Ответственность за неуплату налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К этому виду ответственности могут привлекаться только должностные лица организаций. Субъектами правонарушения не могут быть частные граждане и ИП – речь идет только о лицах, наделенных функциями распоряжения и управления имуществом, ведения отчетности.

Административной ответственности за неуплату налогов подлежат только должностные лица организаций.

Самыми распространенными административными проступками в сфере налогообложения являются следующие:

  • нарушение сроков постановки на учет в ИФНС. Любая организация обязана встать на учет в налоговый орган в течение 10 дней с момента госрегистрации. Если требование не соблюдено, должностное лицо этой фирмы подлежит ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ, что не исключает применения налоговой санкции к самому предприятию;
  • нарушение сроков сдачи отчетности. Проступок попадает под квалификацию ст. 15.5 КоАП РФ. Виновным будет главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложена функция предоставления декларации в ИФНС;
  • отказ предоставить налоговикам документы. Сущность нарушения – необоснованный отказ плательщика предоставить бумаги, необходимые сотрудникам ФНС для проведения проверки. Административное дело возбуждается и в том случае, если документы были переданы, но несвоевременно или с некорректными данными;
  • серьезные нарушения правил бухгалтерского учета. Несоблюдение положений Закона «О бухгалтерском учете» относительно оформления финансовых документов. В случае некорректного заполнения отчетности в отношении должностного лица возбуждается дело по статье 15.11 КОАП РФ.

За неуплату налогов также можно попасть под статьи УК РФ:

  • ст. 198 – уклонение физического лица;
  • ст. 199 – уклонение юридического лица;
  • ст. 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.

К этому виду ответственности можно привлечь лицо в возрасте от 16 лет, не имеющее психических отклонений.

Субъектом преступления может стать любой дееспособный гражданин в возрасте от 16 лет.

Чтобы инициировать уголовное расследование, ИФНС обязана направить сведения о неуплате в следственные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушения. После проведения проверки правоохранители выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.

К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:

  • пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
  • арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
  • принудительные работы от 1 до 3 лет;
  • ограничение свободы на период до 3 лет.

Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.

Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).

Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.

Организации, ИП и простые граждане обязаны платить налоги в установленные законом сроки. Если вы нарушили это правило, вас накажут. В зависимости от тяжести проступка и юридического статуса неплательщика, его могут привлечь к административной, налоговой или уголовной ответственности.

Не следует хитрить и пытаться обмануть государство – афера все равно раскроется, а вас ждет внушительный штраф или тюремный срок.

Нарушение Статья НК РФ Штраф
Порядка и правил постановки на учет в контролирующем органе Ст. 116

10 000 рублей

или

10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)

Порядка, правил и способа предоставления отчетности и иных документов Ст. 119, 119.1, 119.2

От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.

(в зависимости от вида документа)

Неверная информация о размере налогооблагаемой базы Ст. 120 10 000–40 000 руб.
Неуплата или неполная уплата обязательных сборов Ст. 122, 123 20–40 % от суммы фискального платежа
Несоблюдение порядка пользования имуществом, находящемся в залоге (в качестве обеспечительной меры) или под арестом Ст. 125 30 000 руб.

Непредоставление сведений

Ст. 126 От 200 р. за документ до 1000 р. за каждый месяц задержки

Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.

За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:

  • материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
  • административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ;
  • уголовная — по ст. 198 — 199 УК РФ.

Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате (ст. 115 НК РФ).

В соответствии со ст. 78 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.

Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).

Уголовная ответственность наступает только за умышленный уход от налогов (п. 3 и 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64). К ней нельзя привлекать, если налоги занижены из-за неточностей в расчете, неверных трактовок законодательства, иных неумышленных ошибок. Нельзя говорить об уклонении от уплаты налогов, если они отражены в декларации, но не перечислены.

О неуплате налогов напрямую сказано в статьях 198 УК РФ — 199.2 УК РФ (см. таблицу 4). По данным Верховного суда, по указанным статьям в первом полугодии 2018 года осуждено 273 человека. Еще у 117 дела прекращены в связи с истечением срока давности.

