Изменения в закупках с 1 января 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в закупках с 1 января 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Включает:
— пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
— сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
— нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
— введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Обзор: «Основные изменения в госзакупках в 2021 году» (КонсультантПлюс, 2021)

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

  • Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
    В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
    Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:
    Какие произойдут изменения В настоящее время С 1.01.2022
    Заявка Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части
    Возможность внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
    Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты
    Общее время для проведения торговой сессии Не ограничено 5 часов с момента начала торгов

    ☎ Связаться с нами!

    В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

    • Регламентирован порядок вступления в силу нормативных актов в сфере госзакупок. Теперь изменения законодательства, касающиеся в том числе планирования, способов определения поставщиков, контроля в сфере закупок, мониторинга вступают в силу с 01 января следующего за их принятием года. Однако, если они приняты после 01 октября текущего года, то срок вступления в действие сдвигается еще на год (см. Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 124-ФЗ).

    • Увеличен объем закупки, которую можно осуществлять у единственного поставщика – теперь его максимальное значение может достигать 600 тыс. руб. и 10% совокупного годового объема закупок заказчика (изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ). Напомним, что до начала года эти показатели составляли 300 тыс. руб. и 5%.

    • Дополнен перечень закупок, которые должны быть указаны в плане-графике отдельной строкой – туда включены среди прочих закупки, содержащие сведения о гостайне, на оказание услуг по предоставлению кредита, связанные с охраной ценностей Госфонда (Постановление Правительства России от 06.08.2020 г. N 1193).

    Напомним, что, как и ранее, в этот перечень входят закупки у единственного поставщика, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, на строительство и реконструкцию, капремонт, закупки отдельными лотами.

    • Теперь закупочная комиссия обязана проверить, не было ли у участника нарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП (незаконная передача или обещание вознаграждения) за 2 года до закупки (Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 124-ФЗ).До 2021 года подобная проверка была правом комиссии.

    • Изменен порядок казначейского обслуживания и система казначейских платежей (Приказ Минфина России от 29.09.2020 г. № 219н). Заказчикам следует учесть данные изменения при работе в 2021 году и при необходимости уведомить своих контрагентов о смене реквизитов счетов.

    • Начиная со следующего года в плане-графике не требуется детализировать данные по заключённым соглашениям о субсидиях. В обновлённой форме плана-графика (Приложение к Постановлению №1279 от 30.09.2019 г.) ссылка на реквизиты такого соглашения отсутствует. Изменения внесены Постановлением Правительства от 06.08.2020 № 1193.

    • Внесены изменения в Правила функционирования ЕИС – теперь физические лица получат возможность указывать о наличии у них статуса самозанятого, а иностранные юрлица – вносить сведения об ИНН, внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. Также предусмотрено автоматическое поступление информации из ЕИС в налоговые органы. Изменения внесены Постановлением Правительства России от 7 ноября 2020 г. N 1799.

    • С начала 2021 года избирательные комиссии не смогут закупать товары, работы или услуги для общероссийского голосования у единственного поставщика по основанию, предусмотренному пунктом 30.1. части 1 статьи 93 Закона (изменения в Закон 44-ФЗ внесены Федеральным законом от 27.02.2020 г. № 27-ФЗ).

    • С начала 2021 года медицинские маски входят в перечень промышленных товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления госзакупок. К тому же их допустимо их закупать только отдельно от других товаров (соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства от 30.04.2020 г. № 616 Постановлением от 23.12.2020 г. № 2241).

    • Малые закупки будут проводить по особой электронной процедуре.

    Для этого статью 93 Закона 44-ФЗ с 01.04.2021 года (Федеральный закон №449-ФЗ) дополнили частью 12.

    Начиная с апреля 2021 года, так называемые малые закупки у единственного поставщика (п.п. 4, 5 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ), если их проводить на электронной площадке по специальной процедуре, будут ограничены не 600 тыс. руб, а 3 млн. руб. Такие закупки не нужно включать в план-график.

