Изъятие земель лесного фонда для строительства дороги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земель лесного фонда для строительства дороги». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2010, № 30, ст. 3998; 2018, № 52, ст. 8100) и подпунктом 5.2.120 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586; 2020, № 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр Д.Н. Кобылкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2020 г.

Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда


Утверждены правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Они распространяются на граждан и юрлиц, использующих леса в указанных целях с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, в т. ч. публичного.

Невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, в т. ч. публичного.

Определен перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, в т. ч. публичного.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию. Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений. Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру. Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание. Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права. Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Изъятие земельных участков для дорог

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515

      «О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514

      «О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»

    • Распоряжение Президента РФ от 08.09.2021 N 241-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств»

    • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496

      «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р

      «Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р

      «О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»

    • Рыболовство и рыболовное хозяйство
    • Охота и охотничье хозяйство
    • Лесопользование и защита леса
    • Землепользование и охрана земель под ДКР

    Защитная полоса между лесом и участком

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬИ 14 И 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Принят
    Государственной Думой
    15 июня 2021 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    23 июня 2021 года

    Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2013, N 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 27, ст. 3997; 2016, N 1, ст. 75; N 26, ст. 3887; 2018, N 1, ст. 55; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст. 5135; N 52, ст. 8100; N 53, ст. 8464; 2020, N 17, ст. 2725; 2021, N 6, ст. 958; N 18, ст. 3056) следующие изменения:

    1) статьи 16 — 18 признать утратившими силу;

    2) в статье 19:

    а) наименование изложить в следующей редакции:

    «Статья 19. Мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству»;

    б) части 1 — 5 изложить в следующей редакции:

    «1. Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также — мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

    2. Мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

    3. При осуществлении мероприятий по сохранению лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

    4. В случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

    5. При осуществлении закупок работ по сохранению лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по сохранению лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.»;

    в) части 6 и 7 изложить в следующей редакции:

    «6. Результаты осуществления мероприятий по сохранению лесов, в том числе результаты выполнения работ по охране (за исключением работ по тушению лесных пожаров), защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, подлежат фотофиксации с использованием специального программного обеспечения, позволяющего в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации установить координаты места и время осуществления мероприятий.

    7. Оператор федеральной государственной информационной системы лесного комплекса обеспечивает без взимания платы доступ к указанному в части 6 настоящей статьи специальному программному обеспечению лицам, которые обязаны предоставлять материалы фотофиксации в соответствии с настоящим Кодексом. Порядок функционирования такого специального программного обеспечения и порядок доступа к нему устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

    Подпункт «в» пункта 2 статьи 1 действует с 01.01.2023 (пункт 2 статьи 4).

    Признать утратившими силу:

    1) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 54);

    2) пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6961);

    3) пункты 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3997).

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Подпункт «в» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.

    3. Абзацы двадцать девятый, тридцать третий — сорок второй пункта 5 и абзацы пятый и шестой подпункта «б» пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2023 года.

    4. Требования части 9 статьи 23.2 Лесного кодекса Российской Федерации в части включения в акт заключительного осмотра лесосеки материалов фотофиксации, изготовленных с использованием специального программного обеспечения в соответствии с требованиями, установленными частью 6 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), применяются с 1 января 2023 года.

    5. К отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Президент
    Российской Федерации
    В. ПУТИН

    Найти орган, который будет виновен в возникновении конфликта не так просто, как кажется на первый взгляд. Это может быть:

    • администрация муниципального образования, из-за выдачи документов без согласования с Лесным Фондом;
    • ЛФ, так как вовремя не обновил границы лесных насаждений.

    Существенно сократить количество проблемных ситуаций можно было бы, согласовав базы Росреестра и ЛФ, а также изменив систему выдачи таких земель.

    Первое, что нужно сделать – обновить базы Лесного Фонда. Часто он имеет фактически устаревшую информацию. Где по его данным проходит лес, уже давно была проведена жилая застройка. Иногда наоборот, лесные дороги зарастают, а на картах фактически имеются.