Важно!

Срок давности зависит от преступления. К примеру, он составляет два года – при уклонении от уплаты налогов с физического лица. Обычно тот же срок действует при уклонении от уплаты налогов организацией. Но если у юридического лица уклонение в особо крупном размере, то срок давности возрастет до десяти лет.

Но уголовное преследование начинают чаще. Просто его нередко прекращают. Одно из оснований для прекращения – возмещен ущерб от преступления. То есть погашена задолженность по налогам, перечислены пени и штраф. Последний взимают по НК РФ. И зачастую он составляет 40% от неуплаченных налогов (штраф за намеренное занижение).

Так что оценивать вероятность уголовного преследования лучше по данным МВД. Из них видно: за девять месяцев 2018 года выявлено 6271 налоговое преступление (статистика взята из краткой характеристики состояния преступности, опубликованной на сайте МВД РФ).

Конечно, сведения за полугодие и девять месяцев несопоставимы. Да и приговор выносится не сразу. Тем не менее, разночтения в показателях существенны. Поэтому нельзя ориентироваться на незначительное количество приговоров.

Кроме того, возможна ответственность по тем статьям УК РФ, где налоги прямо не упомянуты. В первую очередь, эта статья 159 «Мошенничество». К нему могут отнести возмещение НДС с помощью недостоверных документов. Тут минимальное наказание – штраф в размере 120 000 руб. Но не исключено и лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание по статье 159 УК РФ может быть и строже. В возмещении НДС зачастую участвуют несколько человек (руководитель и главный бухгалтер юридического лица, лица, обеспечивающие недостоверные счета-фактуры и т.д.). Их могут счесть организованной группой. Здесь максимальное наказание – лишение свободы (на срок до десяти лет) с одновременным штрафом (до 1 млн руб.).

Таблица 4. Вопросы и ответы по статьям 198 — 199.2 УК РФ

Вопрос

Ответ (информация по уголовной ответственности)

Вопросы по статье 198 УК РФ

Когда могут наказать за уклонение от уплаты налогов со своих доходов? Если от бюджета сокрыто свыше 900 тыс. руб. за три года подряд (неуплаченные налоги должны превышать 10% от всех налогов и взносов, причитающихся с физлица). Или более 2,7 млн руб.
Кого накажут? В первую очередь, предпринимателей. Но могу и других: арендодателей, продавцы дорогостоящего имущества и т.д.
Как накажут? Штрафом (от 100 до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период от одного года до двух лет). Это наказание могут заменить принудительными работами или лишением свободы (на срок до года). Или арестом (на срок до шести месяцев).
Могут ли ужесточить наказание? Да, при уклонении от налогов в особо крупном размере. То есть когда неуплаченные налоги за три года превысили 4 500 000 руб. (и одновременно более 20% от причитающихся с физлица). Или превысили 13,5 млн руб.
И как именно ужесточат? Повышается возможный срок принудительных работ или лишения свободы (до трех лет). Это наказание могут заменить на штраф. Он тоже увеличен. И составляет от 200 до 500 тыс. руб. (или доход за 18 — 36 месяцев).

Вопросы по статье 199 УК РФ

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату налога или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) – взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1). За указанные деяния, совершенные умышленно, штраф налагается в размере 40% от неуплаченной суммы налога (п. 3).

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.


Обратите внимание

При применении положений ст. 122 НК РФ следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени по ст. 75 НК РФ. Такой вывод сделан в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.


Таким образом, если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом:
– налог рассчитал правильно, – с него взыщут только пени;
– налог рассчитал неправильно, – с него взыщут штраф согласно п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, а также пени.

Напомним, п. 3 ст. 120 НК РФ предусматривает за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. Иными словами, чтобы избежать штрафов в соответствии с нормами п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, следует внести исправления в расчет налогов и подать уточненную декларацию.

Внесение изменений в налоговую декларацию и расчеты регулируется ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от ответственности.

В силу п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном данной статьей.

