Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за перегруз транспортного средства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.
Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.
Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:
- водителя транспортного средства;
- должностных лиц, отвечающих за перевозку;
- компанию-перевозчика.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.
Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.
Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.
Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.
Решение № 12-21/2017 от 31 мая 2017 г. по делу № 12-21/2017
Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.
- Установление перегруза:
- средствами автоматической фиксации;
- сотрудниками ГИБДД.
- Уведомление владельца транспортного средства.
- Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
- Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.
ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.
Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.
Очевидно, что выписанный инспектором ГИБДД штраф за перевес оплачивает владелец автомобиля или компания, которая осуществляет доставку. Но,
если в договоре между продавцом и покупателем согласован самовывоз, продавец не может рассчитывать на то, что это снимает с него ответственность за нарушение правил дорожного движения в части перегруза.
Штраф ГИБДД за перевес, если инспектор дорожного движения выявит нарушение и составит протокол, придется заплатить продавцу. Поскольку покупатель не формирует груз к отправке
Спор, о том, кто должен платить штраф, покупатель или продавец, если в договоре установлен самовывоз, рассматривался Верховным Судом РФ.
Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.
Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.
Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.
Для нарушений перевозки тяжеловесных грузов, не предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, предусмотрено отдельное наказание в виде административного штрафа размером от 50 до 100 тысяч рублей. Отмечен устойчивый тренд наказания перевозчиков по этому составу правонарушения в случае обнаружения инспектором отсутствия транспортной накладной при выявленном перегрузе. Что более печально — такое положение дел становится обыденной практикой.
В действительности отсутствие транспортной накладной (даже при выявлении перегруза) является правонарушением, квалифицируемое по статье 12.21 КоАП РФ, наказание по которой составляет всего 500 рублей либо предупреждение. Но поскольку перевозчики отказываются прибегать к услугам профессиональных юристов и пытаются отменить такие постановления самостоятельно, не имея представления о должной аргументации своих доводов, суды не удовлетворяют их жалобы, закрепляя тем самым судебную практику.
Это очередной раз подтверждает прописную истину — правовые вопросы должны решать юристы. Не пытайтесь экономить на профессиональном юристе, эта экономия приводит к еще большим потерям.
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Кто платит за перегруз
Если собственником грузового автомобиля в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства является физическое лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, будет ли это лицо подлежать административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ?
Да, будет.
В случае фиксации превышения допустимой нагрузки автоматическими средствами штраф приходит собственнику независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. В случае выявления перегруза инспектором ГИБДД или Ространснадзора предприниматель (собственник) будет привлечен к ответственности в размере, предусмотренном для юридических лиц.
Почему так? До апреля 2017 года регистрация транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, осуществлялась на физическое лицо (то есть, без приставки “ИП” перед фамилией собственника). Пунктом 12 Приказа МВД России от 24.11.2008 года № 1001 “О порядке регистрации транспортных средств …” было установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.
Однако, Приказом МВД от 20 марта 2017 года № 139 вышеуказанный пункт был исключен. Теперь собственник, имея статус ИП, может выбирать в каком качестве ему регистрировать автомобиль — индивидуального предпринимателя или физического лица.
Инспектор ГИБДД или Ространснадзора, разрешая вопрос о привлечении собственника автомобиля к административной ответственности по правилам, предусмотренным для юридических лиц, запрашивает в ЕГРИП информацию о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя. Основываясь на полученных сведениях инспектор принимает решение о возбуждении административного производства.
Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:
- штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
- оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
- оплату за причинённый автомобильной дороге вред.
Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:
- факт искажения сведений;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинную связь между правоотношением и ущербом.
Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:
- превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
- в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.
Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.
Как было указано выше, обязанность соблюдать допустимые весовые параметры автомобиля с грузом относится на лицо, производящее погрузку (чаще всего это грузоотправитель). В этой связи у некоторых перевозчиков, привлекаемых к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ, формируется следующая логическая цепочка:
- Следить за распределением груза и его массой обязан грузоотправитель.
- Перевозчик этого делать не обязан.
- В выявленном перегрузе нет вины перевозчика.
- Перевозчик не должен платить штраф.
Такая логическая последовательность ошибочна. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает санкции за определенные события, определяет перечень лиц, к которым надлежит применять санкции за нарушения. Таким образом, поводом для привлечения перевозчика к административной ответственности является сам факт совершения правонарушения, даже в отсутствие его вины.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Перевозка грузов автотранспортом
Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с соблюдением правил перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов. Порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов урегулирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г. Правила перевозки грузов установлены также в главе 23 Правил дорожного движения.
Часть 1 настоящей статьи содержит два состава административных правонарушений. Объективная сторона одного из них выражается в перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска, другого — в перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, выражается в перевозке крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, составляют действия, заключающиеся в перевозке тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов.