    Грубо говоря, ЛФ называет лесом любые земли, где имеется поросль фактически или по бумагам. И только получение актуальных сведений и их обновление поможет хотя бы частично решить проблему противоречий.

    Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

    В зависимости от качества и количества деревьев, их ценности с экологической и биологической точки зрения, лесной фонд делится на категории по целевому назначению:

    1. защитные (первая категория): в границах водоохранной зоны, на охраняемых территориях (национальные парки и заповедники), защищающие почвы от разрушения, а поля от ветров. Могут содержать реликтовые деревья, быть местом обитания редких животных, защищать границы государства;
    2. эксплуатационные (вторая категория) – используются для нужд муниципалитета по необходимости: заготовка древесины и живицы, сбор пищевых и непищевых ресурсов, охота, сельское хозяйство, научная и образовательная деятельность, выращивание саженцев, плодовых и декоративных культур, строительство некоторых объектов, переработка древесины и даров леса;
    3. резервные (третья категория) – не используются и не планируются к использованию на протяжении минимум 20 ближайших лет. Государство осуществляет контроль над этими землями: поиск браконьеров, защита от пожаров, поддержание санитарно-экологической безопасности. Здесь возможна деятельность без вырубки и без нанесения вреда экосистеме;
    4. иные участки, которые относятся к защитным.

    Помимо самих деревьев в состав лесополосы входят:

    • опушки, пустыри, поля, окружённые насаждениями;
    • прибрежные территории водных объектов;
    • объекты, затрудняющие использование леса (болота, буреломы);
    • участки с временным отсутствием деревьев, которые планируется восстанавливать искусственным или естественным путём.

    Это так называемые нелесные земли, которые, однако, являются неотъемлемой частью лесного фонда, так как поддерживают экосистему и могут использоваться для нужд лесного хозяйства. Лес – это объект, который рассматривается только в совокупности:

    • деревья и кустарники;
    • животные и птицы;
    • разнообразный рельеф местности.

    Лесной Кодекс определяет список возможных к постройке объектов:

    1. строения, обеспечивающие деятельность лесничеств: сторожки, места постоянного нахождения и хозяйственные постройки;
    2. зоны отдыха, направленные на популяризацию сохранения лесов: экологические тропы, лагеря;
    3. объекты отдыха: санатории, детские лагеря, базы отдыха;
    4. строения спортивного и физкультурного толка: лесные стадионы, беговые и велосипедные дорожки;
    5. некапитальные объекты: домики для проживания геологов и экологов, строителей объектов социального значения, рабочих, задействованных в разработке месторождений, научно-передвижные исследовательские лаборатории и т.д.;
    6. строения для ведения религиозной деятельности.

    Запрещено строить на землях лесного фонда:

    • многоэтажные капитальные дома;
    • коттеджи, дачи, малоэтажные дома.

    Чтобы получить разрешение на строительство такого объекта на выбранной территории, нужно сначала перевести землю в другую категорию. Это возможно не во всех случаях. Запрет на смену категории не зависит от изначального целевого назначения участка, решение об этом принимается в каждом конкретном случае отдельно.

    1. учредительные документы организации или паспорт физического лица;
    2. решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
    3. заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
    4. кадастровый паспорт нужного участка;
    5. заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
    6. заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.

    В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:

    • цель строительства;
    • проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
    • обоснование необходимости возведения;
    • подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.

    Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.

    Возвести посёлок или построить частный дом с использованием земель лесного фонда возможно только при соблюдении условий:

    • желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
    • лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.

    В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.

    Выращивание сельскохозяйственных культур в целях личного использования на землях лесного фонда возможно, если это допускается действующим на территории ВРИ (сельхозначначение). Территорию леса для ЛПХ можно взять в аренду с учётом соблюдения здесь экологических норм.

    Собственность или аренда

    Получить землю лесного фонда в собственность невозможно. Государство не предоставляет такое право, так как лес является важной стратегической составляющей экономики и благосостояния граждан. Чтобы купить надел с лесом, нужно, чтобы его категория была заменена на «земли поселений» или «сельскохозяйственные земли».