    Также заказчикам будет необходимо также отчитываться о закупках, которые производятся у МСП и СОНО на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ отдельно от других закупок.

    • Ряд изменений коснется электронного запроса котировок (изменения внесены Федеральным законом № 449-ФЗ).

    С 01.04.2021 г. начнет действовать новая редакция статьи 82.1 Федерального закона 44-ФЗ, в соответствии с которой НМЦК составит не 500 тыс. руб., как это было ранее, а 3 млн. руб. Максимально допустимое значение СГОЗ по отношению к совокупному годовому объему закупок заказчика осталось прежним – 10 %, однако ограничения по сумме СГОЗ убрали.

    При этом законом сформулированы подробные требования к извещению о его проведении и к самой процедуре. Основное изменение — срок отмены запроса котировок. Согласно новой редакции п. 1 ст. 36 Закона 44-ФЗ это можно будет сделать не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок (а не за 2 дня, как предусмотрено в предыдущей редакции).

    • При планировании для ряда закупок в строительной сфере нужно будет детализировать объем финансового обеспечения по каждому КБК, коду вида расходов и коду объекта недвижимости или капитального строительства в системе «Электронный бюджет». Данные сведения будут сразу попадать в ЕИС и их не нужно будет включать в план-график.

    Правило будет действовать в том числе в случае, если субсидии для закупки предоставлены федеральным бюджетом бюджету субъекта (изменения внесены Постановлением Правительства от 30.09.2019 г. № 1279).

    • Часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, которая вступит в силу в июле 2021 года предусматривает, что информация о малых закупках, которые будут проведены на электронных площадках будет размещаться в ЕИС. Порядок взаимодействия площадок с ЕИС должен быть установлен Правительством.

    Все изменения в 44-ФЗ на 2020 и 2021 годы: таблицы по месяцам

    С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:

    День начала действия изменения Суть новшества Устанавливающий его нормативный акт
    01.04.2021 Весной 2021 года существенные изменения постигнут одну из форм проведения закупок — электронный запрос котировок. Порядок их проведения претерпит следующие изменения:
    1. Отныне максимальная сумма НМЦК для такой формы закупок вырастет и составит 3 млн рублей.
    2. Отменяется ограничение максимального объема закупок в этой форме в 100 млн рублей. Десятипроцентный барьер сохраняется.
    3. Обновится срок подачи заявок, отныне он составляет 4 дня после публикации извещения.
    4. Отменена возможность менять извещение после публикации. Отменить всю закупку заказчик вправе не позднее, чем за 1 час до окончания получения заявок.
    5. Чтобы установить соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, заказчик отныне обязан запрашивать документы, подтверждающие такое соответствие. Удовлетвориться простой декларацией заказчик уже не вправе.
    6. При приеме заявки на участие заказчик не вправе требовать от участника документы, которые, в соответствии с законом, передаются вместе с товаром.
    7. Обязательным стало решение об одобрении крупной сделки. Оно необходимо, если сам будущий контракт или его обеспечение являются крупной сделкой.
    8. Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. В нем следует отразить информацию об увеличении стоимости в связи с преференциями, предоставляемыми учреждениям УИС, организациям инвалидов. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
    9. В итоговый протокол вписывают и информацию о результатах рассмотрения заявок: комиссия рассматривает, ранжирует заявки, присваивает им порядковые номера — все это описывается в протоколе.
    10. Не позднее чем через 3 часа после опубликования протокола заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку. Проект не обсуждается, не допускается издание протоколов разногласий, у победившего участника есть 1 день на подписание, после чего контракт подписывает заказчик — у него тоже есть только 1 день.
    11. Если подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком
    Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ

    Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке:

    1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:

    • наименование товара;
    • его параметры;
    • товарный знак — при наличии;
    • страна изготовления;
    • цена за одну единицу поставляемого товара;
    • предполагаемое количество;
    • срок действия предложения;
    • информация об участнике;
    • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
    • решение об одобрении крупной сделки.

    Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

    2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол.

    3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме.

    Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ
    и
    Федеральный закон от 31.07.2020 №249-ФЗ
    Утвердили порядок предоставления банком сведений по гособоронзаказу в Единую информационную систему Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020
    Изменили порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков Приказ Минфина №344н от 31.12.2020

    С июля 2021-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2020.

    Это новшество не коснется текста самого 44-ФЗ, с последними изменениями на 2021 год, он в июле этого года останется неизменным.

    Вот перечень нововведений в 223-ФЗ, которые вступили в силу с 2020 года.

    С 01.11.2019 вступил в силу федеральный закон №263-ФЗ от 02.08.2019, он изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ. Теперь план закупок на 2020 год формируется на срок не менее 3 лет.

    С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства №1001 от 01.08.2019. Оно увеличило минимальный объем закупок юрлиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по 223-ФЗ. Общий годовой объем тендеров у МСП станет не меньше 20%. А доля стоимости договоров с МСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, станет 18%, а не 15%, как сейчас.

    С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства №1205 от 18.09.2019. Заказчикам придется переводить оплату по договорам, которые заключены с субъектами МСП, в течение 15 рабочих дней.

    05.01.2020 вступил в силу приказ Минфина №92н от 10.06.2019. Он внес изменения в данные, которые указывают в работе с реестром договоров. Заказчики будут вносить:

    • наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если есть такой);
    • дату, когда компанию включили в реестр СМП (для субъектов МСП), информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП.

    Если в договоре участвуют несколько подрядчиков, субподрядчиков, такую информацию придется указывать для каждого.

    ВАЖНО! Подготовили памятку изменений по месяцам — «Памятка: как госзакупки будут меняться в 2019 и 2020 годах».

    28.03.2020 вступил в силу федеральный закон №474-ФЗ от 27.12.2019, который установил для самозанятых преимущества, которые есть у субъектов малого и среднего предпринимательства в тендерах, организуемых отдельными видами юридических лиц. До этого они участвовали по общим правилам.

    01.04.2020 заработало постановление правительства №1906 от 27.12.2019, которое обязало в реестре договоров указывать страну происхождения товара. Страна указывается также, если поставка предусмотрена в договоре на выполнение работ или оказание услуг.

    24.04.2020 по федеральному закону №124-ФЗ от 24.04.2020 в 223-ФЗ включили новое основание для проведения закрытых процедур — исполнение гособоронзаказа для обеспечения обороны и безопасности для заказов, на основании которых создается, модернизируется, поставляется, ремонтируется, обслуживается и утилизируется вооружение, военная и специальная техника и разрабатывается, производится и поставляется космическая техника и объекты космической инфраструктуры.

    31.08.2020 по федеральному закону №250-ФЗ от 31.07.2020 установили правило, согласно которому в закупках на поставку товара, в т. ч. передаваемого в рамках выполнения работ или оказания услуг, в договоре при его подписании указывается информация о стране происхождения товара.

    С 03.12.2019 вступил в силу приказ госкорпорации «Росатом» №1/23-НПА от 22.10.2019, который утвердил критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки.

    А вот изменений 223-ФЗ от 01.07.2019 нет. В федеральном законе №70-ФЗ от 01.05.2019 предусмотрели изменения для тендеров по 223-ФЗ, которые вступили в силу с 31.07.2019. С этой даты заказчики расходуют по 223-ФЗ деньги, которые подарили, в том числе пожертвования, или достались по завещанию, при условии, что они внесли изменения в положение о закупках и предусмотрели в нем такое право. Это нужно было сделать до 01.10.2019.

    С 27.07.2019 формально вступило в силу постановление правительства №878. С этой даты заработали новые правила ведения реестра радиоэлектронной продукции и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ. Но фактически реестр появился на сайте Минпромторга только 16.09.2019. Соответственно, и изменения в правилах о преференциях для отечественной радиоэлектроники применяют с этой даты.

