Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого года накопительная пенсия началась и закончилась». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пенсионная реформа в Украине буксует уже больше десятка лет. Демографическая ситуация в стране быстро ухудшается. Но власти так и не решились ввести второй уровень пенсионной системы.
Средняя пенсия в Украине сейчас едва превышает 100 евро, тогда как в странах Западной Европы она в 5, а то и в 10 раз выше.
Граждане Украины получают только солидарную пенсию — ее выплачивают из денег, которые перечисляют в Пенсионный фонд Украины предприятия и работники (Единый социальный взнос уплачивается с зарплаты каждого украинца). Но солидарная система уже давно неэффективна. Дефицит Пенсионного фонда в 2020 году составил 173 млрд грн. Этот разрыв приходится покрывать за счет госбюджета.
По оценке Международной организации труда, чтобы люди получали достойную пенсию, отношение средней пенсии к зарплате должно быть не менее 40%. В Украине, по официальным данным, этот показатель уже сейчас в полтора раза меньше.
Единственный вариант, который позволит вам обеспечить старость — накопить себе пенсию самостоятельно. И в этом обещают помочь негосударственные пенсионные фонды.
Выплата от ПФР тем, кто родился до 1966 года и после: отвечаем на вопросы
Если вы уже выбрали пенсионный фонд, стать его участником очень просто. Для этого понадобится только паспорт, идентификационный код и немного времени, чтобы посетить офис администратора НПФ. Многие фонды разрешают заполнить все личные данные прямо на сайте.
Как стать участником НПФ. Три шага:
-
Обратится к администратору фонда.
-
Изучить пенсионные программы НПФ (можно воспользоваться калькулятором), выбрать сумму накопления, продолжительность и частоту взносов, а также дату, когда фонд начнет выплачивать вам пенсию, и как долго будут продолжаться выплаты.
-
Заключить пенсионный контракт и подписать договор (документы — паспорт и ИНН).
Чтобы открыть счет в НПФ, не нужно накапливать крупную сумму. Обычно вкладчик сам выбирает комфортный для него размер взноса и периодичность, с которой он будет вносить деньги в фонд. Но условия в разных НПФ могут отличаться. Некоторые могут устанавливать минимальное ограничение — например, пенсионные взносы не менее 10% минимальной заработной платы.
Периодичность уплаты взносов может быть разной: однократно, раз в год или полгода, ежеквартально или ежемесячно. Одни фонды позволяют приостанавливать платежи на длительный период, другие — исключают участников за неактивность и выплачивают деньги после достижения ими пенсионного возраста.
В отличие от солидарной пенсионной системы, трудовой стаж не имеет значения для НПФ и не влияет на сумму будущей пенсии. Только от вкладчика зависит, сколько денег он сможет накопить себе на старость. Второй весомый фактор — насколько удачно фонд сможет инвестировать его сбережения.
Каждый участник НПФ самостоятельно определяет, в какое время должны стартовать пенсионные выплаты. Но срок выхода на пенсию не должен отличатся более чем на 10 лет от установленного государством. То есть вернуть свои сбережения раньше, чем вам исполнится 50 лет, не получится.
Досрочно получить средства можно в случае инвалидности или критического состояния здоровья. Еще одна причина — выезд за границу на постоянное проживание.
О намерении получить деньги нужно предупредить фонд за 2 месяца. После этого стороны подписывают договор на определенный срок выплаты пенсии. Вкладчик сам выбирает, как часто будут приходить деньги. Оговоренная сумма будет зачисляться на банковскую карту.
Согласно закону, НПФ не может обанкротиться, а только ликвидироваться. В этом случае пенсионные накопления граждан должны быть переведены в другой НПФ по выбору клиента.
А вот оказаться в «минусе» фонд вполне может. Тогда вместо прибыли его участники получат убытки. В отличие от банковских депозитов, ставка по которым оговаривается до заключения договора, НПФ не гарантирует своим участникам конкретный доход. То есть НПФ может потерять деньги клиентов из-за неэффективной инвестиционной политики и убытки никто возмещать не будет. Например, по итогам 2019 года, каждый четвертый фонд на рынке продемонстрировал отрицательную доходность, уменьшив сумму пенсионных сбережений.
Накопительная часть. У кого она есть и кто имеет право на ее получение
Наследники могут получить оставшиеся средства после ухода из жизни их получателя. Для этого нужно в течение 6 месяцев со дня его смерти написать соответствующее заявление в ПФР или НПФ. Если наследник пропустил срок подачи заявления, он может восстановить его через суд. В договоре с пенсионным фондом лицо, оформившее накопительную пенсию, может указать, кто ее получит после его смерти. Если таких указаний нет, то будет действовать общий порядок получения выплат: сначала идут дети, супруг (супруга), родители, во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки. Несовершеннолетние, нетрудоспособные дети (супруг, супруга), а также родители умершего имеют право на часть средств накопительной пенсии, даже если не были указаны в договоре. После смерти человека ПФР или НПФ должны уведомить наследников о возможности получения такой выплаты. Документы, необходимые для оформления:
- 1паспорт;
- 2справка о месте проживания или регистрации, если оно не указано в паспорте;
- 3документы, подтверждающие родство с умершим — свидетельство о рождении или заключении брака;
- 4СНИЛС умершего и свидетельство о смерти, если есть.
