Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об индексации заработной платы в 2021 году трудовой кодекс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.
Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.
Роструд требует проиндексировать зарплаты в 2021 году
Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.
В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.
Что говорит Роструд
Ни перерасчет зарплаты, ни повышение МРОТ, ни финансовые проблемы работодателя не снимают с него обязанности проиндексировать заработную плату, считают чиновники Роструда.
Но, при этом, Роструд отмечает, что трудовые инспекторы учтут финансовое положение компании, если установят, что зарплату проиндексировали меньше, чем это требовалось в сравнении с уровнем инфляции.
При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.
Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.
Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.
- Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
- Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
- Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
- Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.
Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь
Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь
Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.
Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь
Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.
Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
- на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
- на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.
О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.
В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.
Бератор нового поколения То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения. Индексация зарплаты 2021: что говорит закон и каким страшилкам не веритьБыстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия! Получить бесплатный доступ на 14 дней По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные. В октябре 2021 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора составит 6.8 %. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей. Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2021 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия. С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия. Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня роста потребительских цен. На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03. Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб. Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%. Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (103: 100)). Вывод: работодатель сам решает, какую величину взять для индексации — индекс потребительских цен, инфляцию, потребительскую корзину. Он закрепляет это во внутренних документах компании и затем раз в год применяет именно эту величину для индексации зарплат. Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ: За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей. Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей. Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Вывод: если не индексировать зарплату, то бухгалтер или руководитель получат штраф 1-5 тыс. рублей, а компанию могут оштрафовать на 30-50 тыс. рублей. А еще обяжут пересчитать и выплатить зарплату сотрудникам в полном размере с учетом индексации, после этого доплатить НДФЛ и взносы. Как устроена индексация зарплатыНепроведение индексации зарплат является основанием для привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности. Причем штрафы будут назначены не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективных соглашений (штраф до 5 000 рублей), а по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства (штраф до 70 000 рублей). Как пояснил Минтруд в письме от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135, несмотря на то, что индексация регулируется локальными актами, штрафы за неиндексацию зарплат все равно придется платить по ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку индексация гарантирована работникам ТК РФ. Соответственно, за данное нарушение ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливаются следующие штрафы:
Повторное нарушение трудового законодательства в части непроведения индексации зарплат повлечет наложение административных штрафов уже в повышенном размере:
Также за повторное непроведение индексации зарплат должностным лицам организации грозит возможность дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Все работодатели непременно должны индексировать зарплату сотрудников в связи с тем, что розничные цены с течением времени повышаются. Коммерческие хозяйствующие субъекты не исключение – они обязаны повышать уровень зарплаты, т.е. индексировать ее в общем порядке. Такая обязанность содержится в ст. 134 ТК РФ. В ней указано, что госучреждения индексируют оплату труда на основании норм трудового права, а иные работодатели – согласно своей локально-нормативной документации. Таким образом, между этими двумя группами работодателей в части индексации зарплаты имеются различия только в механизме осуществления этой операции. А сама индексация обязательна всеми работодателями вне зависимости от источника поступления средств – бюджет или нет. Аналогичной позиции придерживается и суд. Например, в Определении КС РФ от 19.11.2015 г. № 2618-О признано, что индексация – это не только право работодателя, но и обязанность, госгарантия физлицам, оформленным по трудовым договорам. Трудовое право не разрешает компаниям не из бюджетной сферы лишать своих сотрудников такой гарантии, отклоняясь от индексации. Кроме того, работодатели не вправе не индексировать зарплату, если во внутренней документации не зафиксирован порядок ее проведения. Ранее суды придерживались позиции, что если во внутренней документации компаний нет информации об индексации, то они могут ее не проводить (Определение Кассационного суда РФ от 17.07.2014 г. № 1707-О). Затем суды изменили свое мнение. Теперь суды принимают решение, что даже если в локальной документации работодателей нет информации об индексации, они все равно должны ее проводить. Индексация зарплаты сотрудников не зависит от мнения и пожеланий работодателя и проводится в любом случае – есть информация о ней во внутренней документации компании или нет (Определение КС РФ от 28.11.2019 № 3163-О). В 2021 г. есть существенная особенность – в этом году не будет проводиться индексация зарплат госслужащих, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Согласно Закону от 08.12.2020 г. № 395-ФЗ повышение окладов этих сотрудников приостановлено до 2022 г. Внимание! Данная норма не относится к другим работодателей. Таким образом, в 2021 г. коммерческие субъекты обязаны индексировать зарплаты сотрудников. При этом не учитываются ни экономические, ни санитарные условия и ограничения. Для госорганизаций индексация зарплаты основана на федеральном законодательства и ведомственных актах. Для негосударственных компаний