Процедура банкротства конкурсное производство конкурсный управляющий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура банкротства конкурсное производство конкурсный управляющий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

Конкурсное производство при банкротстве

  • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
  • обращение конкурсной массы в деньги;
  • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
  • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

  • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
  • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
  • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
  • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
  • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
  • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
  • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
  • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

  • инвентаризация имущества организации-должника;
  • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
  • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
  • взыскивать задолженности в пользу организации;
  • сохранять имущество банкрота;
  • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
  • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
  • вести реестр кредиторских требований;
  • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
  • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
  • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
  • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

  1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
  2. Документы на продажу имущества должника.
  3. Реестр требований кредиторов.
  4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
  5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
  6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
  7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
  8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
  9. Протоколы собраний кредиторов.
  10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

Конкурсное производство вводится по решению арбитражного суда. Эта процедура проводится тогда, когда отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, а также если все предшествующие действия оказались безрезультатными. Именно с момента начала конкурсного производства должник считается банкротом.

Последствиями введения конкурсного производства являются:

  • наступает срок исполнения всех обязательств банкрота;
  • пени, штрафы и иные штрафные санкции перестают начисляться, даже если должник не исполняет свои обязательства;
  • сведения о финансовом состоянии должника публикуются в СМИ;
  • все сделки, на сумму 5% от стоимости активов должника прекращаются или не могут быть проведены;
  • производство по исполнительным листам прекращается;
  • ранее наложенные ограничения на имущество должника снимаются;
  • полномочия руководителя юридического лица банкрота прекращаются;
  • ограничивается возможность распоряжаться имуществом должника;
  • все требования кредиторов банкрота могут быть заявлены только во время конкурсного производства;
  • если происходит банкротство индивидуального предпринимателя, то с момента введения конкурсного производства отменяется его государственная регистрация;
  • все лицензии и разрешения на проведение лицензируемых видов деятельности аннулируются.

Решение о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного производства в обязательном порядке публикуется в газете Коммерсантъ.

Продолжительность срока конкурсного производства установлена ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ и не может превышать 6 месяцев. Этот срок может быть продлен решением суда, но не более чем на 6 месяцев. Основанием для продления срока может быть ситуация, когда в срок не удается завершить продажу имущества должника.

Если все предварительные этапы, которые проводятся путем назначения независимого управляющего активами организации и составлением плана восстановления платежеспособности, не помогли достигнуть поставленной цели, то по соответствующей инициативе судебной инстанции начинается конкурсное производство, являющейся финальной стадией присвоения статуса банкрота. Целью данного этапа является погашение в максимально возможной мере задолженности перед кредиторами путем реализации имеющегося имущества, в результате чего происходит ликвидация предприятия.

Факт того, что осуществляется переход к данной стадии, подтверждается решением арбитражного суда. Ее длительность по закону составляет один год. Однако в некоторых случаях суд использует свое полномочие продлить его еще на полгода. Законом не запрещается еще большее увеличение длительного данного процесса при наличии достаточно веских для этого обстоятельств, среди которых те, которые обусловлены необходимостью в дополнительном времени для осуществления завершающего этапа сделки по продаже имущества и расчетов с кредиторами. Таким образом, согласно установленным правилам, данная процедура может длиться от года до полутора лет, однако на практике ответ на вопрос, сколько длится конкурсное производство при банкротстве, не всегда является таким однозначным.

Для проведения упрощенного банкротства организации судом назначается конкурсный управляющий.

В процессе процедуры управляющий предпринимает следующие действия:

  • взыскивает дебиторскую задолженность;
  • оспаривает сделки должника;
  • формирует реестр требований кредиторов;
  • заявляет возражения по долгам, не подтвержденным исполнительными листами, судебными актами и бухгалтерскими документами;
  • проводит собрание кредиторов;
  • проводит торги по продаже имущества;
  • подает ходатайство о завершении дела о банкротстве.

Управляющий принимает участие во всех судебных заседаниях в арбитражном суде, обращается с запросами в регистрационные органы, формирует бухгалтерскую отчетность.

Конкурсным производством называют процедуру, которая применяется по отношению к предприятию в ходе дела об его банкротстве. Данная процедура осуществляется для того, чтобы удовлетворить законное требование кредитора в необходимых размерах. При этом все дела компании-должника, а также ее имущество передаются во внешнее управление специально уполномоченного для этой цели лица.

Открытие конкурсного производства во всех случаях происходит вместе с выполнением определенного перечня операций, а именно:

  • Назначением специально уполномоченного лица, которым будет осуществляться управление всеми делами предприятия-банкрота (в большей части случаев такое назначение осуществляется судом);
  • Приостановлением требований индивидуального характера со стороны организации, предоставляющей кредитные средства;
  • Созданием конкурсной массы имущества, которое находится в собственности предприятия должника;
  • Удовлетворением законных требований организации, предоставляющей кредиты путем передачи ей имущества, относящегося к конкурсной массе.

Кроме того, важно отметить, что должник в конкурсном производстве теряет возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом и управлять делами компании.

Процедура банкротства: конкурсное производство

Необходимо понимать, что старт процедуры банкротства является завершающим этапом процесса конкурсного производства и несет определенные последствия для компании-должника, а именно:

    • Прекращение начисления санкций. После открытия конкурсного производства полностью прекращается начисление любых видов финансовых санкций, которые насчитываются из-за наличия долгов и просрочек по кредитным обязательствам;
    • Прекращение действия исполнительных документов. Полностью прекращается исполнение обязательств по таким документам, при этом это относится и к тем обязательствам, которые выполнялись на протяжении предыдущих этапов объявления банкротства;
    • Данные о положении должника не могут больше являться объектом тайны. Вся информация, которая касается финансового состояния компании-банкрота, больше не является закрытой и не может относиться к разряду коммерческой тайны;
    • Исполнительные документы передаются соответствующему лицу. Согласно правилам все исполнительные документы предприятия с задолженностью должны быть переданы уполномоченному лицу, которым является конкурсный управляющий;
    • Снимаются аресты, наложенные на собственность организации-должника. После того как такое предприятие официально объявляется банкротом и неплатежеспособным, с его имущества снимаются любые аресты или другие виды ограничений. При этом арестовать такую собственность с момента открытия и до завершения конкурсного производства просто невозможно.

    Конкурсной массой называют все принадлежащие компании-должнику имущество, которое есть у нее в распоряжении на момент начала завершающего этапа по объявлению банкротства. При этом отдельно берется во внимание та собственность, которая была оставлена банкротом ранее в качестве залога. Очень часто для того чтобы максимально правильно определить наличие у предприятия с задолженностью того или иного имущества, уполномоченное на управление активами организации лицо может привлекать всех необходимых специалистов, в том числе аудиторов и работников в области бухгалтерии.

    Конкурсным или арбитражным управляющим является уполномоченное лицо, которое осуществляет функции управления делами предприятия-банкрота. Такой управляющий назначается непосредственно арбитражным судом и осуществляет свою целенаправленную деятельность до тех пор, пока не будет полностью доведен до логического конца сам процесс. Полномочия такого лица включают в себя также возможность распоряжаться имуществом организации-банкрота.

    Максимально честное и прозрачное соблюдение обязательств управляющего контролируется тем, что он должен отчитываться каждые четыре недели перед комитетом кредиторов. В своем отчете он обязан предоставлять информацию о положении дел компании-должника, а также состояния ее имущества на текущий момент времени. Кроме того, и суд может потребовать представить соответствующую документацию отчетного характера.

    Также существует такое понятие, как конкурсный кредитор при конкурсном производстве. Таким кредитором называют юридическое лицо, которое уполномочено начать инициацию возбуждения дела о признании компании неспособной самостоятельно расплачиваться по долгам.

    Предъявляемые кредитными организациями требования в конкурсном производстве могут быть удовлетворены за счет денег, которые были получены путем продажи собственности компании-должника при помощи торгов. После успешной продажи имущества, арбитражный управляющий может расплатиться с кредитными организациями с этих денег в порядке очереди, установленной соответствующим реестром.

    Такой реестр представляет собой подробный список лиц и организаций, которые предъявляют к должнику обоснованные с точки зрения закона требования в плане выплаты долгов. При этом он абсолютно четко определяет, кому из лиц следует выплатить средства в первую очередь, а также подробно описывает порядок проведения выплат.

    Согласно этому документу кредиторами с правом на первоочередное возмещение долгов являются лица, перед которыми компания несет определенную ответственность, связанную с причинением вреда здоровью, а также нанесению морального ущерба. К кредиторам второй очереди можно отнести граждан, которые работали на компанию банкрота, и она задолжала им определенную сумму денег по трудовому договору. К третьей же очереди можно отнести всех других кредиторов.

    После завершения процесса конкурсного производства и проведения всех выплат по кредитам полномочия управляющего прекращаются, а само предприятие считается ликвидированным.

    Выводы

    Как мы видим из описанной выше информации, конкурсное производство представляет собой достаточно сложный и длительный процесс, который в отдельно взятых случаях может занимать существенные промежутки времени и растягиваться на годы. В это же время он является одним из наиболее значимых, так как именно этот период в действительности завершает ликвидацию предприятия и снятие с нее всех ограничений, аннулирование арестов имущества, упразднение долгов и многое другое.

    Как и на предыдущих этапах, руководство компании будет нуждаться в помощи опытных юристов. Именно они в данной ситуации подскажут, как избежать всевозможных «подводных камней» и сделать процесс конкурсного производства максимально безболезненным для всего предприятия в целом, а также его учредителей.

    Перечень оснований для открытия процедуры банкротства и особенности их определения отражены в ст. 3-6 закона №127-ФЗ.

    В отношении фирмы может быть поставлен вопрос о признании юридического лица несостоятельным в следующих случаях:

    • Невозможности компании закрыть свои обязательства перед кредиторами, включая договорные обязательства, долги по заработной плате или уплате налогов и прочих обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды.
    • Просрочка исполнения указанных обязательств составляет более 3 месяцев.
    • Размер долга составляет не менее 300 тыс. рублей

    При этом отдельные особенности определения размера долга на момент обращения в суд или же на момент рассмотрения заявления о банкротстве прописаны в ст. 4.1 закона №127-ФЗ.

    Обратиться в арбитраж с заявлением о признании юридического лица банкротом могут следующие лица:

    • Непосредственно руководитель юридического лица, погрязшего в долгах.
    • Любой из кредиторов, долг перед которым соответствует основаниям для инициации процесса банкротства.
    • Уполномоченный орган (ФНС) по задолженностям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
    • Нынешний или бывший работник, перед которым имеется задолженность по заработной плате.

    При этом на момент обращения должны быть подтверждены описанные выше признаки банкротства. Даже если должник частично погасил долг перед кредитором, но его размер по-прежнему превышает 300 тысяч рублей, то это обстоятельств никак не отменяет право на обращение в суд.

    Кроме того, статьей 9 установлена обязанность должника о самостоятельном обращении в суд с заявлением о банкротстве, если имеют место быть следующие обстоятельства:

    • Если погашение долга перед одним или рядом кредиторов сделает невозможным исполнение других финансовых обязательств или своевременную уплату налогов.
    • Уполномоченным органом компании-должника решено обратиться в арбитраж с заявлением должника.
    • Имеются признаки несостоятельности, неплатежеспособности или же недостаточности имущества для погашения имеющихся долгов.
    • Возможное обращение взыскания на имеющееся имущество компании сделает невозможным расчет по обязательствам.
    • Имеются трехмесячные долги по зарплате в отношении любого числа работников.

    В перечисленных случаях руководитель обязан обратиться в арбитраж самостоятельно, не затягивая совершение такого действия. В противном случае ему грозит административная, уголовная или субсидиарная ответственность в случае установления виновности в непогашении требований кредиторов по его вине.

    Перечень документов как для заявления должника, так и для кредитора отдельно прописан в положениях ст. 38 и 40 закона №127-ФЗ соответственно.

    Должнику необходимо приложить к заявлению о банкротстве:

    • Обоснование наличия задолженности: судебные решения, постановления об исполнительных производствах, претензии и иные требования от кредиторов.
    • Подтверждение неспособности удовлетворения требований: выписки по счетам с остатками и движением средств, бухгалтерский баланс.
    • Учредительные документы и выписку из ЕГРЮЛ.
    • Перечень кредиторов с полной расшифровкой всей информации – от наименования и суммы долга до полного адреса.
    • Решение учредителя или протокол общего собрания о принятии решения обратиться в арбитраж с заявлением о банкротстве, включая документы об избрании (назначении) представителя в суд.
    • Информация о стоимости имущества и прочих активов должника (обязательно участие независимого оценщика).

    При обращении в суд с заявлением о банкротстве кредитора (в том числе – работника фирмы-должника), помимо обязательных по АПК РФ документов требуется так же приложить:

    • Подтверждение обязательств: решения суда, расчетные листа, сведения от ФССП, переписка с должником.
    • Доказательства наличия задолженности: счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные и т.д.
    • Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя кредитора на обращение в суд.
    • Прочие документы.

    В случае предоставления документов в копиях требуется надлежащее их заверение.

    Универсального образца на все случаи несостоятельности не существует. В сети Интернет и на различных юридических сайтах можно найти как краткие, так и подробные, взятые из реальных дел образцы заявлений.

    Использовать их «вслепую» без понимания особенностей процедуры банкротства чревато последствиями: составлять заявление или, как минимум, проверять его должен опытный юрист.

    Ниже представлен образец заявления о банкротстве юридического лица для ознакомления.

    Как следует из названия – процедура носит «оздоровительный» характер и направлена на сохранение компании и восстановление платежеспособности.

    Разрабатывается план финансового оздоровления с конкретными предложениями по погашению долга и восстановлению платежеспособности компании.

    План подлежит утверждению собранием кредиторов.

    На период финансового оздоровления:

    • Все требования кредиторов подаются в соответствии с положениями закона ФЗ-127.
    • Отменяются меры по аресту имущества и иным обеспечительным мерам.
    • Останавливаются исполнительные производства.
    • Вводится запрет на выделение долей в уставном капитале, их продажу.
    • Вводится жесткий контроль за любыми способами прекращения обязательств должника.
    • Останавливается начисление штрафов, пени и иных санкций финансового характера.

    Процедура вводится на срок не более 2 лет, на весь период процедуры банкротства назначается административный управляющий.

    Как подать на банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция

    Конкурсное производство вводится после признания должника банкротом и установления невозможности выплатить имеющиеся долги.

    Инвентаризация имущества и формирование конкурсной массы

    В ходе конкурсного производства формируется так называемая «конкурсная масса», куда включаются все активы должника.

    Все имеющееся или же возвращенное в собственность компании имущество подлежит включению в конкурсную массу.

    После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него прекращаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

    В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

    Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

    Первым делом управляющий обязан зафиксировать факт начала процедуры. Он включает сведения о банкротстве в реестр ЕФРСБ и публикует их в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации ложится на должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать сведения в определенной газете, издание «Коммерсантъ» установило монополию на публикации обязательных сведений о банкротстве в СМИ. Монополия фактически узаконена специальным распоряжением Правительства РФ № 1049-р от 21.07.2008г. Оплата за каждую публикацию обходится банкроту в 7 000-12 000 рублей. Во время исполнения процедур банкротства, должнику зачастую приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, ИП и физлиц такие издержки только усугубляют их, и без того сложное, положение.

    Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

    • провести анализ финансового состояния банкрота;
    • принять меры по сохранности имущества банкрота;
    • выявить всех кредиторов должника;
    • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
    • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
    • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

    Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

    Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

    • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
    • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
    • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
    • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
    • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
    • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

    По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

    Максимальный срок проведения процедуры — семь месяцев. После этого все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

    Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

    При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

    Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

    Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

    Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

    Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры наблюдения. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

    Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

    Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

    • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
    • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

    Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

    Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

    После утверждения процедуры судом, назначается конкурсный (арбитражный) управляющий с гонораром 30 000 рублей в месяц, плюс проценты. Он отстраняет руководство предприятия от ведения дел и традиционно фиксирует факт начала процедуры с помощью ЕФРСБ и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикаций у кредиторов есть 2 месяца, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, по которому будут осуществляться выплаты с проданного имущества.

    Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

    Конкурсный управляющий привлекает оценщика для составления так называемой «конкурсной массы» — имущества, подлежащего продаже. Из общей конкурсной массы арбитражный управляющий исключает следующие виды имущества:

    • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
    • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
    • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
    • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

    Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

    По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

    • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
    • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
    • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

    Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

    Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

    Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

    • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
    • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
    • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
    • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
    • иные платежи.

    В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

    В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

    Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

    В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

    Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

    • по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
    • нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
    • не соблюдена форма процедуры;
    • предложенная процедура нарушает права третьих лих;
    • условия заключаемого соглашения противозаконны;
    • сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).

    Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

    По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

    Процедура признания банкротом регулируется обширным перечнем нормативных правовых актов: федеральными законами (в первую очередь Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), Гражданским кодексом, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами.

    Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

    Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

    • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
    • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).

    Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

    Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

    В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

    Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

    Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

    Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

    Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.

    Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.

    Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.

    Банкротство компаний: условия и процедура

    Рассмотрением дел данной категории занимаются исключительно арбитражные суды, что утверждено на законодательном уровне. В соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» ведение процедуры банкротства включает определенные этапы, каждый из которых осуществляется определенным субъектом:

    • наблюдение – выполняется временным управляющим;
    • финансовое оздоровление – проводится административным управляющим;
    • внешнее управление – осуществляется внешним управляющим;
    • конкурсное производство – выполняется конкурсным управляющим.

    Каждый их перечисленных этапов имеет свою индивидуальную специфику, которая обусловлена различным назначением.

    Данная процедура применяется к организации-должнику, ее основная задача – обеспечить сохранность принадлежащего ей имущества, анализ ее финансового положения, формирование полного реестра требований кредиторов, организация и проведение первоначального собрания кредиторов. Наблюдение является обязательной процедурой, которая проводится при банкротстве любых юридических лиц.

    Для введения процедуры наблюдения анализируются требования кредиторов, определяется их обоснованность. Исключение составляют ситуации, когда должник самостоятельно подает заявление о признании себя банкротом – при этом условии стадия наблюдения начинается со дня принятия заявления арбитражным судом.

    На время проведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий, действующий параллельно с основным руководителем компании, который на этом этапе не сохраняет все свои полномочия.

    К основным ограничениям и обязанностям, которые вводит процедура наблюдения, относятся следующие:

    • возможность проведения сделок, касающихся приобретения либо отчуждения имущества стоимостью свыше 5% оценки активов компании, только при получении письменного согласия управляющего;
    • аналогичное ограничение на выдачу и получение кредитов/займов, гарантий и поручительств, организацию доверительного управления имуществом компании-должника, перевод задолженности и уступку права требования;
    • запрет на принятие управленческих и организационных решений.

    Основной целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, расчет по долгам в соответствии с установленным графиком. Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц. Ведение данной стадии процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов, предельная продолжительность этапа финансового оздоровления составляет 2 года.

    Инициировать введение процедуры оздоровления могут:

    • учредительный орган;
    • уполномоченный собственником сторонний орган;
    • заинтересованные третьи лица.

    Для инициирования стадии оздоровления финансового положения должника требуется специальный план мероприятий, график выплаты задолженностей, протокол собрания учредителей либо участников. Начало данного этапа устанавливается соответствующим определением арбитражного суда и осуществляется под управлением назначенного судом административного управляющего.

    В обязанности управляющего входят следующие задачи:

    • учет требований кредиторов;
    • организация собраний кредиторов;
    • предоставление информации о проводимом оздоровлении;
    • контроль погашения задолженности.

    Конкурсное производство – это завершающая стадия процесса банкротства организации. Ее основная цель – адекватное удовлетворение требований, выдвигаемых кредиторами.

    Базовыми особенностями конкурсного производства являются следующие:

    • назначение конкурсного управляющего, который управляет принадлежащим должнику имуществом
    • лишение организации-должника права управлять имуществом;
    • приостановление делопроизводства по отдельным требованиям кредиторов;
    • возможное оспаривание сделок должника, которые были им совершены до введения стадии конкурсного производства;
    • создание из имущества, принадлежащего должнику, конкурсной массы;
    • использование имущества, входящего в конкурсную массу, требований кредиторов.

    Конкурсное производство может быть назначено на 1 год и продлено по решению суда максимум на 6 месяцев.

    Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его назначения судебным органом и завершаются только с окончанием всей стадии конкурсного производства. На этот период он получает исчерпывающий перечень полномочий по распоряжению принадлежащим организации-должнику имуществом.

    Для того, чтобы начать процедуру банкротства, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

    Должнику следует иметь неисполненные долговые обязательства на сумму не менее 300 тыс. рублей, а также в отдельных случаях требуется минимум 3-месячная просрочка погашения долгов или выплаты зарплаты.

    Наличие данных обстоятельств подтверждается вступившим в силу судебным решением, заключением административного суда, либо исполнительным листом, по которому Третейский суд обязывает должника исполнить свои финансовые обязательства.

    В отдельных ситуациях необходимые условия для начала процедуры банкротства могут отличаться. В частности, не всегда требуется соблюдение требования о наличии просроченной задолженности в сумме 300 тысяч рублей – долг может иметь иной размер либо отсутствовать. Независимо от условий и обстоятельств, а также статуса должника все дела о банкротстве рассматриваются исключительно арбитражным судом. Чтобы это процесс прошел максимально гладко и спокойно, рекомендуется доверить ведение и сопровождение процедуры банкротства квалифицированным юристам. Такую помощь вы получите, обратившись в Юридическое бюро №1.

    Забираем долги: процедура банкротства контрагента и мораторий

    Обратившись к нам, Вы получаете комплексную поддержку и защиту своих интересов:

    • индивидуальный анализ вашей ситуации;
    • объективная оценка перспектив дела;
    • помощь в выборе СРО арбитражных управляющих;
    • подготовка необходимых документов;
    • направление документации в суд;
    • представление интересов клиента в ходе арбитражного разбирательства.

    Мы придерживаемся принципа честности и открытости в работе с каждым клиентом. Вы будете в курсе всех предпринимаемых действий, основной целью которых будет достижение требуемого вам результата. Также мы предлагаем самые выгодные на рынке цены, которые свободны от влияния сторонних факторов. Каждое обращение оценивается в индивидуальном порядке, поэтому если мы взялись за ваше дело, то вероятность достижения озвученного нами результата составляет 99%

    Оставьте свою заявку на нашем сайте или позвоните нам – и получите ответы на все оставшиеся вопросы!

    Заявление можно составить в произвольной форме. Проверьте, чтобы оно соответствовало требованиям:

    1. Указан Арбитражный суд, который рассматривает дело.
    2. Указан номер банкротного дела.
    3. Требование чётко сформулировано, и из него понятно, по какой причине образовался долг.
    4. Указаны реквизиты заявителя.
    5. Указаны реквизиты должника.
    6. Приложены подтверждающие документы: накладная, счёт, договор и так далее.
    7. Приложены копии почтовых квитанций, подтверждающих, что копии заявления были направлены арбитражному управляющему и должнику.
    8. В конце требования стоит подпись кредитора.

    После формирования реестра ждите, когда реализуют имущество должника. Управляющий проведёт инвентаризацию имущества, оценит его и разработает положение о порядке продажи. Это займёт минимум три месяца.

    Арбитражные управляющие иногда пытаются заработать, продавая имущество своим людям. Например, продают микроавтобус за 1 млн рублей при розничной цене в 5 млн, а в условиях продажи указывают: «Договор купли-продажи заключается с лицом, первым подавшим заявку». Автобус выкупает человек арбитражника, прибыль они делят поровну, а кредиторы получают в пять раз меньше денег.

    Запросите у управляющего банковскую выписку должника за три года. Посмотрите, какие суммы и кому он перечислял. Так вы сможете найти сомнительные сделки, которые можно оспорить.

    Перед банкротством должники стараются выводить имущество и деньги. Имущество продают по ценам ниже рыночных. А для вывода денег покупают товары и услуги по завышенным ценам. Обычно такие сделки заключают с аффилированными лицами.

    Деньги, полученные от продажи имущества, распределяются на текущие расходы и требования кредиторов в порядке очереди:

    1. Внеочередные требования — оплата специалистов, которых привлёк управляющий, коммунальные платежи, аренда, вознаграждение арбитражного управляющего.

      Узнайте у контрагента, почему он допустил просрочку. Может быть, это временные трудности или он забыл о платеже. Рассмотрите варианты: продлить срок для уплаты долга, сменить валюту, снизить начисляемые за просрочку проценты, дать должнику отсрочку на пару месяцев или предложить погашать долг частями.

      Есть шанс убедить должника самостоятельно инициировать банкротство. А дальше действовать так, как описано выше. Единственный минус — это привлечёт других кредиторов.

      Мораторий на банкротство не запрещает обратиться в суд с заявлением о возврате долга. До моратория с решением суда можно было бы возбудить исполнительное производство, но сейчас ФССП не проводит процедуры взыскания. С исполнительным листом можно:

      • наложить арест или обеспечительные меры на имущество должника;
      • взыскать деньги после снятия моратория;
      • инициировать банкротство должника, если мораторий на него не действует.

      Чтобы мораторий перестал действовать, нужно дождаться его окончания или убедить должника отказаться от него. Кредитор-заявитель находится в выигрышном положении, так как имеет право выбрать арбитражного управляющего, что даёт ему контроль над процедурой.

      ^К началу страницы

      В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

      В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

      В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

      При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

      СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

      Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

      Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

      ^К началу страницы

      В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/[email protected] «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

      Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

      ^К началу страницы

      СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

      ^К началу страницы

      Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

      • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
      • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
      • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
      • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
      • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

      Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

      Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

      ^К началу страницы

      Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

      Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

      Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

      Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

      К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

      В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

      Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

      Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]