и Якутия.