На какие авто нужно устанавливать тахограф в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие авто нужно устанавливать тахограф в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
  • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

1. Оснащению тахографами подлежат:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
  • транспортные средства категорий N21 и N31, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»2.

При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

  • Все автобусы.
  • Все грузовики категории С.

На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

  • Все автобусы.
  • Все автомобили категории С, принадлежащие юридическим лицам.
  • Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам.

Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза «грузовой автомобиль» отсутствует. В графу «тип ТС» внесена фраза «кран-манипулятор». То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

Тахографы для физлиц: кто должен установить в 2021 году?

Рассматриваемый документ содержит также и перечень исключений, при которых устанавливать тахограф не требуется. И в данный перечень внесено довольно много изменений.


за исключением:

2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

В старой версии документа, которая действует до 31 декабря 2020 года, фраза «за исключением» относится абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, в том числе к грузовикам и автобусам физических лиц.

В новом документе прямо говорится о том, что исключения распространяются только на юридические лица и ИП, то есть исключения для автомобилей физических лиц отменяются.

Однако это хорошо согласуется с рассмотренным выше изменением, требующим от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. А в перечень исключений входят транспортные средства, которые в свидетельстве о регистрации имеют другое значение в поле «тип ТС» (автобетононасосы, молоковозы и т.д.).

Рассмотрим изменения, которые внесены в перечень транспортных средств, на которые не требуется установка тахографов, в виде таблицы:

до 31 декабря 2020 года с 1 января 2021 года
транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
скотовозы
машины для перевозки птицы
машины для перевозки живых животных
машины для перевозки пчел
специальные транспортные средства
передвижные библиотеки
передвижные автосцены
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования

Данная таблица позволяет понять, что перечень исключений стал шире.

Единственная категория транспортных средств, которая удалена из списка, — это специальные транспортные средства. Хотя нужно прямо сказать, что эта категория вызывала больше проблем, чем пользы. Ведь формулировка не позволяет понять, что подразумевается под фразой «специальные ТС», поэтому многие владельцы грузовиков пытались «подогнать» под нее свое транспортное средство.

В Приказе Минтранса №440 описан ряд исключений из списка ТС, подлежащих обязательному оснащению тахографами.

  • Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
  • Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
  • Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
  • Автобиблиотеки, автосцены.
  • Автомобили для перевозки живых животных, пчел.
  • ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
  • Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР. То есть тахограф нужен – ЕСТР.

Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года

Сроки оснащения транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, будут определены соответствующим Постановлением Правительства РФ в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»

Полный приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440.

Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:

  • пассажирском транспорте, эксплуатируемом юрлицами и ИП, в котором число мест, помимо водительского, больше 8;
  • грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
  • автобусах, эксплуатируемых физическими лицами;
  • пассажирском транспорте, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров.

ВАЖНО! Приказы Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 утратили силу.

В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).

Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.

Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).

Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.

Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.

Не все водители автотранспорта вправе получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:

  • имеет удостоверение на право вождения транспортного средства категорий «С», «D», «E»;
  • проживает на территории Российской Федерации не менее 185 дней в году;
  • старше 18 лет — для грузового транспорта весом менее 7,5 тонн, и старше 21 года — для пассажирского транспорта. Для пассажироперевозчиков необходимо иметь стаж работы не менее года.

Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:

  1. Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
  2. Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
  3. Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
  4. Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
  5. Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.

Должностные лица, на которых возложена обязанность оснастить транспорт нужным оборудованием, нередко задаются вопросом: где сделать карту водителя для тахографа и что для этого нужно. Способов три:

  1. В офисе сервисного центра или лицензированной организации. С их перечнем знакомятся на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «РОСАВТОТРАНС».
  2. Заказать карту онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте аккредитованной организации, заполнить форму заявки и загрузить отсканированные копии документов.
  3. Обратиться с документами в ближайший МФЦ, расположенный в микрорайоне по месту жительства.

Для оформления потребуется пакет документов, конкретно, какие документы нужны для оформления карты водителя для тахографа:

  • заявление работника о выдаче;
  • копия паспорта водителя и руководителя;
  • копия водительского удостоверения;
  • черно-белая фотография 3×4 см;
  • копия СНИЛС;
  • ОГРН работодателя (для СКЗИ).

Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014

АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014

ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015

ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018

Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 марта 2020 г.;
  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 июня 2020 г.;
  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, — до 1 сентября 2020 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 декабря 2020 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 марта 2021 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн) , экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 июня 2021 г.
  • Категория М3 (автобусы полной массой более 5 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 ноября 2019 г.;
  • Категория М3 (автобусы полной массой более 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 февраля 2020 г.;
  • Категория М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 мая 2020 г.;
  • Категории М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 августа 2020 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 ноября 2020 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 февраля 2021 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи — до 1 января 2022 г.

Однако, на днях в сети появилась информация об отмене требований по обязательной установке тахографов на транспортные средства физлиц. Это было связано с выходом Постановления Правительства от 26.10.2020 №1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств».

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

  • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
  • Онлайн-тахографы: последние новости [5.06.2020] — 05/06/2020
  • Тахографы для автобусов физлиц стали обязательны с 1 мая 2020 года — 01/05/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 января 2022 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 февраля 2021 года — 01/03/2020
  • Новые права, ПТС и СТС с 1 декабря 2020 года [+образцы] — 25/11/2020
  • В ГИБДД прокомментировали новые правила экзамена на права 2021 — 23/11/2020
  • «Помощник ОСАГО» заработал по всей России — 23/11/2020
  • Водителям разрешили самим укомплектовать аптечки с 1 января 2021 года — 23/11/2020
  • Госдума не поддержит штрафы за превышение скорости на 1 км/час — 20/11/2020
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
  • Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • Закон о такси 2021: 11 важных изменений — 06/01/2021

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.

В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  1. В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  2. Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  3. Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
  4. Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.

В карте также произошла замена следующих терминов:

  • организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  • термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
  • периодическая инспекция заменена на термин «настройка».

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.

Приказ Минтранса РФ №440 коректирующий ПМ №36

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  • замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  • сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  • проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
  • передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  • выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  • направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:

  • Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
  • В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:

Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.

Мастерская — сервисный центр.

Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.

до конца 2020г. с января 2021г.
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…”
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…”
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….”
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…”

Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ «Росавтотранс». Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.

Штрафы за отсутствие тахографа на грузовых автомобилях в 2021 году

1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее — Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

2. Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»1, и должен состоять из бортового устройства, а также следующих компонентов:

1) карт тахографа (далее — карты, если не указано иное);

2) датчика движения;

3) антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;

4) антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

5) комплекта монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

3. Бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него:

1) устройство обработки данных;

2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;

3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее — блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

аутентификацию водителя, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе их территориальных органов (далее — контрольные органы), сервисного центра (далее — мастерская, если не указано иное), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее — владельцы транспортных средств), а также соответствующих карт;

регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее — защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее — ключевая информация), и аутентифицирующей информации;

измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее — ГНСС) и выделение навигационных сообщений с целью определения и регистрации в некорректируемом виде пространственных координат транспортного средства и текущего времени (поправки показаний часов);

синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU)2 при работе по сигналам ГНСС с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);

4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;

5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографа);

6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией- изготовителем тахографа);

7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);

8) средство отображения информации (дисплей);

9) печатающее устройство;

10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

11) средства визуального и звукового предупреждения;

12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;

13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;

14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;

15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографа);

17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).

4. Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

5. Тахограф должен обеспечивать внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее — активизация тахографа).

7. В тахографе должны применяться следующие типы карт:

1) карта водителя — обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

2) карта контролера — обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств;

3) карта мастерской — обеспечивает идентификацию и аутентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств;

4) карта предприятия — обеспечивает идентификацию и аутентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

8. Лицевая сторона карты водителя должна содержать:

обозначение Российской Федерации (в верхнем левом углу карты белыми буквами на синем фоне) в соответствии с Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.3;

наименование типа карты и страны ее применения на русском языке «Карта водителя Российская Федерация» (в верхней части карты);

данные в следующих позициях:

позиция «1.» — фамилия водителя;

позиция «2.» — имя водителя;

позиция «3.» — дата рождения водителя;

позиция «4а.» — дата начала действия карты водителя;

позиция «4b.» — дата окончания действия карты водителя;

позиция «4с.» — наименование организации-изготовителя карты водителя;

позиция «5а.» — номер водительского удостоверения;

позиция «5b.» — номер карты водителя;

позиция «6.» — фотография водителя;

позиция «7.» — личная подпись водителя;

позиция «8.» — адрес места жительства (места пребывания) водителя.

