Ст 14 16 КОАП РФ судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 14 16 КОАП РФ судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2019 N 301-КГ18-23036 по делу N А43-288/2018

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.08.2017 по делу N А43-13711/2017 установлен факт розничной продажи обществом алкогольной продукции без сопроводительных документов, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 302-АД18-24093 по делу N А78-5906/2018

по заявлению Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о привлечении индивидуального предпринимателя Носырева Ивана Валерьевича к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10.05.2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Постановление Верховного Суда РФ от 24.01.2019 N 41-АД18-28

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Широковой Олеси Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Азовского судебного района Ростовской области от 11 декабря 2017 г., решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 6 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 16 мая 2018 г., вынесенные в отношении Широковой Олеси Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2019 N 308-АД18-25336 по делу N А22-4419/2017

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Завод Трехсосенский» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ваймана Анатолия Викторовича и Федорюка Николая Федоровича,

Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 64-АД19-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника — адвоката Хвостуновой Е.Б., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «Сахалинский деликатес», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 25 городского округа «город Южно-Сахалинск» от 24.11.2017 N 5-918/17, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 03.05.2018 N 12-322/2018 и постановление заместителя председателя Сахалинского областного суда от 01.08.2018 N 4а-317/2018, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сахалинский деликатес» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Осуществление обществом деятельности по реализации лекарственных препаратов (в том числе ветеринарного применения) в отсутствие лицензии и с грубым нарушением лицензионных требований подлежит квалификации по частям 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, установленной частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), предусматривающими административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) и с грубым нарушением лицензионных требований.

В ходе проверки прокурор установил, что общество реализует лекарственные препараты без соответствующей лицензии и с нарушением правил их отпуска — без рецепта врача.

В отзыве на заявление общество указывало на то, что по смыслу положений Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) и пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее — Положение о лицензировании № 1081), лицензионные требования являются обязательными исключительно для лиц, имеющих лицензию. Учитывая, что общество осуществляло свою деятельность без лицензии, его действия не могут быть квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за грубое нарушение лицензионных требований.

Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования прокурора, отметив следующее.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Данное понятие в отличие от предусмотренного в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратил силу в связи с принятием Закона № 99-ФЗ), распространяется на лиц, которые обязаны иметь соответствующую лицензию при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.

Пункт 5 Положения о лицензировании № 1081 содержит лишь перечень обязательных для осуществления фармацевтической деятельности требований, которым должен соответствовать лицензиат.

Вместе с тем это не означает, что данные требования не должны применяться к другим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность.

Иное понимание Закона № 99-ФЗ приведет к ситуации, при которой лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, но не исполнившее обязанность по получению лицензии на ее ведение и совершившее нарушение лицензионных требований, будет освобождено от наказания. При этом общественная опасность совокупности совершенных лицом нарушений лицензионных требований может в значительной степени превышать общественную опасность действий, связанных с осуществлением деятельности без лицензии.

В такой ситуации освобождение лица от административной ответственности за нарушение лицензионных требований будет противоречить принципам соразмерности наказания и его неотвратимости, равенства всех перед законом.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 и пунктом 6 Положения о лицензировании № 1081 нарушение правил отпуска лекарственных препаратов является грубым нарушением лицензионных требований.

Таким образом, учитывая, что общество осуществляло деятельность без лицензии и одновременно с грубым нарушением лицензионных требований, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд апелляционной инстанции оставил решение арбитражного суда без изменения.

2. Осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления.

Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, за хранение алкогольной продукции без лицензии и сопроводительных документов.

Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, указав следующее.

В силу положений пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закона № 171-ФЗ) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию.

Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ).

Кроме того, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (пункт 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ).


Утвержден обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях в области предпринимательства.

Это, в частности, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с грубым нарушением ее условий, нарушение законодательства о рекламе, незаконное использование средств индивидуализации, неправомерные действия при банкротстве, нарушение правил продажи алкоголя и т. д.

Значительная часть обзора посвящена квалификации тех или иных неправомерных действий.

Так, если лицо занимается запрещенной для него лицензируемой деятельностью с нарушением правил ее ведения, то оно несет ответственность как за отсутствие лицензии, так и за нарушение правил осуществления указанной деятельности.

Присмотр и уход за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ не влечет ответственность за осуществление деятельности без лицензии.