Если «уточненка» представлена в ИФНС до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации.
Согласно п. 3 ст. 81 НК РФ если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если «уточненка» была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал:

– либо об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
– либо о назначении выездной налоговой проверки.

Как указано в п. 4 ст. 81 НК РФ, если «уточненка» представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

– представления «уточненки» до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП) по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

– представления «уточненки» после проведения ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Исходя из п. 1 ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом согласно п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1, при одновременном выполнении следующих условий:

– налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;

– в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;

– налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджет сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае с налоговыми агентами также применяется положение п. 5 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлеченное к ответственности за совершение налогового правонарушения, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.


Обратите внимание

Налоговые агенты могут избежать ответственности за неуплату налогов в виде штрафов при условии представления ими уточненных расчетов. Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 4 данной статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.


Напомним, что согласно п. 6 ст. 81 НК РФ при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет. При этом расчет должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.


Обратите внимание

В силу п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Административная ответственность…
…если налог не уплатила организация

Административной ответственности подвергается должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета.

За это нарушение согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (п. 2).

Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.


К сведению

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгал‑ терском учете» ведение бухчета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1), который обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель организации, которая вправе применять упрощенные способы ведения учета, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3).


Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.

Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении этого лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Индивидуальные предприниматели не привлекаются к административной ответственности.

Это следует из примечания к ст. 15.3 КоАП РФ: административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в вышеупомянутой ст. 15.11 КоАП РФ, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Кроме того, в самой ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуплату налогов, которая произошла из-за искажения данных бухучета, а ИП могут не вести бухучет.

За уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, совершенное в крупном или особо крупном размере, ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности по указанной статье, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:
– непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых является обязательным;
– включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

То есть если предприниматель верно определил сумму налога и отразил ее в отчетности, но в бюджет в срок не перечислил, то состав преступления, предусмотренный указанной статьей, будет отсутствовать и к уголовной ответственности ИП привлекаться не будет.

Статьей 198 НК РФ предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов предпринимателем в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.

Вид уголовной ответственности

Ответственность за неуплату налогов

В крупном размере

В особо крупном размере

  1. Штраф (в руб.)

От 100 000 руб.

до 300 000 руб.

От 200 000 руб.

до 500 000 руб.

  1. Штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного

За период от 1 года до 2 лет

За период от 18 месяцев до 3 лет

  1. Принудительные работы

На срок до 1 года

На срок до 3 лет

  1. Арест

На срок до 6 месяцев

  1. Лишение свободы

На срок до 1 года

На срок до 3 лет

В примечании 2 к ст. 198 УК РФ установлено следующее.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 700 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 13 500 000 руб.


К сведению

Согласно примечанию 3 к ст. 198 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное этой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ.


Отметим еще один момент, касающийся ответственности индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 15.1 ст. 101 НК РФ в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении физлица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении названного физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.

При этом течение сроков взыскания, предусмотренных НК РФ, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании.

В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, налоговым органом возобновляется исполнение принятых в отношении этого физлица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога, пеней, штрафа.

В случае если действие (бездействие) физлица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения в отношении него обвинительного приговора, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения физлица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проще говоря, если индивидуальный предприниматель привлекается к уголовной ответственности, то налоговая инспекция отменит начисленный штраф, поскольку в силу п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

За уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией, совершенное в крупном или особо крупном размере, ст. 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. При этом уголовная ответственности по указанной статье наступает, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:

– непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых является обязательным;
– включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

Частью 1 ст. 199 НК РФ предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) в крупном размере, а ч. 2 – за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.

Вид уголовной ответственности

Ответственность за неуплату налогов

В крупном размере

В особо крупном размере

  1. Штраф (в руб.)

От 100 000 руб.

до 300 000 руб.

От 200 000 руб.

до 500 000 руб.

