Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об оценке и оценочной деятельности РК от 2018г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Статья 14. Права оценщика
1. Оценщик имеет право:
1) самостоятельно применять методы оценки и подходы к оценке в соответствии со стандартами оценки и (или) международными стандартами оценки с указанием источника;
2) требовать от заказчика при проведении оценки обеспечения доступа к объекту оценки, а также к документации в полном объеме, необходимой для осуществления оценки;
3) получать разъяснения заказчика, а также дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки;
4) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки специалиста (специалистов);
5) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора на проведение оценки и не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки;
6) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
2. В случае отказа в предоставлении информации, указанной в подпунктах 2), 3) и 6) пункта 1 настоящей статьи, существенным образом влияющей на достоверность результатов оценки, оценщик указывает об этом в отчете об оценке.
3. В течение трех месяцев с даты исключения палаты оценщиков из реестра саморегулируемых организаций оценщиков оценщики, являющиеся ее членами и не вступившие в другие палаты оценщиков, вправе осуществлять оценочную деятельность только по договорам, заключенным до даты исключения палаты оценщиков из реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
4. Положения подпунктов 2), 3), 4), 5) и 6) пункта 1 и пункта 3 настоящей статьи распространяются на юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Статья 15. Обязанности оценщика
1. Оценщик обязан:
1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан и стандартов оценочной деятельности;
2) соблюдать кодекс деловой и профессиональной этики оценщиков;
3) не допускать составления недостоверного отчета об оценке;
4) состоять членом только одной палаты оценщиков;
5) уплачивать взносы, установленные палатой оценщиков;
6) сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
7) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, информации, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
8) предоставлять по требованию заказчика информацию о членстве в палате оценщиков;
9) хранить составленные отчеты об оценке в течение пяти лет;
10) осуществлять непосредственное обследование объекта оценки, а также изучать документацию по нему без передоверия своего права;
11) предоставлять палате оценщиков, членом которой является оценщик, информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, а также сведения о любых изменениях этой информации в течение десяти календарных дней с даты заключения трудового договора и (или) возникновения изменений;
12) предоставлять ежеквартально в порядке, предусмотренном палатой оценщиков, информацию о подписанных в указанный период отчетах об оценке с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, объекта оценки, вида определенной стоимости;
13) в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, предоставлять копии хранящихся отчетов об оценке или информацию государственным органам, иным организациям, должностным лицам, палате оценщиков, членом которой он является, по их требованию.
Требования подпунктов 8), 9), 12) и 13) части первой настоящего пункта не распространяются на оценщиков, заключивших трудовой договор с юридическим лицом.
Юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, обязано соблюдать требования, предусмотренные подпунктами 1), 3), 6), 7), 8), 9), 12) и 13) части первой настоящего пункта.
2. Оценщик не может проводить оценку, если:
1) в отношении объекта оценки оценщик имеет либо приобретает вещные или обязательственные права вне договора;
2) оценщик имеет имущественный интерес к объекту оценки;
3) оценщик является аффилированным лицом заказчика;
4) юридическое лицо-заказчик является кредитором или страховщиком оценщика;
Статья 26. Права заказчика
Заказчик имеет право:
1) получать от оценщика либо юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, исчерпывающую информацию о требованиях законодательства Республики Казахстан, касающихся проведения оценки;
2) знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основывается отчет об оценке;
3) получать от оценщика либо юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, необходимую информацию о подходах к оценке и методах оценки;
4) отказаться от услуг оценщика либо юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, в случае нарушения ими условий договора на проведение оценки;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 27. Обязанности заказчика
Заказчик обязан:
1) создавать условия оценщику или юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор, для своевременного и качественного проведения оценки в соответствии с договором на проведение оценки;
2) предоставлять оценщику или юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор, необходимую для проведения оценки документацию, полную и достоверную информацию, а также давать необходимые разъяснения, обеспечить доступ оценщика к объекту оценки;
3) не вмешиваться в деятельность оценщика, если это негативно повлияет на достоверность оценки;
4) направлять по требованию оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой для проведения оценки информации;
5) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Статья 28. Рассмотрение споров
Споры, возникающие между палатой оценщиков, оценщиком, юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, заказчиком или третьими лицами при осуществлении оценки, в том числе не разрешенные посредством проведения экспертизы отчета об оценке, разрешаются в суде.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ)
К объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Новый закон об оценочной деятельности подписан Президентом.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.
Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)
2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.
Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
- 01:59, 11 сентября 2021
Дженнифер Лоуренс ждет ребенка
- 00:18, 11 сентября 2021
Поджигательница держит в страхе жителей Акколя
- 23:46, 10 сентября 2021
Колонию для рецидивистов выставили на аукцион в Павлодарской области
- 23:08, 10 сентября 2021
Эпидситуацию по COVID-19 в Алматы рассмотрели в республиканском штабе
- 21:27, 10 сентября 2021
В Нур-Султане смягчают карантин
С июля прошлого года правительство РК запустило закон, который по-новому регулирует деятельность оценщиков. Основу этого закона составило требование обязательного саморегулирования. Заниматься им будут некоммерческие организации, объединяющие оценщиков – палаты оценщиков.
Каждая палата будет объединять до 300 оценщиков, которые являются не юридическими, а физическими лицами. Также руководство государства отменило обязательное лицензирование юридических лиц, оказывавших оценочные услуги. Вместо этого лицензии на ведение оценочной деятельности получают отдельные специалисты-оценщики. Они могут заниматься оценкой как индивидуальные предприниматели или работать в компании, одним из видов деятельности которой выступает экспертная оценка. Ещё один нюанс нового закона – это конечный срок лицензии оценщика: она выдается на определённый срок, после чего специалист обязан пройти повышение квалификации и подтвердить своё право на лицензию. Экзаменацией и переэкзаменацией оценщиков отныне занимается на Министерство Юстиции, а сами органы самоуправления – палаты оценщиков. По мнению экспертов, новый закон имеет свои достоинства:
Теперь регулировать основные положения и требования к оценке могут сами эксперты, объединённые в палаты оценщиков, что проще и логичнее, чем руководство свыше.
Рынок оценщиков теперь постоянно повышает свой уровень и стремится к совершенствованию, ведь именно от постоянного обучения и повышения квалификации каждого оценщика теперь зависит его успех и возможность ведения деятельности в принципе.
Благодаря таким нововведениям в законодательстве Республики Казахстан планируется, что рынок оценки (официальные оценочные компании) на начальном этапе частично, а со временем будет полностью очищен от непрофессионалов и недостаточно квалифицированных специалистов.
Наша компания полностью соответствует в своей работе требованиям нового закона и входит в число учредителей палаты оценщиков. Наши специалисты получили свои лицензии в каждой из областей оценки и на данный момент являются высококвалифицированными профессионалами, способными произвести оценку самых сложных объектов.