    Участок леса можно получить в долгосрочную аренду. Возможность сдачи в аренду предусмотрена для лесов, кроме первой категории (защитные).

    Больше вероятности получить во временное пользование территорию, которая:

    • не имеет ценности с точки зрения экологии: засажена старыми деревьями, кустарниками, требующая облагораживания;
    • является пустырём хозяйственного назначения.

    Рослесхоза от 06.09.2017 N АВ-03-54/12668

    Построить на землях лесного фонда многоэтажный или частный дом, а так же развернуть промышленную деятельность нельзя без смены категории с леса на иную (сельхоз, земли поселений, промзона). Сменить категорию бывает крайне затруднительно, так как нужно доказать неоспоримую необходимость этого. Арендаторы лесных угодий обязаны заботиться о сохранении экосистемы, не допускать истощения ресурсов. За несоблюдение лесного законодательства предусмотрена административная ответственность.

    Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.

    Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:

    1. В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
    2. Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
    3. Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.

    Напоминаем, что решение суда первой инстанции не является окончательным. У граждан есть все возможности для подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию. Однако, и в этом случае необходима самая тщательная подготовка аргументированных возражений на решение суда, а также к самому апелляционному процессу. Без юриста сделать это крайне сложно.

    • Земли водного фонда
    • Земли запаса
    • Земли лесного фонда
    • Земли населенных пунктов
      • ИЖС
    • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Земли промышленности и иного специального назначения
    • Земли сельскохозяйственного назначения
    • Границы участка
    • Данные из ЕГРН
    • Кадастровые работы

    Федеральный закон от 02.07.2021 N 304-ФЗ

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    В соответствии со ст. 101 ЗК РФ землями лесного фонда считаются участки с лесом или лесополосы, земли для восстановления лесного массива и ведения лесохозяйственной деятельности.

    Площади, не покрытые растительностью, относятся к нелесным и предназначены для нужд лесного хозяйства. Примером являются просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья и иные участки, находящиеся в пределах лесного фонда.

    Согласно ЛК РФ земли лесного фонда рассматриваются как цельный объект вместе с растительностью, животным миром и прочими составляющими природной среды.

    По целевому назначению такие участки подразделяются на:

    • эксплуатационные — необходимы для добычи древесины и иных природных ресурсов, продуктов их переработки;
    • резервные территории – используются для защиты насаждений от вырубки на протяжении ближайших 20 лет;
    • защитные — имеют защитную, водоохранную, оздоровительную и санитарно-гигиеническую функцию. Сюда же входят земли, расположенные на особо охраняемых территориях;
    • остальные площади, предназначенные для реализации защитных функций леса.

    Нормами современного законодательства запрещено капитальное строительство на территориях, принадлежащих лесному фонду.

    На землях лесного фонда разрешается возводить только некоторые категории объектов, построенных с соблюдением установленных норм и правил, не наносящих вреда окружающей среде.

    Это могут быть такие виды некапитальных объектов, как:

    • оздоровительные учреждения, санатории для больных туберкулезом и легочными заболеваниями;
    • временные строения, в том числе и временные жилища для лесников и прочих работников, контролирующих сохранность леса;
    • кемпинги, построенные в целях обеспечения отдыха и привлечения туристов при условии, что значительные лесные площади не будут вырублены;
    • детские лагеря отдыха;
    • физкультурные, оздоровительные и спортивные объекты для тренировок, стадионы;
    • временные здания для осуществления научных исследований, геологических работ, поиска месторождений.

    Подобными некапитальными объектами станут строения из легких конструкций, без оборудования заглубленного фундамента и без подземных сооружений.

    Жилищное строительство в лесополосах запрещено на законодательном уровне.

    Однако есть возможность построить здание в населенном пункте, которое граничит с землями лесного фонда. Такой вариант наиболее приемлем также и для возведения госучреждений, деятельность которых не связана с эксплуатацией лесонасаждений.