Норма части 4 настоящей статьи является бланкетной. Для установления факта правонарушения необходимо выяснить, какое именно правило перевозки было нарушено. Объективную сторону данного правонарушения составляют действия по нарушению иных правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 3 статьи.
Субъектами административных правонарушений являются водители, должностные лица, ответственные за перевозку, и юридическое лицо, то есть организация, которая осуществляет перевозку.
Субъективная сторона административных правонарушений может выражаться как умышленной виной, так и в форме неосторожности.
Составы правонарушений являются формальными, поскольку они считаются оконченными с момента нарушения соответствующих правил перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.
Решение Верховного Суда РФ от 21.02.2019 N 41-ААД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Черных Максима Александровича на определение судьи Ростовского областного суда от 14 ноября 2018 г. об оставлении жалобы без рассмотрения, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Черных Максима Александровича,
Постановление Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 18-АД19-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Бруслевского Виктора Владимировича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 24 ноября 2017 года N 18810123171124900023, решение начальника ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 09 января 2018 года, решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2018 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 05 июня 2018 года, вынесенные в отношении Бруслевского Виктора Владимировича (далее — Бруслевский В.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 57-АД19-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Курилова Павла Вадимовича на вступившие в законную силу постановление начальника ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 29 марта 2018 года N 18810131180329001047, решение судьи Губкинского районного суда Белгородской области от 17 мая 2018 года, решение судьи Белгородского областного суда от 25 июня 2018 года и постановление и.о. председателя Белгородского областного суда от 24 сентября 2018 года, вынесенные в отношении Курилова Павла Вадимовича (далее — Курилов П.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 14.02.2019 N 57-АД19-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Нашатынского Юрия Юрьевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Белгородской области от 14 ноября 2017 года N 18810131171114336070, решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 28 февраля 2018 года, решение судьи Белгородского областного суда от 21 мая 2018 года и постановление и.о. председателя Белгородского областного суда от 24 сентября 2018 года, вынесенные в отношении Нашатынского Юрия Юрьевича (далее — Нашатынский Ю.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Что такое перегруз
- Как рассчитать массу грузовика по осям
- Кто должен отвечать за перегруз
- Какой штраф
- Дорожные знаки
- Кто выписывает штраф
- Как оспорить
- Где проверить штраф
- Как оплатить
Штраф за перегруз грузового автомобиля по осям
Чем больше процент перегрузки, тем выше штраф. Посмотрим, какой штраф можно получить, если не учесть перегруз.
2-10% превышения нагрузки |
10-20% |
20-50% |
более 50% |
|
водитель |
1000- |
3000- |
4000-5000 руб. или лишение прав до 3 мес. |
7000-10 000 руб. или лишение до 6 мес. |
должностное |
10 000- |
20 000- |
30 000- |
45 000- |
собственник |
100 000- |
200 000- |
300 000- |
400 000- |
Как следует из норм, содержащихся в ч. 15 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ и чч. 8, 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее ― Устав автотранспорта), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера ― грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 2 Устава автотранспорта грузоотправителем признаётся физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Вывод: если стороны (продавец и покупатель + перевозчик) ничего такого нетипичного не предусмотрели в своих договорах, то ответственность за перегруз на ось по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ понесёт поставщик ― тот, кто загрузил фуру неправильно.
Большинство торговых и производственных фирм интересует вопрос: если всё же перегруз случился (по массе, или по оси) ― можно ли как-то избежать ответственности или её минимизировать? Например, предусмотреть переложение ответственности в договорном порядке? Или раздув цепочку участников грузоперевозки? Например, добавив в неё профессионального погрузчика?
Рассмотрим подобные варианты, которыми пользуются участники перевозки, стараясь найти путь для исключения ответственности за перегруз. И что из этих вариантов получается…
Если же всё-таки в договорных отношениях ничего сверхзапутанного не оказалось, а факт перегруза на ось налицо, не стоит спешить признавать себя виновным даже, если вы ― грузоотправитель. Возможно, что на конкретном участке дороги превышение на ось и не было превышением…
Оспорить ответственность по формальным признакам, не связанным с существом самого грузоотправителя, очень даже можно. И, как показывает практика, очень даже успешно.
2.1. Придерёмся к… дороге!
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ № 257-ФЗ, Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее ― ЕГРАД, Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Частью 4 ст. 10 ФЗ № 257-ФЗ предусмотрены параметры автомобильной дороги, которые вносятся в реестр, в том числе «сведения о соответствии автомобильной дороги и её участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги».
Из части 5 данной нормы следует, что в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги или изменения сведений об автомобильной дороге… владелец автомобильной дороги… в тридцатидневный срок должен представить в ЕГРАД новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в реестр.