механизм индексации должен утверждаться во внутренней документации – они сам разрабатывают механизм проведения мероприятия. Коммерческие организации, не получающие средства из бюджета, проводят индексацию в порядке и сроки, установленные коллективным договором, трудовыми договорами и иными внутренними нормативными актами, например, положением об оплате труда или об индексации зарплаты. Механизм индексации зарплаты не имеет каких-то особых требований. В законодательстве нет норм, регламентирующих сроки и периодичность проведения мероприятия, его особенности, перечень выплат для индексации. Эти моменты нужно отразить в локальной документации, и работодатель определяет их самостоятельно на основании финансовых возможностей и итогов деятельности. Повышать зарплату можно через пропорциональное увеличение всех выплат по системе оплаты труда в компании или через увеличение конкретных выплат, относящихся к зарплате. Дата, до какой зарплату нужно проиндексировать, также законами не указана. Компания может совершить это мероприятие в любое время – и в начале года, и в середине. Как определить размер индексации? В трудовом законодательстве также нет ответа на этот вопрос, и даже не указано минимальное значение показателя. Работодатель самостоятельно определяет размер индексации зарплаты. Законодательством не установлена обязанность индексировать зарплату на уровень инфляции. В ст. 134 ТК есть только упоминание об инфляции как основания для проведения индексации. Нарушением не считается индексация зарплаты ниже уровня инфляции (Определение Санкт-Петербургского горсуда от 30.01.2017 г. № 33-1934/2017). Чтобы трудовая инспекция не предъявила претензии и не пришлось доказывать свою позицию в суде, целесообразно увеличивать зарплату именно на величину официальной инфляции. Естественно, если работодатель имеет такие финансовые возможности. Минтруд на данный момент придерживается мнения, что зарплату нужно индексировать на размер инфляции. Данное мнение ведомство указало в Письме от 24.12.2018 г. № 14-1/ООГ-10305. Поможем настроить индексацию зарплаты в 1С:ЗУП. Звоните! В конце 2017 г. был опубликован обзор судебной практики, в котором пояснялось, что индексация зарплаты – это не единственно возможный метод увеличения уровня зарплаты. Соответственно, работодатель может выполнять свою обязанность по повышению зарплаты не только через индексацию, но и через повышение окладов или выплату премии. Компании использовали этот момент, чтобы не индексировать зарплату. Они ссылались на увеличение должностных окладов и выплату премий. И суды поддерживали их позицию (Определение Пермского краевого суда от 07.08.2019 г. № 33а-7668/2019). Такая позиция несколько неоднозначна, т.к. повышение окладов или выплата премии не всегда является заменой индексации. На основании ст. 129 ТК РФ денежная премия – выплата в целях мотивации сотрудников выполнять работу более качественно и продуктивно. Цель такой выплаты – заинтересовать сотрудников, чтобы сделать труд эффективнее с экономической точки зрения. Индексация представляет собой государственную гарантию. Ее цель – не мотивация сотрудников, а поддержание покупательной способности зарплат на должном уровне. Повышение должностных окладов и выплата премий связаны с производственными показателями, отсутствием дисциплинарных взысканий, непрерывностью стажа, эффективностью работы, профессиональными качествами сотрудников и другими субъективными факторами. Индексация не зависит от указанных факторов, ее нужно проводить на основании объективных факторов – повышение цен. Индексация в отличие от окладов и премий не зависит от субъективного мнения работодателя, а зависит от роста цен. Соответственно, она не может быть заменена выплатой премии. Однако при определенных обстоятельствах индексация вполне может быть заменена выплатой премии. Такое возможно, если увеличение оклада и выплата премии производятся именно для повышения покупательной способности зарплаты. Данный момент нужно указать в локальной документации компании – именно что выплата премии и повышение оклада применяется в качестве метода индексации зарплаты, а не как стимулирующие и поощрительные выплаты. В этом случае суд примет решение, что премия и выплата могут считаться альтернативным вариантом индексации зарплаты. А если не оформить внутреннюю документацию указанным методом, работодателя оштрафуют за нарушение требований по индексации зарплаты. Индексация зарплат. Как избежать ошибокОпределение Верховного Суда РФ от 19.07.2006 N 56-Г06-20 В обоснование требований заявитель сослалась на положения статей 37 — 55 Конституции Российской Федерации, статей 22, 56, 57, 73, 129, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2006 N 64-В05-4 Отказывая Г. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что индексация заработной платы за время вынужденного прогула была произведена в соответствии с коллективным договором, заключенным между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» и соответствующей объединенной профсоюзной организацией на момент вынесения решения суда о восстановлении Г. на работе (решение Охинского городского суда от 28 мая 2004 г.), расчет среднего заработка за время вынужденного прогула уже учитывал инфляционные процессы и средний заработок в размере 350134 руб. 89 коп. определен с учетом повышения тарифной ставки на индекс потребительских цен. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ Вследствие инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу ст. 55 ГПК РСФСР (ст. 61 ГПК РФ) доказыванию в данном деле не подлежащий) покупательная способность невыплаченной истцу в установленный срок денежной суммы снизилась, в связи с чем истец потерпел убытки. В соответствии со ст. 81.1 КЗоТ РФ (ст. 134 ТК РФ) названная сумма подлежит компенсации в полном объеме с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами государственной статистики. Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2004 N 68-Г04-1 Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемое прокурором решение N 12-с от 28 сентября 1993 г. было принято на основании п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», не противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, его ст. 134, Трудового кодекса РФ (ст. 313). Кроме того, признание оспариваемого решения недействующим ухудшит материальное положение рабочих и служащих (в том числе государственных служащих), в отношении которых применяется повышенный коэффициент к заработной плате за счет собственных средств предприятий и организаций и средств бюджета округа и муниципальных образований. Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2004 N 75-В04-1 рассмотрела в открытом судебном заседании 24 февраля 2004 г. материал по иску И., Б., Р., М.Е.М., С., Г., К. к ОАО «Карельский окатыш» о понуждении к исполнению требований ст. 134 ТК РФ, условий трудового договора, взыскании индексации заработной платы, переданный на рассмотрение в порядке надзора по жалобе И. на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П. от 26 января 2004 г.
