Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отказаться от ребенка и сдать его в детдом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Поменять имя, фамилию и отчество
- Жить за счет родителей
- Выбирать, с кем из родителей жить после развода
- Общаться с родными после развода родителей
- Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
- Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
- Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
- Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
- Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
- Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
- Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
- Учиться и лечиться за счет государства
- Ходить в сад и школу рядом с домом
- Учиться дома, а не в школе
- Работать с 16 лет
- Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
- Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
- Заниматься бизнесом и подрабатывать
- Вступать в брак с 16 лет
- Получать наследство, даже если завещание на других людей
- Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
- Ездить за границу без сопровождения взрослых
- Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
- Получить гражданство РФ
- Защищать свои права и интересы
- Требовать уведомления родителей при задержании
- Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога
Имеет ли права опека отказать забрать сестру из детдома
Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей. При этом сестры несовершеннолетнего подопечного, равно как и братья, бабушки, дедушки, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека устанавливается над детьми от рождения до 14 лет. Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).
Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):
- лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
- лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство);
- лица, не прошедшие подготовку к опекунству или попечительству (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
- лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.
Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).
Возвращение усыновленного ребенка в детдом: причины и правовые последствия
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).
Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).
Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
2 сентября 2021 года
Около 3 тыс. детей с начала года посетили подростковые клубы столичных семейных центров
18 августа 2021 года
Социальный контракт помогает многодетным москвичам заработать на жизнь
23 июня 2021 года
Социальный проект правительства Москвы помог обрести семьи многим детям
1 июня 2021 года
Время счастья: семьи с детьми обеспечены максимальным вниманием и поддержкой со стороны столичных властей
1 июня 2021 года
Город всегда будет заботиться о детях
28 мая 2021 года
Хочу сдать своего ребёнка в детский дом
1. Несовпадение ожиданий с реальностью
- Не все проблемы со здоровьем ребенка-сироты будут проявляться в учреждении. Некоторые, особенно поведенческие проблемы, станут очевидны только дома, из-за этого приемный родитель часто не может правильно оценить свои ресурсы.
- Потенциальный приемный родитель во время знакомства часто видит идеального ребенка, а не настоящего. Важно понимать, что, оказавшись в детском доме, ребенок уже имеет непростой жизненный опыт, который так или иначе оказывает влияние на его поведение и отношение к окружающим. До пандемии проводились дни открытых дверей в ЦССВ и детских домах, где можно было пообщаться с ребенком. Но это все равно искусственная обстановка, где ребенок не может полностью раскрыться. Часто приемный родитель берет ребенка и имеет слабое представление о его характере и темпераменте. Он увидел только картинку, которую ему показали за два часа. Несовпадение ожиданий с реальностью может привести к внутреннему конфликту у приемных родителей, к страху, к пониманию того, что они не знают, как реагировать в тех или иных ситуациях на поведение приемного ребенка.
2. Сложная адаптация
Подавляющее число приёмных семей проходят период адаптации. В каких-то семьях она проходит более спокойно, а в каких-то — по сложному сценарию.
- Будущие приемные родители должны обсудить решение взять ребенка со всеми членами семьи. Это своего рода профилактика, потому что в процесс адаптации будут вовлечены не только приемные родители, а все окружение. Если супруг, супруга, бабушка или дедушка были изначально настроены против решения взять приемного ребенка, на адаптации это тоже будет сказываться. Также важно обсудить свое решение с кровными детьми, грамотно подготовить их, вместе обсудить вопросы, которые вызывают тревогу.
- Важно помнить, что проблема не решится сама. Возвраты, которые произошли после длительного пребывания ребенка в семье, это следствие каких-то неразрешенных конфликтов. Например, родители поняли, что что-то идет не так, но решили, что просить помощь — стыдно. Они думают, что трудности носят временный характер, сильна надежда, что любовь поможет «отогреть» ребенка.
Конечно, любовь и забота — это важно, но не менее важно понимать, что без помощи и поддержки специалистов проблема может и не решиться
Постепенно накапливаясь, она приведет к серьезному кризису в отношениях между ребенком и родителем.