  1. Штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного

За период от 1 года до 2 лет

За период от 1 года до 3 лет

  1. Принудительные работы

+

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

На срок до 2 лет

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 5 лет

На срок до 3 лет или без такового

  1. Арест

На срок до 6 месяцев

  1. Лишение свободы

+

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

На срок до 2 лет

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 6 лет

На срок до 3 лет или без такового

В примечании 1 к ст. 199 УК РФ установлено следующее.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 000 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 000 000 руб.


К сведению

Согласно примечанию 2 к ст. 199 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное обозначенной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ.

Статьей 199.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.

То есть по этой статье организацию или ИП могут привлечь к ответственности за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с налоговым законодательством исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.

Вид уголовной ответственности

Ответственность за неперечисление налогов налоговым агентом

В крупном размере

В особо крупном размере

  1. Штраф (в руб.)

От 100 000 руб.

до 300 000 руб.

От 200 000 руб.

до 500 000 руб.

  1. Штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного

За период от 1 года до 2 лет

За период от 2 до 5 лет

  1. Принудительные работы

+

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

На срок до 2 лет

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 5 лет

На срок до 3 лет или без такового

  1. 4. Арест

На срок до 6 месяцев

  1. Лишение свободы

+

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

На срок до 2 лет

На срок до 3 лет или без такового

На срок до 6 лет

На срок до 3 лет или без такового

В примечании 1 к ст. 199.1 УК РФ установлено определение крупного и особо крупного размера (он аналогичен размеру, установленному в приложении 1 к ст. 199 НК РФ для налогоплательщиков).

Крупным размером признается сумма налогов и сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 000 000 руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 000 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 000 000 руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 000 000 руб.


К сведению

Согласно примечанию 2 к ст. 199.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное поименованной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ.

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Чем грозит неуплата налоговой задолженности

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Ответственность за неуплату налогов: административная, налоговая, уголовная

Налоговая ответственность — вид юридической ответственности, применяемой за нарушения в области налогообложения. Общие принципы применения налоговой ответственности закреплены в гл. 15 НК РФ, а виды налоговых нарушений — в гл. 16 и 18. Основанием для применения мер налоговой ответственности является решение ФНС, для принятия и реализации которого в НК РФ есть четкие процедуры.

Мера налоговой ответственности (санкция) специфична — согласно НК РФ это может быть только штраф. Причем для большинства нарушений штраф — единственное финансовое последствие. Это нарушения, не связанные с уплатой налогов в бюджет. При несоблюдении налогового закона в части платежей помимо штрафа в казну придется отдать то, что вы недоплатили (погасить недоимку), и перечислить пени за каждый день просрочки.

Последние две составляющие санкциями, по сути, не являются, но также существенно бьют по карману налогоплательщика. Поэтому о них мы рассказываем наравне с налоговой ответственностью.

О том, что такое недоимка, читайте в этой статье.

Про пени рассказывает данный материал.

С 01.10.2017 в расчет пеней внесены изменения. В отношении недоимки у организаций, образующихся с 1 октября, пени рассчитываются:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования — по 30 календарный день просрочки включительно;
  • исходя из 1/150 ставки — с 31 дня и далее.

Наш калькулятор считает пени с учетом изменений.

Инструкцию по пользованию калькулятором смотрите здесь.

Принципы налоговой ответственности — это:

  • применение санкций только за перечисленные в Налоговом кодексе нарушения, строго в предусмотренном им порядке (ст. 106, п. 1 ст. 108 НК РФ);
  • однократность применения мер налоговой ответственности: за одно нарушение — только 1 налоговый штраф (п. 2 ст. 108 НК РФ);
  • наличие вины налогоплательщика и презумпция невиновности (ст. 106, п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • соразмерность налоговой ответственности тяжести совершенного нарушения, которую призвано обеспечить присутствие в НК РФ смягчающих и отягчающих обстоятельств.

О них рассказывает эта публикация.

Налоговая ответственность для налогоплательщиков в основном представлена следующими статьями:

  • ст. 116 НК РФ — нарушения в связи с постановкой на учет;
  • ст. 119 и 119.1 НК РФ — нарушения, связанные с представлением деклараций;

О штрафе по ст. 119 НК РФ рассказывает данный материал.