Еще один важный момент — какие нарушения не признаются длящимися (это влияет на срок давности). Например, таковым не является неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанности принять решение о допуске к торгам.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей
  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

1. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить факт возможности соблюдения обязательных требований[21]
ООО «Чистый город Кемерово» обратилось в суд с заявлениями о признании недействительным предписания и признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение обязательных требований об обработке ТКО[22] в целях предотвращения захоронения полезных компонентов отходов и извлечения отходов I и II классов опасности.
Требования Общества удовлетворены, поскольку:

  1. запрет на захоронение отходов не применяется к ТКО (в Перечень ТКО (коды ФККО[23] 7 30 000 00 00 0) не включены);
  2. регоператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой, объекты сортировки в зоне деятельности оператора не построены; 3) территориальной схемой определено транспортирование ТКО из мест их накопления непосредственно на объекты размещения; 4) в единый тариф регоператора затраты на обработку ТКО не включены.

Судебная практика по ст. 14.16 коап рф

Судья Маняхин В.А.

Дело № 7-25/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи по делу

об административном правонарушении

24 апреля 2018 года г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Кочев С.Н.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Окулова Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе Окулова Г.А. на постановление Ленинского районного суда ЕАО от 06.03.2018, вынесенное в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Ленинского районного суда ЕАО от 06.03.2018 Окулов Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, с конфискацией изъятой спиртосодержащей продукции.

В жалобе, поданной в суд ЕАО, Окулов Г.А. просит отменить постановление суда и направить дело на новое рассмотрение, поскольку не признаёт себя виновным.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Окулов Г.А., поддержал жалобу, пояснил, что 31.01.2018 года он никому не продавал спиртосодержащую жидкость. Объяснение о продаже самогона неизвестному гражданину, подписал, так как засомневался, что может быть, самогон продала его девушка, с которой живёт. После уже в разговоре с ней выяснил, что она тоже не продавала самогон.

Старший инспектор группы исполнения административного законодательства МОМВД России «Ленинский» Сопин Д.В. с жалобой не согласился, пояснил, что 31.01.2018 он с оперуполномоченным И на ст. Ленинск находились в рейде, проводилась операция «Профилактика». В ходе рейда задержали двоих граждан Г и Б, находившихся в алкогольном опьянении, у обоих была спиртосодержащая жидкость, только из их объяснений следовало, что купили они её в разных местах. Б говорил, что купил по ул. Садовая, 4, у гражданина, который ему неизвестен, и что Окулова не знает. Говорил, что водил его по точкам продаж самогона Г, который и указал этот адрес. Объяснение отбиралось у Окулова Г.А. в феврале, поскольку по делу проводилось административное расследование, назначалась химическая экспертиза по изъятой жидкости.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Частью 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из материалов дела, Окулов Г.А. 31.01.2018 в 19 часов 40 минут по адресу проживания: ст. Ленинск, ул. Садовая, д. 4, продал Б спиртосодержащую жидкость «самогон» в количестве 0,5 л в пластиковой таре объёмом 1,5 л за 100 рублей.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018 года приведены следующие правовые позиции:

Алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежат изъятию, а не конфискации

Указанные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации (см. подробнее п. 1 Обзора практики).

Конфискация как обязательное дополнительное наказание по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ не применяется в отношении орудий и предметов, находящихся в незаконном обороте

Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте (см. подробнее п. 2 Обзора практики).

Конфискации подлежит только та алкогольная продукция, которая являлась предметом правонарушения

Конфискации подлежит только та алкогольная продукция, которая являлась предметом административного правонарушения (см. подробнее п. 6 Обзора практики).

Конфискация алкогольной продукции применяется судом только в случае, если она предусмотрена санкцией статьи КоАП РФ

Конфискация алкогольной продукции может быть применена судом только в том случае, если она предусмотрена санкцией подлежащей применению статьи КоАП РФ (см. подробнее п. 7 Обзора практики).

Подлежит изъятию транспортное средство, использованное при незаконном обороте алкогольной продукции

Автотранспортное средство, использованное при осуществлении незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в качестве орудия совершения административного правонарушения, подлежит изъятию у субъекта такого правонарушения (см. подробнее п. 12 Обзора практики).

Алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, направляется судом на уничтожение при отсутствии сведений об изъятии и уничтожении данной продукции по иному делу

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте, направляются судом на уничтожение при отсутствии у него сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении названного имущества по иному, в том числе уголовному, делу (см. подробнее п. 13 Обзора практики).


В Обзоре судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года приведены следующие правовые позиции:

Ответственность по статьям 14.1 КоАП РФ и 14.16 КоАП РФ за деятельность без лицензии и оборот алкогольной продукции

Осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления (см. подробнее п. 2 Обзора судебной практики).

