Административный иск на действия должностного лица образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный иск на действия должностного лица образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Харабалинский районный суд Астраханской области Административный истец: ООО «Бригантина», адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714 тел. 689452310 е-майл: [email protected] Административный ответчик: заместитель начальника Управления МВД России по Астраханской области, адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71 Административный ответчик: Управление МВД России по Астраханской области, адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

Административный иск на действия должностного лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

1. Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

4. Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

7. Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

8. Оспаривание отказа в госрегистрации права

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF



скачать образец в формате DOC, PDF



скачать образец в формате DOC, PDF

В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению (ст. 95).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.


02 февраля 2008 вступил в силу федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ). До этого момента жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности рассматривались в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее закон № 59-ФЗ).

Одним из внесенных изменений в Закон № 229-ФЗ является то, что по результатам рассмотрения жалоб старший судебный пристав или главный судебный пристав субъекта территориального органа в течение 10-дневного срока выносит постановление, которое может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке. Это меняет не только порядок рассмотрения жалоб, но и подход, отношение должностных лиц к их рассмотрению. Вынося постановление, которое может быть оспорено в суде или обжаловано вышестоящему должностному лицу, главный судебный пристав или старший судебный пристав выносит самостоятельный процессуальный документ и тем самым может непосредственно влиять на результат исполнительного производства. Это также повышает ответственность должностного лица, рассматривающего жалобу. Заявитель жалобы в ответ будет получать не просто ответ (письмо) на жалобу, которое часто не влияло на восстановление его прав, а постановление, т.е. индивидуальный правовой акт. Кроме того, в постановлении должностное лицо, признав жалобу обоснованной должно будет указать в своем постановлении по результатам ее рассмотрения меры, которые необходимо принять для восстановления прав заявителя.

При этом согласно п. 4 ст.127 (Закона № 229-ФЗ) постановление должностного лица должно быть исполнено в 10-дневный срок, если в нем не указан иной срок. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять меры по привлечению должностного лица, действия которого обжалуются, к дисциплинарной ответственности.

Анализируя мотивы обращения заявителей с жалобами установлено, что основными причинами направления жалоб являются неполнота информации, которой должник или взыскатель либо должны обладать при вынесении решения суда либо ее отсутствие при ведении исполнительного производства, когда взыскатель или должник не пользуются своим правом ознакомления с материалами исполнительного производства.

Так, ст. 50 (Закон № 229-ФЗ) предоставляет сторонам исполнительного производства право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья не содержит исчерпывающего перечня прав и обязанностей. Так, например, в соответствии со статьей 35 (Закон № 229-ФЗ) взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время совершения исполнительный действий. Статья 37 (Закон № 229-ФЗ) предусматривает право сторон исполнительного производства обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. При наложении ареста на имущество должника статья 69 (Закон № 229-ФЗ) предоставляет должнику право указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь.

Одними из обязанностей, например, является ч. 7 ст. 69 (Закон № 229-ФЗ), где должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности; ч. 12 ст. 87 (Закон № 229-ФЗ) взыскатель в течение пяти дней со дня получения предложения о передаче ему нереализованного имущества обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой; ч.5 ст.98 (Закон № 229-ФЗ) должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов и другие обязанности.

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Рассмотрению в порядке подчиненности подлежат жалобы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 124 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Иные обращения граждан и юридических лиц подлежат рассмотрению в соответствии с федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1. должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2. фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3. основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4. требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их в структурном подразделении службы судебных приставов. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

Если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования, либо такое ходатайство отклонено, должностное лицо выносит постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Копия указанного постановления направляется обратившемуся лицу, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему руководству или оспорено в суде в десятидневный срок.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо признает постановление, действие (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью и ли частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо, рассматривающее жалобу, принимает одно из следующих решений:

1. отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2. отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. отменить принятое постановление и принять новое решение;

4. признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

В случае отсутствия оснований для признания жалобы обоснованной должностные лица выносят мотивированные постановления об отказе в удовлетворении жалобы.

Копии постановления с соответствующими сопроводительными письмами не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления направляются заявителю жалобы и должностным лицам, постановления, действия (бездействие) которых обжаловались.