    Захватом называется присвоение «бесхозного» надела или участка, оформленного в собственность другого лица или компании, без оплаты и заключения договора. На практике нередкое явление, что граждане без каких-либо договоров начинают осваивать пустующий соседний надел, высаживая на нем сельхозкультуры или возводя постройки.

    Самовольный захват земли проявляется в следующих формах:

    1. Захват физическим лицом. Например, владелец дачного участка долгое время не появляется, и соседи начинают высаживать на нем овощи, переносят забор.
    2. Несанкционированное использование земли, принадлежащей гражданину, организацией. На практике компании часто используют наделы физических лиц, чтобы расположить на них производственное оборудование или складировать мусор.
    3. Захват земель компании гражданином-дачником. Эта ситуация на практике возникает редко. Как правило, организации окружают свои пустующие наделы заборами.
    4. Использование угодий, не принадлежащих никому. Видя пустующие участки, граждане начинают строиться на них или сеять сельхозкультуры. Эта линия поведения противоправна: бесхозных земель не бывает, они находятся в собственности у государства (ст. 16 ЗК РФ). Для их использования нужно получить соответствующие разрешения.

    Орган, на который возложена обязанность правомерности использования земель, – Кадастровая палата. Если гражданин претендует на государственные угодья, он предварительно должен пройти платную процедуру регистрации.

    Порядок изъятия земель лесного фонда

    Чтобы легализовать присвоенную землю, нужно оформить кадастровый паспорт. В процессе может выясниться, что надел не бесхозный, у него есть собственник – фирма или гражданин. Единственный законный способ присоединить его к своим угодьям – договориться с собственником и приобрести участок.

    Процедура узаконивания отличается в разных субъектах РФ, потому что ее регламентация отдана на откуп местным властям. Общей остается последовательность шагов:

    • Привлечение специалистов для определения границ надела, формирование межевого дела.
    • Написание заявления в местную администрацию с просьбой определить владельца интересующих гражданина земель.
    • Подача заявления в Кадастровую палату, сопровождаемого документами-подтверждениями фактического использования территории. Подойдут чеки, показания свидетелей и т.д.
    • Выкуп земли у государства по цене, определенной оценщиками, и оформление угодий в собственность в Росреестре.

    › Вы отвечали:»Решение суда города Чебаркуля Челябинской области от 25 августа 2020 года вступило в законную силу 04 октября 2020 года.

    Согласно этому решению Мордванюк Леонид Петрович должен освободить лесной участок от строений и сооружений, за которыми не признано его право собственности в течение месяца. На территорию лесного участка в квартале 130 выдел 5,6,23 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества свободный доступ не ограничен» Лицо оформило в собственность строения в силу закона, открытого владения более 15лет! 15 лет человек открыто занимает лесной фонд без оформленных документов.

    Согласно действующему законодательству, самовольный захват земельного участка – это физическое воздействие в формах:

    • высаживание сельскохозяйственных культур;
    • возведение зданий и сооружений;
    • добыча ископаемых;
    • размещение оборудования, материалов;
    • вывоз мусора.

    Судебная практика демонстрирует, что самовольно захваченный земельный участок не обходится новому владельцу бесплатно. За самоволие приходится рассчитываться штрафами по КоАП РФ и (или) возмещением убытков согласно ГК РФ.

    Нелегальные действия караются по ст. 7.1 КоАП РФ. Для физических лиц предусмотрен штраф:

    • если исчислена кадастровая стоимость надела – до 1,5% от нее, min – 5000 руб.;
    • если стоимость не определена – 5-10 тыс. руб.

    Важно! Кадастровая стоимость исчисляется исходя из площади фактически захваченного надела.

    Красногорский городской суд вынес приговор жителю Подмосковья за незаконное оформление участка лесного фонда РФ в свою собственность. Как стало известно из материалов уголовного дела, нарушитель путем обмана приобрел право собственности на земельный участок площадью 0,09 га. Следствие выяснило, что этот земельный участок относятся к лесному фонду РФ, то есть находится в федеральной собственности, и незаконным приобретением этого участка подсудимый причинил государству ущерб в особо крупном размере.