— Единовременная выплата положена гражданам, у которых расчетный размер накопительной пенсии составляет 5% и менее по отношению к сумме страховой части пенсии. Тут же учитывается фиксированная выплата и размер накопительной пенсии, рассчитанные по состоянию на день ее назначения.
Гражданин, получивший единовременную выплату, вправе вновь обратиться за ней, если на его индивидуальный лицевой счет поступят новые средства пенсионных накоплений. Это можно сделать не ранее чем через 5 лет со дня предыдущего обращения за единовременной выплатой. Также такая выплата может устанавливаться гражданам, которые к моменту достижения пенсионного возраста не приобрели право на получение накопительной части пенсии. Например, из-за отсутствия необходимых страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
- Что такое накопительная часть пенсии
- Чем накопительная часть отличается от страховой
- Как узнать размер накопительной части
- Как рассчитывается накопительная часть пенсии
- Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
- Что происходит с накопительной пенсией после смерти
- Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего
Ваша накопительная пенсия формируется с 2003 года или позже – в зависимости от того, когда началась ваша карьера. До 2002 года пенсионная система в России была устроена так: работодатели уплачивали за своих сотрудников так называемые страховые взносы, за счет которых формировались страховые пенсии. Их размер никак не зависел от зарплаты работника – только от его стажа. Начиная с 2002 года пенсии были разделены на три части: фиксированную (базовую), страховую и накопительную.
Накопительная пенсия – это важная составляющая вашей будущей пенсии, которая формируется на индивидуальном пенсионном счете гражданина за счет двух источников:
- взносов работодателя по ставке 6% от начисленной зарплаты (начислялись до 2014 года);
- дохода от инвестирования накоплений вашим страховщиком.
Это деньги, а не коэффициенты или баллы: сколько оказалось на счете к моменту выхода на пенсию, столько и получили.
Негосударственный пенсионный фонд: что это, как выбрать НПФ и открыть счет
Фиксированная выплата – это сумма, которую государство гарантированно выплачивает к страховой пенсии гражданина по достижении пенсионного возраста. С 1 января 2019 года ее размер – 5334,19 руб. Она может быть и больше в зависимости от состояния здоровья и возраста пенсионера, наличия у него иждивенцев, региона проживания. Вот таблица, где можно узнать ее размер для разных категорий получателей:
Согласно пенсионной реформой 2003 года в Украине должны были заработать три уровня пенсионной системы, еще 16 лет назад. Однако, второй уровень пенсионной системы – обязательные пенсионные накопления – не внедрен до сих пор.
Минсоцполитики в пределах своей инициативы «10 вопросов и ответов о пенсионных накоплениях» рассказывало, что из-за демографической ситуации в стране и недостаточности финансирования государство не может обеспечить украинцев достойной пенсией. Именно поэтому в Украине должны заработать обязательные пенсионные накопления.
- Солидарная пенсия – сейчас действует в Украине, когда пенсионеры получают выплаты из Пенсионного фонда, который наполняет работающее население.
- Накопительная система пенсионного страхования – второй уровень, который планируют в ближайшее время внедрить в Украине. Он будет заключаться в том, что часть взносов украинцы начнут откладывать на личные пенсионные счета, а часть – и дальше платить в общий Пенсионный фонд.
- Добровольные взносы – третий уровень пенсионной системы, который фактически уже действует в Украине. Он предусматривает, что украинцы самостоятельно будут откладывать деньги на счет в негосударственный пенсионный фонд. Размер сбережений украинцы тоже будут определять сами.
Введение второго уровня пенсионной реформы – обязательные пенсионные накопления несут много рисков, по мнению советника Президента по экономическим вопросам Олега Устенко. Он считает, что Украина просто еще не готова, в частности, учитывая следующие факторы:
- в стране достаточно сильное налоговое бремя и украинцы могут быть просто не готовы сами доплачивать в накопительные фонды, как и работодатели платить больше;
- неразвитость финансового рынка в Украине;
Поэтому советник считает, что Украине лучше двигаться в сторону третьего – добровольного – уровня пенсионной системы. Когда каждый сам решает, когда, где и сколько ему накапливать.
Накопительная часть пенсии: что изменилось в 2021 году
Одной из наиболее успешных и совершенных в мире считается система пенсионных накоплений в США. Она состоит из трех уровней:
- Государственное обеспечение (social security), то есть минимальная выплата от государства на которую могут рассчитывать наименее защищенные группы населения, или привычным для нас термином – солидарная пенсия.
- Личное корпоративное финансирование которое обеспечивает работодатель, может быть государственное или частное.
- Личное индивидуальное обеспечение (individual retirement account), то есть те же добровольные пенсионные взносы, сумму которых каждый человек может регулировать для себя сам.
