Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности приемных родителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.
Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:
- Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью.
В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа». - Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители.
Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений. - Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома.
Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму. - Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей.
Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.
Лучший способ заранее «подстелить соломы» — это заблаговременно, до момента прихода ребенка в семью, обзавестись контактами необходимых специалистов: медиков, неврологов, психологов. И, не стесняясь, при первых же трудностях, обращаться к ним.
Права и обязанности приемных родителей
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
- Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
- Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- Медицинское заключение о состоянии здоровья;
- Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
- Автобиография;
- Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
- Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
- Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).
Первое, что необходимо сделать каждому человеку, задумавшемуся об усыновлении – это обсудить свое желание с самыми близкими людьми: супругом и детьми. К слову, распространенный стереотип о том, что воспитывать приемных детей должны только семьи, которые лишены возможности родить собственных, не только далек от истины, но и вреден. Напротив, семьи, в которых уже есть дети, имеют опыт воспитания, представляют, насколько это сложное и трудоемкое дело – растить детей. Но вернемся к членам семьи. Только если консенсус достигнут, и в доме не осталось тех, кто «категорически против», можно переходить к действиям.
Второй шаг – это обучение в школе приемных родителей. Найти ближайшую из них очень просто: достаточно обратиться в орган опеки по месту жительства. Там направят. В среднем два месяца длятся занятия и это не только необходимый, но и приятный этап на пути к устройству ребенка в свою семью. За несколько недель до окончания учебы можно смело начинать собирать документы. При интенсивном погружении в этот вопрос (если оба супруга берут для этой цели отпуск), процедуры займут одну-две недели.
Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в воспитании приемных детей – это общение с другими родителями, находящимися в аналогичной жизненной ситуации. Обмен опытом и ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и помогает реально смотреть на вещи. В идеале, необходимо найти организацию, которая помогает устройству детей и при этом обеспечивает последующее сопровождение семьи. Речь идет о всевозможных некоммерческих фондах, структурах и сообществах приемных родителей. Общение с единомышленниками очень важно – как на этапе принятия решения, поиска ребенка, так и в самом начале совместной жизни. Впрочем, и в дальнейшем не стоит прерывать отношений. Для приемных детей это тоже уникальная возможность чувствовать себя в «своей тарелке» и понимать, что самые любимые и близкие – это не обязательно те, кто тебя родил. Но обязательно те, кто любит, кто каждый день, с утра и до ночи рядом.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Права и обязанности
Граждане, желающие принять в семью под попечительство несовершеннолетнего или нескольких, оставшихся без родителей, имеют право на это, и после формулировки и подписания договора с ООП становятся приемными родителями. Ими могут стать не только состоящие в законном браке, но и одинокие граждане, не имеющие материальных проблем. Дети, передаваемые с помощью ООП в приемную семью, становятся приемными детьми. Сама семья с этого момента именуется приемной и пользуется соответствующими социальными правами и льготами данного института.
В законодательстве РФ предусмотрены и иные формы организации воспитания детей, лишенных родительского воспитания (сирот). Приемная семья от них отличается тем, что:
- В отличие от усыновления, отношения между приемными родителями и детьми ограничены во времени и подтверждаются с помощью договора с ООП;
- В отличие от опеки, закон ограничивает возраст приемных детей (сирот) и обязывает заключать договор для оформления отношений.
С момента, когда заключен договор приемная семья, произошло создание приемной семьи, приемные родители приобретают права и обязанности опекунов, социальные льготы, пособия, но не те же, что возникают при усыновлении. Передать в семью под опеку на воспитание можно несколько несовершеннолетних, пока их общее количество (вместе с родными) не достигнет 8.
Отношения в институте приемная семья характеризуются, как деловые, в отличие от усыновления, хотя помимо заботы о достойном уровне проживания, обучения, питания и т.д. приемных детей, приемные родители занимаются также и воспитанием. Но в отличие от настоящей (биологической) семьи, особенности такого понятия как «приемная семья» заключаются в том, что между родителями и несовершеннолетними не возникают наследственные, алиментные и другие родственные отношения, определенные в СК РФ.