    Подробнее об этом: «Особенности закупок радиоэлектронной продукции по постановлению №878».

    Вот перечень изменений с 31.12.2017:

    1. Скорректировали сферу влияния закона.
    2. Изменили порядок обжалования.

    Разберем подробнее.

    Теперь заказчики, помимо прочего, закупают товары, работы и услуги для коммерческого использования.

    А вот на приобретение продукции у поставщиков, которые для заказчика являются взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом, действие закона уже не распространяется. Положение о закупках содержит обоснованный перечень таких компаний.

    Вводят типовое положение о закупках. Принимает его, публикует в ЕИС, изменяет и устанавливает список заказчиков, для которых оно действует, орган власти, который наделен функциями и полномочиями учредителя бюджетного (автономного) учреждения или обладает правом собственности имущества унитарного предприятия. В таком документе устанавливают дату, до которой положение приводили в соответствие с типовым.

    Информация о приобретении финансовых услуг (в т. ч. кредиты, займы, депозитные вклады) и о заключении и исполнении договоров на владение или пользование недвижимостью (аренда, субаренда, купля-продажа и т. п.) не публикуются в ЕИС.

    В 223-ФЗ введена статья 6.1 о ведомственном контроле за соблюдением норм законодательства. Такая функция возложена на орган власти, выступающий в роли учредителя, например государственного учреждения.

    Новшества в порядке обжалования:

    1. Жалуются на действие (бездействие) не только заказчика, но и оператора электронной площадки или закупочной комиссии.
    2. Оспаривает в ФАС действия (бездействие), совершенные после окончания приема заявок, только тот участник, который подал заявку.
    3. Жалобу ФАС рассматривает только на основании доводов, непосредственно относящихся к предмету обжалования.

    Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

    С 1 июля изменяются правила включения в РНП

    Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

    Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

    С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактам

    В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

    • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
    • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

    С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

    • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
    • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

    Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

    В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:

    • печатные или электронные издания;
    • доступ к этим электронным изданиям.

    При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.

    Календарь изменений в госзакупках в 2021 году

    С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

    Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

    • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
    • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
    • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
    • стандартное время рассмотрения заявок
    • один рабочий день

    Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

    Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

    В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:

    • Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
    • Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
    • Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
    • Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
    • Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.

    Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году.

    Правительство будет осуществлять контроль, в каком объеме заказчики закупают товары из РФ и других стран союза. В правительственном перечне из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 представлено 107 товаров. Для каждого товара рассчитана своя доля: от 50% до 90% от годового объема закупок. Так, для лифтов размер доли составляет 90%.

    Санкций за несоблюдение квоты пока не предусмотрено, административная ответственность будет введена с 2022 г.

    Нововведения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут введены одновременно: с 1 января 2022 г. Однако, если новый закон будет принят после октября, то изменения вступят в силу через год.

    Его необходимо использовать при строительстве:

    • объектов связи, телевидения и радиовещания;
    • объектов водоснабжения и канализации;
    • улиц, автомагистралей, транспортных развязок, туннелей;
    • заводов по переработке отходов и иных объектов.

    В планах штрафовать за предоставление недостоверных документов и сведений при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Так, за недостоверную информацию о товаре при подаче заявки должностных лиц и предпринимателей оштрафуют на сумму от 10 до 30 тыс. руб., юридических лиц от 50 до 200 тыс. руб.

    Например, направить жалобу на этапе подачи заявок смогут только те участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации».

    Другой информации пока нет, в том числе нет планов ввести плату на жалобы.

    Постановление правительства от 03.12.2020 № 2013 распространяется на 251 товар, среди них инструменты, вычислительная техника, различные категории медицинского оборудования, лифты, мебель и многое другое. Объем доли российского товара в среднем составляет 50-60%.