  • ст. 120 НК РФ — налоговая ответственность за нарушения, связанные с ведением учета;

Подробнее о них читайте здесь.

  • ст. 122 НК РФ — неуплата налога;
  • ст. 123 НК РФ — аналог ст. 122 для налоговых агентов;
  • ст. 126 и 129.1 НК РФ — налоговые составы, возникающие при истребовании документов и информации.

Налоговая ответственность за неуплату обязательных платежей, пожалуй, наиболее часто применяется на практике. Для неплательщиков Налоговый кодекс предусматривает 2 статьи. Налогоплательщиков, не перечисливших налог или уплативших его в меньшем размере, штрафуют по ст. 122 НК РФ. Размер штрафа — от 20 до 40% от суммы недоимки. Сумма немалая. Но обратим внимание на формулировку п. 1 ст. 122 НК РФ. В ней указано, что для применения штрафа неуплата должна явиться следствием:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного расчета платежа налогоплательщиком;
  • других его неправомерных действий (бездействия).

А что будет, если налог рассчитан верно, задекларирован, но просто не внесен в бюджет в положенный срок? Возможна ли налоговая ответственность в этом случае?

Комментарий по теме ищите в этой статье.

Другой больной вопрос: правомерен ли штраф при наличии переплаты?

Ответ на него ищите здесь.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, равно как и по другим налоговым статьям, составляет 3 года. Если ваш грех обнаружится позднее, налоговики уже не смогут вас оштрафовать. Но отсчет этих 3 лет начинается не с крайнего срока уплаты, а несколько позднее.

Верно определить срок давности вам поможет этот материал.

Налоговой ответственности за неуплату подлежат не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. Их статья — 123. Вот здесь с просроченными платежами всё предельно ясно: штраф будет назначен в том числе и за неперечисление налога в установленный срок. Однако вопросов с применением «агентской» налоговой ответственности тоже хватает. Например, будет ли штраф, если налог не удержан или уплачен агентом до удержания за счет собственных средств?

Узнайте это из данной публикации.

Наиболее часто по ст. 123 НК РФ штрафуют агентов по НДФЛ. Специально для них мы подготовили отдельный материал — об особенностях «подоходной» ответственности.

Он находится здесь.

А о том, как считается срок давности по ст. 123 НК РФ, читайте в этом материале.

Мы уже упомянули выше, что налоговая ответственность по отчетности в НК РФ представлена ст. 119 и 119.1 НК РФ.

Первая из них грозит тем, кто декларацию задержал. За это придется отдать в казну 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании просроченной декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки.

Что изменилось в привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за последние годы, узнайте из этой статьи.

В то же время размер штрафа «снизу и сверху» ограничен: минимум это 1 000 руб, максимум — 30% от суммы налога.

Подробнее о размерах штрафов читайте здесь.

Поскольку размер налоговой ответственности прямо связан с суммой налога, на практике часто возникает вопрос: оштрафуют ли, если налога к уплате нет или декларация вообще нулевая? Конечно, по минимуму, но оштрафуют. А возможно ли снизить минимальную санкцию?

Прочтите эту публикацию и будете знать ответ.

По отдельным налогам нам приходится отчитываться несколько раз за налоговый период: внутри него — по авансам и по окончании — уже по итоговой сумме налога. При этом промежуточная отчетность тоже может именоваться декларацией и тоже может оказаться просрочена. И за нее также будет штраф, но уже не по ст. 119 НК РФ. А по какой?

Об этом рассказывает наш материал.

Налоговая ответственность по ст. 119.1 НК РФ наступает для тех, кто обязан сдавать отчетность электронным способом, но подал декларацию в бумажном виде. Сумма штрафа за это невелика — всего 200 руб. Однако здесь есть один существенный момент — эта статья не применяется к декларациям по НДС. Если вместо электронной отчетности по этому налогу вы сдадите декларацию в бумажном виде, ждите штрафа по ст. 119 НК РФ, то есть как за несданную НДС-декларацию.

Достаточно часто налоговая ответственность настигает при истребовании налоговиками документов и информации. Это ст. 126 и 129.1 НК РФ. В ходе их применения возникает много спорных моментов.

Некоторые из них разъяснены в этой публикации.

А вопрос разграничения налоговой ответственности между указанными статьями рассмотрен в материале «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Сумма штрафа по ст. 126 НК РФ, казалось бы, четко определена — это 200 руб. за каждый не представленный по требованию контролеров документ. Но как быть, если точное количество бумаг в требовании не указано, а затребованы, например, счета-фактуры за такой-то период? Об определении размера налоговой ответственности в подобной ситуации высказался ВС РФ.

Его позицию ищите здесь.

С 2017 года налоговики штрафуют компании не только за нарушения НК РФ по налогам, но и по страховым взносам, а также за просрочку и недостоверные данные в новом отчете 6-НДФЛ. Подробности узнайте из наших материалов:

  • «ЕРСВ не сдан, но взносы уплачены — штрафа не будет?»;
  • «Штраф за просроченный ЕРСВ платят тремя платежками»;
  • «Штрафы за 6-НДФЛ: правила наложения».

Налоговые нарушения и размеры штрафов

Как ни банально это прозвучит, прежде всего, старайтесь не допускать нарушений. Нет нарушения — нет налоговой ответственности. А еще — подстраховывайтесь.

Например, поводом для штрафа по ст. 122 НК РФ в большинстве случаев являются доводы налоговиков о необоснованной налоговой выгоде.

Эта проблема подробно рассмотрена здесь.

С августа 2017 года НК РФ был дополнен новой ст. 54.1. Ее цель – разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды. В этой статье:

  • перечислены ситуации, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог), признавая расходы или принимая НДС к вычету;
  • выделяется несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий.

Рекомендации ФНС по применению новой ст.54.1 НК РФ узнайте из публикации.

Так что проверяйте контрагентов, собирайте на них досье, будьте готовы доказать, что вы сделали все, чтобы убедиться, что фирма-партнер существует и реально работает.

Прежде всего, получите выписку из ЕГРЮЛ. Однако помните, что для подтверждения осмотрительности только выписки недостаточно.

О проверке контрагента на сайте ФНС расскажет наша публикация.

Если штрафа не избежать, упомяните смягчающие обстоятельства. Например:

  • к техническим неполадкам, если они помешали вовремя сдать отчетность (см. здесь);
  • к финансовым трудностям, если они — причина неуплаты «агентского» НДФЛ (об этом здесь).

И помните: даже если налоговики уже учли смягчающие обстоятельства и уменьшили штраф, в суде вы можете попытаться снизить его еще больше.

Подробнее см.: «Снизит ли суд более чем вдвое размер штрафа, если налоговики уже учли смягчающие обстоятельства при назначении наказания?».

Главное — действовать.

К ответственности за деяния, предусмотренные статьей 199 Уголовного кодекса, могут привлечь лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы.

Такими лицами являются руководитель организации — плательщика налогов, сборов, страховых взносов либо уполномоченный представитель такой организации (ст. 29 Налогового кодекса).

Субъектом данного преступления может являться также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации.

Безнаказанно уйти от налоговой системы невозможно. Юрист Полина Гусятникова отметила, что ответственность за неуплату налога всегда немаленькая. Она может быть как административной, так и уголовной.

По словам специалиста, по статье 198 УК РФ уголовная ответственность наступает, если в течение трёх финансовых лет подряд сумма неуплаченного налога достигла 2 700 000 рублей и больше. В этом случае кроме обязательства оплатить налог должника ждёт ещё и штраф от 100 до 300 тысяч рублей, или штраф в размере его заработной платы за один-два года, или принудительные работы, или даже лишение свободы на срок до года. Нужно помнить, что если сумма больше 13 500 000 рублей, то наказание будет строже.