В случае необходимости оперативного направления документа постановление высылается факсимильной (электронной) связью.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Постановление может быть обжаловано заявителем вышестоящему должностному лицу либо оспорено в суде.

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

Мы оказываем услуги по составлению административных исков и представляем интересы наших клиентов по административным делам в судах по всей России. Если вы хотите грамотно использовать свои шансы в споре с органами государственной власти — обращайтесь к нам по любым из контактов на сайте.

 разработаем позицию по иску с учетом норм права и актуальной судебной практики;
 юридически грамотно изложим позицию в административном исковом заявлении;
 гарантируем соответствие административного иска требованиям процессуального законодательства;
 строгое соблюдение сроков.

Установленной законом формы нет: образец административного искового заявления в суд по КАС РФ составляется в свободной письменной форме от руки или на компьютере, самостоятельно или с помощью юриста. В документе обязательно укажите:

  • наименование суда;
  • полные данные истца: Ф.И.О., дату и место рождения, адрес и телефон;
  • полные данные ответчика: наименование и адрес госоргана, Ф.И.О. и должность чиновника;
  • суть требований, их обоснования и доказательства;
  • информацию о том, подавалась ли жалоба на поступки ответчика вышестоящему руководителю, какой получен ответ;
  • подпись истца или его представителя, дата;
  • перечень прилагаемых документов.

Величина госпошлины, которую придется заплатить при подаче искового заявления, зависит от цены и характера иска и составляет от 300 до 60 000 рублей. Требования неимущественного характера облагаются минимальной пошлиной в размере 300 рублей. Чтобы рассчитать точную сумму, воспользуйтесь удобным калькулятором — они есть на сайтах судов.

За составление документа и подачу его в суд юристы берут от 1000 до 3000 рублей, в зависимости от региона. Участие юриста в судебном заседании в качестве представителя стоит не менее 5000 за один день.

Подать административный иск о признании решения незаконным либо обжаловать действия должностного лица разрешается в течение трех месяцев с момента нарушения прав.

На рассмотрение дела суду дается два месяца, первое заседание назначается, как правило, через 2 недели после получения заявления. Юрист участвует в деле по ходатайству, когда идет в суд вместе с истцом. Если гражданин не желает присутствовать на заседании, он выдает представителю доверенность.

  1. Скачать образец административного искового заявления (общий бланк).docxскачать
  2. Скачать образец административного иска на действия должностного лица (пристава-исполнителя).docxскачать
  3. Скачать образец иска об оспаривании кадастровой стоимости.docxскачать

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

КАС РФ в статье 125 предусматривает, что в тексте иска должны быть указаны:

  • название суда, в который направляется иск;
  • данные истца;
  • сведения об ответчике;
  • информация о нарушенных правах;
  • требования к ответчику;
  • информация о досудебном разрешении спорного вопроса, если законом предусмотрен такой порядок;
  • иные сведения, которые должны быть указаны в административном иске по определенным категориям дел (их перечень установлен отдельными главами КАС РФ);
  • перечень прилагаемых бумаг.

В административном исковом заявлении истец может ссылаться на любые доказательства, которые ему стали известны в рамках рассматриваемого вопроса. Закон не ограничивает его в вариантах представления подтверждения своих слов: к ним могут относиться свидетельские показания, фото, видео- и аудиоматериалы и т. д.

К документам, прикладываемым к административному исковому заявлению, КАС предъявляет требования, согласно которым:

  1. Истец обязан приложить квитанцию об уплате госпошлины (оригинал).
  2. Если заявитель не направлял копии заявления и бумаг всем лицам, участвующим в деле, он должен приложить их к иску и направить в суд для того, чтобы последний уведомил сторон о споре.
  3. Истец прикладывает документы, которые подтверждают требования административного иска (если истец не освобожден от доказывания).
  4. Должны быть приложены документы на представителя, в частности доверенность или иные подтверждения его полномочий, диплом о высшем юридическом образовании.
  5. В тех случаях, когда по данной категории дел обязательно участие представителя, истец вправе обойти это требование, представив суду документ о наличии у него высшего юридического образования.
  6. Должны прилагаться документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Административный иск – правила оформления и подачи

В Заволжский районный суд города Ульяновска

Административный истец:

Шайдуллина Розия Ильясовна, имею высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом № 423 от 12.01.2010, намерена вести дело лично,

проживающая по адресу: Ульяновск, ул. Зои Космодемьянской, 11-25

Административный ответчик: Министерство здравоохранения Ульяновской области

Ульяновск, ул. Новослободская, 21

Административное исковое заявление

В настоящее время гражданам доступна подача административного искового заявления через интернет. Сделать это можно на официальном сайте суда, в который планирует обратиться истец.

