Право собственности на сети водоснабжения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право собственности на сети водоснабжения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Кому принадлежат внешние инженерные сети, построенные на деньги дольщиков?

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, от 14.11.2014 N 1201, от 05.01.2015 N 3, от 14.10.2015 N 1101, от 03.11.2016 N 1134, от 23.12.2016 N 1455, от 26.12.2016 N 1498, от 29.06.2017 N 778, от 12.04.2018 N 448, от 26.07.2018 N 875, от 14.02.2020 N 144, от 22.05.2020 N 728)

В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила холодного водоснабжения и водоотведения;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

4. Раздел VII Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июля 2013 г. N 644

1. Настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее — органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно -абоненты, водоотведение).

К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

2. В настоящих Правилах используются понятия, определенные в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, а также следующие понятия: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

«авария» — опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде;

«баланс водопотребления и водоотведения» — документ, содержащий сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, и (или) об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения, в том числе сведения о распределении объема сточных вод по канализационным выпускам; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

«граница балансовой принадлежности» — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;

«граница эксплуатационной ответственности» — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

контрольная проба» — проба сточных вод, сбрасываемых абонентами (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная организацией, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным ею лицом, в контрольном канализационном колодце или ином канализационном колодце (сооружении, устройстве), определяемом в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод), с целью определения состава и свойств таких сточных вод в аккредитованной лаборатории по заказу организации, осуществляющей водоотведение; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

82. Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

83. Абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях:

расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций — по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке;

абонент или транзитная организация осуществляют прием сточных вод, сбрасываемых с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

Для указанной категории абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в случае установления совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета с подписанием соответствующего акта. При этом объем сточных вод, сбрасываемых такими абонентами или транзитными организациями в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, представляемым в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Абзацы пятый и шестой. — Утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Транзитные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по транспортировке сточных вод, обязанные установить приборы учета объема отводимых сточных вод, устанавливают их на границах эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) по канализационным сетям, которые определены по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, или в ином месте, определенном договором по транспортировке сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

84. Абонент и транзитная организация обязаны в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей:

а) проверка исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями;

б) проведение поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замена средств измерений (приборов учета), если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или если такая организация обеспечивает обслуживание таких средств измерений (приборов учета);

в) контроль договорных условий подачи (получения) холодной воды, принятия (отведения) сточных вод, в том числе проверка состояния водопроводных, канализационных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

86. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

87. В случае если для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения для обеспечения требуемой заявителем нагрузки, организация водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает осуществление таких мероприятий иными лицами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании такими объектами, путем заключения с ними договоров о подключении, по которым выступает заявителем.

88. Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

89. В случае если для подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», заявителем или органом местного самоуправления были получены технические условия и срок, на который были выданы технические условия, не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение (технологическое присоединение) к которым были выданы технические условия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

107. В зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее — хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее — производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;

в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

108. Отведение (прием) в централизованные системы водоотведения производственных сточных вод допускается при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, и при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод, определяемой в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения, а также при наличии сведений о составе и свойствах сточных вод абонента. Оценка технической возможности производится при заключении договора о подключении, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

109. Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено.

110. Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.

Перевод частной канализации на баланс водоканала

118. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

119. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123.2, 123.4, 130 — 130.3 настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

по формуле, предусмотренной пунктом 123.4 настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

120. В случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

135. Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, собственников и (или) пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

136. Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом: (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;

б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

137. Мощности централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод (в том числе ее отдельных бассейнов водоотведения) определяются по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения. В случае если по результатам технического обследования установлено регулярное превышение пределов возможности канализационной сети по транспортировке сточных вод, приводящее к попаданию неочищенных сточных вод в окружающую среду, или пределов возможности канализационных очистных сооружений очищать сточные воды абонентов до установленных нормативов и требований, органы местного самоуправления не вправе увеличивать нормативы по объему сточных вод для абонентов, отводящих сточные воды в указанную систему. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

138. Нормативы по объему сточных вод устанавливаются на весь объем сточных вод, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, горячего, технического водоснабжения и пара от теплоснабжающей организации). (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Срок действия норматива по объему сточных вод составляет 5 лет. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

139. Нормативы по объему сточных вод рассчитываются с учетом планов снижения сбросов и планов по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

140. Организация водопроводно-канализационного хозяйства при расчете норматива по объему сточных вод абонента вправе производить обследование объектов водоснабжения и водоотведения абонента с составлением соответствующего акта обследования и запрашивать у абонента дополнительную информацию, включая план снижения сбросов абонента, план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод или баланс водопотребления и водоотведения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

  • Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
  • Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 № 83 «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»
  • Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»
  • Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Правила холодного водоснабжения и водоотведения»
  • Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения»
  • Постановление Правительства РФ от 24 января 2017 № 54 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 № 778 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части оптимизации порядка подключения объектов капитального строительства к системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения»

Технические условия и (или) информация о плате за подключение объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения предоставляются в соответствии «Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83).