3. Возвраты из-под родственной опеки
Около половины возвратов — это родственные возвраты. Бабушки и дедушки или другие близкие родственники не справляются и сами отдают детей в интернаты, либо делают это под влиянием школы, органов опеки или комиссии по делам несовершеннолетних.
Должна быть качественная подготовка приемных родителей. В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» есть дополнительные модули: особенности детей подростков, особенности детей с ОВЗ. Чем больше знаний получает будущий приемный родитель, тем более осознанное и взвешенное решение он примет в дальнейшем. Он сможет почувствовать свои возможности и ресурсы. Это может стать профилактикой возвратов.
Люди, движимые лучшими побуждениями, но не владеющие информацией об особенностях детей с сиротским опытом, могут принять решение, не рассчитав грамотно свои силы и возможности
«Я столкнулась с этим во время карантина, — рассказывает психолог сопровождения Ольга Сидорова. — Мне позвонила женщина, которая в базе увидела анкеты детей». «Потрясающие, маленькие, похожие на ангелочков. Я хочу их быстрее забрать». Так она мне говорила. Я спросила: «А вы обратили внимание, какая у них группа здоровья, какой статус? Как вы думаете, у вас есть ресурсы, чтобы принять в семью сиблинговую группу? А если это дети с ограниченными возможностями здоровья? А если у детей есть кровные родственники, которые захотят поддерживать общение с детьми?»
Родственникам ребенка, которые готовятся стать его опекуном, нужно ответственно относится к ШПР. «Не так уж редко я слышу: «Это мой племянник (племянница). Я его знаю с пеленок. Мне бы побыстрее, просто получить бумажку» или «Главное — любить ребенка, это важнее всего. Я всегда объясняю, что это не совсем верный подход. В любом случае есть психологические особенности, не зная о которых можно прийти к глубинным противоречиям и довести ситуацию до возврата».
Ребенку и семье тяжело жить в напряжении и страхе быть отвергнутыми. Если опекунами становятся родственники, с ними нужно проводить занятия на принятие ребенка, на принятие ситуации, на проживание чувства вины и стыда. С одной стороны, они чувствуют, что они как семья виноваты в том, что ребенок/ сестра/брат неблагополучные. С другой стороны, они испытывают стыд из-за общественного осуждения. Часто они не выбирали этого ребенка, это не было их осознанным решением, на них это свалилось. Поэтому так важна для них психологическая поддержка.
— Комаров напустили, — ворчит Люда. — Покусают же, а мы купаться собрались. Надоело уже, хочу жить спокойно.
Впервые за почти полгода с рождения Мирославы Люда осталась наедине с дочерью в своем доме. Всего минут на 20, пока Олеся Григорьева, руководитель ассоциации по защите интересов семьи «Детство. Отцовство. Материнство», уверяла директора Центра социальной помощи семье и детям Светлану Андрееву, что не спустит глаз с обеих.
— Как будто она преступница под арестом, — вздыхает Олеся. — Слава Богу, что Люда ругаться начала, хоть и не вовремя. Может, научится и дочку, и себя защищать.
«Я не боюсь признаться в том, что мне не жаль этого ребенка»
Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот, пока родители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности, предусмотрено Семейным кодексом РФ. Но пустили Люду в дом ребенка только два раза:
— Прямо в лицо мне говорили: иди отсюда, ты больше дочку не увидишь, — Люда утирает злые слезы.
«Срок пребывания» Миры закончился 22 мая, в субботу. Людмила, уверенная, что в выходные ребенка не отдадут, пришла за дочкой 24-го, в понедельник. Мирославу матери не дали. Зато через три дня к ней нагрянула комиссия из представителей управления опеки и попечительства департамента образования, центра «Рябинушка», инспекции по делам несовершеннолетних и дома ребенка. Люда в это время пыталась одновременно сортировать вещи и собирать шкафы, которые ей подарили в благотворительной организации.