46. Тахограф при работе с картами должен обеспечивать:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;

6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;

7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.

83. Тахограф должен обеспечивать регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени управления транспортным средством и времени отдыха водителей транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности, созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

84. Реализация криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, регистрируемой, обрабатываемой и хранимой в тахографе, и подлежащей защите в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и пунктом 83 Требований, должна осуществляться блоком СКЗИ тахографа и картами.

85. Разработка блока СКЗИ тахографа и карт должна осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.

86. Организации-изготовители должны осуществлять разработку и производство моделей тахографа, моделей карты и моделей блока СКЗИ тахографа в соответствии с Требованиями.

87. Модель тахографа и модель карты тахографа должны соответствовать Требованиям при использовании со всеми моделями блока СКЗИ тахографа, учтенными в перечне сведений о моделях блока СКЗИ тахографа.

Модель карты тахографа и модель блока СКЗИ тахографа должны соответствовать Требованиям при использовании во всех моделях тахографов, учтенных в перечне сведений о моделях тахографов.

Модель блока СКЗИ тахографа и модель тахографа должны соответствовать Требованиям при использовании со всеми моделями карт, учтенными в перечне сведений о моделях карт.

88. Производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.

89. Создание и выдача квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт должны осуществляться с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»9.

90. Тематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа, в том числе в составе тахографа, на соответствие требованиям по безопасности информации должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.

91. Выпуск карт, создание и выдача квалифицированных сертификатов карт, выполнение иных, необходимых для выполнения указанных работ функций, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи», должны выполняться организациями, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.

92. Выпуск и аннулирование выпущенных квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт должен осуществлять удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, определенном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи».

93. Загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов должны осуществлять организации-изготовители карт и блоков СКЗИ тахографов.

94. Карты контролера, мастерской и предприятия должны содержать квалифицированный сертификат, определяющий полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, к данным защищенного архива блока СКЗИ тахографа и данным карты водителя.

95. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт должно осуществляться с применением средств, соответствующих требованиям Положения ПКЗ-2005.

1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) техническое обслуживание тахографа;

3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее — модернизация тахографа);

4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;

5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа должен включать:

1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя тахографа;

3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ «Росавтотранс».

3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:

1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;

2) настройку тахографа.

4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем;

2) давление в шинах должно соответствовать инструкциям организации- изготовителя транспортного средства;

3) износ шин должен соответствовать требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14;

4) транспортное средство должно приводиться в движение собственным двигателем и двигаться прямолинейно по участку с однородным твердым покрытием на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации-изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.

5. Настройка тахографа должна включать:

1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;

2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;

3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.

6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:

1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;

2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;

3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;

4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;

5) замены блока СКЗИ тахографа;

6) нарушения пломбировки тахографа.

7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа.

После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:

1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;

2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;

3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.

При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:

1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;

2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее — Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности. Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

2. При контроле должна осуществляться проверка соблюдения следующих требований:
1) на транспортном средстве, подлежащем оснащению тахографом в соответствии с приложением № 2 к настоящему приказу, установлен тахограф, сведения о модели которого учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов в соответствии с приложением № З к настоящему приказу;
2) установленный Ма транспортное средство тахограф активизирован (осуществляется взаимная аутентификация карт и блока СКЗИ тахографа);
3) тахограф работает исправно, не блокирован и не подвергнут модификации;
4) регистрируемая тахографом информация не блокируется и не корректируется;
5) сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) на тахограф нанесен знак поверки и (или) оформлено свидетельство о поверке тахографа, и (или) сделана запись в паспорте (формуляре) тахографа, заверенная подписью поверителя и знаком поверки с не истекшим сроком действия.