Великобритания имеет одну из старейших и самых сложных пенсионных систем мира, которая существует с 1908 года. Она предусматривает два уровня:
- Базовый – по достижению пенсионного возраста человек получает выплаты, размер которых зависит непосредственно от стажа и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Однако, размер пенсии имеет свои ограничения. Государство гарантирует 20% средней зарплаты работника. Для мужчин пенсионный возраст наступает после 65 лет, для женщин – после 60 лет.
- Параллельно для пенсионеров доступны способы частных накоплений. Такие, как корпоративные пенсионные программы на предприятиях и негосударственные пенсионные фонды.
В Швеции 16% от зарплаты работника отчисляют в пенсионные обязательства, а 2,5% – идут непосредственно на его частный пенсионный счет. То есть в стране двухуровневая пенсионная система.
Инвестиционная пенсия в России была введена в качестве эксперимента. В чем состоит ее суть и идея?
- Лицевой счет будущего пенсионера находится не в ПФР, а в НПФ или УК. Неправительственном пенсионном фонде или управляющей компании, соответственно
- Счет не накопительный, а инвестиционный. То есть, находящиеся на нем средства используются для финансирования перспективных проектов и активно прирастают.
- К моменту выхода на пенсию на лицевом счете гражданина оказывается уже не сумма, составленная из ежемесячных отчислений, которые работодатель вносит в ПФР по закону. Она значительно больше, поскольку грамотные инвестиции, как известно, приносят значительную прибыль (в отличие от процентов банковских вкладов, которые чаще всего лишь компенсируют уровень текущей инфляции).
- Идея состоит в том, что после окончания рабочей деятельности гражданин может получать ежемесячные выплаты, сопоставимые с его прежней зарплатой. То есть, привычный уровень жизни перестанет неизбежно падать после выхода человека на пенсию.
Повторимся еще раз. При накопительной пенсионной модели средства не хранятся не счету, а постоянно находятся в инвестиционном обороте.
Средства могут находиться:
- На личном счете пенсионера
- На особом счете Пенсионного фонда
Находящиеся на личном счете средства постоянно прирастают, благодаря особому механизму инвестирования.
Активы накопительного счета складываются из нескольких видов поступлений:
- Пенсионных выплат с места работы
- Средств программы софинансирования (когда ежемесячные отчисления складываются из средств гражданина и государственной дотации)
- Материнского капитала (один из немногих разрешенных способов использования маткапитала – его размещение на накопительном пенсионном счету матери)
Узнать, сколько средств находится на личном накопительном счету можно в любой момент. Обычно это делается на официальных сайтах НПФ или УК, в которых зарегистрирован счет.
Экспериментальная накопительная пенсия охватывает две категории граждан:
- Тех, кто родился в 1967 году и позже
- Тех, кто принял решение сформировать накопительный пенсионный счет до конца 2015 года (независимо от возраста)
При этом перечислять на накопительный счет ежемесячные пенсионные отчисления с места работы имеют право лишь граждане, чей год рождения 1967 и последующие. Люди более старшего возраста могут использовать с этой целью только материнский капитал или деньги программы софинсирования.
Решение способа собственного пенсионного обеспечения в будущем, дело психологически непростое. Хочется учесть все нюансы и обезопасить себя от неприятных потрясений в старости.
У страхового обеспечения есть один несомненный плюс – оно стабильно. Другое дело, что речь идет, как правило, о весьма небольшой стабильной сумме ежемесячной пенсии. Даже при условии огромного стажа и дополнительных бонусов она редко приближается к размеру былой зарплаты. И это является основной причиной того, почему пенсионеры продолжают работать, даже когда у них уже не остается на это сил. «На пенсию не проживешь», — так говорят в народе.
Идея накопительной пенсии как раз и состоит в том, чтобы на нее можно было «прожить» — хорошо питаться, покупать новую одежду, путешествовать, позволять себе развлечения. То есть, не считать каждую копейку. За счет накопительной части пенсионных отчислений размер страховой части несколько уменьшается, но сама по себе инвестиционная пенсия имеет ряд преимуществ.
К преимуществам накопительной пенсии относятся:
- Возможность выбрать любой фонд или управляющую компанию из тех, что инвестируют наиболее выгодно
- Отсутствие малопонятных непосвященному человеку «баллов» и перевод суммы прибыли сразу на счет, в денежной форме
- Полное владение накопительным счетом. В частности, деньги на накопительном счету не «сгорают» после смерти пенсионера, а переходят по наследству его родственникам. Накопительный пенсионный счет можно завещать.
Как узнать размер накопительной пенсии
Накопительная пенсия начисляется с момента начисления пенсии по возрасту и/или трудовой пенсии. Автоматически данный процесс не происходит, ни в отношении накопительной пенсии, ни в отношении страховой. Даже, если пенсионный возраст уже наступил. Другими словами, если гражданин не обратится в ПФР с заявлением о начислении и выплате пенсии, бегать за ним с предложением получить положенную по закону пенсию, никто не будет.