Технические условия и (или) информация о плате за подключение предоставляются по запросам:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • правообладателей земельных участков.

Запрос о предоставлении технических условий и (или) информации о плате за подключение объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения должен содержать:

  • наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
  • учредительные документы, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
  • информацию о разрешенном использовании земельного участка;
  • информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
  • необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
  • планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
  • планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

Технические условия и (или) информация о плате за подключение объекта капитального строительства предоставляются в течение 14-ти рабочих дней без взимания платы.

Технические условия содержат следующие данные:

  • Указывают возможные точки подключения (технологического присоединения) объекта к инженерным сетям водоснабжения и (или) водоотведения;
  • Максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
  • Сроки подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, определяемые, в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционной программы предприятия;
  • Срок действия технических условий (не менее 3 лет с даты их выдачи или не менее 5 лет при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства). По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый владелец вправе воспользоваться ранее выданными техническими условиями, уведомив об этом МУП «Озерский водоканал», обратившись с заявлением.

После получения технических условий заказчику (правообладателю земельного участка) в течение 1 года (при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента выдачи технических условий, согласно п. 7 Градостроительного кодекса РФ) — необходимо определить подключаемую нагрузку и обратиться с заявлением о подключении.

Прием документов для подготовки технических условий и выдача подготовленных технических условий осуществляется отделом главного инженера МУП «Озерский водоканал». Документы можно сдать по адресу:

238120, Калининградская область, г. Озерск, ул. Тельмана, д.2, каб. «Бухгалтерии»

График работы:

Понедельник-пятница: с 8.00 до 17.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00

Телефон для справок: (горячая линия по вопросам подключений): +7 (4014) 2-3-28-28.

Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2019 N АКПИ18-836

Подключение объекта капитального строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644)».

Подключение объекта капитального строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании договоров о подключении (технологическом присоединении) после получения заявления о подключении от заказчика (правообладателя земельного участка). При этом предварительное получение технических условий не требуется.

Договоры о подключении заключаются в соответствии с типовыми формами, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Этапы подключения:

  1. Подача заказчиком заявления о подключении;
  2. Заключение договора о подключении (технологическом присоединении);
  3. Исполнение сторонами условий договора о подключении.

Заказчик направляет в МУП «Озерский водоканал» заявление о подключении, содержащее документы, определенные п.90 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644), а именно:

  • Заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц — фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;
  • Наименование подключаемого объекта;
  • Кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект;
  • Данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:

А. Копии учредительных документов и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление

Б. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

В. Ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта, с указанием прилегающих градостроительных объектов, землеотводов и ландшафтной планировки, позволяющим определить виды взаимодействия данного земельного участка с близлежащими дорогами, застройками, коммуникационными сетями;

Г. Топографическая карта застраиваемого земельного участка со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями, согласованной с эксплуатирующими организациями, с указанием точек проектируемого присоединения внутриплощадочных и внеплощадочных сетей на границе землеотвода;

Важно! В связи с обязанностью МУП «Озерский водоканал» подключить объект на границе земельного участка (по внешней границе фундамента — в случае подключения многоквартирного жилого дома) топографическая карта должна содержать сводный план сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, координаты и геодезические отметки точки подключения на границе земельного участка (по внешней границе фундамента многоквартирного жилого дома)

Д. Информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;

Е. Баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по видам использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов;

Ж. Сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;

З. Сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.

Важно! Если заявитель ранее предоставлял МУП «Озерский водоканал» требуемые документы при получении технических условий и сведения, содержащиеся в них, не изменились, повторного предоставления документов не требуется. В этом случае необходимо сообщить об отсутствии изменений в простой письменной форме за подписью уполномоченного лица.

Важно! В случае необходимости подготовки площадки строительства в связи с расположением существующих сетей водоснабжения и водоотведения, заказчик вправе получить технические условия для осуществления действий по выносу (переустройству) сетей. Для этого заказчик направляет запрос.

При отсутствии запроса и необходимости подготовки площадки строительства отдел главного инженера МУП «Озерский водоканал» может подготовить такие ТУ в составе документов по договору о подключении.

Договор о подключении заключается в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», положениями «Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644), в соответствии с типовыми формами договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 645).