Само по себе понятие индексации на настоящий момент в ТК РФ не раскрыто. Ранее индексация определялась как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Ее цель была заявлена как поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан1. К сожалению, и механизм индексации ТК РФ не раскрывает, ограничиваясь лишь краткими требованиями о ее проведении и отсылкой к локальному регулированию в части, касающейся негосударственных организаций и ИП. Однако из существующей нормы в целом ясно, что индексацией является обязательное для проведения работодателями увеличение размера заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Периодичность индексации законом тоже не регламентирована. Работодатели вправе самостоятельно ее определить, закрепив это правило в ЛНА. Конечно, срок должен быть разумным. Как правило, проведение индексации осуществляется 1–2 раза в год. Так, п. 2.5 Отраслевого соглашения по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2015–2017 годы (продлено до 2020 г.) установлено, что индексация проводится один раз в полугодие для всех категорий работников:
Надо сказать, что встречаются примеры, когда индексация осуществляется значительно реже. И суды поддерживают работодателей. Но это все же скорее исключение из правил. Связанный материал Отраслевые и региональные соглашения: риски работодателей № 08 / 2017 См. статью «Отраслевые и региональные соглашения: риски работодателей» в № 8’ 2017
Судебная практика В определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 по делу № 88-10759/2020 работодатель установил периодичность индексации раз в четыре года. Интересно, что суд посчитал это правомерным, отказав работнику в удовлетворении требований о проведении индексации зарплаты. Добавим, что в Госдуме России рассматривалось несколько законопроектов, которые должны были установить периодичность индексации, но ни один из них так и не был принят. Это говорит о том, что законодатель не решился пойти на жесткую регламентацию, оставляя работодателям место для маневра (по крайней мере, на данный момент). Поэтому ее периодичность работодатель определяет самостоятельно в локальном нормативном акте. Исходя из формулировки ст. 134 ТК РФ, индексацию обязаны проводить все работодатели. Для госорганов, органов местного самоуправления, гос- и муниципальных учреждений ее порядок установлен трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, с 01.10.2020 была повышена на 3% оплата труда федеральных гражданских служащих, работников федеральных госорганов, не являющихся госслужащими, военнослужащих и судей5. Аналогично процесс происходит на уровне субъектов РФ и в муниципальных образованиях. Остальные же работодатели должны самостоятельно решить этот вопрос, закрепив порядок индексации в коллективном договоре или ЛНА. Локальный нормативный акт, в котором закрепляется порядок индексации, может быть как отдельным документом (например, Положением об индексации заработной платы), так и приложением к другому ЛНА (например, приложением «Порядок индексации заработной платы» к Положению об оплате труда) либо предусматриваться в отдельном разделе такого ЛНА (то же Положение об оплате труда). При описании порядка индексации в ЛНА необходимо в первую очередь затронуть вопросы, на которые обращают внимание суды6, рассматривая споры:
Образцы формулировок для раздела об индексации зарплаты в ЛНА см. в Примере 2.