- Квартиры и Комнаты
- Водный Транспорт
- Воздушный Транспорт
- Долевое Участие
- Железнодорожный Транспорт
- Здания и Сооружения
- Земельные Участки
- Зернобобовые Культуры
- Будущая Собственность
- Незавершенное Строительство
- Нефтепродукты и ГСМ
- Оборудование и Техника
- Доход по Контракту
- Товарный Знак
- Право Недропользования
- Имущественный Комплекс
- Сельхозживотные
- Товары в Обороте
- Автомобильный Транспорт
- Ценные Бумаги
- Дома и Коттеджи
- Ущерб при ДТП
- Ущерб при Пожаре
- Ущерб при Затоплении
- Нематериальные Активы
- Недвижимое Имущество
- Движимое Имущество
Изменение в Законе Об оценочной деятельности в Республике Казахстан
- Как оценщикам присваиваются категории
- На сроки действия лицензий сняли ограничения
- Пересмотрены требования к оценочным организациям
- Определен порядок получения лицензий для работы с каннабисом
- Изменен порядок выдачи разрешения на переоборудование авто
- Изменены лицензионные требования к производству табака
- Город Москва
- Московская область
- Дмитров
- Долгопрудный
- Домодедово
- Дубна
- Егорьевск
- Железнодорожный
- Жуковский
- Ивантеевка
- Климовск
- Клин
- Коломна
- Королев
- Красногорск
- Лобня
- Лыткарино
- Люберцы
- Мытищи
- Наро-Фоминск
- Ногинск
- Одинцово
- Орехово-Зуево
- Павловский Посад
- Подольск
- Пушкино
- Раменское
- Реутов
- Сергиев Посад
- Серпухов
- Солнечногорск
- Ступино
- Фрязино
- Химки
- Чехов
- Щелково
- Электросталь
- Центральный округ
- Белгород
- Брянск
- Владимир
- Воронеж
- Иваново
- Калуга
- Кострома
- Курск
- Липецк
- Муром
- Орел
- Рязань
- Смоленск
- Тамбов
- Тверь
- Тула
- Ярославль, ул. Угличская
- Ярославль, ул. Советская
- Северо-Западный округ
- Санкт-Петербург
- Архангельск
- Вологда
- Великий Новгород
- Калининград
- Мурманск
- Петрозаводск
- Псков
- Сыктывкар
- Южный округ
- Армавир
- Астрахань
- Волгоград
- Краснодар
- Новороссийск
- Новочеркасск
- Ростов-на-Дону
- Сочи
- Элиста
- Приволжский округ
- Ижевск
- Йошкар-Ола
- Казань
- Киров
- Нижний Новгород
- Оренбург
- Орск
- Пенза
- Пермь
- Салават
- Самара
- Саранск
- Саратов
- Ульяновск
- Уфа
- Чебоксары
- Энгельс
Covid-19
- Новости
- Мероприятия
- Интервью и выступления
- Фотогалерея
- Видеоматериалы
- Издания
Президент подписал закон об оценочной деятельности в РК
Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков
Статья 19. Функции уполномоченных федеральных органов
Статья 19.1. Совет по оценочной деятельности
Статья 20. Стандарты оценочной деятельности
Статья 20.1. Типовые правила профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
Статья 21. Образование оценщиков
Статья 21.1. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности
Статья 21.2. Квалификационный аттестат
Статья 22. Саморегулируемая организация оценщиков
Статья 22.1. Функции саморегулируемой организации оценщиков
Статья 22.2. Основные права и обязанности саморегулируемой организации оценщиков
Статья 22.3. Раскрытие информации саморегулируемой организацией оценщиков
Статья 23. Порядок включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков
Статья 24. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.2. Органы саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.3. Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
Статья 24.4. Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.5. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков
Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности
Статья 24.7. Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности
Статья 24.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков
Статья 24.9. Условия и порядок размещения средств компенсационного фонда
Статья 24.10. Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиковСтатья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки
Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки
Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости — утратила силу
Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости
Статья 24.21. Фонд данных государственной кадастровой оценкиСтатья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным закономЗаконопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен. К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года. После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.
Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.
2011-2013 гг. — разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;
2014 г. — ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;
2015 г. — изменен предмет экспертизы: обязанностью эксперта стало проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки.
Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:
«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка — крупных московских и питерских компаний. Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО.
С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза. Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет. Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:
«Моё мнение — институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей. Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы. Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».
Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.
Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.
«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России — теперь факультативный орган, – объясняет Ирина Вишневская. – Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».
Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.
Важно!
Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):
- норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
- норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.
Законы чётко регламентируют тему оценки квартиры или земельного участка, бизнеса или доли в нем, оспаривание стоимости и другие задачи оценочной деятельности.