ПФР начисляет пенсию с момента обращения гражданина с соответствующим заявлением. Но лишь в том случае, если все необходимые документы представлены сразу, и заявление принято. Если же какого-то документа не хватает, служащие ПФР разъясняют, какой именно документ необходим, и каким образом его можно получить.
Заявление будет принято только тогда, когда потенциальный пенсионер принесет весь пакет необходимых документов, Следовательно, только тогда и будет начислена пенсия – страховая и накопительная.
Оформить инвестиционную пенсию раньше наступления пенсионного возраста и оформления страховой пенсии нельзя.
Последний раздел нашей статьи имеет лишь косвенное отношение к накопительной части пенсии. Но, тем не менее, он очень важен.
При расчете суммы страховой пенсии до 2014 года учитывался только общий трудовой стаж и размер зарплаты. Начиная с 2015 года введены, так называемые, баллы пенсионного коэффициента. То есть имеет значение не только стаж работы (по трудовой книжке), но и то, сколько именно средств работодатель, либо сам потенциальный пенсионер перечислили в ПФР.
На практике это означает, что, если пенсионных баллов у гражданина недостаточно, его страховая пенсия по возрасту будет ощутимо ниже, чем он планировал. Это положение можно исправить.
Баллы насчитываются лишь за отчисления в страховую часть пенсии, но не в накопительную. Гражданин, родившийся позже 1967 года, имеет право в любое время отказаться от формирования накопительной части пенсии и направить все отчисление в страховую часть, чтобы повысить ее размер.
Если у вас остались вопросы, связанные с начислением накопительной части пенсии, обращайтесь за консультацией к юристам портала Prav.io.
Деятельность НПФ регулируется Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». В соответствии с его нормами, фонды осуществляет свою деятельность при участии трех компаний:
1. Администратор — компания, уполномоченная заключать контракты о накоплениях для пенсии с участниками фонда.
2. Компания управления активами. Ищет оптимальные способы инвестировать средства с целью увеличения накоплений участников;
3. Банк. Финансовое учреждение, на которое возложена задача обслуживать счета фонда и хранить активы вкладчиков.
Вкладчиком может стать любой совершеннолетний гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, независимо от того, сколько лет ему осталось до выхода на пенсию.
Для накопления негосударственной пенсии нужен страховой период не менее 10 лет. При этом накопления участник фонда получит не ранее наступления пенсионного возраста. Этот фактор является сдерживающим и не позволяет вкладчикам вывести свои накопления с фонда ранее, чем они достигнут пенсионного возраста.
Вкладчики (физические лица, частные компании или предприятия) делают взносы на пенсионный счет определенного участника фонда. Постепенно средства накапливаются и приумножаются благодаря инвестиционным программам. При наступлении пенсионного возраста участник фонда получает право на выплаты со своего счета.
В исключительных случаях получить накопления можно и до выхода на пенсию:
-
эмиграция;
-
ухудшение здоровья и потребность в дорогостоящем лечении;
-
получение инвалидности.
Стать участником фонда просто: нужно выбрать подходящий НПФ и заключить с ним контракт. Из документов потребуются паспорт и идентификационный код.
Также предусмотрена возможность заключить контракт с НПФ для родственников. Например, дети или внуки могут оформить контракт о накоплении средств для родителей, бабушек или дедушек. Для этого нужны личные документы вкладчика, а также паспорт и идентификационный код родственника, на имя которого будет открыт накопительный счет.
Возможна и обратная ситуация: родители создают накопления для несовершеннолетних детей. В таком случае понадобятся документы одного из родителей, свидетельство о рождении и идентификационный код несовершеннолетнего.
На сегодня самым младшим участником НПФ в Украине является ребенок, которому на момент открытия счета исполнился 1 год.
Накопительная пенсия в Украине — это ежемесячная и пожизненная выплата накоплений, сформированных за счет взносов вкладчиков, а также дохода, полученного в результате инвестирования вкладов.
Сегодня пенсионная система Украины предусматривает традиционный формат: работающие граждане ежемесячно выплачивают налоги в Пенсионный фонд, из которого после завершения трудовой деятельности формируются социальные выплаты. Их размер зависит от многих факторов: срока трудовой деятельности, вида занятости, средней заработной платы, квалификации.
Накопительная пенсионная система выстраивается по иному формату, и итоговые выплаты будут зависеть от размера вкладов и срока накопления. Собственником накоплений является работник, а не государство или фонд.
Правительство Украины предлагает универсальную формулу: ежемесячно участник негосударственного пенсионного фонда делает вклад в размере 2% от своего месячного дохода, и работодатель вносит на его счет еще 2%. Если система расчетов окажется успешной, Министерство социальной политики предложит увеличить вклады до 4% с каждой стороны. Однако участники НПФ могут и самостоятельно выбирать график выплат: раз в месяц, квартал или полугодие.