Предприятия и организации бюджетной сферы проводят индексацию в соответствии изданными государством нормативно-правовыми актами. Как правило, коэффициент, на который увеличивают зарплату работников таких учреждений, равен официальному уровню инфляции. В 2021 году размер индексации ожидается на уровне 4,9%. Именно такие данные по итогам 2020 года приводит Росстат. Что касается коммерческих и небюджетных организаций, то размер индексации они определяют внутренними нормативными актами и документами, с включенным в них самостоятельно разработанным порядком проведения этой процедуры — такими, как коллективный договор, дополнительные соглашения и прочие. За основу для расчета коэффициента индексации могут быть выбраны различные показатели:
Работодатель обладает правом устанавливать порядок индексации зарплаты самостоятельно. По его усмотрению индексированы могут быть как все составные части зарплаты, так и отдельные, например, оклад. Если компания индексирует оклады своих работников, то доплаты, надбавки и компенсации, рассчитываемые в процентном соотношении от оклада, при расчете зарплаты будут исчислены в новых абсолютных величинах автоматически. Если же доплаты (надбавки, компенсации) к зарплате установлены в фиксированной сумме, то их также следует проиндексировать, чтобы не допустить снижения реального уровня дохода работника. Индексация заработной платы в 2021 году
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. 2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений. При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. 3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году. 6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются: а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». 10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом: а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П; в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета; ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя; з) настоящих рекомендаций; и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. 11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. 12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета. Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). 13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц). Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. 22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений. 23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. 24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации). 25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации). Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения». 26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен: для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. 27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г. Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений. В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера. 28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций. 29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций. 30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется: а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп); б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы; в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда; г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей. 31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений. 36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее. Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям). Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов. Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н. Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год. При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с: размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601; размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы; уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы); размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах); размерами и условиями выплат стимулирующего характера. Периодическое повышение заработной платы работников называется индексацией. Экономическую сущность такой процедуры объяснить довольно просто — в России ежегодно растут цены на продукты, услуги ЖКХ, бензин и прочие товары и услуги, а увеличение зарплаты по сути компенсирует последствия инфляции. Некоторые работодатели считают, что достаточно того, чтобы зарплата была выше МРОТ, и поэтому не индексируют ее. Правомерна ли такая позиция или индексацию обязаны проводить все компании, рассмотрим ниже. Законодательство не устанавливает сроки и размер индексации. В любом случае должна быть какая-то периодичность. Например, можно проводить индексацию 1 января каждого календарного года. При этом вовсе не обязательно индексировать зарплаты с начала года. Сделать это можно и в мае, и в июне – главное, закрепить сроки в локальных актах или договорах с работниками. Процент повышения зарплаты работодатель должен определить самостоятельно. При этом Роструд рекомендует ориентироваться на уровень инфляции по итогам года по данным Росстата. Запись в локальном нормативном акте может быть такой: «индексация заработной платы производится всем работникам компании с 01 февраля каждого календарного года путем увеличения оклада работника на 4 % и оформляется путем подписания с работником соответствующего соглашения к трудовому договору об увеличении оклада». При этом в соглашении с работником нужно прописать, что «в целях проведения индексации в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами работодателя, с 01 февраля текущего года оклад работника увеличивается на 4 % и составляет ___________ рублей». Мероприятия по индексации проводятся в несколько этапов:
Важно! При приеме на работу новый сотрудник также должен ознакомиться и подписать нормативный акт фирмы (госструктуры) об индексации заработной платы. Повышение заработка с применением индексов отражается отдельным пунктом в трудовом договоре и прописывается в дополнительно разработанном соглашении.
Важно! Индексирование может проводиться ретроспективно, то есть после повышения цен на товары и услуги или увеличения уровня инфляции, либо ожидаемо, когда такое повышение только планируется. В основном индексационные мероприятия распространяются на оклад, тарифную ставку, то есть неизменяемую часть заработка. Если премиальные выплаты и надбавки пропорционально связаны с постоянной частью, то автоматически повышаются и они. Но в том случае, когда премия или иное вознаграждение зафиксированы конкретной суммой, она не будет проиндексирована. Работодатель может оговорить увеличение таких выплат в нормативном акте. Не подлежат увеличению выплаты, не связанные с выполнением сотрудником своих непосредственных обязанностей, например, оплата за проезд или питание, оказание материальной помощи, разовые начисления. Хотя в коммерческих организациях индексация регулируется внутренними нормативными актами, административным законодательством предусмотрена ответственность за ее непроведение (Письмо Минтруда от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135). Это штрафы (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
За повторное нарушение:
Причем при повторном нарушении должностное лицо могут дисквалифицировать сроком от 1 года до 3 лет. Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентовВ настройках расчета зарплаты (раздел «Настройка» — «Расчет зарплаты») поставьте флажок «Выполняется индексация заработка сотрудников». В документах, связанных с изменением оплаты труда («Кадровый перевод», «Изменение плановых начислений», «Назначение планового начисления»), появится дополнительная настройка «Учитывать как индексацию заработка».
|