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

4. При осуществлении контроля должны производиться:
1) визуальное исследование элементов тахографа, мест и правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями организации-изготовителя тахографа, включая проверку наличия пломб с номером мастерской, производившей установку тахографа;
2) проверка наличия в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа, установленного на данное транспортное средство;
3) проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей;
4) проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей;
5) сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей;
6) проверка вывода информации на дисплей;
7) проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства в момент начала и окончания периодов времени управления транспортным средством;
8) проверка автоматического определения местоположения транспортного средства;
9) проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав которых блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местоположения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью;
10) проверка наличия сведений о результатах поверки тахографа, подтверждающих его пригодность для применения, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) проверка наличия на тахографе знака поверки и (или) свидетельства о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

Для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов, в том числе и принадлежащих физическим лицам, эти нормативы составят:
Движении в сутки не более 9 часов;
Каждые 4,5 часа необходимо делать перерыв 45 минут;
Либо в течении 4,5 часов делать два перерыва 15 и 30 минут;
Два раза в неделю при еобходимости можно проводить за рулем 10 часов;
Общее время за рулем в неделю, не должно превышать 56 часов;
Общее время за рулем за две недели, не должно превышать 90 часов;
Отдых водителя должен совокупно составлять в сутки 11 часов;

В 2021 году никаких изменений в закон внесено не было. Сейчас действуют законы, принятые в 2019 году и обновленные в 2020 году. С последним обновлением штраф за отсутствие тахографа стали выписывать и физическим лицам, то есть водителям транспорта.

Какие законы регулируют использование тахографов

Всем автовладельцам, попадающим в “группу риска” (то есть ИП, ООО и физлицам, владеющим грузовиком и/или автобусом), стоит познакомиться непосредственно с нормативными актами, которые и устанавливают правила езды с тахографом. В 2021 году список этих законов таков:

  • ФЗ 386 от 30.10.2018. Здесь прописана необходимость установки тахограф на транспортное средство. В законе указано, какие ТС нужно оснащать тахографами, что считается тахографом и каким требованиям должны отвечать эти устройства.
  • ФЗ 216 от 26.07.2019. В этом законе фиксируется административная ответственность за отсутствие тахографа.

В ФЗ 216 закреплены изменения 2020 года. Новых законопроектов государство не выпускало, просто корректировало старый.

Тахограф: на какие транспортные средства он ставится в 2021 году?

Если ТС используется для перевозок через границу, то его нужно оснастить тахографом ЕСТР. Такое устройство отвечает не только российским, но и европейским требованиям к тахографам, установленным Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств. Так ни у водителя, ни у организации не будет проблем при пересечении границы.

Штрафы за отсутствие тахографа и его неисправность

Если в ТС не установлен тахограф, то размер штрафа зависит от того, кому принадлежит транспорт. Если это физическое лицо, то размер штрафа варьируется от 3 до 5 тысяч рублей. Юридические лица (в том числе ИП) должны будут выплатить от 30 до 50 тысяч рублей. При этом тип транспортного средства роли не играет — за неоснащенный тахографом автобус владелец должен будет выплатить столько же, сколько и за грузовик без такого счетчика.

Штраф также выписывается, если тахограф есть, но неисправен. Под неисправностью понимают также намеренную блокировку или фальсификацию сведений. Штраф составит 1–3 тысячи рублей для физлица (водителя) и от 5 до 10 тысяч рублей для ИП и других юридических лиц.

Тахограф может работать в трех режимах — вождение, проверка и ремонт. Для работы в первом режиме ему необходима карточка со встроенным микрочипом. На карточке хранятся данные о водителе, для которого она была выпущена. У каждого водителя, работающего на авто с тахографом, должна быть такая карта. Перед началом движения водитель вставляет свою карточку в тахограф, и устройство начинает регистрировать время движения и отдыха. Если карты для тахографа у водителя нет, то ГИБДД может выписать штраф.

За оформление карты водителя ответственна компания, нанимающая его. Она должна подать справку-ходатайство и пакет документов (паспорт, водительское удостоверение, СНИЛС и фото водителя) в аккредитованную компанию. И х список есть на сайте Росавтотранса. Подать документы можно онлайн, лично придя в отделение или в МФЦ по месту жительства.