Если как следует разобраться в вопросе, то можно выявить, что сведения о вновь введённых или реставрированных дорогах не всегда своевременно вносятся в ЕГРАД. От неправильности сведений категория автодороги может остаться прежней, и от этого упущения может поменяться значение максимальных значений нагрузок на ось. И если загрузка была осуществлена хоть и с перегрузом (в стандартном понимании значений), но в пределах устаревшего значения категории дороги, то при сравнительном подходе может выявиться соответствие нагрузок на ось. Что означает отсутствие события правонарушения за перегруз. Использование подобной скрупулезной работы юриста, отстаивающего интересы и невиновность грузоотправителя, как показала практика, вознаграждается сторицей: грузополучателю удаётся по формальным признакам ответственности за перегруз избежать.
Пример из практики. На автомобильных весах был установлен перегруз на ось транспортного средства, следующего с грузом по России. И поставщик уже был практически привлечён к ответственности, но ему удалось оспорить правомерность привлечения к ответственности через оспорение цифровых значений перегруза. Поставщик акцентировал внимание на дороге, по которой ехал грузовик с товаром. Привёл сведения, содержащиеся в ЕГРАД, и сравнил их с требованиями других нормативных актов. В соответствии с ГОСТ Р 52748-2007 и Приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, допустимая нагрузка на одиночную 2-ю ось с учётом категории автомобильной дороги 1Б составляет 11,5 тонны.
Поставщику же вменялось в вину нарушение допустимой нагрузки на 2-ю ось, при этом за допустимую нагрузку принято значение 10 тонн. Материалами дела установлено, что нагрузка на 2-ю одиночную ось МАЗа, осуществлявшего перевозку, составила 11,3 тонны. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, неправильное определение максимальных значений нагрузки на ось, производство по делу всё же было прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты (Постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2017 № 11-АД17-345).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вменённого правонарушения возложено на административный орган.
2.2. Акцентируемся на должностном лице
Если перегруз всё-таки случился, и этот факт выявили и зафиксировали должным образом, и нет никаких хитрых уловок между поставщиком, перевозчиком и покупателем товара, то можно обратить внимание на… должностное лицо, которое рассматривает дело об административном правонарушении. Чем длиннее путь фуры по просторам России, тем вероятнее, что в вопросе о полномочиях этого лица может оказаться формальная нестыковка, способная в конце концов отвести от нарушителя наказание.
Возможно, что дело об административном правонарушении рассмотрено не тем, кем полагается. Тогда у предприятия ― нарушителя есть возможность оспорить его. А пока дело передают от неполномочного должностного лица полномочному ― там и срок для рассмотрения его истечёт. Напомним, что для данной категории дел этот срок составляет всего два месяца.
Напомним также, что местом совершения административного правонарушения является место погрузки груза в транспортное средство, а не место выявления перегруза.
Правильность данного подхода подтвердилась и делами из судебной практики.
Ответственность за перегруз транспортного средства устанавливается ст. 12.21.1 КоАП РФ.
(штрафы по осям и массе)
Участник перевозки, вид нарушения | Размер штрафа за превышение нормативного значения допустимой массы или допустимой нагрузки на ось (либо превышение массы или нагрузки на ось, указанных в спец. разрешении) | |||
---|---|---|---|---|
более 2% и до 10% включ. |
более 10% и до 20% включ. |
более 20% и до 50% включ. |
более 50% | |
Водитель грузового автомобиля | ||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
1-1,5 тыс. руб. |
3-4 тыс.руб. |
5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес. |
7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 1-1,5 тыс. руб. |
3-3,5 тыс.руб. |
4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес. |
7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес. |
Должностное лицо, ответственное за перевозку | ||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
10-15 тыс. руб. |
25-30 тыс.руб. |
35-40 тыс. руб. |
45-50 тыс. руб. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 10-15 тыс. руб. |
20-25 тыс.руб. |
30-40 тыс. руб. |
45-50 тыс. руб. |
Транспортная компания (юридическое лицо или ИП) |
||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
100-150 тыс. руб. |
250-300 тыс.руб. |
350-400 тыс. руб. |
400-500 тыс. руб. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 100-150 тыс. руб. |
200-250 тыс.руб. |
300-400 тыс. руб. |
400-500 тыс. руб. |
Собственник транспортного средства (юридическое лицо, ИП, физическое лицо без регистрации ИП) в случае автоматической фиксации правонарушения средствами фотозаписи (видеозаписи) |
||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
100 тыс. руб. |
250 тыс.руб. |
350 тыс. руб. |
400 тыс. руб. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 100 тыс. руб. |
200 тыс.руб. |
300 тыс. руб. |
400 тыс. руб. |
Грузоотправитель в случае указания недостоверной массы груза в документах на перевозку, неуказания в транспортной накладной номера, даты, срока действия спец. разрешения, неуказания маршрута движения |
||||
— физическое лицо | 1.5-2 тыс. руб. |
1.5-2 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
— должностное лицо | 15-20 тыс. руб. |
15-20 тыс. руб. |
25-35 тыс. руб. |
25-35 тыс. руб. |
— юридическое лицо (ИП) | 200-300 тыс. руб. |
200-300 тыс. руб. |
350-400 тыс. руб. |
350-400 тыс. руб. |
Юридическое лицо, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль | 250-400 тыс. руб. |
250-400 тыс. руб. |
250-400 тыс. руб. |
250-400 тыс. руб. |
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий погрузку материалов в автомобиль | 80-100 тыс. руб. |
80-100 тыс. руб. |
80-100 тыс. руб. |
80-100 тыс. руб. |
По правилам дорожного движения не допускается перевозка людей, если их число превышает количество посадочных мест в машине. Так, если на заднем сиденье легкового авто сотрудник ГИБДД заметит четырех пассажиров, то он должен выписать штраф за нарушение. Провоз лишнего человека обойдется водителю в 500 рублей (статья КоАП 12.23, п. 1).