Рыночная стоимость – самая вероятная стоимость потенциальной продажи объекта будет на рынке. С учетом того, что участники сделки обладают достаточной информацией и действуют в личных интересах.
Основной закон, регламентирующий деятельность оценщиков:
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №-135-ФЗ.Закон предусматривает единый порядок расчета рыночной стоимости вне зависимости от принадлежности физическому или юридическому лицу. А также нахождения его в государственной или непосредственно в частной собственности. Этот же документ обстоятельно перечисляет объекты оценки. Сюда входят вещи и их совокупность; права на имущество, требования и долги; услуги, информация. И прочие объекты, способные участвовать в гражданском обороте.
Эксперт-оценщик – важнейший и неотъемлемый участник процесса определения стоимости. Его привлечение в случае оценки общегосударственного имущества обязательно. Это исключает самовольное определение стоимости госимущества служащими. Посмотреть полный список обязательных случаев оценки можно по ссылке: Статья. 8, ФЗ №135 «Обязательные случаи оценки».
В законе подробно прописана процедура оценочной деятельности, подходы и методы, учреждены саморегулируемые общества независимых профессиональных оценщиков, которые контролируют деятельность оценщиков.
Благодаря профессии, они владеют методиками и подходами. Благодаря Закону не стремятся к искажению стоимости имущества и способны честно исполнять свои договорные обязательства. Профессиональный оценщик не предвзят, независим и объективен. Подробнее о том, как это в Законе Об оценочной деятельности написано здесь: п. 4 ФСО №3 «Принципы оценки».
Вы сможете защитить свои интересы перед лицом других лиц, как физических, так и юридических, в том числе государственных органов. Для этого используйте отчет независимого оценщика. Составленный по всем нормам и правилам, он имеет юридическую силу и признается всеми инстанциями, в т.ч судами, и государственными органами. Налоговой инспекцией, например.
Также важными регулирующими документами являются Федеральные стандарты оценки.
Оценочный стандарт – важнейший ориентир качества выполнения отчета об оценке.
Мы перечислили их ниже.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №-135-ФЗ
ФСО №1 — Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки
ФСО №2 — Цель оценки и виды стоимости
ФСО №3 — Требования к отчету об оценки
ФСО №4 — Определение кадастровой стоимости
ФСО №5 — Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения
ФСО №6 — Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков
ФСО №7 — Оценка недвижимости
ФСО №8 — Оценка бизнеса
ФСО №9 — Оценка для целей залога
ФСО №10 — Оценка стоимости машин и оборудования
ФСО №11 — Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственностиНа что обратить внимание
Если вы хотите оценить квартиру или другой объект есть ряд моментов, на которые стоит обращать внимание на разных этапах работы с оценочной компанией:
- выбор оценщика
- заключение договора
- приемка итогового отчета
Индивидуальные предприниматели вправе проводить оценку наравне с юридическими лицами. Помимо этого при нем должны быть все необходимые документы: лицензия, страховой полис и членский билет в саморегулируемой организации (СРО) оценщиков.
Однако наличие этих документов не гарантирует высокий квалификационный уровень оценщика. Мы рекомендуем заранее знакомиться с его профессиональным портфолио.
Здесь вы можете посмотреть наши выполненные проекты: Наши выполненные проекты .
Заниматься оценочной деятельностью стало проще
На этом этапе определяется объект оценки, прописываются допущения и ограничения, на основе которых оценщик построит дальнейшие расчеты. А также устанавливается стоимость работ оценщика.
Любые споры о стоимости объекта оценки разрешает суд. В том числе при предъявлении нескольких отчетов по одному объекту.
Через суд заказчик может компенсировать стоимость небрежной оценки имущества Поэтому оценщик обязан быть застрахован — полисом обязательного страхования ответственности оценщика. Страхуются интересы граждан, которые до начала работы с экспертом вправе ознакомиться с документом и сроком его действия. В случае нанесения ему ущерба в результате некорректно выполненной оценки, будет назначена компенсация.