Если долги небольшие, то должнику грозит административная ответственность. Штраф составляет 20% от неуплаченной в бюджет суммы налога. Если будет доказано, что должник не платил умышленно, то штраф вырастет до 40%.

К сожалению, для физических лиц никаких налоговых послаблений в связи с коронавирусом пока нет. Налоговые льготы касаются только бизнеса, в том числе ИП. Возможно, к концу года, когда придёт время платить имущественные налоги, какие-то послабления появятся и для обычных граждан, — рассказала юрист Полина Гусятникова.

Впрочем, всегда стоит внимательно присмотреться к сумме в квитанции. Если она смущает, то надо обратиться в налоговую службу с просьбой пересчитать сумму налога. Сделать это можно через личный кабинет на сайте налоговой инспекции. Ещё один вариант — написать туда письмо. Правда, для перерасчёта должны быть основания. Например, завышена кадастровая стоимость недвижимости, на основании которой начисляется налог.

Когда неуплата налогов грозит тюрьмой

Пени за неуплату налогов представляют собой исчисляемые особым образом суммы денежных средств, на величину которых недобросовестный налогоплательщик должен пополнить государственный бюджет, если допустил просрочку налоговых платежей.

Они служат дополнением к первоначальной стоимости недоимки. Их начисление может происходить на величину не только первоначально исчисленного налога, но и штрафа, если тот не был погашен в срок. Обязанность уплаты пеней не снимается даже в случае наложения карательных или обеспечивающих исполнение обязательств по уплате санкций.

Штраф за неуплату налогов — это ещё одна форма материального наказания должников налоговыми органами. Его роль заключается в предотвращении повторного совершения правонарушения. Размеры и правила начисления регламентируются ст. 122 Налогового кодекса. В соответствии с текстом данной статьи причиной применения штрафных санкций служит частичная или полная неуплата налога, которая может быть вызвана:

  • Неправильным его исчислением (например, занижение налоговой базы).
  • Прочими незаконными действиями или бездействиями.

В любом случае нарушителю полагается выплатить штраф за неуплату налогов в размере 20% от стоимости недоимки. Причём его погашение не освобождает от возмещения начисленной ранее суммы налога. Если действия должника признаны умышленными, размер санкций увеличивается до 40%.

Сама по себе неуплата налогов в установленный срок может привести только лишь к начислению пени за просрочку. Этого недостаточно для того, чтобы применить по отношению к должнику налоговые штрафные санкции, и уже тем более уголовное наказание. В этом случае налоговым органом обязательно должна быть доказана вина неплательщика. Она представляет собой совершение противоправного деяния по неосмотрительности или же по злому умыслу.

Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:

  • Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
  • Ни один гражданин, ИП, организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
  • Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
  • Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
  • Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.

Неуплата налогов, как и любой другой вид правонарушений, может сопровождаться наличием дополнительных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на процесс привлечения гражданина или организации к ответственности за содеянное. Они используются налоговой инспекцией или судебными органами для принятия решения о применении тех или иных налоговых санкций. Различают исключающие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:

  • Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
  • Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
  • Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.

Отягчающее обстоятельство только одно — это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:

  • Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:

— Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.

— Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.

  • Фактор времени. Ст. 112 НК РФ определяет срок, на протяжении которого виновное лицо считается находящимся под действием налоговой санкции. Это период длиной в 12 месяцев с момента принятия решения судебным или налоговым органом. Бывают ситуации, когда ответственность за неуплату налогов, произошедшую повторно, наступает раньше, чем за первичную. Важно, что любое повторное правонарушение, вне зависимости от времени применения санкций за его осуществление, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при рассмотрении дела в отношении первичного.

По одному и тому же разбирательству по неуплате налогов могут быть использованы оба варианта. Степень влияния каждого из них на процедуру применения налоговых санкций в отношении неплательщика законодательно не определена. Поэтому учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств в каждом конкретном случае производится по усмотрению судебного или налогового органа.