Но общая сумма штрафных санкций может оказаться гораздо выше. Раньше водители платили только за самый «дорогостоящий» проступок, но теперь размеры всех взысканий складываются, если совершено два и более нарушения (ч. 1 ст. 4.4 КоАП).
Чтобы определить правильность перевозки людей, следует руководствоваться следующими требованиями.
-
Пассажиры должны находиться в салоне авто либо в кузове при наличии оборудованных посадочных мест.
-
Если в машине установлены ремни безопасности не только на передних, но и на задних сиденьях, то каждый пассажир должен быть пристегнут.
-
Дети младше 12 лет, согласно пункту 22.9 ПДД, перевозятся с использованием ремней безопасности (только с 7 лет), либо специализированных удерживающих приспособлений, которые соответствуют их весу и росту, либо других устройств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнями безопасности.
-
Количество людей должно соответствовать техническому регламенту для конкретного автомобиля (некоторые модели относятся к категории В, но позволяют перевозить до 7 человек без нарушения правил).
Многие модели автомобилей, которые сейчас заметно устарели, выпускались с завода не оборудованными ремнями безопасности на задних сиденьях. В этом случае привлечь к ответственности за непристегнутого пассажира сотрудники ГИБДД не вправе.
Водителю запрещается перевозить людей в прицепе любой конфигурации, вне салона легковой машины (в багажнике, на крыше, на капоте), в буксируемом авто.
Превышение числа пассажиров – риск для их жизни и здоровья. В России люди часто относятся недостаточно серьезно к обеспечению безопасности на дороге. Некоторые водители пренебрегают правилом перевозки людей или фиксации детей при помощи специальных креплений.
Но ПДД основаны на печальном опыте и пишутся исходя из реальной обстановки на дороге с целью предотвращения гибели граждан. Важно помнить и понимать следующее.
-
У переполненной машины смещается центр тяжести, что приводит к сложности маневрирования. Это увеличивает риск заносов, аварий, выхода из строя деталей авто.
-
Превышение установленной нормы по пассажирам приводит к увеличению тормозного пути.
-
Переполненному авто требуется больше времени для обгона. Иногда водители не берут этот факт во внимание, из-за чего возникают аварии на трассе.
-
Давление пассажиров на задние двери может привести к их открытию и падению людей на дорогу из движущегося автомобиля.
Кроме того, перегруз пассажиров вредит автомобилю и ведет к быстрому изнашиванию деталей. Машина может выйти из строя во время движения из-за чрезмерной нагрузки на заднюю подвеску.
Чтобы предотвратить перегруз, количество людей в салоне должно соответствовать характеристикам автомобиля, прописанным в техпаспорте.
Если по документам авто пятиместное, то число пассажиров не должно превышать 4 человек, пятый – водитель.
Сложности с этим могут возникнуть в семьях, которые имеют 4 и более детей. В этом случае единственный правильный выход для совместных поездок – использование подходящего автомобиля, в котором число посадочных мест больше пяти.
Среди зарубежных машин много семиместных моделей кроссоверов и минивэнов. Из числа представителей отечественного автопрома большой семье может пригодиться «Лада Ларгус». Для управления им достаточно иметь водительскую категорию В.
Если поездка большой компанией носит единоразовый характер, то лучше воспользоваться услугами такси, куда пересядет часть пассажиров. Это не только позволит избежать штрафа. Главное – это обеспечение безопасности, иначе веселое путешествие на отдых может закончиться трагедией.