Комиссия увидела, что в квартире нет холодильника и стиральной машины, минимум еды, а электричество отключено из-за долга больше 30 тысяч рублей.
— По-хорошему, опека, соцработники, медики обязаны были прибежать к Людмиле, как только из роддома поступила информация, что у них появилась мама в трудной жизненной ситуации, — считает Олеся Григорьева. — Сказать: тебе сложно, мы поможем. Получай, как положено по закону, вещевую, продуктовую, юридическую, консультационную, материальную помощь. В том числе — разовую до 50 тысяч рублей, а также социальный контракт: ежемесячное пособие около 10 тысяч в течение года или 250 тысяч на открытие своего дела. Но ничего из этого ни до, ни после родов Люде не предложили.
На следующий день Киселева при поддержке общественников обратилась в 11 органов государственной власти с просьбой помочь ей вернуть ребенка. Практически все, включая губернатора области Александра Буркова, просто переслали ее заявление в минздрав Омской области. Министр здравоохранения Александр Мураховский в свою очередь письменно предложил Люде обратиться к Сергею Филиппову (документ есть в редакции).
Процедура отказа проходит через судебное разбирательство. Иски удовлетворяют во всех случаях, потому что нельзя принудить приемных родителей насильно заботиться о ребенке и воспитывать его.
Описание процедуры, как вернуть приемного ребенка обратно и снять с себя обязательства приемного отца или матери:
- Прохождение реабилитации.
- Подготовка документов.
- Подготовка искового заявления.
- Судебный процесс.
- Получение решения.
Эту поговорку я слышала много раз, а еще эти постоянные рассказы: вот возьмешь ребеночка — и родной появится или еще какое счастье случится. Так и вышло — в обморок я упала, потому что была на пятой неделе беременности. Ничего не замечала, потому что перестала верить. Дочке о пополнении мы сказали только тогда, когда появился живот. «Там твой брат или сестренка, ты рада?» То, что Аня убежит в детскую со слезами и криками «Я вас ненавижу, решили меня на другую поменять, теперь все ей будет», ввело нас в ступор. Мы не скрывали, что она приемная и неусыновленная — так больше выплат, а у нее были серьезные проблемы с глазками (пару операций сделали еще до школы). Но такой реакции мы не ждали, тем более что дочь сама периодически просила братика или сестренку. На пару дней ее точно подменили, но потом как-то все рассосалось, она снова стала милой девочкой. Правда, дома начались некоторые странности, конечно, с ней мы их не связывали — она же еще дитя, ей только восемь лет. Разве специально она могла вылить на новорожденного Владюшу чай, слава богу, не кипяток? А засунуть бабушке в бутерброд иголку, опрокинуть коляску, укачивая брата… Но однажды она вернулась в слезах, кричала, взахлеб рыдала, что коляска с Владом осталась в лифте, она отдернула руку — и брат уехал в неизвестном направлении, не то вверх, не то вниз. Это хорошо, что у нас в доме почти все друг друга знают, а консьерж отличный. Конечно же, мы «выловили» кроху, но муж был в ярости и решение вынес однозначное: во-первых, Аня слишком мала для таких обязанностей, во-вторых, дочь надо показать детскому психологу. В результате мы ходили не только к детскому, но и к семейному психологу — органы опеки помогли. И все вроде стало вставать на свои места: Владюша рос озорным, ему нравилось беситься с сестрой. Дочка тоже, казалось, приняла брата — и тут (спустя три года) я снова забеременела. Решили сказать детям сразу, чтобы оба привыкли к этой мысли.