После получения от заказчика заявления о подключении, МУП «Озерский водоканал» в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их комплектность, соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений.

В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений МУП «Озерский водоканал» отказывает заявителю в принятии документов к рассмотрению.

В случае принятия документов заявителя к рассмотрению, МУП «Озерский водоканал» определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения).

В случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) МУП «Озерский водоканал» в течение 20 календарных дней направляет заявителю 2 (два) экземпляра подписанного договора о подключении, подготовленного в соответствии с типовой формой.

Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 10-ти календарных дней после его получения от МУП «Озерский водоканал». Заявитель подписывает 2 экземпляра проекта договора о подключении и возвращает 1 экземпляр в адрес МУП «Озерский водоканал».

Плата за подключение в индивидуальном порядке устанавливается Региональной службой по тарифам по Калининградской области (далее — РСТ ) для заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. м/сутки (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм, (утв. постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 №54 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). В случае установления платы за подключение в индивидуальном порядке, МУП «Озерский водоканал» направляет заявителю проект договора о подключении не позднее 10-ти рабочих дней после публикации соответствующего постановления РСТ.

В случае если заявитель не представил подписанный договор о подключении в течение 10-ти дней либо предложение об изменении представленного проекта договора о подключении в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правилам холодного водоснабжения и водоотведения и условиям типового договора, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ (в отношении условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и заявителем), МУП «Озерский водоканал» вправе:

а) отказаться от подписания договора о подключении;

б) увеличить срок осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренный договором о подключении;

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя.

Условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства (реконструкции) предоставляются заказчику в 2-х экземплярах одновременно с проектом договора о подключении (приложение № 1 к типовому договору о подключении).

Условия подключения (технологического присоединения) содержат информацию, предусмотренную пп.95,96 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644).

В соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (приложение № 1 к типовому договору о подключении) заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Чтобы поставить инженерные сети на кадастровый учет, недостаточно правильно составить заявление и подать его в Росреестр. Застройщик обязан собрать пакет документов, а именно: подготовить техплан на основе проектной документации и акта техприемки, дать подтверждение того, что он является правообладателем объекта недвижимости. Если с заявлением обращается представитель застройщика, то нужно документально подтвердить его полномочия.

Технический план готовит кадастровый инженер. Если этого документа нет или он содержит ошибочные сведения, то постановка на кадастровый учет невозможна. Поэтому очень важно предупредить сложности и заказать техплан в аккредитованном центре кадастра и регистрации.

Техплан обязателен для:

  • вновь построенных трубопроводов;
  • канализационных сетей после реконструкции;
  • ввода зданий в эксплуатацию;
  • изменения информации, внесенной в ЕГРН.

Срок подготовки технического плана обычно зависит от протяженности трубопровода, сложности коммуникаций, полноты пакета документов. Сотрудники «Стар-Сервис» справятся с задачами любой сложности, чтобы подать сведения об объекте в Росреестр.

Постановка на кадастровый учет линейного сооружения – это процедура, которую нельзя избежать. Госпошлина за выполнение этого процесса не взимается. Обращаясь в центр кадастра и регистрации, клиент платит за подготовку документов, оказание консультации и разрешение юридических сложностей.

Чтобы постановка объекта на кадастровый учет занимала мало времени, важно составить заявление по образцу и предоставить грамотный технический план (документ с текстовой и графической частью). Компания «Стар-Сервис» уладит все вопросы, чтобы вы могли получить выписку из ЕГРН.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644

Компания «Стар-сервис» разработает техплан, подаст информацию в Росреестр, чтобы поставить на кадастровый учет сооружение. Наши сотрудники соберут дополнительные документы и при необходимости организуют их доставку в пределах Москвы. У нас многолетний опыт работы в сфере постановки на кадастровый учет и регистрации. Штат квалифицированных специалистов займется комплексным сопровождением процедуры. Мы уладим бюрократические проволочки и предоставим консультации по запросам.

Наши преимущества:

  • прозрачная цена юридического сопровождения – можете узнать стоимость услуги из нашего прайс-листа на сайте;
  • штат квалифицированных сотрудников – можем уладить любые проблемы в сжатые сроки;
  • гарантия подлинности – составляем техплан линейного сооружения и другую документацию грамотно и быстро;
  • оперативная помощь по любому вопросу – решаем сложные задачи в сжатые сроки, чтобы отстоять законные интересы клиентов.

Оставляйте заявку по телефону: +7 (495) 135-45-53, чтобы внести данные о канализационной сети в ЕГРН. Мы подготовим техплан и заявление, передадим сведения в Росреестр.