    Истринским филиалом ГКУ МО «Мособллес» получено решение Красногорского городского суда, вступившее в законную силу, о признании нарушителя виновным в совершении преступления предусмотренного ч.

    4 ст. 159 УК РФ.На суде обвиняемый своей вины полностью не признал, объясняя, что земельный участок, расположенный в СНТ «Южная Кольчиха», в 1980-е годы получила его бабушка как работница «Биомеда» и осваивала наравне с другими работниками предприятия. Эта территория находится на землях лесного фонда РФ и является государственной собственностью.

    Чтобы избежать нелегального узаконивания захватов, существует земельный контроль. Он предполагает, что уполномоченные структуры проверяют:

    • используются ли угодья по назначению (например, не возводятся на ли на сельхозугодьях здания и сооружения);
    • не захвачены ли государственные наделы;
    • не нарушаются ли положения ЗК РФ на конкретных территориях.

    Органы, уполномоченные контролировать ситуацию, – земельные комитеты при муниципальных администрациях. Они проводят проверки, выявляют факты нарушений и возбуждают административные производства, грозящие виновным лицам штрафными санкциями.

    Незаконный захват земли – рискованное мероприятие. Ничейных участков не бывает, у них есть собственник – гражданин, компания или государство. В любом из перечисленных случаях новому владельцу придется оплатить присоединенные угодья, а при непримиримой позиции второй стороны – принять участие в судебных разбирательствах, влекущих штрафы и обязанность по возмещению причиненного вреда.

    Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектовРоссийской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационныхлесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего натерриториях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателейпожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РоссийскойФедерации. 5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации. 6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящейстатьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.
    7.

    Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:

    • Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
    • Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
    • Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
    • Землях водного фонда.
    • Землях иных категорий.

    Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности.

    • Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
    • Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
    • Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
    • Рационально использовать богатство лесного фонда.
    • Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.
    • Возможные изменения статуса лесных территорий Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.

    Перевод земель Самый наболевший вопрос на сегодняшний день, связанный с лесными землями — это смена одной категории земли на другую для строительства домов. Самое большое количество изъятых земель наблюдается в Московской и Ленинградской областях. Каждый год тысячи гектаров становятся землями населенных пунктов для дальнейшего градостроительства.

    За потери с граждан взимается плата, которая определена соответствующими законами. Перевод осуществляется только в случаях:

    • невозможности их дальнейшей эксплуатации по прямому назначению;
    • утраты полезных свойств лесов;
    • необходимости обороны страны, социальных или экономических нужд.

    Для того, чтобы получить разрешение на строительство объектов недвижимости, обязательно потребуется экологическая экспертиза.

    Важно Одно из значительных нововведений: отказ от разрешительных документов (лесорубочного билета, ордера, лесного билета) и переход к договорным методам правового регулирования лесных отношений. Договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

    Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
    Максимальный срок договора аренды — 49 лет. Арендатор вправе: 1.

    Современным законодательством запрещено производить капитальные застройки зданий в лесополосе, относящейся к лесному фонду. Законом не воспрещается лишь возведение отдельных построек, не противоречащих экологическим регламентам. Среди них:

    • временные лесничие сторожки и иные тому подобные постройки;
    • лагерь, создаваемый специально для туристов в восстановительных целях без уничтожениялесополосы;
    • физкультурные комплексы, используемые для занятий спортом;
    • оздоровительные санатории;
    • восстановительные строения для отдыха и оздоровления.

    Частное возведение зданий в зонах, относящихся к лесополосе, категорически запрещено законом. Однако имеется возможность осуществить постройку сооружения в поселении, если его пограничная линия совпадает с лесополосой. Этот вариант вполне реален и для постройки крупных госучреждений, которые не связаны с эксплуатацией восстановительных лесонасаждений.