В каких случаях суд вправе отказать в принятии заявления?

  1. Если административное исковое заявление было подано не по подсудности/подведомственности;
  2. Если иск в защиту интересов гражданина подает лицо, не наделенное таким правом.
  3. Если из текста заявления не следует, что административный ответчик нарушил своими действиями права истца.
  4. Если уже имеется вступившее в силу решение суда о споре между этими сторонами по данному вопросу.
  5. В иных случаях, предусмотренных законодательством

При отказе в принятии заявления судья должен вынести определение с указанием его причины. Истец же вправе обжаловать данный отказ.

Сроки, о которых стоит помнить заявителю:

  1. 3 месяца — этот промежуток времени законодатель устанавливает для обращения в суд с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать, что его права были нарушены.
  2. 2 месяца — предельный срок рассмотрения дела в суде (за исключением случаев, предусмотренных законодателем).
  3. 10 дней — этот срок дается лицу для подачи иска, если его права были нарушены:
    • органами, которые рассматривают вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий (митингов, шествий и т. п.);
    • управлениями Федеральной службы судебных приставов;
    • органами, которые принимают решения об отставке глав муниципальных образований.

***

Таким образом, правом на подачу административного искового заявления обладают как юридические лица, так и граждане (в том числе иностранцы). Если вы считаете, что ваши права были нарушены, лучше не медлить, а обратиться за их защитой в суд. Напоминаем, что при указании закона на обязательный досудебный порядок разрешения спора необходимо сначала написать жалобу в административный орган и только после получения ответа (или его неполучения) обращаться в суд. В противном случае в рассмотрении заявления будет отказано.

ФИО __________________ в адрес ОСП ____________ был направлен исполнительный лист серия ____ № _________ , выданный _________ судом от ДД.ММ.ГГ. по делу ______ об ________________________

Постановлением от ДД.ММ.ГГ. судебного пристава-исполнителя ОСП ________________________ на основании вышеуказанного исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство № _____________________ .

В соответствии с базой данных исполнительных производств на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов России в настоящее время данное исполнительное производство находится у судебного пристава-исполнителя ФИО ________________ .

Согласно ч.11, 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Постановлением от ДД.ММ.ГГ. Должнику установлено, что требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником настоящего постановления.

Между тем в указанный срок требование Должником исполнено не было.

Пункт 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП ___________ было вынесено Постановление о взыскании с Должника исполнительского сбора.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП ___________ в адрес Должника было направлено Требование об исполнении требований исполнительного листа в срок до ДД.ММ.ГГ.

Однако в указанный срок требование Должником исполнено не было.

Пункт 2 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП __________ был составлен Протокол № ____ об административном правонарушении, в соответствии с которым Должник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Между тем судебный пристав-исполнитель не организовал исполнение требований исполнительного листа без участия Должника.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем ОСП _________ в адрес Должника было направлено требование о _____________

в срок до ДД.ММ.ГГ. Указанное требование было получено Должником ДД.ММ.ГГ. (что подтверждается сведениями с сайта Почты России в отношении письма с почтовым идентификатором № _____________ ).

Однако в указанный срок требование Должником исполнено не было.

ДД.ММ.ГГ. Кредитор направил в адрес ОСП ____________ заявление с требованием об исполнении требований исполнительного листа.

Факт направления Заявления подтверждается квитанцией почтового отделения связи от ДД.ММ.ГГ. с номером почтового идентификатора № _________ .

Данное Заявление было получено ОСП ___________ ДД.ММ.ГГ. (что подтверждается распечаткой страницы официального сайта Почты России в сети Интернет в отношении письма с почтовым идентификатором № _____________________ ).