Итак, для каждой модели машины предусмотрены максимальные нагрузки, превышение которых наносит ущерб технике и грозит быстрым изнашиванием деталей. Но это не самое главное. В дорожной практике перегруженные машины часто попадают в аварии, которых при соблюдении нормы числа пассажиров можно было бы избежать. Правила создаются для обеспечения безопасности всех участников движения. Многие водители относятся недостаточно серьезно к этим регламентам. Из-за этого предусмотрены штрафы, чтобы оградить водителей от нарушений угрозой материального наказания.
Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси.
Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны простым соотношением:
Масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось.
Масса нагрузки на заднюю ось автомобиля, как правило, больше, чем на переднюю ось. Это зависит от того, что грузовая платформа расположена в задней части машины, а спереди идет нагрузка от кабины и силового агрегата.
В Российской Федерации за перегруз грузового транспортного средства предусмотрена гражданская и административная ответственность. Административная ответственность за перегруз грузового автомобиля предусмотрена главой 12 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации . Гражданская ответственность возникает в виде ущерба в виде износа или повреждения, причиненного дорогам вашим транспортным средством.
За перевес предлагают штрафовать только собственников большегрузов
Штраф за перегруз, пожалуй, одна из самых популярных мер наказания среди водителей автомобилей большой грузоподъемности. Дело в том, что каждое автотранспортное средство обладает определенной грузоподъемностью. Превышение допустимой нормы груза опасно для технического состояния автомобиля. Неисправный автомобиль – это потенциальная опасность для участников дорожного движения.
Помимо этого, для большинства дорог существует допустимая норма общей массы машины для проезда. На дорогах устанавливаются ограничения для передвижения транспортных средств в зависимости от размеров, габаритов, а также по максимальной нагрузке на оси. Дорожные инспекторы налагают штрафы не только за перегрузы по техническим причинам, но и из-за нарушений требований знаков, регулирующих нагрузку на дорожное покрытие. Например, есть дороги, где разрешена езда автомобилей, технические параметры которых соответствуют нагрузке 3 т на ось.
За нарушение любых правил предусматривается наказание. Мера ответственности за перегруз находится в зависимости от величины превышения допустимой нормы (процент) либо от массы транспортного средства, либо от допустимого значения веса груза.
Допустимую массу можно узнать из паспорта транспортного средства (ПТС).
К сведению! К административной ответственности привлекают владельцев и водителей транспортных средств, допустивших перегруз не только по массе, но и по одной из осей авто.
Допустимые значения по массе и нагрузки на оси транспортных средств можно найти не только в технической документации к автомобилю, но и в Правилах по перевозкам грузов автотранспортными средствами в соответствии с Постановлением Правительства за номером 272. Контроль допустимой массы перевозимого груза проводится на стационарных или передвижных постах, оснащенных специальной аппаратурой и весами. По показаниям весов и данным приборов рассчитываются отклонение показаний от предельно допустимой нормы.
Штраф за перегруз автомобиля является административным наказанием. Административные нарушения должны оформляться в соответствии с КоАП протоколом установленной формы. В данном документе отражаются все основания, которые, по мнению проверяющего, указывают на правонарушение:
- указывается модель и марка транспортного средства, записывается регистрационный номер;
- приводятся сведения о собственнике машины и данные лица, которое управляло автотранспортом на момент, когда было зафиксировано правонарушение;
- фиксируется дата и время;
- записываются результаты взвешивания, данные приборов после процедуры контроля;
- производится расчет суммы штрафной санкции.
Протокол должен подписать сотрудник автоинспекции с указанием своих данных и водитель-нарушитель.
Водитель ставит свою подпись в случае полного согласия со сведениями, зафиксированными в документе.
В случае несогласия, подозрения, что документ составлялся с нарушениями или уверенности, что фактического правонарушения не было, водитель вправе не ставить свою подпись
Таким образом, штраф за перегруз транспортного средства – это следствие допущенного нарушения правил грузоперевозок. Ответственность возлагается:
- на водителя, поскольку в его обязанности входит обеспечить безопасную перевозку груза;
- на должностных лиц, ответственных за транспортировку;
- на юридическое лицо, являющееся ответственным перевозчиком груза.
Нормы законодательства, регулирующие область грузоперевозок, оставляют сотрудникам дорожно-патрульной службы возможность действовать в соответствии с ситуацией. Случается, что в силу определенных обстоятельств блюстители порядка злоупотребляют возложенными на них правами либо пытаются извлечь личную выгоду в ситуации, если имеется правонарушение.
В РФ на законодательном уровне за указанное нарушение определена ответственность административного и гражданского вида.
Административную ответственность назначают на основании ст. 12.21.1. Данная ответственность представляет собой штраф за перегруз или лишение права на управление автомобилем водителя и штрафные санкции компании-перевозчику или собственнику машины.