Подать заявку на услугу

Для решения вопроса об отнесении газопровода и кабельной линии к объектам недвижимос­ти учитываются как их размер, так и проектная до­кумен­тация, полученная при строительстве. Такой вопрос может быть решен при проведении кадастровых работ.

К недвижимым вещам относятся прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, газопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)).

Для строительства таких объектов необходимо получение разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а после его завершения — разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).

Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. Однако не каждый газопровод и кабель, иные сети являются линейными объектами, а следовательно, объектами недвижимости.

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

В комментируемом письме налоговики указали, что в этом случае нужно учитывать выводы, содержащиеся в Определении Верховного суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638. Суд отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания законодательства, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. При этом государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Аналогичные разъяснения содержатся в Определении Верховного суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520.

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Является ли газопровод недвижимым имуществом в целях исчисления налога на имущество?

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (газопроводы) являются линейными объектами (п. 10.1, п. 11 ст. 1 ГК РФ).

В законодательстве РФ отсутствует определение понятия «газопровод». Имеется лишь указание на вид газопровода для целей определенных документов (например, наружный, внутренний, распределительный, межпоселковый, газопровод-ввод, вводной, внеплощадочный, внутриплощадочный, газопроводы высокого давления (I и II кат.), среднего, низкого давления и др.). В Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.02.2017 № 47 указано, что газопровод — это конструкция (сооружение), состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования газа.

Поскольку для отнесения данного объекта к движимому или недвижимому имуществу в ст. 130 ГК РФ даны лишь общие характеристики недвижимости («прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно»), то организация самостоятельно должна принять решение об учете указанного имущества в составе движимого либо недвижимого, учитывать назначение данного имущества, его технические характеристики, обстоятельства, связанные с созданием и получением разрешения на строительство объекта. Так, для решения данного вопроса принимается во внимание как их размер, так и проектная документация, полученная при строительстве. Также проблема может быть решена при проведении кадастровых работ.

[3]

Необходимо отметить, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешение на строительство (ст. 51 ГК РФ), а после его завершения — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГК РФ). Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом (с точки зрения гражданского законодательства) и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством.

Также Минэкономразвития РФ в письме от 13.02.2009 № Д05-382 указало, что согласно ст. 130 ГК РФ существуют следующие критерии отнесения вещей в качестве объектов гражданских прав к недвижимому имуществу: прочная связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба, прямое указание закона. Кроме того, объекты недвижимости являются индивидуально-определенными вещами. Указанные в данном письме объекты в обращении (канализация, водопровод, теплосеть и иные протяженные сооружения) возможно отнести к недвижимому имуществу только как индивидуально-определенные вещи при наличии требований, указанных в ст. 130 ГК РФ. При этом государственный регистратор принимает решение о госрегистрации перехода права собственности соответствующих объектов недвижимости на основании представленных на государственную регистрацию документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ в каждом отдельном случае. Таким образом, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. При этом не каждый газопровод (кабель, иные сети) является линейным объектом, а следовательно, и объектом недвижимости.

О бесхозяйных объектах сети водоснабжения

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены: документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

в соответствии с ч. 1 ст. В норме сказано: «к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано

Недвижимые и движимые вещи 1.Важно Однако Минфин изложил свою позицию, ссылаясь на Общероссийский Классификатор основных фондов (ОКОФ): здание – это не только коробка, это все, без чего оно не может существовать. И закон №384-ФЗ о техническом регламенте эксплуатации зданий говорит нам то же самое. Но в Налоговом кодексе мы этого не видим, нет отсылки к уже существующим документам.

Наша организация в 1997г. приобрела часть здания в собственность из имущественного комплекса, приватизированного продавцом до вступления в силу ФЗ «О гос.

регист.». В пределах арендуемого у КУГИ земельного участка, расположенного рядом с этой частью здания, находится участок подземной хозбытовой канализации, длиной 50 м. (два колодца и трубопровод, соединяющий их).

При разделе земельного участка, на той части земельного участка, которая по схеме раздела должна остаться за нашей организацией, в настоящий момент отсутствует объект недвижимости, кроме данной части подземной канализации, не стоящей на кадастровом учете ( необходимое условие для оформления аренды на 49 лет — наличие объекта недвижимости). В договоре купли-продажи в предмете указано: 1.2. Недвижимое имущество, подлежащее продаже состоит из следующих объектов: 1.2.1.Часть здания____ цеха из след.