Исключено образование такого договора как приемная семьи, и подписание договоров с ООП и следующими лицами:
- недееспособными и ограниченно дееспособными по постановлению суда;
- лишенных или ограниченных в родительских правах по постановлению суда;
- отстраненных ранее от обязанностей опекуна из-за проблем с нарушением договора;
- лишенных прав усыновителя по постановлению суда;
- не способных стать опекунами из-за проблем здоровья (инвалиды, с отклонениями в развитии).
Устройство института приемной семьи возможно, но требуется не только желание граждан, их теплое отношение к конкретному ребенку, но и заявление в ООП. Следует получить согласие ООП и образовательного или лечебно-профилактического учреждения на передачу в приемную семью следующих категорий несовершеннолетних (п. 1 ст. 121 СК РФ):
- Сироты;
- Те, чьи родители не установлены;
- Те, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы по постановлению суда, недееспособны, безвестно отсутствуют;
- Те, чьи родители не в состоянии исполнять свои обязанности из-за проблем со здоровьем (инвалиды, с отклонениями в развитии).
Не только здоровые несовершеннолетние могут быть устроены на воспитание в приемную семью при поддержке ООП, но и инвалиды, больные, с отклонениями в развитии. Приемная семья в таком случае должна доказать, что в состоянии обеспечить надлежащий уход за таким ребенком, принимает соответствующие меры.
В перечень льгот, которыми вправе воспользоваться приемные семьи при поддержке ООП, входят:
Получение пособия из средств федерального бюджета 1 раз в месяц. Сумма льготы индексируется ежегодно, определяется индивидуально.
- Льготы по бесплатному устройству на лечение в учреждения санаторно-курортного типа муниципальной формы собственности.
- Устройство бесплатного питания детей в школе.
- По достижении несовершеннолетним 18 лет, он вправе стать в очередь на получение нового жилья.
- Льготы при поступлении в организации и учреждения профессионального образования, вузы.
- Льготы для инвалидов на внеочередное получение протезов.
Опекун ребенка и родители — права, обязанности, споры
Изучение отношения к велосипедному спорту
Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.
Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?
Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей. При этом сестры несовершеннолетнего подопечного, равно как и братья, бабушки, дедушки, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека устанавливается над детьми от рождения до 14 лет. Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).
Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):
- лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
- лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство);
- лица, не прошедшие подготовку к опекунству или попечительству (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
- лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.
Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).
Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).
Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Ограничение в правах родителя возможно лишь в том случае, если оставление с ним детей подвергает их опасности. Причины и обстоятельства, приводящие к этому, не зависят от родителя: трудные жизненные обстоятельства, расстройство психики, тяжелая хроническая болезнь, мешающая исполнять обязанности родителя, и т.п.
Иск на ограничение прав родителя рассматривает суд, который будет принимать решение, руководствуясь положениями ст. 73 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ): «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав».
В решении суда об ограничении или о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, опекуну (попечителю), если он уже назначен, или органу опеки и попечительства.
В целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, суд должен известить этого родителя о времени и месте рассмотрения дела об ограничении или о лишении родительских прав и разъяснить ему, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.
При невозможности передать ребенка другому родителю либо в случае ограничения или лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства. При этом суд не решает вопрос о том, как должна быть определена судьба ребенка (помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции органа опеки и попечительства. Передача судом ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда они назначены его опекунами или попечителями (п. 5 ст. 71, п. 4 ст. 74, ст. 121 СК РФ)1.
Почему мам и пап ограничивают в родительских правах?
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком, выявляются в ходе тщательного обследования условий его жизни2. Такое обследование проводится перед судебным заседанием, а также ранее, сразу после поступления в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устных и письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведения о детях.
Обследование осуществляется с целью принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав или ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных или медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Обследование проводит в течение 3 дней с момента получения сведений о детях специалист органа опеки и попечительства либо образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (далее – организация), которой передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.
По результатам проверки составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В нем должна быть дана оценка выявленных в ходе обследования обстоятельств, а также изложены выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка или препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов.
Акт обследования оформляется в течение 3 дней после проверки, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации, если ее сотрудник провел проверку. Акт обследования, проведенного специалистом организации, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган опеки и попечительства в течение одного дня, следующего за днем его утверждения, а второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления либо руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания.
При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства.
Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей или иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком.
Независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Он обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение, подлежащее оценке в совокупности с другими доказательствами (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, ст. 78 СК РФ). Причем такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства актов обследования.
Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд должен исходить из его интересов и учесть мнение ребенка, если ему исполнилось 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания условий для его воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения его требований), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Суд учитывает все обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).
Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Согласно ст. 12 Конвенции ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, должно быть предоставлено право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим его. Причем взглядам ребенка нужно уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.
Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, если ему уже исполнилось 10 лет.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».
2 Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).
Права и обязанности замещающих родителей
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.
2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.
Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.
3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)
4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)
фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)
сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)
сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)
сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)
сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).
2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).
3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)
Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.
5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.
Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.
6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).
2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.
Не допускается заключение договора через представителя опекуна.
3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.
4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423
1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.
Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.
3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.
7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.
9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.
10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423
Вопросы в сфере семейных отношений регулируются Семейным Кодексом РФ. В юридической терминологии процесс оформления родительского права называется опекунством, а новоиспеченные родители – это опекуны.
На практике процедура актуальна для семей, у которых нет собственных детей. Речь идет именно о традиционном союзе мужчины и женщины, состоящих в официально зарегистрированном браке. Лица, состоящие в гражданском браке, не могут быть усыновителями и приемными родителями, но они могут стать опекунами.
Требования к кандидатам закреплены на законодательном уровне. Их смысл заключается в том, чтобы государство смогло защитить интересы каждой из сторон. Требования следующие:
- Наличие приемлемых жилищных условий. Подразумевается законодательно установленная норма жилплощади. Такая норма может отличаться, в зависимости от региона проживания кандидатов. Размер жилплощади на одного человек должен быть равен 12 кв.м. Для москвичей полагается 33 кв.м на одну персону. Если семья состоит из двух человек, то норма возрастает до 42 кв.м.
Также важно, чтобы жилье имело доступ к коммуникационным благам, а его санитарная площадь была не менее 6 кв.м. Жилье может быть съемным или в собственности.
- Кандидату нужно собрать отзывы от своего ближайшего окружения. Эти сведения помогут составить его психологический портрет. В частности, потребуется письменная характеристика от соседей и от коллег по работе.
- Кандидат не должен быть уличен в правонарушении уголовного порядка. Заявки от граждан с судимостью не принимаются и не рассматриваются.
- Здоровье. Кандидат должен быть физически и психологически здоровым, не иметь каких-либо зависимостей или онкологических недугов.
Права и обязанности приемных родителей охватывают все аспекты жизни приемного ребенка. Если резюмировать, то этот список состоит из следующих пунктов:
- Забота о здоровье малыша.
- Доступ к образованию.
- Организация нормального досуга.
- Воспитание.
- Защита его юридических интересов.
- Защита от неблагоприятных условий жизни.
- Защита от различного рода негативных ситуаций до наступления 18-летнего возраста.
Рассмотрим каждый из пунктов более детально.
Есть ряд нормативных документов и положений, указывающих на права и обязанности приемных родителей в плане доступа к медицинским услугам. Если малыш заболел, то приемные родители обязаны обратиться к доктору для диагностики и лечения.
Кроме того, приемные родители обязаны обеспечивать плановые осмотры ребенка у педиатра и других специалистов. Если тот или иной врач дает отдельные рекомендации, то они должны быть выполнены.
Нормальное детство ассоциируется с беззаботностью. Такая атмосфера служит залогом формирования полноценной, адекватной личности. Право на детство есть у каждого ребенка, независимо от вида семьи, в которой он растет.
Права и обязанности приемных родителей в области организации досуга исключают ограничение ребенка в общении, трудовую эксплуатацию и запрет на проведение нормального досуга.
Права и обязанности приемных родителей кратко не заканчиваются обеспечением бытовых условий. Они должны всесторонне защищать интересы ребенка. Согласно закону, до достижения 10-летнего возраста отстаивание прав малыша возложено на местные органы опеки.
После 10 лет ребенок самостоятельно принимает решение во многих вопросах, включая возможность оставаться в приемной семье. Во многих случаях приемные родители выступают официальными представителями ребенка.