Однако до настоящего времени требования исполнительного листа не выполнены.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.

В силу п. 1 ст. 12, ст. 13 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Основное условие жалоб, рассматриваемых в данной статье – это обжалование действий должностного лица, по предположению истца нарушившего его законные права и интересы. В порядке административного производства рассматриваются:

  1. жалобы граждан, касающиеся оспаривания нормативных актов;
  2. жалобы граждан, касающиеся оспаривания действий (или бездействия) должностных лиц;
  3. жалобы граждан, касающиеся оспаривания актов, принятых некоммерческими организациями, наделенными некоторыми государственными полномочиями;
  4. жалобы граждан, касающиеся нарушений их избирательных прав;
  5. жалобы граждан, касающиеся их гражданского права на осуществление правосудия, в том числе и на исполнение вступившего в законную силу решения;
  6. жалобы граждан, так или иначе касающиеся деятельности судей;
  7. иные жалобы, подаваемые государственными органами и должностными лицами в части установления админнадзора и т.д.

Под должностным лицом российское законодательство понимает более широкий спектр функциональных обязанностей. Толкование понятия «должностное лицо» в Российском законодательстве дают несколько нормативных актов – Уголовный Кодекс, КАС РФ, КоАП РФ и т.д.

Эти толкования очень многословны и, по большому счету, нужны только юристам-теоретикам.

Поскольку данная статья является пособием для неюристов, то разумным будет дать самое простое из существующих определений должностного лица: должностное лицо – это работник, обладающий властно-распорядительными функциями, с правом подписи на документах с гербовой печатью организации (учреждения, предприятия и т.д.), в которой он работает. То есть подпись должностного лица порождает права и обязанности граждан, либо нарушает их права и законные интересы.

Так, должностными лицами считаются:

  • чиновники, занимающие государственные функции федерального, регионального и муниципального уровня;
  • судебные приставы и руководители службы судебных приставов;
  • прокуроры;
  • государственные инспекторы в любой сфере.

Сразу отметим, что квалификация признаков должностного лица – довольно сложная задача. Поэтому для составления заявления в суд лучше обратиться к юристу. Дело в том, что запутанные толкования понятия «должностное лицо» в зависимости от нормативного акта, в котором они даются, могут запутать неподготовленного человека, и в результате жалоба на действия должностного лица будет предъявлена к ненадлежащему ответчику.

Следует помнить также, что обращение в суд по данной категории споров возможно только при условии соблюдения досудебного порядка.

Это значит, что истец до обращения в суд должен обратиться с заявлением к должностному лицу с жалобой на его действия и с требованием принять правильное, с точки зрения истца, решение. Отрицательное решение будет основанием для обращения в суд. При этом копию ответа будет необходимо приложить к заявлению в суд.

Учтите, что вы жалуетесь не на должностное лицо, потому что чиновник плохой. Вы жалуетесь на решение, принятое этим должностным лицом, то есть на его действия, как должностного лица.

Отсутствие ответа будет основанием для предъявления в суд жалобы на бездействие должностного лица.

В зависимости от конкретных обстоятельств само название жалобы и ее требования будут видоизменяться. Это может быть:

  • жалоба на действия с требованием признать действия должностного лица незаконными;
  • жалоба на бездействие должностного лица с требованием признать бездействие незаконным;
  • жалоба на действия должностного лица с требованием признать его решение незаконным.

При составлении жалобы в суд не следует указывать фамилию должностного лица. Еще раз напомним, вы жалуетесь не на человека, а на действия или бездействие функциональной единицы, которая, в отличие от человека, является несменяемой. Исключением будет обжалование действий конкретного судебного пристава.

Не будет лишним привлечь в качестве второго ответчика и сам орган, в котором должностное лицо осуществляет свои полномочия. Например, при обжаловании действий судебного пристава желательно привлечь в качестве соответчика также и Службу судебных приставов. В противном случае суд сделает это самостоятельно, что приведен к увеличению сроков рассмотрения дела.

Текст жалобы должен содержать в себе сведения:

  1. об обращении к должностному лицу с указанием даты;
  2. о причине обращения к должностному лицу;
  3. о желаемом результате обращения к должностному истцу;
  4. о том, почему заявитель считает, что должностное лицо должно было поступить так, а не иначе;
  5. о том, какое именно законное право заявителя было нарушено действиями или бездействием должностного лица;
  6. о том, чего именно заявитель хочет от суда.