Какая ответственность грозит за неуплату налогов

Каждый налогоплательщик, не согласный с решением налоговой инспекции или суда, объектом которого является неуплата налогов, имеет право на обжалование, если считает, что его права были каким-либо образом нарушены. Порядок этой процедуры предусмотрен действующим законодательством. Своё несогласие по поводу актов и решений налоговых органов можно выразить путём подачи жалоб в вышестоящий орган налоговой службы либо суд.

Организации и ИП для защиты своих прав могут обратиться с иском в арбитражный суд, а прочие физические лица — в суд общей юрисдикции. Все судебные разбирательства происходят в установленном порядке.

К налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся НДС, акцизы, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог.

Сама организация может быть привлечена только к налоговой ответственности, а ее должностные лица к административной и уголовной.

Под налоговой ответственностью подразумевается наложение налоговым органом штрафа. Недобросовестные налогоплательщики привлекаются к налоговой ответственности, если имеет место:

  • нарушение организацией или ИП требования обязательной постановки на учет в ИФНС. Размер штрафа в этом случае составляет 10 тыс. рублей, а при ведении деятельности в «неучтенном периоде», взимается десятая часть полученных от нее доходов, но не менее 40000 рублей;
  • допущение серьезных нарушений правил исчисления доходов и расходов, объектов налогообложения. Установлен штраф 10 тыс. рублей, если нарушения имели место в пределах года, а если дольше, то назначается 30 тыс. рублей штрафа, в то время как при занижении налоговой базы взимается 25% налоговой базы, но не менее 40000 рублей;
  • неподача или несвоевременная подача декларации в ИФНС влечет уплату 5-30% от значащейся в ней суммы, но не менее 1000 рублей;
  • неотчисление суммы налогов целиком или в части влечет обязанность уплатить 20% от соответствующей суммы и 40%, если это было сделано умышленно;
  • неотчисление платежей налоговым агентом. Налоговый агент, не удержавший и не перечисливший сумму налога в части или целиком, должен заплатить 20% от нее;
  • отказ предоставить сотрудникам ИФНС запрошенные ими документы, сведения о налогоплательщике или умышленная подача недостоверных данных наказывается штрафом в 10 тыс. рублей.

Налоговая провела проверку и выявила у компании уклонение от уплаты налогов. Налоговиков порадует тот факт, что у компании есть имущество и деньги на счетах — государству будет с чего возмещать недоимку. Но если вы захотите утаить имущество и деньги и этот факт сокрытия будет установлен, то речь пойдет вовсе не об уплате налогов, а о возбуждении уголовного дела по статье 199.2 УК РФ. Кстати, эта уголовная статья сейчас только набирает обороты, поэтому важно разобраться и посмотреть на реальном примере, как обычный бизнес-процесс выглядит в глазах правоохранителей.

Компания имела задолженность по налогам и сборам, поэтому налоговики для взыскания недоимки «заморозили» ее счета. Но любая организация должна выдавать зарплату сотрудникам. По закону выплата зарплаты является платежом 2-й очереди, а расчеты с бюджетом относятся к четвертой. Так что приставы разморозили деньги в объеме, необходимом для расчета с сотрудниками, но генеральный директор принял решение частично погасить задолженность по зарплате, а остальные средства потратил на погашение долгов перед поставщиками. Большинство директоров будет уверено в законности собственных действий: денежные средства никто не присваивал, а оплачивать нужды компании необходимо, потому что любое работающее предприятие стремится избежать банкротства. У правоохранительных органов на эту ситуацию совсем иная точка зрения. Своими действиями гендиректор нарушил закон, т. е. совершил преступление. В этой или в подобной ситуации выплаты, не связанные с заработной платой, следователи расценивают как сокрытие подлежавшего взысканию имущества, что влечет возбуждение уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в отношении первого лица.

Для руководителя возбуждение дела по этой статье — это плохо, но не ужасно, потому что в такой ситуации можно воспользоваться принципом, похожим на спасательный круг: деньги в обмен на свободу. По ст. 199.2 УК РФ уголовное преследование может быть прекращено, если ущерб бюджету будет полностью погашен, а также выплачен штраф в размере двойной суммы ущерба.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]