В норме сказано: «к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства». Так вот с формулировкой: «прочно связано с землей» у бухгалтеров и возникают сложности. Ведь непонятно: инженерные сети или, например, лифты – прочно ли они связаны с землей? Вот Минфин нам помог и в Письме 2012 года четко определить, что это – недвижимость.
Как известно, 1 января 2013 года вступил в силу закон №202-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в 30 главу НК РФ: движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 года, не облагается налогом на имущество. «Наше законодательство не дает четкого разграничения – какое имущество считать движимым, какое недвижимым, — отметила Рябова. — Первое, куда мы смотрим – это Гражданский Кодекс, 130 статья. В соответствии с п.1, к недвижимому имуществу относятся: 1. Упомянутые в вопросе лифты, система вентиляции и колонны являются, по нашему мнению (с учетом вышеприведенной позиции Минфина России), частью здания как единого объекта недвижимости, в том числе поскольку не могут (не предназначены) выполнять свои функции отдельно от здания. Кроме того, если предположить, что в принципе демонтаж их возможен, то необходимо учитывать, что при оборудовании здания указанными объектами их демонтаж не предполагался до исчерпания ресурса и объективной необходимости их замены. Даже если указанные объекты будут учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, полагаем, более безопасно (во избежание налоговых санкций) включить их в состав объектов налогообложения.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Также Минэкономразвития РФ в письме от 13.02.2020 № Д05-382 указало, что согласно ст. 130 ГК РФ существуют следующие критерии отнесения вещей в качестве объектов гражданских прав к недвижимому имуществу: прочная связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба, прямое указание закона. Кроме того, объекты недвижимости являются индивидуально-определенными вещами. Указанные в данном письме объекты в обращении (канализация, водопровод, теплосеть и иные протяженные сооружения) возможно отнести к недвижимому имуществу только как индивидуально-определенные вещи при наличии требований, указанных в ст. 130 ГК РФ. При этом государственный регистратор принимает решение о госрегистрации перехода права собственности соответствующих объектов недвижимости на основании представленных на государственную регистрацию документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ в каждом отдельном случае. Таким образом, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. При этом не каждый газопровод (кабель, иные сети) является линейным объектом, а следовательно, и объектом недвижимости.

Это интересно: Характеристика на ученицу на учете

В 1-ой судебной инстанции по делу № А40-85398/19-20-1574 ПАО «Орскнефтеоргсинтез» проиграл Межрегиональной федеральной налоговой службе по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2019г.). Суть спора: доначисление по налогу на имущество в отношении объектов основных средств технологических трубопроводов ввиду их неверного признания движимым имуществом при соответствии критериям недвижимости. Общая сумма доначислений за 2020г. составила 38 789 861,02 руб. Оценив доводы сторон, суд посчитал позицию компании несостоятельной, что привело к неправомерному применению льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.

Основные доводы сторон, рассмотренные в судебной акте:

1. Государственная регистрация права на вещь (ст. 130, 131 ГК РФ).

Доводы ПАО «Орскнефтеоргсинтез». Отсутствуют.

Доводы МИ ФНС и суда. Регистрация объекта сама по себе не является обязательным условием для признания его недвижимым, необходимо установить наличие у объекта признаков недвижимого имущества в силу прямого закона, так и в силу его природных свойств (прочность, долговечность, стационарность, фундаментальность, индивидуальная определённость, обусловленная в том числе и адресностью (местом нахождения) недвижимой вещи и т.д.) (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

2. Прочная связь с землей, что означает невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению объекта (ст. 130 ГК РФ).

ВажноОднако Минфин изложил свою позицию, ссылаясь на Общероссийский Классификатор основных фондов (ОКОФ): здание – это не только коробка, это все, без чего оно не может существовать. И закон №384-ФЗ о техническом регламенте эксплуатации зданий говорит нам то же самое. Но в Налоговом кодексе мы этого не видим, нет отсылки к уже существующим документам. Вот другая ситуация — строители выезжают в поле. Их бытовки – это что? Согласно ОКОФ, они признаются временными сооружениями, если строятся за счет средств, выделенных подрядчику в рамках проекта. А если их строит сам заказчик для строителей? Вопросы эти решаться будут через суды. Сейчас пока нет этой практики, не сложилась, потому что норма о не обложении налогом движимого имущества, приобретенного с 1 января 2013-го, появилась недавно, и проверок по ней еще не было.

ВниманиеНо ведь может возникнуть подобный вопрос и в отношении другого имущества, о котором в разъяснениях ведомства не упоминается. Может быть, зайти с другой стороны и понять, что можно считать движимым имуществом. В ГК сказано: «вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги».