В 2006 году из числа оценщиков исключены юридические лица, оценщиком может быть физическое лицо.
Лицензирование оценочной деятельности в РФ прекращено с 1 июля 2006 года.
Вместо лицензирования для оценщиков введено обязательное членство в саморегулируемой организации оценщиков (СРОО).
Саморегулируемая организация оценщиков — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков (статья 22 закона № 135-ФЗ).
Закон об оценочной деятельности устанавливает порядок и критерии для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, названы функции СРОО, указаны основные права и обязанности СРОО, приведен перечень оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации.
В 2010 году закон № 135-ФЗ дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», содержащей положения о порядке проведения оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждении ее результатов и оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Разъяснения по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»
29 июля 1998 года
N 135-ФЗ
Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 3. Понятие оценочной деятельности
Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
Статья 5. Объекты оценки
Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
Статья 8.1. Информационная открытость процедуры оценкиСтатья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки
Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки
Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости
Статья 24.21. Фонд данных государственной кадастровой оценкиНовый закон об оценочной деятельности
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным закономАПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен. К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года. После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.
Изменения комментирует Олейников Владимир, Партнер, руководитель направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG:
«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений — оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д. Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций. С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».
Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.
«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», – комментирует Ирина Вишневская.
Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год — в должности помощника оценщика или оценщика.
Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:
«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии. Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика. Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».
Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям – в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации. Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности. Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.
«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, – отмечает Ирина Вишневская, – скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».
Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», муниципальный депутат Москвы:
«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний. Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка — как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом. Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».
Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций. Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности». В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.
Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.
2011-2013 гг. — разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;
2014 г. — ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;
2015 г. — изменен предмет экспертизы: обязанностью эксперта стало проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки.
Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:
«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка — крупных московских и питерских компаний. Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО.
С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза. Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет. Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:
«Моё мнение — институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей. Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы. Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».
Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее — порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.
При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.
Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также — заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее — заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
(ред. от 30.10.2017)
1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.
Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.
3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
1. В определении о назначении экспертизы суд указывает наименование суда; дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы; представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования; особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ)
2. В определении суда также указывается, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.
1. В случае оспаривания подлинности подписи на документе или ином письменном доказательстве лицом, подпись которого имеется на нем, суд вправе получить образцы почерка для последующего сравнительного исследования. О необходимости получения образцов почерка выносится определение суда.
2. Получение образцов почерка судьей или судом может быть проведено с участием специалиста.
3. О получении образцов почерка составляется протокол, в котором отражаются время, место и условия получения образцов почерка. Протокол подписывается судьей, лицом, у которого были получены образцы почерка, специалистом, если он участвовал в совершении данного процессуального действия.
Оценочная деятельность в Республике Казахстан
1. Комиссионная экспертиза назначается судом для установления обстоятельств двумя или более экспертами в одной области знания.
2. Эксперты совещаются между собой и, придя к общему выводу, формулируют его и подписывают заключение.
Эксперт, не согласный с другим экспертом или другими экспертами, вправе дать отдельное заключение по всем или отдельным вопросам, вызвавшим разногласия.
1. Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом.
2. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании.
3. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.
Оценщик – это специалист, который имеет право проводить оценку и подписывать отчет об оценке недвижимости, транспортных средств, оборудования, предприятий, прав требования, работ и пр.
Деятельность оценщиков регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями.
Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции:
-
формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;
-
координация деятельности оценщиков;
-
разработка федеральных стандартов и правил оценки.
Статьей 10 Закона N 135-ФЗ определены обязательные требования к договору по оказанию оценочных услуг.
Так договор по оказанию оценочных услуг должен содержать:
-
основания заключения договора;
-
вид объекта оценки;
-
вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
-
денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
-
сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.
В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Похожие записи: