Положение о надбавках стимулирующего характера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о надбавках стимулирующего характера». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Задержка заработной платы: угрозы и последствия
  • Принудительное исполнение обязанности работодателя по выплате заработной платы и других выплат
  • Исключение из МРОТ компенсационных, стимулирующих и иных выплат

Инструкция: как разработать и утвердить положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

  • для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
  • для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
  • для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
  • для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

  • участие в профилактике заболеваний;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факт своевременности госпитализации;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
  • наличие жалоб пациентов;
  • общий объем отработанного времени за период.

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.

Итак, понятие стимулирующих выплат мы встречаем в ст. 129 ТК РФ в разделе оплата и нормирование труда. Трудовое законодательство дает такое определение: доплаты и надбавки стимулирующего характера , премии и иные поощрительные выплаты. То есть это является частью заработной платы работников.

Материальное поощрение всегда являлось одним из наиболее сильных побуждений работника к добросовестному выполнению своих функциональных обязанностей. На данном этапе это остается и наиболее влиятельной мотивацией для наемных сотрудников.

А статья 135 ТК РФ определяет, что система оплаты труда (в которую входят, в том числе, и стимулирующие выплаты, или бонусы) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами. Таким образом, мы видим, что все вопросы, связанные с материальным поощрением работников отданы на «совесть» работодателя.

  1. кто имеет право получать стимулирующие выплаты;
  2. какие критерии используются для определения размера премий и иных денежных вознаграждений;
  3. в каком порядке производится выплата стимулирующих выплат;
  4. источники формирования премий.

Критерии для стимулирующих выплат

Критерии, которые кладутся в основу исчисления денежных стимулирующих оплат, — дело тонкое и деликатное. Чем четче и однозначнее будут формулировки локального акта – тем меньше рисков возникновения споров. Для сотрудников это важно — и в плане материального вознаграждения, и в плане статуса, и для дальнейшей мотивации. Поэтому не получивший премию сотрудник, по меньшей мере, будет интересоваться причинами такой ситуации, а может и инициировать конфликт.

Опираясь на специфику деятельности компании, работодателю следует прописать четкие ситуации, за что конкретно сотруднику будет выплачиваться премия или надбавка. Избегайте неоднозначных толкований, формального подхода, непонятных формулировок. Разумеется, что для всех работников невозможно установить одинаковые критерии, поэтому они разрабатываются по должностям, по видам деятельности, по задачам, подразделениям.

Здесь работодателю виднее, как лучше именно в его компании соблюсти баланс собственных материальных задач и заинтересованности работников в большей отдаче. Критерии, по которым определяются стимулирующие выплаты , должны легко учитываться, не носить оценочный характер, не должны зависеть от толкования и мнения отдельного сотрудника организации.

  1. результативность;
  2. успешная реализация проекта;
  3. достижение определенного результата и другие.

На практике часто возникает вопрос – является ли оплата таких денежных поощрений обязанностью работодателя или это лишь его право. Однозначного ответа на этот вопрос нет, та как все зависит от формулировок, которые значатся в документе об оплате труда работников. Если работодатель сам указал, что заработная плата состоит из оклада и премии, выплачиваемой на основании локального нормативного акта или распорядительного акта, то здесь налицо обязанность компании эту часть заработной платы выплачивать.

Если же работодатель установил, что выплаты стимулирующего характера – право компании, такие выплаты не будут носить обязательный характер

Наличие в компании полного, четкого, понятного работникам локального акта о применении стимулирующих бонусов – залог спокойной работы и отсутствия споров.

В ТК РФ стимулирующим выплатам посвящена специальная статья (ст. 144 «Стимулирующие выплаты»), но при этом не раскрывается ни само понятие «стимулирующие выплаты», ни понятие «стимулирование труда». Отсутствие легального определения данных понятий приводит к тому, что на практике представления о месте стимулирующих выплат в организации заработной платы у работников и у работодателей зачастую не совпадают. Работнику нужны гарантии в оплате труда, поэтому он хочет, чтобы стимулирующих выплат в составе зарплаты было поменьше, а тарифной оплаты — побольше. Работодатель, наоборот, считает, что гарантированная (тарифная) оплата должна занимать как можно меньше места в структуре заработка, а переменная часть может быть увеличена.

Между тем в ч. 4 ст. 129 ТК РФ указывается, что тарифная оплата -это оплата за норму труда. Таким образом, получается, что у нас в стране при столь низкой оплате за норму труда (трудовые обязанности) устанавливается высокая доля оплаты за работу вне трудовых обязанностей (норм труда).

В странах с развитой рыночной экономикой доля оплаты за выполнение норм труда (трудовых обязанностей) составляет в заработке не менее 80%, а порой и больше. Но как же тогда обстоит дело со стимулированием? Неужели работодатели не стремятся «стимулировать» работников? И при рыночной экономике работники работают без стимулов? А может быть, наше понимание терминов «стимулирование», «стимул» и их места в организации заработной платы отличаемся от зарубежного? На эту же мысль наводит и ситуация с оплатой труда в бюджетных организациях. Там работники недовольнь высоким удельным весом тарифной оплаты и хотели бы, чтобы было побольше стимулирующих выплат. За счет них можно повысить уровень оплаты и уйти от уравнительности.

А нельзя ли из контекста ст. 144 ТК РФ, а также других статей Кодекса попытаться определить, как законодатель понимает термины «стимул» и «стимулирование», и сделать соответствующие выводы?

Для начала дословно изложим ст. 144 ТК РФ, подчеркнув гои этом ключевые слова: «Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) з организаииях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, -органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — османами местного самоуправления».

Таким образом, из данной статьи следует, что работодатель не обязан (поскольку имеет право, которым он может и не воспользсзаться) вводить стимулирующие премии, доплаты и надбавки.

Означает ли отсутствие стимулирующих выплат в системе организации оплаты труда то, что стимулирование труда отсутствует?

Если ответить на этот вопрос утвердительно, то чужно признать, что условия получения стимулирующих выплат и есть механизм стимулирования труда. Если ответ отрицательный, это значит, что функцию симулирования труда должны исполнять другие элементы ооганизации заработной платы и тогда в Кодексе об этом должно быть какое-либо указание.

В случае если работодатель воспользуется своим правом устанавливать стимулирующие выплаты, то он обязан учесть при этом мнение трудового коллектива, а то и отразить это намерение в коллективном договоре с работниками. Такая постановка вопроса законодателем может быть объяснима только в том случае, если он допускает, что введение стимулирующих выплат, а соответственно и стимулирования, может как-то отрицательно отразиться на работниках. В реалистичность такого допущения трудно поверить, поскольку введение стимулирующих выплат если и может что-то повлечь за собой, так это увеличение заработка работников сверх его тарифной части. Однако требование об учете мнения представительного органа становится понятным, если предположить, что работодатель обязан применять стимулирующие выплаты, что без них организация заработной платы немыслима. В любом случае получается, что ч. 1 ст. 144 ТК РФ внутренне противоречива.

Премирование за основные (текущие) результаты деятельности занимает главное место среди систем стимулирования. Работодатель и работник должны четко представлять себе требования, необходимые для того, чтобы система устанавливала обоснованную связь между результатами труда и размерами вознаграждения, т. е. соблюдался один из основополагающих принципов оплаты труда — зависимость получаемого вознаграждения от результатов труда.

Разрабатывая премиальную систему, нужно предусмотреть показатели и условия премирования, размеры премий, круг поощряемых работников, периодичность премирования. Соблюдение определенных требований позволит обеспечить материальную заинтересованность работника, а также нормальные правовые основы взаимоотношений работника и работодателя в части размеров оплаты и трудового вклада.

Прежде всего показатели премирования должны соответствовать задачам производства в данном подразделении, в организации и зависеть от трудовых усилий коллектива или конкретного работника. Установленные показатели и условия премирования не должны противоречить друг другу, иначе улучшение одних показателей (условий) может повлечь за собой ухудшение других.

С учетом конкретных задач производства показатели (условия) премирования могут быть нацелены на поддержание уже достигнутого уровня (предельно высокого или допустимого) — выполнение производственного задания, обеспечение нормативного уровня качества и т. п.: либо на дальнейшее улучшение исходного показателя (условия) премиоова-ния — перевыполнение задания, повышение уровня по сравнению с «базовым», рост (прирост) по отношению к предыдущему периоду.

Размеры премий следует устанавливать с учетом направленности системы премирования. Если ее задачей является поддержание стимулируемых показателей на определенном уровне, то устанавливается фиксированный размер премий за выполнение показателя; если ставится цель улучшить показатели, то устанавливается один или несколько дифференцированных размеров за каждую единицу улучшения показателя. В ряде случаев стимулируется и выполнение показателя на заданном уровне, и его улучшение.

Периодичность премирования (по результатам за месяц, квартал и т. д.) следует устанавливать в зависимости от особенностей организации производства и труда, характера показателей премирования, наличия соответствующего бухгалтерского и оперативного учета.

При текущем премировании за основные результаты деятельности для рабочих, а также для руководителей, специалистов и служащих производственного подразделения, как правило, устанавливается ежемесячное премирование, а для руководителей, специалистов и служащих аппарата управления — ежеквартальное, т. к. показатели для их вознаграждения могут быть определены чаще всего на основании квартальной отчетности.

Премирование за основные результаты деятельности может сочетаться как со сдельными, так и с повременными системами заработной платы. При этом в качестве базового уровня начисления премий целесообразно брать тарифный заработок за отработанное время (или объем работ), не включая в него персональные надбавки и другие доплаты, не связанные с условиями выполнения соответствующей работы. Если работник выполняет несколько работ, по которым действуют самостоятельные показатели и условия премирования, ему должна быть начислена премия за каждую работу в соответствии с установленными для нее системами премирования.

Помимо премирования за основные результаты деятельности в организации следует применять системы, увязывающие оплату с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионального мастерства, индивидуальными качествами.

В тех организациях, где обеспечивается полная загрузка работников в течение дня, личные деловые качества характеризуются производственными результатами одних работников по сравнению с достижениями других работников. Это могут быть более высокая, чем у остальных, выработка (производительность труда), лучшее качество выполненных работ, более бережнее отношение к расходованию материальных ресурсов и т. п. Кроме того, учитываются активность работника в рационализации трудовых процессов, владение передовыми приемами работы, наличие документов, подтверждающих повышение профессиональной подготовки.

Конкретные показатели профессионального мастерства разрабатываются непосредственно на предприятиях. Там, где пока еще не обеспечивается полная загрузка работников в силу спада производства или его структурной перестройки, показатели более высокой результативности тоже должны учитываться, но они чаще всего отходят на второй план. На первом месте — потенциальные возможности работника, которые в реальных условиях не могут полностью реализоваться, но непременно обнаружат себя в будущем при изменении рыночной конъюнктуры и экономической ситуации в целом.

В то же время необходимо, чтобы эти способности имели конкретные количественные или качественные характеристики: умение работать по нескольким профессиям /специальностям), подтвержденное предыдущим опытом работы или документами о владении этими профессиями (специальностями); активное участие в разработке мер, направленных на улучшение ситуации с производством продукции; умение делиться имеющимся опытом работы и трудовыми навыками с другими работниками предприятия; поддержание высокой культуры труда и стремление повышать и распространять ее.

Правильному и обоснованному выбору кандидатов для установления надбавок за высокое профессиональное мастерство или высокие личные деловые качества может способствовать введение в практику системы аттестации работников, или, как принято говорить в ряде стран с рыночной экономикой, системы «сценки заслуг» работников, в рамках которой по определенной схеме оцениваются результаты деятельности и деловые качества каждого сотрудника.

Присвоение надбавки по результатам такой аттестации, которая должна осуществляться как минимум один раз в год, обеспечивает сравнимость оценок и положительно воспринимается персоналом.

Что касается размеров надбавок, то они могут быть любыми, важно только, чтобы они были дифференцированы с учетом деловых качеств работников. Установленные размеры надбавок вместе с другими составляющими системы оплаты должны обеспечивать высококвалифицированным специалистам уровень вознаграждения, характерный для соответствующей группы в пределах определенной территории, на которой эти работники могут взаимодействовать и делиться информацией.

Чтобы не допускать необоснованного расширения данной формы стимулирования, целесообразно все надбавки за профессиональное мастерство установить в пределах некоторой суммы средств, направленной на эти цели (к примеру, 7-10% фонда основной оплаты).

В механизме поощрения работников единовременные премии и вознаграждения имеют вполне определенное целевое назначение. Они дополняют системы оценки трудового вклада работников и оплаты их труда, а также позволяют значительно повысить их гибкость и действенность.

С помощью единовременных премий и вознаграждений руководители организаций и их структурных подразделений могут поощрять в работниках те качества, которые хотя и влияют на результативность производства, но не имеют четко выраженных количественных показателей (например, дисциплинированность, авторитет в коллективе, готовность прийти на помощь в случае возникновения производственных затруднений, общая и профессиональная культура, добросовестность и т. п.).

Единовременные премии и вознаграждения всегда воспринимаются не только как материальные, но и как моральные поощрения. С их помощью можно исправлять возникающие порой перекосы в оплате труда, решать задачи, возникающие эпизодически и связанные с участием работников в производственном процессе, а также учитывать по мере необходимости такие показатели и характеристики трудового вклада, которые не учитываются регулярными поощрительными системами

К наиболее распространенным формам вознаграждения во внебюджетном секторе экономики относятся премии по итогам работы организации за год (полугодие, квартал). На практике существуют две основные организационные формы этой стимулирующей выплаты: сложная и упрощенная. Для сложной формы характерен традиционный подход к дифференциации размеров вознаграждения: по размеру заработной платы, по стажу работы, по видам деятельности (участкам производства), по условиям труда на рабочем месте, по значимости (дефицитности) отдельных профессий. При упрощенной форме единовременных выплат отсутствует какая-либо дифференциация, кроме размеров основной заработной платы.

Единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий могут стать важным экономическим рычагом для разрешения возникающих на производстве непредвиденных ситуаций (устранение аварий, неполадок, последствий стихийных бедствий и др.).

Обычно при выполнении работ такого рода работникам приходится прилагать дополнительные усилия, работать во внеурочное время или в более сложных и опасных условиях, с повышенной интенсивностью.

В крупных организациях любых форм собственности со сложной системой управления, где результаты работы или производственных процессов существенно зависят от внешних условий, целесообразно выделять определенные средства на поощрение работников за выполнение таких работ в срок и досрочно. В некоторых случаях этот резерв можно даже оставлять в распоряжении руководителей отдельных подразделений.

Решение о привлечении сотрудников к таким работам и о размерах поощрения должен принимать достаточно компетентный руководитель. Поэтому на предприятии нужно разработать порядок организации работ и поощрения работников за выполнение особо важных непредвиденных заданий. В нем должны оговариваться: возможный перечень таких работ; лица, ответственные принимать решения; порядок привлечения работников, а также порядок согласования с ними размеров вознаграждения и объема резервируемых на эти цели средств; другие необходимые вопросы.

В ряде организаций сохранилась традиция единовременного премирования работников в дни профессиональных праздников, личных круглых дат, юбилейных дат предприятия. Кроме того, руководители многих организаций возрождают соревнование на производстве (отставив эпитет «социалистическое»); в связи с этим возникает и потребность единовременного поощрения победителей. Целесообразно напомнить некоторые оправдавшие себя на практике принципы организации подобного соревнования и поощрения победителей.

Производственное соревнование подразделений необходимо организовать раздельно по следующим группам: основное производство, вспомогательное и в ряде случаев — подготовительное, а также между структурными подразделениями аппарата управления.

При разработке условий соревнования на предприятии особое внимание следует уделить выбору показателей для подведения итогов. Это должен быть набор немногих, но вполне четких и определенных факторов, всесторонне характеризующих производственные и экономические результаты деятельности подразделения.

Еще одна отличительная особенность внутрипроизводственного соревнования в новых условиях: его организуют не профсоюзы а руководители предприятий (или же службы по труду и персоналу).

Наряду с коллективным производственным соревнованием возрождаются индивидуальные виды состязаний в форме различных смотров и конкурсов. Премии в них зачастую не денежные, а вещественные: телевизоры, видеомагнитофоны, аудиотехника различное класса. Можно полагать, что по мере нормализации экономики производственное соревнование и поощрение его победителей будут развиваться.

Определение стимулирующих выплат (СВ) содержится в ст. 129 ТК. В статье 135 ТК указано, что размер таких выплат и порядок их перечисления определяется на основании коллективных соглашений. Законами перечень СВ не установлен, а потому они могут быть любыми. Цели назначения выплат:

  • Стимулирование профессионального развития сотрудников.
  • Повышение эффективности работы.
  • Уменьшение кадровой текучки.

СВ могут назначаться, к примеру, за выполнение установленного объема работ, профессионализм, стаж работы, дополнительные знания.

Приказ о выплатах стимулирующего характера

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации ( с учетом изменений и дополнений), Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 — ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2006 г.), ст. З0, Законом «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями), ст.32, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральный государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях», Уставом КубГТУ, Коллективным договором, Положением об оплате труда работников ГОУ ВПО КубГТУ, в Университете устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (на основании законодательных и иных нормативных актов);
  • премиальные выплаты по итогам работы.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

Стимулирующие выплаты устанавливаются в университете приказами ректора в пределах фонда оплаты труда (ФОТ) и максимальными размерами не ограничиваются.

Стимулирующие выплаты устанавливаются в процентном отношении к установленному работнику окладу в трудовом договоре или в абсолютном размере.

Ректор имеет право самостоятельно или с учетом представления руководителя структурного подразделения изменить размер стимулирующей надбавки (доплаты) при несвоевременном выполнении порученного руководителем задания (работы), не выполнением нормированного задания, объема порученной основной и (или) дополнительной работы и др. основаниям.

В указанных случаях к служебной записке прилагаются документы, подтверждающие допущенные сотрудником несвоевременное выполнение порученного руководителем задания (работы), не выполнения нормированного задания, объема порученной основной и (или) дополнительной работы или иные обоснования уменьшения размера надбавки (подтверждающие акты, объяснительные записки работника).

Надбавки за качество сотрудникам, имеющим дисциплинарные взыскания, не выплачиваются.

При отсутствии или недостатке финансовых средств, в том числе средств федерального бюджета, по независящим от Университета причинам, ректор Университета имеет право приостановить выплату стимулирующих надбавок и доплат, либо пересмотреть их размеры на основании решения Ученого совета Университета по согласованию с профкомом работников Университета.

Размер надбавки (доплаты) пересматривается при переводе работника на иную должность (работу, специальность) и (или) в другое подразделение, а также в связи с изменением его функциональных обязанностей, характера выполняемых работ, а также при изменении системы оплаты труда.

В случае изменения организационных и технологических условий труда в подразделении, для пересмотра размера или отмены надбавки (доплаты) по инициативе руководителя структурного подразделения, на имя ректора подается служебная записка с обоснованием пересмотра размера надбавки (доплаты) или ее отмены. Работник уведомляется об указанных изменениях не позднее, чем за два месяца до их введения. При указанной ситуации требуется согласие работника на перечисленные изменения, в противном случае руководитель структурного подразделения должен действовать в соответствии со статьей 74 ТК РФ.

Основанием для выпуска приказа об установлении стимулирующей выплаты является служебная записка с резолюцией ректора Университета, подаваемая руководителем структурного подразделения на его имя с обоснованием необходимости ее установления конкретному сотруднику или группе работников Университета с указанием размера и срока, на который она устанавливается. Служебная записка визируется в Финансово-экономическом управлении, после этого Управление кадров издает приказ о ее установлении.

Виды стимулирующих выплат, устанавливаемых на временной основе (на определенный срок) или на постоянной основе (на неопределенный срок), которые могут устанавливаться в КубГТУ:

1.Надбавки за интенсивность труда и высокие результаты работы:

  • надбавка за интенсивность труда;
  • надбавка за высокие результаты работы;
  • надбавка за интенсивность труда при особом режиме работы;
  • надбавка за интенсивность труда, в связи с увеличение объема работы по основной должности или за дополнительный объем работы, не связанный с основными обязанностями сотрудника;
  • за интенсивность труда при выполнении особо важных, сложных и срочных работ;
  • надбавка за интенсивность работы в должности заведующего кафедрой;
  • надбавка за интенсивность работы в должности декана, а также при исполнении обязанностей декана;
  • иные надбавки (доплаты), которые можно использовать в качестве стимулирования за интенсивность выполняемой работы или иной деятельности, не входящей в круг основных обязанностей работника. При назначении такой надбавки (доплаты) указываются конкретные выполняемые работы или иные причины ее установления.

2.Надбавки за качество выполняемых работ:

  • надбавка за качество работы и высокий профессионализм;
  • надбавка за наличие у работников Университета нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», при условии качественного выполнения ими своих должностных обязанностей;
  • надбавка работникам, заключившим договор о полной материальной ответственности и качественно выполняющим возложенные обязанности;
  • иные надбавки (доплаты), которые можно использовать в качестве стимулирования за качество выполняемой работы или иной деятельности, в том числе не входящей в круг основных обязанностей работника. При назначении такой надбавки (доплаты) указываются конкретные выполняемые работы или причины ее установления.

Критериями установления стимулирующих выплат являются:

  • показатели стимулирования работы основного персонала, научно-педагогических кадров, проректоров, главного бухгалтера, директоров филиалов, институтов, деканов и заведующих кафедрами, предлагаемые Минобразованием Российской Федерации, Рособразованием, с учетом рейтинговых и аккредитационных оценок качества образовательной и научной деятельности структурных подразделений Университета;
  • качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей работником, а также дополнительных видов работ;
  • интенсивность труда работника, связанная с текущими изменениями в учебном, научном процессах, эксплуатационном, инженерном и хозяйственном обслуживании, административном, финансово-экономическом, социальном, кадровом, бухгалтерском и других процессах управления вузом, обеспечением безопасности вуза, соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в вузе, пожарной безопасности, других процессах, связанных с обеспечением основной и иной уставной деятельности Университета;
  • своевременное и качественное выполнение работы в установленные сроки и графики;
  • показатели проводимых в вузе рейтинговых и аккредитационных оценок качества образовательной и научной деятельности структурных подразделений Университета и отдельных сотрудников.
  • внедрение инновационных процессов и новых технологий в учебный, научный процесс, эксплуатационно-инженерное и хозяйственное обслуживание Университета, административное управление вузом, финансово-экономическое и социальное обеспечение деятельности вуза, кадровое и административное делопроизводство, бухгалтерский учет;
  • другие показатели качества и интенсивности труда работника, приводящие к улучшению Уставной деятельности вуза.

Критериями премирования (установления разовых поощрительных выплат) в Университете являются:

  • Внедрение инновационных технологий и новых технологий в учебный, научный процесс, эксплуатационно-инженерное и хозяйственное обслуживание Университета, административное управление вузом, финансово-экономическое и социальное обеспечение деятельности вуза, кадровое и административное делопроизводство, бухгалтерский учет;
  • Рейтинговая оценка образовательной и научной деятельности, с учетом аккредитационных показателей структурных подразделений университета;
  • Обеспечение качественной работы подразделений университета, связанных с эксплуатационным, инженерным и хозяйственным обслуживании, административным, финансово-экономическим, социальным, кадровом, бухгалтерском и других процессах управления вузом, обеспечения безопасности вуза, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности работы в вузе, пожарной безопасности, других процессов, связанных с обеспечением основной и иной уставной деятельности Университета;
  • Качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства Университета (структурного подразделения);
  • Качественное и оперативное выполнение особо срочных заданий руководства Университета (структурного подразделения);
  • Оперативная подготовка и качественное проведение мероприятий (конференций, семинаров, выставок и иных важных организационных мероприятий), связанных с основной деятельностью университета;
  • Своевременная подготовка и издание учебников и учебно-методических материалов (монографий, учебных и методических пособий и т.п.);
  • Получение патента (свидетельства на ОИПС);
  • Качественное обеспечение, подготовку и проведение всех видов учебных занятий;
  • Качественное организация и проведение воспитательной и внеучебной работы со студентами и аспирантами;
  • Качественная подготовка и написание учебных, учебно-методических пособий и(или) учебников;
  • Разработка и внедрение в образовательный процесс новых инновационных и информационных технологий, методик преподавания;
  • Внедрение нового технологического и учебного оборудования в учебный процесс;
  • Разработка и внедрение новых лабораторных работ и практических занятий, вариантов домашних заданий, и других форм практического обучения;
  • Руководство научной работой студентов и достижение ими качественных результатов в научных исследованиях;
  • Занятие призовых мест студентами и аспирантами на межвузовских, городских, общероссийских и международных конкурсах и олимпиадах;
  • Безаварийная работа всех систем жизнеобеспечения университета;
  • Качественное и своевременное техническое обеспечение учебного процесса в Университете (оснащение, монтаж и ремонт учебного и хозяйственного оборудования, зданий и сооружений);
  • Особые заслуги перед университетом;
  • Многолетняя и безупречная работа в Университете;
  • Качественное и своевременное выполнение заданий ректората (руководителя подразделения);
  • Своевременное, качественное и эффективное выполнение должностных обязанностей;
  • Качественная и оперативная подготовка объектов Университета к зимнему сезону;
  • Интенсивность работы и качественное проведение нового набора;
  • Интенсивность работы, связанной с обслуживанием обучающихся на договорной основе;
  • Интенсивность работы при проведении олимпиад среди молодежи, семинаров, конференций, культурно-массовых и спортивных и иных мероприятий для студентов и работников;
  • Интенсивность работы в обеспечения платных образовательных услуг;
  • Интенсивность работы в содействии обеспечения платных образовательных услуг;
  • Интенсивность работы по обеспечению платных услуг, оказываемых Университетом;
  • Интенсивность работы в содействии обеспечения платных услуг оказываемых Университетом;
  • Научное руководство и своевременная и качественная подготовка научных кадров (аспирантов);
  • Своевременный ввод объекта строительства в эксплуатацию;
  • Своевременная защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;
  • Своевременная защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук;
  • Своевременное и качественное выполнение федеральных целевых программ и государственных контрактов;
  • Своевременное и качественное выполнение научно-технических программ различного уровня и грантов;
  • Своевременное и качественное выполнение хозяйственных договоров с заказчиками;
  • Качественное выполнение положений коллективного договора;
  • Критерии оценки работы основного персонала, научно-педагогических кадров, проректоров и главного бухгалтера, предлагаемые Минобразованием Российской Федерации и Рособразованием.

Положение о порядке установления выплат стимулирующего характера

Размеры премий (разовых поощрительных выплат) руководителям структурных подразделений устанавливает ректор Университета.

Премии по итогам работы за год (за полугодие, за квартал) выплачиваются тем сотрудникам Университета, которые в течение периода, за который осуществляется премирование своевременно, качественно и эффективно выполняли свои должностные обязанности, что в свою очередь обеспечило бесперебойную работу Университета в целом в рамках его видов деятельности, предусмотренных Уставом.

Размеры разовых поощрительных выплат, в том числе по представлению руководителей и отдельных работников устанавливает ректор.

2.1. Размер месячного должностного оклада работника организации определяется в трудовом договоре с ним и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Размер месячного должностного оклада работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В месячный должностной оклад не включаются доплаты, надбавки и премии, иные компенсационные и социальные выплаты.

2.2. В связи с ростом потребительских цен на товары и услуги размер месячного должностного оклада работников организации индексируется ежеквартально (раз в полгода) путем увеличения на ___ процентов.

3.1. В организации устанавливаются надбавки за профессиональное мастерство, срочность выполняемой работы, сложность порученного задания, в связи с разделением рабочего дня (смены) на части, за ненормированный рабочий день.

3.2. Надбавка за профессиональное мастерство выплачивается работникам, имеющим ____________________ (высшее, среднее специальное) образование по профессии, по которой он работает, а также опыт работы по соответствующей профессии свыше ____ (10 или более) лет.

Надбавка за профессиональное мастерство выплачивается указанным работникам ежемесячно в размере ____% от месячного должностного оклада.

3.3. Надбавка за срочность выполняемой работы выплачивается работникам, которые в соответствующем месяце выполняли задание (работу) повышенной срочности по сравнению с их обычной работой.

Указанная надбавка выплачивается соответствующим работникам за месяц, в котором они выполняли задание (работу) повышенной срочности, в размере ____% от месячного должностного оклада.

3.4. Надбавка за сложность порученного задания выплачивается работникам, которые в соответствующем месяце выполняли задание (работу) повышенной сложности по сравнению с их обычной работой.

Указанная надбавка выплачивается соответствующим работникам за месяц, в котором они выполняли задание (работу) повышенной сложности, в размере ____% от месячного должностного оклада.

3.5. Надбавка в связи с разделением рабочего дня (смены) на части выплачивается водителям _____________________________________________. Надбавка в связи с разделением рабочего дня (смены) на части выплачивается указанным работникам ежемесячно в размере ____% их месячного должностного оклада.

3.6. Надбавка за ненормированный рабочий день выплачивается генеральному директору, заместителю генерального директора ___________ _____________________________________________________________________. Надбавка за ненормированный рабочий день выплачивается указанным работникам ежемесячно в размере ____% их месячного должностного оклада.

4.1. В организации устанавливаются следующие виды доплат: при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за сверхурочную работу, за работу в выходные дни, при сокращенной продолжительности рабочего дня.

4.2. Работнику, выполняющему наряду со своей основной работой по трудовому договору дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере ____% от месячного заработка такого работника. Указанная доплата выплачивается в течение всего периода совмещения профессий и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

4.3. Сверхурочная работа оплачивается в организации за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы — в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

4.4. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

4.5. Работодатель вправе производить доплаты работникам, работающим при сокращенной продолжительности рабочего дня (несовершеннолетние, инвалиды и т.п.), до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы в случае, если указанные работники добросовестно выполняют свои трудовые обязанности, соблюдают трудовую дисциплину, _____________________________________________________________________.

Объективная оценка работы сотрудника – это сложная производственная задача, потому следует разработать критерии поощрений тех или иных работников компании. Они должны опираться на род деятельности рассматриваемого сотрудника.

Важно: в процессе назначения выплат, призванных стимулировать штат на улучшение результатов, должен участвовать профсоюз.

Результат работы может стать лучше не только, благодаря увеличению выработки, сверхурочным работам и т. п. Он напрямую зависит и от качества. Этот показатель повышает рейтинги компании и позволяет ей одерживать победы в конкурентной борьбе. Качественное выполнение трудовых обязанностей – это ещё одно основание для премирования сотрудника.

Оценивать и сравнивать качество работы каждого отдельного члена коллектива позволяет оценочный лист. Благодаря ему руководство определяет, кто достиг наилучших качественных результатов и, соответственно, отмечает отличившихся денежным вознаграждением.

Бюджетники получают поощрительные вознаграждения на основании вышедшего в конце декабря 2007 года Приказа Минэкономразвития РФ номером 818, утвердившим «Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».

В приказе сказано, что руководство организации вправе самостоятельно назначать стимулирующие выплаты. Они должны не выходить за рамки установленного фонда заработной платы. Поощряются:

  • стаж и выслуга;
  • качество работы;
  • достижение высоких результатов;
  • интенсивность;
  • итоговые премии.

Прежде чем назначить выплату, оценивается труд сотрудников на основании установленных на предприятии критериев оценки результативности, качества и прочих показателей.

Составленный комиссией документ передаётся руководителю, который на его основании издаёт приказ о назначении выплат конкретным сотрудникам (по списку). В нормативном акте должно быть отражено:

  • данные предприятия (наименование);
  • данные работников, заслуживших вознаграждение;
  • дата и подпись руководителя.

Когда может осуществляться поощрение?

За руководством закреплено право, принимать решение о периодичности осуществления стимулирующих выплат. Они могут выдаваться за:

  • прошедший месяц;
  • год;
  • отчётный период.

ФСВ – фонд стимулирующих выплат – это деньги, выделенные на стимулирующие выплаты. Его размер напрямую связан с ФОТ, потому, у каждого предприятия он свой. В среднем размер ФСВ равен 30% от ФОТ.

О том, какой процент средств выделяется на вознаграждения и, что включает в себя ФСВ, можно узнать из нормативных актов каждого контурного учреждения или предприятия.

Положение о премировании работников

Всё, что имеет отношение к стимулирующим выплатам, должно быть документально оформлено. Нормативные акты предприятия должны регламентировать порядок назначения вознаграждений и выплаты их сотрудникам.

В заключение отметим, что продуманный подход руководства к поощрению коллектива приводит к положительным результатам. Улучшаются производительность и качество предоставляемых услуг.

Указанные денежные поощрения в большинстве случаев предусматриваются в госсекторе, а также в бюджетных организациях. Стимулирование чаще касается педагогических, медицинских работников, а также работников сферы искусства и культуры.

Для того чтобы произвести выплаты, издается приказ по предприятию. Основанием для этого служит принятый комиссией протокол. Он подписывается всеми членами комиссии без исключения. В документе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

Как мы уже отметили выше, основания для начисления выплаты могут быть отражены в оценочном листе. В случае применения такого листа его бланк будет частью Положения. Очень важно прописать основания для выплат (в том числе приведенные в бланке оценочного листа) так, чтобы они не противоречили специфике конкретных должностей работников, которым полагаются стимулирующие выплаты.

Но работодателю можно обойтись и без оценочного листа — ограничившись приведением критериев назначения выплат в основном тексте Положения (и впоследствии обеспечив их соблюдение). Данные критерии могут быть напрямую связаны с типичными KPI (ключевыми показателями эффективности) для той или иной должности, или же иметь отношение к результативности работы всего предприятия.

Моральный климат в коллективе зависит в том числе и от ощущения работниками того, насколько работодатель справедлив к ним при начислении заработной платы. Особенно — в непостоянной «стимулирующей» части. Лучший способ заработать доверие работников здесь — разработать публичное Положение о стимулирующих выплатах, где будут четко прописаны критерии начисления доплат.

В текущей деловой практике становится распространённым составление для каждого работника индивидуальной карты ключевых показателей эффективности (КПЭ). Данные показатели должны быть измеримыми и достижимыми, чтобы выполнять функцию мотивации сотрудников. Чаще всего к каждой задаче привязывается график исполнения, что также является критерием достижения показателя.

Под критериями эффективности в положении о стимулирующих выплатах понимается система показателей, при достижении которых работнику полагается выплата премии или другой поощрительной выплаты. Критерии эффективности позволяют оценить:

  • возможность/невозможность начисления премии;
  • ее конкретный размер для сотрудника.

Каждая компания разрабатывает собственные критерии, которые могут отличаться в зависимости от:

  • должностей;
  • отделов;
  • сфер деятельности сотрудников.

На практике эти показатели разрабатывают в виде системы баллов и других цифровых показателей, например:

  • план продаж;
  • количество новых клиентов;
  • количество удержанных клиентов, которые хот из ели расторгнуть договор;
  • отзывы клиентов в баллах (например, не менее 8 из 10).

К каждому сотруднику может применяться собственная система критериев эффективности, которая складывается из баллов. Они складываются из разных количественных показателей, а размер премии определяется в зависимости от полученной суммы, например:

  • 0-30 баллов – 25% от оклада;
  • 31-50 – 40% от оклада;
  • 51-75 – 60% от оклада;
  • 76-100 – 80% от оклада;
  • более 100 – 100% от оклада.

В Министерстве просвещения, здравоохранения и других отраслевых ведомствах вырабатываются собственные показатели качества труда. Например, для учителей они утверждены в соответствующем Письме.

Среди основных критериев указаны:

  1. Реализация дополнительных образовательных проектов.
  2. Реализация мероприятий по взаимодействию с родителями школьников.
  3. Работа с детьми из неблагополучных семей.
  4. Создание образовательной инфраструктуры и многие другие.

Таким образом, при выработке критериев необходимо описать:

  1. Качественные и количественные показатели по оценке трудовых достижений сотрудника.
  2. Формула по расчету баллов.
  3. Конвертация баллов в размер стимулирующей выплаты.

Для объективной оценки способностей каждого сотрудника, анализа его профессионального роста, ответственности, организованности, умения планировать свою трудовую деятельность и ряда прочих показателей, применяется балльная система стимулирования персонала. При ее использовании за свою работу каждый сотрудник компании получает оценки, которые используются для начисления премий. В рамках оценочной компании разрабатывается своя шкала, причем каждый для каждого балла прописывается точная характеристика.

Доплаты также могут назначаться по ходатайству непосредственного руководителя. Для этого издается приказ по отделу и предоставляется руководителю компании вместе с обоснованием. В качестве последнего может выступать оценочный лист либо другие документы, по которым можно определить эффективность деятельности человека, претендующего на назначение поощрения.

В этом разделе укажите периодичность начисления премий: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Здесь же опишите порядок документального оформления стимулирующей выплаты: составление приказа работодателя, сроки начисления бухгалтерией и т.п.

  • разовые премии;
  • регулярные премии по итогам показателей месяца, квартала, года и т.п.
  • выплата за выслугу лет;
  • выплата за интенсивность трудовой деятельности;
  • поощрения, награждения материального характера.

Рекомендуем прочесть: Ветеран Труда Тверской Области На Электричке В Курске Может Ездить Со Льготами

К каждому сотруднику может применяться собственная система критериев эффективности, которая складывается из баллов. Они складываются из разных количественных показателей, а размер премии определяется в зависимости от полученной суммы, например:

Единого образца положения о стимулирующих выплатах не существует, поэтому каждая компания вправе составить Положение по собственной форме. Документ, как правило, состоит из 4-5 разделов. При составлении ориентируйтесь на такую инструкцию.

Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать систему премирования своих работников. Единственное условие при этом – чтобы оно полностью соответствовало рамкам действующего законодательства РФ.

Если говорить в общих чертах, то Положение устанавливает, кто из сотрудников, за какие услуги и при каких обстоятельствах может получить материальное поощрение от руководства фирмы.

Таким образом, разрабатывая Положение о премировании администрация предприятия обычно достигает сразу нескольких целей:

  • повышается производительность труда и эффективность работы сотрудников,
  • улучшается качество выпускаемой продукции,
  • укрепляется трудовая дисциплина,
  • расширяются общие перспективы.

В некоторых случаях, в дальнейшем Положение может стать юридически значимым документом, обладающим доказательной силой в судебной инстанции – например при решении трудовых споров и разногласий по части выплаты заработной платы и иных материальных поощрений сотрудника. Именно поэтому к его составлению следует относиться предельно внимательно, учитывая все тонкости и нюансы работы предприятия.

Новые Положения о материальном стимулировании работников

Обязанность по разработке данного документа о премировании работников обычно входит в компетенцию юриста предприятия, кадровика, реже – секретаря или самого руководителя. В любом случае, это должен быть человек, обладающий необходимыми теоретическими знаниями в области трудового и гражданского законодательства и навыками написания подобных документов. И вне зависимости от того, кто непосредственно занят этой работой, окончательный вариант положения должен быть передан на утверждение директора организации.

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Теоретически (и часто практически) Положение касается каждого работника предприятия, поэтому все сотрудники должны быть с ним ознакомлены. Как правило, изучение документа происходит непосредственно при трудоустройстве или же, если документ разработан в период активной работы организации, на любом этапе ее деятельности.

Обычно компании имеют специальные журналы, в которых сотрудники расписываются о том, что они ознакомлены с внутренними нормативно-правовыми актами компании, в том числе Положением о премировании.

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

  • для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
  • для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
  • для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
  • для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Выплаты стимулирующего характера

Работодатели вправе вводить различные системы мотивации и компенсации, но они должны быть зафиксированы в коллективных договорах, соглашениях либо внутренних нормативных актах компании (ст. 135 ТК РФ). Если в организации предусмотрены доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные суммы, обязательно надо описать условия и порядок их начисления. Это можно сделать, например, в положении об оплате труда, а можно в отдельном документе. Второй вариант, который можно назвать «Положение о выплатах стимулирующего характера», предпочтителен, если различные виды доплат не входят в систему оплаты труда.

Существуют универсальные разделы, которые рекомендуется включать в состав любого ЛНА о премиях:

  • традиционная общая часть, где описано, что за документ, для чего его утвердили, на кого распространяется, кто утверждает и меняет;
  • условия назначения премий;
  • причины, по которым могут лишить доплат;
  • размеры надбавок — в процентах или фиксированной сумме;
  • порядок и периодичность выплат.

Важно, чтобы формулировки в тексте были полными, корректными и понятными. И если в компании утверждают положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности, то эти самые критерии должны быть расписаны детально и четко. Если мы говорим про положение о стимулирующих выплатах в школе (больнице, театре, ином бюджетном учреждении), то надо учитывать рекомендации госорганов (Минтруда, Минобразования, Минкультуры) и указывать источники финансирования.

Предлагаем ознакомиться с образцом документа, который можно взять за основу и доработать с учетом нужд вашей организации.

13 зарплата

Золотой парашют при увольнении. Что это?

Показатели премирования работников предприятия по отделам

Налог с премии работника

Премия по итогам года

Трудовой кодекс разрешает работодателям устанавливать для работников различные стимулирующие надбавки, которые выплачиваются по результатам труда в конце определенного периода.

Как уже было сказано выше, администрация предприятия самостоятельно решает, что относится к выплатам стимулирующего характера в том или ином случае, так же, как и порядок начисления этих сумм.

Как правило, весь порядок и критерии для выплаты стимулирующего характера прописываются в отдельном документе. Их либо вносят в Положении об оплате труда, либо выделяют в отдельный локально-нормативный акт.

Несмотря на то, что ТК РФ дает работодателю полную свободу при разработке и выплате стимулирующих сумм нельзя вносить в положение условия для получения надбавок, дискриминирующие те или иные категории граждан, например, уменьшать или увеличивать размер премии по половому признаку или наличию детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]