Гражданско-правовые аспекты ответственности – это убытки, связанные с повреждением дорожного покрытия и износом автомобиля.
Перегруженный автомобиль представляет опасность для других участников дорожного движения. Особенно при неудовлетворительных погодных условиях.
- Административная ответственность водителя, допустившего перегруз. Лицо, управляющее транспортным средством, будет нести ответственность только в случае, если перегруз зафиксирован на контрольном пункте сотрудником ГИБДД. В случае выявления превышения нормы нагрузки на одну из осей на двадцать процентов и менее, выписывается штраф от 1 тыс. руб. до 4 тыс. руб. В случае, если значение превышает указанную величину, то материальное наказание будет до 10 тыс. руб. (минимальный штраф в этом случае 5 тыс. руб.). Лишение водительского удостоверения от 2 до 6 месяцев также предусмотрено данной нормой.
- Ответственность перевозчика (может быть организация или предприниматель) при допущении сверхнормативной нагрузки на оси предусматривается штрафными санкциями в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
- Штраф за перегруз автомобиля назначается собственнику транспортного средства. Сумма санкций составляет минимум 150 тыс. руб. Максимальный денежный платеж составляет 500 тыс. руб.
Штраф за перегруз в 2020 году — предотвратить или обжаловать?
Физическое лицо имеет право на оспаривание штрафа:
- Административным способом. Пишется жалоба в вышестоящую инстанцию. Жалоба должны сопровождаться приложением копии протокола и доказательствами невиновности, если таковые имеются. Это могут быть показания свидетелей, данные независимого весового контроля, отсутствие документов о проверке на весы.
- Через судебные органы. Подача искового заявления. В данном случае адресность подачи заявления должна соответствовать местонахождению (адресу) ГИБДД, инспектор которой вынес постановление об административной ответственности. К исковому заявлению прилагаются те же документы, что и к жалобе.
Выбирать вариант обжалования следует в зависимости от выписанной суммы штрафной санкции. Так, штраф суммой 250 тыс. руб. оспаривается в судебном порядке. А сумма в 2 тыс. руб. оспаривается жалобой в вышестоящую организацию.
Водители, получившие штраф, чаще всего обращаются к вышестоящим руководителям ГИБДД с жалобами. Юридическим лицам, вероятнее всего, удобнее обратиться в суд.
Водители и должностные лица, отвечающие за правонарушения как физические лица, чаще всего пользуются первым методом, то есть подают жалобу в вышестоящую организацию.
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:
- штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
- оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
- оплату за причинённый автомобильной дороге вред.
Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:
- факт искажения сведений;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинную связь между правоотношением и ущербом.
Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:
- превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
- в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.
Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.
Оценка возможности выиграть в суде спор со страховой
Отправив свой вопрос через форму онлайн-заявки на сайте или позвонив по телефону вы получите оперативную оценку возможности положительного для Вас исхода судебного решения. Автоюристы рассчитают и озвучат возможный объем денежной компенсации еще до начала судебного разбирательства. Отметят среди массы однотипных постановлений, протоколов и предписаний информацию, которая послужит основанием для возмещения средств страховой компанией.
Более 15 лет практического опыта ведения судебных дел в ситуациях с положительным возмещением по ОСАГО, КАСКО, с адекватностью оценки повреждений автомобиля и пр. Накопленный опыт юридической практики помог сформировать оптимальные алгоритмы выполнения задач сотрудниками для наиболее удачного завершения судебных споров.
Оплата судебных расходов за счет ответчика
Подача судебного иска на страховую компанию с помощью юристов «Автоправо31» — это также гарантия корректно составленного заявления о возмещении всех судебных издержек за счет ответчика (то есть, страховщика). Специалисты компании обеспечат своевременное исполнение судебного решения, а также взыщут судебные расходы с проигравшей стороны.
Возмещение судебных расходов осуществляется после положительно завершенного дела в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вознаграждение за оказанные юридические услуги вычитается из суммы средств, взысканной с ответчика (виновника ДТП или страховой компании).
Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2021 году
Здесь всё просто. Главное, не допускать перегруза транспортного средства больше чем на 2% от максимально допустимых значений. Если это произошло, необходимо получить соответствующее разрешение на перевозку такого груза, и согласовать маршрут следования с ГИБДД.
Когда штраф оплачивается в двойном размере
Эта мера применяется к нарушителям, которые не обжаловали и не оплатили штраф в установленные законом сроки. Отметим, что погасить задолженность нужно в течение 2 месяцев, с момента получения извещения о штрафе.
