Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.
Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:
- Доля НДС в сумме выручки.
- Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.
Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/[email protected] и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.
ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
где:
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)
Нужно просто рассчитать вашу долю вычета по НДС и сравнить ее с показателями налоговой. Рассчитайте процент вычета по НДС от общей суммы начисленного налога.
Для расчета берите показатели вашей декларации по НДС из раздела 3:
- Исчисленный НДС.
- НДС к вычету.
В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.
Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.
Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.
Ставка 10% применяется при реализации:
- продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
- товаров для детей;
- периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
- услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.
Критерии налоговых рисков
Новая налоговая нагрузка от ФНС: таблица
Снижение налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка организации
Низкая налоговая нагрузка
Показатель налоговой нагрузки предприятия является одним из оценочных критериев, используемых инспекцией ФНС при решении вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в фирме.
Рассчитать это значение под силу самому предприятию, мы же напомним, что такое среднеотраслевая налоговая нагрузка, кто ее устанавливает, какими правовыми актами регламентирует и как она используется на практике.
Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:
- в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
- в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:
КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.
Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.
Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/[email protected] Рассчитывая НН следует:
- учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
- учесть уплаченный НДФЛ;
- не включать в расчет страховые взносы.
В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:
- начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
- выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).
Налоговая нагрузка по НДС – формула расчета
В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.
Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.
По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):
- экспортируемые,
- находящиеся в свободной таможенной зоне,
- международная перевозка продукции,
- транспортировка нефти и нефтепродуктов,
- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
\r\n\r\n
Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:
\r\n\r\n
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.
\r\n\r\n
Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.
\r\n\r\n
В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.
Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:
сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.
Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Понятие налоговой нагрузки можно рассматривать в нескольких направлениях. Для собственников бизнеса под налоговой нагрузкой чаще всего подразумевается соотношение суммы начисленных за отчетный период налогов к сумме прибыли, которое показывает, какую часть доходов предприятие отдает государству.
Для целей планирования результатов деятельности компании налоговая нагрузка равна сумме произведений ставки установленных законом налогов на величину налогооблагаемой базы для каждого из налогов.
Государство же в лице налоговой инспекции считает налоговую нагрузку как показатель, на основе которого можно сделать вывод о том, применяет ли компания те или иные схемы уклонения от уплаты налогов и нужно ли включать эту компанию в план выездных проверок. Рассмотрим налоговую нагрузку именно с точки зрения механизма контроля над бизнесом компании со стороны налоговой инспекции.
Еще в 2007 г. была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок[1], которая определила величину налоговой нагрузки компании в качестве общедоступного критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной Концепцией одно из оснований для назначения выездной проверки — «налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
В 2012 году Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] было установлено, что приложение 3 Концепции, содержащее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Например, показатели за 2019 г. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 г.*
Справочно: Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 % |
|||||||||||||||||||||
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) |
2019 г. |
||||||||||||||||||||
Налоговая нагрузка, % |
Справочно: фискальная нагрузка по СВ**, % Налоговая нагрузка рассчитывается как в целом по компании, так и по разным видам налогов в отдельности. Общая налоговая нагрузка рассчитывается по формуле: Общая налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов по данным деклараций (расчетов) / Сумма выручки по строке 2110 Отчета о прибылях и убытках × 100 %. Обратите внимание! В Приказе ФНС № ММ-3-06/[email protected] приводится следующее определение расчета: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т. е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В письмах Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208 и ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected] есть рекомендации по расчетам: • в расчет включаются все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде; • в расчете учитываются платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента (например, НДФЛ по работникам); • в расчете не участвуют суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды; • из расчета исключаются суммы ввозного НДС; • в расчете не учитываются таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству. Налогоплательщики для самоконтроля могут рассчитать налоговую нагрузку самостоятельно. Есть два варианта расчета: 1. Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль: Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 годовой декларации) / Сумма доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль). Для ИФНС сигналом к инициации выездной проверки может послужить значение показателя менее 3 % для производственных компаний и менее 1 % — для торговых предприятий. 2. Расчет налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость: Налоговая нагрузка по НДС = Сумма вычетов по НДС / Сумма начисленного НДС × 100 %. Здесь для ИФНС тревожным сигналом будет показатель от 89 % и более. В таблице 2 представлены расчеты налоговой нагрузки для самых распространённых видов налогов. В приложении № 2 к Приказу ФНС № ММ-3-06/[email protected] содержится довольно большой перечень общедоступных критериев, по которым налогоплательщик может сам определить вероятность риска включения его в план проведения выездной налоговой проверки со стороны ИФНС. В него входят такие признаки, как: 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). 2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух календарных лет и более. 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). 5. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. 6. Неоднократное (т. е. два раза и более в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. 10. Неоднократное (два случая и более) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Как видим, восемь из двенадцати критериев непосредственно связаны с величиной налогооблагаемой базы компании, а низкий уровень налоговой нагрузки вообще находится на первом месте.