Тем не менее из-за расплывчатости формулировки понятия движимого имущества возникает много неясностей, в частности в сфере налогообложения. Даже бухгалтер со стажем не всегда имеет верное представление, что именно из «движимости» освобождается от налога на имущество (ст. 374 НК РФ). Попробуем внести в этом вопросе некоторую ясность. Рассматривается имущество, принятое на баланс после 1.01.2013 г.

Так поступают многие арендаторы — ремонтируют и переоборудуют снимаемое помещение, чем увеличивают стоимость недвижимости. Считаются ли эти усовершенствования (несомненно, имеющие материальную ценность) движимым или недвижимым имуществом?

  1. указанные объекты могут быть демонтированы без ущерба для их функционального назначения и могут эксплуатироваться вне обустроенной пропускной системы;
  2. право собственности на пропускную систему не подлежит государственной регистрации;
  3. пропускная система конструктивно не входит в сеть и (или) систему инженерно-технического обеспечения здания, сооружения или иного объекта недвижимости.

Инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

  • Постановление 02АП-9850/2019 от 03 февраля 2020 года по делу А29-6216/2019
  • Постановление 02АП-10779/2019 от 31 января 2020 года по делу А29-9424/2019
  • Постановление 02АП-11152/2019 от 28 января 2020 года по делу А82-8076/2019
  • Постановление 02АП-11185/2019 от 24 января 2020 года по делу А28-5981/2019
  • Постановление 02АП-11473/2019 от 29 января 2020 года по делу А17-2048/2019

Какие объекты являются линейными?

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  4. в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
  5. пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом[1].

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.

Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно-правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816[2] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.

Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон)[3].

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяжённость[4].

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, снабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.

Всегда ли линейный объект является объектом капитального строительства?

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных об��ектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.

В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.

При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).

На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).

В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.

Стоит отметить, что в 2020 году Транспортный закон сократил избыточные процедуры, затрудняющие строительство инфраструктурных объектов, в частности, указанным законом предусмотрены следующие правила:

  • утверждение проекта планировки территории до внесения изменений в документы территориального планирования;
  • направление проектной документации линейного объекта на государственную экспертизу до утверждения документации по планировке территории;
  • возможность временной эксплуатации линейного объекта до его ввода в эксплуатацию;
  • возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
  • иные особенности.

Под действие Транспортного закона подпадают объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации, в том числе автомобильные дороги общего пользования или их участки, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. (ст. 2 Транспортного закона).

В случае строительства (реконструкции) указанных выше объектов необходимо учитывать специальные правила, установленные в Транспортном законе.

Документация по планировке территории

Как отмечалось ранее, согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании ППТиПМ, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ).

На основании решения о подготовке документации по планировке территории может осуществляться подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения до утверждения документации по планировке территории. Однако в этом случае проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации только при наличии утверждённого проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта. Это положение позволяет одновременно разрабатывать документацию по планировке территории и проектную документацию, тем самым сокращая сроки.

Кроме того, исходя из п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ, до 31.12.2015 проектная документация линейного объекта могла выполняться как на основании ППТиПМ, так и на основании ГПЗУ.

С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ГрК РФ законом РФ от 03.07.2016 № 373-ФЗ (далее – закон № 373-ФЗ), которым изменены требования к ГПЗУ. Данный закон содержит также переходные положения, относящиеся к градостроительной документации.

Согласно п. 1 ст. 9 закона № 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Таким образом, если линейный объект проектировался на основании ГПЗУ, выданного до 31.12.2015, то разрешение на строительство может быть получено на основании такого «старого» ГПЗУ в течение срока, который должен быть установлен субъектом Российской Федерации, без проверки на соответствие ограничениям, фактически установленным на момент выдачи разрешения на строительство.

Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не является обязательным условием для строительства линейного объекта, если ГПЗУ был получен до 31.12.2015.

Никакой жилой или нежилой дом нельзя сдать в эксплуатацию, если к нему не подключены такие коммунальные услуги, как водоснабжение и канализация. Чтобы регулировать поставку этих ресурсов компании должны заключать договоры, в которых разграничивают эксплуатационную ответственность.

Цель этих договоров в том, чтобы клиенты получили услугу по водоснабжению или водопотреблению, а компания, которая предоставляет эти услуги, получила за свою работу оговоренную оплату.

Вот ещё парочка правил, которые соблюдаются при подписании акта разграничения ответственности:

Акт – это документ, что оформляется в письменном виде, чтобы обозначить права, обязанности и правомочия между организациями, поставляющими ресурсы и абонентом, который их получает. Хотя второй стороной может выступать и управляющая компания, которая только посредник, перебирающий на себя часть обязанностей, после того как будет подписан бланк.