    С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

    Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

    Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

    Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

    1. Предложение по предмету закупки.

    2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

    Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

    Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

    Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

    Важные изменения в госзакупках в 2021 году

    Руководитель отдела образовательных программ Росэлторг. В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.

С 1 января 2020 года началась работа по внедрению электронного актирования в закупочный процесс, и 19 млрд заказчиков уже воспользовались этой услугой. Нововведение позволит заказчикам и поставщикам подписывать акты выполненных работ в ЕИС. Это избавит и тех и других от бумажной волокиты и риска утраты бумажных документов, затягивания сроков подписания актов приемки, а также исключит возможность допущения ошибок при формировании документов и позволит добиться прозрачности всех этапов закупки.

Переход ЕИС на электронный документооборот.

Планируется полный перевод документооборота на электронный. И не только той части, которая касается стандартных документов для всех этапов закупок от планирования до заключения контракта. Это будет и перевод того документооборота, который ведут заказчики и поставщики даже на этапе исполнения контракта. В электронный документооборот войдут:
— документы о внесении изменений в контракты — допсоглашения;
— документы, связанные с процедурой расторжения контракта;
— юридически значимая переписка между заказчиком и поставщиком;
— претензионные документы в рамках исполнения контракта;
— акты-приемки товаров, акты выполненных работ и оказанных услуг.

Жалобы станут электронными.

Поставщики перейдут в полном объеме на подачу жалобы в ФАС посредством ЕИС. Данные изменения предполагают ограничения для поставщика: регистрация в ЕРУЗ и соответствие требованиям по «универсальной предквалификации», предусматривающей допуск к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих опыт исполнения контракта, независимо от его предмета в объеме не менее 20 процентов от НМЦК. Изменения поддержат поставщиков, обладающих опытом участия в закупках, и исключат участие в закупках фирм-однодневок.

О «профессиональных» жалобщиках.

Изменения исключат обжалование закупок так называемыми профессиональными жалобщиками, а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права. Также в ЕИС будет осуществляться фиксация уведомлений поставщиков и заказчиков, в том числе уведомления о расторжении контрактов, а сама процедура расторжения контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры.

Речь идет о доработке функционала ЕИС и интеграции с электронными торговыми площадками. Это необходимо, чтобы реализовать все нововведения в рамках так называемого оптимизационного пакета поправок в Закон о контрактной системе. Вскоре существенно сократится число конкурентных способов закупок до трех наиболее распространенных — конкурс, аукцион, запрос котировок. Казначейство разделяет позицию Минфина, что двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений не востребованы. Они создают сложности для заказчика и поставщика и порождают излишнюю претензионную работу. Все контракты и допсоглашения станут электронными и структурированными, так как будет осуществляться автозаполнение реестра контракта, а также вся информация по исполнению контрактов впервые будет соотнесена в рамках ЕИС с платежами по контрактам. Аналогичная система будет создана и для региональных площадок. Предусматривается дать возможность проведения совместных конкурсов и аукционов несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ. В таблице 1 смотрите, какие еще задачи входят в оптимизационный пакет.

Таблица 1. Планы изменений на 2020 год

Теперь все заказчики, поставщики и контролеры формируют свои заявки на исправление ошибок и проблем непосредственно в ЕИС. Вся инцидентная работа проводится в режиме онлайн. Причем для быстрого решения проблем в работе ЕИС был создан словарь ключевых слов по закупкам. Это позволило выделить в СУЗ приоритетные заявки при рассмотрении инцидентов. Для поставщиков и заказчиков это имеет значение, например, при срочных закупках, в том числе при закупках в пандемию (закупка ИВЛ, медицинских масок, перчаток).

Как работает единый реестр участников закупок.

Работы по созданию единого реестра участников закупок завершилась — сейчас там зарегистрировано уже более 400 тыс. организаций и практически нет инцидентной работы по этому реестру. Все работает гладко.