Прежде всего показатель налоговой нагрузки нужен для налоговых органов, но рассматриваемый критерий используется и в других сферах. Так, сам налогоплательщик с помощью этого показателя определяет, насколько эффективной является его деятельность и может принять решение по налоговому планированию дальнейшей деятельности предприятия. В банковской сфере во время принятия решения о выдаче займов и кредитов или при принятии решения об обслуживание организации. Ведь если налоговые выплаты меньше установленных, то бизнес считается недобросовестным и сотрудничать с такой организацией банки не будут.
Выделяют два вида налоговой нагрузки – относительную и абсолютную. Абсолютная налоговая нагрузка – это сумма, в первую очередь необходимая для самих налогоплательщиков, которая выражается определенной цифрой, связанной с обязанностями по выплате налогов. Эта сумму необходимо вычислять, чтобы планировать соотношение доходов и расходов при ведении бизнеса. Относительная налоговая нагрузка, это более расширенных подход, включающий в себя множество экономических параметров, Данный метод позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние организации и рассчитывается налоговым органом для определения рентабельности прибыльности. Базой для расчета налоговой нагрузки являются следующие показатели:
Безопасная доля вычетов по НДС по итогам 2-го квартала 2021 годаСовокупная налоговая нагрузка вычисляется как частное налоговых отчислений и выручки. Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если налоговая нагрузка будет меньше, чем среднее ежегодное значение в отрасли. ННп ¬ ¬– налоговая нагрузка по налогу на прибыль; В первую очередь необходимо пересчитать нагрузку по каждому виду деятельности компании и проверить, включалось ли в расчет сумма НДФЛ. Если вы проверили все рассчитанные показатели правильно, и они все равно не соответствуют нормам и требованиям законодательства РФ налогоплательщику, необходимо подготовить подтверждающие документы для налоговой. Объяснить заниженную налоговую нагрузку можно следующим образом:
Особенности расчета налоговой нагрузки для разных режимов налогообложения:
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант. Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку? Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия. Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых. В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором. Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:
Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД. Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%). Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель. Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом. Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс». Для юридических лиц:
Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).
Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).
Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт). Для ИП:
Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.
Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.
Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.
Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС. Как быть, если показатель налоговой нагрузки компании ниже среднеотраслевого? Тогда компанию будут проверять на дополнительные критерии риска. Если таких критериев будет несколько, то проверки не избежать. Если же по остальным критериям вопросов к компании нет, то тогда инспекция запросит пояснение причин низкого показателя налоговой нагрузки. Давать пояснения по этому вопросу не является обязательным для компании, но лучше все же пояснения дать и уложиться в назначенный срок. Если инспекция сочтет представленные причины существенными, компания сможет избежать проверки. Объективные причины заниженной налоговой нагрузки:
Указанные выше причины необходимо подтвердить документально. Не будет лишним пояснения подкрепить также и отчетами за периоды, когда налоговая нагрузка компании соответствовала среднеотраслевой. Оценить эффективность своего режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку поможет электронный сервис СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис позволяет оценить риски налоговой проверки и сработать на опережение. Также рекомендуем обратить внимание и на другие сервисы СБИС, позволяющие облегчить работу, минимизировать риск налоговой проверки и оптимизировать деятельность компании. СБИС Бухгалтерия и учет — универсальный инструмент ведения бухгалтерии. Сервис помогает не только вести бухучет, он поможет с расчетом зарплаты, ведением кадровой документации и многого другого. СБИС Электронный документооборот позволяет существенно ускорить обмен данных как внутри компании, так и с контрагентами. Система увеличивает как скорость, так и качество взаимодействия между партнерами. Подробнее о том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, вам готовы рассказать наши специалисты. А если вам требуется помощь в заполнении и подготовки отчетности – наши специалисты вам помогут! Обращайтесь в нашу компанию, и сдача вашей отчётности будет в надежных руках. Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов. Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.