Обязанности компаний-поставщиков не такие обширные. В частности, эти компании обязаны поставлять ресурс в должном количестве и в высоком качестве. А вот абоненту, коим сейчас выступает управляющая компания, доставка услуги влетает в приличную копеечку. Дело в том, что он должен:

  • Делать ремонт оборудования, если то сломается;
  • Проводить техническое обслуживание оборудования;
  • Другие обязанности.

Для того, чтобы проложить канализацию или подключиться к водопроводу требуется официально оформить и согласовать большой объем документов. Порядок подключения холодной воды указан в постановлении правительства РФ №644 об использовании линий водоканала, а также определяется законом о строительстве и водоснабжении. Чтобы начать монтажные работы требуется составить договор о подключении к центральной магистрали.

Получать разрешение на строительство водопровода не нужно, если не планируется подключаться к общей сети. В некоторых случаях постройка скважины или рытье колодца требуется согласовывать с водоканалом. Поэтому перед тем, как делать замкнутую систему рекомендуется обсудить это с соответствующими организациями.

Для тех, кому нужно проводить линию слива и подачи воды от центральной сети, требуется заполнить заявку на разрешение подключения к водопроводу. Образец этого документа можно увидеть ниже.

Подать заявление для составления договора на проведение работ, подключение воды или изменение поставок может сам владелец участка, тот кто имеет доверенность от него или служба, с которой он заключил соглашение. Для получения разрешения на подключение к водопроводу соседа (образец документов аналогичен с обычным) или общей сети снабжения требуется:

  • Для физических лиц необходимо собрать реквизиты, в виде почтового адреса места прописки или проживания, ФИО, документ о подтверждении личности и данные для дальнейшей связи с заявителем.
  • Юридические лица и частные предпринимательства должны предоставить свой номер в Госреестре и дату, когда его внесли, ИНН, текущий адрес проживания с местом прописки и почтовым индексом, а также подтверждение из банка, которое даёт разрешение на то, что заявитель может подписывать договор.
  • В заявлении нужно указать название и местоположение участка или объекта, которое требуется подключить к сети.
  • Приложить к пакету документов данные о дополнительных источниках подачи воды (объем и владелец).

Чтобы получить разрешение на земельные работы для водопровода требуется составить проект участка. Это может понадобиться, если производиться капитальный ремонт помещение или для недавно установленных строений. Для получения такой проектной документации можно обратиться к частным архитектурным конторам или соответствующим специалистам в компании, которая является владельцем сети водопровода.

В процессе составления требуется предоставить текущее количество живущих на участке, а также схему расположения санитарных узлов и бытовой техники, которая подключена к водопроводу. Если на участке есть дополнительные источники воды, то они тоже указываются. Также потребуется план дома, топографическая съёмка участка, тип сантехники, которая используется и список ограничений использования водопровода.

С помощью готового проекта можно понять схему разводки труб, размер и материал из которого они производятся, толщина бетонной стяжки, если водопровод будет вмонтирован в стену или пол, а также нужное количество материала для монтажа и дополнительных средств для подкачки воды (если напор недостаточный).

Чтобы получить разрешение на ввод водопровода в эксплуатацию или проведение новой линии снабжения к участку требуется составить договор с водоканалом. Это нельзя сделать без получения всех разрешений, которые описаны выше. В пунктах договора с компанией водоснабжения должны быть перечислены:

  • Оформление договора по требуемым условиям подключения.
  • Количество времени, в течение которого заявитель будет получать водоснабжение.
  • Качество получаемой воды и порядок проведения контроля за этим параметром.
  • Список условий, при которых может проводится остановка подачи воды на короткий срок.
  • Счётчик для воды.
  • Сроки и условия, по которым будут производиться выплаты за использование общей сети.
  • Список пунктов, где показано разделение ответственности за использование водоканала между потребителем и поставщиком.
  • Права и обязанности, которые должны выполнять обе стороны, а также наказание за их нарушение.
  • В каком порядке будут разрешаться спорные моменты между поставщиком и потребителем.
  • Разрешение на сбор проб и доступ к счётчикам для представителей компании-поставщика.

Тех. условия, в соответствии с федеральным законом о водоснабжении и водоотведении, содержат указания:

  • относительно количества разрешенного водозабора для данного пользователя воды;
  • номер колодца, от которого можно произвести присоединение к магистрали;
  • сроки выполнения работ.

Затем следует в районную СЭС направить заявление с просьбой выдать заключение на подключение к городской водопроводной сети. Получение заключения от специалистов СЭС – сигнал о завершении первого этапа.

Стоимость всего комплекса по наружному водоснабжению зависит от многих факторов, в числе которых и такие:

  • длина трассы;
  • материал труб;
  • глубина заложения – от этого зависит объем земляных работ;
  • местных расценок и пр.