На уроках в школе приемных родителей нас учили, что ни в коем случае нельзя поднимать руку на приемных детей. Это своего рода табу. Да и бить — понятие относительное: вот давала Владу я изредка подзатыльники за то, что он мучал собаку — по его мнению, играл. Аня со злости могла ее отшвырнуть ногой в другой конец комнаты, но я ни разу не видела, это рассказывали родные. А вот однажды, стоя у окна, увидела, как дочь орет и бьет поводком нашего Кубика. Спросила дома, что это такое было? Она ответила, что мне показалось — этаж-то восьмой, что я могла оттуда увидеть. Учителя стали жаловаться: вроде умная, а учиться не хочет, может нагрубить, уйти из школы… А я тем временем становилась как дирижабль: мы ждали двойню. К моему горю, мальчик умер еще в родах, докторам не удалось вдохнуть в него жизнь. Девочка Софья родилась абсолютно здоровой. Я не знала, каким богам молиться, но даже боль от потери крохи прошла, притупилась, когда Аня начала навещать сестру каждый день. Было видно, что она чувствует себя виноватой за свое поведение, свои слова. Выписали нас быстро, детка была спокойной, почти все время спала — попробуй разбуди принцессу к обеду. Аня сама, без просьб, стала Соне второй мамой. Ходила гулять с коляской и книжкой в парк. Только ей удавалось уложить на ночь Соню после купания… Аня показывала Владу, как пеленать, менять подгузники. В такой благодати прошло тихо и спокойно два-три месяца.
Существует несколько причин, по которым суд может отказать в добровольном лишении прав родителей или же вынести отрицательное решение по данному делу:
- отказ родителей от своих прав противоречит интересам детей с точки зрения действующего законодательства;
- отец знал, что ребенок рожден не от него, но все равно позволил матери записать его на себя;
- отец дал согласие на применение биологического материала другого мужчины во время ЭКО.
Отказаться от своего заявления можно только в течение 6 месяцев с момента вынесения судом соответствующего решения.
Если за это время родитель (ли) не изменит своей позиции, оспорить решение суда будет уже невозможно, так как оно не имеет обратной силы.
Отказ от отцовства или материнства – это непростой процесс, требующий много сил. Прежде чем принять такое решение необходимо хорошо разобраться во всех вытекающих из него последствиях.
Но самое главное – не забудьте поговорить с ребенком, ведь ваше решение в первую очередь касается его жизни.
- Положения семейного законодательства закрепляют права и обязанности за каждым из родителей.
- Этот факт никак не изменяется в зависимости от обстоятельств появления в семье несовершеннолетнего: усыновление или рождение биологического ребенка.
- Перечень обязательств действителен вне зависимости от факта совместного проживания членов семейства.
- Их действие прекращается лишь по достижении детьми совершеннолетнего возраста (получения дееспособности при эмансипации).
- Как было отмечено ранее из двух вариантов оставления материнских прав только один является добровольным – согласие на усыновление третьими лицами.
Поэтому мать вправе передать свои права на малолетнего его отцу.
Однако в данном случае есть риск того, что процедура будет проводиться не по плану женщины.
Суд может не принять ходатайство. На решение инстанции влияют несколько факторов, связанных с мотивами, которые движут матерью.
Таковыми могут стать:
- вступление мужчины в повторные отношения, когда новая вторая половинкажелает принять в семью малыша;
- лучшее материальное положение отца, благодаря которому он имеет возможностьобеспечить чадо всем необходимым и дать последнему хорошее образование;
- женщина имеет пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам и не желает,чтобы дети узнали об этом.
Обратно в детдом: почему опекуны отказываются от детей-сирот
Юридические последствия от рассматриваемой процедуры отображены в ст. 71 СК РФ.
Родительница столкнется со следующими запретами:
- Невозможность воспитания детей.
- Отсутствие возможности общаться с несовершеннолетними без наличия согласиясо стороны законного представителя.
- Невозможность выбирать образовательное учреждение для чада и местопроживания последнего.
- Представительство малолетних будет осуществляться только законнымпредставителем (в суде, государственных органах, иных инстанциях).
- Утрата права наследования имущества ребенка.
- Аннулирование выплат и иных преференций, связанных со статусом родителянесовершеннолетнего.
Алиментные обязательства будут действовать до тех пор, пока ребенка не усыновит приемный родитель.
СК Российской Федерации предусматривает вероятность восстановления женщины в правах, но не ранее, чем через полгода после принятия решения об отказе.
Кроме того, при усыновлении чада другой женщиной вернуть свои права не получится. Любой гражданин, достигший десятилетнего возраста, участвует в процессе.
Суд учитывает мнение малолетнего как основной фактор для принятия того или иного решения.
Алименты после лишения родительских прав: отца, матери, обоих родителей.
Процесс полностью урегулирован семейным законодательством. Некоторые нюансы разъяснены постановлениями Пленума ВС.
Последние конкретизируют нормы относительно их практического применения. Процедуру рекомендуется начать с посещения органа ОиП.
Работник структуры подробно разъяснит последовательность действия матери и юридические последствия от их осуществления.
Если говорить о принудительном лишении прав, то данным вопросом занимается судебная инстанция, расположенная по месту жительства ответчика (матери малыша). Согласно подсудности дело рассматривается районными (городскими) инстанциями.
Придобровольном отказе в пользу третьих лиц документ оформляется в адрес опекунскогооргана, расположенного по месту проживания мамы и чада.
Образец заявления можно получить непосредственно в судебной канцелярии, у юриста (если он привлекается к делу) или в интернете.
Скачать заявление на отказ от ребенка. [27.00 KB]
Правила оформления документа прописаны в ст. 129 СК РФ. Усыновление допускается только при наличии согласия каждого из родителей на проведение процедуры.
Поэтому мать, отказывающаяся от малолетнего, должна составить согласие в пользу отца. Для этого нужно выполнить ряд условий:
- заверить согласие в нотариальной конторе (учреждении, куда временно помещенребенок);
- подтвердить разрешение в суде.
В комнате, где мы разговариваем, стоит большое электронное фортепьяно. Рядом на шкафу — баян. Это инструменты 15-летнего Димы, приемного сына наших героев. У них хорошая, благополучная семья. Ирина — специалист «Водоканала», муж Владислав — механик, работает в одном из госучреждений Екатеринбурга. Дима — школьник, гордость семьи: спортсмен, музыкально одаренный парень, лауреат многих музыкальных конкурсов. Когда Дима появился в семье, у него был старший брат Василий — родной сын Ирины и Владислава. Василий был уже взрослый и жил отдельно. Но иногда помогал родителям — забирал Диму из садика, привозил из командировок игрушки. Потом Василия не стало: он умер в 32 года, погубили наркотики.
Еще два с половиной года назад в Диминой комнате стояла двухъярусная кровать. На верхнем этаже жил еще один приемный сын — Слава, он был младше Димы на десять месяцев, почти ровесники. Слава был внуком соседей по саду. Если младшее поколение этой семьи было неблагополучным, мама — в розыске, у папы проблемы с алкоголем и наркотиками, то бабушка с дедушкой были хорошие, нормальные, социальные люди. Но бабушка умерла, дедушка перенес инсульт, очень плохо себя чувствовал. Нашлись люди, которые взяли его под опеку, но через месяц отказались от парня. Десятилетнего Славу должны были отправить в детский дом.
— Димка наш стал плакать: давайте возьмем к себе. Пошли в отдел опеки. Мы его забрали. До этого он учился в хорошем лицее, но подготовка оказалась нулевая. Я нанимала ему репетитора. Сама занималась с ним. Но он не привык трудиться. Он ничего не хотел. Хотел целыми днями сидеть за компьютером, играть. Так он привык жить у бабушки. Бабушка с дедушкой его любили, как могли заботились. Не сказать, что он был заброшен. Возили на море, покупали ему ноутбуки, игровые приставки, компьютер. Бабушка не оценила опасность, думала: мальчик на улице не шатается, часами сидит за компьютером, вроде бы занят делом. Мы с трудом отучали его от этого, приучали учиться. Но я не знала, как работать с ним.
Внешне он производил впечатление тихого, спокойного ребенка, говорил всегда тихим елейным голосом. Мужу претила эта неискренность, отношения не складывались. Хотя он всегда заступался за него, когда нас прессовали в школе. И насчет учебы, и насчет поведения. Помню, репетитор по английскому, выходя от него, выдыхала: он из меня все силы, всю энергию вытягивает. Нет, я не требовала от него много в учебе. Цель была хотя бы на тройку вытянуть школьную программу, чтобы не перевели в коррекционную школу.