Планируется, что накопительная пенсия не просто будет сохраняться на счету участника, а будет еще и “зарабатывать” для него дополнительный доход. Ожидается, что инвестиции в экономику Украины приведут к положительным изменениям и для пенсионеров, и для страны в целом.
Реформа коснулась и работающих пенсионеров. С 1 апреля 2021 года пенсионный возраст для женщин увеличился до 60 лет. Это финишное повышение возраста, предусмотренное пенсионной реформой. А с 1 июня 2021 года объявлено о перерасчете выплат для работающих пенсионеров.
Нововведения актуальны для более чем 700 тысяч работающих пенсионеров, которые смогут получать соцвыплаты больше на 180-190 грн. Минсоцполитики напоминает: повышение социальной помощи заложено в госбюджет и будет проводиться несколько раз в год.
За основу берут «чистую пенсию», которую человек получил за все годы своей трудовой деятельности. Размер пенсионных выплат исчисляется по формуле «Пенсия = среднемесячная заработная плата * рабочий стаж * индивидуальный коэффициент заработка».
Также теперь сняты все ограничения относительно выплат пенсий работающим пенсионерам. Если ранее пенсия составляла более 10 прожиточных минимумов, то облагалась налогом 18 % и военным сбором 1,5 %. Теперь все ограничения сняты и деньги можно получить в полном объеме.
Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.
Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.
Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.
Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.
«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.
«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.
По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.
Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.
Накопительная пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счёт страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.
Сейчас работающие люди «сбрасываются» деньгами, а государство их выплачивает в виде пенсии пенсионерам. Оплачивая социальные взносы, работающие люди приобретают страховой стаж, который влияет на размер их будущей пенсии, но в свою собственность они ничего не получают.
Будущая пенсия на самом деле будет зависеть от того, сколько взносов будут платить в дальнейшем другие люди. Парламент предлагает, чтобы часть взносов сразу поступала на личный счет в накопительном фонде. Человек будет распорядителем своих пенсионных накоплений. Пенсионные накопления можно передать по наследству или воспользоваться ими в критических случаях, например, для лечения.
С налогов, уплаченных человеком, предлагается направлять на накопление 1-2% от зарплаты. Дополнительно взносы в размере 1-2% от зарплаты будут перенаправляться человеку из суммы единого социального взноса, которые заплатил работодатель.
Человеку нужно будет выбрать себе фонд для накоплений. Для этого государственный регулятор (Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку) отберет надежные накопительные пенсионные фонды и опубликует их перечень. Для людей, которые с начала работы системы не определятся с выбором, правительство создаст фонд «по умолчанию», он будет работать по одинаковым правилам с остальными. Из него человек так же сможет перевести свои накопления в любой момент в другой фонд, когда определится с выбором.
Для оформления нужно иметь паспорт и идентификационный номер налогоплательщика.
«После снижения ЕСВ правительством Яценюка он остается стабильно дефицитным. Бюджет ежегодно направляет миллиарды гривен, чтобы перекрыть потребность в средствах. Правительство предлагает откусить от него еще часть средств и передать их частным компаниям. К тому же новая пенсионная система потребует создания новых органов, финансирование которых также ляжет на плечи госбюджета. Как Кабмин планирует закрывать эту дыру — известно. Из госбюджета», — отметил эксперт.
«При выходе на заслуженную пенсию может оказаться, что ваши накопления за десятки лет работы обесценились до мизерной суммы», — заявил экономист.
Чувствительность к кризисам
«Как показывает практика, накопительная система во время экономического кризиса менее стабильна. Думаю, никому не нужно объяснять, что для Украины этот риск особенно актуален», — отметил эксперт.
Четкого плана, к сожалению, нет до сих порJ. Предполагается, что вначале мы будем перечислять на накопительную пенсию 2% своего заработка. С каждым годом размер взноса будет расти на 1%. До тех пор, пока процент отчислений не достигнет 7%.
С учетом украинских реалий этот дополнительный сбор может стать последней каплей… Поэтому, возможно, правительство сделает «ход конем»: поэтапно уменьшит размер НДФЛ (например, с 18% нынешних до 15%), направляя «освободившиеся» средства в НПФ. Кроме того, в 2022—2023 гг., как надеются многие, будет, наконец, отменен военный сбор.
Кто должен стать участником накопительной системы?
Если на момент принятия закона, до пенсии остается 10 лет и меньше (мы имеем в виду пенсию по возрасту), то делать отчисления на накопления Вам уже необязательно.
Важный момент! Возраст выхода на пенсию в солидарной и накопительной системе определяется по одним и тем же правилам!
Куда будут направляться накопления?
Пенсионными накоплениями будут заниматься НПФ. Выбрать негосударственный пенсионный фонд для хранения «второй» пенсии Вы можете самостоятельно. Если этого не сделать вовремя, тогда фонд выбирает работодатель. Но будущий пенсионер в любой момент может «переложить» свои деньги в другой НПФ.
Средства каждого украинца будут учитываться на персональном пенсионном счете до достижения им пенсионного возраста.
Как получить свои накопления?
Участник накопительной системы будет получать сразу две пенсии из двух источников.
- Непонятно, в какие инструменты инвестировать «отложенные» украинцами деньги
Если создать отдельный государственный фонд и вкладывать деньги исключительно в ОВГЗ – это будет не реформа, а финансовая пирамида. Выводить деньги за границу для инвестирования в зарубежные инструменты в условиях слабой украинской экономики – тоже вариант сомнительный.
Эксперты считают, что если бы Украина внедрила накопительную систему страхования 10 лет назад, она бы уже собрала больше финансовых ресурсов, чем все полученные за это время кредиты от МВФ.
- Дефицит солидарной пенсионной системы либо дополнительная нагрузка на бизнес и работающих
Откуда возьмутся деньги для формирования накопительной пенсии?
Можно:
- «отщипнуть» часть взносов от солидарной системы. К примеру, 22% нынешнего ЕСВ поделить на две части: 15% направлять в солидарную систему, а 7% — в накопительную;
- поднять процент обязательных отчислений для каждого работающего украинца. Допустим, оставить 22% отчислений в солидарную систему и «накинуть сверху» еще 7-8% в накопительную.
В теперешней экономической ситуации и тот, и другой вариант утопичен. Первый способ увеличит дефицит средств в ПФ для выплат текущих пенсий. Второй заставит «уйти в тень» еще большую часть работающих.
- Нет соответствующих законов
До сих пор не прописана вся законодательная база, необходимая для запуска второго уровня ПС. А та, что есть, не утверждена Верховной Радой. Например, накопления в НПФ и страховых компаниях ничем не защищены на законодательном уровне.
И на самом деле, это достаточно серьезная проблема!
В Украине нет жесткого надзора за платежеспособностью небанковских финансовых учреждений (например, НПФ или страховых компаний). Соответственно, эти инструменты НЕЛЬЗЯ использовать как инструменты для аккумулирования пенсионных накоплений.
Решить проблему можно двумя способами:
- создать специальный резерв в госбюджете;
- распространить защиту фонда гарантирования вкладов на небанковские финучреждения.
И тот, и другой вариант в теперешней экономической ситуации, конечно, выглядит нереалистично.
Можно ли обойти этот момент? Можно, если полностью доверить сохранность пенсионных накоплений государству. А в нашей стране это в любой момент может закончиться национализацией денегJ.
Одной из причин, которая побуждает правительство ставить запуск второго этапа пенсионной реформы на повестку дня – это «демографическая яма» из-за того, что рождается украинцев меньше, чем умирает. Пенсионеров все больше, а работающих граждан, с зарплат которых выплачивается единый социальный взнос (ЕСВ), перечисляемый в Пенсионный фонд (ПФ), все меньше. Многие уезжают на заработки за рубеж и платят налоги там же.
Имеющихся отчислений ЕСВ не хватает на выплаты пенсионерам, и государство вынуждено дотировать ПФ из госбюджета – на 2020 года сумма дотации, например, составляет 172,6 млрд грн. По словам премьера, через 15 лет на 1 работающего украинца будет приходиться 2 пенсионера, что сделает ситуацию для госбюджета катастрофической. Появление накопительной пенсии позволит в будущем такого «перекоса» избежать.
Введение накопительной пенсии – это хорошо, но вопрос, вокруг которого долгие годы ломались копья, за счет кого должны быть эти дополнительные выплаты: за счет рядовых украинцев или за счет бизнеса? Формально ЕСВ уплачивают работодатели, но в привязке к зарплате работнику. И первые, и вторые сейчас переживают в связи с карантином далеко не лучшие времена. Государство даже вынуждено вводить налоговые каникулы на уплату ЕСВ.
Премьер раскрыл планы Кабмина по «второй» пенсии
Вариант, который рассматривает правительство, это перечисление в Накопительный фонд средств за счет уже имеющихся поступлений: 2% уплачивается с поступлений ЕСВ и 2% – с НДФЛ. Фактически они выплачиваются не с карманов украинцев, а за счет госбюджета. Однако это может вызвать недовольство главного донора – Международный валютный фонд. К самой реформе у него претензий нет, но к дефициту бюджета он относится негативно.
«Насколько я понимаю, это реформа не продвигается из-за оппозиции со стороны МВФ, который считает, что реформа несвоевременна, потому что она автоматически увеличивает дефицит госбюджета. И любые шаги в этом направлении МВФ воспринимает не очень позитивно. Да, эту реформу делать нужно, но именно в данный момент, на мой взгляд, мы не готовы», — считает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
Разговоры о создании накопительной системы идут давно – со времен Леонида Кучмы. Однако они неизменно заканчиваются ничем именно из-за неготовности страны. И в этот раз, акцентируют эксперты, все может закончиться таким же образом.
Деньгами накопительной системы, если ее все-таки введут, будут управлять частные компании под надзором Пенсионного фонда. При этом половина средств должна быть заморожена в государственных ценных бумагах, а половина направлена на коммерческий рынок. Однако фондового рынка в стране практически нет, подчеркивает Юрий Гаврилечко, и нужно разрешить управляющим компаниям играть этими деньгами на международных биржах.