Как правило, перед составлением административного иска, гражданин или организация обращаются в тот или иной орган власти, и после получения официального отказа, либо неполучения письменного ответа в установленный срок, оспаривают действие или бездействие.

К таким органам власти относят:

  1. областные;
  2. краевые;
  3. республиканские;
  4. муниципалитет.

Для оспаривания принятого решения, юридическое или физическое лицо составляют заявление в суд. Правила заполнения документа не предусмотрены законом, но структура прописана в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

На сегодняшний день гражданам и юридическим лицам доступно составления обращения в сети интернет. Подача производится на официальном сайте учреждения, где будет слушаться дело. Судебная коллегия на законодательном уровне имеет право отказать в принятии обращения. В каких случаях?

  1. Составление иска не по подведомственности либо подсудности.
  2. Обращение подает гражданин или организация не наделенные правом подачи.
  3. Текст обращения не говорит об административной ответственности ответчика.
  4. По данному делу уже вынесено решение судебной коллегией.
  5. Иные случаи, имеющие законодательную силу.

Истец имеет право обжаловать отказ в рассмотрении дела, судебная коллегия в свое время обязана указать причину отказа, ссылаясь на нормативные правовые акты.

  1. Три месяца на подачу заявления;
  2. Два месяца – максимальный срок рассмотрения искового заявления судебной коллегией. Существуют исключения предусмотренные законодательством.
  3. Десять дней на подачу обращения, в случаях:
  4. права были нарушены органами власти РФ, которые рассматривают вопросы проведения публичных мероприятий;
  5. нарушение прав органами ФССП;
  6. а так же органами РФ, которые выносят решения об отставке руководителей муниципалитета.

В статье 125 КАС РФ предусмотрена только структура иска, то, что должно указываться обязательно. Сам иск составляется физическим или юридическим лицом в свободной форме. Рассмотрим подробнее структуру:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес постоянного места регистрации и фактического места проживания в случае иных сведений;
  • данные об ответчике, юридический адрес;
  • подробное описание нарушения прав;
  • данные о решении спора в досудебном порядке, если он предусмотрен законодательно;
  • пронумерованный список приложений.

Административное исковое заявление составляется на основе любых доказательств, предусмотренных законом. Варианты предоставления могут быть различны: фото и видео съемка, аудиозаписи, показания свидетелей, письменные отказы и другие официальные бумаги.

Какие приложения помимо доказательных документов потребуется предоставить:

  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • копии бумаг, для отправки лицам, участвующим в разбирательстве, если истец не выполнил процедуру уведомления самостоятельно;
  • документы, подтверждающие требования административного обращения;
  • если в суде интересы истца представляет третье лицо, прикладываются документы, подтверждающие полномочия (диплом о юридическом ВО), и доверенность;
  • документы, подтверждающие решение спора в досудебном порядке, если он предусмотрен законодательно.

Оформляем административный иск

После рассмотрения обращения, судебная коллегия должна выставить определение по административному иску. Основания для его вынесения регламентированы статьями 127 – 130 КАС РФ.

Регламентировано три варианты рассмотрения жалобы: положительное, приостановление, и отказ в рассмотрении. Принять в рассмотрение суд обязан в течение 3-х дней, после этого коллегия будет изучать приложения и само исковое заявление в течение 2-х месяцев.

По результату рассмотрение суд вынесет законодательное определение, которое так же можно оспорить. В случае принятия положительного решения, суд уведомляет о дате, месте и времени проведения слушания.

Административное исковое заявление рассматривается на законодательном уровне, и считается эффективным способом восстановления прав, которые были нарушены в той или иной степени, или снятия ограничений гарантированной свободы и интересов. В некоторых случаях судебное разбирательство может быть отложено органами исполнительной власти, оснований для отсрочки слушания несколько:

  • требуется дополнительное производство процессуальных действий, таких как: экспертизы, специализированная помощь и т.д.;
  • ходатайство о принятии дополнительных доказательств по иску;
  • неявка одной из сторон, присутствие, которого считается обязательным условием судебного разбирательства;
  • иные причины прописанные в КАС РФ.