Я два с половиной года искала подход к нему. Покупала конструкторы, чтобы занимался. Пыталась увлечь его спортом. Вместе с Димой он начал заниматься рукопашным боем. Но тренер мне дал понять, что не хочет видеть его в группе. Сам не занимается и не дает другим, срывает дисциплину. Его перевели к другому, более требовательному, жесткому тренеру. Позже он отказался ходить на тренировки.
Да, возможно, он завидовал успехам Димы. Дима был лучшим в группе, на тренировке. Был успешен в музыкальной школе. Когда Дима садился играть на баяне, тот демонстративно выходил из комнаты. Дима был открыт, он с радостью поделил с ним все: игрушки, комнату, родителей. А Слава мог спокойно украсть деньги у него из копилки. Я, как могла, поднимала самооценку Славе. Радовалась каждому успеху, каждой четверке, говорила: ты молодец! Объясняла: сразу ничего не бывает, любой успех — это труд.
Он любил меня. Помню, я пришла в школу на открытые уроки. Он заранее подготовился к уроку, все выучил, тянул руку, получил пятерки. Учитель была приятно удивлена: всегда бы так! И он делал это для меня! Я рассказывала мальчишкам про подвиги. Про Александра Матросова, про подвиги в мирное время, как школьник вытащил провалившуюся под лед девочку. Говорила про неравнодушие. Они слушали. Но на деле… Нас стали вызывать в школу. Оказалось, они оба начали воровать, их застали шарящими по карманам. У меня начали пропадать деньги из кошелька. Дима стал меняться, дерзко разговаривать, стал скрытным. Понятно, у мальчишек могут быть свои секреты, но я чувствовала, что тут что-то неблагополучно.
Дети, пережившие возврат в детдом, гораздо менее доверчивы, считает Инна Пасечник. «Самое страшное, что случается при возврате, — ребенок подтверждает свою теорию, что верить никому нельзя, — рассказывает она. — Человек пережил большое предательство, но все же думает: “Может, взрослые все-таки ничего?” Но возврат убеждает в обратном: “Я попробовал, я сходил, но сказки не бывает”».
Кроме того, «если ты ушел в семью, а потом вернулся, — это позорище внутри детского дома». «Приходится восстанавливать статус. Если я пришел с провалом, мне надо показать среди своих, что я не лыком шит, а дальше начинаются дурные способы — воровать, буянить, морды всем бить, доказывать, что я молодец», — рассказывает Пасечник.
Даже если удается найти новую приемную семью, у ребенка остается много проблем, одна из которых — нарушение привязанности. «Главное проявление — постоянная тревожность и страх, что в какой-то момент от него откажутся», — рассказывает Светлана Строганова из «Арифметики добра».
К тому времени как Елена Мачинская взяла в семью Нюру, у нее уже был опыт воспитания ребенка, дважды пережившего возврат в детдом. Аню — первую приемную дочь Елены — в опеке описывали так: «Девочка хорошая, нежная, так хочет дома жить». «Как я после поняла, они немножко слукавили, оказалось, что девочка не такая уж пушистая, ее дважды брали в приемные семьи и дважды возвращали в детский дом», — рассказывает Елена.
В России установлен «приоритет кровной семьи», который органы опеки иногда ложно трактуют, рассказывает юрист Наталья Карагодина. Особенно часто это касается случаев, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы.
«Ко мне все чаще начинают обращаться приемные родители с вопросом, что будет, когда кровные родители выйдут из тюрьмы. Опека в таких случаях говорит, что ребенка заберут [в кровную семью], но это неправильно», — считает Карагодина. По ее словам, нужно учитывать, сколько ребенок прожил в приемной семье.
Реальная история: как я вернула ребенка в детский дом
Иногда за отменой по инициативе опекуна скрывается «добровольный» уход ребенка. В статистике такие случаи не выделяются: когда дети просят вернуть их в детский дом, родители чаще всего сами пишут заявление об отмене опеки.