Во втором случае аккумуляция накоплений граждан, однако, будет работать не на экономику Украины, а на экономику других стран. Кроме того, проблематично будет и контролировать этот процесс за рубежом. Правда есть и очевидные выгоды для государства. Накопления граждан можно направить на покупку ОВГЗ, что поправит тот же госбюджет. Но в этом есть и риск, например, в Польше и России государство попросту экспроприировало эти сбережения.
В Кабмине предложили ввести накопительную пенсию уже со следующего года
«Создастся с 1 января какой-то фонд. Куда он будет инвестировать? В ОВГЗ и все. Но неправильно вкладывать 100% средств в ОВГЗ. Это плохо закончится, потому что накопления будут расти, соответственно инвестиции в ОВГЗ тоже будут расти, и в какой-то момент государство просто может обанкротиться. Есть большое искушение: есть дармовые деньги, давайте будем выпускать ОВГЗ. Но в любой кризис этот госдолг может превратиться в тыкву», – предупреждает Паращий.
Тарас Козак полагает, что, однако, что медлить больше нельзя. Фондового рынка сейчас действительно нет, но он и не сможет запуститься без появления свободных средств, которые нужно инвестировать, и такими средствами как раз и могут стать пенсионные накопления.
«У нас почти нет облигаций, акций, потому что нет спроса. Пока есть только ОВГЗ, который покупает Нацбанк и банки. Но если появится ресурс, который будет накапливать деньги, то его станет необходимо инвестировать в качественные финансовые инструменты. Будет предложение – будет и спрос на деньги. Сейчас этого нет. Для чего выпускать акции-облигации, если их некому покупать?» – акцентирует Козак.
Эксперты полагают тем не менее, что реформу делать в любом случае необходимо. Хотя и плюсы простые украинцы ощутят не сразу – должно пройти не менее 10 лет для того, чтобы Накопительный фонд смог работать и на экономику страну, и на карман рядового украинца.
Пенсионный фонд недополучил почти 9 млрд грн от уплаты ЕСВ
«За 5 лет фондовый рынок не заработает, за 10 лет – вполне возможно. Если рассматривать это заявление премьера как путь к достижению этой цели – к 2031 году аккумулировать деньги, необходимые для того, чтобы их можно инвестировать хоть в какие-то отрасли, а далее система жила, увеличиваясь в объемах, тогда смысл есть. За 10 лет накопится уже 140 млрд грн и даже если половина из них уйдет в ОВГЗ, оставшиеся 70 млрд достаточный ресурс для инвестиций», – считает Гаврилечко.
Накопительная пенсия и негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в Украине
Зная, какие года получают накопительную часть пенсии (выше уже указано – с 1967), в чем отличительные особенности разных вариантов социальных выплат, можно разобраться, какова наиболее выгодная схема действий для конкретного человека. Следует помнить, что ввиду преклонного возраста гражданам нашей державы по умолчанию положена страховая пенсия. Таковая уплачивается каждый месяц и представляет собой компенсацию зарплаты, которую люди получали ранее.
Даже те, кто знает, с какого года заморозили накопительную пенсию (с 2014-го), должны ориентироваться в финансовых отчислениях по разным социальным программам. Быть в курсе выгодно всякому гражданину, чтобы понимать, куда направляются деньги от заработной платы. А сумма, между прочим, немаленькая. В настоящее время ПФР каждый месяц получает 22% от общей суммы оплаты, установленной работодателем. Из указанной величины лишь 6% представляют собой уплату солидарного тарифа, то есть предназначенного для фиксированной выплаты в будущем.
Чтобы понять, на что можно рассчитывать в будущем, нужно знать, с какого года начислялась накопительная часть пенсии, как велики были перечисленные суммы. Если гражданин принял решение в пользу страхового варианта материальной помощи в будущем, то 16% направляются полностью в соответствующий фонд для формирования этой суммы. Некоторые предпочитают смешанный вариант. Тогда страховая доля – это 10%, а остаток предназначен для пенсионного накопления.
Ориентируясь, с какого года идет накопительная пенсия (выше упомянут 1967 г. р.), необходимо понимать, что страховые суммы, поступившие в фонды, постоянно индексируются. Это позволяет гражданам быть уверенными в своем будущем, несмотря на приличную инфляцию, ежегодно усложняющую экономическую ситуацию в нашей стране. А вот накопительная часть не индексируется. Уровень доходности напрямую определяется правилами договоренности, заключенной между частным лицом и УК, НПФ. Если вместо ожидаемой прибыли фиксируется убыток, в будущем стоит рассчитывать исключительно на страховой процент. Подобная логика представляет собой немалую проблему, превращая будущее в ненадежное.
