Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право родителей присутствие на уроке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Перед тем как ответить на вопрос, могут ли родители присутствовать на занятии, стоит изучить основные права и обязанности родителей в школьном учреждении.
Права родителей учащихся регулируются законом «Об образовании». Его не стоит путать с Семейным Кодексом.
Данное законодательство рассматривает детей, как непосредственных участников процесса образования. Родители же в этом случае являются их законными представителями.
Знание основных законных положений позволит родителям в спорных ситуациях действовать исключительно в интересах ребенка. Можно будет опираться не на эмоции, но строго на закон.
Права родителей в школе — можно ли родителям присутствовать на уроке
В современной школьной практике нахождение родителей на уроках не обязательно может быть вызвано их желанием. Нередко сам преподаватель просит их посетить урок. Среди основных причин приглашения родителей можно отметить:
- Плохая успеваемость ребенка.
- Поведение не соответствует установленным правилам.
Приглашая родителей на урок, учитель стремится показать им объективную картину успеваемости и поведения ученика.
Довольно часто родители высказывают желание посетить уроки по той причине, что не уверены в общей компетентности педагога, обучающего детей. Они понимают, что судить о компетентности и об уровне профессионализма учителя по высказываниям ребенка – неправильно.
На свидетельствах такого плана не стоит делать какие-либо выводы. дети очень часто преувеличивает серьезность и сложность ситуации. Желательно посетить урок, посмотреть, как преподается тема, как ведет себя ребенок.
В настоящее время попасть в школу на урок внезапно без предупреждения невозможно. Современные школы представляют собой заведения с повышенными требованиями к обеспечению безопасности. Родители по этой причине часто остаются в стороне от образовательного процесса.
Чтобы исправить ситуацию, родителям предлагается объединиться в специальные советы и контролировать процесс обучения. Советы собирают специальные собрания, на которых можно с учителями и с администрацией решать вопросы, высказывать мнения и вносить разные предложения.
Если родитель активно следит за жизнью школы и класса, ему не придется присутствовать на уроке. Это отличная возможность следить за тем, как движется образовательный процесс, какого качества и уровня знания получают дети.
- Существует определенная нормативная база, в соответствии с которой школьное учреждение должно предоставить родителю максимальное количество информации об ученике.
- В рамках установленной нормативной базы родители имеют право изучить особенности образовательного процесса через посещение занятий.
- Посещая занятия, опекуны или родители должны строго соблюдать устав и внутренний режим школы.
- Посетить урок разрешается только по предварительной договоренности с руководством.
- Родителям предоставляется возможность принять участие в жизни своего ребенка и посещаемого им образовательного учреждения.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Родители должны заботиться о своих детях
Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители
имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Согласно пп.5 п. 3 ст. 44 Закона об образовании,
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право защищать права и законные интересы обучающихся.
Родители – участники образовательного процесса
Согласно п. 31 ст. 2 Закона об образовании,
участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно пп. 7 п. 3 ст. 44 Закона об образовании,
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
Устав и ЛНА школы – не истина в последней инстанции
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (п. 4 ст. 30 Закона об образовании).
Да, могут. И чаще всего они делают это не из-за того, что у них нет времени, а из-за эмоций, которые возникают, когда их вызывают. Это могут быть страх, стыд, чувство вины и злость. Родители боятся того, что их дети попали в беду и того, что они сами не смогут с этим справиться. Им стыдно и совестно от того, что они не приняли нужные меры, что ребенок причиняет вред другим и себе. И они злятся от того, что школа сама не смогла справиться с ребенком и его проблемами. Чтобы помочь родителям справиться с эмоциями, учителю нужно проявить максимум уважения и такта, а не давить на родителей еще больше.
С другой стороны, если ребенок дерется, портит школьное имущество, оскорбляет учителей, вмешательство родителей необходимо несмотря на тяжелые эмоции. Если родители не реагирует, то школа может обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и они сами будут взаимодействовать с родителями и делать все, чтобы они пошли на контакт.
Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка
Уважаемые коллеги, друзья! Мы приветствуем Вас на сайте службы по контролю и надзору в сфере образования Министерство образования Республики Мордовия. Мы обеспечиваем информационную открытость контрольно-надзорной деятельности, прозрачность процедур при оказании государственных услуг. Наш сайт – это электронный ресурс, посещая который, вы всегда будете обладать актуальной и востребованной информацией. Уверена, что сайт будет интересен и полезен всем участникам образовательных отношений, станет ориентиром для обеспечения качественного образования.
Вы можете отправить свое электронное обращение или задать вопрос в разделе сайта, который называется «Виртуальная приёмная» и расположен в меню «Обращение граждан».
- обеспечить получение среднего образования (9 классов). Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;
- соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
-
уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
Все дети школы – такие же дети, как и ваш ребёнок. Представьте на месте других своего ребёнка, и вам вряд ли захочется, чтобы к нему было плохое отношение. Любые конфликты в школе следует решать только с классным руководителем и администрацией, но ни в коем случае не самому. Также и работники школы (учителя, техперсонал, работники столовой и т.д.) такие же люди, как и вы. Школа – это их работа и если возникают какие-то разногласия, стоит их решать в спокойном тоне.
- отказать в получении информации об его ребёнке;
- не пускать родителей в школу (всякие отмазки, типа «у вас нет медосмотра» и пр. незаконны!);
- оскорблять.
К счастью, такие случаи в школе случаются нечасто. Школа всегда рада тому, что родители интересуются своим ребёнком. Ведь идеал воспитания и образования – когда школа и родители делают это вместе и не противоречат друг другу.
Бесспорно, главным духовным ориентиром и нравственной основой для ребенка является семья, ее ценности, устои и отношения. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» — говорится в законе Российской Федерации «Об образовании».
Конечно, все семьи абсолютно разные. И свой подход к воспитанию потомства каждая семья считает единственно верным. Кто-то занимается образованием ребенка едва ли не с младенчества, расписывая поминутно его ежедневное разностороннее обучение. Другие считают, что у детей «должно быть детство», и отдают предпочтение физическому, нравственному и эмоциональному развитию детей. Есть, конечно, и те, кто не вникает в тонкости педагогики и заботится лишь о самом необходимом — главное, чтобы ребенок «был обут, одет и понимал, что его любят». Воспитание в неблагополучных семьях — отдельная тема.
В свою очередь, педагоги воспринимают вмешательство родителей в учебный процесс как вторжение слона в посудную лавку. Однако статус учителя в современной школе изменился радикально. Теперь это менеджер, предоставляющий заказчику определенный объем знаний по конкретной методике. А новый подход к образованию как сфере услуг дает полное право родителям считать себя заказчиками этих самых услуг. И если это люди с хорошим достатком, не привыкшие выбрасывать «деньги на ветер», то они с самого первого дня желают получать очевидные свидетельства того, как их чадо, старательно вгрызаясь в гранит науки, несется вверх по лестнице к будущим карьерным успехам.
Если задать родителям детей, которые учатся в обычной школе, вопрос об их участии в учебной и воспитательной деятельности, скорее всего они расскажут о родительских собраниях, сборах на ремонт и нужды класса, о подарках для учителей, об организации выпускных праздников и мероприятий к окончанию учебного года, ну и, возможно, о выездах на экскурсии или спектакли. Чаще всего это люди, обремененные заботами о достатке семьи и повседневными хлопотами. И их аргумент простой — ребенка вырастили, до школы довели, а дальше за него пусть отвечают специалисты, имеющие профессиональное педагогическое образование.
В российских школах учителя категорически против вмешательства родителей в учебный процесс, так как изначально считают, что их методика преподавания не может быть оценена достаточно компетентно дилетантами, а рекомендации и требования будут неправильно истолкованы. На педагогических форумах полно примеров грубого и некомпетентного вмешательства родителей в учебный процесс. Педагоги так часто сталкиваются с проблемами, что по их мнению, сегодня особую актуальность приобрел вопрос о включении в закон «Об образовании» раздела о защите прав учителя.
По российскому законодательству у родителей есть право довольно пристально контролировать школу. Но в силах ли они реально влиять на учебный и воспитательный процесс? В любой школе, частной или государственной, родители имеют возможность следить за процессом и результатами обучения развития и воспитания. Чтобы не смущать учителя своим присутствием, в классах некоторых школ даже установлены видеорегистраторы. При желании родители могут посещать уроки, интересоваться ассортиментом и качеством питания в буфете и быть гостями на любом школьном мероприятии.