Розничная продажа алкогольной продукции в ночное время квалифицируется по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ

Осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

Комментируемая ст. 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Судебная практика по Статье 14.16 КОАП РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019)

      «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 11.06.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

    • Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»

    Все документы >>>

    Как применяется новая норма о замене штрафа предупреждением

    В настоящей статье я хочу рассмотреть особенности защиты по ч. 2.1. ст. 14.16 КоАП РФ – розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, в результате которой удалось отменить постановление административного органа и снизить назначенный штраф с 300 000 рублей до 150 000 рублей.

    Справка обобщения судебной практики по делам, связанным с применением
    ответственности за административные правонарушения,
    предусмотренные ст. 14.16 КоАП РФ

    В соответствии с планом работы Федерального арбитражного суда Центрального округа на первое полугодие 2008 года проведено обобщение судебной практики по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.16 КоАП РФ.

    Статьей 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

    Указанная статья Кодекса состоит из четырех частей, определяющих четыре самостоятельных состава правонарушения.

    За проверяемый период (2007 г. и 1 квартал 2008 г.) не установлено поступления в Федеральный арбитражный суд Центрального округа кассационных жалоб на судебные акты арбитражных судов по делам, связанным с применением административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1, 4 ст. 14.16 КоАП РФ.

    Частью 1 ст. 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

    Частью 4 указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

    Таким образом, обобщение судебной практики проведено по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

    В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей, предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке не соответствующих установленным законом требованиям — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Дела этой категории рассматривают судьи арбитражных судов, которым предоставлены полномочия на основании ст. 23.1 КоАП РФ привлекать виновных лиц (юридических) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

    При рассмотрении дел этой категории суды обоснованно учитывают требования статьи 10.2, в которой дан перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в соответствии с которой запрещается поставка или розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

    При полном отсутствии документов, сопровождающих легальный оборот алкогольной продукции либо отсутствии одного из этих документов и непредставлении их административному органу, проводящему проверку, или же арбитражному суду, рассматривающему дело, применяется ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

    Арбитражные суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях, совершенных при указанных обстоятельствах, правильно применяли нормы материального права и отмен либо изменений судебных актов по этим мотивам не имелось.

    Различная судебная практика складывалась по делам, связанным с применением ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в случаях поставки или розничной продажи продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов.

    В частности, действия виновных лиц, связанные с незаполнением продавцом алкогольной продукции одного из разделов справки к товаротранспортной накладной (на отечественную продукцию) либо справки к грузовой таможенной декларации (на импортную алкогольную продукцию), судами квалифицировались как по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, признавая справку товаротранспортным документом, так и по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, считая это нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции (дело N А62-2567/2007, N А64-1374/07-4).

    Подобная практика складывалась и у судей Федерального арбитражного суда Центрального округа при принятии постановлений по проверке законности судебных актов арбитражных судов.

    В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.02.2008 г. N 13646/07 по заявлению ООО «Торгово-промышленный центр «П» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2007 г. по делу N А54-754/2007-С18 сделаны следующие выводы и обоснования по квалификации правонарушений, связанных с ненадлежащим оформлением справки к товаротранспортной накладной.

    Административная ответственность по части 2 ст. 14.16 КоАП РФ наступает при розничной продаже алкогольной продукции без справки к товаротранспортной наклад��ой.

    Один лишь факт ненадлежащего оформления правой части раздела «Б» справки к товаротранспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и, в связи с этим, не образует состава правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

    Судья Тушинского районного суда адрес фио, По адресу: адрес, рассмотрев административное

    дело по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ «Об

    административных правонарушениях» в отношении должностного лица управляющего наименование организации, по адресу: адрес, фио, паспортные данные, зарегистрированного по адресу: адрес, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

    фио привлекается к административной ответственности за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

    ДД.ММ.ГГГГ 2017 года

    Судья Автозаводского районного суда ФИО21

    при секретаре ФИО3,

    с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Смирновой ФИО7,

    должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО5,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2^1 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Смирновой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , гражданки РФ, замужем, работающей продавцом в ИП «ФИО4», зарегистрированной и проживающей по адресу: ,

    Согласно протоколу об административном правонарушении № от 13.02.2017г., продавец Смирнова ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 16 часов 20 минут, находясь на рабочем месте в магазине «Елена», принадлежащем ИП «Чумаков», расположенном по адресу: , осуществила продажу несовершеннолетнему ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., алкогольной продукции — коктейль «Блейзер», 2 бут., емкостью 1,5 литра, крепостью 8,0 %, тем самым продавец Смирнова ФИО9 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2^1 ст. 14.16 КоАП РФ.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Смирнова ФИО10 в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала, пояснила, что в указанный день она действительно работала на своем рабочем месте в магазине «Елена», но не помнит, чтобы данный напиток мог купить подросток, поскольку данный коктейль в магазине покупают постоянно один и тот же контингент, т.е. определённый круг людей. Поэтому она не могла продать данный вид алкоголя подростку.

    Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования территории был обнаружен подросток, которым оказался несовершеннолетний ФИО6, он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. На вопрос где он купил алкоголь, подросток ответил, что в магазине «Елена» продавец — девушка продала ему алкоголь, в связи с чем, был составлен рапорт, проведены соответствующие мероприятия и составлен протокол об административном правонарушении в отношении Смирновой ФИО11 по ст. 14.16 ч. 2.1 КоАП РФ.

    В судебном заседании свидетель ФИО4, пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность в магазине «Елена» по адресу: . Смирнова ФИО12 работает продавцом в его магазине, кроме нее в магазине работает ещё один продавец. Сам ФИО4 знает об административной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, поэтому его продавцы неоднократно предупреждены и проинструктированы по данному вопросу. Также исходя из пояснений подроста, он описывал не его продавца Смирнову ФИО13, поскольку по внешним признакам она выглядит совсем по иному.

    Заслушав мнение лица, привлекаемого к административной ответственности Смирнову ФИО14, должностное лицо, свидетеля, исследовав представленные документы, судья приходит к следующему.

    [3]

    Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ наступает за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

    На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).

    СТ 14.17 КоАП РФ

    1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

    влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

    2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

    влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

    3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

    4. Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

    Административная ответственность юридических лиц (ст. 14.16, 14.17 КоАП РФ).

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

    3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

    4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

    5. Субъектами административного правонарушения являются юридические лица.

    6. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

    7. Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

    1. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
    2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
    3. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
    4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
    5. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
    • Постановление 02АП-9850/2019 от 03 февраля 2020 года по делу А29-6216/2019
    • Постановление 02АП-10779/2019 от 31 января 2020 года по делу А29-9424/2019
    • Постановление 02АП-11152/2019 от 28 января 2020 года по делу А82-8076/2019
    • Постановление 02АП-11185/2019 от 24 января 2020 года по делу А28-5981/2019
    • Постановление 02АП-11473/2019 от 29 января 2020 года по делу А17-2048/2019

    Заместитель председателя Камчатского краевого суда Верес И.А., рассмотрев жалобу законного представителя ООО «ТРОЯ» П. на постановление мирового судьи судебного участка N 25 Камчатского края от 17 февраля 2014 года, решение судьи Вилючинского городского суда Камчатского края от 21 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ООО «ТРОЯ»,

    1. Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

    При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

    2. Для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон о недрах)).

    Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

    Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а не статьей 7.6 КоАП РФ.

    3. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из следующего.

    Наказание по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ без конфискации

    6. При рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего.

    Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

    7. Согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

    При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

    В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

    8. Установленная статьей 14.10 КоАП РФ административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, по смыслу этой статьи, может быть применена лишь в случае, если предмет правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений.

    При этом судам следует учитывать: указанное определение предмета административного правонарушения не означает, что к административной ответственности, предусмотренной названной статьей, может быть привлечено лишь лицо, непосредственно разместившее соответствующий товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходное с ними обозначение на таком предмете.

    Способы использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара в силу статей 1484 и 1519 ГК РФ не ограничиваются лишь размещением перечисленных средств индивидуализации. Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом.

    С учетом изложенного статья 14.10 КоАП РФ охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации такого товара с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

    За нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только первый продавец соответствующего товара.

    Кроме того, судам надлежит исходить из того, что с учетом статьи 1484 ГК РФ такие действия, как приобретение товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака, независимо от цели приобретения, а равно хранение или перевозка такого товара без цели введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ.

    9. При анализе вопроса о вине юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в совершении административного правонарушения, определенного статьей 14.10 КоАП РФ, суды должны исходить из следующего.

    16. При рассмотрении дел о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 14.33 КоАП РФ, судам надлежит учитывать следующее.

    16.1. В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

    В статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

    При этом при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

    16.2. Пункт не применяется — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2..

    17. Частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

    С учетом этого именно по данной части, а не по статье 14.10 КоАП РФ надлежит квалифицировать действия, выразившиеся во введении в оборот товара с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если эти действия являются актом недобросовестной конкуренции.

    Для квалификации конкретных совершенных лицом действий по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ следует исходить из цели таких действий. В частности, о том, что соответствующие действия являются актом недобросовестной конкуренции, может свидетельствовать их направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, объем реализуемой продукции.