В случае отсрочки рассмотрения дела, судебная коллегия выносит решение, в котором указываются новые дата, время и место проведения слушания, неявка на судебное разбирательство во второй раз, может послужить досрочному вынесению решения.

На практике судопроизводства, можно оспорить незаконные действия любых категорий органов власти. Согласно ч.

6 ст. 198 КАС РФ, судебная коллегия выносит решение незамедлительно после определения.

Суд вправе объявить только резолютивную часть, в таком случае обязательство полного определения переносится на срок не более пяти дней. Объявленная резолюция подписывается судьей и приобщается к делу в соответствии с установленным регламентом проведения.

Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.

Кто подпадает под понятие должностного лица?

Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.

Например, в круг должностных лиц относятся:

  • приставы-исполнители ФССП;
  • сотрудники прокуратуры;
  • инспекторы налоговой службы;
  • работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
  • чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
  • сотрудники полиции;
  • иные категории служащих.

Важно! Полномочия должностного лица могут следовать из нормы закона, в силу возложенных полномочий, из предписания вышестоящего органа. Этот момент будет важен при рассмотрении жалобы.

Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях. Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст.

46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст.

16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием.

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

Образец административного искового заявления

Законодательными актами не утвержден типовой бланк жалобы на действия должностных лиц.

При оформлении и подаче этого документа нужно учитывать требования следующих нормативных актов:

  • Кодекса административного судопроизводства РФ (это базовый акт для подачи жалоб в судебном порядке);
  • ГПК РФ (регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам);
  • АПК РФ (применяется, если подается жалоба по экономическому спору).

Скачать образец жалобы на действия должностного лица

Практически для каждой сферы государственного и муниципального управления применяются профильные нормативные акты. Например, жалобы на действия и бездействия приставов подаются по Федеральному закону № 229-ФЗ.

Сроки обжалования также будут зависеть от характера нарушения.

Выделим ключевые моменты, связанные с соблюдением сроков на подачу жалоб:

  • при обжаловании незаконных действий или бездействия в порядке подчиненности или через суд срок подачи жалобы составляет 3 месяца;
  • жалобы на административные постановления подаются в течение 10 дней после получения копии акта;
  • ведомственными актами может предусматриваться специальный срок на обжалование (например, при подаче жалобы на незаконные действия таможенной службы применяются сроки 10, 15 и 30 дней, в зависимости от характера спора).

Пропущенный срок можно восстановить, если доказать уважительность причин позднего обращения.

Отдельные должностные лица допускают административные правонарушения, которые затрагивают права и законные интересы гражданина российского государства.Такого рода действия влекут за собой применение меры административного воздействия к должностным лицам.

Мера применяется при подаче претензионной жалобы в соответствующий орган, исполняющего функции государства по обеспечению защиты конституционных прав и интересов.

Каждая претензионная жалоба заявителя подлежит обязательному регистрированию под индивидуальным номером и рассмотрению, после чего выносится соответствующее постановление.

В нормативах Федерального закона № 59-ФЗ отмечено, что она подлежит рассмотрению в том же порядке, что и жалоба, составленная на бумажном носителе.

Под термином «жалоба» подразумевается письменное обращение гражданина относительно нарушенных прав и законных интересов. Оно подается в уполномоченные государством органы, которое рассматривается на бесплатной основе.

Такого рода обращение является одной из форм, которые позволяют реализовать конституционное право гражданина Российской Федерации. Норма учреждена соответственно предписаниям статьи 46 Конституции РФ.

Под выражением «административное правонарушение» понимается противоправное, виновное деяние должностного лица, проявляемое в его действии или бездействии.

Сообразно нормам действующих правовых актов к допустившему такого рода проступок лицу применяется мера административной ответственности.

Основное назначение жалобы заключается в восстановлении нарушенных прав, свобод либо законных интересов человека. Процедура их восстановления обеспечивается системой защиты его гражданских прав, что подчеркнуто в нормативах статьи 12 ГК РФ.

Она предусматривает:

  • признание гражданских прав;
  • исправление сложившегося положения, существовавших ранее;
  • пресечение действий, повлекших за собой правонарушение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]