Статья 37 СК РФ призвана защищать имущественное право ребенка. В частности, права и обязанности приемных родителей, опекунов, попечителей и усыновителей предусматривают возможность совершения сделок от имени приемного ребенка или дачи согласия на таковые.
Этапы оформления:
- Лицо, желающее создать приёмную семью, обращается в орган опеки, где на основании запроса предоставляют возможность ознакомиться с данными и анкетами детей (заочное общение) и встретиться лично (очное).
- В случае, если найден подходящий ребёнок, проводится сопоставление психологических портретов, устраняются возможность наложить протест третьими лицами, что является распространённой на практике проблемой.
- Проводится медицинский осмотр.
- Заявитель подаёт документы, на основании которых формируется окончательное заключение органа опеки о возможности установления режима приёмной семьи.
- Между приёмными родителями и государством заключается сделка (договор) о возмездном воспитании детей на установленный срок.
- Ребёнок вместе с сопроводительными документами передаётся в семью, начинают действовать льготы;
- В случае окончания срока, ребёнок возвращается в государственное учреждение, кроме случаев, когда начинается процедура усыновления.
Несмотря на значительный рост популярности приёмных семей, а также повышение выплат приёмным родителям в 2017 году, инициатором всегда выступает физическое лицо, а контролирующим и представляющим интересы государства учреждением — органы опеки, в чью территориальную юрисдикцию подпадает соответствующий приют или интернат.
Позитивная статистика периода с 2007 по 2017 год, отражающая снижение числа детей без родителей, также показывает, что тысячи из них не могут воспитываться в нормальных условиях. Правила могут различаться в зависимости от регионов, поэтому для анализа правоприменения следует изучить территориальный форум приёмных родителей с советами.
Хотя государство заботится о правах, в том числе имущественных, нравственное воспитание, ценности прививается детям в составе традиционной полной семьи.
Для реализации социальных гарантий несовершеннолетним, законодатель определил:
- Вознаграждение приемным родителям.
- Обширный круг прав, включая возможность получать стаж.
- Юридические гарантии детям, включая участие органов опеки и прокуратуры в особых случаях.
- Запрет на опекунство однополых пар, равно и то, что лица в гражданском браке не могут быть приемными родителями одного ребенка.
- Жёсткие критерии отбора опекунов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Приемная семья: права и обязанности родителей и детей
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
СК РФ не допускает разделения братьев и сестёр по разным приёмным семьям, нарушающего права детей при определении их места проживания. Препятствием также будет наличие родственников или родителей, сохранивших за собой право заявить отказ в установлении режима приёмной семьи. Не допустят процедуру опекунства и при несогласии родных детей опекунов, поскольку при принятии решения органы опеки ориентируются на интересы детей.
Допускается проживание в приёмной семье до 8 детей; контролирующий орган принимает такое решение о максимальном количестве исходя из финансового состояния семьи и наличия соответствующей жилплощади.
Приёмные родители выбираются на основе критериев, определяемых по усмотрению специалистов опеки и самого ребёнка. Аналогично как при опеке с помещением в приёмную семью, существует ряд похожих требований:
1. Семья должна быть желательно полной. Режим приёмной семьи может быть установлен по отношению к одному родителю, но не допускается оформление в приёмные семьи из двух лиц, когда их отношения не зарегистрированы.
2. Кандидаты должны обладать физическим и психическим здоровьем, не страдать алкоголизмом и наркоманией, быть способными обслуживать и содержать себя и ребёнка.
3. Приёмные семьи не формируются в отношении конфликтных лиц, либо имеющих психологически неудовлетворительную характеристику.
4. Родители не должны иметь проблем с законом, либо допускается, что судимость погашена.
5. Для кандидатов требуется обладание высокими моральными качествами и мотивацией на достойный вклад в воспитание ребёнка.
6.Устойчивое материальное положение: достаточный доход и наличие жилплощади, соответствующей санитарным нормам (размер жилой площади, бытовое обеспечение).
По обучению родителей проводят курсы центры подготовки при органах опеки, где с помощью тестирований определяют истинные мотивы опекунов, оценивают их социально-психологический портрет и проводят разъяснения по приёмной семье. Школа приёмных родителей – это действующее как коммерческое (реже некоммерческое) учреждение, предоставляющее комплексный подход к нюансам приёмных семей, обучающее взаимодействию с категориями детей и проводящее консультации по юридическим вопросам.
Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей предусмотрена КоАП РФ до наступления возраста в 16 лет. Если же дети к этому моменту самостоятельно не могут выплатить сумму ущерба, на помощь им приходят родители.
К таким преступлениям, за которые ответственность будут нести родители, относятся:
- Нарушение правил дорожного движения;
- Уклонение от учебы;
- Общественно опасные деяния;
- Мелкое хищение;
- Хулиганство;
- Антисоциальное поведение.
За административные проступки возможна ответственность в виде:
- Штрафной компенсации в размере половины МРОТ;
- Принесение публичных извинений перед потерпевшей стороной;
- Самостоятельное устранение ущерба.
Кроме того, если суд усмотрит в действиях родителей ненадлежащее исполнение своих обязанностей, он может применить в отношении них административные взыскания. В частности, основаниями этого могут послужить отсутствие социального воспитания и обучения, ненадлежащее обеспечение ребенка.
По ст. 5.35.1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителям грозит штраф от 100 до 500 рублей. Такая мера ответственности может применяться, как при совершении административного проступка несовершеннолетним, так и в качестве самостоятельной меры воздействия на родителей.
Дела об административных правонарушениях в 2019 году уполномочены рассматривать на основании ст. 22.1 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних.
Понятие приемной семьи. Права и обязанности приемных родителей.
В статье 156 Уголовного Кодекса РФ говорится о том, что предусматривается уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возлагаются эти обязанности. В свою очередь обязанностью педагога или иного работника образовательного, лечебного, воспитательного учреждения является осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние связано с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Статья 157 УК РФ закрепляет уголовное наказание за злостные уклонения родителей от уплаты алиментов. Закон устанавливает за такое нарушение ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года, принудительных работ, а также ареста до трёх месяцев или лишение свободы на срок до одного года.
Жестокое обращение может быть выражено в форме физического насилия (побои, истязания, причинение вреда здоровью). А также насилие может быть психического характера (оскорбления, унижения, эксплуатация).
Лицо, которое совершило преступление, предусмотренное статьей 156 Уголовного кодекса РФ, может понести наказание:
- В виде штрафных санкций в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 1 года.
- В виде обязательных работ на срок до 220 часов;
- В форме исправительных работ на срок до 2 лет;
- В виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5 лет.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители привлекаются к гражданско-правовой ответственности.
Существует возможность взыскания в пользу ребёнка компенсации за причинение ему имущественного или морального вреда. Наказание не предусмотрено Семейным кодексом, но вытекает из положений Гражданского кодекса, а именно из статей 151,1064,1099.
Родители, которые допустили нарушение своих обязанностей, не предоставили ребенку питание, одежду и другие необходимые для жизнеобеспечения вещи, и это привело к причинению вреда здоровью ребенка, привлекаются к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.
Семейный кодекс, а именно статья №69 предусматривает лишение родительских прав, если родители:
- Уклоняются от уплаты алиментов и выполнения своих обязательств;
- Без уважительной причины отказываются забрать своего ребенка из родильного дома или другого отделения лечебного, воспитательного или иных учреждений;
- Злоупотребляют родительскими правами;
- Оказывают физическое, психическое воздействие на ребёнка;
- Нарушают половую неприкосновенность;
- Страдают алкоголизмом или наркоманией;
- Совершили умышленное преступление и причинили вред здоровью и жизни своего ребенка или супруга.
Принято различать два вида опеки и попечительства над детьми:
- постоянную (при полной передаче ребенка на попечение в другую семью по причине смерти родителей или лишении последних родительских прав);
- добровольную (родители пишут заявление на передачу ребенка на временный присмотр в определенных случаях).
Добровольное опекунство может быть оформляться в 2х случаях:
- родителями на случай своей смерти или своей недееспособности;
- временная опека на определенный срок.
Добровольная опека над несовершеннолетним явно отличается от общепринятой, поскольку родительские права остаются неприкосновенными, обязательства также необходимо продолжать выполнять. Главное отличие в том, что родители сами оформляют опекунство на другого человека на определенный срок в зависимости от конкретного случая.