ГИС «Независимый регистратор» — электронный нотариус.

Теперь осуществляется сбор телеметрии с компьютера любого участника закупок. В дальнейшем данный материал понадобится для ФАС в рассмотрении жалоб, в случаях, когда, например, произошел технический сбой и участник закупки не смог подать заявку. Все действия в ЕИС, осуществляемые участниками закупки, будут зафиксированы и сохранены.

Риск-мониторинг.

Подсистема «риск-контроль» создана для того, чтобы Казначейство могло осуществлять контрольно-надзорные полномочия за исполнением контрактов, соблюдением норм законодательства в рамках исполнения контрактов, ценообразованием. Создан чек-лист рисков, где в автоматизированном режиме собирается информация о рисках и отбираются объекты контроля по признакам нарушений. На основании этих данных в дальнейшем и осуществляются проверки.

Итоги обновления ЕИС.

Обновления ЕИС, проведенные в прошлом году, позволили бесперебойно вводить новые функции в 2020. Что уже изменилось в ЕИС, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Изменения в ЕИС, реализованные в 2019 году

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Были утверждены мероприятия электронного формата. В частности, нужно перенести все закупки на площадки в интернете. Требование вступает в юридическую силу 1 июля 18-го года. С 19-го года закупщики должны закупать товар только через интернет.

То есть теперь все запросы котировок должны быть электронными. Проведение мероприятий в традиционной форме возможно лишь при некоторых обстоятельствах:

  • Покупки в других государствах.
  • Запросы котировок для скорой помощи.
  • Отбор лиц для проведения гуманитарной помощи.
  • Мероприятия закрытого типа.

Закупки переносятся на площадки, которые выбирает Правительство. Пока площадки Правительством не выбраны, мероприятия осуществляются на рабочих площадках.

Теперь нельзя направлять заявки через ЕИС. Теперь нужно учитывать базовое требование по закупке в электронном формате – применение усиленной электронной подписи. Она должна быть квалифицированной. Подпись нужно получать в центрах, получивших аккредитацию от Минкомсвязи. До завершения 18-го года подпись предоставляется Казначейством.

Операторы площадок имеют право просить оплаты за проведение аукциона. Это право появилось только в 2018 году. Порядок и объем платы устанавливается Правительством.

В ФЗ №44 больше нет положения о том, что заказчик должен назначать открытый конкурс в любых обстоятельствах помимо исключений. То есть теперь не обязательно назначать мероприятие открытого формата.

Рассмотрим изменения, касающиеся конкурсной заявки:

  • Все участники обязаны прописывать адрес. До 2018 года такая обязанность была только у ЮЛ.
  • Участник мероприятия должен направить все бумаги, подразумевающиеся актами по нацрежиму.
  • Если лицо не направило бумаги, заявка будет считаться предложением с зарубежной продукцией.
  • Место происхождения продукции прописывается только тогда, когда в извещении есть ограничения по допуску зарубежной продукции.
  • Каждый том сопровождается описью.

Новые особенности рассмотрения бумаг:

  • Заявка отклоняется, если нет обеспечения.
  • Бумага отклоняется, если этот отказ предполагается в рамках нацрежима.

Рассмотрим пример. К заявке не были приложены бумаги, подтверждающие преимущества для субъектов УИС. В этом случае заявку отклонять запрещено.

Изменения затронули и протоколы. В частности, устранено требование: к протоколу больше не нужно прилагать предложение о размере закупок, стоимости единицы, названии места происхождения продукции.

Прекращают свое действие положения ФЗ №44, регулирующие документооборот, порядок оформления соглашения при электронном аукционе. Эти положения теперь заменили статьи, касающиеся закупок, проводимых в интернете. В частности, это статьи 24, 60 и 70 ФЗ №44.

Была изменена процедура направления заявки на аукцион. Теперь во вступительной части заявки нужно дать согласие на поставку продукции на условиях программы. Согласие должно направляться через электронную площадку.