С другой стороны, понимая, с какого года начислялась накопительная часть пенсии, какие накопления уже имеются в настоящий момент, можно ориентироваться в собственных правах – и не только. К примеру, в случае смерти лица, на чье имя накопления велись, наследники могут рассчитывать на получение определенного дохода. По страховым выплатам от государства ничего не положено, а вот накопительные направляются либо родственникам, либо иным физическим лицам, четко прописанным в договоренности, заключенной между скончавшимся и обслуживавшим его предприятием.
Итак, с какого года накопительная пенсия положена: с 1967 г. р. и далее. Все лица такого возраста еще до 2015 должны были официально принять решение, каким образом будет формироваться их финансовое обеспечение в будущем. У вовремя заключивших соответствующие договоренности к текущему моменту уже есть накопления и страховые, и накопительные, если было решено поддержать оба варианта. В настоящее время могут принять решение в пользу накопительной пенсии те лица, которые начали делать страховые отчисления менее чем пять полных лет тому назад.
Особенно важные пункты о накопительной пенсии (с какого года выплачивать, как много отчислять и на что рассчитывать) можно вынести, если лично ознакомиться с ФЗ, принятым под номером 360 в 2011-м. Рассматриваемой теме в нем посвящены два пункта: одиннадцатый, пятнадцатый. Из них следует, что накопления ведутся строго на конкретного человека. Это существенно отличается от солидарной системы. Рассчитывать на уплаты могут лишь граждане, занимавшиеся внесением средств. Формирование накопительного фонда обусловлено страховыми и добровольными, инвестиционными взносами.
Нужно не только знать, с какого года ввели накопительную пенсию, но и понимать, в чем отличие госпрограмм от негосударственных фондов. Это позволяет выбрать самый выгодный для себя вариант. При этом следует ориентироваться: если принято решение в пользу ПФР, дополнительно необходимо подобрать УК, то есть такую фирму, сотрудничающую с ПФР, которая будет заниматься доверительным управлением накопленных сумм. С предприятием придется подписать договоренность. УК можно выбрать государственную, в настоящий момент это «Внешэкономбанк». Если было принято решение в пользу такого варианта, за накопительный процент пенсионных выплат нести ответственность будет ПФР.
АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.
Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:
- — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
- — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
- — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.
Мы можем собирать ваши персональные данные, информацию о предпочтениях, совершенных действиях и транзакциях и т.п. при помощи веб-сайта и мобильных приложений АО «НПФ Сбербанка» для заранее определенных и законных целей.
Мы можем передавать ваши персональные данные, в том числе трансгранично, строго при соблюдении требований законодательства.
Мы уважаем ваши права и свободы, в частности, связанные с вопросами обработки ваших персональных данных.
Понятие «накопительная часть пенсии» впервые появилось в отечественном пенсионном законодательстве в 2001 году, когда был принят закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Упомянутый закон вступил в действие с 1 января 2002 года и ознаменовал собою попытку реформирования пенсионной системы в России.
В результате принятия этого закона пенсия была поделена на три части: базовую, страховую и накопительную, каждая из которых должна была иметь свой обособленный источник финансирования. Вплоть до 2012 года – это понятие носило виртуальный характер, поскольку накопительная часть пенсии не назначалась.
Чтобы понять принципиальное отличие этой части пенсии от других ее частей, нужно разобраться в общей структуре пенсионной выплаты. Так, разделив пенсию на три части, государство закрепило за каждой из них свой источник финансирования.
Общий тариф пенсионных страховых взносов, которые уплачивали все работодатели за своих работников в Пенсионный Фонд, составлял в 2002 году 28%. Эти средства делились следующим образом:
- 14% — поступали в Федеральный бюджет и расходовались на выплату базовой части пенсии;
- 14% — поступали в бюджет Пенсионного фонда на финансирование выплаты страховой и накопительной части пенсии и учитывались на индивидуальном лицевом счете каждого работника.
Средства, поступающие в бюджет ПФР, в свою очередь делились на две части. Для мужчин с 1953 и для женщин с 1958 по 1966 год рождения включительно, на страховую часть пенсии поступали 12%, а оставшиеся 2% — на накопительную часть.
Для работников, родившихся в 1967 году и позже, отчислялось для финансирования накопительной части сначала 3%, затем постепенно это размер увеличился до 6%.
Однако большинство россиян не искушены в вопросах вложения средств. В результате, десятилетний эксперимент показал неутешительные результаты. Подавляющее большинство граждан не изъявило желания распорядиться своими пенсионными накоплениями. Только около 20% граждан, у которых имеются пенсионные накопления, перевели их в НПФ и менее 1% выбрали управляющую компанию, оставив средства в ПФР.
В 2005 году отчисление в счет накопительной части для старшей группы работников было отменено, а перечисленные средства остались на их счетах и лежали до 2012 года, с 1 июля которого появилась возможность установления накопительной части пенсии.
При этом выяснилось, что у большей части граждан эти накопления настолько невелики, что рассчитанный размер накопительной части пенсии составил менее 5% к ее общему размеру. Эти средства были выплачены и выплачиваются тем, кто выходит на пенсию, в виде единовременной выплаты.