Стоимость оформления карты для тахографа — около 3–5 тысяч рублей. Каждая компания, выпускающая карты с чипом, может устанавливать свои расценки, поэтому приведенная стоимость примерна. Расходы на оформление этой карты несет работодатель (это указано в статье 22 ТК РФ).

Если у водителя нет карты, его сразу оштрафуют от 1 до 3 тысяч рублей. Затем органы правопорядка будут выяснять, есть ли карта у водителя в принципе. Если ее не выпускали, то наступает ответственность и для транспортной компании, где работает этот водитель. Штраф для юрлица составит от 5 до 10 тысяч рублей. По закону водитель может избежать штрафа, если карта была утеряна в поездке, но, разумеется, никто водителю на слово верить не будет, а доказать, что карточка действительно потерялась, довольно трудно.

Итак, вы оснастили машину тахографом. Теперь можно не бояться штрафов? Как бы не так! Сотрудники ГИБДД после проверки тахографа имеют право выписать штраф за нарушение режима труда, то есть чрезмерно долгое вождение и слишком малые промежутки отдыха. Водителю будет выписан штраф в 2 000 рублей. Владельцам автомобиля (если это ООО или ИП) также будет выписан штраф, но уже крупнее. ИП заплатит до 25 000 рублей, а другие юридические лица — до 50 000 рублей.

Обратите внимание! Юридические лица несут ответственность не только за наличие нужного оборудования в машине, но и за соблюдение своими сотрудниками нормального распорядка дня.

Согласно законодательству, выписывать штраф за отсутствие или неисправность тахографа могут регулировщики — то есть фактически любые сотрудники ГИБДД. У каждого из них есть карточка с чипом, позволяющая считывать историю вождения. А вот инспекторы УГАДН не могут сверять режим водителя и проверять его тахограф. Они могут только проверять соблюдение норм ЕСТР у тех водителей и ТС, которые занимаются международной перевозкой. Таким образом, они могут выписать штраф только за несоответствие ЕСТР, но не за несоблюдение рабочего режима.

Если штраф был выписан ГИБДД, то проверить его (и оплатить) можно на сайте ГИБДД или через специальные приложения — такие, как OnlineГИБДД или ГосУслуги. Штрафы от УГАДН можно проверить и оплатить на сайте Ространснадзора.

Штраф за отсутствие тахографа в автомобиле в 2021 году?

«Гладко было на бумаге…», — эту слегка видоизмененную фразу Л.Н. Толстого уже давно считают пословицей. Отнести ее можно и к случаям установки тахографов. Изначально благое намерение контролировать рабочий график водителей, чтобы избежать аварий, связанных с переутомлением, при внедрении обросло массой юридических сложностей.

Кто должен ставит тахограф в России, кого оштрафуют за отсутствие прибора, соответствует ли установленное устройство нормам – эти и другие вопросы подробно разберем в данном материале.

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.

Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.

С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.

Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.

Рассмотрим вопросы, чаще других возникающие у читателей по следам различных публикаций в СМИ:

  1. «Тахографы отменили». Попадается и такая информация, однако здесь можно однозначно сказать – это ложь. Изменились типы машин, скорректирован ряд иных положений, но тахограф как инструмент (и повод для штрафа за его отсутствие) никто не отменял.
  2. «Я работаю как частник, нужен ли мне тахограф на личный грузовик?». В одном из последних изменений действие норм распространили на все машины, вне зависимости от форм собственности.
  3. «Существуют различные сроки установки тахографов, и, возможно, на мой автомобиль ставить прибор не нужно?». Если ваше авто в списках обязательных для установки, тахограф должен быть. Некий график внедрения действительно существовал ранее, но на данный момент все его положения уже должны быть исполнены.
  4. «Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?». Нужно! Это уже не миф. Аналогично предыдущему, существовал график замены приборов, но по всем направлениям он уже должен быть исполнен. Новые тахографы устанавливаются исключительно цифровые.

К другим сложностям и нововведениям мы еще вернемся далее, когда будем рассматривать проблематику конкретных типов автомобилей.

Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств. Рассмотрим, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях.

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

  • То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.
  • Режим труда и отдыха водителей
  • Режим управления личными грузовиками и автобусами

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]