В заявке должны быть эти сведения:

  • Предложение о стоимости соглашения.
  • Предложение о стоимости единицы.
  • Декларация о соответствии положениям статьи 31 ФЗ №44.

Если в конкурсе фигурирует нацрежим, нужно подготовить бумаги о соответствии продукции. Если документы не поданы, заявка будет считаться заявкой на зарубежную продукцию.

Итоги рассмотрения заявки фиксируются при помощи протокола. С 2018 года в протоколе должны содержаться сведения о названии продукции, ее характеристиках.

Запрещается организовывать запрос, если не проведен вторичный аукцион в формате интернет-площадок. Когда вскрывается конверт, представители комиссии должны объявить эту информацию:

  • ФИО или наименование.
  • Адрес.
  • Наличие бумаг, которые нужны по правилам.
  • Выполнение поставленных условий.

Сведения из этого перечня нужно зафиксировать в протоколе.

К СВЕДЕНИЮ! Окончательное предложение лица не должно быть хуже условий из заявки. В обратном случае оно отклоняется.

Глобальная реформа 223-ФЗ: что изменилось с 01.01.2021

Мероприятия закрытого типа могут осуществляться этими субъектами:

  • Государственные органы по оборонной политике, управлению.
  • Унитарные субъекты, подведомственные предыдущим органам.

Перечень субъектов, имеющих право на проведение закрытых закупок, утверждается государством.

Закупки у единственного поставщика

Заказчик может оформить соглашение с одним поставщиком при наличии этих обстоятельств:

  • Не выполнялся запрос котировок на покупку ресурсов для гуманитарных целей.
  • Недостаточно товаров, полученных запросом котировок. Недостаток продукции можно закупить у одного поставщика.
  • Отменилось открытое мероприятие или мероприятие с ограниченным участием. Единственный поставщик считается победителем конкурса.

В ЕИС можно не помещать извещения о покупках у ЕП.

Объем обеспечения определяется НМЦК. Запрашивать обеспечение разрешено только при покупке до 5 000 000 рублей. К членам мероприятия предъявляется вспомогательное требование. В частности, теперь лицо должно подтвердить, что оно может принимать участие в мероприятии.

Отменены положения, касающиеся оперативной публикации в системе данных о коррекции или расторжении соглашения. Теперь данные заносятся на протяжении 5 суток. Ранее этот срок составлял день.

Сфера применения настоящего Федерального закона

  • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

  • 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

  • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

  • 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;

  • 4) особенностей исполнения контрактов;

  • 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

  • 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

  • 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

  • 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

  • 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

  • 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;

  • 3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;

  • 4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

  • 5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

  • 6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;

  • 7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

  • 8) утратил силу с 31 июля 2018 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;

  • 9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

  • 10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

  • 11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

  • 3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

  • 1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

  • 2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии Росатом, Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

  • 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

  • 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

  • 5. Федеральные законы, вносящие изменения в положения настоящего Федерального закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.

Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

  • 1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.

  • 2. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ Об электронной подписи.

  • 3. Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Принципы контрактной системы в сфере закупок

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Принципы открытости и прозрачности

  • 1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

  • 2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

  • 3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Принцип обеспечения конкуренции

  • 1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

  • 2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сельхозставка. Самым громким нововведением во взимании НДС в начале 2021 года должно стать введение Законом на основе законопроекта от 15.06.2020 г. № 3656 отдельной уменьшенной ставки НДС в размере 14 %.

Обращаем внимание! Этот законопроект уже принят ВРУ. В то же время сейчас в ВРУ зарегистрированы три постановления, которыми предлагается его отменить. Пока эти постановления не будут отменены, закон не вступит в силу. А как сказано в самом законопроекте, его нормы начинают действовать с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования. Поэтому если эти постановления будут отменены в январе 2021 года и закон обнародуют в январе, то ставка 14 % начнет действовать с 01.02.2021 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]