«Ребенок просит вернуть его в детский дом не потому, что он не хочет быть в семье, а потому что ему очень тяжело, — считает Инна Пасечник. — Родители часто начинают говорить: “Слушай, ну вот ты себя так плохо ведешь, ну, наверное, мы тебе не подходим. Может, ты хочешь вернуться в детский дом?” Даже если они говорят фразу: “Я-то хочу, чтобы ты оставался, но ты же не хочешь”, дети-то все равно слышат: “Если ты уйдешь, я буду рада”. И в этот момент ребенок вполне может согласиться, потому что он это понимает как “я вам не нужен, я пошел”. И тогда как будто бы это отказ по желанию ребенка, но по факту это кризис, с которым не смогли справиться родители».
В детдом я попал после долгой работы в центре диагностики и консультирования № 8 «Эго». Получив хороший опыт в диагностике подростков, я решил, что пора свои знания применять на практике и вести с ними коррекционную работу. Мне предложили работу педагогом-психологом в красноярском детском доме «Самоцветы». Устроиться туда оказалось несложно, к тому же туда мужчин берут охотно, так как из 60 ставок на весь детский дом мужчины занимали только шесть.
Я был единственным психологом на 40 детей с «тяжёлым прошлым». Впрочем, в других детских домах детей было ещё больше: до 60, 70 и даже до 100 человек. В мои задачи входила диагностика детей, коррекция и профилактика их поведения. Также мне нужно было отчитывался за проделанную работу в администрации района по детям, которые самовольно покидают детдом или совершают административное или уголовное правонарушение.
Я также ездил по следственным изоляторам, когда детей привлекали к административной или уголовной ответственности. Наконец, вёл постоянный поиск спонсоров, чтобы обеспечить детям бесплатный поход в кино, бассейн или ещё куда-нибудь. Или чтобы спонсоры покупали в детский дом бытовую технику (микроволновки, компьютеры). Часто устраивал с детьми походы на природу. Занимался с ними скалолазанием, для чего организовал спортивный кружок.
Чаще всего дети оказываются в детдоме из-за смерти родителей или после их попадания в тюрьму. Бывает, что в детские дома определяют детей, у которых родители наркоманы или алкоголики.
Живущие в Красноярске дети сперва попадают в детский распределитель «Росток». Здесь первое время они находятся в шоке, поскольку пока ещё не могут поверить и понять, что с ними произошло. Живут в «Ростке» два или больше месяцев, и как только привыкают к этому месту — приходит направление в детский дом.
Отчасти похоже, но всё же это не тюрьма. С другой стороны в детдоме для детей созданы тепличные условия. У них есть всё. Им дарят ноутбуки, планшеты. Если ребёнок что-то сломает, то стоит ему только попросить, как ему сразу эту вещь подарят в ближайший праздник. И дети привыкают к такой жизни, привыкают жить на иждивении. Их сложно заставить даже вымыть пол у себя в комнате, потому что «есть технички, пусть они и убирают» — заявляют они. Ближе к Новому году дети получают подарки с конфетами и от их избытка начинают их разбрасывать по коридорам. Порой насобираешь столько конфет после праздника, что хватит несколько раз с чаем съесть.
Несмотря на такое положение, детям порой не хватает простых мелочей типа шоколадки, чипсов именно здесь и сейчас. Возможность что-то купить у детей есть только раз в месяц, когда им выдают «детские», а это в месяц 100 рублей.
Да, это простейший способ избавиться от лишнего напряжения. Тут есть две стратегии: либо бей, либо беги. Поэтому ребёнок наказывает обидчика или терпит. У девочек примерно так же. Когда ты живёшь как в общежитии, где всё общее, то вести себя агрессивно — это довольно выигрышная стратегия, хотя и довольно энергозатратная, так как ты находишься в постоянном тонусе и страхе.