Компания N зарегистрировалась по одному юридическому адресу, а фактически находилась по другому. Налоговая инспекция узнала об этом и выделила месяц, чтобы привести в соответствие фактический и юридический адрес. Добросовестный директор компании N собрал учредительные документы и отнес для перегистрации в новую налоговую инспекцию. Как же он удивился, когда услышал от начальника инспекции: «Я не поставлю вас на учет, мне неинтересен налогоплательщик с низкой налоговой нагрузкой. Будете настаивать, завалим проверками». Эту историю рассказал директор компании, которая пришла в MCOB на обслуживание. Возможно, главный налоговик только пугал директора — камеральные проверки строго регламентированы, а на выездную компания не тянула. Обороты были маленькие. Тем не менее, у компаний часто возникают проблемы из-за низкой налоговой нагрузки. Давайте разбираться — что такое низкая налоговая нагрузка, чем она опасна и как снизить риск выездных проверок. Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2020 годуНалоговая нагрузка — соответствие перечисленных налогов и дохода компании. Государство считает: если организация растет и развивается, сумма налогов в бюджет должна увеличиться. Если компания платит минимальные налоги, значит с организацией что-то не так и ФНС начинает действовать. Высылает «письма счастья» или вызывает директора «на ковер» для дачи пояснений. Если организация не реагирует на запросы налоговиков, они готовят сведения для выездной налоговой проверки. Налоговую нагрузку каждый может рассчитать самостоятельно, используя налоговый калькулятор на сервисе ФНС. Рассмотрим основные показатели, которые помогут избежать выездной налоговой проверки. Клиенты задают постоянно один и тот же вопрос — сколько нужно платить НДС? Нет универсального ответа. Здесь нужно учитывать все факторы: регион, сезонность бизнеса, вид деятельности, рентабельность и прочее. У ФНС есть критерий, по которому она выбирает кандидатов на проверку по НДС — доля вычетов по НДС не может быть выше средней по региону. Пример. Организация в Краснодаре занималась экспортом-импортом. Обратилась к нам, когда получила запрос от ФНС о даче пояснений по НДС. Компания старалась снизить налог на добавленную стоимость и увеличила законный вычет. Это было видно из декларации по НДС. Считается она так: НДС к вычету (раздел 3 стр. 190)/ НДС начисленная (раздел 3 стр. 110)*100%«Живые» цифры из отчета по НДС: 2 887 965/ 2 951 417 * 100% = 97,85%Компания, согласно декларации, заплатила НДС — 63 452 рубля. 2 951 417 — 89,9% = 298 093 рубля 12 копеек.Если у вас реальные сделки, надежные контрагенты и есть подтверждающие документы, не переживайте из-за подобных требований. В нашем случае был импорт и продажа по нулевой ставке НДС — вполне объяснимое снижение рекомендуемой доли вычета. Спецрежим — льготный способ налогообложения, при котором налогоплательщик не платит три крупных налога: налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Чтобы его использовать, государство ввело часть ограничений: по численности, по выручке и основным средствам. Часто организации приближаются к предельным значениям и не отслеживают это. Пример. Оптово-розничная компании на УСН решила запустить сайт и оформила договор ГПХ с веб-дизайнером, программистом и копирайтером. Среднесписочная численность компании стала 97 человек. Максимальное количество сотрудников на УСН — 100 человек. Если организация не уменьшит численность персонала, она попадает в зону риска. Налоговая инспекция тщательно следит за соотношением между выручкой и затратами, анализируя данные за предыдущие 3 года. Если разница больше 100%, выручка растет. Если меньше 100% — увеличились затраты. Если выручки и затраты равны, значит рост компании остановился. Это касается компании на общей системе налогообложения, которые платят налог на прибыль. Одна рекламная компания в отчете по налогу на прибыль указывала цифры:
Такие показатели вызывают подозрение у налоговиков. Одна строительная компания начала работать с одним подрядчиком. У него была дешевая рабочая сила, низкие цена на услуги и стройматериалы по оптовым ценам. Сотрудничество строилось на доверии: работа выполнялась в срок, подписанные счета-фактуры и акты выполненных работ привозились вовремя, все всех устраивало. Как же удивился директор строительной компании, когда по итогу камеральной проверки декларации НДС выяснилось, что подрядчик оказался компанией-однодневкой на упрощенке и не имел право выставлять счета-фактуры с НДС, у него отсутствовали складские помещения для хранения стройматериалов, а рабочие были нелегальными мигрантами. Строительной компании пришлось выплатить доначисленные налоги по НДС и заплатить налог на прибыль. Штрафы, пени и доначисленные налоги вылилось в сотни тысяч рублей. В чем ошибка. Строительная компания не проверила контрагента-подрядчика. У него уже была «черная метка» в ЕГРЮЛ и он не мог официально оказывать такие услуги из-за нехватки персонала и необходимых ресурсов. Согласно концепции налоговых проверок есть еще несколько критериев отбора кандидатов на выездную проверку:
Ответственности за рискованные схемы оптимизации налогов в 2019 году
Выездных налоговых проверок становится меньше. Зато инспекторы тщательно подходят к отбору кандидатов — выезжают в компании, где гарантированно есть нарушения и у них достаточно ресурсов для выплаты штрафов, пеней и неустоек. Налоговики заведомо знают размер доначислений, которые увеличиваются с каждым годом и исчисляются порой несколькими миллионами рублей. Чтобы не попасть в «черный список» кандидатов, бизнесу надо умело оптимизировать налоги, соблюдать налоговую нагрузку и стать для ФНС «незаметным налогоплательщиком». Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину. Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки. Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность. Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС. Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу. Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным. Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени. Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет. Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС. Похожие записи: |