Закон «Об образовании», принятый в июле 1992 года, претерпел немало изменений и дополнений за последние 25 лет. Сегодня он дает родителям широкие права вмешиваться не только в учебный процесс, но даже контролировать зарплату учителей. Наиболее эффективно воздействие на учителя через управляющий совет школы, который имеет полномочия распределять так называемые стимулирующие фонды оплаты труда. Если учесть, что в состав совета обязательно должны входить родители, то можно утверждать, что появился реальный рычаг воздействия — реальная возможность влиять на учителя рублем.
Для целей настоящей Политики применяются термины и определения, указанные в Пользовательском соглашении, а равно поименованные в настоящей Политике.
Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.
Оператор обработки персональных данных — ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041.
Могут ли родители посещать уроки учителей?
— Здравый смысл;
— Локальные акты образовательных организаций;
— Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее — Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)
Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.
Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.
Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.
Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования?
Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ.
Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы:
— Кто имеет право посещать занятия педагога?
— За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия?
— Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?
— и т.д.
- Правила внутреннего распорядка организации.
- Требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями)…(п.2 ч.4 ст.44).
Таким образом, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей, но посещение родительских собраний в качестве обязанности родителей законодательно не закреплено.
Родительские собрания — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.
Школа не может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.
Если родитель по каким-либо причинам не может посетить родительское собрание, необходимо сообщить об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Как правило, у педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни обучающегося.
Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются обучением своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.
Если родители заранее предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет тетя или бабушка, то это вполне возможно. Юридических оснований отказать в присутствии данных лиц на собрании нет.
Однако следует понимать, что официальными представителями ребенка являются родители, и только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения.
Если возникли проблемы на родительском собрании или с родительским комитетом, и вам необходимо принять решение или составить жалобу? Рекомендуется ознакомиться с Уставом ОО, а также Положением «О родительском собрании», в котором должны быть освещены цели, задачи, правила и функции родительского комитета.
Большинство родителей сегодня имеет доступ в интернет, каждая образовательная организация имеет свой сайт, на котором размещается вся необходимая для родителей информация, у обучающихся есть электронные дневники.
У родителей есть возможность получать консультации учителей, посредством смс-сообщений и т.п.
Таким образом, сегодня родительское собрание может быть и нетрадиционным. На собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют взаимопониманию между родителями и учителями.
Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.
44-я статья посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.
Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.
Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима работы.
О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.
Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.
Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.
Если это не помогло или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.
Права и обязанности родителей в школе
На каком основании родители имеют право посещать уроки учителя?С каждым годом родители учащихся становятся все более и более компетентными во многих вопросах, которые касаются обучения их детей. Многочисленные форумы о школе, сайты образовательных организаций, образовательные порталы дают возможность родителям максимально понять, что такое образовательный процесс.
Сегодня родителям предоставлена масса возможностей непосредственно познакомиться и узнать больше о школьной жизни ребенка. Это и родительские собрания, и «дни открытых дверей», и посещение родителями уроков, а также совместное с детьми участие во внеклассных мероприятиях. Всё это помогает снять лишнюю тревожность родителей относительно процесса школьного обучения.
Но, несмотря на открытость многих образовательных организаций, некоторые родители, приходя на консультацию, обращаются с просьбой ознакомиться с ходом образовательного процесса вне запланированных графиком школы мероприятий.Причины такого интереса бывают очень разнообразные.
Есть папы и мамы, которые слишком сильно беспокоятся о своем ребенке, заметив, что поведение ребенка, его психологическое состояние изменились, в связи с поступлением в образовательное учреждение. Чаще всего такими тревожными бывают родители первоклассников, дети которых только начинают привыкать к школе и учителю.
Им интересно, как ребенок вел себя в школе, сколько раз ответил на уроке, поднимал ли руку, с кем общался на переменах. Такой интерес вполне оправдан. Поэтому родители первоклассников всегда с большим удовольствием откликаются на предложения педагогов посетить уроки, праздники, спортивные мероприятия, консультации школьных специалистов.