Порядок цифр таков:

  • проект водоснабжения – 5 тыс. руб.;
  • получение тех. условий – 4 -5 тыс. руб.;
  • согласования — 12 тыс. руб.;
  • стоимость труб, водомера, комплектующих – 5- 10 тыс. руб.
  • врезка с платой за присоединение к сети – 15 — 50 тыс. руб.;
  • работа экскаватора – 5-10 тыс. руб.;
  • прокладка сети (в комплексе) – 1,7 — 2,6 тыс. за 1 пм.

По состоянию на 01.10.2014 г. в перечне бесхозяйных сетей и объектов инженерной инфраструктуры города Екатеринбурга включены 3463 объекта тепло-водо-газо-электроснабжения В их числе объекты:
– водоснабжения и водоотведения – 2172 объекта (протяженностью 344,8 км);
– теплоснабжения – 735 объектов (протяженностью 113,7 км);
– электроснабжения – 459 объектов (протяженностью 133,7 км);
– газоснабжения – 97 объектов (протяженностью 12,5 км).

Корректировка перечня, по обращениям администраций районов и с учетом предложений специализированных предприятий, осуществляется ежеквартально.

Этот случай не уникальный – бесхозных сетей в частном секторе много. Чтобы расставить все точки над i и понять, как на эту спорную ситуацию смотрит Фемида, редакция «Берёзовского рабочего» в начале нового года снова сделала запрос в прокуратуру, попросив надзорное ведомство разъяснить права и обязанности каждой из сторон.

Старший помощник прокурора Евгения ШЕВЦОВА прокомментировала ситуацию так:

– Обычно, когда граждане из частного сектора утверждают, что те или другие сети бесхозные, я всегда говорю им, что это еще нужно установить: есть определенный порядок признания объекта бесхозяйным. В соответствии с Гражданским кодексом, бесхозяйная вещь – это вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо он от нее отказался.

416-й федеральный закон, регулирующий водоснабжение и водоотведение, говорит, что в случае выявления бесхозных сетей, их эксплуатация осуществляется гарантирующим поставщиком со дня подписания передаточного акта органом местного самоуправления и до признания на объект права собственности или принятия его во владение собственником.

Почему-то все думают, что все сети в городе «Водоканала». Это не так – нужно смотреть документы. Если авария произошла в зоне эксплуатации «Водоканала», организация обязана устранить аварию на сетях, которые она содержит. Если сеть находится на участках, о которых и сами граждане не подозревали (а такое тоже бывает: купили дом без схемы водопровода или прокладывали сети очень давно, и документов нет), то в случае аварии «Водоканал» обязан ее устранить, но взять сеть на баланс он не может, пока администрация не проведет процедуру признания объекта бесхозным, и он не появится в реестре бесхозяйных объектов.

В данной ситуации «Водоканал» действовал правильно. У предприятия есть реестр объектов, которые ему передал муниципалитет. Обслуживать то, что ему не передано, он не может. Как показывает практика, в городе каждый год выявляется несколько бесхозных сетей, которые ставятся на кадастровый учет. Но это процедура долгая, на нее уходит в среднем год. Пока идет процесс, муниципалитет передает сети во временное пользование «Водоканалу». Должен быть какой-то документ, который подтверждает факт передачи: «Водоканал» не может работать на бесхозе, у которого могут неожиданно найтись хозяева. А такие случаи бывают.

– Бесхоз ведь вкладывается в тариф?

– Если он передан по документам. А не просто тот, о котором сказали: содержите. Таких случаев в городе много. Это в частности выясняется, когда делается ремонт на сетях и обнаруживается чья-то врезка.

– Как в таких случаях жителям поступать правильно с точки зрения закона?

– Чтобы подобная ситуация не повторилась, жителям частного сектора не стоит ждать, когда авария произойдет снова. Нужно разобраться, что у вас за сети и кто их содержит. Постановкой на кадастр и составлением реестра бесхозных сетей занимается муниципалитет. Если вы считаете, что сети не ваши, вы их не строили, нужно прийти в администрацию и написать заявление просьбой рассмотреть вопрос о постановке объекта на учет. Этим займется Комитет по управлению имуществом. Процедура, как я уже сказала, длительная и зависит не только от администрации, но и Росреестра. Она предполагает период ожидания, за который может заявиться кто-то из собственников. Когда будут ставить на учет, определят границы эксплуатационной ответственности.

Есть другой путь – через суд, который установит бесхоз ли это, чтобы потом можно было передать его муниципалитету и содержать сеть нормально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]