    Инициатива ведомства связана с тем, что с 2017 года в силу вступает закон «О госрегистрации недвижимости», требующий от собственников предоставлять точную информацию о недвижимости, а также границах и категориях земельных участков, объясняет издание.

    В соответствии с земельным законодательством каждый участок может относиться только к одной категории земель, однако применительно к землям лесного фонда это правило не всегда соблюдается, уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

    Авторы проекта закона апеллируют к постановлению президиума Высшего Арбитражного Суда от 24 июня 2014 года, в котором говорится, что большинство лесных участков, находящихся в собственности, — крупные лесничества с многоконтурными границами, внутри которых расположены населенные пункты, в том числе дачные товарищества. Поставить эти земли на кадастровый учет затруднительно из-за большого числа пересечений границ: только на территории Московской области они занимают площадь свыше 184 тыс. га, сообщает газета.

    Правовой режим земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством. В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно:

    1) лесные земли, к которым относятся:

    а)земли, покрытые лесной растительностью;

    б)земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные);

    2)нелесные земли (земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства), к которым относятся:

    а) земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.);

    б)а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

    Согласно ст. 55 ЛК РФ в лесном фонде РФ выделяют леса первой, второй и третьей групп. В соответствии с п. 3 ст. 101 ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных поди. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а именно в связи с:

    1) выполнением международных обязательств РФ;

    2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Изъятие земель лесного фонда в лесах первой груп/пы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством — Министерством природных ресурсов РФ.

    Основное целевое назначение земель лесного фонда — использование их в качестве средства

    производства в лесном хозяйстве. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, основные принципы их правового режима закрепляются в земельном законодательстве и конкретизируются в законодательстве о лесах. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК РФ).

    Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. Статья 59 ЛК РФ предусматривает, что при отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном ЛК РФ. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается:

    1) порядок ведения лесного хозяйства в них;

    2) использования лесного фонда;

    3)а также порядок изъятия участков лесного фонда.

    В связи с этим для обеспечения сохранности лесов имеет важное значение определение порядка перевода лесных земель в нелесные земли. Перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.

    60. Понятие, состав и правовой режим земель водного фонда.

    В состав земель лесного фонда входят как лесные, так и нелесные земли.

    Лесные земли – те, которые покрыты растительностью лесного характера, или же не покрыты такой растительностью, однако определены для ее возобновления (в виде вырубок, пустырей, погибших древостоев), и, кроме того, земли, на которых расположены питомники, «несомкнувшиеся» лесные культуры, а также другие земли.

    Нелесные – представлены землями, определенными под лесное хозяйство (например, земли с просекой, дорогами и иные земли).

    Единственным законным способом получения земли из ЛФ в свою собственность, является изменение ее категории. На территории Российской Федерации подобные вопросы регулируются специализированным Департаментом лесного хозяйства, представительства которого расположены в каждом, даже провинциальном населенном пункте.

    Процесс перевода земель «неразграниченной» государственной собственности проводится Правительством России.

    Для успешного переведения земель, необходимо будет подготовить объемный пакет тщательно собранной документации, которая будет рассмотрена в 3 стадии – на местном уровне, в масштабах субъекта Федерации, и, наконец, на Федеральном уровне.

    Помощь юриста по вопросам изъятия земель лесного фонда

    Отдельную категорию земель составляют земли лесного фонда, к которым относятся: лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

    Эти земли занимают более половины территории страны и составляют более 1104 млн. гектаров, что обусловливает их значение для экологии и выработки древесины, объясняет особенности правового режима их использования и охраны.

    Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

    Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

    • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
    • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
    • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
    • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
    • обеспечение охраны и защиты леса;
    • рациональное использование лесных богатств;
    • сохранение биологического многообразия;
    • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

    Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

    Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

    1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
    2. Корректировка границ населенного пункта.
    3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
    4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
    5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

    В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

    Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

    В заявлении указываются следующие данные:

    • кадастровый номер участка;
    • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
    • желаемая категория;
    • обоснование причины перевода.

    В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

    Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

    Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

    Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]