Причины разные: кто-то бежит к родителям и живёт у них. Был у нас мальчик цыган, он сбегал домой в Покровку в трёхэтажный коттедж к родственникам. Если ему там становилось скучно, он возвращался в детский дом. Обычно дети привыкают к бродячей жизни: ты некому ничего не должен, можешь гулять, где хочешь, а захочешь есть или спать — можешь всегда вернуться в детский дом. Поэтому с воспитателями часто не считаются.
Попадая в социальный приют, дети ведут себя по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то плачет, кто-то проявляет агрессию. У ребят постарше больше ресурсов, чтобы справиться со сложной жизненной ситуацией: они могут поговорить с психологом, воспитателем и другими специалистами, родными. А малыши просто видят, что мамы нет рядом. И переживают это острее.
Несомненно, психологически легче детям, которых навещают родители и родственники. Они готовы потерпеть…
Более сложная ситуация у ребят, родители которых продолжают пить и не навещают ребенка в приюте. Шансов вернуться домой у них крайне мало. Поэтому они переживают за свою дальнейшую жизнь: куда их отдадут, в какую семью, понравится им там или нет. А что будет, если придется отправиться в интернат?
В приюте свой режим жизни. Для полноценного развития детей из неблагополучных семей важна дисциплина, которой они были лишены дома. Утром школьники идут на занятия. Малыши, которые просыпаются позже, остаются в приюте и занимаются по программе детского сада. Потом у всех обед и тихий час. После полдника — свободное время. Дети читают, делают уроки, общаются и занимаются в спортивном зале. Кстати, время посещения здесь строго регламентировано – режим есть режим. Родные и близкие могут навещать детей в будние дни осенью и зимой с 17.00 до 19.00, летом – с 17.00 до 20.00, в выходные дни – с 10.00 до 12.00. Приют — это не тюрьма, но дети не могут его покидать самовольно. Ребята из приюта так же интересно и с пользой проводят свободное время, как и их сверстники: ездят на экскурсии, ходят в кино, цирк, театр.
Отказ от прав может написать только мать, и то сразу после появления на свет малютки, когда еще не прошла официальная запись в бюро ЗАГС. Подобный отказ достаточен для возможности усыновления.
Если малютку успели зарегистрировать и мать имеет на руках документ о рождении, то отец или мать, желающие скинуть груз забот с плеч, должны по определенной схеме написать заявление в суд и органы опеки, а также в ЗАГС с просьбой лишить их родительских, по их доброй воле.
Суд рассмотрит обращение и вынесет свое решение, без этого заявление не может иметь никакой юридической силы и смысла, оно неправомочно. Сразу же, на этом судебном заседании, решается вопрос о назначении алиментов, определяется их сумма.
После вступления судебного решения в силу на протяжении трех дней следует прийти в органы ЗАГС, где будут изменены данные касательно происхождения ребенка.
Отказ добровольным путем от родительских прав имеет те же последствия, что и принудительное лишение.
Отказ предполагает отстранение от:
- функций воспитания (заботы),
- представления ребенка своим отпрыском во всех инстанциях,
- защиты и востребования от чужих людей, удерживающих малыша,
- прав наследования имущества ребенка после его кончины,
- прав получения от государства пособий и льгот, положенных настоящим родителям.
По добровольному отказу от своих прав родителя установлен срок до момента, когда решение наберет законную силу, продолжительностью в 6 месяцев. Это время есть у родителя, чтобы одуматься и забрать свой отказ в любой момент на протяжении этого периода, ведь решение суда еще не оглашено.
Оглашенный вердикт суда по этому вопросу обратной силы не имеет.
Пока лицо, записанное в ЗАГС как отец, не будет лишен своих прав родителя, никаких юридических действий, в том числе и усыновления, предпринять ни один орган или служба не смогут.
Так как решение о добровольном отказе от своих прав родителя будет принято и войдет в силу только по прошествии шести месяцев с момента подачи заявления в суд, после чего органы ЗАГС внесут изменения в запись о рождении ребенка, вычеркнув имя его отца, и освободят эту строку. Тогда усыновление станет юридически возможным.