Можно ли снизить сумму
Это возможно, если величина штрафа составляет для физлиц — 10 000 рублей, для должностных лиц — 50 000 рублей. Суммы указаны в минимальном значении. При этом размер денежного взыскания не может быть меньше, чем половина от суммы штрафа, предусмотренного статьёй, в соответствии с которой виновного привлекли к ответственности.
Статья 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает размеры ответственности за перегруз и превышение допустимых габаритов перевозки. Первые шесть пунктов статьи построены по одному и тому же принципу, имеют схожую структуру и различаются только цифрами: степенью нарушения в сантиметрах габарита или процентах перегруза, а также величиной штрафа в рублях. Рассмотрим структуру нормы закона на примере пункта 6 указанной статьи. Итак, за превышение допустимой нагрузки на ось более чем на 50%, а также допустимых габаритов более чем на полметра размер штрафа вычисляется следующим образом:
для водителя ТС он составляет от 7 000 до 10 000 рублей;
для должностного лица, которое отвечает за перевозку – от 45 000 до 50 000 рублей;
для юрлица – от 400 000 до 500 000 рублей;
при выявлении правонарушения на основании данных автоматических техсредств, имеющих функцию фотосъёмки и видеозаписи, размер штрафа фиксированный – 500 000 рублей.
Первая нелогичность заключается в том, что итоговая сумма к выплате в случае выявления нарушения сотрудником ГИБДД «в ручном режиме» может варьироваться в зависимости от обстоятельств дела от 400 до 500 тысяч. Обе цифры внушительны, но в этом случае у нарушителя хотя бы есть возможность не переплачивать сто тысяч (что тоже не копейки) и ограничиться первой, более низкой суммой. В случае же привлечения к ответственности на основании данных фотофиксации заплатить придётся полмиллиона, и тут уже без вариантов.
Есть ещё один момент, степень абсурдности которого на порядок выше. При составлении текста статьи законодатель не учёл некоторые требования юридической техники, и последний абзац, касающийся автоматической фиксации, распространяет своё действие не только на юридических лиц, но и на все остальные категории нарушителей, упомянутых в норме закона. В итоге имеем еще более дикий разброс по суммам штрафа, чем в предыдущем пункте: простой водитель транспортного средства, перевозящий имущество не на постоянной основе в коммерческих целях, а разово и для личных нужд (что, кстати, и получилось в ситуации одного из заявителей – он вёз сруб для установки на своём участке) за одно и то же нарушение при встрече с сотрудником ДПС заплатит максимум десять тысяч, а вот при попадании в поле зрения электронного блюстителя порядка – те же полмиллиона, которые являются максимальными для юрлица.
И еще один нюанс: устройство фотофиксации, в отличие от инспектора, не уделяет внимания «мелочам» вроде того, кто сидел за рулём автомобиля. Транспортное средство идентифицируется по номеру, и штраф автоматически накладывается на собственника. Возможно, за рулём был не он, а нанятый водитель, возможно, машина была передана в аренду или управлялась по доверенности, возможно, вообще была угнана, и законный владелец никак не мог повлиять на то, кто и что на ней перевозит – однако немалый штраф придётся заплатить именно ему. Нелогично, несоразмерно да и просто несправедливо – однако всё по закону.
Переходим к хорошим новостям: в результате рассмотрения обращений Конституционный Суд внял доводам заявителей и признал, что назначение штрафов по принципам, указанным в обсуждаемой статье КоАП, не соответствует положениям Конституции. Было выпущено Постановление Конституционного суда от 18 января 2019 года № 5-П. Дело в том, что, согласно Основному закону, все граждане нашей страны имеют равные права, ущемление которых недопустимо ни по каким причинам. А здесь мы имеем дело как раз с ущемлением, ведь единственный фактор, влияющий на размер наказания – это способ фиксации нарушения, и он никоим образом не зависит от правомерности поведения человека.
По итогам рассмотрения отдельные положения статьи были признаны частично не соответствующими Конституции, а законодателя Суд обязал внести изменения в норму, чтоб привести её в соответствие с принципами равноправия и законности и устранить имеющее место нарушение. Пока же, до внесения поправок, штрафы должны назначаться в минимальном размере, установленном кодексом.
Штрафы за превышение весогабаритных параметров – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются многие российские перевозчики. Чтобы оплатить их, некоторым предпринимателям приходится продавать грузовики.
К системе автоматического весового контроля вопросов много как у перевозчиков, так и у юристов. Что не так с АСВГК? Как избежать штрафов и можно ли их оспорить? Кандидат юридических наук Олеся Аблезгова ответила на эти вопросы для портала Fleetguru.
Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2021 году
Обращаться в суд для отмены наказания за перегруз авто могут:
- водители, на чье имя выписан штраф;
- грузоотправители, если их обязывают выплатить штраф;
- руководство водителя.