    При этом, поскольку частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся только во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а не за любое незаконное использование таких результатов или средств, субъектом административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названной нормой, по смыслу указанной части может быть лишь лицо, которое первым ввело в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

    20. Пункт исключен постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 28..
    ____________________________________________________________________
    Пункты 21 и 22 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 20 и 21 настоящей редакции — постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 28.
    ____________________________________________________________________

    20. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.

    Таким образом, заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.

    Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

    При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось.

    21. Судам следует учитывать, что частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.

    С учетом этого составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Председатель
    Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации
    А.А.Иванов

    Секретарь Пленума
    Высшего Арбитражного Суда
    Российской Федерации
    Т.В.Завьялова

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    ЗАО «Кодекс»

    Номер документа: 11
    Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
    Дата принятия: 17 февраля 2011

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, — влечёт наложение административного штрафа
    на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
    на юридических лиц — от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
  2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определённых федеральным законом, — влечёт наложение административного штрафа
    на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    на юридических лиц — от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечёт наложение административного штрафа
    на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции — влечёт наложение административного штрафа
    на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
    на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
  4. Утратила силу.

Если у вас остались вопросы по статье 14.16 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • рекомендации для судов по вопросам арбитражного процесса от
  • Взыскивать фискальную задолженность ИП можно только со счета для ведения предпринимательской деятельности
  • ВС запретил делать в приговоре имеющие преюдициальное значение выводы
  • особенности раздела совместно нажитого имущества, если часть его находится за рубежом
  • оценка добросовестности сторон при оспаривании сделок по продаже имущества должника

В Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2020 года приведены следующие правовые позиции:

Алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежат изъятию, а не конфискации

Указанные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации ( см. подробнее п. 1 Обзора практики).

Конфискация как обязательное дополнительное наказание по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ не применяется в отношении орудий и предметов, находящихся в незаконном обороте

Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте ( см. подробнее п. 2 Обзора практики).

Конфискации подлежит только та алкогольная продукция, которая являлась предметом правонарушения

Дело № 4А — 208/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ульяновск 09 июня 2017 года

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Медведевой Н*** С*** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района г.Ульяновска, и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Ульяновска, от 17 февраля 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 марта 2017 года в отношении индивидуального предпринимателя Медведевой Н*** С*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка №7 Ленинского судебного района г.Ульяновска, и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Ульяновска, от 17 февраля 2017 года индивидуальный предприниматель Медведева Н*** С*** признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Не согласившись с этим постановлением, индивидуальный предприниматель Медведева Н.С. обжаловала его в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

# Название Cуд Решение
542528 Постановление суда по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ

В Центральный районный суд г. Кемерово поступило дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Гусейнова Ш.Р.о.Определением оперуполномоченного УЭБ и ПК ГУ МВД России по КО майором полиции Рихером А.Н. от 04.01.2017.

Центральный Вынесено постановление 542527 Постановление суда по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ

В Центральный районный суд г. Кемерово поступило дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении Гусейнов Ш.Р.оОпределением оперуполномоченного УЭБ и ПК ГУ МВД России по КО майором полиции Рихером А.Н. от 04.01.2017, .

по делу об административном правонарушении

г. Багратионовск 16 марта 2017 года

Судья Багратионовского районного суда Калининградской области Новицкая А.Э.,

при секретаре Коневой В.И., а также с участием лица, привлекаемого в административной ответственности Борисяк Т.П., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении

Борисяк Татьяны Павловны, 12 марта 1975 года рождения. уроженки с. Журава Винницкой области, Украины, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей г. Багратионовск ул. Утина дом 9 квартира 7, имеющей средне- специальное образование, заведующей магазина ИП « Дмитриченко»,

По делу проведено административное расследование, по окончании которого материалы административного производства направлены в Багратионовский районный суд Калининградской области.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, опросив лицо, привлекаемое к административной ответственности, опросив свидетеля Щербакову З.Н., судья приходит к следующему.

Частью 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций > Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции’ target=’_blank’>14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

В соответствии со ст. (ред. от 01.05.2020) > «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» > Глава I. Общие положения > Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе’ target=’_blank’>2 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 названного Федерального закона и без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.

Из указанных норм следует, что документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежащим образом оформленные справки, должны находиться непосредственно в торговой точке в целях удостоверения легальности ее производства/оборота и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу.

Под розничной продажей алкогольной продукции понимается такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.

В связи с этим, неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже алкогольной продукции является ее хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

В соответствии со ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 24. Общие положения > Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях’ target=’_blank’>24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении’ target=’_blank’>26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.2. Доказательства’ target=’_blank’>26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]