Как правило, штраф выписывается на имя водителя. Именно он несет ответственность за перегруз автомобиля. Но, если его вины в нарушении нет, то он вправе подать в суд даже на свое руководство.
В этом случае водитель требует возмещение компенсации за потраченные средства, выплаченные на погашение штрафа.
Таким образом, ответчиком в суде может выступать:
- руководитель компании, где трудоустроен водитель;
- грузоотправитель;
- должностное лицо, которое не соблюдало правила проверки перегруза авто.
По сути, ответчиком может выступать любое физическое и юридическое лицо.
Спор возникает между ГИБДД и нарушителем, а также водителем и грузоотправителем. Кто именно будет принимать участие в судебном процессе, зависит от причины, повлекшей нарушение.
Также в суд может обратиться собственник автомобиля, на которого был выписан штраф. Такое происходит в ситуации, когда машина арендуется компанией или частным лицом.
Каждая ситуация рассматривается индивидуально. Но во всех случаях требуется помощь грамотного юриста. Стоимость услуг зависит от сложности дела, условий и наличия доказательной базы.
Рассмотрим примерные цены услуг юристов, касающихся отмены постановления ГИБДД:
Город | Стоимость услуг |
Москва | От 30 000 руб. |
Санкт-Петербург | От 25 000 руб. |
Воронеж | От 15 000 руб. |
Тула | От 15 000 руб. |
Красноярск | От 21 000 руб. |
Стоимость указана за участие адвоката в судебном процессе. Дополнительно взимается плата за консультацию (примерно 1 500 руб.), подготовку документов (примерно 5 000 руб.).
Если нанимать адвоката из другого города, то придется оплатить проезд и проживание (командировочные). Сложные дела требуют больших затрат.
Стоимость услуг рассчитывается после обращения и детального изучения дела. Обращаться к адвокатам целесообразно в ситуациях, когда инспектор ГИБДД направил постановление в суд на лишение прав.
В остальных случаях, когда нарушителю грозит штраф в пределах 5 000 рублей, можно обойтись консультацией.
Что может сделать адвокат:
- изучить материалы дела, проверить законность начисления штрафа;
- проанализировать ситуацию, рассмотреть возможные пути решения;
- предложить несколько вариантов решения проблемы;
- подготовить документы для суда;
- подготовить законодательную базу;
- проконсультировать по вопросам участия в суде, рассказать о способах решения дела в свою пользу;
- принять участие в судебном процессе.
При отсутствии юридических знаний помощь адвоката поможет выиграть дело. Поэтому стоит как минимум проконсультироваться с профессионалом.
В Ставропольский суд обратилась гражданка А.И. Косарева, руководитель ООО «Транспорт-Мейн» с жалобой на вынесенное решение о назначении штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Основание – административное правонарушение по статье 12.21.1 КоАП «Перегруз транспортного средства». Гражданка указала, что является собственником грузового автомобиля VOLVO, который в момент нарушения находился под управлением Л.К. Изотова.
12.04.15 г. в 15:10 автомобиль был остановлен сотрудником ДПС сержантом В. Р. Костенко, который произвел контрольное взвешивание машины и выявил, что нагрузка на переднюю ось превышает норму на 12%.
Требованием гражданки Косаревой стала отмена штрафа в связи с тем, что во время езды водитель, чтобы исключить столкновение с другим транспортным средством, предпринял меры экстренного торможения. В результате действий часть груза была смещена в кузове.
Доказательства подтверждаются материалом с видеорегистратора, где отчетливо виден момент резкого торможения по причине выехавшего на встречную полосу автомобиля.
В Московский суд поступило обращение от гражданина А.В. Еремеева, являющегося собственником грузового ТС «MAN».
В иске было указано, что сдал автомобиль гражданину И.М. Воронову в аренду на 7 дней, договор аренды прилагается.
В этот период грузовик был остановлен сотрудником постовой службы, который, посредством контрольного взвешивания, выявил перегруз на 10%. С разрешения ГИБДД штраф был выписан на имя собственника автомобиля.
Гражданин Еремеев обратился в суд с просьбой отменить постановление и принудить выплатить штраф гражданина Воронова, поскольку именно он нес ответственность за количество перевозимого груза в период аренды.
Учитывая, что автомобиль действительно находился в аренде, что подтвердилось договором и протоколом сотрудника ДПС, суд обязал гражданина Воронова оплатить штраф в течение 14 дней.
В Архангельском суде рассматривался иск об отмене постановления о лишении водительских прав, направленный гражданином Д.Г. Болдыревым.
Заявитель указал, что сотрудниками ГАИ было неправильно проведено контрольное взвешивание автомобиля, в результате чего перегруз на заднюю ось составил 8%. Наказанием считает несправедливым и просит отмены.